К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этот фильм не отпускал с первой до последней минуты. Не хочу спойлерить и лишать удовольствия тех, кто еще не смотрел, поэтому не буду вдаваться в детали и разбирать сцены на составляющие.

Что мне особенно понравилось:

1. Сама съемка — очень живо, остро, динамично. Начальные кадры моментально погружают в атмосферу боя. Плюс нет какой-то жесткой графики, которая делает из хорошего кино дешевый блокбастер или боевик. Каждая сцена боя оправдана и сделана не ради 'экшена'.

2. Музыка. Музыка очень органично вписалась в это кино. До мурашек. Именно она заставляет зрителя максимально вникнуть в происходящее на экране и переживать события вместе с героями.

3. Выбор актеров. Большинство из них прекрасно справились с ролями. Выделю актера, который сыграл пожилого солдата «Папашу» - в целом, его линия очень нужная, а все его слова воспринимаются как мудрая притча. Также впечатлил артист, сыгравший бывшего урку Костика Карцева - вот до конца не знала как к его персонажу относиться, но в этом заложена суть - у каждого свои 'грехи', идеальных нет.

Удивил режиссерский прием, который не выделяет ни одного персонажа. По сути, главных героев нет - каждый значим для повествования.

Еще отмечу, что в нашем кинематографе редки случаи, когда война не романтизируется. Часто режиссеры стараются «прихорошить» войну, обойти острые углы, оставив зрителя додумывать и представлять все самому. Здесь же отчетливо видно: война — это страшно. Это кровь, боль, трупы, оторванные конечности, дикий ужас, грохот, крики, автоматная очередь. И самое главное, что режиссер делает акцент на том, что бояться не стыдно! Как же долго нашим мужчинам запрещали выражать истинные эмоции, особенно это касается чувства страха (не путать с трусостью!).

Традиционной для военного кино любовной линии тоже нет. Еще вчера я бы сказала, что без этого не интересно будет, однако беру все свои мысли назад. Любовная линия отвлекает, оттягивает на себя внимание зрителя - в 'Ржеве' же можно полностью сосредоточиться на событиях и чувствах героев, которые авторы метко транслируют через небольшие диалоги и сцены боя.

Почти 2 часа фильма пролетели как миг. Впечатления остались самыми положительными. Призываю зрителей не искать тут никаких лишних подтекстов или киноляпов — просто проникнитесь и прочувствуйте.

После такого кино хочется еще раз сказать спасибо тем людям, благодаря которым мы находимся на своей родной земле, строим семьи, растим детей, шагаем по карьерной лестнице и просто ЖИВЕМ.

11 декабря 2019 | 10:06
  • тип рецензии:

Честно скажу, несмотря на мой интерес к военно-исторической тематике, о Ржевской битве толком ничего не знала до выхода этого фильма. Как оказалось, именно с неё начался подъём боевого духа солдат, так необходимого им перед Сталинградом. В этой битве мы положили больше миллиона человек. Миллион наших предков навеки остались лежать в снегу ради того, чтобы мы сейчас жили.

«Ржев» снят по книге участника тех сражений Вячеслава Кондратьева («Искупить кровью»). Когда понимаешь, что лента поставлена не просто «по реальным событиям», но и с прямым использованием воспоминаний ветеранов боевых действий, просмотр становится совершенно особенным – ты словно попадаешь на закрытую территорию, туда, куда ранее был доступ только непосредственным участникам событий. Человек делится тем, что видел своими глазами, и потому ты сразу же перестаёшь искать изъяны в кинематографических аспектах – достаточно ли правдоподобно что-то взрывается на экране, насколько развёрнутые диалоги, похожа ли форма военных на то, что ты уже видел в каком-то другом фильме о тех годах и прочее. Ты – уникальный свидетель того, как творилась история.

