Никто не знает, как долго еще трагедия рабовладельческого строя в США будет предметом распрей между людьми с различным цветом кожи, хотя многообразие рас – одна из самых естественных вещей в природе. Судя по тому, что творится вокруг, включая движение Black Lives Matter, всеобщее перемирие наступит еще не скоро, а потому на свет один за другим продолжают появляться картины, поднимающие проблему расизма. Где-то рождаются полные гуманизма шедевры, где-то политкорреткные плакатные поделки, а кто-то (как, например, Джордан Пил) пытается искусно обыграть эту болезненную тему в необычном жанровом ключе. И, глядя на результат трудов клипмейкеров Джерарда Буша и Кристофера Ренца, их дебютный полнометражный триллер «Антебеллум», кажется, что до благоприятного исхода конфликта еще ой как далеко, тем более, что фильм предваряет эпиграф-цитата из Уильяма Фолкнера о прошлом, которое не только не умерло, но и не прошло.
Перед тем, как парой слов обрисовать сюжет, хочется предупредить насчет спойлеров – сложно сказать, насколько это получится при описании синопсиса, но трейлер смотреть перед ознакомлением с самой картиной точно не стоит. Если в общих чертах, то у нас с одной стороны есть молодая рабыня Иден, вкалывающая на хлопковой плантации у садистов-конфедератов, которые первую треть фильма ведут себя как сборище Амонов Гётов из шедевра Спилберга и из чьего плена она так хочет сбежать. А с другой мы видим прогрессивную феминистку и правозащитницу, писательницу Веронику Хенли из современной Америки, которая каким-то образом переносится в прошлое и проживает тот самый кошмарный день в теле Иден. Ну а как эти темпоральные скачки связаны между собой – молчок, не будем портить сюрприз.
Как ни странно, но обожающая острые социальные манифесты западная пресса «Антебеллум» разгромила, в основном, за плоских персонажей, смакование ужасов рабства и отсутствие глубины. Если честно, картину они несколько переругали, но не согласиться с некоторыми рецензентами по определенным пунктам тоже нельзя. Впечатление складывается где-то 50/50, поскольку Ренц и Буш не совсем заваливают миссию и выдают хороший визуал с обильными долгими планами, выстраивают атмосферу и создают неплохое напряжение с довольно жутковатыми моментами, прибегая к отличному саундтреку. Другое дело, что с социальной повесткой и желанием угодить всем последователям BLM они откровенно переборщили и, проговаривая идеи в лоб, придают «Антебеллуму» неприятный расовый душок, поскольку не оставляют белым персонажам ни единого шанса, не только изображая всех светлокожих поголовно чокнутыми мразями, но и открыто заявляя устами Вероники, что в «этой стране расизм исторически встроен в ДНК каждого гражданина».
Сея политкорректная атака не в силах замаскироваться оболочкой триллера и настырно лезет изо всех щелей, хотя и несколько сглаживается довольно эффектно задуманным шьямалановским финтом ближе к финалу. В результате само кино выходит слишком сырым, невыструганным и застревает на полпути к любопытной притче на актуальную тему а-ля «Холоп», для которой у нее слишком грубые, поверхностные и клишированные приемы, и жанровой вещи, когда многие поступки и ситуации выглядят откровенно неправдоподобными, а событийная насыщенность - бедноватой, если не считать за неё бесконечную демонстрацию череды издевательств и уничижительных реплик. Разок ознакомиться с «Антебеллумом» можно хотя бы ради красивой операторской работы, стильного саундтрека и старательных Жанель Моне с Дженой Мэлоун, честно пытающихся оживить своих не самых фактурных героинь. Но, если честно, уж лучше пересмотреть «Прочь» или «Мы», тем более, что «Антебеллум» будто не совсем стремится положить конец расовым войнам, напротив, пытаясь разжигать новые.
«Антебеллум», триллер в стиле «Сумеречной зоны», требует времени, чтобы утвердиться в своем повествовании, и, наверное, особого настроения у зрителя, чтобы правильно подействовать. Странный характер происходящего на экране, нехронологический порядок сцен, политически заряженный мессадж для американцев и дух М. Найта Шьямалана, пропитывавший основной концепт… всё вместе это звучит интригующе, но на практике, в первую очередь из-за дурной режиссуры, а во-вторых – из-за желания создателей активно вписаться в социальную повесточку от Black Lives Matter, «Антебеллум» оказывается дурным, серым и отнюдь не хоррором/триллером. В каком-то смысле это подражание Джордану Пилу с его «Прочь» и «Мы», только менее вдохновленное и с большим желанием выслужиться перед, прости Господи, черными властелинами.
