В не таких уже далёких 00-х годах я был тем ещё любителем телевизионной и кинопродукции. Редкий большой фильм или сериал особенно, из тех что крутили по центральным каналам, которые удавалось ловить, проходил мимо меня. Правда смотрел я в основном просто чтобы смотреть и в прок мне мало что пошло из отсмотренного. Посему, когда в середине позапрошлого десятилетия начался подъём русской киноиндустрии и стали появляться действительно амбициозные ленты со статусом блокбастеров, я стал частым посетителем кинотеатров. Все эти Дозоры, Гамбиты и Волкодавы и иже с ними я отсматривал исправно. И пусть уже спустя пару лет эта волна скатилась в адуху фильмов от Энджой и присных, решивших, что если на кино стало возможно зарабатывать, то этим сможет заниматься каждый бездарь. Но все таки в моей памяти отечественное кино середины нулевых больше представляется со знаком плюса. Правда был один фильм который я умудрился пропустить и в киноверсии и при показах на ТВ в расширенном варианте из трёх частей. И фильмом этим стала картина о гибели подводников в ходе учений '72 метра'.
Хотя многие полагают что основой при создании фильма стала история гибели подводной лодки 'Курск', на самом деле фильм создан по рассказу ветерана подводника, написанному раньше. Единственное в чём можно подозревать киношников так это в попытке использовать тему ставшую актуальной в то время, ну или почтить картиной тяжкую долю моряков-подводников и память всех погибших на субмаринах. Точка зрения тут скорее будет зависеть от испорченности самого наблюдателя. Куда большее влияние скорее всего связанно с тем, что продюсер фильма Леонид Верещагин принимал участие в создании картины Кэтрин Бигелоу К-19 и это вдохновило его на создание собственного отечественного фильма о наших подводниках уж если Голливуд взялся за тему, то родным творцам казалось бы сам бог велел. Так что выход этого фильма в 2004 году был совершенно логичен.
Так о чём же картина? Подводная лодка 'Славянка' в ходе учений Северного флота натыкается на мину времён Великой отечественной, в результате чего получает пробоины, тонет и ложится на дно на глубине 72 метра. Выжившие моряки и один гражданский теперь пытаются выжить в полузатопленных отсеках лодки и хоть как-то спастись. Всё это разбавляется флешбеками из прошлого героев, попыткам их поисков на поверхности и внутренним разговорам-разборкам героев в своих грехах и своих жизнях. При чём если из фильма вырезать все сторонние сцены не относящиеся к самой основной истории, то канва окажется предельно простой: без особых сюжетных поворотов, с не таким уж большим набором неприятностей для наших героев и прямолинейным повествованием. Но в этом то и заключено отличие от более лощёных голливудских картин, где постоянно нагнетается напряжение и нерв сюжета вынужден постоянно держать зрителя за горло. Да и флешбеки, помимо совершенно лишнего в фильме любовного треугольника разрушившего дружбу двух молодых офицеров из-за прекрасной Нелли, в основном оборачиваются банальными байками, событиями из жизни и истории, а также морскими анекдотами. Что позволяет чуть лучше проникнуться героями фильма особенно рано выбывающему из сюжета капитану Янычару. И несколько смягчить тон фильма.
Состав героев оказывается представлен одним из самых лучших наборов наших актёров начала 00-х. Здесь и ушедшие: Андрей Краско, изобразившего сурового капитана-подводника с грустными глазами, разочарованного человека; да Владислав Галкин, вписавшийся в экипаж со своей харизмой свойского парня. Также к месту оказался и Маковецкий, исполнивший сложную роль совершенно маленького ничтожного человека, которую лего запороть выдавливая излишнюю слезинку и пожалейку, но в этом случае получился герой в которого легко веришь. Правда молодое крыло отвечающее за любовный недотреугольник: Башаров, Дмитрий Ульянов и Хаматова оказались более бледными и незапоминающимися персонажами. Хотя если Башаров осознанно отыгрывал такого чуто мерзенького персонажа, то здесь скорее зачёт. Из остальных героев можно отметить разве что главного виновника конечного решения в исполнении Гармаша.
Смотреть фильм приятно, ибо картинка внятная и чёткая даже на 4К телевизоре, разве что пару раз компьютерный графон палится совсем очевидно, но так-как всё основное действо происходит под водой и в полутьме, то глазу просто не за что цепляться. Авторам удалось неплохо передать клаустрофобную атмосферу замкнутого пространства, которое при затоплении сжимается до совсем узкой полоски воздуха под потолком, если бы не флэшбэки и вставки, которых добавили для телеверсии ещё больше, то картина была бы совсем мрачной и депрессивной. А так концовка, которая по своему производимому эффекту напоминает конец фильма 'Гравитация', в итоге даже воспринимается обнадёживающей и светлой, хотя так-то надежд совсем мало. Музыка - типичный Морриконе, пока идёт фильм кажется хорошей, но выветривается из головы моментально.
Что же мы имеем по итогу. Неплохое кино, которому конечно не хватает денежного лоска, напряжения и сюжетной проработанности лучших фильмов-катастроф, но при этом всё таки обладающим некоторой долей оригинальности. Я слышал что в год выхода фильм достаточно остро критиковали и в целом то разнесли. Но здесь тот случай, когда спустя годы можно отнестись ко всему чуть более отстранённо и рассматривать картину как художественное произведение, а не манифест всего и сразу. А уж когда кто-то называет фильм патриотической агиткой то так и хочется спросить: 'А ты фильм-то видел?' Из патриотического там только шутки и прибаутки, а так разрухи, расхлябанности и общей неустроенности приводящей к трагедии там куда больше. Видимо кому-то форма всё ещё закрывает содержание. Даже пожалел что не посмотрел фильм тогда.