К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Любовь к кино, любовь в кино. В этом и есть главный движущий творческий импульс, который ведёт Дэмьена Шаззела. Волшебник, который сплетает воедино кино и музыку так, как никто другой. Он знает о кинематографе много, но ещё больше он хочет сказать и показать зрителю. Этот запал заметен на каждом сантиметре его творений, исключением не стал и «Вавилон». Но обо всём по порядку.

Произведение совсем не похоже на другие работы режиссёра, хоть и имеет точки соприкосновения с раннее изданными картинами Шаззела. В самом начале зрителю обнажают маркеры, которые дают понять, что, возможно, этот фильм не для Вас. Это и внушительный хронометраж, и сцена с испражняющимся слоном, и вечеринка, которую можно описать не иначе, как нравственное помутнение во всех его проявлениях. И всего этого будет рассыпано на дистанции фильма немалое количество, но становится ли от этого фильм хуже? Однозначно нет. Стоит задать ещё один вопрос: а есть прекрасное в этом полном метре? Безусловно. И прекрасного больше, чем грязи, ведь это всё ещё Дэмьен Шазелл.

Картина является достаточно самостоятельной, хотя обилие отсылок к классическому кинематографу и поражает. Но это не должно стращать зрителя, ведь сейчас каждый режиссёр видит целью в своей картине оставить референс на труды режиссёров прошлого. В «Вавилоне» мы увидим «Седьмую печать» Бергмана, «8 1/2 » и «Сладкую жизнь» Феллини, «Сансет Бульвар» Билли Уайлдера и самый очевидный, но без которого, не было бы этого фильма «Поющие под дождём». Цитирование не мозолит глаза, наоборот, без него эта картина не могла бы быть собой. «Вавилон» — это любовное признание, не украдкой, а смелое проявление своих чувств кинематографу. Шазелл обнажает свою любовь к киноискусству, но одного только порыва режиссёра не достаточно, ибо чтобы насладиться этим произведением надо тоже любить кино.

Повествование движет четыре героя: Мэнни Торрес в исполнении Диего Кальва, Нелли ЛаРой, которую сыграла Марго Робби и Джек Конрад воплощенный уже великим Брэдом Питтом и сама индустрия кино, которую сыграл каждый актер, задействованный в кадре. За эти чуть более три часа перед нами проносятся мечтания талантливых и голодных до индустрии кино Мэнни и Нелли, уставшего от всех Джека, но который не мыслит своей жизни без кино, для которого киноискусство и есть жизнь. Мы попадаем туда, закулису, Дэмьен Шазелл берёт нас за руку и знакомит со всей подноготной киноиндустрии. Перед нами вспыхивает хаос съёмочной площадки, где из одних только трудностей и противоречий создаётся кино, и это похоже на магию, которая тебя обволакивает и согревает. Мы увидим, как кино научится говорить, как оно повзрослеет и как забудет тех, кто с ним рос и даже воспитывал. Подковерные игры, выбор между гордостью и деньгами, жизнь или смерть. Эта картина нарисована красками чувств и эмоций, и это явно не минимализм, напротив, это яркая и многослойная палитра цветов на одном только холсте.

«Вавилон» Шазелла пьянящее произведение, которое прекрасно написано, восхитительно снято и приправлено чудесным саундтреком. Кадры заставляют замирать сердце, у Дэмьена так в каждом фильме, но если до этого были пробы пера, то сейчас он вывел это в абсолют. Музыкальное сопровождение переворачивает сцены с ног на голову. В поле твоего зрения хаотичное повествование под энергичную музыку и всё быстро меняется когда Мэнни и Нелли встречаются и начинает играть «Manny And Nellie's Theme», которую хочешь ты этого или нет, но связываешь с «Mia & Sebastian’s Theme» из «Ла Ла Ленда», у которых, к слову, один композитор — Джастин Гурвиц, давний коллега и друг Дэмьена. Все персонажи живые, интересные, не похожие друг на друга и абсолютно разнополярные личности, но их роднит одно — любовь к кино. И на этом строится вся картина. Нам показана обитель пороков, коим и является Вавилон, то самое Вавилонское столпотворение, но только в мире кино.

Это любовное послание кинематографу от Дэмьена Шазелла. Посмотрев «Вавилон» ты вспоминаешь как и за что любишь кинематограф. Ты понимаешь, что без этого калейдоскопа жизни, который из раза в раз предстаёт перед тобой на экране ты не был бы собой. Ты вспоминаешь свои любимые картины, режиссёров, операторов и актёров. И конечно же оказываешься в конце с тем же самым взглядом, что и Мэнни. В этом и есть магия кино, в этом и есть Дэмьен Шазелл.

«Никто не хочет быть забытым. Но через сотни лет, когда нас с тобой уже давно не будет в живых; в любой момент, когда-то кто-то увидит твоё изображение, ты вновь вернёшься к жизни».

20 августа 2024 | 16:07
  • тип рецензии:

Кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ва. Ви. Лон. Если бы Гумберт Гумберт работал в киноиндустрии, это был бы его ребенок. Настоящее удовольствие для синефилов. Главное – не перепутать корень.

Дэмьен Шазелл, в общем-то, планомерно шел к этому в течение нескольких лет, но проект ему доверили только сейчас: стоило показать себя в работе над «Ла-Ла-Лендом» и «Одержимостью». Хотя стиль режиссера прослеживается во всех его работах, это не просто кино, это музыкальное кино. Кстати, совместная работа с композитором Джастином Гурвицем уже превратилась в тенденцию. Шазелл и Гурвиц сотрудничают еще со времен учебы в Гарварде. И если сам фильм вызвал неоднозначную реакцию, то работа композитора удостоилась только положительных рецензий и была отмечена «Золотым глобусом» и некоторыми другими профессиональными наградами. «Coke room» отбивает очень четкий, ритмичный по счету 4/4 сюжет всего фильма.

В общем и целом, такая позиция критиков ясна: многие отмечают сбивчивое, слишком энергичное повествование Шазелла. Но так в основном говорят народные критики, ставящие себя на место обычного зрителя. Кому нужны эти три часа пошлости и лирических отступлений? С коммерческой точки зрения фильм безапелляционно провалился, заработав в прокате в два раза меньше того, что было вложено. Но ведь критик не бухгалтер. Кинокритик, как знаток индустрии, должен отмечать все слои, имеющиеся в фильме.

А слои можно снимать, как с луковицы. На поверхности мы имеем трагичную историю восхождения и падения трех работников киноиндустрии. И герои эти весьма архетипичные. Сколько реальных имен может стоять за этими вымышленными? Молодой мексиканец Мэнни Торренс (Диего Кальва), кое-как пересекший границу с Мексикой и нашедший свое место в Голливуде, проходит путь от мальчика на побегушках до личного ассистента успешного режиссера. Старлетка Нелли ЛаРой (Марго Робби) – многообещающая, талантливая звезда немого кино, не справляется с испытанием славой, наркотиками и звуком. А Джек Конрад (Брэд Питт), который когда-то был мастодонтом классического Голливуда, теперь превратился в самого переоцененного актера и продюсера своего времени.

Если копнуть немного глубже – мы получим историю, как в Голливуд пришло звуковое кино. Много лет назад классика немого метра Чарли Чаплина ждало такое же разочарование – и если он так и не адаптировался под новые технологии, то Нелли ЛаРой не справилась бы и подавно. Индустрия не терпит такие кейсы и не дает им второго шанса. Кстати, повествование не обходится без упоминания важных вех и персоналий. Сначала Нелли ЛаРой бьется об заклад, что у Чарли Чаплина большой член (в копилку упомянутой пошлости), а потом и Мэнни якобы встречает на съемках фильма Бастера Китона. Но на съемках какого фильма? Мюзикла «Поющие под дождем». Это забавный факт. По сюжету «Вавилона», «Поющих под дождем» еще не могли снимать, между ними почти 20 лет реального таймлайна. Шутка заключается в том, что в «Поющих под дождем» рассказывали о том самом переходе к звуковому кино. Этим же фильмом «Вавилон» и заканчивается: Мэнни снова пересекает границу, возвращается в Голливуд, и по счастливой случайности попадает в кинотеатр именно на него. Он плачет, погружаясь в воспоминания. Вот они, ровно перед ним: весь Голливуд схлопнулся до тривиального мюзикла. Как это объяснить? Вероятнее всего, картинку «Поющих под дождем» можно заменить на что угодно: настолько он обычен. Тут важен не столько сам фильм, сколько его главная идея. А потом камера, с сидящего на втором этаже кинотеатра Мэнни, идет вниз и показывает нам обычную публику обычного кинотеатра. Наверное, это есть шутка Шазелла о восприятии фильма зрителем, который не может понять всей боли индустрии и ее производственного ада. Не может отреагировать на нее должным образом. Он просто жует попкорн и ни о чем таком не думает. Для них (вас, нас) это красивая сказка Голливуда.

Если копнуть еще глубже: это ода кино. И Дэмьен Шазелл говорит об этом постоянно, не только в «Вавилоне». Он каждый раз демонстрирует низкий поклон. Как интересно, что в современную эпоху весьма развитого киноязыка у него всегда получается сделать это по-разному. Но кое-что едино: тернистый путь индустрии. Когда-то Шазелл мечтал стать музыкантом, что нашло отражение в «Одержимости». Сейчас мы наблюдаем его гиперкомпенсацию: Шазелл и там, и тут. Он снимает либо музыкальные фильмы, либо фильмы о музыке.

Повествование фильма действительно может показаться сбивчивым, наравне с энергичной музыкой фильма, которую мы слышим в разных аранжировках. Странно, что в мире белого шума люди не готовы удерживать в голове больше одной сюжетной линии. Главное отличие кино от многих других искусств заключается в том, что именно кино дает несколько уровней восприятия. Вы можете считать нужную мысль не только по самому сюжету, но и по монтажу, по костюмам, по эмоциям, по акценту. Это слишком очевидные вещи, чтобы их проговаривать. Шазелл, наоборот, бывает нарочито прямолинейным. Нелли ЛаРой приходит на вечеринку богатых деятелей Голливуда и рассказывает пошлый анекдот, срывая кроличий мех с одной состоятельной дамы и демонстративно подтирая им свою задницу.

«Вавилон» – это метакино. И нам напоминают об этом каждый раз. Каждый новый виток в фильме отбивается походом Мэнни или Нелли в кинотеатр. Иногда нас натурально хватают за плечи и хорошенько встряхивают, напоминая, что вы все еще внутри фильма. Так, съемки эпической сцены в самом начале могут резко прерваться черно-белой плашкой «LUNCH». С одной стороны, это отбивка, совпадающая по ритму как с повествованием, так и с музыкой, с другой – типичный кадр немого кино.

Как и «Ла-Ла-Ленд», «Вавилон» открывается сценой без единой монтажной склейки, только на этот раз речь идет не о всеобщем танце посреди пробки Лос-Анджелеса, а об оргии в доме Голливудского продюсера. Кстати, это не единственный мостик между двумя фильмами режиссера.

Как сам каст, там и актерская работа были оценены очень высоко. В съемках приняли участие Спайк Джонз, легендарный Фли, и даже по-настоящему инфернальный Тоби Магуайр.

Кадрами и газетными вырезками показывается продолжающийся прогресс: техниколор, расцвет кино, короткий некролог Нелли Ларой. И это такой грустный flow of life. И это такой грустный итог всего. Но в то же время вполне ожидаемый. Расцвет и падение империи и каждой отдельно взятой человеческой жизни. Это трагедия про ускользающее время. Вот она, притча про классический Вавилон прямо у вас на ладони. Камера плывет на Мэнни. Поющие под дождем. Прибытие поезда. Путешествие на Луну. Волшебник изумрудного города. Бен Гур. Андалузский пес. Психо. Космическая Одиссея. Трон. Терминатор. Парк Юрского периода. Матрица. Аватар. Слезы Мэнни. СТОП.

03 июля 2024 | 12:16
  • тип рецензии:

США

20-30-е годы XX века

Джек /Брэд Питт/ - звезда немого кино, находящийся на пике славы; постоянно меняет жён, злоупотребляет алкоголем, богат и любим публикой

Нелли /Марго Робби/ - харизматичная, вульгарная и дерзкая девушка, обманом проникнувшая на вечеринку звёзд в надежде познакомиться с нужными людьми и попасть в мир кино; злоупотребляет алкоголем, запрещёнными веществами и увлекается азартными играми

Манни /Диего Кальва/ - обслуживающий персонал на вечеринке, готовый выполнять любое поручение; познакомившись с Нелли загорается её мечтой о мире кино

Дэмьен Шазелл известен мне по картине «Одержимость», которая в своё время покорила меня и вошла в личный кинотоп. Он так же создал небезызвестный «Ла-ла-ленд», который я ещё не смотрела. Но, хочу сказать, что о том, кто режиссёр фильма, я узнала уже после просмотра «Вавилона». И какой вывод могу сделать? Дэмьен, Дэмьен, я ваша поклонница…

'Вавилон» фильм достаточно откровенный, шумный, яркий и может отпугнуть иного зрителя. Впрочем, режиссёр здесь постарался в самом начале не мучить публику и отсеять «не своего зрителя». Если вы продолжаете смотреть после первых кадров с обкаканным слоном человеком – вы вполне можете быть «его зрителем». А уж если вы остались у экрана, увидев непотребства, творящиеся на богемной вечеринке, которые, если верить литературе об эпохе немого кино, устраивались достаточно часто, то поздравляю, впереди вас ждёт увлекательное зрелище.

В фильм три главных героя. Кажется немного хаотичной смена событий. Всё динамично и быстро: взлёт наверх, падение вниз… Но и в жизни так часто бывает, а уж в мире кино тем паче. Автор не пытается нас влюбить в своих героев, он просто показывает, на что готовы люди ради славы и как они реагируют, когда эта слава уходит. Показывает, что значит работать и быть гибким в мире шоу-биза, а что – прожигать свою жизнь, просто жить в моменте и не уметь ориентироваться в изменяющемся мире.

Мир кино сам по себе интересен, ну не таким же киноманам, как я, это объяснять. Да, мы знаем о развращённости и гнили кинообщества начала эпохи синема. Мы понимаем, что ничто не стоит на месте, и смена эпох была неотвратима. Мы осознаём желание сделать из кино искусство и тот факт, что для этого нужно было уйти от безбашенности и пошлости, прийти к морали и найти других героев да и вообще задуматься об их профессионализме.

Перед нами смена немого кино звуковым. Переломный момент, поломавший многих. И в жизни каждого человека есть подобный переломный момент, просто связан он не с подобными, конечно же, категориями. И вот интересней всего именно реакция людей на эти перемены.

Кто-то продолжает жить сегодняшним днём, не желая видеть действительность и не задумываясь о том, что всё уходит, а ты уже на обочине. Кто-то пытается влиться в новую волну, но ничего не получается, поскольку перестроиться очень сложно. Кто-то готов эту новую волну оседлать и достичь вершины, чуя, что будет востребовано и как за это ухватиться. Кино – это, прежде всего, бизнес. Тем более, на заре его истории. А в бизнесе свои правила, и личность, а тем более, чувства живого человека, никого не волнуют, кем бы ты ни был.

У фильма уже есть и награды, и масса номинаций. Одна из самых частых – за музыку. И знаете, лично я впервые нашла и добавила себе саундтрек фильма. Поскольку это реально нечто нереальное! И насколько же она усиливает эмоциональное восприятие, всё подчёркивает! Ой, вспоминаю, и мурашки бегут.

В общем, фильм я очень рекомендую. Можете посмотреть слегка сокращённую версию без обнажёнки и жёстко-полупорнаграфических и тошнотворных сцен, хотя, на мой взгляд, они превосходно сюда вписались, помогая зрителю эмоционально вникнуть в показываемую эпоху. Но посмотреть любой вариант однозначно стоит, посмотреть и полюбить или возненавидеть…

20 апреля 2024 | 08:24
  • тип рецензии:

'Вавилон”, 2022, Дэмьена Шазелла - это легендарное признание в любви кинематографу, масштабная картина «ревущих» 20-начала 30 гг в Голливуде.

Время бежит вперед и за ним бегут главные герои этой Одиссеи. На шумной отвязной вечеринке с коксом, блекдежком и.. слоном встречаются изгои-самозванцы (герои Марго Робби и Диего Кальвы), мечтающие стать частью мира кино, «частью чего-то большего».

Они проходят долгий путь, длинной 3 часа 9 минут, уважаемый зритель, будь готов к этому, но в конце концов улыбка сквозь слезы, значит все было не зря.

Этот калейдоскоп эстетских гегов, почти в каждой сцене неожиданный твист прокатит вас на «американских горках» ярких впечатлений. От картинки невозможно оторвать глаз, длинные кадры с внутрикадровым монтажом великолепны.

И кстати не забудем про 3 линию Бреда Питта, исполняющего роль самого высокооплачиваемого актёра MGM на тот момент. Трагические отношения с кинематографом переживает и он. Я очень надеюсь, что Дэмьен нас еще удивит и это не прощальное послание.

11 февраля 2024 | 14:12
  • тип рецензии:

Дэмьен Шазелл с детства обожал музыку. В школе он пробовал себя в качестве джазового барабанщика, а в кино пошел, когда понял – у него нет таланта великого музыканта. А потом он снял «Одержимость» и «Ла-Ленд» – фильмы о музыке, про музыку и через музыку.

А теперь Шазелл выпустил «Вавилон» – про эпоху, когда звук, то, с чего любая музыка начинается, ворвался в кино и всё изменил.

Фильм с первых же минут погружает нас в мир кино конца 1920-х.

Причем, сразу же – со светской его части. Вечеринки напоминают вавилонские безудержные оргии – даже слона привезли. Их сменяет время дневной тяжелой работы. Операторы, актеры, реквизиторы, массовка – все работают в поте лица, как вавилонские рабы в руках господ. Только вместо кнута – громкоговоритель и камера.

А потом выходит «Певец Джаза». «Это изменит всё» – так сказал один из главных героев картины Шазелла. И на Вавилон действительно обрушиваются перемены, как будто ассирийское войско влетело в город. Теперь его не узнать.

Процесс съемки резко усложняется. Съемки переносятся в павильоны. Актеры теперь должны говорить. В помещении – ни звука. Режиссер должен подчиняться звуковику. Оператор ловит инфаркт от невозможной жары. А у зрителей резко меняются запросы – вместе с героями. Шазелл с фантастической точностью ловит эту огромную перемену – будто вавилонский летописец, который запечатлевает ход истории.

Актеры немого кино никому не нужны – у них ужасные голоса и ужасный образ жизни. А те, кто был никем, ловят возможность и становятся преуспевающими продюсерами. Брэд Питт и Марго Робби блестяще справились с задачей. Играть актеров внутри актеров – задача особо сложная. А тут еще надо иногда и плохо играть – чтобы мы поверили, что герои больше никому не нужны.

Звук изменил всё – теперь даже вечеринки напоминают не массовые оргии Вавилона, а светские посиделки из XIX века. Для Шазелла, который с детства любил музыку, это очень важно было показать.

А еще Шазелл демонстрирует, что кино – это не просто производство фильмов. Это целый город, целая империя. Со своими зданиями, своей экономикой, своими судьбами – даже второстепенными и третьестепенными, о которых режиссер тоже не забывает. А еще это любовь, гнев, настоящие слезы и настоящие улыбки. И, конечно же, трагедия старого на взлете нового.

На три часа зритель погружается в полноценный мир синефильского Вавилона. Почему Вавилон? Потому что он не вечен, как Рим. Но навсегда остался в истории в виде кинолент. А сама история продолжается, возвышая одних людей и ломая других. Это видит и Диего Кальва, который, словно старик, смотрит на то, как изменился мир кино за пару десятков лет.

8 из 10

16 декабря 2023 | 11:52
  • тип рецензии:

Бред Питт просто прекрасен. Марго Робби тоже (не очень понравилась озвучка). Но что касается сюжета... Фильм сильно затянут. Этот лишний час ни к чему хорошему не привел. С одной стороны 'Вавилон' нам показывает этот жёсткий переход от немых короткометражек к цветным фильмам с речью актёров. С другой стороны нам показывают судьбу персонажей которые так или иначе имели дело с киностудиями и как на них отразился этот переход. Если меня попросят описать 'Вавилон' пятью словами, то я не задумываюсь отвечу: грязно, аморально, странно, весело, отвратительно'. Финальный эпизод я вообще хотел бы не видеть. Если честно, хочется вырезать несколько вещей из фильма, а заодно и из памяти. Самое обидное, что тема хорошая и можно было прекрасно её раскрыть. А режиссёр Дэмьен Шазелл, по моему скромному мнению, не смог сделать то что нужно

Скажу немного про плюсы и минусы.

Плюсы:

- актёрская игра. Да, мне всё понравилось. Нет никаких претензий

- актерский состав. Брэд Питт, Марго Робби, Диего Кальва, Тоби Магуайр (его мне не хватило) и другие

- съёмка. Всё отлично. Хорошая графика, красивые и эстетичные сцены

-музыка. Подходящая. Никаких претензий. Местами очень даже хорошо

Минусы:

- хронометраж. Фильм действительно затянут и у него очень странный темп. То хочется уснуть от скуки, то не успеваешь за действиями

- грязно. Во многих местах перегибают палку. Я думаю нам хотели показать грязь Голливуда изнутри, но это прям мерзко. Такой фильм я называю 'непопкорным'. Создатели пытались показать и красоту и уродство (второе показали слишком ярко)

- Концовка. Не буду спойлерить, но это мрак. Смысл понятен, а вот показано максимально халтурно

7,3 из 10

09 декабря 2023 | 07:17
  • тип рецензии:

Дэмьен Шазелл за свою карьеру снял не так много картин, но каждая из них удостоилась признания кинокритиков и зрителей, множества наград и номинаций и оставила след в кинематографе. Данный фильм не стал исключением.

Лента является неким признанием в любви к кинематографу от режиссёра, передавшем в фильме всё своё восхищение, все положительные и негативные стороны в процессе создания кинокартин, атмосферу того времени, когда кино претерпевало кардинальные изменения, повлиявшие на жизнь и работу актёров, а также на восприятие фильмов зрителями.

В ленте присутствуют самые именитые актёры, великолепно сыгравшие свои роли, особенно Брэд Питт, Марго Робби и Диего Кальва. При просмотре хочется наслаждаться их актёрской игрой, стремясь уловить весь спектр эмоций. Приятно наблюдать за тем, как актёры смеются, злятся, радуются, пугаются, совершают безумные поступки, исходя из того, как меняется сюжет фильма, плавно переходя из драмы в комедию, а из комедии в триллер.

Что касается саундтрека, то здесь Джастин Гурвиц вновь доказывает своё величие. Особенно запоминается последний акт, где музыка заедает надолго, что захочется добавить её в свой плейлист. Не зря Дэмьен Шазелл и Джастин Гурвиц сотрудничают вместе, ведь их тандем забирает все возможные награды и получает все номинации, которые только можно получить.

Сценарий написан идеально, прекрасно демонстрирующий атмосферу 20-30-х годов прошлого века, перемены, происходящие вокруг и их влияние на жизнь людей, развитие технологий в кинематографе, появление более перспективных актёров и закат эры немого кино.

Фильм прекрасно подойдёт для любителей кино, любящих обсудить ленту после просмотра. Ведь вы будете смеяться, плакать, восхищаться, бояться, нервничать и просто наслаждаться одной из величайших работ одного из величайших режиссеров современности Дэмьена Шазелла.

8 из 10

07 декабря 2023 | 22:13
  • тип рецензии:

Что есть искусство? Форма выражения человеческого таланта. В фильме 'Вавилон' режиссер Дэмьен Шазелл пытается исследовать этот сугубо антропогенный феномен на примере кинематографа, культурного символа и главного развлекательного аттракциона 20 века, определить его природу, отследить генезис, оценить его функциональную роль в культурной иерархии и человеческом социуме, выработать визуальную формулу киноискусства, которое рождается в неприглядном и по сути бесчеловечном и бездуховном киноремесле. Режиссер реализует этот амбициозный замысел с нескрываемой страстью и экзальтированной увлеченностью преданного адепта кино, не понаслышке знакомого как с внешней мишурой, так и с кулуарным закулисьем, скрытым за парадным кинофасадом.

Шазелл в своей излюбленной, фееричной эстетике мастерски разворачивает тридцатилетнюю панораму эволюции кинематографа от расцвета великого немого до триумфа послевоенной фабрики грез, педантично анализируя киноразвитие в контексте социальных, культурных и даже промышленных изменений. Это почти историческая монография в форме красочного визуального альманаха, составленная знатоком, искренне влюбленным в изучаемый предмет. Начальная точка повествования - 1926 год, буйное торжество докодексового Голливуда, воплощающего необузданный гедонизм послевоенной эпохи, который предстает в броских, почти гротескных оргиях и китчевой роскоши. Свобода мыслей и нравов, еще не сжатая цензурными тисками Хейса, безраздельно господствует на экране и в эпатажном поведении актеров. Скандальная аморальность, бунт и провокация формируют моду и вкус, а маховики индустриальной революции разгоняют кинематографические мощности, превращая кино в конвейер - неутомимый поставщик кинопродукта в безостановочной погоне за зрительским вниманием и деньгами, вечный двигатель индустрии развлечений. Блестящий мир Голливуда, сулящий всемирную славу, богатство и поклонение масс, новый символ успеха, манит всех - от нищих эмигрантов до амбициозных изгоев всех мастей. Шазелл сочными, экспрессивными, точными мазками воссоздает портрет этой противоречивой, бурной эпохи 'ревущих двадцатых'.

Лихорадочное, динамичное, неуемное, абсурдное действо наглядно воплощает ошеломительное время, когда звездами по прихоти случая становились безызвестные старлетки, попасть на съемочную площадку мог любой, кто просто угодил пьяной звезде, а отсутствие элементарных трудовых норм и техники безопасности могло закончиться реальными смертями статистов или незадачливых киноработников. В этом хаотическом вихре, подчиняющемся лишь законам прагматичного рынка, кинокарьеры легко создавались и разрушались как соломенные домики. Этот циничный мир Голливуда, попирающий человеческое достоинство и поклоняющийся лишь капиталу, и есть новый Вавилон.

Одна из бессчетных золушек, не уцелевших в этом киноцарстве, - Нелли Ла Рой, лихая провинциалка, готовая самоутверждаться любой ценой, мстя суровой судьбе за несчастливую жизнь. Ее сказочный взлет и трагически нелепое падение - собирательный образ многих реальных искательниц 'голливудского счастья', практически, слепок истории. Отравленная гремучей смесью чужих и собственных пороков и сломленная невоздержанно упоенным гедонизмом Нелли бурно переживает три типичные стадии популярности: расцвет, застой и закат. Эта схема обозначает два полюса проблемы индивидуального успеха: как пережить испытание популярностью и как справиться с ее утратой. И если Нелли проваливает тест на славу, то голливудский титан Джек Конрад не выдерживает карьерного краха и забвения. Арбитром в определении участи этих героев становится звуковое кино - главная революция в киноистории. Звук, как своеобразный камертон, отсекает всех, кто не резонирует с новым измерением киноповествования. Шазелл буквально цитирует историю устами условного кинопродюсера, сортирующего известнейших кинозвезд немого кино, лишая их карьеры из-за заикания, акцента или противного тембра. Нелли подвергается остракизму не только за гадкий голос, но, в первую очередь, за несоответствие благонравно чопорной морали новой голливудской цензуры - в 1930е меняется не только киноформа, но и идейное содержание.

Конрад как рудимент актерского формализма немого кино не справляется с новым киноязыком и лишь смешит публику своей фальшивой манерностью, пополняя нескончаемую череду вышедших в тираж актеров. Блестящая 20-летняя карьера плейбоя, секс-символа и непогрешимой звезды обрушивается в мгновение ока. Его творческий некролог составляет ироничная многоопытная критикесса Элинор Сент-Джон, типичная оппортунистка кинобизнеса, с брезгливым снобизмом оценивающая кино как балаганное развлечение для черни, но вынужденная писать выспренные и претенциозные кинорецензии, словно пародируя Пруста, о знакомстве с которым она самодовольно ностальгирует. Но именно ей принадлежит самый емкий монолог, воплощающий главную идею фильма о бессмертии, которое кино, как и любое другое искусство, дарит своим творцам. Ведь кино - это не Юпитер, пожирающий своих детей. Это словно успокоительная мантра, которой режиссер убаюкивает не только Конрада, но и самого себя.

Но пристально изучая героев киноэкрана и их среду обитания Шазелл с не меньшим вниманием исследует и все, что остается за пределами съемочной площадки. И проводником в эти кулуары киноиндустрии, в эту монструозную обитель упорядоченного хаоса, становится мексиканский эмигрант Мануэль 'Мэнни' Торрес, решившийся испытать судьбу в голливудском Эльдорадо. Это самый цельный, благородный и непротиворечивый участник в многофигурной кинокомпозиции Шазелла, практически, классический романтический герой с поправкой на неумолимую прозаику реальности. Он попадает в голливудскую киновселенную случайно, следуя за блеском звезды Нелли, пытаясь приблизиться к ней. Им движет любопытная комбинация амбициозности и искреннего чувства, в которой основным компонентом является любовь. И если упорство и трудолюбие способствуют успешной реализации его честолюбивых притязаний, позволяя молниеносно преодолеть карьерный путь от ассистента Конрада до кинопродюсера, то в любовных делах его великодушное самоотречение не приносит желанных плодов - легкомысленный инфантилизм Нелли становится для нее фатальным приговором. Обрекая себя на саморазрушение, Нелли губит и продюсерскую карьеру Мэнни - он обречен на изгнание из голливудского рая на целых двадцать лет.

1952 год, эра Фабрики грез, с витрин на прохожих игриво смотрит растиражированный образ очередной кинодивы Мэрилин Монро, а на цветных экранах вымуштрованные ряды кордебалета резвятся под сентиментальные песенки и пародируется переломная эпоха возникновения звукового кино. Мэнни, почтенный семьянин, нерешительно возвращается в город своей молодости, своих надежд и разочарований. Он смутно ощущает свою былую сопричастность к этому изменчивому, ныне незнакомому киноисполину и идет в один из его храмов - в кинотеатр. И среди разной публики - отвлеченной, скучающей, безучастной, веселящейся, - он не просто проводит праздный досуг, а погружается в свое прошлое, которое на экране предстает фарсом, а не трагедией, каковой оно запечатлелось в его памяти. И среди спящей, жующей попкорн, целующейся, рассеянной публики он испытывает катарсис - то, что дарит только искусство, каким бы примитивным и вульгарным оно не казалось. Ведь главное, как страстно декларировал оправдывая кино Конрад, доступность искусства и его способность дойти до сердца и тронуть любого зрителя вне зависимости от причудливости маршрута, ведущего к этой заветной цели. И Шазелл не сомневается в этом эмоциональном потенциале кино, в заключение слагая своеобразный гимн кинематографу - визуальный коллаж, смешивающий фрагменты из кинофильмов всех эпох - от первых лент братьев Люмьер до современных блокбастеров - утверждая бессмертие киноискусства и всех тех бессчетных армий прославленных и безвестных творцов, причастных к его созданию. В конечном счете, свое собственное бессмертие.

05 ноября 2023 | 17:01
  • тип рецензии:

Всё начинается с красочного и громкого праздника. Феерия, танцы, песни, живая музыка, секс, голые и возбужденные тела - это именно то, с чего нужно начинать кино про кино. Дальше уже дело за малым - умело продемонстрировать, как происходит киносъёмка, и ключевые вехи исторического развития кинематографа

Нас погружают в промежуток между 1920 и 1930 с небольшим. Под финал и вовсе затрагивают пятидесятые и даже современный мир, но очень скомкано, просто, чтобы показать, какими темпами развивалось кино. Основа лежит всё-таки в начале 20 века, куда попадает закат немого кино и начало появления звука

Дэмьен Шазелл - это удивительный режиссер. Все его картины всегда узнаваемы, автор очень трепетно подходит к сценариям, к съёмкам, и самих героев он прописывает с излишком, чтобы погружение стало максимальным. Этот фильм пестрит не только бесконечным праздником и довольно драйвовым повествованием, но также и большой группой звезд первой величины, которые демонстрируют выдающееся мастерство и в очередной раз доказывают свой статус

Взять для начала Брэда Питта, который играет актёра немого кино, звезду, но резко потерявшего интерес зрителей в нём из-за развития технологий. С голосом он уже не выглядит так внушающе, и поэтому на смену приходят другие таланты. Именно поэтому завершение карьеры его трагично и очень сильно резонирует на фоне того, как всё начиналось и продвигалось, когда он был на пике

А Марго Робби? По-моему это явный Оскар, даже два, а то и три. Такой бесконечный спектр эмоций от актрисы в трехчасовом фильме, что я аплодирую стоя. Тут тебе и слезы, радость, смех, грусть, сумасшествие, любовь, азарт и еще много чего. Можно перечислять и перечислять. Марго действительно Талант с большой буквы, главная звездочка этой картины

Что же касается Мэнни Торреса - главного героя, которого сыграл Диего Кальва, то он тоже из новичков сразу переплюнул несколько пунктов к элите как по мне. Мэнни начал в фильме с обслуживающего персонала, но быстро приглянулся Джеку Конрада (Брэд Питт), в результате чего начинает работать на него в кинопроизводстве. Он быстро поднимается по карьерной лестнице и даже обскакивает своего учителя в этом деле. Его объект любви - Нелли Ларой - начинающая актриса, которую и сыграла Марго Робби

В результате нам показывают увлекательнейшую историю нескольких по-разному сложившихся судеб, местами весьма серьезно, а местами переполненную юмором и казусными ситуациями. Три часа не ощущаются, как что-то долгое и скучное. Представьте себе концерт вашей любимой музыкальной группы, на котором хочется отрываться, плясать, подпевать вместе с артистами свои любимые песни. Тут ровным счётом всё так же. Ощущение праздника ни на миг не выходит из головы, только усиливая градус под конец

Дэмьен Шазелл создал великолепие, которое должно стать культурным наследием и храниться в музее кино. Своей картиной режиссер отдает дань памяти всем причастным к этому удивительному миру, который дарит нам из года в год незабываемые эмоции, состояние праздника. Конечно, путь развития, как и любой путь, у кино тернистый, много судеб было разбито, много сложностей и преград создавалось, но оно развивалось и продолжает это развитие по сей день. Возможно скоро наступит новая, очень важная веха в развитии - это ИИ в кино, который так же затмит часть актёров из текущего ансамбля, но это уже совсем другая история.

20 октября 2023 | 08:25
  • тип рецензии:

Итак, это Вавилон, бесконечная башня в небо. Которую строили пока не появились разные языки, возможно, люди были немы. Поэтому не могли разобщиться. Также и здесь показана эпоха немого кинематографа с его башней, бесконечной. Которую неожиданно разрушил не определенный человек или катаклизм, это был звук. Теперь фильмы стали другие. Не каждый сможет понять речь фильма из одной страны в другой. Все изменилось.

Начало истории - 3 героя, с которыми мы будем до конца. Актер, который уже завоевал славу, он - богат и успешен, но все равно не может найти счастья. Его играет Бред Питт. Марго Робби - начинающая актриса, ее взлет впереди. Он будет стремительный как и падение. Чем выше взлетаешь, тем больнее падать. И третий герой, который объединяет всех и, конечно, безумно влюблен будущую звезду. Он - закулисный герой и единственный кто будет пытаться спастись, а не пойдет на заклание в конце.

Фильм о сломе эпохи. Переход в новую, вернуться уже невозможно и жить, ведь для них это не работа, а жизнь, как было больше не удается не получается. Что лично мне напомнило другую картину, еще из-за актеров «Однажды в Голливуде…» тоже фильм про переход. Но он - сказка, а «Вавилон» - трагедия. Трагедия одиночества, веселья, наслаждения.

Показано как снимали немое кино, ведь технически процесс строился иначе. Это и комично, и страшно. Этот мир фантазий, только больше погружает в ностальгию по далекому прошлому, даже если не видели или не любите немое кино. Последние сцены про оказавшие влияние фильмы - хороши.

Отличительная черта, что те персонажи, которые отлично справлялись с немым кино очень переигрывают, как будто продолжают играть в беззвучном. Там требовалось это. Они же продолжают и в жизни фильма это делать.

Здесь грязь смешана с бриллиантами, прекрасные профессиональные работы с постоянными отключками от разных веществ. И чем пафоснее и более покрыто лоском становится индустрия кинематографа, тем больше пороков за ее пределами.

Еще колоритные второстепенные персонажи. Леди Фей Жу украла мое сердце. Есть еще парочка, вы их запомните.

Шазель создал потрясающий фильм. Он идет больше трех часов, также как и шли большие немые фильмы. Ты чувствуешь эти эпохи. Успеваешь привязаться и начать скучать. Возможно, фильм понравится не всем. Там много неоднозначных моментов, однако, для меня это плюс.

Так что попробовать стоит, но аккуратно.

05 сентября 2023 | 23:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: