Никто никогда не верит, что такое может случиться с вами...
Есть такие фильмы, которым не требуется копаться в персонажах или изощряться в плане сюжета, чтобы по-настоящему пробрать до мурашек пришедшего на сеанс зрителя. Достаточно лишь более-менее реалистичной завязки, знакомых каждому проблем и атмосферы бесконечного напряжения - и вот ты уже вжимаешься в кресло. Только что я вкратце описал вам свои ощущения от фильма 'Неистовый', отсмотренный мной два часа назад. Поэтому отзыв перед вами, как говорится, по горячим следам.
Честно говоря, от режиссера, пусть и злободневной, но все же достаточно блеклой 'Семейки Джонсов' подобного фильма просто не ожидаешь. Но похоже, что после череды никем не замеченных проектов, Борте очень помогло сотрудничество со сценаристом Карл Эллсуортом, в копилке которого находятся несколько крепко сбитых остросюжетных лент (к примеру, 'Ночной рейс' Уэса Крейвена или ремейк 'Последнего дома слева'). В итоге, мы имеем грамотно скроенный триллер, о котором мне есть что сказать.
33-миллионный проект от Ingenious Media с самого начала бросает нас в активное действие. Мы видим мать-одиночку, раздираемую жизненными проблемами. Муж хочет отсудить дом, денег нет, с работы увольняют, на шее сын и безработный брат - а тут еще и пробки, и опоздание на работу. Финальным аккордом становится странный пикап, который, зараза, не едет на зеленый. Всего лишь длинный раздраженный гудок и отказ извиняться за свое поведение - сколько раз в своей жизни мы сталкивались с подобным? Но только с этого момента начинается жуть, от которой оказываешься в шоке.
Лента выигрывает зрительское внимание за счет нескольких мощных факторов. Первый - это актуальность, о которой нам услужливо напомнили в начале фильма. Мы живем в максимально стрессовое время, и плюс-минус что-то подобное действительно можно увидеть в криминальных сводках новостей. К тому же, в подобной ситуации может оказаться любой из нас, и не только на дороге. Как бы я повел себя в такой ситуации? Что, если бы у меня тоже был плохой день? Заслужила ли героиня такой участи и можно ли было этого избежать? 'Неистовый' заставляет тебя не просто дожидаться кровавой бани, но размышлять над вопросами, которые точно этого требуют. А для этого жанра такое дорогого стоит.
Второй - это Рассел Кроу в главной роли. Никак не ожидал его видеть в подобном жанре, тем более, с тем фактом, что он очень постарел, но факт - сыграл он превосходно. Его персонажа боишься, как огня - он непредсказуем, ужасен и безумно зол. Для этого нам не нужна его разжеванная предыстория или даже его имя. Его мотивация, хоть и жуткая, но, к сожалению, вполне земная. Как по мне, то псих, слетевший с катушек напрочь, отыгран на твердую пятерку.
Третий - много экшена и динамичное повествование. Есть множество фильмов про погони и похищения, но здесь маньяк известен с самого начала. И то, как он действует, выходит за привычные шаблоны жанра. Чтобы достичь своей садистской цели, он не поскупится ни на какие жертвы, а камера и монтажер смакуют каждый кадр и локацию, чтобы вместе со звуком на выходе получать максимально напряженные ситуации. Бюджет позволил создателям поистине размахнуться на 'ущерб' своему миру, что в свою очередь выжимает из главного злодея всю психопатию, чтобы мы задавались вопросом - черт, да на что же ты еще способен?!
Четвертый - это реализм происходящего. Местами притянутый за уши во имя красивых поворотов сюжета, конечно, без этого никак, но давайте будем честными. Каждый из нас переживает за своих близких? Да. Каждый готов убить за своего ребенка? Да. Каждый из нас способен на все, чтобы выжить? Безусловно. Фильм мощно играет почти на всех страхах современных жителей больших городов, заодно напоминая об элементарных правилах, при соблюдении которых главная героиня могла бы избежать кучу проблем. Кстати, получился отличный способ научиться на чужих ошибках. Перечислять не буду, ибо спойлер, но поверьте - кое-что действительно стоит почерпнуть.
'Неистовый' - это отличный пример кино, от которого сильно ничего не ждешь, но получаешь настолько много, что тебе просто сносит крышу Вроде бы не самый известный режиссер, не самый большой бюджет, пара знакомых имен - но хорошая сюжетная канва, море экшена и эмоциональная атмосфера на сто процентов выполняет свою задачу.
8 из 10
P.S. Может, эмоции сильнее из-за первого похода в кино с момента самоизоляции, но на данный момент я в восторге.
P.P.S. Это нормально, что у меня уже в голове рисуется сценарий продолжения?
Суровый, жестокий и динамичный триллер 'Неистовый' готов порадовать всех и каждого, кто соскучился по лютой жести на большом экране. Буквально с первых минут авторы погружают зрителя в атмосферу подступающего ужаса, раскрывая во всех подробностях физико-психологическую сущность главного антагониста. Не секрет, что именно он является движущей силой сюжетного развития, так как постоянно провоцирует, мотивирует и управляет своей жертвой в нужном ему направлении, словно кошка, играющая с беззащитной мышкой. Но, как известно, даже самые слабые иногда могут дать жёсткий отпор, и об этом как раз данная картина, где по ходу процесса создатели также пытаются донести до зрителя важную проблему современного общества, связанную с беспочвенной агрессией и невоспитанной грубостью простых людей по отношению друг к другу, будь это на дороге, в магазине или просто на улице. К всеобщему сожалению, общемировая статистика выглядит весьма удручающей и самое страшное, что цифры с каждым новым годом не уменьшаются.
Конечно, прямолинейная и простая история не претендует на высокохудожественное творение, но при этом в рамках жанра всё выглядит очень качественно. Сцены насилия показаны реалистично и крупным планом, словно каждый удар и увечье испытывает на себе не только герои картины, но и зритель в кинозале благодаря объемным звуковым эффектам, зловещей музыке и точечной операторской работе, отражающей весь ужас происходящего. Особо стоит отметить внушительный внешний вид Рассела Кроу, исполнившего роль беспощадного тирана, который на фоне маленькой слабой женщины и ее ребёнка выглядит настоящим великаном с мощными кулаками, способными одним ударом проломить человеческий череп.
Без ложной скромности можно смело утверждать, что сюжетная завязка цепляет мгновенно и на полном серьезе, хотя и в основной части кинематографического повествования тоже хватает различных сюрпризов и оригинальных сценарных фишек, так что не надейтесь на одну лишь полуторачасовую погоню по городу. Это полноценный и насыщенный динамикой экшен триллер со всеми вытекающими последствиями, где будут и автомобильные гонки, впечатляющие разрушения, и смертельные игры, в которых героине предстоит делать непростой выбор для спасения родных и близких.
Единственное, к чему можно предъявить претензии, это финальная схватка, которая по всем показателям должна была быть максимально зрелищной и даже немного продолжительной в духе 'Хеллоуина' с неубиваемым Майклом Майерсом. А тут всё получилось довольно быстро, сжато и без необходимого долгоиграющего послевкусия. Но в любом случае фильм получился отличным в лучших традициях жанрового кино. Приятного просмотра.
Что может подтолкнуть человека к проявлению невероятной испепеляющей все на своем пути агрессии? Кто-то подрезал на дороге? Жена ушла к другому? Простоял несколько часов в очереди и прямо перед твоим носом в итоге повесили табличку «Закрыто»?
Все эти факторы, а также многочисленные другие способны превратить человека в вепря, которого остановить будет практически невозможно. Внешних раздражителей у нас сегодня столько, что из них можно составлять целые буквари — на каждую букву алфавита найдется по паре-тройке таковых.
«Неистовый» от режиссера Деррика Борте рассказывает об одном дне из жизни Рэйчел Хантер (Карен Писториус), который не задался с самого утра. Проблемы с бракоразводным процессмо, проспала на работу, сын опаздывает в школу, сама Рэйчел теряет свою самую богатую клиентку — в общем, все идет кувырком едва она успела проснуться. Однако есть люди у которых неудачная полоса в жизни куда чернее, чем у главной героини. Таким человеком является Том Купер (Рассел Кроу), для которого жизнь закончилась ровно в тот момент, когда от него ушла жена. Эта история осталась за скобками повествования, однако из пролога филмьа становится ясно, что именно послужило причиной тому, что героя Кроу назвали «Неистовым».
Встреча Рэйчел и Тома на одной из городских дорог в корне меняет жизнь женщины, так теперь ей приходится буквально выживать на трассе, ведь обезумевший Том Купер преследует ее и раз за разом подвергает опасности не только жизнь героини, но и тех, кого она любит.
***
Кто-то может ругать фильм за неправдоподобность или за то, что толком не показана история героя Кроу. А кто-то скажет, что то, что с ним случилось не служит веским поводом для учиненного безумия. Однако в этом как раз и кроется основная фишка, ведь создатели «Неистового» претворили на экране в жизнь страхи нашего времени, когда «всегда спокойный сосед, который никого не обижал», превращается в дикого зверя и идет убивать всех, кто попадается ему на пути. В новостных сводках то и дело появляются сообщения о том, что где-то завелся очередной стрелок-снайпер, кто-то на машине протаранил толпу, а кто-то с ножом напал на людей в метро. Очевидно, что вдохновлялся сценарист этого фильма Карл Эллсуорт как раз реалиями нашего сегодняшнего дня, когда угроза может прийти откуда угодно. И не случайно во время начальных титров зрителю показывают кадры полицейской хроники с авариями и погонями на трассах, с задержаниями нарушителей и прочими «прелестями» этого мира.