И это было страшно. То, что ты видишь – реалистично настолько, насколько это вообще возможно. Ты видишь настоящие эмоции настоящих людей – страх новобранцев перед мясорубкой вокруг них на поле боя, шок от того, как твоего товарища, секунду назад бегущего рядом с тобой, вдруг снесло взрывной волной, желание жить и нежелание убивать. Здесь же люди показывают свою истинную суть, без глянца и лицемерия. Кто-то остаётся верным своим моральным ориентирам даже под страхом трибунала, а кому-то своя шкура ближе; кто-то пришёл на войну добровольно, потому что хотел защищать свою страну и свою землю, а кто-то попал сюда вообще случайно, живя до этого совершенно иными идеалами; кто-то обижен на жизнь и пытается самоутвердиться за счёт других, а кто-то даёт другим шанс на искупление даже рискуя своей жизнью. Здесь много персонажей, и может быть не всех достаточно полно раскрыли, но общие наброски есть по каждому, и самые яркие характеры обязательно останутся в памяти после того, как пойдут титры.

Помимо этого фильм очень смелый – руководство армией порой показано далеко не с лучшей стороны, обнажая все острые углы, которые видели и испытывали на себе участники войны. Только ли умелое руководство способно обеспечить победу в войне? Или же главными победителями были простые люди, ставившие на карту всё и порой наперекор всему? В своё время автор первоисточника столкнулся с жёсткой цензурой как раз за подобные взгляды и желание показать всё без прикрас, без необходимой вуали, сохраняющей безупречную репутацию руководства. Сейчас же его книги печатаются, одна успешно экранизирована. Жаль, что этот человек так и не дожил до этого времени, задохнувшись в тисках цензуры.

10 из 10

17 января 2020 | 21:21
  • тип рецензии:

Зашел на Кинопоиск и очень сильно был удивлен рейтингом 6.8 для фильма весьма выдающегося не только на фоне отечественных фильмов про войну последнего времени (с тем же Т-34 сравните), но даже и старых зарубежных. Да, в фильме есть много недостатков и я о них расскажу, но я все равно поставил этому фильму 10 из 10. Для начала, что мне понравилось. Во-первых, это очень хорошо поставленные батальные сцены рукопашного боя. Недавно подсел на ютуб каналы с пересказами историй фронтовиков и сильно удивился увидев все, о чем слышал в отечественном фильме. Все по секретным документам, но теперь без иронии. Костюмы, вооружение и т.п. тоже не вызывало никакого отторжения. Я конечно диванный специалист и любитель, но я не увидел и ни реконструкции, ни откровенной клюквы. Хороший монтаж, приятная игра актеров без пафосности и наигранности в общем (об отдельных случаях ниже).

1) Фильм не показывает битву за Ржев (для сравнения см. Мидуэй) всю как есть, а просто рассказывает отдельную историю данного сражения. И поэтому первый минус фильму стоит поставить именно за то, что он застолбил большую тему, но рассказывал пусть и важную, но локальную историю. Это как киберсквоттинг (синемасквоттинг?), но кинематографе. Почему бы было не назвать было фильм попроще?

2) Духовные скрепы. Я в принципе против них ничего не имею, разделяю и даже более того - распространяю. Поэтому вполне положительно оцениваю очень верный пересказ христианства героем, который идет в списке как Папаша (Аравушкин?) в полемике, которую тот ведет с экс-бездомником и по совместительству особистом. Бездомник топит за закон (есть в христианстве понятие Закона - Закон Моисея, весьма суровая штука), а Папаша ему говорит, что по закону (Закону) мы все грешны и только милостью можем спастись. Даже святые, от себя добавлю, грешны и спасаются только милостью Бога. Но в данном фильме эта по сути пусть и очень хорошая проповедь неуместна, как и введение сумасшедшего особиста, который пусть потом и проходит нравственное перерождение. Его линия расстраивает и думаешь, что вот опять очередных 'секретных документов' подвезли. Да и перерождение негативного персонажа в позитивного (т. е. персонаж не картонный шаблон) не радует, т. к. особо не успеваешь проникнуться его историей про бездомное детство.

3) Очень неприятно было увидеть в фильме, что единственный герой очевидно украинского происхождения (но говорящий скорее на суржике, т.е. смеси русского и украинского по недосмотру сценаристов) показан глупым и трусливым, да еще и ходящим под особистом. Зачем? Игра этого единственного актера ужасающе плоха. Но я списываю это на сценарные штампы вызванные текущей ситуацией в нашей грустной политике.

4) Откровенно читаются кадры из Спасая рядового Райана в самом начале фильма. Но они скорее радуют не топорным выдергиванием, а наоборот умелой нарезкой и вставкой там, где нет совсем того самого пляжа Омаха.

5) Откровенная полемика с теми, кто считает события данного периода войны просто бойней. Но зачем? Это пропаганда. Тонкий, но пропагандистский прием.

В остальном, может кому-то и не понравилось отсутствие в фильме злого и тупого политрука (это обратная сторона п.3), нерефлексирующего особиста или сильно напряг верующий и адекватный христианин, который единственный из многих сохранил весьма сложную в содержании винтовку СВТ, но этим людям лучше идти и смотреть Михалкова. Там все это есть и христиане показаны как религиозные фанатики, а не простые люди в сложных условиях.

08 декабря 2019 | 10:52
  • тип рецензии:

Если вы ощущаете в себе живую нить от старших поколений, потянув за которую становится больно, то вы пойдёте смотреть 'Ржев'.

Пока смотрел фильм, не раз поймал себя на мысли, что 'Ржев' гораздо более понятным будет тем, чей кругозор широк, тем, кто подготовлен знанием о войне, знанием о борьбе за Ржевский выступ.

Не смогу остановиться на кинематографических тонкостях, очень не силён в этом, но порадуюсь за хорошую сценарную работу, за правдоподобные диалоги. Ведь главное сейчас, спустя уже более 50 лет, уловить язык эпохи, язык тех бойцов, которые штурмовали тысячи таких Овсянниково. Удалось. Верю командирам и бойцам.

Во 'Ржеве' режиссёр пытается поднять очень большой пласт. Удалось больше, чем не удалось. Да, вот так, в таких тяжёлых боях, сплавлялась армия-победительница. Из разных людей, из людей разных взглядов и разных житейских и даже политических позиций. Съёмочной группе удалось это показать без фальшивого надрыва.

Единственный момент, где дрогнули - это разговор комполка с ротным в финале. К сожалению, Устав суров и не позволяет полковникам объяснять свои действия лейтенантам. Не могло быть такого разговора. Некогда было каждый приказ объяснять лейтенантам. Объясняли бы и раскрывали каждый приказ - войну бы не выиграли.

Приказ в армии отдаётся к безусловному исполнению. Лицо, не согласное с приказом, может обжаловать приказ после выполнения приказа.

Каждый воин, отдавший жизнь за Родину, продлевает жизнь Родины.

10 из 10

08 декабря 2019 | 11:04
  • тип рецензии:

«Ржев» - это один из немногих за последнее время отечественных проектов на военную тематику, который действительно заслуживает внимания. Мужественный, зрелищный и эмоционально сильный художественный фильм способен впечатлить многих, включая даже самых скептически настроенных зрителей. Здесь нет приторно-оголтелого патриотизма, воздушно-романтичных историй любви и других кинематографичных особенностей, которые очень часто встречаются в современных фильмах о войне. По сути, это суровое, жесткое и в какой-то мере страшное кино о прошлом, где человек и власть в буквальном смысле сталкиваются лбами во имя определенных целей или даже убеждений. Почти двухчасовое повествование проносится, словно одно мгновение, оставляя за собой как болезненные ощущения за человеконенавистную власть, так и чувства гордости за простой русский народ. Пронзающие диалоги, монументальные взгляды и ярчайшие эмоции ждут каждого, кто окунется в мир беспощадного противостояния двух истин, где впереди, притаившись, готовится к атаке враждебно настроенный немецкий солдат, а за спиной с оружием в руках свои же собственные руководители готовы пожертвовать всем и каждым во имя великой цели.

По сюжету рота советских солдат после масштабно-кровопролитного сражения занимает оборону под небольшим селом. Казалось бы, дождаться подкрепления, и тогда все будет хорошо, но военное руководство решает по-другому. В ультимативной форме искалеченным и раненым солдатам приказывают держать оборону любой ценой. И все бы ничего, но в ответственный момент в расположение части прибывает молодой лейтенант из особого отдела, целью которого найти и расстрелять всех предполагаемых предателей и врагов народа.

Фильм снят по мотивам романа Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью», который в свое время многие литературные критики назвали чрезмерно ангажированным, слабым и весьма неудачным произведением. Если кто не знал, сам писатель в своей жизни достаточно намучился от советской власти, поэтому в период «перестройки» активно агитировал интеллигенцию к скорейшему демонтажу советского строя. Но к глубочайшему разочарованию распад СССР с последующей разрухой для писателя стал настоящим потрясением. Не выдержав эмоционального напряжения, в 1993 году он застрелился в возрасте 72 лет.

Но создателей экранизации это не смутило и тем более не остановило. В итоге история получилась хлесткой, мрачной и с визуально-технической точки зрения очень атмосферной. В фильме много ярко-эмоциональных диалогов, хладнокровия и жестокости, но в то же время авторы не забыли и про доброту, честность и прямолинейность человеческой натуры. Конечно, в сценарии действия тех или иных героев могут подтолкнуть к определённым вопросам, а также некоторые сцены даже способны вызвать недоумение, но при этом, несмотря на очевидные огрехи и некоторую сюжетную клишированность, сама история со всей серьезностью стремится проникнуться в самую душу смотрящего, ибо происходящие события к этому прекрасно располагают. Во время просмотра сильное сопереживание вызывают даже те, кто мало знаком или вообще мимо проходящие персонажи. По зрительским ощущениям финальная часть по всем пергаментам напоминает такие картины, как 'Грозовые ворота', «9 рота» или «Балканский Рубеж». Если говорить о постановке в целом, то выполнена она в лучших традициях дорогого и зрелищного кино. На протяжении всей истории происходят ожесточенные бои со всеми вытекающими последствиями, включая большое количество трупов, море крови, грязь, разорванные части тел, крики и страх. Но самая главная и положительная особенность картины заключается в идеально проведенным кастинге. К большому удивлению в фильме нет замыленных лиц, деревянных актеров и невыразительных эмоций. Каждый персонаж находится на своем месте, каждый герой идеально вписывается в свой образ и абсолютно все актеры максимально точно и органично делятся со зрителем необходимым состоянием души и тела. Не исключено, что актерский состав фильма «Ржев» является самым лучшим утвержденным кастом этого года в российском кино. Именно благодаря этому многие сценарные или технические огрехи буквально растворяются пред глазами, оставляя после себя лишь только яркие эмоции и необходимое чувство гордости за отечественный кинопром. Что ни говори, но это действительно хорошее крепкое и достойное кино для всех и каждого, кому не безразлична судьба русского народа, в чьих руках сосредоточена вся сила и мощь великой страны.

22 декабря 2019 | 19:52
  • тип рецензии:

В отличие от героического боевика '28 панфиловцев', поставленного по нафталиновым канонам советского военного кино, больше похожего на хорошо срежесированный перформанс команды реконструкторов, в фильме Ржев можно ощутить именно то, что делает кино настоящим художественным произведением.

В фильме есть неожиданные сюжетные повороты, есть моральный выбор, перед которым ставятся персонажи, есть место конфликту между героями картины - людьми разного происхождения, разных жизненных принципов, разных идеологий. Порой, зрителю будет очень непросто решить, какую позицию в подобном споре занял бы он сам.

В довесок к прочим достоинствам, нельзя не отметить хорошую актёрскую игру а также превосходные костюмы и декорации, удивляющие вниманием к деталям.

Теперь о минусах:

Батальные сцены, пожалуй, самая слабая часть фильма - настолько неинтересно они сделаны. Большую часть этих сцен мы наблюдаем через командирский бинокль, как кто-то куда-то бежит под огнём вражеского пулемёта, будто стоящего в двух шагах от нас. Во время просмотра, у зрителя никак не может выработаться понимание таких вещей, как расстановка сил, расположение войск и так далее. В голове невозможно нарисовать, даже приблизительно, карту военных действий. Из-за этого, фильм во многом кажется какой-то сферической войной в сюрреалистическом вакууме, статичной театральной постановкой с одной единственной декорацией. И в этом, кстати, фильм ощутимо проигрывает уже упомянутым выше 'панфиловцам'. Мне не пришлась по душе вымученная сюжетная линия с конфискацией листовок. Слишком затянуто и грубо. Пожалуй, порой нужно умерить свой пыл в нагнетании тревоги, иначе действие начинает казаться фарсом. Добавлю, что меня немного разочаровал целый ряд сцен ближе к концу фильма, в том числе концовка. Всё время нас как будто готовили к чему-то другому.

К слову о резонансе вокруг картины: для меня осталось загадкой, отчего же именно так полыхнуло ниже поясниц у товарищей ура-патриотов. Дело в том, что в фильме нет ничего того, за что они ругают, например, фильм Утомлённые Солнцем 2: Здесь нет и близко посыла, что гитлеровцы были гуманнее красноармейцев. Немцы не показаны спасителями и защитниками крестьян. Ни один из русскоговорящих персонажей (за исключением отбитого чекиста) не похож на распоследнюю сволочь. Здесь не говорится, что советское командование было сплошь некомпетентными пьяницами, которые бессмысленно отправляли солдат на убой. Хотя, конечно же, в данном фильме, невыполнимый приказ, по сути, является сюжетообразующим элементом, но, всё же, в дальнейшем нам была раскрыта мотивация генерала, который сопереживает бойцам, было объяснено что иначе никак и выполнить приказ - единственный выход. Здесь нет русофобии или агрессивной антисоветчины. Рядового зрителя нигде не призывают от чего-то откреститься или перед кем-то покаяться. Нет. Картина говорит нам о совсем другом: несмотря на все имеющиеся между нами различия и разногласия, в ключевой момент нужно уметь сплотиться вместе, чтобы решить жизненно важные задачи, дать врагу отпор, пусть даже ценой собственной жизни. И это правильно.

Ржев нельзя назвать идеалом - можно было сделать и лучше, но, всё же, на мой взгляд, это именно то направление, в котором отечественному военному кино следует двигаться. Поэтому, с небольшой натяжкой

7 из 10

17 декабря 2019 | 19:47
  • тип рецензии:

Поначалу, смотря фильм Игоря Копылова «Ржев», кажется, что перед тобою десятибальный шедевр: столь мощно сняты батальные сцены (без применения компьютерной графики, кстати), столь обнажены экзистенциальные ситуации, в которых герои предстают такими, какие они есть, столь много узнаваемых человеческих типажей и военных реалий. Но по мере просмотра возникает стойкое впечатление, что твоими эмоциями манипулируют, взвинчивая нервы до предела, заставляют ненавидеть одних персонажей и сочувствовать другим. Я не подвергаю сомнению подвиг Вячеслава Кондратьева, описанный в Википедии, и потому уверен в достоверности тех событий, которые он описал в своей повести, экранизированной Копыловым. Просто я уверен, что многие моменты в фильме можно было снять менее топорно и прямолинейно, но с большей художественной убедительностью.

Режиссеру «Ржева» за 50 и в кино он давно, правда снимал в основном сериалы и низкосортные поделки для телевидения, тем удивителен его замах на военную тему, на попытку создать визуальный эквивалент «лейтенантской прозы», наполненной окопной правдой. Хотя по мне, было бы гораздо лучше, если бы кто-нибудь взялся за экранизацию книг Астафьева или Виктора Некрасова, но для этого нужен большой бюджет, а так Копылов снял частную, почти камерную историю взятия деревни подо Ржевом, в которой как в капле отразилась диалектика Великой Отечественной войны.

Нашим новоявленным патриотам-сталинистам как кость в горле такие фильмы, ибо командование показано в них как мешающее, а не помогающее выиграть войну. Особисты, НКВДшники, тыловые крысы, да и просто высшие чины армии в большинстве своем не дорожили людьми, бросая их на заведомо гиблые операции. Утверждение Виктора Астафьева, что мы выиграли войну исключительно мясом, неоправданными жертвами (как говорит Никита Михалков, не «благодаря, а вопреки») - ставшее уже общим местом, атакуемым мыслящими просоветски патриотами, легло в основание антикоммунистической пропаганды, осуществляемой с экрана, начиная со «Штрафбата» и «Утомленных солнцем 2».

Насколько это утверждение, ставшее уже клише в устах обеих оппонирующих сторон, истинно или ложно, предоставим доказывать ветеранам, прошедшим войну, вернее их документальным или художественным свидетельствам (книгам Астафьева, Бондарева, Быкова, Некрасова), потому что мало уже ветеранов осталось в живых благодаря политике нашего государства. Однако, речь не об этом, а о том, насколько убедительно Копылов и его съемочная группа, используя прозу писателя-фронтовика, доказала нам, что народ вел сразу две войны: с немцами и собственным правительством, которое его травило и мешало воевать.

Я, как антисоветчик, хотел бы большой глубины анализа и не столь топорных психологических столкновений героев-антагонистов: особиста и верующего солдата, семнадцатилетнего юнца и скрывающегося от розыска вора-рецидивиста и многих других пар героев, между которыми проходит искра эмоционального напряжения. На мой вкус, я бы сократил боевые эпизоды, сделал бы их менее зрелищными и натуралистичными, менее рассчитанными на визуальный эффект, более углубил бы актерскую игру, замыкающуюся в тисках предсказуемых типажей. Характеры в фильме раскрываются, не спорю, персонажи постоянно в движении, они психологически мобильны, трудно представить, кем станет тот или иной герой в следующие десять минут экранного времени. И это очень достоверно.

Однако, героев слишком много, рваный монтажный ритм скачет, переходя от одного к другому, непримелькавшиеся актеры-ремесленники показывают, за редким исключением, работу в духе канала НТВ, то есть весьма среднюю, но убедительную. За два часа экранного времени перед нами проходит столько событий, столько военных мясорубок, что сомневаешься, как в этом всем можно выжить, выбраться, сражаться несколько суток подряд без сна и еды (хотя все бывало, Астафьев в «Прокляты и убиты» рассказывал и не такие кошмары).

Одним словом, не подвергая сомнению, как противники фильма, двинутые на сталинизме, основную концепцию фильма и повести Кондратьева, веря описываемым в нем событиям и психологическим конфликтам, лично мне хотелось бы большей убедительности в кинематографическом исполнении, меньшей зрелищности и большей глубины, а также более четкого раскрытия христианской символики повести (центрированной не только вокруг верующего солдата и разрушенной церкви, образов фресок, но пронизывающей весь строй повести, противопоставляющей людоедски-законническое отношение к людям Советской власти и милосердную гуманность христианства).

«Ржев» снят хорошо, на блестящем материала, но дилетантами, потому даже в сравнении с «Утомленными солнцем 2» (несчастный фильм, который оказался снятым ни для кого, ведь и либералы, и патриоты отвернулись от него) он смотрится гораздо бледнее. Однако, его стоит посмотреть, ведь это не пропагандистское пафосное фуфло от Минкульта, а трезвый взгляд на войну без ложной патетики и квасного патриотизма, путающего Родину с властью.

12 декабря 2019 | 20:18
  • тип рецензии:

Хороший добротный фильм. Нет это не «28 панфиловцев», это вроде бы и близко, но в тоже время совершенно другое кино. По сути это так называемая 'окопная правда', когда абсолютно разные люди - вчерашний школьник, колхозник, пострадавшие от репрессий, уголовник, то есть по сути все представители народа вынуждены находиться вместе и для них нет запретных тем для обсуждений.

«Ржев» не эксплуатирует боевые сцены, основное экранное время в нем занимает промежуток между захватом деревни и ожидания контратаки немцев. Возможно кому-то покажется, что в боевых сценах есть отсылки к '28 панфиловцам' и 'Спасти рядового Райана', но нет все эти сцены присутствуют в оригинале - повести Вячеслава Кондратьева. Приятно удивило достаточно сложное смешение жанров для одного фильма: детектив, драма, триллер, военное кино.

Если обратиться к первоисточнику, - 'Искупить кровью' Вячеслава Кондратьева, участника Ржевской битвы, то можно смело сказать, что сюжет практически полностью совпадает, за исключением некоторых моментов, которые скорее всего были упрощены, чтобы не повлиять на хронометраж фильма.

Возможно единственным действительно строгим расхождением с сюжетной линией является причина, почему эти события происходят. В повести Вячеслава Кондратьева причина этому карьеризм комбата, который слишком быстро доложил о взятии Овсянниково и боясь наказания от высшего руководства, не может принять верного решения. В фильме же нам объясняют общую суть, - все эти жертвы и атаки небольших деревенек нужны для отвлечения врага. Думаю на общее восприятия фильма это никак не влияет. И в фильме и в книге солдаты верны своему долгу, готовы принести себя в жертву ради победы.

Хотелось бы отметить, что для фильма были отобраны малоизвестные актеры, что позволило не фокусировать внимание зрителя только на одного из персонажей. Безусловно это смелая находка и плюс фильму.

9 из 10

08 декабря 2019 | 17:44
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: