Какой год, такие и новогодние фильмы. Такая мысль приходит на ум после просмотра сиквела «Громкой связи» (2018). Коллектив авторов тот же, а вот интонации и настроение поменялись. «Обратная связь» наэлектризована пессимизмом и безнадежностью, которые безуспешно пытались скрыть за сказочными зимними пейзажами, новогодней мишурой и музыкой из счастливого советского прошлого. И даже традиционный happy end со звоном бокалов и примирительными объятиями под мирно падающими хлопьями снега, чувства оптимизма и веры в светлое будущее героев не прибавляют. Грустный получился фильм, в чём-то даже антиновогодний.
В свое время тот же самый авторский коллектив привнес свое видение в «Громкую связь», прекрасно адаптировав сюжет первоисточника («Идеальные незнакомцы», 2015) к менталитету отечественного зрителя. С оригинальной историей явно не сложилось. Сценарий получился фрагментарный, без скрепляющего сквозного сюжета. В историю внесли колорит, философию и измышлизмы трилогии «О чём говорят мужчины», зачем-то напрочь исключив юмористическую составляющую. Действие вязнет в бесконечных разговорах обо всем, порой напоминающих ворчание постояльцев дома престарелых. Отдельные сцены действительно стоящие, но все вместе они не складываются в единую картину. Возникновение некоторых тем за новогодним столом само по себе странно, слабо состыкуется с реальностью. Да и сама идея играть в эту странную игру, изначально подразумевающую конфликт, в праздничную ночь весьма сомнительна. Публичное обсуждаемые темы оставляют в душе чувства грязи и порочной мелочности, которых изначально не ожидаешь от этой картины. В игре горячо любимого «Квартета И» присутствует накопленная усталость, которая, будем надеяться, все же продиктована режиссерскими установками, а не потерей интереса к однохарактерным ролям и психологическим утомлением друг от друга.
И последнее. Авторам пора уже избавляться от скрытой рекламы. Нельзя вводить в качестве самостоятельного персонажа пельмени бренда «Х», уделив ему столько экранного времени. Такие приемы на уровень понижают статус картины, существенно сокращая срок ее жизни.
Резюме: фильм можно посмотреть, если у вас нет завышенных ожиданий и желания с помощью него сформировать новогоднее настроение.
Если считать брэндинг неотъемлемой частью современной режиссуры, то главная ошибка при постановке 'Обратной связи' была в определении жанра будущей картины.
'Официально' считается, что 'Обратная связь' - это комедия. Видимо, как комедию будущую ленту позиционировали и во время постановки. При этом комедийным здесь и не пахнет. Перед нами тот жанр, который в Голливуде именуют 'драмеди' - бытовая драма, и основоположником которого считается Чехов. Действительно, чтобы из 'Вишневого сада' получилась 'Обратная связь', нужно заменить лишь повод для сбора компании - у Антона Павловича это продажа вишневого сада, здесь же встреча нового года.
'Вишневый сад' не отличается оптимизмом, однако другой очевидный источник вдохновения для создателей 'Обратной связи' еще более мрачен - 'Утиная охота' Вампилова.
При этом грустная атмосфера картины (грусть-тоска здесь разливается по поводу и без повода) в сочетании с хэппи-эндом, словно Богу, в буквальном смысле слова пришедшим из машины, намекает нам - это не просто драмеди, а ностальжи-драмеди. Время действия авторы не уточняют, но примерно его можно вычислить по... лосю, которого никто из героев, хотя у всех у них есть мобильники, не пытается сфотографировать. И в целом никто ни фотографий не делает, ни в соцсетях не сидит.
Очевидно, перед нами - условная Россия-2013.
Как уже сказано выше, комедии у создателей ленты не получилось. Что ж, драмеди тоже вполне достойный жанр. Из отечественной классики чего стоит хотя бы 'Осенний марафон' Данелии, можно вспомнить и 'Резню' Поланского. Но для хорошего драмеди нужен хороший сценарий в классическом духе - чтобы объемными были не только герои, но и конфликт. Увы - сил драматургов хватило только на героев. Заявленный в названии casus belli конфликта - новогодняя игра 'Обратная связь' - сдулся, не раскрываясь. Все остальные поводы для конфликтов идут по периферии повествования, тоже никак толком не раскрываясь и не разрешаясь.
Нужно, однако, отметить и основной плюс 'Обратной связи' - актерскую игру. Она здесь, в сравнении с типичной для современного популярного телекинематографа, такова, что благодаря ей прощаешь многие недостатки фильма. Как в старом анекдоте - здесь перед нами живые люди, и лица, а не плоские ряженые декорации.
6 из 10
Возможно, если бы я был фанатом франшизы 'Квартета И', я бы оценил 'Обратную связь' выше. Но я не фанат, и потому смотрел ленту всего лишь как обычный зритель.
Никак. Немного пошлости, немного несмешного юмора, наигранности, неестественности и драмы. Слава крайне наэлектризован, все диалоги и споры, что он инициирует - надуманны. Кажется, можно просто встать рядом с ним, дышать, а он начнёт злиться, что это дыхание как бы намёк на то, что он не состоялся в жизни. Фильм скорее о том, как он хочет со всеми подраться, но ему всё время мешают. И ладно бы. Но если он ведёт себя так не год и не два, его бы просто уже не было бы на празднике со всеми, ну не позвали бы. Не бывает такого, чтобы в дан памяти долгой дружбы каждую неделю общались с тем, кто ни разу не улыбнулся, всё время цепляется к словам, всех поправляет, самоутверждается и ругается с женой. На чем держится их брак вообще непонятно. Этот фильм можно было назвать 'О том, как Боря на всех обиделся, не выпил и не поел, зато Вадик красит волосы'. Ну красит. К чему было засорять эфирное время этим я вообще не понимаю, к чему эти танцы на лестнице.. Фильм мог длиться 30 минут, в общем.
'Обратная связь' - тот самый случай, когда сильное желание не совпало с возможностями, хотя нельзя сказать, что фильм в рамках сиквела получился плохим. Нет. Просто это совершенно другое кино, но при этом с серьезными сценарными недоработками.
Уже через год после успешного проката 'Громкой связи' создатели выпустили продолжение, но не учли очень важные нюансы. В первом фильме была отличная идея, так называемый фундамент, на котором и была построена большая история из качественных драматургических кирпичей с целями, конфликтами, арками и другими сюжетно-строительными материалами. Но в данном случае, несмотря на всё желание, скорость - не признак качества.
Основная проблема сиквела в том, что авторы сами так и не поняли, о чем эта история. В фильме полностью отсутствует основополагающий сюжет. Да, герои вновь встретились в загородном доме для дружеского времяпровождения, привязав всё это к новогоднему торжеству. Да, они собирались сыграть в новую игру, но по факту в нее так и не играли, хотя было очевидно, что авторы намеривались незаметно интегрировать ее в обыденность происходящих событий. Другими словами, они играли в игру, не играя в неё. Именно поэтому идея как таковая была сильно размыта. В результате мы получаем обычные дружеские посиделки с ярко-эмоциональными выяснениями семейных отношений без начала и конца. Тут уже нет никаких неожиданностей, резких сюжетных поворотов и уж тем более сюрпризов. Всё чрезмерно прямолинейно и в лоб.
К тому же авторы не удосужились довести до конца линии героев. Нам заявляют конфликты, но итоговых решений (результатов) нет. У одних проблемы в сексе, другие задаются вопросом старения, а у третьих вроде бы все хорошо, но всё равно что-то накапливается неприятное внутри, но авторы решают не трогать эту тему. Зато с героем-одиночкой сценаристы поиздевались на славу, придумав ему поистине идиотический вариант развития событий, благодаря чему стало еще только хуже. По факту в конце фильма герои остаются с тем же грузом, с которым и приехали на встречу, не решив буквально ничего из упомянутого. Спрашивается, а какой тогда вообще был смысл во всём этом, если ни в сюжете, ни в действиях героях ничего не меняется и не происходит? Складывается ощущение, что авторы вместо сиквела 'Громкой связи', не придумав ничего нового, просто сделали очередное продолжение своей другой франшизы 'О чем говорят мужчины'. Вот и всё!
Конечно, постановка и актеры выше всяческих похвал, так как по технической части нет вообще никаких вопросов. Но вот в плане сюжета хотелось все-таки что-то более интересное и оригинальное. Говорят, что создатели намериваются сделать и третью часть, так что, затаив дыхание, будем надеяться наилучшее.
Я давно люблю Квартет И, давно пересмотрел все их доступные фильмы и спектакли, и очень ждал выхода этого. Посмотрел, и...
