К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В советское время говорили примерно так: фильмы делятся на плохие, ужасные, отвратительные и кинофильмы «Студии им. Довженко». Фильм Учителя «Цой» попадает в новую, уникальную категорию. Настолько плохого (ужасного, отвратительного etc...) кина не припомню. Свойство человеческой памяти, ничего не поделаешь. Так что, если отважитесь на просмотр этого кина, то не переживайте, оно через какое-то время успешно позабудется. Развидется.

Главная идея картины: пока Голливуд находится на холостом ходу, по-быстрому «прокатить» новый фильм, а заодно и всех его будущих зрителей. Избалованная качественными байопиками публика наверняка повалит в кинотеатры, тем более на продукт под названием «Цой». Других причин, заставивших сделать ЭТО, найти сложно. А может, все-таки они есть, а?

Бомбическая идея? Ну-ну. Человек, похожий на Виктора Цоя, погибает во время лобового столкновения его «Москвича 2140» с «Икарусом». За телом человека, похожего на Виктора Цоя, приезжают его родные, близкие и друзья. Довести тело из Латвии до Ленинграда поручают именно водителю, который был за рулем того самого злосчастного «Икаруса». Ух! Вот это сюжет! Драма на уровне Болливуда и Мексики, когда главные герои ищут друг у друга знаковые родимые пятна или голос за кадром сообщает нам, что убийца — садовник.

Актерский состав? Единственное, в чем не упрекнешь Учителя, так это в кастинге. Марьяна Спивак в роли бывшей жены и вдовы певца Марьяны Цой, Игорь Верник — продюсерье Юрий Райзен, Паулина Андреева, как новообретенная любовь Виктора и, конечно же, водитель «Икаруса» и катафалка, непревзойденный Евгений Цыганов, пару раз давший такую эмоцию, что просто был неузнаваем... Даже улыбался в пол зуба!

Короче, с горем пополам, тело человека, похожего на Цоя (хотя гроб не открывали, но можно предположить) все-таки довезли, а сам фильм не вывезли, причем даже на уровне идеи. Какое-то глупое нагромождение символов, странных идей и художественных посланий, наложенных на чудовищные диалоги и ситуации.

Единственный отрадный момент — начало картины, когда мы видим группу «Кино» в своей гримерке сразу после концерта. Пленка идеально передает ощущения музыкантов, спустя несколько минут после шоу. Уставший, вспотевший, но все еще на эмоциях, с немного потекшим макияжем, живой Виктор Цой закуривает дежурную сигаретку... 'Блин, а чо, он правда вот прям такой был? Ну, как живой...' Живой Цой, поэтому и веришь, что и правда Цой - жив... Но! В дальнейшем, в этом тебя грубо и цинично переубеждают на протяжении всех 90 минут.

19 ноября 2020 | 15:26
  • тип рецензии:

У меня никогда не случалось откровенной симпатии к работам Алексея Учителя, при этом я не стану хулить его картины, для меня они почти всегда держатся на уровне средней оценки. Пожалуй, ровный результат весьма досадный для автора. В моём взгляде Алексея Учителя делает запоминающимся предвыходная компания его режиссерских работ последних лет. Во-первых, общественный конфликт связанный с фильмом «Матильда» - попытка запрета выхода на экраны, угрозы кинопрокатчикам, имели место быть и поджоги кинотеатров. Все это разгоралось пару лет назад.

Но вот выходит свежая картина «Цой», пускай полемика с ней не будоражит различных деятелей, но тем не менее, перед выходом на широкий экран, и уже пару дней после, в новостных пабликах были заголовки о поданном иске сына лидера группы «Кино». В чем собственно состоит конфликт? Главная претензия: создатели картины не получили согласие на использование имени и изображения покойного музыканта. Еще в начале сентября родственники Виктора Цоя обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не допустить выхода «Цоя», они считают фильм «не соответствующим фактическим обстоятельствам».

