Кому, казалось бы в наш стремительный, продвинутый век могут быть интересны три барышни в пороке скуки прибывающие? Я имею ввиду зрителя? Для кого они, в полной мере могут быть понятны, интересны, привлекательны? Ну, вот так, без дураков. Ответьте мне, как на духу. 'Терминатор' или 'Три сестры'? Что на чаше весов перевесит? Какой выбор сделаете? Или эстетики сравнению не поддаются вовсе? Свой, 'особый' почитатель голосует выбором. Какой? Тот, что по трудам классиков изучает историю 'старины'? Страницы из жизни провинциального дворянства, перелистывая? И всё ж таки, подскажите мне дремучему и толстокожему, способны ли дамы, не лишённые женского обаяния, кого-либо своей меланхолией привлечь? Изо дня в день коротают они дни в праздности зевоты. С мигренью от неудовлетворённости заранее заказавшие себе места в окрестном доме для душевнобольных ( а что? Если покой этого лежбища не будет нарушен, три койки заказывать можно смело) и ветшающие, ветшающие, ветшающие... И что? Совсем 'вешалки' что ли? Какой там... Вроде бы, нет. Мужененавистницы? Старые девы? Нет, искательницы. И сколько им? Ну, так, навскидку. Да немногим более двадцати. Максимум - двадцать восемь-тридцать.
Метафоричность языка изображения определяет сюжет данного повествования. Ни больше ни меньше.
Надо сказать, что автор оказался оригинален. Мученичество трёх дев перенесено в Прибалтику. А что у нас по Прибалтике? А она была оккупирована Россией, прошу прощение СССР, в 1940 году. Более того, в контексте нынешнего кино чем Вам Эстония, Латвия, Литва ни всё те же 'Три сестры' в горючих слезах плача по своей тяжкой доли? 50 лет под тиранией Коммунистического (утопического) рая. Вот Вам, уважаемый зритель, первая лакомая 'конфета' от Константина Худякова.
Тяжёл удел 'Трёх сестёр'. В замкнутом пространстве прибывают. В скудном мирке коротают ночи и дни. И все мысли о свободе, о лучшей доли, о богатых женихах, о смене декораций на счастливую, сытую, полновесную, полноценную жизнь. Однако, какой человек, не мечтает о подобном? Кто не хотел бы иного удела. Каждому, подавай. Послаще, да повкуснее. Бытийная составляющая 'человеков' как нельзя лучше перекликается с нынешнем колебанием в обществе. Куда примкнуть? Куда податься? Кого найти? Кому ...'отдаться'? И это в прямом и переносном смысле просматривается. Налево - Европа, направо - ЭсЭсЭсерия..., Россиюшка. Ох! Ах! Вторая составляющая интриги, готова.
И дальше, только по нарастающей.
'Три сестры'. Они же и наследницы своего родителя. А кто родитель? Известно, кто. 'Военный чин', переведённый к месту службы. Здесь же и покой обретший. И 'расхлёбывать', заваренную кашу, в тогдашнем далеке, теперь этим барышням. 'Свои' они или не свои? Русские или как? На исторической Родине-то давно были? Вопросов в подтексте, рождается масса.
А вот и принцы. А вот и женихи пожаловали. Всем сёстрам по серьгам. Ура! Ура! Как бы ни так! Мука, та ещё... Оно и неудивительно. Это ни англы, это не саксы. Это не германцы, это и не франки. Рук и сердец добиваются двое русичей. Кольцо на пальце у третьей из дев, браком с литвином... Ой ты доля-долюшка, ой ты горе-горюшко. Но и это ещё не всё. Всматриваясь в породистость мужского племени в развитии ленты хронометража, понимаешь, ни те это 'скакуны' с которыми выигрываются забеги. 'Парша' просматривается в каждом. Один червив, другой 'закован'... Что ж, такое. В самом деле.
Впрочем какие сами, такие и сани. Это только у А.С.Пушкина всё просто и гладко:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря»
Эх, Пушкин-Пушкин, мне бы Ваши проблемы... Да, 'про богатыря', допустим, одна сестрица тоже, конечно же 'молвила'. А как без этого? На этом стоял и стоять будет женский род. Это святое. И тема святая. Её и обыграть на новом витке жизни в очередной раз, не грех. Но у А.П.Чехова, своих сложностей хватает. Морока с этими женщинами, прямо. Трое их. И каждой внимание удели, и каждой отмерь-отщепни не жалея. Не обидеть чтобы. И воздай каждой, дабы не заскучала. И вот у К.Худякова в ХХI веке, проблем этих самых, становится ещё больше. Каких? Разных. Здесь и одна из последних версий стрелкового оружия нового поколения задействована (система Калашникова). Здесь и специалисты минного дела в драму привлечены. А главное женский вопрос звучит едва ли не набатом. Ни одной осчастливленной. Ни одной удовлетворённой. Кого-то, попросту муж обманывает, сбежав к любовнице. Кто-то, до расстройства психики, доведён. И даже сданный в наём дом с оплатой вперёд может превратиться в руины стоит лишь прикоснуться рукой к нательным вещам одной из сестриц... Вот ведь как оно бывает. Злая ирония. Надрывный смех в оскале зубов - деньги не пахнут, говорите? Ну-ну...
Удивительное кино. Кино полное ассоциаций и образности. Наверное так и должно быть. Ведь это Чехов. Хотя и трансформированный необычайно. Ну, а как, скажите иначе его подавать нынче к столу? В 'многоблюдьи' изысков и деликатесов мира? Только так. С искрой фейерверка и с шумом 'петард' в громе взрывов.
Блеск, а не кино, как выражаются нынешние кино-гурманы. Блеск! И актёрам, что удивительно, играть-то особо ничего не надо. Сценарий несёт массивную подоплёку. Сценарий наполняет смыслом пространство. Прибалтика через осознание и понимание (как Вам, к примеру деньги с сестры за комнату обителью. Возможно подобное в России? А тут это норма. А хохма в финале касательно 'неба в алмазах' и 'алмазы отдельно' разве хуже?)
Вы думаете фильм несёт элементы комедии? Отнюдь. Вы полагаете, что он ироничен в повествовательном языке автора? Вновь не угадали. Сатира ли перед нами? Что Вы, это драма. А воспринимаешь происходящее на экране с умилением и восторгом. Да, необычна нынче классика, необычна. Нетривиальна. В 2014 году Светлана Проскурина 'перелицевала' толстовскую 'Анну Караенину' на новый лад. Помните, 'До свидания, мама'? И удивила необычайно. Теперь Константин Худяков взорвал сонное царство чеховского мирка, устроив 'Конец сезона'. И решил массу проблем разом. Сам Антон Павлович бы позавидовал.
7 из 10