Небольшое лирическое вступление. Есть в нас, некоторых россиянах, какое-то особое чувство: например, если тебе гадко, но кому-то ещё гаже, то в целом дела не так уж и плохи. Возможно, подобное, без шуток, передается и в российский (ладно, не только в российский, но и в белорусский – «Спайс бойз», строго говоря, снят в России) кинематограф. Не сочтите за снобизм, но мне интересно наблюдать, как быдло в кино получает по заслугам. Вероятно, «Спайс бойз» стал эвфемизмом подобного в 2020-м. Проект о том, как поехавшие от спайса полудурки устроили кровавую резню, весьма сложно каталогизировать: это не очень похоже на социально значимый кинофильм, далеко не притча и не социальное предупреждение, да и хоррором с триллером или даже разнузданной черной комедией картину не назовешь. Пока одни критики упражняются в остроумии, называя ленту русским «Реквиемом по мечте», а другие зубоскалят от происходящих на экране кровавых оргий и морщась обвиняют «Бойзов» в дурновкусии, лично мне фильм показался вышеназванным олицетворением Schadenfreude: пока я не докатился до скотского состояния этих господ, передо мной открыты новые горизонты, что, в общем-то, не может не радовать.
Молодой парень Чистый только что дембельнулся и вот, как первый парень на деревне, решил жениться на Инне. Жених готовится к свадебной вечеринке, позвав своих лучший друзей: больного ДЦП Павла по прозвищу Ламбада и мажора Колбасу. Начать решили с мальчишника: зовут стриптизершу, а Колбаса даже достал каких-то проституток-близняшек. Невеста Инна, прознав о непотребстве будущего мужа, всё же приехала с подругой Василисой и стала выяснять отношения с Чистым. Друзья, конечно, помирили молодых, а парни решили отметить сие раскуриванием трубки мира, в которой содержится какой-то новый, лютый сорт спайса. Крышу сносит напрочь.
«Спайс бойз», к слову, основан на реальных событиях: двое пацанов из Гомеля, обдолбившись смесями, вырезали глаза своему приятелю. Создателям киноленты удалось построить вокруг этого инцидента целый сюжет, приправив его как драматическими, так и более экстремальными вещами. Здесь найдется место и настоящему романтизму, и каким-то клюквенным бандитам, и даже целой операции ОМОНа. В совокупности это производит неоднозначное впечатление. Во-первых, явно видно, что создатели хотели сделать всамделишней фильм ужасов со ставкой на сюжет, причем построенный вокруг какой-то «бытовухи». Однако у ленты слишком длинная экспозиция, долго выстраивают какие-то не совсем понятные и нужные сценарию отношения персонажей, а также вскрываются сценарные тупики: то даются намеки, что отношение подруги к Инне выходит за рамки дружеских, то Чистый резко реагирует на гея – другая Ламбады. Во-вторых, не очень понятен тон «Спайс бойз»: это вроде мрачный триллер на тему наркотического безумия, но насилие здесь на уровне мультфильмов. Подобное снижает концептуальную ценность ленты.
При этом видно, что над фильмом работали креативные люди. Мы живём, как ни крути, в постмодернизме: и да, подобную в «Спайс бойз» ситуацию, легко можно представить на просторах России сегодняшнего дня, хоть в соседнем дворе. И бесперспективные молодые люди, которые топят страдания за державу в алкоголе и дешевой наркоте, и гопники, и свадьба в загородном доме под водку с огурцами, и даже хамящие менты – всё это такое родное, и, вероятно, «Спайс бойз» можно рассматривать именно с этой точки зрения: как такую сатиру на происходящее. Вероятно, помогают делу и актеры: кроме Головина в «Бойзах» мало знакомых лиц среди молодых актеров, а Горевой и Сычев ограничились скорее камео.
«Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками». Это явно не о героях «Спайс бойз». Пацаны, что называется, «берега потеряли», как, впрочем, и создатели ленты: из чего-то похожее на драматическое зрелище под конец сюжет эволюционирует в натуральную «чернуху», но, почему-то, обвинять создателей в киногрехе не получается; все их действия были выверены, а настроения очевидны. Иными словами, вместо, кхм, «трэша по Балабанову» съемочная группа осознанном пришла к потешному русскому трэшу, только без игры с национальным колоритом, зато с этими вашими буржуйскими штампами вроде final girl и резни гвоздезабивным пистолетом. А жаль, ведь из первых материалов казалось, что «Спайс бойз» будет картиной, концептуально близкой «Экстазу» Ноэ, только с социальной повесткой, которая, в финальном кинопродукте, вылилась в примитивное утверждение: не дуйте, детишки, или что, хотите, как в «Спайс бойз»?
6 из 10