В погоне за мечтами главное не зайти слишком далеко
«Утраченные иллюзии» не могли пройти мимо моего внимания сразу по нескольким причинам. Начнем с того, что фильм основан на одноименном романе Оноре де Бальзака, что уже само по себе интригует. В качестве режиссера здесь выступает никто иной, как Ксавье Джанноли, лауреат Каннского кинофестиваля, а также иных престижных премий. Наконец, в актерском составе числятся как молодые перспективные звезды (Бенжамен Вуазен, Саломе Деваэль), так и заслуженные знаменитости (Ксавье Долан, Жерар Депардье). Так что фильм однозначно попал в разряд обязательных к просмотру, и теперь поговорим о нем более детально.
Главный герой, Люсьен Шардон, хорош собой, умен, обаятелен и талантлив. У него врожденный талант к писательскому ремеслу, который под должным руководством может привести к выдающимся творческим результатам. Однако в своей родной провинции у Люсьена нет никаких шансов выбиться в люди, а потому его дорога лежит в Париж, где мечты имеют свойство претворяться в реальность.
Заимев весьма серьезные знакомства, Люсьен начал шаг за шагом повышать свой статус среди элиты. Он без долгих раздумий соглашается на необычайные предложения, ловит каждый шанс, позволяющий ему выстроить успешную карьеру, но одновременно с этим молодой человек понимает, что он начинает терять самого себя. Общение с похотливыми, жесткими, бесчестными людьми словно подтачивает его изнутри, но когда на горизонте маячит успех, то остановиться уже очень сложно.
Уже с первых кадров фильма видно, что снимал его настоящий мастер своего дела. Ксавье Джанноли с годами не только не растерял былой пыл, но кажется, будто даже удвоил его. Режиссер смакует героев и пейзажи, которые находятся в его распоряжении, старается показать всю красоту и блеск высшего общества, ноне забывает о том, что в любой истории должна быть мораль. У Бальзака она имелась, причем довольно яркая, резкая и справедливая. Это же постарался продемонстрировать в своем фильме и с Джанноли. При помощи игры света и тени, музыкального сопровождения и различных драматических приемов он сгущает краски, и чем ближе кульминация, тем сильнее поднимаются ставки и растет напряжение. Переход от света ко тьме здесь довольно плавный и вместе с тем ощутимый. Браво, режиссер! Вы меня снова покорили.
Что касается заигрывания с Бальзаком, то знающий зритель заметит некоторые элементы расхождения между кино и литературным первоисточником, но все это не имеет огромного значения, так как режиссер отлично понимает, что хочет показать своему зрителю, как достучаться до него и чем удивить. Некоторые моменты экранизации более жесткие и откровенные, нежели у Бальзака и это усиливает впечатление от просмотра. При этом не ощущается кощунственного отношения к роману, так как фильм является его неким дополнением, смелым взглядом, которые уважительно относится к старым канонам, но и не боится раскрывать историю с точки зрения современного человека.
В целом могу сказать, что фильм получился достойным. «Утраченные иллюзии» запросто увлекут вас в себя, подарят несколько незабываемых откровений и лишний раз напомнят о том, что всегда и везде нужно быть в первую очередь собой. Не гонитесь за бесплотными фантазиями, будьте в согласии с собой и смотрите только хорошее кино.
Одноимённый роман Оноре де Бальзак написал в начале 19 века. В то время Франция как бы упивалась благоденствием, которое несёт капитализм. Режиссёр Джанноли показал мир Парижа, где всё продаётся. Продажный мир, где даже сословие и титул меньше играют роль, если у них нет денег. Провинциальный поэт Люсьен Шардон (его играет Вуазен) в Париже становится журналистом Люсьеном де Рюбомпри. Продажная пресса в мире денег играет роль двигателя скандалов. Да, фильм поднимает темы продажности прессы, интриг при дворе короля, творческого кризиса, распутства. Молодой человек Люсьен мог бы стать профессиональным альфонсом, но он попал в мир продажной прессы, где ценится острый язык. Французы сняли фильм про молодость, отсутствие денег и одновременно любовь богатых дам к юнцам. Мне фильм понравился тем, что поднимает темы капитализма на фоне эпохи 19 века.
Фильм остросоциальный. Фильм о том, как молодость и наивность продаётся в мире закоренелых циников. Если ты молод и у тебя нет денег, то тебя может прокормить только твой язык, твоё острое слово. Продажный мир Парижа как бы питается наивностью и чистотой приезжающих провинциалов. Режиссёр Джанноли сделал акцент на прессе и оппозиции короля, которая процветает в Париже (но которая мертва в провинции). Пресса и чистота юноши Люсьена одновременно. Показано, как он меняется под воздействием денег и славы в продажном мире. Очень понравилась фраза из фильма: «Когда умирает последняя надежда, человек начинает жить». Последняя надежда, иллюзия в мире, где всё продаётся, кажутся топливом для циников Парижа. Праздный Париж затягивает. Он формирует слой людей, которые могут только тратить деньги, но не умеют их зарабатывать.
Праздный Париж — это как болото, которое затягивает чистые души провинциалов. Продажная пресса говорит: «Нужен скандал, иначе спектакль и книги никто не будет смотреть или читать». «Продаются скандалы» - это вам ничего не напоминает?
Актёр Вуазен хорошо сыграл провинциала Люсьена в праздном Париже. Давно на экранах не было таких фильмов разоблачающих цинизм капитализма. Мне фильм понравился своей моралью.
Все-таки левачество в мастерах искусств Пятой республики сидит довольно крепко. Эта картина получила национальную премию «Сезар» (французский аналог «Оскара») по итогам прошлого года. Из длинного романа Бальзака, не претендовавшего на большую идейность, как, впрочем, большинство романов этого классика литературы), авторы картины сделали довольно жесткий антибуржуазный и отчасти антимонархический памфлет (пафос революции 1789 года непоколебим).
Фильм сделан с большим вниманием к деталям, колориту эпохи, выражениям лица персонажей — ни одной лишней гримасы, никаких лишних телодвижений. Более того, каждый эпизод длится ровно столько, сколько положено — прямо в противовес роману Бальзака, который расточал чернила на описание мелких подробностей, забывавшихся через секунды после прочтения.
Другое отличие фильма от романа — из него удалены не подходящие по идейным соображениям персонажи. Скажем, Давид Сешар, друг главного героя Люсьена де Рюбампре. Хотя в романе как раз Давид и тянет на ключевого персонажа. Вообще, создатели фильм пошли по формуле «три в одном» - сразу трех героев романа уместили в одном — Рауле Натана, от имени которого и ведется рассказ.
Создатели фильма сохранили название произведения, но придали ему иной смысл. Если у Бальзака поэт Рюбампре утрачивает иллюзии в любви, то в картине режиссера Джанноли он разочаровывается в сливках парижского общества, богемной публике, буржуа и даже немножечко в политических порядках. В ленте, конечно, присутствует крушение иллюзий о Лауре и Петрарке новой эпохи, но опять-таки через глубокий социальный фильтр - «Что они с нами сделали?!» - восклицает в отчаянии первая возлюбленная Люсьена — дворянка Луиза.
В фильме отметился и Жерар Депардье — в роли владельца издательства, не умеющего читать, но прекрасно способного считать деньги. Премию «Сезар», как лучший актер второго плана получил Венсан Лакост, блестяще сыгравший роль редактора Этьена Лусто. Прямо скажем, заслуживавший большего. Но, видимо, премиальное жюри сочло неуместным давать награду за лучшую актерскую работу исполнителю не главной роли. Ну а победа Бенжамина Вуазьена, исполнители роли Люсьена, в номинации «Самый многообещающий актер» выглядит как утешение. Он сыграл неплохо, даже хорошо, можно сказать. Но явно недотянул до до своего героя — мечущегося, страдающего, бросающегося в омут рискованных интриг, поэта. Разрывающего в клочья свою поэтическую натуру. Все это ярко передает операторская работа, костюмы и краски — их тоже отметили «Сезаром». Впрочем, в этом и состоит, видимо, драма сегодняшнего антибуржуазного кино — когда от исполнителя главной роли требуется внутренняя зажигающая зрителя искра, огонь, убедительность — тот их просто не может не находит у себя.
Зато исполнительницы женских персонажей подобраны изумительно — месье знают толк в дамах! Как молодые актрисы (Саломе Деваэль), так и знаменитые (Сесиль де Франс, Жанна Балибар — она еще и неплохая певица, кстати) не оттеняли героев-мужчин, но великолепно дополняли их. Это я к тому, что фильм выдержан без модных, но мутных лгбт-шних заморочек. За это создателям положен дополнительное мерси.
К сожалению, игра двух актеров не может 'спасти' фильм.
Фильм снят очень своеобразно.
Во-первых, подбор актера главной роли близко не соответствует тому, что описывал автор, говоря об аристократизме главного героя (это касается и его внешности, и его манеры поведения). Где благородная бледность и тоска в глазах? Бенжамен Вуазен наиграно изображает переживания героя, ему не хватает искренности и тонкости. Его движения грубы и просты. Ему не хватает грации и легкости, он смотрится угловатым. Он слишком мужественный для этого образа. Бенжамен Вуазен очень ярко смотрелся в роли Давида, прожигателя жизни, чувственного и отчаянного парня в фильме 'Лето'85', несомненно, у него есть актерский талант, но роль Люсьена Шардон де Рюбампре, неоднозначной и непоследовательной личности, которая пытается преуспеть то в одном, то в другом качестве, не его. Здесь проблема не в актере, а в подборе.
Но есть два актера, игра которых понравилось.
Первый из них - это Ксавье Долан, который хорошо вжился (кто бы сомневался?) в роль настойчивого, амбициозного и незаурядного Рауля Натана. Его мимика, жесты, грация просто завораживает. Природный шарм и харизма Ксавье передались его герою, как это часто бывает у талантливых актеров, которые не 'играют роль', а 'живут ею'.
Второй - это Венсан Лакост, который достойно выглядит в роли Этьена Лусто, несостоявшегося писателя, но ловкого журналиста, деятельность которого вполне вписывается в его эпоху. У Венсана живое лицо, на котором отлично отражаются эмоции.
Но, к сожалению, игра этих двух актеров не может 'спасти' фильм.
В-вторых, технической проблемой фильма является освещение. Мерцающий свет свечей, не дает возможности четко сфокусироваться на изображении, даже при просмотре киноленты в высоком качестве. Кроме того, костюмы дам из высшего общества достаточно просты и однотипны.
В-третьих, обилие эротических сцен неуместно. Они сняты очень вульгарно и откровенно (можно сказать, механически), что затягивает и без того длинный фильм, не давая никакой информационной нагрузки. Часто мы видим на экране главного героя в обнаженном виде, или в нижнем белье, что тоже не совсем понятно. Ведь это же не эротический фильм, а экранизация бессмертной французской классики.
В-четвертых, сценарий очень сильно противоречит роману 'Утраченные иллюзии' Оноре де Бальзака, по мотивам которого, он снят. Пропущены многие герои, такие как Давид Сешар, мать Люсьена, Даниэль д’Артез и члены его 'Кружка'. Кроме того, в фильме показаны интимные отношения между главным героем и Луизой де Баржетон, которых не было в книге. Близкая дружба с Раулем Натаном - это тоже вымысел сценариста. Также упущена махинация главного героя с векселями на три тысячи франков, которые он тайно выписал на имя Давида Сешара. Не показано также то, что семья сестры материально помогала Люсьену. Есть еще немало подобных нюансов. Классические произведения целесообразно экранизировать близко к тексту, с незначительными отступлениями. А режиссерское видение пусть проявится в подборе актеров, декорациях, костюмах, музыке, освещении (конечно же, не противореча эпохе, которая экранизируется).
Трейлер фильма “Утраченные иллюзии” я увидела случайно и мельком, на экране телевизора в городском кафе. Он сразу меня заинтриговал. Молодой и талантливый поэт отправляется покорять Париж. Ах, поэзия и Париж в одном флаконе. Две мои большие страсти стали причиной почему мне захотелось посмотреть фильм.
Фильм идет два часов, которые пролетели незаметно, так как он полностью погрузил меня в ту эпоху. Вернувшись в мир вокруг, первые несколько минут выйдя на улицу, не могла понять где же кареты.
Фильм поставлен по роману Оноре де Бальзака, из цикла «Человеческая комедия». Время действия фильма проходит в ХIX веке.
Юный, тонкий, чувственный Люсьен, влюбившись в знатную даму старше себя, посвящал ей стихи. О нем даже написали в местной газете как о подающем надежды поэте. Но сбежав из провинции в Париж в поисках счастья молодой поэт столкнулся с жестокой реальностью столицы, которая разбивает его иллюзии день за днем. Он узнает, как все покупается и продается, включая любовь. Для печати книги своих стихов юному дебютанту нужно сначала прославить свое имя скандалами и завести себе хорошего врага. Иначе никто не станет его покупать и читать, так что печать его книги не выгодна издателю. Люсьен погрузился в незнакомый для себя мир. Новые правила игры захватили его, и к сожалению, времени на поэзию у него совсем не оставалось. Он не написал ни строчки, не считая критичный статей в газете оппозиции, которые приносили ему неплохой доход.
Когда творческий человек уходит в критику других, его творческая энергия иссякает.
Лишь финал фильма дает надежду, что на лоне природы и вдали от страстей Парижа, он снова начнет писать чистые стихи.
Фильм полон любви, страха осуждений, надежд, наготы души и тела, лошадей и карет, красивых нарядов и бедности, смеха, зависти, презрения, денег, богатства, веры, наивности, иллюзий, потерь, переплетений желаний людей и правил окружения.
Кто есть человек со своими устремлениями, когда он встречается с реальностью мира и общества.
Во все времена люди тянулись к богатству и лоску высшего общества. Некоторым посчастливилось родиться в богатой семье и с детства ни в чем не нуждаться, другие же наоборот старались достичь желаемых высот всеми возможными способами. Однако отправившись покорять вожделенные, заманчивые высоты, очень важно сохранить самого себя, ведь в какой-то момент вы можете надломиться и уже никогда не будете прежними… И тогда вы сами себя спросите – а стоило ли эта игра свеч? Ответ же может быть печальным.
Итак, в центре внимания захватывающей, насыщенной эмоциональной драмы, основанной на знаменитом произведении Оноре де Бальзака, находится молодой парень, известный как Люсьен Шардон. Его мать является последней представительницей древнего знатного рода, однако от богатства и связей предков не осталось ровным счетом ничего. Люсьен вынужден самостоятельно протаптывать свою дорогу к небосклону столичной жизни, однако чем больше он знакомится с обществом, в которое так хотел попасть, тем сильнее в нем разочаровывается.
Некоторые сюжетные мотивы и драматические истины никогда не утачают своей актуальности и «Утраченные надежды» становятся этому прекрасным доказательством. Фильм снят по мотивам легендарного произведения, написанного воистину выдающимся мастером пера прошлого, но как же удивительно мотивы давно минувших дней пересекаются с тем, что мы с вами наблюдаем в наше время. Будь то 18-й, 19-й или 21-й век, а люди продолжают оставаться теми же, что и раньше.
Если вы богаты и знамениты, значит у вас свои причуды. Они могут не только удивлять, но и нешуточно напугать. А те, кто пытаются проникнуть туда, где их особо то никто и не ждал, могут впоследствии измениться в худшую сторону. И когда вот таким ловцам успеха и славы наконец-то раскроется истина, искупить часть своих проступков, может быть, уже и не получится…
Помимо блестящей драматической основы, на которой выстраивается данный фильм, необходимо также отметить и отменные актерские работы, которые позволили сюжету Бальзака заиграть перед аудиторией свежими, насыщенными красками. В особенности меня порадовал Бенжамен Вуазен, который постепенно становится весьма известным актером, и я не сомневаюсь, что в дальнейшем его ждет успешная и долгоиграющая карьера. Юноша играет великолепно, он полностью перевоплотился в своего героя и переживает ровным счетом те же эмоции, что и Люсьен Шардоне. По мере продвижения сюжета взгляд парня становится все более мрачным и опасным, но самое главное то, что в его душе все-таки остается добро и нельзя сказать, что в своем стремлении достичь высот, он полностью растворился. Но вместе с тем и проступков он допустил предостаточно, и они еще долго будут преследовать его в болезненных воспоминаниях.
Как итог скажу, что «Утраченные иллюзии» стали для меня тем фильмом, который однозначно стоил потраченного на него времени. Это прекрасная, чувственная и драматичная работа, которая надолго задержится в памяти, и я без тени сомнений советую обратить на данный фильм свое внимание.
Блестящая экранизация вечно актуального романа Оноре де Бальзака
«Все кругом прогнило, но красота в мире не исчезает»
Перед тем как выкладывать охи-вздохи восхищения, изложу голые факты, которых уже достаточно для того, чтобы отправиться в кинотеатр. Во-первых, новая лента Ксавье Джанноли стала триумфатором главной кинопремии Франции «Сезар», получив семь наград, в том числе звание лучшего фильма. Во-вторых, картина получилась более жесткой и откровенной, чем ее литературный источник, но при этом обходится без кощунства по отношению к книге. Наоборот, смелость режиссёра раскрывает новые грани знакомого текста, и потому, не смотря на декорации XIX века, история смотрится крайне современно.
«Утраченные иллюзии» этим и подкупают: в фильме раскрываются вневременные и при этом злободневные темы — от оппортунизма, политической проституции и продажности СМИ до поиска собственного предназначения, внутренней трансформации и борьбы творческого начала с жаждой наживы. Во многих эпизодах я натурально увидела себя: не буду вдаваться в подробности, но у имеющих журналистское образование картина найдёт особый отклик. Спустя сотни лет ничего не изменилось: та же грязь, деньги и похоть. Но Ксавье, как истинный гений и настоящий мастер своего дела, умеет находить красоту даже там.
Гадкие закулисные игры режиссёр оттеняет золотистым блеском свечей, пошлые лобызания — причудливым сверканием пузырьков шампанского, пугающий лоск высшего общества — элегантными костюмами, низкие нападки — благородными намерениями, отвратительную провинциальную нищету — залитыми утренним светом маргаритками… Чем больше противоположностей он сталкивает, тем реальнее становится мир во всем разнообразии оттенков. Безукоризненная работа.
Недобрые предчувствия появились уже на втором кадре фильма. Сразу после того, как камера в первом плане вдоволь насладилась красотой лица молодого актера Бенжамена Вуазена, во втором кадре нам крупно покажут его руки с живописной, любовно- набитой грязью под ногтями. Помни, зритель: наш герой Люсьен хорош собой, но работает наборщиком - это раз. Два: ангелоподобная внешность скрывает внутреннюю нечистоту. Пошлость махровая. Ладно, проехали. Все было бы ничего, если бы эта траурная кайма не была бы так дизайнерски сотворена на фоне белоснежных подушек пальцев. В этом все кино. И дальше будет так же.
Столичный Париж пугает провинциала из Ангулема бурлящей уличной толпой и несусветным хаосом. Людей на улицах пруд пруди, кони со всех сторон скачут, как оглашенные, не подчиняясь правилам дорожного движения, каковых просто нет. Один эпизод- три плана. Дальше ни в один кадр ни один герой не войдет с пылу – с жару. Никто и ни разу не принесет в интерьерный кадр уличные хаос и неразбериху, из которой только что вынырнул.
В Париже театральный бум. Десятки маленьких бульварных театриков зазывают посетителей к себе, разыгрывая сценки перед входом. Один эпизод - три плана. Внутри театров никаких отголосков этих доморощенных рекламных кампаний. Ни один персонаж, даже на самом дальнем плане, не покажется случайно забредшим. Все пришли по заранее намеченному плану.
Париж начала 19-го века- город чудовищной непролазной грязи даже в центре. Один эпизод- два плана. Мсье в изысканных панталонах и дамы в широких платьях скачут по доскам, перекинутым через гаргантюанских размеров лужу. Куда эта грязь девается потом? Где следы воска от горящих повсеместно свечей, где капли жира от пищи, поедаемой почти впотьмах. В кадре- современная массовка, одетая в специально- пошитое платье. Сейчас снимут и пойдут в свой Париж, где нет ни грязи, ни свечей, ни лошадей.
Это – яркий пример комиксового кино. Что ни эпизод- то отдельная тематика, малосвязанная с предыдущим действием. Считается, что одним из главных признаков профессии режиссера является умение выстраивать каждый отдельный кадр и эпизод в строгом соответствии с общим стилем и идеей картины. Джанноли - мастер клипа или комикса. Все его интересы выстраиваются вокруг короткого скетча. Как этот скетч выглядит в общем ряду- уже не столь важно.
Такая броскость самого дурного вкуса находится в абсолютной симфонической гармонии с фабульным и эмоциональным наполнением фильма. Бальзак в своем романе описал время, когда зарождались первые правила информационного общества. Париж, Франция тогда впервые открывали то, что в газетах можно купить как положительный, так и отрицательный отклик, как на свой продукт, так и на товар конкурентов. Появились даже первые нелинейные технологии: спланированные скандалы для поднятия интереса к отдельным особам или представлениям. Все это есть в романе. Все это есть в фильме. Больше того, манипулирование общественным сознанием со стороны СМИ- куда как актуальная тема для сегодняшнего дня. А дальше начинаются различия между литературой и кино. Для Бальзака- мир, который почти исключил правду в художественном творчестве, являл собой образчик духовной тюрьмы, из которой выбраться невозможно. Можно лишь найти место поближе к форточке, чтобы хоть изредка дышать свежим воздухом. Таково было место и самого писателя. В кино- все продажны, все с удовольствием живут в парадигме «любит - не любит, плюнет - поцелует». Кем манипулирует всемогущая пресса- поди догадайся. Манипулянты насквозь циничны: друзья и противники назначаются словесным договором и живут сообразно этим правилам. Все.
Отдельная история: противостояние консерваторов-роялистов и новых демократов-республиканцев. Выскочке провинциальному парвеню Люсьену предстоит сделать непростой выбор: переметнуться из стана «свободной прессы» в лагерь «охранителей». Никакой сложности в мире фильма такой выбор не представляет. Все одним миром мазаны. Все ходят в похожих нарядах, все друг у друга бывают в гостях. Потому скандал на весь мир с выяснением подлинного автора фельетонов представляется очередным комиксовым эпизодом. Так надо. Это очередной шарж на тему актуальности классики. Консерваторы вновь на ножах с демократами во всем мире. И, если одним людям, облеченным титулами и деньгами, все с рук сходит, парвеню- выскочке ничего не простят. Такой вот Бальзак, низведенный в своих поучениях до уровня сказки «Колобок»
Дополнительное искушение- обыграть название фильма, применив его к своим зрительским надеждам и ожиданиям. Но воздержусь. «Утраченные иллюзии»- так называется не только фильм, но и роман. А вот он, в отличие от картины, на самом деле, велик.