К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

У покорившего Netflix 'Хода королевы' не так много слабых мест.

Если сильно запариться, то можно посетовать на линейный сюжет, приличное количество штампов и довольно стереотипный монтаж. А еще можно разочароваться в кастинге, увидев имена второстепенных героев. Но давайте о плюсах.

1) Шахматы. Ну честно? Шахматы - это скучно. Шахматы - это не по-зумерски. Шахматиста ты уважаешь, но внутренне даже как-то жалеешь. Задумать сериал о шахматах, все равно что выбрать в качестве отпуска Анапу. Красиво, тепло, кому-то даже нравится, но зачем?

Но тут сценаристы удивляют. Они делают главным героем именно ферзя и слона. Движение серий зависит от поведения пешек, а любовные линии развиваются так же неуклюже (прямо как в жизни, да?), как ходит по доске конь.

Этот сериал состоит из клеток. Он очерчивает жизнь героев эндшпилями и дебютами. А недоверчивого по первым порам зрителя убивает гамбитами и сицилианской защитой. К концу второй серии ими уже стыдно не оперировать.

Если из фильма убрать всех и оставить только шахматы, магия не иссякнет. Ведь протагонист останется не тронутым

2) Повестка. Феминистки, сильные женщины, секс, лгбт, расизм - все, как полагается современному кино, на месте. Но вы же не жалуетесь на соль в супе, вас раздражает ее избыток. Авторы не перегибают, а главная героиня оттягивает внимание на себя.

Половину сериала ты зависаешь на гипнотических глазах, а вторую следишь за ненавязчивой сексуальностью Ани Тэйлор-Джой. Девушка становится все ярче, все влекущее, все более обнажающей твой давно прошедший пубертат. А, присмотревшись, понимаешь, что меняются не блузки, каблуки и длина волос, а твое восприятие. Тебя заколдовали, в твоей голове жестоко поселились и изменили само представление о сексуальном. Оказывается, у него, как и у эстетики, нет фронтиры.

3) Коммунизм. Москву тут любят. СССР уважают. А коллективизм превозносят. По ту сторону занавеса тепло и уютно. Хоть и темно. Ровно так же, как в детстве в спальне у бабушки.

Это уже не редкая история для англо-саксонского кино. 'Тру детектив' все три сезона пихал левые идеи, 'Пики блайндерс' увидели в лейбористах и троцкистах зверя куда добрее, чем фашизм. Но здесь поражает другое - авторы не отказываются от стереотипов. Они давят ими с самого начала.

Советский гроссмейстер мрачен, мечтает мигрировать в нормальную жизнь по ту сторону Атлантики, а еще говорит на жестком мутковском рунглише. Русские - странные, иначе же и быть не может. Однако эта странность оказывается чуть ли не идеальным приютом для тех, кто не вписывается в стандарты. Самая срезающая инаковости система выходит в реальности самой свободной (зачеркнуть), удобной (зачеркнуть), готовой принять всех (оставить). А не в этом ли и был пресловутый коммунистический ad fontes.

Сериал точно стоит глянуть. Не обещаю, что он вам понравится. Но точно с вами случатся две вещи. Вы захотите сыграть в шахматы. А еще перед сном вы кинете взгляд на темные своды своей комнаты - вдруг пешка там внезапно сдвинется на е4.

20 марта 2021 | 21:16
  • тип рецензии:

Гарри Меллинг повзрослел, и теперь он молодой мужчина с неправильным и (поэтому?) интересным лицом. Ох, а повзрослел же он как актер! И не верится, что вроде совсем еще недавно — прошли года как сон, прошелестело время, как ветер в листьях — играл он испорченного избалованного Дадли Дурсля в «Гарри Поттерах». Кстати, в «Ходе королевы» он играет персонажа по имени Гарри.

Аню Тейлор-Джой (Элизабет Хармон в подростковом возрасте) природа наделила притягательным лицом, и критики расхвалили ее за роль. Но Айла Джонстон (Элизабет Хармон в детстве) своей безыскусной игрой переигрывает Аню — так, по крайней мере, мне показалось.

С мужчинами Лизе всё никак не везет, по мужской части всё они незадачливые. Впрочем, что еще ожидать от мира шахмат — мира сугубо головного, да еще интеллигентного? Не сложилось с любимым мужчиной и у родной матери Лизы, и у приемной. На экране — женский мир в том тоскливом освещении, при котором очень хорошо видно, как одни мужчины бросают своих женщин, а романы с другими ведут к смерти. Думаешь: «Не феминистка ли написала сценарий или книгу?» Нет, не феминистка и даже не женщина. Впрочем, фигуры дедовские — мужчины, годящиеся Лизе в дедушки — надежны, добры и понятливы.

Вообще, шахматы и отношения идут рука об руку. Шахматы — уютно-ламповая модель мира отношений. Отношения — отражения игр в шахматы. Отношения — заповедник, в котором ищут любовь, шахматы — арена окультуренного стремления к превосходству. Отношения и шахматы скрестились — «скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья». Игра в шахматы раз за разом ведёт к поиску любви; любовь ведет к смерти, разочарованию, разрыву, а разрыв порой — к дружеской заботе. Там, где шахмат нет, ровесницы Лизы — давно замужем и при детях. Призер генетической лотереи, Лиза — призер многих шахматных чемпионатов, но далеко ей до призов в чемпионате по отношениям между полами. Согласно старому утешительному принципу, если не везет в карты, то должно повезти в любви; Елизавете «везет» в шахматы, в любви не везет — почти.

В центре сюжета — живой человек, взрослеющая сирота-приемыш, по счастливой случайности обнаружившая, что она шахматный гений (по сути, очередная, хоть и отдаленная, вариация на типаж 'громадный мозг, но в отношениях что-то не так', к которому принадлежит, например, Шерлок Холмс). Девочка взрослеет под музыку и окруженная бутафорикой давно ушедшей эпохи далекой страны. Привет, Америка, о, где никто из нас не был никогда. Кино-иллюзионисты кино-магией в очередной раз воссоздали историческое прошлое, превратив его в воображаемое экранное настоящее, доступное любому подписчику Netflix в любой момент.

В «центре» атмосферы-настроения — простенькая ненавязчивая мелодия, безмятежная и минорная, которая гармонирует, на мой взгляд, с актрисой Айлой Джонстон лучше, чем с эффектной Аней Тейлор-Джой. Есть в этой мелодии какая-то тихая поэзия.

Никакого особо подробного анализа шахматных игр на экране не происходит. В «Королевском гамбите» выигрыш в игре в шахматы, скорее, — более-менее произвольное оформление сюжета, своего рода символический макгаффин, вместо которого мог быть любой другой: успех гениальной актрисы, ученого и т.д.

9 из 10

19 августа 2021 | 16:34
  • тип рецензии:

Шахматы никогда не увлекали меня. В детстве я ходил в шахматную школу (кажется, недолго), но мне было скучно. После этого сериала любопытство к шахматам вдруг возникло. Думаю, это хороший показатель для произведения.

Образ главной героини

У актрисы Ани очень неординарное, но красивое лицо, которое создатели изящно подчеркнули ретро прической, что придало ей будоражащий шарм. Ее жесты, взгляды, походка - все сыграно круто и отлично поймано оператором (очень понравился жест руки, поправляющей прическу из эпизода знакомства в Нью-Йорке с моделью). При этом эффект кукольности героини стирает ее не глянцевая фигура.

Героиня целеустремлена, но не умеет вступать в теплые отношения с окружающими и с противоположным полом (с мужчинами она спит исключительно на профессиональной почве).

Любопытно показано, как Бет сталкивается со своей сексуальностью в подростковом возрасте. Как первые импульсы к парням сбивают ее с толку, как она не знает что за реакцию выдать на новые ощущения в теле. А затем намек на ее бисексуальность, когда она чувствует активность при знакомстве со стороны нью-йоркской модели (по всей видимости создатели хотели сделать на это акцент, раз даже «положили» эту модель в кровать в первом «флеш»-кадре сериала). Очень интересно показано, как человек в мельчайших подробностях познавший игру в шахматы, так и остается в неопределённости относительно своих чувств и телесности.

Таунс - гей?

До сих пор мне неясен момент с приятелем Бет - Таунсом в третьей серии. С точки зрения российского взгляда - это читается как «парень приехал на турнир и для экономии снял с другом номер на двоих». В контексте американского сериала - это намек на гомосексуальность героя. По крайней мере на это еще раз намекают в 7 эпизоде (американские форумы тоже склоняются к этой версии). Тема не раскрыта!

Россия в сериале

Хочу отметить аккуратно показанную советскую реальность. Атмосфера России передана достаточно точно. Два перегиба - мальчик в столовой, предлагающий водку на розлив и Москва, показанная на всех кадрах в темных или серых тонах, в сравнении с солнечной Америкой, а ну и советские граждане одеты уж как-то сильно бедно.

Сериал рекомендую. Смотрится на одном дыхании.

9 из 10

28 ноября 2020 | 14:25
  • тип рецензии:

В послужном списке режиссера Скотта Фрэнка уже есть несколько сериалов — он срежиссировал несколько эпизодов знаменитых «Бесстыжих», и свой авторский многосерийный вестерн «Забытые Богом». Однако, широкой аудитории больше известны его работы в полнометражном кино — за тридцатилетнюю карьеру сценариста он успел посотрудничать со Спилбергом и поработать над франшизой про Людей Икс (конкретно — над сольными фильмами про одного из главных героев Marvel «Росомаха: Бессмертный» и «Логан»).

Стоит отметить, что «Ход королевы» (дословный перевод названия — «Ферзевый гамбит») куда больше похож именно на полнометражное кино — с первых кадров он привлекает дороговизной и масштабом, редким для сериалов чувством стиля и меры, киношной элегантностью и отсутствием привычной сериальной спешки — каждая серия и каждая сцена сериала занимает ровно столько времени, сколько ей необходимо.

В принципе, Фрэнк каждую серию своего проекта представляет скорее как мини-фильм — законченную новеллу в пределах большого, сложнопостроенного рассказа. Он, конечно, иногда и досадно ослабляет хватку (этого, видимо, могут избежать только чистые гении), но в остальном — построен хитроумно и талантливо, как умелая шахматная партия.

Что касается самих шахмат, то у создателей вышло показать на экране интересной игру, в которой не разбирается подавляющее большинство человечества. Благородной, если не сказать, элитарной игре редко посвящают фильмы, а это значит, что авторам мало откуда можно было черпать вдохновение. Тем не менее, атмосферная музыка Карлоса Рафаэля Риверы, картинка Стивена Мейцлера и ювелирный монтаж Мишель Тесоро вызывает в зрителях драйв не меньший, чем при просмотре боксерского матча, а помимо этого — забавную иллюзию того, будто сам начинаешь понимать все тонкости шахмат. Растянуть это впечатление на 7 полнометражных эпизодов без потери эффекта — достижение, достойное высочайших похвал. Впрочем, игры заставляют смотреть не всегда, иногда разумно оставляя их за кадром.

Кстати, многие могут заподозрить «Ход королевы» в «основанности на реальных событиях». Не стоит — фильм создан по мотивам романа писателя Уолтера Тевиса (среди экранизаций его сочинений — «Цвет денег» Мартина Скорсезе), не имеющим в основе ничего, кроме выдумки. Кого-то это, может, и расстроит, однако ни исторический, ни биографический жанры никогда не были сверх-популярными у публики и критиков. Выбрав целиком придуманную историю, создатели избавили себя от многих досадных ограничений, вроде суетливого нацела на достоверность или боязни обидеть родственников или поклонников протагониста. Пример «Хода королевы», так же, как «Форреста Гампа» и «Парфюмера», лишний раз доказывает, что лучшие биографические фильмы всегда — про никогда не существовавших людей.

Именно художественность позволила как автору оригинального романа, так и обратившимся к его творчеству кинематографистам создать удивительных персонажей с тонкой психологией. В их центре — сама гениальная шахматистка, мастерски исполненная молодой Аней Тейлор-Джой. Бесспорно, актрису ждет большое будущее — в этом году, несмотря на пандемию коронавируса, помимо «Хода королевы» она успела выпустить еще два полнометражных фильма — многострадальных «Новых мутантов» и современную экранизацию Джейн Остин «Эмма.». Однако, именно образ шахматного вундеркинда помог Тейлор-Джой еще сильнее укрепиться в амплуа серьезной драматической актрисы.

Вынужденная рано повзрослеть (а после — и постареть), героиня являет собой образ изломанной жизнью девочки, которая потеряла и не может найти маму. Долгое время в приюте ее интересуют лишь три вещи — шахматы, транквилизаторы и целующиеся парочки. Впрочем, после она и сама начнет приманивать к себе мужчин, однако, окажется ли способна на здоровые отношения — остается загадкой. Одним словом, героиня очень походит на излюбленных персонажей Дэвида Финчера — конфликтующих с обществом и его нормами и сосредоточенных только на своем деле.

Впрочем, почему сразу Финчер — режиссер «Хода королевы» Скотт Фрэнк еще в собственном дебюте «Обман» проявил интерес к героям с ментальными проблемами. Своим же подходом к персонажу Бет Хармон ему удалось оживить даже конъюнктурную составляющую всего проекта, благодаря чему тоскливая фабула о сильной девушке, стремящейся к успеху в мире мужчин становится по-настоящему искренней и увлекательной.

Но даже образ главной героини был бы неполон без окружающих ее персонажей-сателлитов, из которых отдельно запомнятся роли Гарри Меллинга (Дадли Дурсль из «Гарри Поттера») и неожиданно повзрослевшего Томаса Сэнгстера из «Бегущего в лабиринте» и «Игры престолов». Однако, даже их переигрывает главное открытие сериала — тринадцатилетняя Айла Джонстон, сыгравшая главную героиню в самый определяющий период своей жизни — после смерти матери и до серьезного знакомства с шахматами. Девочка с глубокими глазами выдает перфоманс такой мощи, что даже старожилы профессии смотрятся на ее фоне блекловато. Вот уж, где не киношный, а настоящий вундеркинд. Будь прокляты все премии мира, если не дадут девочке достойных наград!

История гениальной шахматистки, хоть и остается плодом воображения авторов, происходит на фоне вполне конкретной исторической эпохи, имя которой — Холодная война. Однако, политическая реальность того времени если и доносится до героев и зрителей, то максимум — в виде портретов Кеннеди. Немного концентрированнее эта тема становится в самом конце, когда противостояние американской девушки-вундеркинда и советского титана доходит до финальной игры в Москве.

Здесь любопытно вспомнить, как в российском кино про спорт иностранцев принято изображать бесчеловечными големами с пугающей моралью и чужеродным представлением о жизни. В американском «Ходе королевы» то же самое говорят про советских шахматистов — те представляются высеченными из камня орудиями шахматных убийств. Впрочем, только до поры — до времени. Постепенно каждый из них скинет маску профессионала и окажется настоящим человеком — таким же, как сама героиня.

Кстати, Америка конца 50-х — начала 60-х очень напоминает Советский союз — с неприветливыми продавцами, послушными женщинами и словно высеченными из камня мужчинами. А та страсть, с которой в фильме показан накал шахматных войн заставляет поверить, что противостояние СССР и США в сфере шахмат было ничуть не менее драматичным, чем в сфере оружия, геополитики или космоса. Что интересно, в сфере шахмат — не в пользу американцев.

Американские авторы вообще отнеслись к советским шахматистам с большим пиететом — начиная с гроссмейстеров в серых костюмах, и заканчивая «дворовыми» матчами, где в элегантную игру сражаются, на первый взгляд, совсем не элегантные, зато искренне увлеченные простые советские граждане. Эти сцены демонстрируются в фильме с особенной любовью. А в самом конце фильм и вовсе сделает приятно всей русскоязычной публике и взглянет на гениальную американку добрыми глазами литовского (для многих — еще советского) актера Юозаса Будрайтиса. Еще один знак «уважения» в эту сторону — участие в проекте в должности консультанта советского и российского шахматиста Гарри Каспарова. Тот рассказал, что в фильме очень аутентично показана атмосфера шахматных турниров

8 из 10

26 ноября 2020 | 16:31
  • тип рецензии:

Когда-то давно мне не представляло труда обыграть в школе всех учеников, всех учителей и работников в шахматы. С тех пор прошло уже много времени и доску я забросил.

Мини-сериал от Netflix ХодКоролевы снят по роману, однако снят так, что веришь что когда-то эти события имели место быть.

60-е года, США. Потеряв в автомобильной аварии маму, юная Элизабет Хармон попадёт в приют для несовершеннолетних. Необычный приют, в котором детям выдают транквилизаторы каждый день (видимо для того чтобы крепче спали и не шумели). В приюте Бет встречает уборщика, играющего в шахматы в одиночку. 9-летняя Бет максимально быстро изучает правила игры и показывает ошеломляющие результаты. Спустя несколько лет, Элизабет усыновляют в приёмную семью и вскоре она попадает на свой первый шахматный турнир. Девушек не считают серьезным соперником в этом виде спорта и не понимают всерьёз. Но лишь до тех пор пока Бет не начинает выносить соперников одного за другим и приобретает большую известность. И все бы хорошо, но Бет никак не может побороть свою страсть к таблеткам и спиртному, которыми злоупотребляла ее приемная мать.

У этого сериала нет слабых ходов. Атмосфера, музыка, игра актёров, вещи - попадание 100% духу того времени. Чудесная пора 60-х годов. Девушки ходят исключительно в платьях и юбках. Мужчины - в костюмах и рубашках. Какой вкус! Какой стиль!

На фоне всех фильмов и сериалов где упоминается Россия или СССР хотелось бы отметить данный факт этого произведения.

Русских не показывают какими-то злыми уродами, злой нацией, ненавидящей всех вокруг. Да, есть строгость, холодность. Но лишь снаружи. Порадовали сцены, показывающие что в Союзе люди искренне радовались успеху не своего! земляка, а чужой, американской девушки! Я думаю, что авторы учли тот факт, что СССР была самой интеллигентной и читающей нацией. Потому что это действительно так, если человек искренен, то и мы относимся к нему с бОльшим уважением. А конечная сцена и вовсе заставит вас расцвести.

После просмотра Вам непременно захочется научиться играть в эту сложную и восхитительную игру. Ну а мне, захотелось пойти в парк Гафури в Уфе и подсесть к какому-нибудь дедушке в беседке в виде шахматных фигур и сказать ему: Сыграем?

07 февраля 2021 | 02:20
  • тип рецензии:

Чтобы стать по-настоящему великим шахматистом, а не просто хорошим, необходимо сочетание чуть ли не взаимоисключающих черт личности. Надо быть хитрым, но честным. Обладать остротой ума и крепкими нервами. Вероятно, надо быть и немного сумасшедшим. То, что кажется доской из 64 клеток, быстро становится полем битвы для умов: ключом к победе становится способность анализировать и предугадывать действия соперника. Шахматы – игра столь ментально наказывающая, что её практически невозможно правильно, т.е. не эзотерически, изобразить на экране. Но «Ходу королевы» удается персонализировать как игру, так и игроков, благодаря достойному повествованию и ведущей актрисе, которая настолько притягательна, что своим взглядом способна прожечь объектив камеры. И, что наиболее важно, в сериале шахматы используются как в качестве двигателя сюжета о даре автономии и гении вне половых принадлежностей, так и в качестве основного повествовательного элемента.

«Ход королевы», внезапно, не основан на реальной истории, хотя в героине и угадываются черты Бобби Фишера. Сериал является экранизацией романа 1983-го года и рассказывает историю одинокой, молчаливой сироты, чье невозмутимое поведение и аналитический склад ума приводят её к вершинам шахматного мира. Когда мы впервые встречаемся с девятилетней Бет, проживающей в Кентукки в начале 60-х, она пытается адаптироваться к жизни в сиротском приюте. Случайная встреча с местным сторожем знакомит её с шахматами, и эта игра открывает потаенную комнату в математическом мышлении девочки, т.е. в то место, где эмоции Бет под контролем, а сама она себя чувствует в безопасности. Бет, «подсевшая», к тому же, на транквилизаторы, которыми пичкают её в приюте, играет по ночам буквально в своей голове. По мере того, как девушка подрастает, Элизабет открывает в себе очень сильные математические навыки, а также зависимости от алкоголя и наркотиков.

Действие разворачивается на протяжении семи эпизодов и рассказывает о восхождении Бет к вершине шахматных турниров, о тренировках и жертвах, на которые ей пришлось пойти, и, наконец, о страданиях. На пути к мечте Бет разбивает также сердца нескольких мужчин, в равной степени разочарованных и очарованных ею: искреннего победителя местечковых турниров по шахматам; другого шахматного вундеркинда; а также журналиста-шахматиста. Даже человек со стальным сердцем – чемпион Советского Союза, который является здесь этакой версией Ивана Драго от мира шахмат, тяготеет к этой странноватой девушке и её удивительному уму. Да, «Ход королевы» посвящен по большей части именно шахматным матчам, а не драматическим любовным переживаниям, хотя и им здесь находится правильное место.

Само собой, для сценаристов было бы легко увлечься очарованием главной героини или сделать её своего рода безумным гением. Они не всегда противятся этому искушению, но сценарий тем и ценен, что он более-менее реально погружается в её психику, чтобы выявить достаточно слабостей. Бет – не непобедимый герой спортивный драмы и даже не непознаваемый «золотой самородок». Пускай она мастерски играет в шахматы, она всё равно одержима своим нездоровым эго и любовью к саморазрушению. Каждый раз, когда «Ход королевы» даёт Бет возможность войти в мир ярости или тоски. То, что было изначально шоу о печальном одаренном человеке, превращается в портрет духовно искалеченной персоны, причем сценаристы уважают, как позитивные, так и негативные черты главной героини. Иными словами, «Ход королевы» не похож на стандартную историю неудачника в спорте. В двухчасовом формате «Ход», вероятно, чувствовался бы больше условным, но подход сериальный является изящным и методичным: взлеты и падения на ниве шахматной игры уравновешиваются промежуточными, драматическими сюжетными линиями, при этом сам центральный персонаж позиционируется как женщина, отслеживающая собственное освобождение во времена буйных потрясений 60-х.

Шахматы – основа «Хода королевы» и я не уверен, что кому-нибудь (кроме, разве что, Цвика с его «Жертвуя пешкой», хотя то произведение было не совсем о них) удастся сделать этот вид спорта таким захватывающим. От прекрасной музыки до профессиональной операторской работы: наверное, «Ход королевы» является одним из самых стильных сериалов 2020-го. Найдется место и интересным приемам: иногда съемке с очень близких ракурсов, что почти неудобно, до элегантного разделенного экрана. Также каждый кадр наполнен деталями эпохи: кинопроизводственный дизайн хорош и в пригородной американской безвкусице, так и в приюте в Кенттуки, мрачной квартире в Нью-Йорке или в роскошном московском отеле. Между тем, дизайн костюмов также является неотъемлемой частью шоу.

«Ход королевы» силен и актерской игрой. Красотка Аня Тейлор-Джой обладает приятной внешностью, а также сильным характером. Конечно, она выделяется на фоне парней: мужчины в «Ходе» кажутся немного глупыми и зацикленными на себе, хотя и обладающие неловким очарованием (немного скучноватый Гарри Меллинг и Томас Сэнгстер, щеголяющий усами-карандаши и копирующий молодого Дэвида Спейда).

Сериал вышел не без оговорок, но и их можно простить: понятное дело, что определенные персонажи вроде смотрительницы приюта, требуют больше экранного времени, а сюжетные моменты, в которых психическое здоровье Бет уступает потребностям жанра, иногда предсказуемы. Тем не менее, «Ход королевы» остается полной, законченной историей, снятой со вкусом и при этом с этими персонажами хочется находиться рядом: на их досках ещё много вариантов ходов!

8 из 10

06 ноября 2020 | 20:07
  • тип рецензии:

Замечательный сериал. И не дальновидны те, кто пишет, что это о шахматах, это прежде всего о людях, о фанатах своего дела, об одиночестве, о зависимости, о дружбе, о взаимопомощи, о цене успеха в конце концов. А шахматы - это лишь средство рассказать о людских взаимоотношениях, и конечно, вспомнить замечательную игру, с которой мы все знакомы с детства, и которая в последнее время несколько незаслуженно забыта.

Можно сколько угодно обсуждать ляпы изображения Союза, не такие уж они и очевидные, к тому же фильм художественный и не претендует на историческую достоверность. Главное, картина получилась очень зрелищной, драматичной, с вполне понятным сюжетом (что в последнее время редкость), но при этом не скучной, не затянутой. А великолепная игра актёров с лихвой компенсировала их скромные внешние данные. В общем, рекомендую всем, даже тем, кто никогда не играл в шахматы.

10 из 10

29 ноября 2020 | 19:49
  • тип рецензии:

Раздражение и скука - вот какие впечатления вызывает сюжет, в котором герой всегда побеждает и которому все удается с наскока. Гораздо правдоподобнее выглядит и интереснее смотреть на начальные неудачи, упорство, постоянный труд, совершенствование шаг за шагом, итоговые достижения. Есть много вещей, раскрывающих эту тему, в которых реально переживаешь на героя и следишь за ростом его мастерства. Но в этом сериале всего этого нет - героиня сразу крушит всех направо-налево, не утруждая себя даже разбором своих партий, как она сама и признается. Моменты, где она чему-то училась, можно пересчитать по пальцам. А если она и проигрывает пару раз (за 10 лет, ага), то закидывается наркотой и бухлом и идет крушить дальше.

Объяснение супер-способностям героини так и не было дано, она просто в один момент взяла и стала всех разделывать под орех. Поскольку в сериале присутствует тема наркоты, то, может, авторы нам так хотели намекнуть, что каждый выдающийся игрок непременно должен быть под веществами? Хотя это, конечно же, чушь. Или у нас хотели вызвать сочувствие? Извините, но нет. Героине столько всего дано - обычным людям остается только мечтать, - так иди и работай, дура, а не страдай фигней. Когда она проигрывает одну игру из-за собственного разгильдяйства, никакого сочувствия это не вызывает, поделом.

В основе мастерства лежат сотни, тысячи, десятки тысяч часов работы. От 'таланта' и природных способностей будет мало толка, если они не подкреплены трудом и упорством. Но именно на 'талант' авторы и решили все спихнуть. Когда героиня просто берет и побеждает мировых профессионалов в несколько раз опытнее нее - это смешно. Последнюю серию просто уже перемотал, ради прикола посмотреть, победит она в конце или нет. Ответ очевиден.

Сама тема шахмат показана довольно тускло, просто как сеттинг к суперспобностям. Это могла быть любая другая игра - разницы бы особой не было.

Единственный момент, который вызвал хоть какие-то положительные впечатления, - это момент с доской газетных вырезкок, которую сделал ее старенький учитель-уборщик. За это поставлю 4/10, а не ниже.

27 ноября 2020 | 14:52
  • тип рецензии:

На протяжении семи часовых серий мы не просто наблюдаем за историей жизни Бет Хармон, девочки-вундеркинда, осиротевшей в девять лет, — мы проживаем эту жизнь вместе с ней (а что может быть еще важнее в байопике?). Сюжет показывает нам все важнейшие для Бет события, имеющие место со дня гибели ее матери.

Сериал поднимает множество 'взрослых' проблем: наркомания, алкоголизм, родительская ответственность, расизм и определение грани между гениальностью и безумием...

Переживания героини становятся нашими собственными, её утраты — личными. Мы открываем для себя целый мир вместе с ней, по мере ее взросления.

Удивительно то, как интересно и динамично поставлены шахматные партии. Ни один матч не похож на другой, поскольку в первую очередь мы наблюдаем не за передвижениями фигур на доске, а за самими игроками, их эмоциями.

Ане Тейлор-Джой остаётся лишь аплодировать — настолько по-настоящему она отражает чувства своей героини. Другие актёры также подобраны хорошо — их персонажи очень естественно наполняют мир сериала, делают его живым. Чего только стоит игра Томаса Сэнгстера в роли Бенни…

Для меня «Ход королевы» стал эталоном биографического кино. Мини-сериал, кинематографичность которого я буду долго ставить в пример.

Я пребывал и пребываю в восторге от просмотра. Я получил незабываемые эмоции, весь спектр которых даже затрудняюсь описать, но за которыми однозначно захочу вернуться.

10 из 10

10 мая 2021 | 20:02
  • тип рецензии:

Посмотрел сериал 'Ход королевы', снятый по книге Уолтера Тевиса. Я буквально в сентябре послушал данную аудиокнигу и сразу подумал, интересно, а сняли ли по ней фильм. И через несколько дней узнал, что скоро выходит сериал.

Книгой я был очень впечатлен. Хотя в ней много шахматных позиций рассказывается, часто партии по ходам описываются, но рассказчик это так делал, что не хотелось останавливаться и слушать, слушать!.. Вспомнились мои детские годы, когда ходил в шахматный кружок.

В сериале же, мне показалось, несколько не угадали с актрисой - здесь Бет Хармон более замкнутая, нет эмоций, которые есть в книги, не заметны её переживания.

Некоторые вещи, рассказанные в книге, в сериале показаны скомканно. Зачем-то немного переиначили сцену с пожилыми игроками в конце, в книге оба была более сердечная.

Но в целом сериал хороший, добрый, хотя книга показалось более живой. И на самом деле, как и в книге, в нем русские показаны не злыми, отталкивающими, как часто делают заграничные писатели - русских шахматистов раньше если не боготворили, то восхищались или, что и делает Бет, что и передал автор в своей книге.

Посмотрите, если еще его не видели!

27 октября 2020 | 15:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: