Вопросы к фильму начинаются еще на этапе названия. «Антебеллум» - что это? Википедия быстро дала мне ответ, что термин «антебеллум» - с латинского переводится как «до войны». Это период истории страны, народа или региона до некоего грандиозного события или потрясения, вызванного событиями военного характера.
В контексте же фильма, это период до гражданской войны в США. Соответственно, в фильме пойдет речь о периоде, когда гражданская война в США еще не началась и в самом разгаре был рабовладельческий строй, ущемляющий права чернокожего населения Соединённых штатов. Но! Нам предлагают интригу. В трейлере чётко показывается, что действие пойдёт в двух временных периодах, которые между собой перемешались для главной героини. Так что же происходит в фильме?
Популярная писательница Вероника Хэнли, которая является ярой активисткой за права темнокожего населения США, неожиданно находит себя в роли бесправной рабыни на южной плантации и теперь вместе с такими же как и она бедолагами обязана ежедневно собирать хлопок под присмотром беспощадных надсмотрщиков. Вместе с «коллегами» она планирует побег, однако даже если их план удастся, то куда бежать? И главный вопрос: как она оказалась в 18 веке и сможет ли вернуться к нормальной жизни?
Наверное только пришельцы из космоса не в курсе событий, которые несколько последних месяцев сотрясают Америку. Движение BLM (black lives matter) захлестнуло все слои американского сообщества и уже начинают диктовать американцам повестку дня. То, что изначально представлялось как борьба против привилегированного положения белых людей в американском обществе в итоге превратилось в грандиозное движение, которое влияет на все сферы жизни в самой влиятельной стране мира. В некоторых штатах сокращается штат полиции, меняются правила в обществе, меняются стандарты церемоний Оскара и Золотого глобуса, меняется вообще сам подход к восприятию цвета кожи в Америке. Хорошо это или плохо – дискуссию можно вести бесконечно и поверьте, абсолютно не нам.
Нам, славянам, абсолютно чужды вопросы цвета кожи, хотя расовые предрассудки вполне себе норма жизни и современной жизни восточноевропейцев. Поляки не любят украинцев и русских, украинцы не любят русских и поляков, а среди русских достаточное количество тех, кто делит людей на «черных» и 'белых'. Однако, в большинстве своей – это частные случаи проявления слабоумия отдельных индивидуумов. В общей массе – расизм не первый вопрос на повестке дня в наших странах. Всё таки, общая история позволяет не выходит за рамки благоразумия на уровне государства и расовая неприязнь не правит балом у нас. В отличие от Америки, где уже даже Гугл в поисковике магазины и бизнес чёрных в форме услужения выдает на первых позициях.
Поэтому, скорее всего, фильм «Антебеллум» и не имеет такой значимости и не вызывает такого интереса у наших зрителей. Нам чуждо всё, что происходит в фильме. Пытаясь сравнить фильм со схожими триллерами, где людей захватывают и держат в неволе, подсознательно наш зритель понимает, что есть намного более интересные ленты, где характеры героев раскрываются за счет других параметров, а не только учитывается цвет кожи. Ну, допустим, показывают нам негритянку (я же могу так говорить?), которая попала в рабство. Интересно ли нам, как это произошло? Да. Первые 15 минут. Но потом вдруг, неожиданно, в голове возникает фильм «Таинственный лес» Шьямаллана и становится жутко скучно дожидаться финала, так как суть поймана, осталось только дождаться формальной развязки. Ску-ко-та.
Невероятное желание режиссеров фильма угодить чернокожим зрителям чувствуется в каждом кадре. Иногда, художественные приёмы невероятно гиперболизированы, которые к сожалению не достигают необходимого эффекта, а только раздражают. Все эти замедленные кадры пыток и угнетения под грустную музыку просто растягивают хронометраж и пытаются нам донести то, что и так понятно – быть рабом не сахар. Однако, цепляет ли это? Скорее нет.
Вот в недавно показанном четвертом сезоне сериала «Ольга» одним из сюжетных ответвлений является попадание главных героев в принудительное рабство на ферму по производству бройлерных курей. Там героев срывают с улицы, держат силой и принуждают к рабскому труду. Да, все это показано в ироничной и веселой форме. Но то, что такое происходит у нас и в 21 веке, пугает намного больше. Вы погуглите вопросы рабства в Украине и России в 21 веке и вы очумеете, сколько людей находятся в бедственном положении. Поэтому, могу ли я переживать за то, что происходит на экране? Абсолютно нет. Мне просто не интересно. Даже не интересно, как главная героиня выберется на свободу и что с ней будет. Финал же полностью слит и выщелкивается на 15 минуте фильма.
Более того. Даже несмотря на то, что коронавирус помешал выходу фильма в срок и фильм вышел в формате «видео-по-запросу» не является оправданием провала его в прокате. При бюджете 15 млн фильм на сегодня собрал 1,5 млн. О чем это говорит? Тут две вещи. Либо чернокожее население Америки слишком занято протестами, что им не до кино. Либо о том, чернокожее население Америки находится в таких условиях, что им просто не по карману быстрый интернет с приставками, которые позволили бы смотреть фильм. И что имеем в итоге? Для кого фильм снят?
Глупый, бесполезный, не интересный фильм, который копирует Шьямаллановские твисты и идеи, спекулирует на достижениях белых и пытается затронуть животрепещущие темы, оказываясь в итоге никому не нужным. Так стоит ли его смотреть? Не-а. От слова совсем. Такие постулаты, которые выдвигаются бездушными фильмами типа «Мы», «Черный клановец», «Лунный свет» и другими уже никому не нужны сегодня. Сегодня надо наконец достучаться друг до друга и перестать снимать такие чисто эксплуатационные ленты. Язык кино должен быть менее вычурным и не действовать так, прямолинейно. Надо проявлять все-таки художественный подход и создавать искусство, а не агитацию.
С одной стороны, «Гладиатор», «Спартак», «Индиана Джонс», «Планета обезьян», а с другой «Джанго», «Унесенные ветром» и «Амистад» с «Линкольном» рассказывают о вопросе рабства намного интереснее, художественнее и глубже, чем все эти глупые современные попытки продвижения «обратного рабства». Не надо нам такого киноискусства. Ограничивайтесь показами сего творения Луизианой и Вирджинией. А нам тут ваши лозунги не понять – нам бы свои вопросы решить. Вот не наше кино. Абсолютно.
«Антебеллум» («до войны») начинается с многообещающей сцены, снятой длинным кадром: краткая, практически немая история феодальных отношений в южных штатах 19 века. Уже в первой сцене заметно, что режиссёры раньше занимались клипами. Если бы весь фильм был выдержан в таком формате, получилась бы более художественная минималистичная картина, но увы. Оригинальная задумка имеет плохое воплощение.
Первый недостаток, который бросается в глаза, это несоответствие жанру. Что заявлено в описании фильма и на постере? Что это триллер и фантастика. Фантастики в фильме нет вообще, и триллера тоже – помимо, конечно, ужасов насилия и войны, но это в рамках драмы. И к «напряжённой» части не подводят наполненые саспенсом сцены. Их вообще нет! Не поймите меня неправильно, для меня лучшие и самые страшные триллеры медленны, почти бескровны и загадочны («Безопасность» Тодда Хейнса, «Ребёнок Розмари», «Другие»). Хорошо, не все триллеры должны быть с уклоном в ужасы и мистику, но тут первая хотя бы НЕОЖИДАННАЯ сцена начинается минут через 40-50!
Второй и самый серьёзный недостаток – бесконечные, абсолютно бессмысленно затянутые сцены. Вы будете по 3 минуты слушать выступление героини, обсуждение парней, детей, комнат в отеле, привычек подруг...Для сюжета это всё бес-по-лез-но! Эти сцены не привносят ничего и делают фильм просто невыносимым. Мы узнаем, сколько стоит чашка кофе, где её купили и почему. Мы не хотим слушать пятиминутные монологи ни о чём!
Третья ошибка тоже сценарная. Реплики написаны весьма странно. Варианта два – клишированные фразы («У рабов нет прав!», «Я твой хозяин!»)/длиннющие бессмысленные реплики. Мало того, уже примерно на середине фильма две героини в своём диалоге нам разжевывают весь смысл фильма. «Ошибки прошлого влияют на настоящее». Спасибо, мы давно поняли...
Далее само воплощение замысла. Оно правда очень плохое. Не люблю писать разгромные рецензии с видом знатока, но это ужасно. Злодейка говорит наифальшивейшим коварным голосом и злобно улыбается, её словесная «битва» с главной героиней похожа на ссору детсадовцев. А в конце она, как водится, объясняет почему она злодейка. Это похоже на студенческий проект. ОЧЕНЬ длинный.
Последний минус – очевидность. Видели «Таинственный лес»? Добавьте знания о современной политической ситуации в Америке и не смотрите «Антебеллум».
Тема расизма появляется в американском кинематографе с завидным постоянством на протяжении очень долгих лет и порой даже возникает в таких фильмах, как 'Смертельное оружие 2', где ее исполняют с изрядным уровнем иронии, которая помимо увеселения должна нести в себе глубокие поучительные и моральные мотивы. И с наступлением нового тысячелетия данный вопрос не только не утратил актуальность. а разгорелся с новой силой, так как несмотря на все усилия общества, расовое неравноправие продолжает оставаться краеугольным камнем, который разрушает изнутри американское общества. Безусловно, разрешить этот вопрос раз и навсегда весьма сложно, ведь несмотря на образ жертв, нередки случаи, когда чернокожие жители Америки наглым образом пользуются своим положением и хитростью добиваются определенных преференций, однако нельзя не признавать, что и основная часть населения страны, обладающая белым цветом кожи, зачастую ведет себя не толерантно. Касается это отнюдь не всех представителей обеих лагерей, и тем не менее проблема существует, с ней так просто не разобраться и кинематограф становится одним из инструментов, поднимающих общественный резонанс на более высокий гласный уровень, который должен примирить людей и оставить все разногласия в прошлом. Одним из наиболее ярких представителей так называемого анти-дискриминационного жанра справедливо считается Джордан Пил, известный комик, проложивший себе путь к подлинной мировой славе благодаря полным аллегорий и скрытых смыслов картин 'Прочь' и 'Мы'. И несмотря на то, что Пил относится к афро-американскому контингенту, ему удалось покорить сердца также и других зрителей, ведь он обладает талантом уверенного рассказчика, насыщает свои проекты изрядной долей острого юмора и с изюминкой прописывает персонажей второго плана, обладающих преимущественно белым цветом кожи. Из проблематики расизма Пил создал претенциозный аттракцион и неудивительно, что по его пути попробовали пойти множественные последователи, среди которых оказались также и Джерард Буш с Кристофером Ренцем. Однако их многообещающий 'Антебеллум' на деле оказался больше пустым криком, нежели достойным манифестом или разрушающей устоявшиеся общественные каноны художественной кувалдой.
Сам же сюжет фильма условно делится на две части, одна из которых происходит в 19-м веке на одной их хлопковых плантаций конфедератов. Тогда как Северные штаты Америки начали повсеместно отказываться от рабского труда и стараются выстроить общество совсем иного, свободного для всех толка, на Юге продолжают использовать практически бесплатную рабочую силу, с которой можно по сути делать все, что душе угодно, вплоть до изнасилования. Вот в таких условиях и обитает несчастная Иден (Жанель Моне), привлекательная темнокожая девушка, которой изо дня в день приходится наблюдать за тем, как ее сородичей пытают, мучают, насилуют и попросту ни во что не ставят. При этом сама Иден не избегает схожей участи и на своем примере понимает, что такое кошмар рабства, который порой кажется воистину бесконечным. Однако совсем по иному обстоят дела в наше время, спустя более, чем полтора столетия со времен падения Конфедерации. Тогда как Иден засыпает в страхе, то приходит в сознание Вероника (также Жанель Моне), успешная современная женщина, живущая в браке, воспитывающая ребенка и написавшая книгу о расовой дискриминации. Прославившись на всю страну своей твердой позицией и прокладывая путь к власти благодаря своей неимоверной харизме, Вероника близка к тому, чтобы стать Президентом, и выдается, что ее жизнь являет собой пример мечты, которой достоин каждый темнокожий, чьи предки угнетались конфедератами. Но нынешнее Вероники очень тесно переплетается с прошлым Иден, и нам с вами еще предстоит узнать, каким образом связаны эти две героини.
В преддверии выхода фильма 'Антебеллум', название которого также означает 'До войны', складывалось впечатление, что история будет цеплять собой некоторые фантастические элементы и заигрывать с хоррором, однако на деле все обстоит несколько иначе, так как лента Джерарда Буша и Кристофера Ренца пробует замахнуться на высоты, которые ей не дано покорить. Предельно ясно, что режиссеры, коих мировая общественность еще не знает, посматривали в строну Джордана Пила и пытались использовать его творческие наработки для того, чтобы снять нечто столь же нестандартное и вместе с тем привлекающее внимание, как 'Прочь' и 'Мы', но создателям откровенно не хватает иронии, чувства юмора и банального понимания того, что они хотят сказать. У Пила с первых минут зритель полностью погружен в происходящее, и хочется в дальнейшем, шаг за шагом раскрывать его историю, узнавать героев и поражаться тем неожиданностям, которые он закладывает в сюжет. В 'Антебеллуме' же повествование разворачивается мучительно долго, порой оно вообще замирает на месте, пробуя общаться с нами путем громких диалогов, которые по сути уходят в никуда. Фильм совершенно не справляется со своей главной целью, он не может заинтересовать тем, что происходит на экране, а та жестокость, что происходит, неспособна вызвать жалость к тем, на кого она направлена, так как во время просмотра ощущаются слишком грубые попытки манипуляции зрительским сознанием. Сделаны они неумело, а значит выглядят совершенно искусственными.
Единственное, что отчасти спасает эту не самую удачную попытку высказаться на извечно популярные в Америке темы, так это то, каким образом между собой связаны две эпохи и во что это может вылиться для Иден и Вероники. Подобный момент по сути является единственным интригующим во всем 'Антебеллуме' и все-таки необходимо признать, что в нем есть своя прелесть, способная хоть как-то разбавить кричащие, чрезмерно назойливые эпизоды, в которых нам подчеркнуто демонстрируют жестокость конфедератов или же словно нарисованную волшебником картину счастья. в которую непросто поверить. Однако ожидание раскрытия всех карт на самом деле не стоит того, чтобы смотреть весь фильм, так как мучительно медлительное, не самое выразительное и фальшиво претенциозное течение сюжета может сломить даже самого стойкого зрителя, готового ставить над собой эксперименты. Конечно же, 'Антебеллум' будет способен отыскать своего зрителя и некоторой части аудитории он даже понравится, но с ним никогда не произойдет того же, что было с фильмами Джордана Пила, сумевшими объединить в одну аудиторию представителей самых разных расовых общин.
В итоге хочу сказать, что 'Антебеллум' со своей задачей не справляется. У фильма были довольно интригующие сценарные наброски, но они напрочь разбиваются о режиссерскую составляющую, которая далеко от пределов идеала. Конечно, от Буша и Ренца мало кто ожидал шедевр на все времена, и тем не менее с имеющимся у них на руках материалом можно и нужно было обходиться более грамотно и смело.
Сказ про афро девчушку, попавшую в цепкие клешни к рабовладельцам. Изо дня в день она вынашивает коварный план побега, методично отрабатывая кульбиты, чтобы бесшумно улизнуть от гнета конфедератов...
Очередная эксплуатация темы расизма в кино. Намешав в себе триллер и драму, которой уделяется большее время, два никому не известных режиссера Буш и Ранц решили сварганить что-то мейнстримовое. Угнетение и унижение черных, рабство, смешивание с грязью - зритель видел подобное в десятках картин выпущенных ранее. Притеснения темнокожих остается актуальной проблемой и никуда не исчезла, но сама тема изрядно обмусолена со всех сторон и, честно говоря, приелась.
Фильму явно не хватает иронии, философии, может быть даже символизма («Прочь», «Мы»), потому как все на поверхности: пресно, скучно и тягуче. Персонажам не хочется сопереживать, мотивация злодеев толком не раскрыта, логика героини порой заставляет активно начесывать затылок в недоумении.
Сюжет предполагает неожиданный тверк в середине ленты, слегка переворачивающий смысл увиденного, но это единственное ради чего стоит залипать у экрана на протяжении душных 105 минут хронометража.
На подобную тему уже снято прилично достойных фильмов, как и в жанре драма, так и в триллерах, и в ужасах. Штамповать подобные ленты на волне мейнстрима уже не пройдет, фильм смотрелся бы неплохо лет 10 назад, но не в 2020 году.
Мораль: чтобы в США закончились притеснения черных, следует заменить всех глав государства на темнокожих, хотя тогда начнут притеснять белых - простая закономерность.
В итоге фильм на безрыбье, либо любителям подобных лент.
Существует великое множество фильмов про чернокожих рабов – начиная «Рождением нации» Гриффита и заканчивая... «Рождением нации» (но уже Нэйта Паркера).
Вопрос: «А почему это я привожу пример на спорных фильмах? Ведь есть сносные «12 лет рабства», отличные «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка» и куча других фильмов по этой теме».
Ответ до безобразия прост – они неоднозначные, мягко говоря, как и эта картина.
Если фильм 1915 года выставляет белую расу в лучшем свете, а черных – насильниками и варварами, то вышедший век спустя фильм расставляет точки над i в вопросе рабства. Но «Рождение нации» 2016 года выделяется спорными личностями, стоящими за производством картины, неким гротеском и стилизованной брутальностью.
Но речь отнюдь не об этих фильмах. Мы сегодня говорим об «Антебеллуме». Забегая вперед, можете смело называть его «Антибелум».
Суть
Задумка фильма крайне интересна, хоть и до ужаса вторична. Не в плане того, что тут один за другим повторяются штампы из тысяч других фильмов, а плане того, что фильм крадет идею (причем, не самую удачную) М. Найта Шьямалана и особо не понимает, что с ней делать.
Сомнения у меня давно появились, насчет сюжетного поворота. Единственным сюрпризом было то, что правду раскрывают не в конце, а в середине.
Но да бог с ним с этим сюжетным глупым поворотом. Его можно было бы простить, если бы не открытая ненависть к европеоидной расе, сочащей из каждого угла экрана. По сути, перед нами пропаганда а-ля ВайтЛайвДонтМэттер. Вы можете забыть про доброту от белых. Если в кадре белый персонаж, то он – последняя тварь. А если чернокожий персонаж – добрый в душе страдалец.
Это стерильный мир, придуманный авторами фильма, который, вроде должен учить, что расизм – это плохо, когда на деле фильм говорит Вам: «Послушай, эти белые расисты везде. Они будут убивать и насиловать тебя из-за цвета кожи. Не доверяй им». Создатели фильма даже не пытаются скрыть, что выставляют целую расу карикатурным злодеем, как когда-то делал «фанат Ку-Клус-Клана» в своем фильме – просто поменяв злодеев и героев местами.
Так что же мне хотел сказать фильм? Что чернокожие сейчас страдают, потому что 200 лет назад их предки были рабами? Так ведь сейчас в мире самое большое количество рабов в истории человечества. И там никакими расовыми особенностями не пахнет, Что белые – зло, а черные – добро? Так ведь и тут нет! Хорошие и плохие есть и там, и там. Нельзя всех собирать в одну кучу, если среди них есть злые люди.
Фильм увидел свет на волне популярности БЛМ движения в США. Этим все сказано. «Антебеллум» имеет четко поставленные перед собой цели... правда политические и пропагандистские, а не художественные.
Расизм – это мерзко! Но и обратный расизм существует. И этот фильм прямое этому подтверждение.
Вывод
Сюжет у фильма, не смотря ни на что, интересный. Правда, сценарий слаб. Актеры тоже выкладываются на максимум. Но и самый главный плюс – сочный, красивый кадр. Операторская работа и монтаж фильма достойны похвалы. И ставить этому фильму единицу я не стал только из-за потрясающей работы оператора Педро Луке и монтажера Джона Экселрэда.
Смотреть фильм можно только на свой страх и риск... если вы белый. Остальным спокойно можно.
P.S. Фильм пытается и в феминизм. Но получается это так же топорно, как у какой-нибудь «Капитан Марвел». И это понятно: повестка дня – расизм, сексизм, токсичная мужественность. Ох, уж эти белые мужчины!
Никто не знает, как долго еще трагедия рабовладельческого строя в США будет предметом распрей между людьми с различным цветом кожи, хотя многообразие рас – одна из самых естественных вещей в природе. Судя по тому, что творится вокруг, включая движение Black Lives Matter, всеобщее перемирие наступит еще не скоро, а потому на свет один за другим продолжают появляться картины, поднимающие проблему расизма. Где-то рождаются полные гуманизма шедевры, где-то политкорреткные плакатные поделки, а кто-то (как, например, Джордан Пил) пытается искусно обыграть эту болезненную тему в необычном жанровом ключе. И, глядя на результат трудов клипмейкеров Джерарда Буша и Кристофера Ренца, их дебютный полнометражный триллер «Антебеллум», кажется, что до благоприятного исхода конфликта еще ой как далеко, тем более, что фильм предваряет эпиграф-цитата из Уильяма Фолкнера о прошлом, которое не только не умерло, но и не прошло.
Перед тем, как парой слов обрисовать сюжет, хочется предупредить насчет спойлеров – сложно сказать, насколько это получится при описании синопсиса, но трейлер смотреть перед ознакомлением с самой картиной точно не стоит. Если в общих чертах, то у нас с одной стороны есть молодая рабыня Иден, вкалывающая на хлопковой плантации у садистов-конфедератов, которые первую треть фильма ведут себя как сборище Амонов Гётов из шедевра Спилберга и из чьего плена она так хочет сбежать. А с другой мы видим прогрессивную феминистку и правозащитницу, писательницу Веронику Хенли из современной Америки, которая каким-то образом переносится в прошлое и проживает тот самый кошмарный день в теле Иден. Ну а как эти темпоральные скачки связаны между собой – молчок, не будем портить сюрприз.
Как ни странно, но обожающая острые социальные манифесты западная пресса «Антебеллум» разгромила, в основном, за плоских персонажей, смакование ужасов рабства и отсутствие глубины. Если честно, картину они несколько переругали, но не согласиться с некоторыми рецензентами по определенным пунктам тоже нельзя. Впечатление складывается где-то 50/50, поскольку Ренц и Буш не совсем заваливают миссию и выдают хороший визуал с обильными долгими планами, выстраивают атмосферу и создают неплохое напряжение с довольно жутковатыми моментами, прибегая к отличному саундтреку. Другое дело, что с социальной повесткой и желанием угодить всем последователям BLM они откровенно переборщили и, проговаривая идеи в лоб, придают «Антебеллуму» неприятный расовый душок, поскольку не оставляют белым персонажам ни единого шанса, не только изображая всех светлокожих поголовно чокнутыми мразями, но и открыто заявляя устами Вероники, что в «этой стране расизм исторически встроен в ДНК каждого гражданина».
Сея политкорректная атака не в силах замаскироваться оболочкой триллера и настырно лезет изо всех щелей, хотя и несколько сглаживается довольно эффектно задуманным шьямалановским финтом ближе к финалу. В результате само кино выходит слишком сырым, невыструганным и застревает на полпути к любопытной притче на актуальную тему а-ля «Холоп», для которой у нее слишком грубые, поверхностные и клишированные приемы, и жанровой вещи, когда многие поступки и ситуации выглядят откровенно неправдоподобными, а событийная насыщенность - бедноватой, если не считать за неё бесконечную демонстрацию череды издевательств и уничижительных реплик. Разок ознакомиться с «Антебеллумом» можно хотя бы ради красивой операторской работы, стильного саундтрека и старательных Жанель Моне с Дженой Мэлоун, честно пытающихся оживить своих не самых фактурных героинь. Но, если честно, уж лучше пересмотреть «Прочь» или «Мы», тем более, что «Антебеллум» будто не совсем стремится положить конец расовым войнам, напротив, пытаясь разжигать новые.
«Антебеллум», триллер в стиле «Сумеречной зоны», требует времени, чтобы утвердиться в своем повествовании, и, наверное, особого настроения у зрителя, чтобы правильно подействовать. Странный характер происходящего на экране, нехронологический порядок сцен, политически заряженный мессадж для американцев и дух М. Найта Шьямалана, пропитывавший основной концепт… всё вместе это звучит интригующе, но на практике, в первую очередь из-за дурной режиссуры, а во-вторых – из-за желания создателей активно вписаться в социальную повесточку от Black Lives Matter, «Антебеллум» оказывается дурным, серым и отнюдь не хоррором/триллером. В каком-то смысле это подражание Джордану Пилу с его «Прочь» и «Мы», только менее вдохновленное и с большим желанием выслужиться перед, прости Господи, черными властелинами.
Американский Юг – место любопытное само по себе: для плантаторов это был рай, а для афроамериканцев… не будем о грустном. Пока особняки алебастрового цвета возвышались на холмах, где-то в полях, заросших хлопком и кукурузой, трудились чернокожие. «Антебеллум» в первом акте романтизирует эти образы до предела: времена Гражданской войны в США (не зря название фильма перекликается с этим одноименным историческим периодом) содержат в себе множество знакомых образов. В сценарии фигурируют и солдаты-конфедераты, готовящиеся к битве, и садизм надсмотрщиков, и готовящиеся к побегу рабы. Иными словам, сперва зрителя пичкают драмой об ужасах рабства. Это не так проницательно, как «12 лет рабства» и не так убедительно, как другие ангажированные произведения, но всё же не лишено силы. Затем одна мелочь накладывается на другую и становится ясно, что происходящее – не совсем то, чем кажется.
Где-то через полчаса после начала киноленты сюжет резко делает крен. Это можно расценить как спойлер, хотя и аннотация, и трейлер открыто раскрывают этот поворот. Сюжет вдруг начинает повествовать о Веронике Хенли – успешной писательнице и чернокожей активистке, которая обсуждает вопросы гражданских прав на каких-то публичных площадках и форумах. «Инфоцыганство» не доводит до добра: вскоре на Веронику выходит таинственная женщина с неясными намерениями, а дальше прозорливый зритель уже может сложить два плюс два.
«Антебеллум» четко разделен на три акта. Первый – самый прочный, содержащий в себе атмосферу и чувство глубокого отвращения к таким вещам как рабство и расизм. Второй акт устанавливает биографию Вероники, представляет её жизнь в общих чертах и имеет склонность к затягиванию сюжета. Это очень слабая часть фильма, хотя и необходимая для общей картины. Во время этого сегмента создатели прибегают к самым простым и манипулятивным способам увеличения симпатии к персонажу: от метрдотеля, игнорирующего Веронику за цвет её кожи, до прочих бытовых примеров. В третьем акте же активно использован традиционный шаблон триллера-погони, включающий в себя противостояние, неизбежно приводящее к довольно слабой кульминации.
В образах всё равно есть нечто знакомое, а сюжет, несмотря на дурные предзнаменования, редко когда становится по-настоящему тревожным. Точка зрения создателей «Антебеллума» о пресловутой «банальности зла» далеко не нова, и в их представлении всё равно нет ничего тонкого. Недвусмысленная связь же о деятельности Вероники и бытии Старого Юга могла бы быть изящной, однако простор для фантазии всё равно остается довольно большим: многие параллели зритель может додумывать сам, и это явно не заслуга авторов. Бывают случаи, когда «Антебеллум» поражает воображение, особенно с точки зрения жестокости, хотя в общих чертах это всё больше напоминает неловкие движения, особенно по сравнению с прозорливыми работами Джорджана Пила. И в качества триллера «Антебеллум» не очень эффективен: персонажи тут не особо прописаны, кроме Вероники, например, никто не приближается к многомерности. К тому же, и дополнительный уровень, обусловленный современным социальным климатом США, вряд ли также имеет право на существование в контексте истории: это больше напоминает «жареный» проект, выпущенный под свое время в своем месте, чем походит на реальное произведение искусства.
Фильм можно назвать маргинализированным, но к хоррору или даже триллеру это слабо относится: скорее это такая притча, чей глубинный смысл, увы, не так уж и серьезен. Недостаток специфики персонажей, убедительности сценария и т.п. приводит и к слабости метафор: соединиться с атмосферой проекта зрителям при просмотре не получается. В итоге художественные выборы приводят к слабоватой картине, которой недостает человечности и чувства места во многих отношений: в страданиях героев нет смысла, что, так или иначе, в контексте истории выглядит пустым и пресным. Эх, не зря говорят: жизнь справедлива только к неграм!
Начнем с того, что в связи со сложившейся обстановкой болезни в кино особых премьер и не случилось, что стало причиной того, что я пошел на 'это'. уважаемые читатели, если вы это видите, в жизни самого пропагандистского фильма я не видел. Начну с того, что задумка в фильме интересная, но испорчена просто навязанными трендами про обиженных афроамериканцев, угнетенных женщин, подружек размера Size +++ и самых страшных на свете 'белых' людей.
Если Вы всё таки решите пойти и на этот 'Фильм', то предупреждаю могут присутствовать мини спойлеры, но неожиданного поворота я раскрывать не стану. Начну с того, что фильм начинается бодро. где угнетают людей с отличительным цветом кожи (черным), в декорациях 20-х годов времен гражданской войны в Америке (Северян и Южан), Афроамериканцев пытают, унижают, насилуют и заставляют работать на плантации по сбору хлопка, в связи с чем была даже нагнетающая атмосфера. При этом в половине фильма, декорации резко меняются и переносятся в наше время, где главная героиня являясь активисткой и писательницей, которая отстаивает права 'великих и доблестных, угнетаемых афроамериканцев', живет у себя в элитном доме, где завтрак ей готовит 'образцовый муж' вселяющий ощущение, что у него умственные отклонения и совместным малолетним ребенком, при этом в разговоре об обсуждении воспитания ребенка она говорит своему супругу 'боже будь отцом и мужчиной', да ведь она та 'сильная и независимая афроамериканская женщина', далее пойдёт полный трэш уровня фильма 'зеленый слоник', я вообще не понимаю на что это рассчитано. В определенный момент к главной героине приходит та самая подружка размера size +++, я к полным людям отношусь спокойно, но в фильме данная мадемуазель показана, как вожделенный плод всех мужчин на свете, при этом в сцене ресторана когда 'именно с ней решили познакомится' и подарить коктейль, она высказывает мужчине обратившему на неё внимание претензии в стиле ' ты же видишь, что я пью шампанское какого хрена ты заказал мне коктейль' и весь фильм в таком духе, все люди в этом фильме у которых светлый (белый) цвет кожи, плохие и ужасные, бухают как свиньи, насилуя всех подряд. Я ещё не говорю о намеках сноса памятников и 'Black life's matter'. Данный фильм это открытая пропаганда, всё в нём, при этом, что задумка то интересная, но испорченная всей этой толерастией, честно на данный фильм идти не советую, сидел и ждал когда закончится.
Господи, храни расистов! Без них я бы даже не посмотрел этот очаровательный фильм, потому что мне друг, известных взглядов прислал сообщение, что там всякие ребята наснимали, черные убивают белых и живут счастливо, в подтверждение чего прислал мне ссылку на яндекс. дзен, где какой-то чел что-то пишет про этот фильм. Увы, я не прочитал, потому что не понимаю на яндекс. дзеновском, но в принципе сразу догадался - надо смотреть.
На самом деле, вообще минусов у 'Антебеллума' куда больше, чем плюсов, но его главное достоинство перевешивает остальное - у него потрясающая сюжетная конструкция, где каждый акт представляет собой абсолютно новую реальность со своими вводными и своими экспозициями и наблюдать за этим на самом деле потрясающе. И удивительно, что эта конструкция работает великолепно, тогда как сюжет, персонажи и диалоги односложные и слабоватые.
Спорный момент, но мне он тоже почему-то нравится тут - односложность. Каждый персонаж фильма, это не личность - это функция. Они не развиваются, даже главная героиня, даже ее развитие в развязке - это чисто физическое развитие образа. Диалоги тут тоже - самое ожидаемое, в зависимости от типа персонажа, как и их действия. Обычно я б даже посмеялся над таким или просто зевал от скуки, но тут это на удивление не так уж плохо. Возможно это потому что у каждого персонажа довольно-таки мало хронометража и они просто не успевают надоесть, а отсутствие личностей с необычным развитием придает истории универсальность. Однако, именно это портит политическую претенциозность фильма, потому как общие фразы нормальны или даже хороши, когда вы передаете взаимоотношения людей, но абсолютно ужасны, когда вы пытаетесь изложить свою позицию, а поэтому такие сцены тут даже комично-нелепы. Типа, как когда героиня рассказывает про свою книжку, все что мы знаем о которой, это то, что она об интерсекциональности. Или ее речи на выступлениях, на которых она расставляет ручки и говорит, что 'за нами будущее' - все это очень средненькие односложные образы, тогда как на этом фильму стоило бы проявить больше индивидуальности, так как его социальный посыл очень даже неплох, но он считывается только теми, кто и так его понимает, тогда как для остальных это останется лишь набор общих фраз и 'бу!!! рабство!'. Совсем уж по дурацки выглядит это игра с односложностью на примере картинки дочери героини: момент должен быть милым (наверное), но он жуткий, потому что эта картинка невероятно ленивая, а они и дальше будут ее обыгрывать, как будто она в первый раз жути не нагоняла.
А вот, где вся эта односложность и прямолинейность хорошо заходят - это первая и финальная части. И особенно, с учетом развязки. Это реально круто сделано и хоть ощущения реалистичности происходящего нет, атмосфера великолепна настолько, что я даже отвратные фильтры готов простить.
Главный же минус комплексный - это откровенная 'б-шность', где авторы без меры используют фильтры, слоу-мо, красивые кадры, наезды камеры, долгие планы - иногда это очень красиво, иногда просто бестолково. И самая ужасное в этом - вторая часть фильма, она же середина. Эта та часть, выправив которую можно было бы сделать 'Антебеллум' шедевром, чтобы поставить в один рядочек со всякими 'Прочами', 'Солнцестояниями' и другими ужастиками, которые нагоняют жути 'по-другому'. И да, сравнение Маушена с с Томми Вайсо тут как нельзя лучше описывает ситуацию, не в плане того, что так же 'плохо, что хорошо', а в плане 'нам нужен хронометраж, поэтому мы снимаем человеческие действия, которыми обычно занимаются человеки: йогой, ужинами, встречами со странными личностями, неуютными дружескими разговорами про секс и перекидыванием мяча друг другу'. Это довольно частая проблема, но тут за это обидно, потому что в этой части нужно было сделать очень много и она смотрелась бы лучше, если бы контрастировала с плантационными частями, а не была бы еще более монотонно-унылой.
В целом, я понимаю, почему многим не понравился этот фильм, даже если они не сторонники спасения белой расы от стремительного уничтожения, но мне он, действительно, зашел на ура, как удивительный пример сочетания яркости задумки и безликости исполнения, который захочется пересмотреть еще не раз.
Фильм начинается с показа суровых трудовых будней афроамериканцев на плантациях 19 века. Белые угнетают негров, идёт война Севера с Югом. Стоп. Разве это исторический фильм? Затем нам показывают день сегодняшний, где афроамериканцы уже не такие угнетённые, контраст на лицо. Главная героиня борется за права чернокожих. Но как она могла быть и в прошлом и в будущем одновременно? Параллельные реальности, линии времени! – подумал я. Подобно тому, как в фильме «2:22» запутанно и причудливо показано переплетение настоящего и будущего? Затем некое тайное общество (белых нацистов!) начало «пасти» главную героиню… и тут до меня дошло, что дело не в линиях времени и мистики в фильме тоже никакой нет. Начиная смотреть этот фильм в жанре ужасы, я уже готовился к куклам вуду и проклятиям. Однозначно, это плюс – что фильм при просмотре преподносит сюрпризы. Однако есть существенные минусы.
Малое количество локаций, где разворачиваются события фильма. Некая кукольность, бутофорность происходящего (что правда затем оправдывается сюжетом картины) создают ощущение замкнутости и малобюджетности. Преследование Вероники тайным обществом показано слишком коротко, негде и некогда попереживать за главную героиню.
Прикольный персонаж Доун (толстая афроамериканка), который с одной стороны попытался немного разбавить скучность происходящего на экране, но с другой стороны придал фильму атмосферу комедийности и пародии, что для такой драмы, я считаю, не верным решением. Получился не «Мандерлей», а какой-то аналог «Охоты» (фильм 2020), где преступные причуды миллиардеров были представлены в комедийном и гротескном виде, но гораздо более прикольно и весело. Один из главных антагонистов – белая девушка Элизабет сыграла комично и неестественно. В целом фильм преподносит сюрпризы, но слишком простенький и вторичный. Удовольствия от просмотра я не получил.