В начале 20-го века в США было много проблем: испанский грипп, отголоски Первой Мировой и, конечно, набирающее обороты расовое насилие. Последствия рабства и притеснений негров в американском социуме ощущались и в более цивилизованное время: дюжины белых, якобы возмущенные тем, что чернокожие заняли их места, устраивали зверства. Историческая военная драма «Двадцать четвертый» происходит примерно в то время: 24-й пехотный полк, состоящий полностью из чернокожих, квартируется в Хьюстоне, штат Техас. Солдаты верят, что если они преуспеют в учебке, то их направят во Францию на поля Первой Мировой, однако военнослужащие вскоре обнаруживают гнетущий вес самосуда, бытового расизма, терпят шквал унижений и оскорблений. Неясно, кто является целевой аудиторией «Двадцать четвертого», потому что тема «страдающих негров» не так уж и интересна за пределами США, да и по части концепта кинолента для американской публики больше напоминает экранизацию домашнего задания по истории – оправдание кинематографического опыта здесь минимальное.
«Двадцать четвертый» повествует о капрале Уильяме, чернокожем парне со светлой душой. Уильям горячо верен своей стране и своей расе, но любые его комментарии отвергаются белыми начальниками. Полковник Нортон видит потенциал в чернокожих солдатах, к большому огорчению его коллег, твердо укоренившихся в рабовладельческом менталитете. В конце концов сценарий приводит к напряжению в рядах военнослужащих.
Идейным вдохновителем «Двадцать четвертого» выступил Кевин Уиллмотт, известный за свое сотрудничество со Спайком Ли. Уиллмотт написал сценарии к «Черному клановцу» и «Пятеро одной крови». Таким образом, сюжетные ритмы «Двадцать четвертого» довольно знакомы. Большая часть сюжета строится на превозмогании и духовной трансформации из-за влияния злобных действий, совершаемых белыми хьюстонцами по отношению к черным. В итоге это приводит к очевидным заявлениям вроде «расизм – это плохо». Куда интереснее другой подход, в котором одни чернокожие не принимают другого, более образованного собрата. Пока Уильям толкает речи о том, что негры должны получать образование, чтобы сравниться с белыми, черные, с которыми он общается, живут в другой реальности.
После первого акта, построенного вокруг бытовых и социальных проблем, следует напряженная вторая часть, посвященная бунту в Хьюстоне 1917-го года. Подстегиваемые насилием со стороны полиции, чернокожие солдаты берутся за оружие и мстят белым жителям Хьюстона. К катарсису это, увы, не приводит. Месть – слишком личная вещь, а контекст киноленты не позволяет проникнуться внутренним миром персонажей. Иными словами, в «Двадцать четвертый» не вложили душу, а любые намеки на атмосферу тотчас ликвидируются пояснительными диалогами и сценами, которые не складываются в плавное единое целое.
Тревожный? Не особо. Детализированный? Не очень. Натуралистический? Нет. Ангажированный? Скорее всего. «Двадцать четвертый» не может похвастаться особой глубиной: конечно, интересно, что согласно фильму даже негры – не святые, но правильные и неправильные поступки в контексте кинокартины не особо разделяются. У расистов есть свои предыстории, у жертв расизма – тоже, однако в мире «Двадцать четвертого» это не выглядит ни эмоционально убедительно, ни по-проповеднически.
5 из 10