Американский Юг – место любопытное само по себе: для плантаторов это был рай, а для афроамериканцев… не будем о грустном. Пока особняки алебастрового цвета возвышались на холмах, где-то в полях, заросших хлопком и кукурузой, трудились чернокожие. «Антебеллум» в первом акте романтизирует эти образы до предела: времена Гражданской войны в США (не зря название фильма перекликается с этим одноименным историческим периодом) содержат в себе множество знакомых образов. В сценарии фигурируют и солдаты-конфедераты, готовящиеся к битве, и садизм надсмотрщиков, и готовящиеся к побегу рабы. Иными словам, сперва зрителя пичкают драмой об ужасах рабства. Это не так проницательно, как «12 лет рабства» и не так убедительно, как другие ангажированные произведения, но всё же не лишено силы. Затем одна мелочь накладывается на другую и становится ясно, что происходящее – не совсем то, чем кажется.
Где-то через полчаса после начала киноленты сюжет резко делает крен. Это можно расценить как спойлер, хотя и аннотация, и трейлер открыто раскрывают этот поворот. Сюжет вдруг начинает повествовать о Веронике Хенли – успешной писательнице и чернокожей активистке, которая обсуждает вопросы гражданских прав на каких-то публичных площадках и форумах. «Инфоцыганство» не доводит до добра: вскоре на Веронику выходит таинственная женщина с неясными намерениями, а дальше прозорливый зритель уже может сложить два плюс два.
«Антебеллум» четко разделен на три акта. Первый – самый прочный, содержащий в себе атмосферу и чувство глубокого отвращения к таким вещам как рабство и расизм. Второй акт устанавливает биографию Вероники, представляет её жизнь в общих чертах и имеет склонность к затягиванию сюжета. Это очень слабая часть фильма, хотя и необходимая для общей картины. Во время этого сегмента создатели прибегают к самым простым и манипулятивным способам увеличения симпатии к персонажу: от метрдотеля, игнорирующего Веронику за цвет её кожи, до прочих бытовых примеров. В третьем акте же активно использован традиционный шаблон триллера-погони, включающий в себя противостояние, неизбежно приводящее к довольно слабой кульминации.
В образах всё равно есть нечто знакомое, а сюжет, несмотря на дурные предзнаменования, редко когда становится по-настоящему тревожным. Точка зрения создателей «Антебеллума» о пресловутой «банальности зла» далеко не нова, и в их представлении всё равно нет ничего тонкого. Недвусмысленная связь же о деятельности Вероники и бытии Старого Юга могла бы быть изящной, однако простор для фантазии всё равно остается довольно большим: многие параллели зритель может додумывать сам, и это явно не заслуга авторов. Бывают случаи, когда «Антебеллум» поражает воображение, особенно с точки зрения жестокости, хотя в общих чертах это всё больше напоминает неловкие движения, особенно по сравнению с прозорливыми работами Джорджана Пила. И в качества триллера «Антебеллум» не очень эффективен: персонажи тут не особо прописаны, кроме Вероники, например, никто не приближается к многомерности. К тому же, и дополнительный уровень, обусловленный современным социальным климатом США, вряд ли также имеет право на существование в контексте истории: это больше напоминает «жареный» проект, выпущенный под свое время в своем месте, чем походит на реальное произведение искусства.
Фильм можно назвать маргинализированным, но к хоррору или даже триллеру это слабо относится: скорее это такая притча, чей глубинный смысл, увы, не так уж и серьезен. Недостаток специфики персонажей, убедительности сценария и т.п. приводит и к слабости метафор: соединиться с атмосферой проекта зрителям при просмотре не получается. В итоге художественные выборы приводят к слабоватой картине, которой недостает человечности и чувства места во многих отношений: в страданиях героев нет смысла, что, так или иначе, в контексте истории выглядит пустым и пресным. Эх, не зря говорят: жизнь справедлива только к неграм!
Господи, храни расистов! Без них я бы даже не посмотрел этот очаровательный фильм, потому что мне друг, известных взглядов прислал сообщение, что там всякие ребята наснимали, черные убивают белых и живут счастливо, в подтверждение чего прислал мне ссылку на яндекс. дзен, где какой-то чел что-то пишет про этот фильм. Увы, я не прочитал, потому что не понимаю на яндекс. дзеновском, но в принципе сразу догадался - надо смотреть.
На самом деле, вообще минусов у 'Антебеллума' куда больше, чем плюсов, но его главное достоинство перевешивает остальное - у него потрясающая сюжетная конструкция, где каждый акт представляет собой абсолютно новую реальность со своими вводными и своими экспозициями и наблюдать за этим на самом деле потрясающе. И удивительно, что эта конструкция работает великолепно, тогда как сюжет, персонажи и диалоги односложные и слабоватые.
Спорный момент, но мне он тоже почему-то нравится тут - односложность. Каждый персонаж фильма, это не личность - это функция. Они не развиваются, даже главная героиня, даже ее развитие в развязке - это чисто физическое развитие образа. Диалоги тут тоже - самое ожидаемое, в зависимости от типа персонажа, как и их действия. Обычно я б даже посмеялся над таким или просто зевал от скуки, но тут это на удивление не так уж плохо. Возможно это потому что у каждого персонажа довольно-таки мало хронометража и они просто не успевают надоесть, а отсутствие личностей с необычным развитием придает истории универсальность. Однако, именно это портит политическую претенциозность фильма, потому как общие фразы нормальны или даже хороши, когда вы передаете взаимоотношения людей, но абсолютно ужасны, когда вы пытаетесь изложить свою позицию, а поэтому такие сцены тут даже комично-нелепы. Типа, как когда героиня рассказывает про свою книжку, все что мы знаем о которой, это то, что она об интерсекциональности. Или ее речи на выступлениях, на которых она расставляет ручки и говорит, что 'за нами будущее' - все это очень средненькие односложные образы, тогда как на этом фильму стоило бы проявить больше индивидуальности, так как его социальный посыл очень даже неплох, но он считывается только теми, кто и так его понимает, тогда как для остальных это останется лишь набор общих фраз и 'бу!!! рабство!'. Совсем уж по дурацки выглядит это игра с односложностью на примере картинки дочери героини: момент должен быть милым (наверное), но он жуткий, потому что эта картинка невероятно ленивая, а они и дальше будут ее обыгрывать, как будто она в первый раз жути не нагоняла.
А вот, где вся эта односложность и прямолинейность хорошо заходят - это первая и финальная части. И особенно, с учетом развязки. Это реально круто сделано и хоть ощущения реалистичности происходящего нет, атмосфера великолепна настолько, что я даже отвратные фильтры готов простить.
Главный же минус комплексный - это откровенная 'б-шность', где авторы без меры используют фильтры, слоу-мо, красивые кадры, наезды камеры, долгие планы - иногда это очень красиво, иногда просто бестолково. И самая ужасное в этом - вторая часть фильма, она же середина. Эта та часть, выправив которую можно было бы сделать 'Антебеллум' шедевром, чтобы поставить в один рядочек со всякими 'Прочами', 'Солнцестояниями' и другими ужастиками, которые нагоняют жути 'по-другому'. И да, сравнение Маушена с с Томми Вайсо тут как нельзя лучше описывает ситуацию, не в плане того, что так же 'плохо, что хорошо', а в плане 'нам нужен хронометраж, поэтому мы снимаем человеческие действия, которыми обычно занимаются человеки: йогой, ужинами, встречами со странными личностями, неуютными дружескими разговорами про секс и перекидыванием мяча друг другу'. Это довольно частая проблема, но тут за это обидно, потому что в этой части нужно было сделать очень много и она смотрелась бы лучше, если бы контрастировала с плантационными частями, а не была бы еще более монотонно-унылой.
В целом, я понимаю, почему многим не понравился этот фильм, даже если они не сторонники спасения белой расы от стремительного уничтожения, но мне он, действительно, зашел на ура, как удивительный пример сочетания яркости задумки и безликости исполнения, который захочется пересмотреть еще не раз.
Первое, что мне пришло на ум после просмотра сего фильма — это неудачная социальная реклама времён начала пандемии, на которой были изображены силуэты темнокожего мужчины и белой женщины на фоне надписи Be smart, stay apart (Будь разумным, держись подальше). Понятное дело, что авторы стремились создать гендерно- и расово нейтральную картинку, но в итоге получился «оголтелый расизм», а сама картинка быстро стала вирусной.
Я далёк от мысли что создатели «Антебеллума» намеренно стремились показать всю абсурдность и опасность гипертрофированной политкорректности, воинствующих БЛМ и феминизма (скорее, наоборот, просто хотели хайпануть на горячей теме), но получилось... А давайте разберём, что получилось.
Фильм начинается со сцен т. н. «немотивированной жестокости»: солдаты армии Конфедерации, исполняющие роль плантаторов, убивают беглых рабов (рабынь), сжигая их тела в крематории. Сразу же возникает вопрос: «Зачем?» Из истории мы знаем, что наказанием для беглых рабов была прежде всего жестокая порка, но никак не хладнокровное «пускание в расход», что никак не соответствовало экономической целесообразности, поскольку рабы были для плантаторов ценным ресурсом. Таким образом, у зрителя сразу же закрадывается подозрение, что ему попытаются «изнасиловть мозг», или же нам предстоит увидеть нечто крайне гиперболизированное. Дальнейший ход событий шаг за шагом утверждает нас в этом. Вот бравый генерал произносит пламенную речь, в которой называет соратников «потомками богов.» Как это понимать? Что конфедераты из набожных клерикалов-христиан превратились в безбожных язычников? Крутой вираж, ничего не скажешь. Вы, вообще, встречались когда-нибудь с расистом, слышали ход их мыслей? Да, в его репертуаре будет много немотивированной ненависти, ксенофобии, уничижительных ярлыков, стереотипов и т. п., но провозгласить себя потомком богов — это, скажем прямо, не из расистского арсенала. Убеждение, что перед нами разворачивается нечто гипертрофированно каркатурное, только крепнет.
Далее наступает черёд «положительных персонажей». Здесь карикатурность берёт новые высоты. Вот перед нами чернокожая женщина, откровенно признающая, что является плохой женой и плохой матерью, отчаянно пытается разобраться в себе, беря уроки йоги, но при этом она считает возможным быть «лидером мнения», писать умные книжки и учить других уму-разуму, выступая на конференциях. Пример для подражания? Скорее, антипример. Её лучшая подруга, играющая роль воинствующей феминистки, страдает лишним весом и, скажем прямо, далека от стереотипного идеала красоты и роковой женщины. При этом, на поверку она оказывается извращенкой-нимфоманкой, кадрящей всех встречных мужиков без разбора. Более подходящего типажа для дискредитации самой идеи феминизма, как таковой, придумать сложно.
Окончательно же к карикатурности происходящего мы приходим после развязки. Вы можете представить маньяков-одиночек типа Ганнибала Лектера или Салтычихи, орудующих рядом с нами? Вполне. А педофилов, охотящихся на «лолит»? Увы, тоже. Даже съехавшие с глузду реконструкторы-одиночки, расчленяющие свои жертвы, пуская их плавать по Фонтанке, встречаются в реальной жизни. Но возможен ли такой «исторический парк» с реальными рабами, убийствами и прочими массовыми преступлениями прямо посреди современной цивилизации? Ну разве что в больных фантазиях последователей QAnon'a... Можно, конечно, спросить, а так ли важно сохранение реалистичности? Думаю, что да. Если фильм претнедует не на жанр «фэнтези» или «снафф», а на освещение серьёзной социальной проблемы, он обязан быть реалистичным. В противном случае, такой откровенный нереализм происходящего вкупе с гипертрофированной карикатурностью персонажей приводит вдумчивого зрителя к одному единственно возможному выводу: проблемы гендерного неравенства и расовой дискриминации на самом деле сильно преувеличены, а борцы с ними сами становятся всё большей и большей проблемой.
Вряд ли создатели «Антебеллума» хотели привести зрителя именно к такому выводу, но, как показывает анекдотичная история с рекламой социального дистанцирования, иногда на выходе получается совсем не тот месседж, который предполагался изначально.
5 из 10
(а вдруг, чем чёрт не шутит, мы имеем дело с гениальной сатирой, призванной показать неадекватность воинствующих толерастов?)
В последние несколько лет американский кинематограф снова стал активно обращаться к тебе расовой дискриминации. Слишком много недовольных афроамериканцев заявляют о том, что их права притесняют даже в развитом и цивилизованном 21 веке, а значит кино просто обязано было обратиться к этому вопросу. Лучше всего совмещать художественную ценность и актуальные общественные вопросы удается Джордану Пилу. Но он сам на себе вытащить данную тематику не может, и вот его решили подменить Джерард Буш и Кристофер Ренц, снявшие 'Антебеллум'.
Все здесь начинается с того, что нас знакомят с Иден, молодой красивой рабыней, которой не повезло оказаться на плантации в Южных штатах, где заправляют Конфедераты. Америка трещит по швам от назревающего конфликта между двумя взглядами на жизнь - деспотичным и демократичным. Но нас не интересует глобальная политика и война. В этой истории важно то, сможет ли Иден выбраться из ловушки и сбежать в Северные штаты, или же ее дни сочтены под гнетом белых людей.
Далее мы переносимся в наше время и знакомимся с Вероникой, успешной писательницей, которая ведет серьезную борьбу пробив расовой дискриминацией в условиях Америки 21 века. Вероника понимает и видит, что наследие Конфедератов никуда не делось. Оно просто затаилось и она должна сделать все, чтобы справедливость для ее народа восторжествовала.
Самое интересное в этом фильме наступает тогда, когда обе сюжетные линии совмещаются. Вы можете меня спросить: а каким образом две эпохи пересекаются? Какая связь между героинями? Но я не буду отвечать на ваш интерес, потому что узнай вы всю правду, то вся аура интриги и таинственности разрушится сама собой. Мне было честно интересно дождаться итоговой развязки и она смогла порадовать. Режиссеры придумали неординарный сценарный ход, и как по мне, он сыграл на все сто.
Но вот вся эта история с рабами, грозными Конфедератами, жестокостью и насилием обыграна как-то слабо и в одну сторону. Видно, что авторы хотели показать белых господ с исключительно плохой стороны, и это вышло откровенно однобоко. Чувствуется, что зрительским мнением манипулируют, причем делают это грубо, без изыска Джордана Пила. Из-за этого зрительские оценки фильма низкие как в США, так и других странах.
Я не скажу, что 'Антебеллум' плохой фильм. В нем есть много сильных сторон, которые меня увлекли. Но вместе с этим нужно признать, что режиссеры выложились недостаточно сильно, от чего история вышла недостаточно правдивой и драматичной. Тем не менее, как триллер с элементами непредсказуемости 'Антебеллум' довольно-таки интересный.
Общее впечатление: И так, по порядку. Для справки, Антебеллум — период истории страны, народа или региона до некоего грандиозного события, вызванного крупномасштабными событиями военного характера (мировая война, гражданская война, революция, интервенция и т.д.) В узком смысле слова, в частности, в историографической литературе, термин наиболее часто употребляется в США для обозначения периода истории и культуры страны до Гражданской войны.
В фильме есть некая запутанность, которая обыгрывается временными отрезками из прошлого и настоящего (нашего) времени. Внимательный зритель заметит сразу подвох, я же ждала мистический налет, поэтому мои ожидания смыло примерно на середине фильма. Становится ясно что к чему и ниточка с мистикой рвется в миг. Как триллер, кино порою напряженно фокусирует внимание. Как ужасы тоже работает, в плане страшных событий ярко показана жестокость и желание власти над человеком. Как набор 2-х жанров — проигрывает.
Известная писательница, активистка и борец за права чёрных женщин Вероника Хенли (Жанель Моне) оказывается в ужасающей реальности. Теперь она - бесправная рабыня на южной плантации, и в компании таких же бедолаг вынуждена ежедневно собирать хлопок и беспрекословно терпеть издевательства белых надсмотрщиков. Выбраться из этого ада не так-то просто, а всех пойманных беглецов ждёт жестокая кара.
Определенно в картине есть потенциал, но вот реализация недоработана, однако, это дебют и выполнен он скорее чуть ниже среднего. Есть провис в середине, за счет того, что время меняется и мы видим сюжет в другой последовательности: с конца. Конечно, это неплохо, да только вот мало сделать зарисовку наоборот, надо увлечь деталями. И тут возникает проблема: локация небольшая разгуляться особо негде. Отсюда и нюансы в повествовании.
По сути, весь фильм — это ущемление прав человека в наше с вами время. Кого-то удивить этим вряд ли получится. Тема настолько злободневна, что уже поднадоела. Но вот для запада это, конечно, актуально. Только вот незадача, кино показывает себя не с самой лучшей стороны. Поскольку фигурирует ненависть не с прошлого (!) как исторический момент рабства, а настоящего, на поверхность всплывает противостояние народа. Отсюда негативная ситуация! Attention! Кино всегда несет за собой подоплеку и в данном случае «Антебеллум» хорошо пропах агитационной политикой, что ой, как чревато.