Мне как раз эта идея с превращением законопослушного рядового гражданина в маньяка пришлась по душе. В ней нет какого-то социапата, получившего травму в детстве и теперь убивающего только этих или только тех. ОН не прячет лицо под маской, не пытается скрыться, не планирует свои деяния тщательно. ОН просто идет напролом и ЕМУ не важно, что ЕГО узнают, снимут на камеру. Главная ЕГО цель — чтобы ЕГО запомнили по тому безумию, что ОН учинил. ОН — это человек, которому нечего терять. В ЕГО воспаленном уме нет мысли о том, что ОН — это лишь один из многих людей, чей гнев вырывается наружу. Его имя попадет в криминальные сводки, но будет забыто довольно быстро, ибо в дальнейшем появится очередной Том Купер на своем внедорожнике.
Конечно в плане поимки преступника может быть создатели фильма и приукрасили тот факт, что Тома Хупера никто долго не мог поймать, однако на это внимание стоит обращать в последнюю очередь, так как на этом выстроена концепция сюжета. Да и поимка маньяка в принципе была показана, но оказалась она неудачной.
Как и «Тревожный вызов» с Холли Берри, «Неистовый» выстроен в крайне агрессивном и динамичном стиле, наращивающем напряжение с каждой минутой. Фильм идет менее полутора часов, но зато все это время наполнено дичайшей атмосферой страха, заставляющей раз за разом поражаться бессмысленной и жестокой агрессии главного злодея. Связи с этим фильм попросту не дает скучать, превращаясь в нескончаемую погоню в которой как бы быстро не ехала жертва, охотник ее все равно настигнет и заставит страдать.
Любителям именно таких — драйвовых и захватывающих в плане атмосферы фильмов, «Неистового» рекомендую точно. Важно знать, что в фильме многовато жестоких сцен, поэтому некоторые из них могут привести вас в шок.
Кстати, в 2002 году вышел фильм Роджера Митчелла «В чужом ряду», также рассказывающий о конфликте, случившемся на дороге. В той картине снялись Бен Аффылек и Сэмюэл Джексон. Тот проект — еще один яркий представитель той самой агрессии, возникающей у человека из-за внешних раздражителей. Стоящее психологическое кино — также советую посмотреть.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Думаю многие согласятся с тем, что 2020 год мягко говоря «не задался». Многие страны поразили наводнения, землетрясения и ряд других природных и техногенных катастроф. Не говоря уже о не сбавляющей обороты коронавирусной эпидемии, которая парализовала, затормозила и даже разрушила окружающий нас мир в отдельности. В том числе и кинематограф, который ушел в спячку как в плане сложностей и невозможности создания новых продуктов, так и в плане невозможности выпуска фильмов в кинотеатры из-за малого количества работающих залов, карантинных мер и большого количества зараженных. Одним из немногих смельчаков, который решил выйти в кинотеатры в столь нелегкое время и стал данный фильм режиссера Деррика Борте.
Сюжет данной ленты развивается вокруг матери-одиночки Рейчел, день которой не задался. В самом разгаре бракоразводный процесс, муж требует отдать ему дом, проспав и попав в пробку, Рейчел опаздывает на работу и оказывается уволенной. Казалось бы, хуже быть не может. Но повздорив по пути с другим водителем, которому повезло еще меньше, она даже не подозревает, что вскоре станет его жертвой. Ведь водитель решил как следовательно наказать свою обидчицу и устроить ей по-настоящему ужасный день.
На первый взгляд, ничего откровенно нового в плане истории данный фильм не представляет. Перед нами нечто среднее между «С меня хватит» Джоэля Шумахера и «Дуэль» Стивена Спилберга. Однако если обе вышеуказанные картины немного ломали стереотип повествования и подкупали авторским подходом к повествованию, то в данном случае мы имеем стопроцентно развлекательный продукт с максимально предсказуемым сюжетом. Тем не менее, плохим фильм от этого не ставится. Чему безусловно поддакивает как максимально краткий хронометраж, так и максимально динамичное и плотное повествование.
Отдельно хочется отметить то, что будучи сугубо развлекательным продуктом с максимально предсказуемым сюжетом, фильм получился далеко не бессмысленным. Авторы данной ленты поднимают на экране весьма актуальную для нашего времени тему. Сейчас можно встретить огромное количество гневных и агрессивных комментариев и сообщений в интернете. Сказывается нестабильное экономическое положение, возросший уровень бедности, природные катаклизмы и другие кризисные события во многих странах. Не говоря уже о несбавлаяющей обороты коронавирусной эпидемии, которая лишь усугубляет напряжение в странах. Данный же фильм учит тому, насколько важно проявлять сдержанность, любезность и доброту. Особенно сейчас. Ведь как можно ожидать исправления ситуации, если ты сам не готов совершить первый шаг.
Представить на суд зрителей нечто уникальное и особенное режиссеру Деррику Борте не удалось. Но вот снять весьма достойный представитель жанра – однозначно удалось. Во первых, стоит отметить весьма качественный подход к манере повествования и атмосферности. Картина получилась очень динамичной и захватывающей, а в условиях достаточно скромного хронометража – так вовсе создавая впечатления сплошного и безостановочного действия. Во вторых, Борте очень качественно и реалистично поставил зрелищные сцены. Без чрезмерного превращения в аттракцион из спецэффектов в духе последних лент Майкла Бэя, н весьма достойно по меркам размаха данной ленты и имеющегося бюджета.
Исполнители главных ролей Карен Писториус и ГэбриелБейтман весьма достойно сыграли свои роли на экране. Сказать, что либо плохое про их игру нельзя. Собственно как и про игру других актеров. Главной жемчужиной данной ленты же безусловно стал Рассел Кроу, который впервые на моей памяти сыграл роль злодея и сделал это настолько ярко, что аж дух захватывает. Одним лишь взглядом выражая животную ярость и неконтролируемый гнев своего персонажа.
7 из 10
Неистовый – это весьма добротный представитель жанра остросюжетного триллера. Ничего нового в плане идеи данный фильм не представляет и все повороты сюжета с легкостью предугадываются еще в самом начале повествования. Тем не менее, авторам данной ленты удалось весьма грамотно обыграть историю на экране, наделить её актуальной моралью и создать впечатление максимально динамичного и захватывающего фильма. Не говоря уже о достойной игре Рассела Кроу, от одного взгляда которого уже пробегают мурашки по коже.
Жёсткий триллер с Расселом Кроу в главной роли, да ещё и в роли отрицательного персонажа, не каждый раз можно наблюдать Рассела Кроу в роли злодея. А фильм называется 'Неистовый', по праву и сказать, что название фильма соответствует содержанию сюжета, и к слову про сюжет:
Рейчел (роль исполнила Карен Писториус), мать, воспитывающая сына в одиночку, очень торопится, опаздывая, везёт своего сына Кайла в школу, на дороге она случайно повздорила со случайным автомобилистом, а имя этого автомобилиста, как потом выяснилось, Том Купер (Рассел Кроу), и Том пообещал устроить из её жизни ад.
Один из минусов фильма - это не раскрытие главного персонажа фильма, а именно персонажа Рассела Кроу Тома Купера, нам конкретно не рассказали в чём были мотив и причина его постуков и с чего началось такое его свирепое поведение, за исключение начальной сцены в фильме, но и она многого нам не рассказывает.
Рассел Кроу, который, судя по фактам, носил одежду, визуально делающего его полным, выглядел как настоящий неистовый, с бородой, большой, толстый, вопиющий, в особенности на фоне хрупкой Рейчел и её сына Кайла. Он вложился в своего персонажа Тома Купера и продемонстрировал то, что от него требуется - внушить страх и напугать свою жертву. Так что Рассел - украшение этого фильма.
Сцены фильма тоже выглядели очень впечатляющими и эффектными, и главное - жестокими.
А главный посыл фильма - это социальная напряжённость в обществе, гуманизм и элементарная вежливость и искренность (хоть это и не легко в нашем современном мире).
Нестабильная социальная обстановка, кризис в политической системе, отсутствие должного количества членов правоохранительных органов приводят к катастрофическим последствиям. Обычные дорожные 'пробки' вызывают у обычных и чаще всего спокойных людей неистовое ощущение агрессии, что выливается в постоянные жестокие конфликты. Так молодая женщина и мать-одиночка по 'пробкам' пытается побыстрее доставить своего сына к месту учёбы. Но это ей не удаётся, к тому же следует звонок от её непосредственной работодательницы, которая отказывается от её услуг из-за частых опозданий. Все эти моменты переполняют чашу терпения главной героини и она начинает нервно реагировать на мужчину в пикапе, который не сразу поехал, когда появился зелёный цвет светофора. Женщина по пути высказывает своё недовольство мужчине в крайне резкой форме. После этого пикап догоняет её и сына, и мужчина приносит свои извинения, потребовав таких же в ответ... Так происходит роковая встреча Рэйчел Хантер (так зовут главную героиню) и Тома Купера, который оказывается полным психопатом...
Фильм 'Неистовый' снят усилиями режиссёра Деррика Борте, которого зритель может знать по бизнес-драме 'Семейка Джонсов' (2010), музыкальной драме 'Лондон-Таун' (2016) и криминальному триллеру 'Опасная авантюра' (2018). Не сказать, что эти фильмы прямо-таки завоевали зрительскую любовь, но и провальными их сложно назвать. Таким образом, ввиду жанровых различий фильмов от Деррик Борте можно сказать, что он ещё ищет свою нишу в кинематографе. И 'Неистовый' точно не является каким-то скучным или слабым триллером, всё же как по законам жанра в нём есть динамизм и хлёсткость, а ещё Деррик Борте вместе со сценаристом 'Неистового' Карлом Эллсуортом (он известен по лентам 'Ночной рейс' (2005), 'Паранойя' (2007) и 'Последний дом слева' (2009)), попытались наглядно продемонстрировать, что может случится с теми, кого социальные потрясения выводят из состояния равновесия и тогда в ход пускается оружие, что особенно пугает. А когда ещё появляется совершенно потерявший голову и превратившийся в безжалостного психопата человек, то начинается полнейший ужас...
'Неистового' можно назвать не обычным триллером, а триллером в стилистике 'road movie', ведь приличное время действия фильма происходит в дороге, где обезумевший маньяк преследует молодую женщину, которую ввёл в статус своей новой жертвы, при этом он ещё хочет её предварительно помучить, вызывая тошнотворный ужас только от одного своего голоса. И может быть принципиальный зритель найдёт много нестыковок и некоторые алогичные эпизоды, но благо, что сценарист понял то, что вначале фильма необходимо объяснить весь синопсис картины, внутри которого будут происходить безумства Тома Купера. И когда таким образом были расставлены точки над 'I', то предварительным рассказом об обстановке Деррик Борте и Карл Эллсуорт создали особую атмосферу, где жестокость буквально витает в воздухе и где минимальная искра может привести к неистощимый пожару. И вот в таком напряжённом саспенсе и двигается на протяжении всего хронометража триллер в стилистике 'road movie' 'Неистовый' и полтора часа просмотра пролетают практически незаметно.
Роль Тома Купера была отдана Расселлу Кроу. И в данном случае хочется отдать должное оператору 'Неистового' Брендану Гэлвину. А всё потому что в последнее время любимая звезда фильмов 'Гладиатор' (2000), 'Игры разума' (2001) и 'Нокдаун' (2005) набрал приличный вес. Поэтому если бы не сокрытие этого факта искусной операторской работой, то Том Купер выглядел бы неповоротливым и вряд ли мог быть тогда убедительным для зрителя. Но Гэлвин всё правильно понял, как и монтажёры также славно проделавшие свою работу, и тогда главный антагонист 'Неиствого' смотрелся действительно страшным и крайне опасным. Хотя актёр добивался того, чтобы его персонаж таковым и был, но всё же такой подход смотрелся несколько ошибочным. К тому же Расселл Кроу ещё и отметился скандальными выходками из-за своего вспыльчивого характера и таким образом персонаж Тома Купера становится ещё более убедительным и природным. И Карен Писториус, сыгравшая главную жертву в фильме Рэйчел Хантер, смогла (хоть и не без труда) создать типаж девушки, которая в крайне сложной ситуации смогла дать отпор совершеннейшему психопату, который никогда бы не остановился, если с ним не покончить раз и навсегда.
'Неистовый' получился бравым и хлёстким триллером, который, может, понравится не каждому зрителю, всё-таки изъяны в картине имеются, но если хочется посмотреть что-то динамичное и остросюжетное, то 'Неистовый' вполне подойдёт для времяпрепровождения перед экраном. Тем более, что Расселл Кроу, который за последнее время несколько пошатнул любовь и симпатию по отношению к своей персоне, всё же показывает, что он не растерял своих талантов и он всё также может вызывать отвращение и страх, как он сделал это в картине 'Скины' (1992).
..Хм... довольно забавно смотреть на распухшие пальчики некогда легендарного 'Гладиатора' и лауреата премии 'Оскар', как он еле-еле снимает с них обручальное колечко.. и каков отвратительно огромный шарообразный живот для достаточно ещё нестарого мужчины, и как широки его разбухшие ноги...
Ну да ладно!!!
К слову, о Расселе Кроу: отыгрывает он бесподобно! Я бы даже сказал шикарно!! Хотя нет, СЛИШКОМ шикарно для такого простого и довольно проходного фильма. И, безусловно, явно выделяется в отрицательной, хоть и справедливой роли среди всех немногочисленных актёров этой ленты.
..Ленты, которая отнюдь неплохая и пусть не пугает вас катастрофически средний рейтинг фильма - он, на самом деле, хорош! Хорош ровно настолько, чтобы своей простотой быть схожим с олдскулами из 90-хх и в то же время быть интересным, захватывающим и ладно скроенным боевиком-триллером.
Вне всяких сомнений, на память приходит подобного толка 'С меня хватит' с Майклом Дугласом, в котором ГГ также пытался учить всех справедливости и честности, отсутствию лжи и лицемерию. Тут идея схожа! С одной стороны 'Неистовый' это простой и понятный боевик про психопата и бедную (причем во всех смыслах) женщину. С другой - несёт в себе отличную идею и полезный посыл для всех жителей планеты, не только для главной героини! Фильм получился очень легкий для осмысления и понятия. Захватывающий и интересный. Несмотря на то, что невооруженным глазом видно, что больших бюджетов у него нет.
Музыка отличная! Саунд без слов абсолютно в точку и ладно скроен. Напрягает как и подобает триллеру. А вот неожиданный финальный позитивчик 'The reaper' (don't fear) - на удивление, лишь приукрасил картину!
...ИТАК!!! Недолго вас мучая.. перед нами хотя и довольно простой, логичный и понятный, остросюжетный боевик, но довольный интересный, с шикарной игрой (не ряхой) любимого Рассела Кроу, держит в напряжении всю ленту, в общем, хороший добротный фильм без видимых косяков и ляпов. Мне лично оч понравился!!
Любая памятка водителю скажет, что на дороге всегда нужно проявлять уважение по отношению к другим участникам дорожного движения. Замечание, безусловно, справедливое, но главная героиня в триллере «Неистовый» о нем начисто забыла, что и привело ее к весьма печальным последствиям. Мало того, что бессовестно проспала, попала в пробку, поздно привезла сына в школу и лишилась работы, так еще и нагрубила озлобленному психопату в исполнении Рассела Кроу, который решил научить даму за рулем вежливости и напрочь испортить ей остаток дня.
Оседлав мощный пикап и плюнув на все законы, правила и морали, остервенелый злодей в лице бывшего гладиатора, изрядно набравшего вес и раздавшегося в районе талии, вдавил педаль газа в пол и погнался за женщиной на всех парах. Дескать, чтобы неповадно в следующий раз было, а то ишь чего удумала? Сигналит напропалую, поддается на грубые провокации и не хочется после всего извиняться! Как говорится, дай дорогу дураку, но персонаж Карен Писториус явно не жила в России и не знала про священную и незыблемую на русских дорогах поговорку.
Ее старенький «Вольво» развивал воистину крейсерскую скорость, чем поневоле заставил себя уважать, хотя еще никто не сомневался в качестве шведской продукции. Пусть старичок уже был на грани, но молодая мать, а также ныне безработная, погрязшая в судебных тяжбах с мужем дамочка, выжимала из своего стального коня весь потенциал святого мотора. Рассел Кроу не смел отставать, дабы в этом триллере он – единственный, кто имеет звездный статус, то есть именно на его плечи и ложится весь потенциал заявленного фильма, где здоровый громила наводит ужас на город.
По факту мы имеем историю, когда на протяжении целого часа режиссер развлекает нас вечной погоней, в которую вовлекаются новые лица, в том числе и отважные стражи закона, пытающиеся остановить разъяренного водителя, но не успевающие к основному месту событий. «Неистовый» построен грамотно, лаконично и образцово, если смотреть на него в контексте жанра, хотя фильм неидеален и, конечно же, имеет собственные огрехи, которые создатели полностью перекрывают постоянным напряжением, динамикой и эмоциональными качелями.
Между прочим, герои здесь ведут себя вполне адекватно, не орут при появлении маньяка и быстро думают, лишь бы на очередном повороте не снести знак или не вылететь через ограду моста. Кроу, безусловно, находится в актерском ударе, ведь до этого он еще не выдавал такой экспромт в лице слетевшего с катушек убийцы, у которого под старость лет отобрали работу, а заодно отказали все тормоза. Генерал Максимус, скажете вы, уже не тот, но нужно отдать артисту должное, ведь когда он появляется в кадре, то удерживает все внимание зрителей возле экрана.
Когда такой мастодонт заявлен как основной негодяй, то было бы глупо не давать ему большей свободы для творчества, чем режиссер Деррик Борте, собственно, и занимается. Антагонист здесь сбивает людей, таранит борта машин, убивает в людных местах случайных прохожих и неотступно преследует основную жертву. Главная героиня уже и не рада, что связалась утром с натуральным психом, но в связи с требуемым катарсисом свою роль она обязана доиграть до финала. Ставки все время растут, ожидание стремится в бесконечность, а маньяк и не думает отступать.
Естественно, что в очередной раз мотивацией для злодея выступает банальная месть и злоба на все живое вокруг, но «Неистовый», в первую очередь, старается зрителей развлечь, и делает он это с особым масштабом. Мы все любим погони, поэтому упомянутое кино напоминает сумасбродные скачки с препятствиями, когда попавшая в переделку мать отчаянно старается спасти и младшего брата, и собственного сына, и всех, с кем только может встретиться огрубевший мужлан, готовый голыми руками расправиться с каждым, кто попадется ему на пути.
Борте снимает фильм по старым канонам, но как же это, черт возьми, захватывающе выглядит! Да, не нужно быть ханжой сейчас, чтобы отметить некоторую вторичность и самоповтор сценария, но для столь небольшого фильма и требования с самого начала обычно не столь высокие. Нам говорят, что сейчас вы окажетесь на пассажирском сиденье, так не забудьте пристегнуться и крепче вжаться в кресло, а иначе при ударе с разворотом вы рискуете вылететь в лобовое стекло! Расселу Кроу будет плевать, ведь на его пикапе установлен мощный кенгурятник, а вот старенькая старушка «Вольво» может от удара рассыпаться.
Честно говоря, фильм во время просмотра кажется гораздо актуальнее еще и потому, что у нас в России ситуация на дорогах отнюдь не ангельская. Водители также дерутся, скандалят, кричат друг на друга, учат и подрезают, думая о том, что тот, кто позади – дурак, а я, мол, умный, что в корне неверно. Сначала кажется, что «Неистовый» взвинчивает ситуацию до предела, но если посмотреть более детально, то не все так далеко от реальности, где особо ретивый водитель готов пойти на все, лишь бы потешить свою гордыню, оскорбить остальных и смело укатить в закат.
Так что, как обычно и бывает, сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! А еще, быть может, красным девицам, чтобы не забывали о том, что машину нужно всегда закрывать на ключ и не забывать в ней личные вещи. Еще иногда полезно не сигналить, потому что за рулем может сидеть психически неустойчивый мужик, готовый порвать вас на тысячу кусочков. Всякое может случиться, поэтому будьте впредь поосторожнее, и прежде чем что-то прокричать вслед идущему, вспомните про «Неистового», ибо в упомянутом триллере кровавая баня тоже началась с обычной словесной перепалки.
Помните песню «Чайф»? «Не доводи до предела, до предела не доводи!» «Кто придумал, скажи, эти пробки?» - вторит «Чайфу» Земфира.
Я уже видела нечто подобное - в «С меня хватит!» с Майклом Дугласом и в «Грызне», когда война двух людей началась со стычки на дороге. Но если в «Грызне» все же был налет комедии, то в «Неистовом» комедией и не пахнет.
Я не люблю водить машину, и «Неистовый» доказал, что нелюбовь моя небезосновательна.
Так легко и удобно убедить себя в том, что в твоих бедах виноват кто-то другой. Особенно когда этот другой слабее тебя.
Почему Кроу так разнесло? Как будто он сидел на пончиковой диете. В материалах к фильму написано, что Кроу носил одежду, которая визуально делала его толстым. Но руки, подбородок, щеки специально толстыми сделать нельзя. А ведь я помню Рассела свежим и стройным в «Heaven on Fire» и «Секретах Лос Анджелеса».
Киношную Америку легко заменить на Австралию, где я живу. Я хорошо представила себе такого упитанного Рассела на пикапе в наших краях. Тем более, Рассел - парень местный (родом из Новой Зеландии, живет в Австралии). Много тут таких тестостероновых, мизогинистичных Расселов на больших, агрессивных машинах, уверенных в том, что все женщины на свете спят и видят, как бы позабирать у них дома, работу и покой. Ну или просто думающих, что все бабы – су... В соответствии с рамками и ограничениями, устанавливаемыми обществом, такие «Расселы» подавляют себя до поры, до времени. До того момента, пока уже больше не могут. Затюканное всяческими «низя» нутро рвется наружу в прыжке пружинистой кобры.
У Рассела настолько хорошо получилось создать на экране образ окончательно свихнувшегося чувака, что имя его стало нарицательным. А Николас Кейдж много потерял, отказавшись от роли, которая изначально предлагалась ему. Аплодирую Кроу! Хочется верить, что в жизни он совсем другой. Но, к сожалению, поговаривают, что актер склонен к вспышкам неконтролируемого гнева и в личной жизни. Так неужели Рассел сыграл самого себя?
Расскажу о своем случае. Как-то раз я ехала после работы очень уставшая и голодная забирать старшую дочку из школы, по дороге забрав младшую. По причине замотанности и усталости я забыла включить фары, а уже темнело. Рядом со мной на светофоре остановилась большая машина с мощным дядей, который жестом попросил меня опустить стекло. И так же, как у ГГ, в моей машине сзади сидел ребенок. Тогда еще я была очень наивной, думавшей, что Австралия – это рай на земле, и стекло опустила. Вместо того, чтобы просто обратить мое внимание на фары, этот тип начал монолог со слов «stupid woman» (глупая женщина), что меня просто аццки разозлило. Я живо представила себе, что, возможно, этот дядя – один из тех, кому я весь день заглядывала в рот как медсестра в стоматологической клинике, и вот – благодарность. Фары ведь у меня были выключены не умышленно! Я подняла стекло, показала ему палец и уехала, а он еще долго выкрикивал слова на букву f мне вдогонку.
Да, люди слетают с катушек, не выдерживая невыносимой «легкости» нашего бытия. Не имея достаточно способов получить разрядку или хотя бы поделиться с кем-то своими проблемами (западное общество довольно закрыто, и о своих проблемах тут не принято рассказывать никому кроме психотерапевта), люди вымещают все на того, кто буквально под руку попался. Но так и хочется сказать, что ближний не виноват в чьих-то бедах и несчастьях. Он может точно так же испытывать проблемы и получать пинки от жизни. Но, увы, так образуется порочный круг несчастья в природе.
Сама для себя я нашла рецепт избегания подобных ситуаций, особенно зная за собой грешок, что я легко завожусь, когда меня провоцируют. Он прост: 1) поменьше времени проводить за рулем и особенно сторониться зон большого скопления машин (например, автотрасс), ибо вождение - занятие все же стрессовое 2) не брать на себя излишнего количества обязательств, особенно тех, которые не могу исполнить. Ведь зачастую человек начинает впадать в стресс именно из-за недостатка времени и ресурсов, требуемых для исполнения обязательств. Но это мой личный рецепт и я, к сожалению, не могу заставить других людей им пользоваться. А в Австралии, как и в стране-большом брате (Америке, где происходит действие картины) цейтнот процветает и культивируется. Взять их любимое выраженьице «flat out» (когда у кого-то нет времени на тебя как на клиента потому, что они понабрали слишком много других, не рассчитав силы), от которого меня коробит. Черт побери, в моем понимании все просто: если ты не справляешься с нагрузкой, уменьши количество заказов/клиентов/обязательств, но это почему-то а) не для всех очевидно; б) нецелесообразно в условиях инфляции и ползущей вверх кривой стоимости жизни; в) сложно сделать, если ты - наемный работник, а излишние обязательства на тебя налагает босс.
Во время просмотра фильма сам собой возникал вопрос: почему Рейчел не сразу обратилась в полицию? Я не знаю, как работает полиция в Америке, но вот об австралийской полиции у меня мнение совсем неважное. Существует она здесь весьма номинально. Анекдотов и нелестных высказываний про нее тут никак не меньше, чем про «ментов» в России. Я ни разу не видела на дороге полицию в тех случаях, когда ее присутствие там было необходимо (в случае дорожного хулиганства). Потому во мне глубоко укоренилась мысль, что надеяться всегда надо только на себя (очевидно, эта же мысль двигала и Рейчел).
Какое общество, такие и герои. Брат главной героини сидит дома, не работает, при этом мама находится в доме престарелых, где ей явно не нравится. Но она должна оставаться там, т. к. ее дом надо продать, чтобы получить деньги. Ничего не напоминает? Мне - Австралию.
Думаю, все, кому не понравился «Неистовый», просто не смогли «примерить» на себя ситуацию, показанную в картине. Я смогла. Такие фильмы как раз таки нужно смотреть, чтобы быть готовым к любому исходу событий при форс мажоре, и лишний раз подумать, что лучше – выпустить пар или просто молча исполнить правило «Три Д» - дать дорогу дураку.
Закончу цитатой из рецензии Сусанны Альпериной, которая пришлась мне очень по душе: «Есть некая ирония судьбы, что фильм с названием 'Неистовый' не стали показывать в автокинотеатрах, а дождались открытия обычных (после пандемии). А то непонятно, как водители потом добирались бы домой. Призрак Рассела Кроу преследовал бы их, не давая сосредоточиться на дороге и заставляя шарахаться от всех крупных внедорожников..».
Давненько я не видел такого классического крепкого триллера, в котором прямо ставятся и бескомпромиссно разрешаются проблемы современных немолодых белых цисгендерных мужчин и молодых поневоле эмансипированных женщин.
Характерно при этом, что вышел он в конце лета прошлого карантинного года, когда информационную повестку уже заполнили новая этика, BLM и прочие радости агонизирующего глобального мира.
Конечно, как всегда, название в оригинале сильнее, чем в переводе. Unhinged — это «неуравновешенный», а не «неистовый», что, в отсутствие рода, придает ему дополнительный смысл.
Да, показной толерантностью в фильме немца Деррика Борте (уроженец Германии давно прописался в американских независимых студиях) и не пахнет. Недаром в качестве референсов он ориентировался, в частности, на классическую «Дуэль» Спилберга и «С меня хватит!» Шумахера – с одной стороны история о судьбе, жертве и слепом зле, а с другой – история маленького человека, попавшего под холодный неумолимый каток мегаполиса.
Я бы еще вспомнил еще одну вершину жанра - «Попутчик» с Рутгером Хауэром, суровую притчу об обретении субъектности и разрушительности чувства вины.
Разумеется, во многом фильм делает Рассел Кроу – создающий образ антагониста настолько живым и наполненным, что даже одна из самых жестких и внезапных сцен фильма пробуждает к его герою если не сочувствие, то, как минимум понимание. Говоря о референсах, здесь, наверное, уместно будет упомянуть роли Де Ниро в «Фанате» и «Мысе страха», откуда Рассел Кроу наверняка черпал вдохновение.
Рекомендую к просмотру еще и потому, что фильм иллюстрирует два варианта решения ключевой проблемы человека, загнанного в тупик современным, невротичным и погрязшим в изощренных психологических манипуляциях, обществом. Один из них – насилие – ведет к разрушению и гибели. Другой – рефлексия в поиске не показного гуманизма, в поиске подлинного себя, того внутри, кто на самом деле искренен и человечен.
Да, и еще – водители, будьте взаимно вежливы на дорогах.