Не могу сказать, что совсем разочарован. 'Обратная связь' - не плохой фильм. Но он обычный. Такого сценария много от кого можно было ждать. Но от Квартета явно ожидали большего.
Я так и не понял, что создатели фильма хотели получить в итоге. Сделать акцент на диалогах, как это было раньше - не вышло. Местами в исполнении Саши или Камиля начинают проскакивать характерные для Квартета 'крылатые фразы', но эти моменты быстро теряются на общем фоне.
Сделать какой-то интересный сюжет - тоже не получилось. Все предсказуемо, но при этом в конце осталось ощущение недосказанности. Весь фильм нас вели к мысли, что надо разговаривать - но в конце все равно все молчат. И ни одна проблема так и не решена.
Отдельно отмечу возникшее в конце ощущение 'больно далеки они от народа'. Если при просмотре других фильмов (да того же недавнего 'Квартетника') всегда возникало впечатление, что герои - такие же как ты или твои знакомые, то сейчас его не было. Ощущение искусственности усиливается на протяжении всего фильма, и окончательно добивается моментом, когда (внимание, немного спойлер, если это хоть как-то может быть важно при таком сюжете) герои дружно и искренне жалеют, какой Боря оказался неудачник, при том что судя по жизни Бори у него она гораздо лучше, чем у большей части зрителей.
В общем, один раз посмотреть стоит - уровень фильма хоть и ниже обычного квартетовского, но все-таки выше среднего. Но в историю, как мне кажется, он, к сожалению, не войдет и классикой не станет.
Кто из нас не готовился к новому году в последний момент, и кто не встречал его с друзьями за городом? Вспомнили, вот по таким воспоминаниям и снят фильм «Обратная связь» с Квартетом И и тремя приглашенными актрисами.
В фильме идет разбор различных жизненных ситуаций, в которые попадают герои, и как они объясняют свою решения по тем или иным вопросам. Наверное, все и с подобным сталкивались. Правда вряд ли у кого столько событий проходят в течении одной половины дня, но до ладно оставим на совести создателей. Только вот такое нагромождение событий и отсутствие связного сценария не лучшим образом отразилось на восприятии фильма. Вот помня весь фильм и даже диалоги, мне в память врезались три момента – лось, отсутствие оргазма у женщины и танец под Глорию Гейнер, концовка вообще потонула при этом.
За что мне нравились фильма с участием Квартета И, за хороший сценарий, который ведет к логическому завершению фильма, за искрометные диалоги, и жизненность обыгрываемых ситуаций. В «Обратной связи» увы этого нет, есть моменты, есть ситуации, но они выглядят как нагромождение, не давая возможности прочувствовать глубину, а некоторые как капустник.
В образах героев произошло некоторое смещение акцентов их характеров, конечно интересно, но поверхностно. «Недалекий» Леша и «прижимистый» Слава смотрятся необычно, но вау эффекта не следует за этим. «Самоедство» Саши более понятно, но не к месту – развивать не буду, чтоб не спойлерить, но кто смотрел поймет, о чем я.
Женские образы перекочевали из «Громкой связи», что при просмотре невольно вспоминаешь этот фильм, но изменившееся акценты мужских ролей, вызывают порой недоумение в отношениях героев.
Я не скажу, что фильм плохой, но он слеплен буквально на коленке, а при таком подходе, увы сложно ожидать хороший результат. Может и правда ребятам взять паузу и не гонясь за коммерческим рублем, сделать что-то стоящее вновь? Т.к. снимать фильмы без сюжета, и надеяться на интерес зрителя только за прошлые заслуги все-таки чревато тем, что в следующий раз могут и не пойти в кино.
В 2018 году наш любимый «Квартет И» взялся за российскую адаптацию парадоксально популярных по части ремейков итальянских «Идеальных незнакомцев». Самая короткая и емкая рецензия, которую я по этому поводу слышала звучала так: «Это выглядит, как конспект оригинала». Дальше можно было бы не продолжать, но поговорить все же хочется.
Этот пример, мне кажется, сделал очевидным тот факт, что ребятам из квартета совсем не идет чужой текст. Он им просто противопоказан. Навязанные кем-то из вне ситуации, придуманные отношения, чужие сценарии – не про них все это. И все же в «Громкой связи» актеры сделали нечто очень важное, совершили тектонический мини-сдвиг: примерили на себя не просто непривычные, но и самые неожиданные амплуа.
Словом, поработав над ошибками и взяв на вооружение собственные достижения (это без иронии), Ларин, Барац, Хаит и Демидов придумали оригинальное продолжение, которое, к тому же еще и новогоднее, – «Обратная связь» (2020) в постановке Алексея Нужного. Ожидание выхода фильма было окрашено двумя основными эмоциями: легким опасением увидеть новую «Громкую связь» и надеждой на то, что повторится настроение «О чем еще говоря мужчины» (2011). Истина, как всегда, оказалась где-то посередине – новый фильм совсем не похож ни на один из названных.
Достигается этот эффект прежде всего той сменой амплуа, о которой я уже сказала, но в отличие от «Громкой связи», здесь все эта идея выглядит более выдержанной и органичной. В самом деле, могли бы мы представить себе Камиля (Камиль Ларин) умудренным верным мужем Левой, Славу (Ростислав Хаит) – дерганным, озлобленным и прижимистым Борей, Лешу (Леонид Барац) – брутальным Вадиком, а Сашу (Александр Демидов) – неудачником Димой, заедающим стресс? Кстати, фокус со сменой имен оказался весьма удачным, иначе мы бы и дальше воспринимали каждый новый фильм как продолжение «О чем говорят мужчины» (2010).
В разговорном жанре этим ребятам вряд ли кто-то сегодня может в нашей стране составить хоть какую-то конкуренцию: игра слов, глубокие монологи, искрометные диалоги и за всем этим многоуровневость человеческой жизни, проблемы во взаимоотношениях друг с другом. Этот психологизм, может, и не воспринимается зрителем именно с такой формулировкой – мы-то привыкли под этим подразумевать толстовские и достоевские рефлексии. Но, ХХ, а вслед за ним и XXI, век учит нас тому, что говорить о глубинах человеческой души можно и с улыбкой, а иногда и сквозь смех. И вся эта новогодняя кутерьма с выяснением отношений, внезапными откровениями, переоценкой ценностей раскрывает характеры героев настолько ярко и точно, что впору говорить о неопсихологизме, который как-то связан с постиронией и прочими модными терминами.
Когда-то, после «О чем еще говорят мужчины» – другого новогоднего фильма «Квартета И», я подумала, что появление женщин украсило эту мужскую компанию, и все ждала, когда же выйдет «О чем говорят женщины». Теперь мы примерно знаем, о чем: Ева (Мария Миронова), Алина (Ирина Горбачева) и Катя (Анастасия Уколова) готовы поделиться сентенциями о себе, своем браке и мужских недостатках и друг с другом, и со зрителем. И делают они это настолько блестяще, естественно и заразительно, что к середине фильма и не скажешь-то, на чьей стороне – мужской или женской – преимущество по части увлекательности диалогов и глубины внутренних переживаний.
Россыпь шуток, в которых ностальгически вспоминаются танцы на советских дискотеках, юношеские мечтания, и дискуссия о том, что теряет «Ирония судьбы», если ее скачать, а не искать в сетках телеканалов, – все это не только не заслоняет, но и ярче оттеняет рефлексии создателей «Обратной связи». И, в первую очередь, их занимает время – его неумолимость, ускорение и особый суд, который оно выносит каждому из нас. Со времен первого фильма «Квартета И» прошло 10 лет, и ребята, конечно, за это время не помолодели. Но у возраста есть и преимущества: стиль, юмор и мировидение настаиваются и приобретают благородную умудренность – размышления приходят на смену остроумным наблюдениям, а поиски приключений – осознанию того, что же все-таки главное в жизни. Недаром в фильме столько раз звучит фраза «Но любим-то мы его не за это». Вот эта любовь и становится самым неожиданным и важным итогом определенного жизненного рубежа. Иными словами, у мужчин в самом расцвете сил (назовем это так) есть то, что недоступно мужчинам среднего возраста.
В конце 2018 года Квартет И, отойдя от своих легких образов Леши-Саши-Кама-Славы, вышел со зрителем на «Громкую связь», чтобы похрустеть суставами скелетов, спрятанных в шкафу героев. Будучи кавером испано-итальянских «Идеальных незнакомцев» (2015 г.), «квартетовское» творение в грязь лицом не ударило, выступая не хуже, а редкими местами выстреливая даже лучше заморского оригинала.
Звездной пылью на сапогах «Громкая связь» похвастаться не может – чай не зарекомендовавшая себя фирменная линейка «О чем говорят мужчины». Тем не менее, в конце 2020-го Квартет И решается повторно нырнуть в ту же реку и выходит к аудитории уже с «Обратной связью».
До поры до времени сюжет бредет проторенной «громкой» дорожкой. Три семейные пары и заядлый холостяк собираются вместе, чтобы отметить Новый Год. Кто-то предлагает сыграть в игру – каждый каждому пишет записку со словами «Имярек, никогда больше не делай [что-то там]». А потом все садятся и обсуждают написанное, дабы сбросить накопившийся груз претензий с дрезины коллективных взаимоотношений и с легким сердцем переступить новогоднюю полночь. Все углубляются в эпистолярный жанр, как вдруг в сюжет вклинивается лось…
Завязка дает настрой, что основное действо начнется с чтением записок. Но по ходу история все время спотыкается о невысокие бордюры случайно оброненных фраз и мелкие коряги каких-то неловких действий. Локальные конфликты возникают на ровном месте, решение всегда приходит через монолог. Количество гневных канонад порой зашкаливает по всем параметрам, что вынуждает зрителя усомниться в многолетней дружбе собравшихся людей. Каждый недоволен каждым. Мужья – женами. Жены – друзьями мужей. Друзья – мужьями жен.
Как и в первой «связной» серии, юмор из подачи исключен. Героические образы далеки от «разговоров мужчин», отягощены семейными проблемами и личными комплексами, вакцина от которых еще не прошла третьей фазы клинических испытаний. Все полтора часа в лицо зрителю выливают ушаты личностных помоев, забывая предложить полотенце в качестве терапии. Где-то после экватора хронометража уже невозможно избавиться от чувства, что ты встречаешь Новый Год в малознакомой компании, где старожилы обсуждают давнишние обиды и какие-то свои внутренние мемы, о которых тебе ничего не известно. Единственное желание – встать и уйти по-английски.
«Обратная связь» оставляет после себя гнетущее впечатление. То ли Квартет И выдохся, то ли просто поспешил с выпуском сиквела в «связной» франшизе.
Но дело может быть еще и в-третьих. Квартетовцы очень долго эксплуатировали образы Леши-Саши-Кама-Славы – добрых, безобидных, юморных, парней, которые могут пошутить над проблемой так, что никакой проблемы больше и не будет. В «связях» их оттенки сильно потемнели, юмор выжат в пользу излишней прагматичности. Постоянная аудитория может оказаться неготовой к таким экспериментам, хотя самим участникам изменения не помешали бы.
Как бы там ни было, на сегодня «Обратная связь» одна из самых слабых работ Квартета И.
Мне знакомо ощущение дискомфорта в детском возрасте, когда родители берут тебя, мелкого, на встречу с их друзьями на праздник. На встрече обязательно есть накрытый стол и закрытый конфликт между взрослыми (который открывается с каждой выпитой рюмки). Твой ребенок как невольный участник застолья, в котором он чужой, лишний, его больше забавляют яркие картинки, которые мелькают в телевизоре и мутные огоньки звезд в ночном небе, скрывающиеся под густыми хлопьями падающего январского снега.
Обратная связь – про это. Уставшие мужчины из Квартета И, Ирина Горбачева, которой некомфортно воплощать своего персонажа, еще две архитипичные женщины. Они закрываются в коттедже на новый год и ведут конфликт, берущийся на пустом месте. О чем-то спорят, ссорятся, мирятся, шутят, плачут, ведут беседы. А ты смотришь на них и ощущаешь себя лишним в этих надуманных искусственных разговорах.
И не жанровое новогоднее кино, и не разговорная драма о дружбе и семье. Так, поругались и разбежались без смысла и толка.
Кино, пожалуй, получше предыдущих фильмов «Квартета И» будет. В первую очередь потому что персонажи теперь не просто функции, как раньше, а у каждого появилась своя история, характеры раскрылись. И сценарий более правдоподобен чем раньше. Хотя в фильме все точно так же, как и в предыдущих киноработах квартета, под копирку, никаких действий, одно словоблудие. Но если раньше это упражнение в изящной словесности было ради самого себя, показать какие авторы интеллектуалы, как они могут играть со словом, то теперь в словах появилась смысловая нагрузка. Сценарий неплох. Актеры заметно постарели, они уже с трудом вписываются в обжитые образы, а скоро начнут вываливаться из них, надо будет придумывать что-то новое, но пока еще тянут. Фильм для фанатов «Квартета И», остальным лучше пройти мимо, но я досмотрел.