Если спросить, что я думаю, то по моему мнению, каждый художник имеет право на бесконечное количество интерпретаций. Художественное произведение - это чаще всего вымысел, виденье или же личный опыт автора. Именно на свой опыт знакомства с Цоем (не обязательно личностный, может быть творческий, например, понимание его лирики) и опирался Учитель, как мне кажется.

Центр сюжета - Виктор Цой, но не его физическое воплощение, а эфемерное присутствие, его дух. Действия происходят сразу после трагической гибели музыканта в Латвии, когда его автомобиль столкнулся с автобусом. В первую степень, о водители автобуса и идёт речь в фильме. Его роль исполняет Евгений Цыганов, актёр довольно часто мелькающий в современном кино, но при этом не пресыщающий взгляд. Претензий к его игре у меня нет, ошибка в сценарии. Подойти к теме водителя злосчастно «Икаруса» идея оригинальная, но сработана она довольна сухо. За фильм не случается ни одного запоминающегося диалога или неординарного действия. Главный герой стеснён обстоятельствами, он должен доставить гроб с известным музыкантом до Ленинграда, когда его спутники родные и приближённые к умершему. Скелет повествования есть, но он довольно хрупкий. Из взаимоотношений между героями не вытекает ровным счетом ничего, кроме того, что они по очереди срываются друг на друге, и чередом поддаются истерии. Наблюдать за этим весьма приторно. Думаю, что даже поклонникам группы «Кино» быстро действие наскучит.

Мой вердикт таков. Если вы следуйте за громким названием, то фильм вас разочарует. Если не ждать ничего грандиозного или тем более новаторского, то можно смотреть, но необходимости в просмотре этой картины я не нашла.

01 декабря 2020 | 13:30
  • тип рецензии:

Я в шоке! Фильм очень скучный. Я думал будет в картине что-то про Цоя, но ничего я не увидел интересного. Фильм состоит из коротких командных реплик. Название очень провокационное. Это обычная дорожная драма от режиссёра Алексея Учителя (он известен по фильму «Матильда» (2017)). Фильм очень скучный и абсурдный. Режиссёр сделал водителя автобуса Павла (его играет Евгений Цыганов) главным героем. Почему-то надо было назвать фильм «Цой», а не по-другому. Это обычная дорожная драма. Где главные герои говорят короткие фразы отдающие командой. Эти короткие фразы отдают дешёвым сценарным ходом. Сценаристы плохо справились со своей работой.

Сценарий очень беден на красивые, осмысленные слова. Фразы у главных героев короткие, как команды военных. Лучше всех сыграл Игорь Верник. Он играет продюсера (прототип Айзеншписа). В фильме есть загадка. Особенно Верник молодец: красиво это разыграл. Фильм очень бестолковый и бессмысленный. Что хотел сказать режиссёр Учитель этим фильмом? Что поклонники Цоя готовы всё разнести. Кумиры приходят и уходят, а история пишет себя. Цой вошёл в историю русского рока. И его имя не перестают эксплуатировать все кому не лень. Драма про водителя автобуса пуста, и не содержит никакой интересной сути.

Эта дорожная драма провальная по своей сути. Ну, чем интересен может быть водитель автобуса? Евгений Цыганов играет пустоту. Он пытается играть трагедию простого рабочего, который не разбирается в современной музыке. У Цыганова не получилось сыграть рабочий класс, а особенно трагедию по Цою.

Фильм скучный и абсурдный. О чём фильм? О том, что трагедия смерти Цоя никому не интересна кроме фанатов группы «Кино». Страна разваливается, а тут какой-то Цой погибает. Фильм очень скучный. Не сумел снять Учитель жанр роуд муви.

09 декабря 2020 | 08:18
  • тип рецензии:

Я никогда не был фанатом Виктора Цоя, но когда мне на глаза попался этот фильм я решил глянуть его. Конечно не стоит напоминать, что Цой был одним из популярнейших певцов и когда он разбился неподалеку от Тукумса, все просто не могли поверить, что их кумира больше нет. Было очень много версий по поводу его смерти, но все остановились на том, что он заснул за рулем и врезался в автобус. Фильм снял Алексей Учитель, чей сын недавно снял непонятную спортивную драму «Стрельцов». Но «Цой» переплюнул «Стрельцова» по абсурдности и непонятности.

Сюжет: Это какой-то ужас. Прикол в том, что никакого Павла Шелеста не существовало, а за рулем автобуса сидел Янис Фибикс, который перегонял пустой автобус. Но он действительно ничего не слышал о Цое. По сюжету водитель Павел, на автобусе врезается в автомобиль Цоя. После этого, он берет на свой борт, гроб с великим певцом и везет его в Ленинград, но проблема в том, что Павла начинают недолюбливать, из-за того что он виновен в смерти певца. В реальности водителя Яниса, никто не винил и он никакой гроб никуда не возил.

Персонажи: Если вы пришли сюда, чтобы посмотреть на Цоя, то его тут буквально на пару минут, но название гласит «Цой»! Но это не так. Евгений Цыганов, играющий Павла, абсолютный ноль. Он играет очень плохо и лишь изредка на его лице можно увидеть эмоцию. Остальные актеры играют как-то вяло, но лишь Верник иногда может удивить. А Цоя играет гроб…

Драма: Если фильм заявлен как драма, это значит что мы должны сопереживать кому-то. Но к кому? К гробу или к водителю? Не к кому сопереживать, то есть фильм, даже сильной драмой похвастаться не может.

По итогу: Фильм получился еще хуже «Стрельцова» и они в очередной раз очернили знаменитого человека. Он получился унылым, с очень неинтересным и странным сюжетом и что самое печальное, вообще не про Цоя, а про выдуманного водителя, который не запоминающийся и скучный персонаж.

2 из 10

28 декабря 2020 | 11:03
  • тип рецензии:

Главное, что нужно знать о фильме «Цой» перед просмотром (во избежание дальнейшего разочарования) – Цой там идёт фоном, он второстепенный персонаж, введённый в историю просто для связки событий. Режиссёр, снявший в своё время несколько документальных фильмов о Цое, просто добавил в эту картину небольшую нарезку из них. Здесь есть кусочек концерта, кусочек закулисья и, собственно, сама авария, где Цой со спины воссоздан на компьютере (уверена, вы бы так не подумали во время просмотра, выглядит, как настоящий).

К слову, авария получилась очень зрелищной и страшной – фактически при отсутствии особых спецэффектов получилось показать очень реалистичный вариант, от которого замирает дыхание. Да, в жизни подобная авария примерно так и выглядит. Сразу становится понятно, что при подобном лобовом столкновении с автобусом у Цоя практически не было шансов. Огромная скорость, советский Москвич. Последствия аварии для Цоя, к счастью, не показали, но даже от рассказа о том, какие он получил повреждения, становится жутко. В своё время я смотрела ролики о подобных авариях, и представить описанное мне было совсем не сложно.

В общем, фильм не о Цое, название картины было явно умышленно взято авторами ленты для того, чтобы привлечь максимальную аудиторию, но я их за это не виню. Фильм действительно стоит того, что его посмотрело как можно больше людей. Картина рассказывает нам о том самом водителе, в чей автобус влетел автомобиль Цоя. Жизнь простого и в целом хорошего человека изменилась одномоментно. На него обрушилась ненависть фанатов и близких певца, его хотели привлечь к уголовной ответственности за убийство, ибо просто так признать несчастный случай никто не хотел – погибла знаменитость, нельзя отпускать «виновника». Почему меня так задела эта история?

Сейчас очень много ситуаций, когда в серьёзных ДТП гибнут водители, пассажиры и пешеходы. И порой оставшийся в живых водитель признаётся виновным в гибели другого человека, даже если тот сам нарушал правила, был нетрезв или перебегал дорогу в неположенном месте. Я не беру сейчас ситуации, где вина непострадавшей стороны очевидна, беру только те, где вины не было. Особенно часто такое случается, когда сбивают пешеходов, решивших перебежать несколько полос по диагонали. И сядет при этом водитель почти наверняка. Должен был успеть затормозить, несмотря на тормозной путь, взлететь над пешеходом, врезаться в грузовик, но объехать. Это страшно, на самом деле. Поэтому к главному герою я прониклась большим сочувствием. Да, смерть другого человека – это трагедия, но в таких вопросах должна работать справедливость. А по жизни это редкое явление.

Евгений Цыганов, сыгравший того самого водителя автобуса, прекрасно справился с ролью – персонаж получился очень запоминающийся, не сахарно правильный, а чёрно-белый, как в жизни, с набором как хороших, так и не слишком хороших черт, что даёт возможность по ходу просмотра сделать выводы о нём, как о личности, постепенно раскрывающейся на протяжении всего фильма. Очень колоритным вышел продюсер певца в исполнении Игоря Верника – прям точно его роль, стопроцентное попадание в образ. Другие персонажи тоже запоминаются, за исключением, пожалуй, героини Паулины Андреевой – для чего в сюжет был введён её персонаж, для меня осталось загадкой.

Несмотря на достаточно спокойный темп сюжета, история держит в напряжении и вызывает множество эмоций. Помимо основной линии здесь есть и довольно разношёрстные истории отношений между мужчиной и женщиной. Все они не слишком радостные, в каждой есть над чем задуматься. Затронута тема яростного фанатизма, когда люди не только готовы убивать за своего кумира, но и умереть сами. Но самый сложный вопрос, поднимаемый в фильме, на мой взгляд, это тема прощения. Можно ли простить того, кто виновен в смерти твоего близкого? Можно ли простить того, кто любит тебя не так, как тебе хотелось бы, а так, как он умеет? Можно ли простить измену, сохранив при этом отношения или какое-то уважение к человеку, не опускаясь до мести? Можно ли простить при этом соперницу? Очень много вопросов за эти полтора часа хронометража.

Стоит ли этот фильм просмотра, несмотря на то что Цоя в нём практически нет? Безусловно.

8 из 10

11 декабря 2020 | 20:12
  • тип рецензии:

Виктор Цой, несмотря на несовершенный голос и очень простую музыку, оставил огромное наследие для почти каждого жителя нашей страны. Ну кто не знает 'Группу крови' или 'Звезду по имени солнце'? Его песни до сих пор исполняют везде: от больших стадионов да скамеек возле подъезда.

Спустя десятилетия после смерти Цоя, на экраны вышел фильм 'Лето' Кирилла Серебреникова. Он был поистине замечательным: вольная фантазия не о Цое, но об эпохе.

Теперь же мы можем взглянуть на ещё одно размышление о том славном времени, когда было лето, кассеты заедало в автомобилях, а русский рок был ещё относительно нишевым явлением, не успев скатиться в мейнстрим и коммерцию.

Взглянуть на свои же воспоминания решился Алексей Учитель, уже снимавший две документалки: одна была про советский рок, другая - непосредственно про смерть Цоя.

Учителя преследует слава скандального режиссёра со времён его 'Матильды', поэтому 'Цой' тоже стал прекрасным поводом оскорбиться. В этот раз всевозможные заявления написали отец и сын музыканта, но лично мне кажется, что они неправы. Почему? Причина проста: в 'Цое' нет Цоя.

Есть только тело в закрытом гробу, близкие музыканта и тот самый 'Икарус', что везёт героев из солнечной Юрмалы в уже огорченный смертью кумира Ленинград. Конечно, это вымышленная история. Но через фантазию режиссёра мы погружаемся в эпоху.

'Цой' - это притча о смерти кумира миллионов без единого игрового кадра с участием этого самого кумира. Плохо это или хорошо — решать вам, но я считаю, что отсутствие Цоя — максимально грамотное решение, иначе было бы не избежать обвинений в неуместном китче. Это роуд-муви, в котором о русском роке говорят лишь кожаные куртки сопровождающих его труп, а последней фразой в бесконечность вылетает рефрен 'Цой жив', оставленный на всех бетонных стенах всех постсоветских городов. Поэтому рекомендовать эту картину я могу не поклонникам творчества лидера группы 'Кино', но ностальгирующим. Всем, без исключения.

13 ноября 2020 | 02:29
  • тип рецензии:

Павел Шелест был правильный мужик. Не любил крутых поворотов, всегда старался поступать как положено. Но ему не повезло. 15 августа 1990 года на раскаленной трассе Слока-Талси в его автобус врезался «Москвич» Виктора Цоя. Кумир миллионов погиб на месте. Павел ничего не знал о Цое, не слушал его песен. Не знал он и того, что после этого рокового столкновения его жизнь больше никогда не будет прежней.

Фильм начинается с той самой таинственной аварии которая произошла на латвийской трассе в причинах которой не могут разобраться ни латвийские следователи, ни родственники, ни сам Павел Шелест - скромный и невзрачный водитель автобуса. Шелест спасает фанатку Цоя от самоубийства, которая следует вместе с родственниками и близкими певца из Латвии в Ленинград на автобусе. Марианна Цой с сыном и с новым 'ухажером', Наталья Разлогова и Юрий Айзеншпис едут и трясутся рядом с гробом, пытаются понять аварию, себя и 'новую жизнь' после смерти Цоя. 'Ты знаешь как он пел?' - спрашивает фанатка главный вопрос фильма у Шелеста, а тот лишь тоскливо смотрит на своих пассажиров и на бесконечный поток фанатов в финале на кладбище в день похорон 'народного кумира'.

«Цой» — художественный фильм режиссёра Алексея Учителя который рассказывает о том, как участник ДТП, в котором погиб Виктор Цой, везёт гроб погибшего певца из Юрмалы в Ленинград. Виктора Цоя в картине нет: а есть его 'образ', его 'ощущение', его 'аура'. Целая команда крупных актёров во главе с великолепным Евгением Цыгановым создают тихую и печальную ленту о трагедии 'целого поколения'. Грустная, придуманная 'зарисовка' о нескольких днях после гибели Цоя - попытка 'отрефлексировать' и понять то время и ту эпоху спустя 30 лет. Это 'фильм-настроение', который нужно смотреть в особые 'моменты ностальгии' по той эпохе и по тем песням. Для одних - та эпоха давно закончилась, а для других - 'Цой жив'.

16 ноября 2020 | 09:04
  • тип рецензии:

Кажется, все еще не зажила рана конфликта по “Лету” Кирилла Серебренникова, а в прокат вышел новый фильм, связанный с советским музыкантом, чья жизнь, работа и, в особенности, смерть судьбоносно срифмовались с эпохой. На этот раз - “земляка” Цоя, петербуржца Алексея Учителя, пики чьей режиссерской карьеры пришлись на конец 80-х и первую половину нулевых.

Первое отличие Серебренникова от Учителя - это даже не разница в художественных вкусах и режиссерском почерке, а - возраст. Последнему во время знакомства с Цоем для документальных фильмов “Рок” (так, впоследствии, будет названа и кинокомпания режиссера) и “Последний герой”, было уже около 40. Ростовчанин Серебренников же встретил новость о смерти музыканта, будучи чуть старше 20-ти, то есть - находясь в самом сердце того самого поколения перемен.

Это было заметно и в “Лете” - скандальный фильм, работу над которым режиссер был вынужден заканчивать под домашним арестом, напоминал скорее сон-воспоминание, фантазию о самой заре творческой жизни культового вождя молодежи - мечтательную и печальную, как грезы об ушедшей молодости.

Учитель же, познав Цоя во плоти, задался задачей анализировать не влияние личности на массы, а саму эту личность - впрочем, совершенно исключив ее из повествования. Все так - Цоя на экране будет от силы минут пять, и то - исключительно на документальных кадрах (наподобие “Форреста Гампа”, они будут изобретательно соединены с игровыми), а сама фигура и феномен музыканта будут спроецированны через водителя того самого “Икаруса”, невольно оборвавшего жизнь кумира молодежи, и, вместе с тем, будто бы повернув ход истории.

Во всем этом видна, конечно, и авторская саморефлексия (в фильме она присутствует вполне однозначно - в виде самоцитирования режиссером своих ранних документальных фильмов о советском роке) и размышления о стране и эпохе - едва ли не последнее, что слышит Цой по радио перед аварией - о принятой за три месяца до этого Декларации о восстановлении независимости Латвии, а одна из глубинок, куда позже по сюжету забросит автобус с телом Цоя и его близкими, станет будущим пропускным пунктом между Латвией и Россией. А самые внимательные зрители в финале заметят перекликание с другим перестроечным фильмом - знаменитой “Иглой” Рашида Нугманова, в которой Цой сыграл главную роль, за исполнение которой был назван лучшим советским актером года.

Впрочем, пофантазировать оказался горазд и Учитель - несхождения с исторической реальностью у него - не вынужденная мера или случайность, как у Серебренникова, а намеренный художественный ход. Об этом режиссер, в попытках откреститься от всех возможных обвинений, неоднократно рассказывал в интервью (как мы увидели - не помогло). Помимо самого путешествия из Латвии в Ленинград, в фильме были изменены имена персонажей - бывшая жена Цоя из Марианны стала Мариной, подруга Наталья - Полиной, водитель автобуса Янис Фибикс - Павлом Шелестом, даже сын Саша превратился в Женю (его неожиданно играет дочь режиссера Мария).

И все это звучит действительно любопытно (оставим притязания Александра Цоя и прочих без внимания - любой автор действительно имеет право на творческую свободу в рамках разумного, и Учитель полноправно воспользовался этой возможностью), и действительно могло бы стать удачным фильмом, если бы не повальная небрежность реализации практически по всем аспектам.

“Цой” похож на дебютный фильм не самого одаренного выпускника ВГИКа, по ошибке выигравшего конкурс у Фонда кино - с небрежным сценарием, состоящим из последовательности нелогичных эпизодов и поступков, сдобренных ходульными диалогами, справиться с которыми не могут даже сильные артисты - Спивак, Андреева, Верник. Даже обычно безупречный Цыганов оказывается совершенно неубедителен. Единственным же светлым пятном (и тут мы смело можем гордиться) оказывается латвиец Артур Скрастыньш в эпизодической роли забавного майора (кстати, ранее он сыграл у Серебренникова в фильме “Измены”). И какая разница, что персонаж почти не нужен по сюжету - пусть хотя бы один человек в этой истории вызывает симпатию.

Вывод: Алексей Учитель снимал кино про смерть великого рокера, но видим, мы, кажется, длящуюся не первый год авторскую кончину самого Учителя. И его в этом контексте жалко куда больше, чем Цоя - тот навсегда останется талантливым, возможно - гениальным молодым музыкантом с горящими глазами и сердцем, год за годом привлекающим все новых поклонников. Учитель же, автор нескольких сильнейших картин, на протяжении вот уже десяти лет создает работы разной степени посредственности. Хочется ошибаться, но происходящее с ним, увы, кажется очень прозаичным - это старость.

5 из 10

06 декабря 2020 | 13:32
  • тип рецензии:

Фильм получился очень странным. Я смотрел его как зритель, который не застал эпоху, не был в Прибалтике и никогда не фанател от Цоя. Поэтому, мне просто хотелось узнать, почему кинолента вызвала такой резонанс.

На что ушел бюджет в 150.000, кроме аварии и сцен попоек, не совсем понятно. Актеры играют неровно. Если водитель и женщина инспектор более-менее попадают в роль, то фанаты и коллеги выглядят по меньшей мере нелепо.

Очевидно, что поклонникам группы «Кино» фильм покажется оскорбительным. Их можно понять, снять трэшовый артхауз о гибели известного музыканта – весьма сомнительная затея. Главный поворот сюжета заключается в том, что водителя автобуса, столкнувшегося с автомобилем Цоя, отправляют везти его гроб на родину. Едет он вместе с родственниками Цоя: женой, любовницей, сыном, другом рон-н-рольщиком, журналисткой и продюсером.

Многие ругают фильм за искажение реальных событий и выдуманные конфликты. С одной стороны, все так, сочинять что-то о реальных людях при данных обстоятельствах - как резать по живому. Но с другой стороны, это ведь художественное кино. Имеет ли режиссер право придумывать свою историю о трагических событиях в жизни известных людей, пусть каждый ответит сам.

Идея показать состояние человека попавшего под пресс толпы из-за трагедии с кумиром очень интересная. Но вот реализация оставляет вопросы. Впрочем, так можно сказать про очень многие российские фильмы.

В заключение хочу сказать, что поклонникам творчества певца фильм точно не понравится. Да он, в общем-то, и не про Цоя. Нам рассказывают историю об обычном человеке, который попал в тяжелую ситуацию и пытается жить дальше. Остальное - просто декорации.

22 ноября 2020 | 13:47
  • тип рецензии:

«Цой» – фильм Алексея Учителя, посвящённый памяти легендарного Виктора Цоя, изменившего и повлиявшего на всю российскую культуру на стыке времён. Про Цоя можно и могут говорить бесконечно даже сегодня, целые поколения спустя. Про его жизненный путь, про его творчество, про его значимость в истории российского народа, про всё это и не только. Ничего этого нет и в помине в новой ленте Алексея Учителя, имеющей столь громкое название. «Цой» – кино не про Виктора Цоя, не про его влияние, не про поколения и даже не про сценический образ великого музыканта, отпечатавшийся на века в культуре, как бы того авторы не хотели.

Несмотря на название, от Цоя в фильме, кроме архивных записей его концертных выступлений, ничего, по сути, и нет. В центре сюжета находится водитель того самого «Икаруса», с которым столкнулся Виктор Цой 15 августа 1990 года. Зовут главного героя Павел (Евгений Цыганов) и он, на удивление всех, никогда не слышал ни про Виктора Цоя, ни его песни. После столкновения его жизнь меняется кардинальным образом. Фанаты готовы найти и убить водителя, продюсер Цоя пытается вставлять палки в колёса, а следствие поручает Павлу важное задание: доставить гроб с музыкантом в Ленинград, в его родной город. Сопровождать во время поездки главного героя будут родственники Цоя, что по задумке должно было лишь накалить обстановку до предела.

Алексей Учитель был лично знаком с культовым для советского и российского народа музыкантом. Цой занимает особое место в сердце режиссёра, поэтому уж что-что, но первоначально в планы постановщика не входила задача осквернить память кумира поколений. Учитель поставил перед собой фундаментально важную задачу: рассказать историю о ментальном изменении целого общества одним человеком через его творчество. И меняет Цой в ленте Учителя людей даже после своей смерти, поскольку его музыка живёт до сих пор, находя отклик в молодых сердцах поколения спустя.

Несмотря на тот факт, что Учитель хотел сделать ленту про влияние Цоя на всю советскую и постсоветскую культуру, режиссёр никогда и нигде не заявлял о какой-нибудь достоверности. Но при этом это совершенно никак не спасает фильм от критики реальных свидетелей показанных фильмом событий. У «Цоя» Алексея Учителя точно такие же сценарные проблемы, какие были и у «Лета» Кирилла Серебренникова – обе картины на фундаментальном уровне не понимали, кто такой вообще Виктор Цой, чем он жил и какие люди его окружали. Однако если лента Серебренникова выделялась хотя бы постановкой и отличной работой художников, то фильм Учителя и вовсе существует словно в вакууме.

У «Цоя» нет никакого ощущения советской эпохи, словно все события картины происходят здесь и сейчас, а не 30 лет назад. Фанаты Цоя показаны стадом, несущимся куда-то навстречу чему-то, родственники и друзья Цоя – вроде бы взрослые люди, но ведут себя и рассуждают, как дворовая шпана. Да, Виктор Цой с товарищами может быть и не выглядели, как светская интеллигенция, но с головой у них всё было в полном порядке. Если уж Учитель и хотел рассказать про влияние музыканта на поколения, тогда он выбрал совершенно неправильный вектор развития истории. Всё слишком фальшивое, снятое по всем стандартам ВГИК-овского кинопроизводства, в котором не чувствуется ни капли души.

Главный прокол фильма, из-за которого его невозможно становится воспринимать серьёзно, это полное отсутствие внятного объяснения, кто такой Виктор Цой вообще. Алексей Учитель хотел сделать картину для будущих поколений, которые через его ленту смогут приобщиться к творчеству музыканта. И если смотреть на картину под углом неосведомлённого зрителя, не знающего ничего про Виктора Цоя, тогда первым же вопросом, появляющимся во время финальных титров, будет: «А кто это вообще такой? Что он сделал вообще?». Цоя окружает типичная толпа фанатов, власти про него толком не говорят, а про культуру в самом фильме нет ни слова. «Кто это?» – этот вопрос говорит о качестве фильма лучше всего.

Единственный стержень, удерживающий «Цоя» на плаву и не позволяющий зрителю просто встать и выйти из зала, это талант Евгения Цыганова. Цыганов давно уже всем всё доказал, он не просто так считается у российских кинокритиков сильнейшим отечественным актёром, конкурентов которому просто нет сейчас. Цыганов – единственный актёр, смотрящийся органично в том образе, который ему подкинул сценарий. Но даже при всём таланте актёра, его герой никак не цепляет, даже при том факте, что Цыганов играет человека с огромнейшим грузом ответственности на своих плечах. Человек «сбил» кумира миллионов и ему предстоит жить с этим, мирясь день за днём с ненавистью фанатов – подобный внутренний конфликт разве можно подать скучно? Можно, оказывается можно.

Евгений Цыганов прекрасно показывает состояние своего персонажа эмоциями, отыгрывая сломленного внутри героя с измученной душой, за которую Виктор Цой ментально борется на протяжении всего хронометража. И это всё звучит очень здорово и оригинально, однако «Цой» остаётся таким лишь на бумаге – сама же реализация оставляет желать лучшего. Лучшее, что есть в фильме – это архивные записи с Виктором Цоем в живом исполнении песен. Всё остальное попросту никак не выделяется ни в сценарном, ни в техническом плане. Нужно иметь особый талант, чтобы умудриться вложить в уста столь маститого артиста, как Евгений Цыганов, настолько монотонные и скудные диалоги.

«Цой» – пускай художественный продукт, в котором все совпадения с реальными людьми, по заявлению автора, случайны, но это кино, эксплуатирующее культовый для российской истории образ музыканта, ставшего героем поколений. Уж слишком сильное влияние оказалась на культуру Виктор Цой, чтобы зрители просто так закрывали глаза на всё, что Алексей Учитель показал в своём фильме. Конечно же, на любовь миллионов одна плохая лента никак не повлияет. Цой будет жить в сердцах поклонников и дальше, а картина Учителя так и останется мертворожденной поделкой, нестоящей ни волоска с головы великого музыканта.

4 из 10

12 ноября 2020 | 00:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: