Ещё один спин-офф «Пилы» оказался очередной неудачной попыткой вытащить из гроба кровавую сагу, которая в воскрешении и не нуждалась, о чём создатели поняли лишь с десятой части, сообразив погрузиться в прошлое и откопать интересные истории между уже вышедшими блоками повествования, не прерывая нарратив. А пока отцы серии Джеймс Ван и Ли Уоннелл, а также её ветераны Кевин Гротерт и Даррен Линн Боусман осмелились сотрудничать с комиком Крисом Роком, загоревшимся стремлением слегка переиначить свою карьеру и самостоятельно уговорившим студийных боссов бросить свежий взгляд на расширение франшизы. К написанию сценария повторно привлекли Джоша Столберга и Питера Голдфингера, так как они придумали восемь различных версий развития сюжета и качественно обогнали конкурентов по цеху: первый черновик получил зелёный свет через неделю после сдачи.
Одной из (бес)предельно удручающих оказий сразу вспыхивает отсутствие Тобина Белла из-за желания продюсеров несколько отгородить данный позор от «собратьев», сосредоточившись не на Конструкторе, а на его подражателе. Белл был не прочь вернуться, если бы речь в картине зашла о происхождении куклы Билли, но к чему нам что-то стоящее, если можно пойти банальным путём, верно? Поэтому игрушка здесь — свинюшка и даже голос ей выбрали не живой, записанный на аудиодорожку, а компьютерный, словно бы с целью убить всё хорошее старое дурацким суррогатом. Самоуверенность съёмочной группы кармически аукнулась им скудноватым кассовым успехом в прокате, вызванном, в том числе, закрытием множества кинотеатров из-за грянувшей коронавирусной пандемии, и вереницей неоднозначных, преимущественно негативных отзывов критиков и зрителей. Сделав ставку на ностальгию по полицейским бадди-муви, они не учли, что фанатам такие опыты не зайдут как минимум потому, что сочетать сей жанр с претенциозными ужасами, имеющими философский подтекст, чертовски сомнительно. А вдобавок дискредитировать наиболее выигрышные позиции и стилистические особенности — нагло и глупо.
Положение мог бы спасти яркий главный герой, вероятно, со сложной биографией и лидерским нравом, но вышла неувязка. С какого бодуна авторы решили, будто исполнителя необходимо наделять, наоборот, столь скверным темпераментом, дабы тем самым показать его мнимую крутость? Детектив Зик Бэнкс в сто раз сильнее раздражает, чем, например, основной антагонист в фильмах с четвёртого по седьмой — Марк Хоффман: тот хоть, помимо своей холодно-напыщенной карикатурности, имел недюжинную волю к жизни, хитроумие, ловкость и иные качества, позволяющие в некоторой степени даже восхищаться им, несмотря на злодейские поступки. Бэнкс же, будучи протагонистом, но протагонистом весьма спорным, является примером проваленной задачи по наполнению характера равновесными чертами. В нём не цепляет абсолютно ничего: импульсивность, отчуждённость и истеричность мешаются в кашу с типа остроязычным, а по факту душным стёбным юмором и сущим наплевательством на людей вокруг. Зик вечно требует особого отношения, однако ведёт себя как полный придурок да плюсом выпячивает в поведении набившие оскомину стереотипы об афроамериканцах (коих и без оного хватает, от хип-хопа до грабежей притонов), качая права на пустом месте и наивно считая, что это выглядит завораживающе. Единственное заметное достоинство в нём — привычка сдавать нашкодивших копов, проявляя излишнюю для них честность в службе, пока те сдуру постоянно устраняют свидетелей или подозреваемых, не представляющих опасности, полагая, что расплата их не настигнет.
Тема продажности стражей порядка — камень из огорода здравствующей американской повестки, летящий в аудиторию с экрана вместе с другим булыжником, касающимся, безусловно, модного ныне аспекта обратного расизма. Разделение коллектива на темнокожих блюстителей — либо сугубо положительных и не вписывающихся в поганый «белый» социум, либо когда-то запятнавшихся, но вроде как отмывшихся, — и типичных, опять же, «белых» мужиков, наперечёт предстающих отрицательными, отбитыми индивидами — жирный маркер реальности, захвативший настырными щупальцами и это хромое сочинение о мести. Выводы неутешительны, ибо навязывание актуальных тенденций ставится на передний план, технично нивелируя всё, что фан-база пестует до сих пор: бескомпромиссные постулаты Конструктора, грязный и жёсткий визуальный стиль, изобретательные капканы и механизмы. По каждому из перечисленных козырей — провал, провал, провал.
Так, борьба за выживание не соотносится с доктриной о ценности бытия, концентрируясь теперь на чистом возмездии и апеллируя к федеральной поправке, разрешающей лицам в погонах применять оружие когда угодно. В чём проблема выразить протест, не эксплуатируя антологию, говорящую на стороннем диалекте — всё ещё не ясно и на вид не менее чужеродно, чем вставлять в софт-ребут рэп, хип-хоп, стендап, отсылки к «Форресту Гампу» вкупе с «Прослушкой» и прочие развлечения плодовитого, но конкретно тут чудовищно бесталанного Рока. Пыжась, крича и впадая то в смешные истерические состояния, то в приступы самолюбования через ненависть к коллегам, Крис-Зик истошно не находит баланса между Крисом и Зиком, как и Даррен Линн Боусман, подрастерявший сноровку, не способен вспомнить, кто он и что раньше творил.
Так, эпилептический монтаж, нагромождение флэшбеков, зернистая цветокоррекция, чудаковатые переходы и чехарда с временными линиями из экспериментальных методов превращаются в мейнстрим, а отход от мейнстрима к новым экспериментам, судя по мнению команды — это чуть да вскользь коснуться забытых приёмов, оставив изображение максимально прилизанным, и заострить внимание на корявом скрещении фабульных элементов.
Так, наконец, ловушки, априори призванные быть украшением выдающегося хоррор-сериала, выступают не более чем третьестепенными «костылями», разбавляющими однотонную муть изложения бытовухи заносчивого оперативника и его бедового отдела. По рангу впечатляющих анатомических изысков и хитроумной детализации им не встать в один ряд ни с чем доселе презентованным публике. Что они есть, что вместо них находили бы трупы жертв с пулей в башке — разницы почти никакой. Взять и проигнорировать вопиющую важность фасадного «мэтра» в сеттинге — воистину, феноменальный кошмар! Кошмар капитанов дальнего плавания, под влиянием некоего эксцентричного островитянина ставших пиратами и затеявших уничтожение собственного корабля.
«Пила. Спираль» — символ перемен, эволюции, прогресса. Так наверняка хочется упиваться самообманом режиссёру и членам его бригады, так якобы завещал Джон Крамер, так зрительские надежды разрушились в пыль, столкнувшись с лживой интерпретацией, повествующей о чём-то несовместимо чуждом для не нуждающейся в радикальных метаморфозах, давно и крепко выстроенной вселенной.
Глава «Lionsgate» Джо Дрейк однажды на начальной стадии прокомментировал концепцию продолжения: «У Криса появилась эта идея, которая очень почтительно относится к наследию материала, но при этом оживляет бренд его остроумием, креативностью и любовью к классическим лентам». Может, до препродакшна подобное высказывание казалось уместным, ибо мания доставания из могил почивших гигантов в Голливуде оправдывается искренней верой в магию процесса перезапуска, но по итогу традиционные грабли судьбы предсказуемо проткнули стопы горе-киноделов: сколько ни проводи ритуалов — нельзя тревожить мертвецов. Или, по крайней мере, смеяться над ними.
Итак, после эпического кино-марафона 'Пилы' (годы назад целиком посмотрел лишь первые три части, но теперь полностью посмотрел все), включая 'Пилу 10' (отличный фильм, кстати!) глаза мои дошли до спорной 'Пилы: Спираль'. Ну, спорной я назову 'Пилу 8' - она о-о-о-о-о-очень скучная и новый подражатель Пилы в ней никуда не годится. Но теперь я посмотрел 'Спираль' и, скажу честно, фильм мне понравился. Это именно перезапуск - здесь упор сделан на детектив, а не пытках. К слову, пытки здесь не столь изощрённы, зато гораздо более символичны. Новый последователь Пилы представлен нам не учителем морали, а мстителем, у которого зуб на коррумпированную полицию, и вместо знаменитой куклы Билли убийца представляется сам, но в маске свиньи, изредка показывая свинью-марионетку.
Новый главный герой, неподкупный детектив Зик Бэнкс, мечется между молотом и наковальней в атмосфере, где никому нельзя верить. На нём и держится вся атмосфера детектива, где незримый убийца скрывается за каждым углом. Ловушки нового Пилы, как уже упоминалось, не столь масштабны, зато смысла в них больше. особенно мне запомнилось самая первая, что в метро - либо вырви свой лживый язык, либо умри. Вердикт: любители кровищи и пыток будут разочарованы и очень весьма. В фильме нет постоянных участников Игры, чьи злоключения показаны параллельно расследованию - они здесь чередуют друг друга. Посему 'Пила: Спираль' действительно спин-офф, а не продолжение, ибо это история личной вендетты, а не наследника изначальной идеи.
Примерно в начале этой ленты, когда разговор полицейских заходит на тему схожести новых убийств с почерком знаменитого маньяка «Пилы», один из участников разговора говорит следующую фразу «Пила мёртв». И я с этой фразой абсолютно согласен: «Пила» уже давно мертва, а попытки возродить эту франшизу – это откровенное издевательство над трупом.
Эта лента является девятой (и, увы, не последней) по счёту в этом, уже можно сказать, сериале. И, соглашаясь с тем, что этот филь, всё лучше предыдущей восьмой части, о том, что это не издевательство я сказать не могу.
Если вы ждете, что увидите изощренные ловушки, жестокие сцены, на которые очень тяжело смотреть, и не откровенно резиновые, а хоть как-то качественно сделанные части тел, то мне придется вас разочаровать, так как этого в фильме не будет. Всё, что вы увидите из подобного, будет выглядеть, как блеклая копирка, спекулирующая на заслугах начальных лент. Если вы ждёте, что вам покажут увлекательные твисты сюжета, которыми так славились начальные части и которые заставляли хвататься за голову с восклицанием «да ладно», то, опять же, этого, увы, не случиться. Вместо этого вам покажут абсолютно плоский сюжет с очень невзрачным финалом и пониманием, кто убийца примерно на двадцатой минуте фильма. Зато, вместо этого, создатели не поскупятся на наличие в кадре постоянно истерящего Криса Рока, который играет главную роль, и который своей откровенно непрофессиональной игрой и теми же истериками начнет раздражать вас минуте на десятой хронометража. К слову, раздражать вас будут все актеры, так как играют они отвратительно, а диалоги написаны настолько глупо, что в какой-то момент тебе начинает казаться, что ты смотришь «отличный» российский детективный сериал.
В общем, от «Пилы» нужно отстать. И сделать это надо было уже очень давно.
Многострадальная франшиза 'Пила', похоже, никогда не вымрет. Пусть от главного злодея избавились в третьем фильме, продюсеров это не остановило, и они начали клепать сиквелы с завидной регулярностью. Хотя казалось, что после компромиссной седьмой части создатели успокоятся, но, увы. Вышла ненужная восьмая часть, а вслед за ней и 'спин-офф', который негласно записали в девятый фильм. Но если восьмой более-менее старался опираться на сюжеты предыдущих фильмов и там появлялся несменный Тобин Белл, то здесь и этого нет. 'Спираль' - именно, что ответвление, попытка создателей не то перезагрузить франшизу, не то показать её под другим углом с другими персонажами.
Получилось? Нет. Хотя намеки были.
Хоть Крамера сюда не завезли (извините, это уже не спойлер), вместо него орудует подражатель. И этот подражатель наказывает плохих полицейских - кто-то воровал, кто-то покрывал, кто-то убивал невиновных и тд. А главный герой в исполнении Криса Рока должен его найти, пока не пришла его очередь поучаствовать в игре на выживание.
Звучит, как неплохой задел на триллер, и по-первой 'Спираль' с этой задачей справляется. Нам не ясно, кто маньяк, но создается ощущение, что он медленно, но верно подбирается к герою, попутно убивая его знакомых в своих смертоносных играх. И ты сидишь, с нетерпением ожидая каждую последующую сцену в надежде ощутить на себе весь детективный саспенс... Но уже ближе к середине создателям резко надоедает играть в Финчера, и фильм превращается в банальный калейдоскоп с мясом, где главного виновника можно угадать буквально не прилагая к этому усилий.
Скажу сразу - мяса в фильме хватает. Ловушки уже не такие полу-фантастические, как в восьмом фильме, и по своему жуткие. Когда ты видишь персонажа, которого поставили перед сложным выбором, тебе невольно становится его жаль и, в то же время, до жути интересно, чем же всё кончится. Особенно запомнилась ловушка, отрывающая пальцы - очень страшная, запоминающаяся.
Но кроме мяса и ловушек фильму козырнуть нечем. Сюжет слишком быстро сливается в унитаз; финальный твист, который по идее должен шокировать зрителя, просто не работает. Всё снято настолько дешево, халтурно и безыдейно, что тебе уже плевать, чем всё кончится. А финал тут откровенно бредовый даже в рамках франшизы. Неужели, авторы продолжат историю 'Спирали'? Надеюсь, что нет.
Ещё мне было интересно посмотреть на Криса Рока в необычном для него роли. Так вот, второго Джима Керри не вышло. Рок просто не умеет играть серьезные роли. Когда ты смотришь на его кривлянья, попытки изобразить ярость или гнев (особенно, когда он пучит глаза), ты так и ждешь, что он сейчас засмеется и выдаст шутку про жену Уилла Смита. Его персонаж и вовсе вызывает раздражение. Мы уже привыкли к порочным протагонистам серии, но у этого нет никакой изюминки, кроме привычки на всех кидаться. Тебе на него просто плевать. Как и на маньяка.
Ещё тут ненадолго промелькнул Сэмюэл Л. Джексон, которого так активно пиарили до премьеры, но про него сказать нечего. Роль маленькая, у актера бывали и получше. Даже его маленькое появление в 'Поездке в Америку' в разы лучше.
'Пила: Спираль' - бесполезный спин-офф и лишнее доказательство безалаберности создателей. Здесь ничего не работает, кроме ловушек. Ни полный глупостей сюжет, ни персонажи, ни попытки напустить интриги, ничего. Фильм никак не двигает вселенную, да и вообще не нужен даже для просмотра на вечер. Он проходной. И всё.
Девятый фильм франшизы снял Даррен Боусман, режиссёр трёх частей франшизы (2, 3 и 4). В планах у Боусмана было сделать фильм «Спираль» похожей на самую первую «Пилу» 2003 года, если верить в интервью, которое он давал изданию. Спойлер, не получилось.
Девятую часть фильма с названием «Пила: Спираль» подают как перезапуск франшизы. История, главные герои и злодей – всё абсолютно новое. После просмотра девятой части сказать то особо нечего. «Спираль» не может похвастаться сложными сюжетными поворотами и хорошими героями. Нет практически никакой связки с прошлыми фильмами, показали лишь фотографию самой Пилы, а также заиграла всеми нами известная мелодия.
Когда разговор заходит о «Пиле», то ты сразу вспоминаешь 3 часть с невероятным сюжетным поворотом в конце. Ты сидел в предвкушении и ждал, что же будет дальше. Повсюду изощренные ловушки, из которых возможно выбраться только с помощью мозга. Была надежда, что «Спираль» окажется по задумке такой же, но это не так…
Такое ощущение, что авторы сами не понимали, как должен выглядеть фильм. От хитроумных ловушек из первых частей фильм «Спираль» перешёл в юмор и кровавые убийства. Пила всегда был что-то в роде квеста, который возможно пройти. Здесь же банальное детективное расследование.
Создатели пытались сделать оригинальное кино (на основе франшизы «Пила»), но этого никто не просил. Если бы этот фильм не относился к франшизе «Пила», то можно было бы сказать maybe.
Порекомендовать «Пила: Спираль» я не могу. Фильм не стоит к вниманию фанатам Пилы, которые полюбили эту франшизу за хитроумные ловушки и головокружительные квесты, вы просто разочаруетесь.
Да, я полностью серьёзен — 'Спираль' способна вернуть серию на уровень оригинальной трилогии (о качестве первого фильма пока не говорим; слишком высоким оно было).
Да, история простая, многократно рассказанная и, всё-таки, очевидная. Мне, чтобы понять личность подражателя Крамера понадобилось 45 минут — ровно половина фильма. И дело не во мне: это становится понятным само по себе. С другой стороны, лучше уж понятная и простая история, чем дырявый сюжет с 'вот это поворотами' на уровне позднего Шьямалана, чем последние части серии и были.
И да, сюжетных дыр в картине либо нет, либо есть маленькие просчёты, на которые можно закрыть глаза (по типу отправленного в участок языка в начале фильма; как 'Пила' забрал его из метро, если в этом месте уже был набитый людьми поезд?). В целом сюжет — рабочий, ты веришь персонажам (чаще всего) и их мотивам. Отчасти, благодаря актёрской игре — Крис Рок выдал, вероятно, свою лучшую роль, по крайней мере, за последние несколько лет. Джексон — на своём стабильно высоком уровне, хотя и экранного времени он получает маловато. По остальным — сильных неудач (среди первостепенных героев) не заметил; все играют на приемлемом уровне.
Фильм идёт всего лишь полтора часа. И это плюс — он знает, когда стоит перейти от одной сцены к другой и когда стоит завершаться. Ни одной затянутой сцены. Уже через 40 минут просмотра у зрителя остаётся только три-четыре главных героя, и это работает в плюс. Во время просмотра был в некотором ступоре, но сейчас понимаю, насколько же хорошим решением это было.
Последний пункт — ловушки. Фраза из описания 'Изощренные ловушки и новый уровень жестокости' не соврала — столь жестоких ловушек я давно не видел в серии. Вместе с тем, они проходимы (может кроме одной, но в ней я не смог разобраться, поэтому не буду говорить) — у персонажа есть шанс выжить, что крайне важно в концепции Пилы.
По итогу, я действительно рекомендую этот фильм всем, кому понравился оригинал и несколько первых сиквелов.
8 из 10
P.S. Грустно на душе стало от отсутствия камео Тобина Белла (фото на стене в одной из сцен не считается), но в минус фильму по понятным причинам это заносить нельзя. Видимо, это и послужило поводом для того, чтобы дать фильму иное название и статус 'спин-оффа', ведь других причин я не нашёл.
Какой получился Спинн-Офф Пилы под названием «Спираль»
Крис Рок, он же стэнд-ап комик, исполнил главную роль в известной многим кинофраншизе «Пила», которая существует на экране уже более 10 лет, при этом большинство фильмов этой серии считаются очень успешными и оригинальными в плане сценарных ходов и сюжета
Всё начало медленно разрушаться, когда Джон Крамер, он же известен под псевдонимом Пила, умер, и вслед за ним пришли его последователи. Пытки стали выглядеть не каким-то 'уроком' потерпевшему, а просто убийствами ради убийства. Но тем не менее примерно до шестой части сюжет был конструктивен, выстроен хорошо, сценарий не был слабым, персонажи были не плоские. Как и предполагалось, случился 'закат Империи' и картина начала переписываться дилетантами, без дани уважения истокам
В этот раз под мои радары попал спинн-офф, где в эпицентре разумеется, как это принято в современном мире, актуальная социальная повестка - беспредел полицейских в Америке. Это и станет мотивацией главного антагониста этой части. К слову, самого Джона Крамера в фильме нет, пару раз лишь произносится его имя и нам показывают один раз его фотографию. Но всё происходящее безусловно происходит в одной вселенной с ним
Из моих наблюдений - Самюэль Л. Джексон как будто просто мимо проходил и даже не догадывался, в какую авантюру его позовут. Хоть он и играет в нескольких эпизодах, но и то за это время мне показалось, что он абсолютно бездарно отыграл свою роль. Он как будто даже не старался выдавить из себя что-нибудь
Это не самая плохая серия из всей франшизы, но получилась достаточно противоречивой. Сама концепция интересна, но не выточена до идеала. Возможно, нам подарят продолжение и развитие этой истории, поживём. увидим.
Чернокожий полицейский Зик Бэнкс - честный коп. Единственный хороший коп на весь полицейский участок. Он может арестовать банду наркоторговцев, ловко втеревшись к ним в доверие (а попутно обсудит с бандитами 'Форреста Гампа'). И вот такой трудяга вызывает ненависть у всех своих коллег. Почему? Да потому что его коллеги - грязные копы, все до единого. Это мерзавцы, которым лишь повод дай побеспредельничать при исполнении служебных обязанностей. В конце концов, Бэнксу в помощь дают напарника-тихоню, и вместе они будут расследовать убийство одного грязного копа...
Вот вам вкратце сюжет очередной 'Пилы'. Внимание, теперь вопрос - где же здесь 'Пила'? Ну... в полицейском участке на столе лежит фотография Джона Крамера, её один раз покажут. Ещё Крамера несколько раз упомянут в диалогах. Ещё здешний убийца тоже помещает людей в ловушки и оставляет им видеопослания с указанием калечить себя ради спасения жизни (правда, вместо культовой куклы Билли на видео теперь какой-то поросенок, которого и разглядеть-то трудно). Ещё в финале фильма играет композиция Hello, Zepp. И... на этом всё, 'Пила' закончилась.
'Пила: Спираль' - совершенно проходной, вторичный, трэшевый триллер, поднимающий тему полицейского беспредела. Фильм спродюсирован чернокожим комиком Крисом Роком, который ещё и главную роль себе отхватил. Вопрос - много народу обратило бы внимание на эту 'Спираль', будь она совершенно самостоятельным фильмом? Естественно, немного. Поэтому 'Спираль' и прилепили к знаменитой франшизе, больше зрителей будет... В итоге мы увидели самую безобразную часть 'Пилы'.
Даже не знаешь, с чего начать. Начну с хорошего - с кровавыми сценами у фильма полный порядок. Другое дело, что между ними приходится терпеть множество нудной болтовни. И якобы смешные шутки про неверных жен, Форреста Гампа, 'Сумерки'... На деле это совсем не смешит, хотя Крис Рок старается. Что до его персонажа - раздражает. Орет, как истеричка, ходит с прищуренными глазами (так Рок тщится изобразить хладнокровие), либо с выпученными (а так он изображает ярость). Ни симпатии, ни сопереживания ему не возникает. Выдает дикие умозаключения вроде того, что Пила никогда не убивал полицейских (чего-чего?). Помимо Рока, здесь ещё снялся сам Сэмюэль Джексон, но он не вытягивает картину. Роль небольшая, на экране его мало, сценарий просто не даёт его герою развернуться.
Может быть, фильм спасет закрученная интрига? Ага, ждите... И она здесь также ни к черту. Вычислить здешнего маньяка ещё проще, чем в предыдущей части. И ещё одно... Придется сделать небольшой спойлер - здешний убивец не имеет отношения к Джону Крамеру (не был с ним знаком), он всего лишь подражатель. Тогда возникает вопрос, как он научился мастерить такие ловушки? И ещё немало вопросов - к примеру, как смог незаметно установить ловушку в работающем полицейском участке (там работают мерзавцы, но не слепые ведь мерзавцы!)? Почему вообще взялся подражать Пиле?
В саундтреке теперь играет рэп (привет пятому 'Лепрекону'), маньяк на видеопосланиях разговаривает смешным голосом, не внушающим никакого страха... Нет, это уже совершенно не 'Пила', это издевательство. Я терпел, терпел - всё, терпение лопнуло. Была надежда, что Даррен Линн Боусман сможет воскресить франшизу, ведь в прошлом режиссёр выдавал хорошие сиквелы 'Пилы'. Но и Боусман походу разучился эти сиквелы снимать. Крис Рок обещал какие-то нереально крутые идеи, которые вдохнут новую жизнь во франшизу. Обман, всё это оказался обман. После просмотра остались только головная боль и раздражение...
И да, это первая 'Пила', где совсем нет Тобина Белла (фотография на пару секунд не считается). И даже куклы Билли нет. Зачем всё это, у нас здесь актуальная тема про оборотней в погонах, которые клянутся служить и защищать, а сами ведут себя как преступники. Вот это и есть 'гениальная идея' Криса Рока? Спасибо, не надо нам таких 'воскрешающих' идей, про полицейский беспредел ещё в 'Незнайке на Луне' читали, не тащите это в 'Пилу'.
Десятую 'Пилу', которую будет ставить Кевин Гротерт и которая ожидается осенью 2023 года, я уже совершенно не жду. Тем более что сценаристы у нее - те самые разгильдяи, что ответственны за восьмую и девятую части. Питер Голдфингер и Джош Столберг. Запомните эти имена и фамилии... Пусть Гротерт в прошлом и снял хорошую шестую часть - веры в то, что 'Пила' выкарабкается из ямы, куда её загнали эти горе-сценаристы, у меня больше нет. Оставьте Крамера в покое!
Несмотря на то, что 'Пила 8' стала чуть ли не худшей частью во франшизе, она неплохо показала себя в прокате, собрав при бюджете в 10 миллионов долларов - 102 миллиона. Из-за чего продюсеры задумывались о продолжении. Но ничего не вышло. И в целом тут и так понятно. Кому придёт в голову делать сиквел к восьмом фильму?
Несмотря на это, к студии Lionsgate пришёл фанат серии комик Крис Рок, с идеей снять своё переосмысление франшизы. Студия согласилась и выделила ему 20 миллионов. Крис Рок выступил продюсером фильма и сыграл главную роль.
Режиссёром внезапно выступил сам Даррен Линн Баусман. Да, Баусман вернулся к франшизе спустя четырнадцать лет со времен выхода четвёртой части. Сценаристами снова стали Джош Столберг и Пит Голдфингер, которые ответственны за ужасную 'Пилу 8'. Блин, ну сценаристов можно было бы и убрать, так как они и так все загубят.
Изначально фильм должен был выйти в 2020 году ближе к Хэллоуину. Но из-за пандемии с ковидом релиз фильма был отложен на 13 мая 2021 года.
Сюжет рассказывает о детективе Зике Бэнксе, который всю жизнь пытается выйти из тени отца, прославленного ветерана правоохранительных органов. Бэнксу и ему напарнику поручают расследование жестокого убийства коллеги, и вскоре появляются новые трупы. В городе появляется маньяк-имитатор, который убивает своих жертв с помощью ловушек, как Джон Крамер. И самое интересное то, что все эти жертвы являются копами.
На удивление фильм вышел не самым отвратительным во франшизе. По крайней мере Спираль в разы лучше двух предыдущих фильмов, которые ничего нового не привнесли, а по просту наплевали на заданные правила франшизы. Сам фильм на удивление пытается больше сосредоточиться только на полицейских и расследовании, а сцен с ловушками здесь не так много. И это довольно неплохо освежает серию. Но несмотря на все это, фильм посредственный и слабый.
Несмотря на то, что линии полицейских уделяли больше внимания, она довольно банальная и клишированная. Фильм просто пестрит клише из полицейских фильмов. Главный герой является изгоем в своём отделе и находится в тени своего отца. Он часто конфликтует со своими коллегами и пытается работать в одиночку. Ему нанимают напарника для того, чтобы главный герой научился работать в команде. Ну и так далее. Клишировано и уныло.
Хотя задумка с маньяком, который устраняет жестоких коррумпированных копов, была неплохой. И при желании можно даже сделать добротную смесь из 'Тренировочного дня' в антураже 'Пилы'. Но реализация желает лучшего, ибо фильм клишированный. В нём нет такого же интересного плавного погружения в историю через отличные диалоги и неплохую напряжёнку, как в том же 'Тренировочном дне'. Да и сами персонажи не особо интересны и раскрыты слабо. В основном через экспозицию и флэшбэки, что не очень хорошо. Из-за чего они не вызывают сопереживания. А сюжетный поворот до ужаса предсказуем и угадывается уже в середине фильма.
Ловушки довольно странные, местами даже тупорылые. Особенно первая ловушка с языком в туннеле метро, которая вызывает много вопросов. Как маньяк так вовремя подвесить за язык копа? Самой неплохой ловушкой могу назвать машину для дробления стекла, которая швырялась осколками бутылок в спину жертвы. Вот она была единственной добротной и креативной ловушкой.
Одной из самых больших проблем фильма также является Крис Рок и его попытка сыграть серьёзную роль. Безусловно, Крис Рок хороший комик и актёр. И есть много достойных примеров когда комедийные актёры отлично справлялись с серьёзными ролями. Но что касается Спирали, то Крис Рок то ли дело, что пытается сыграть свою серьёзную роль через выпученные глаза или повышение голоса. Из-за чего его попытки проваливаются напрочь и вызывают смех. Особенно забавляет сцена, где Крис Рок ходит с прищуренными глазами в слоумо.
Примечательно то, что в фильме есть Сэмюэл Л. Джексон, который играет отца главного героя. К сожалению, его в фильме мало, хотя он куда больше важен для сюжета, чем герой Криса Рока. Да и отношения между главным героем и его отцом раскрыты слабо. Играет Сэмюэл неплохо, и честно говоря, лучше бы он играл главную роль, чем Крис Рок.
Несмотря на то, что 'Спираль' для Криса Рока является первым хоррором в его карьере, в фильме присутствуют шутки. Например, разговоры о 'Форресте Гампе' и о пилатесах. Шутки довольно вялые, но в отличие от предыдущего фильма, они не вызывают испанский стыд. Они просто никакие и посредственные.
В техническом плане фильм хорош. Снято все отлично, цветовая гамма хороша. Операторская работа неплохая. Тут даже есть небольшая диалоговая сцена снятая одним дублем, что для франшизы неплохая находка. Единственная проблема состоит в монтаже. Да, создатели вернули треморный монтаж. И честно говоря, лучше бы его не было.
Самый главный плюс фильма заключается в том, что Спираль не порочит франшизу и не пытается связывать свой сюжет с предыдущими фильмами. Джон Крамер давно умер и его упоминают лишь через диалоги. Да и сам фильм является спин-оффом франшизы, рассказывающий о другом маньяке с похожими мотивами, как у Джона Крамера.
Итог: Пила: Спираль - это средний проходной фильм во франшизе, который не вызывает такого потока гнева, как седьмая и восьмая части. По качеству я бы сравнил бы Спираль с четвёртым фильмом, которую тоже снимал Баусман.
Хоть я и довольно холодно отношусь к западному кино, франшиза 'Пила', на мой взгляд, остается одним из эталонных триллеров и фильмов-головоломок. Причем я отношусь к тем зрителям, кому нравятся все ее части, несмотря на глобальные ляпы и нелогичности последних фильмов. Для меня они воспринимаются цельной картины, ведь сюжет, по сути, у них сквозной. Даже восьмую часть, 17 года, смогли привязать к канону.
Сегодня на экраны вышла уже девятая Пила с названием 'Спираль', поданная как спин-офф и перезапуск франшизы. История другая, и главные герои абсолютно новые, включая злодея.
Я уже посмотрел 'Спираль', и сказать, на самом деле, особо нечего. Мне фильм не понравился. Всего по одной причине.
Суть 'Пилы' всегда была именно в самых неожиданных поворотах и связках между всеми фильмами, которым ты удивлялся даже при повторном просмотре. На втором месте стояла философская составляющая, когда сам Пила или кто-то из его приспешников размышлял о смерти, справедливости и всём таком. И уже на третьем месте были пытки и кровища. (Хотя в последних частях второй и третий пункт поменялись местами по важности).
Именно поэтому отсутствие логики многих ловушек можно было простить: суть была не только в них. 'Спираль' же может похвастаться только ловушками. Единственный сюжетный поворот до стыдного предсказуем и стоит на уровне середнячковых триллеров категории 'б'. Связка с прошлыми фильмами заключается лишь в фотках самого Пилы и известной всем мелодией, заигравшей на последних минутах фильма.
И обидно, что в остальном фильм неплох. Жанр сменился с триллера на детектив, персонажи не самые скучные, задумка с темой полицейских интересная, обилие шуток (которых в Пиле обычно не было) тоже не особо смутило.
'Спираль' - это просто неплохой детектив, но никак не привычная 'Пила'.
5 из 10
Рекомендую только фанатам серии и любителям детективов