Режиссер явно вдохновлялся «Гамлетом» со Смоктуновским. Картинка в стиле минимализма, черно-белая в устаревшем формате кадра 3х4. Фильм не похож на кино, это телеспектакль чистой воды. В нем отсутствуют натурные сьемки, весь задней план снят на хромокее. 90% экранного времени отдано крупным планам персонажей. Но картинка очень стерильная и безжизненная. То есть пьеса Шекспира никак не адаптирована для большого экрана. На мой вкус такая подача давно устарела. Еще и текст в стихах, как в оригинале.
Вот актеры играют действительно хорошо, все выложились как в театре. Только Дензел Вашингтон в главной роли на фоне других актеров не впечатлил. В его трактовке Макбет карикатурный злодей с комплексом неполноценности и серьезным психическим расстройством. Слабак, совершенно случайно, по воле случая оказавшийся на вершине. На суперзлодея со своей рефлексией он совершенно не тянет, его финал закономерен. И жена ему подстать, из той же палаты №6. То, что четверть героев, включая Макбета, негры совершенно не напрягает, кино воспринимается не как исторический фильм, а как средневековое фэнтэзи.
Как учебное пособие для школьников, которым лень читать, кино сгодиться. Театралам еще может зайдет, как оригинальное прочтение классики. А для меня оно странно смотрится, как какой-то артхаус. И вовсе не из-за манеры съемки, а из-за текста Шекспира. Как эксперимент фильм годится, но я за классическую трактовку пьесы.
«Трагедия Макбета» - еще одна экранизация по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, отдалённо основанная на истории реального шотландского короля Макбета. Авторы явно стремились подать его так, чтобы был шанс потягаться за премию «Оскар», что активно так пророчат зрители. Дензел Вашингтон не утратил планку качества игры, а лишь только доказал, что ему подвластна роль не только экшен характера.
Реализация экранизации в корне отличается от того, что мы видели раньше. Это не похоже на формат кино, а сравнимо с театральной постановкой, сохраняя авторский новаторский стиль почетного режиссера, для которого слово «Киноискусство» имеет великое значение. Собственно вся смысловая нагрузка, язык того времени, стилистика одежды и внешнего вида полностью оправдывает понятие «Пьеса», которая всегда наблюдается именно в театре.
Более того, создатели пренебрегли к цветокоррекции черно-белых красок, и тесно взаимодействуя с драматической частью, создают ощущения хоррор-фильмов и сюрреализма, влияя на восприятие психоделическим уровнем, за счет которого картина выглядит гораздо мрачнее, пугающей и жестокой.
Кому подойдет к просмотру? 100% не детям школьного возраста и не каждому второму зрителю, а сугубо строгим любителям и ценителям лент не из серии «Стандартный, простой фильм» - то есть фанатам фантастики, боевиков, комедий и легких драм не сюда.
P/S: Дензел Вашингтон – не единственная громкая величина в «Трагедии Макбета». Феноменально вписались и Фрэнсис Макдорманд, и Брендан Глисон – для них сыграть в подобном, наверняка, большая честь и огромное удовольствие.
Наверное сложно найти кого-то, кто не был бы знаком с Шекспиром хотя бы со школьной скамьи.
Равно как трудно себе представить режиссёра, который бы не мечтал снять своё виденье этих классических произведений - равно как актёра, который бы не мечтал сыграть одного из героев, воспетых автором.
И наверное мы пресытились! Наверное совершенно удивительное представление «Кориолана» Райфа Файнса, многочисленное многообразие 'Ромео и Джульет' на любой вкус и лад - да даже свежее представление 'Гамлета' в 'Варяге' Роберта Эггерса пресытило зрителя. Мы хотим новое представление, лучшую игру и более смелые фантазии!
И старший Коэн - Джоэл - решил самостоятельно и без брата попробовать штурмовать вершины шекспировских трагедий. И, как по мне, неудачно.
Безусловно, фильм изобилует богатыми декорациями и в принципе операторская работа здесь на высоте - однако идея подачи в черно-белом формате 4:3 совершенно не понятна: зачем? почему? Отсылка к фильмам двадцатого века? И что? Мы видим яркий перформанс Кэтрин Хантер в роли ведьмы - и совершенно блеклую актёрскую игру Дензела Вашингтона, который показал себя только в финальном поединке - ну ещё бы, 'Уравнитель', 'Книга Илая' - практика богатая! А вот передать весь спектр падения героя: предательство, честолюбие, жестокость и борьба с собственной совестью - то, что в сердце этой трагедии - нет, этого не видно...
Да, зритель пресытился - он же видел Хопкинса в роли 'Короля Лира', его уже не взять реквизитом и декорациями - но если не можешь подняться на Эверест Шекспира - оставайся на уровне Эльбруса, где ты точно - мастер.
Я не могу назвать этот фильм провальным - его можно смотреть, однако с учётом того, кто это снял и кто снимался - попахивает халтурой.
Впервые в своей карьере Джоэл Коэн снимает без своего младшего брата Итана. В качестве своего сольного дебюта режиссёр выбрал великую пьесу Уильяма Шекспира 'Макбет', до этого много раз ставившуюся на сценах огромного количества театров и не раз экранизированную (даже Кирой Куросавой, переделанной на японский лад).
Макбет - лорд и генерал Шотландии, находящийся на большом счету у короля. Однажды, три ведьмы предсказывают Макбету его восхождение на престол. Вскоре после этого, ослеплённый гордыней и одержимый жаждой власти Макбет вместе со своей женой решается убить короля Дункана, оставшегося у него в замке, подложив окровавленный кинжал спящим стражникам, тем самым занять престол королевства Шотландского.
'Трагедия Макбета' в визуальном плане превосходно смешивает в себе театральные и реалистические черты. Прибегнув к минимализму, режиссёр, будто по новому рассказал нам эту историю, совсем другим языком. Сцены вне замка выглядят, как театральный реквизит (что при этом не смотрится дёшево), сцены же в замке представляют из себя прекрасную игру в геометрию, давая зрителю насладиться пустыми коридорами, в которых не просто нет ничего лишнего, но вообще ничего нет, и которые благодаря своему строению создают геометрически идеальные сцены, наполненные тайной и неким мистицизмом. Благодаря этому, также, создаётся ощущение простора, свободы и, что самое важное, одиночества и брошенности.
С первого кадра операторская работа уже поражает, чёрно-белая картинка служит отличным инструментом для создания живописного визуального оформления, которое вкупе с великолепными декорациями и режиссёрскими решениями поражает воображение, играя с тенями и умудряясь даже даже здесь наполнить картинку своеобразным цветом.
Однако, если в визуальном плане театральность сыграла на руку картине, то в сценарном - нет. Театральность мешает нормально развиваться истории (по крайней мере в этом случае), высокопарный стихотворный слог не даёт полностью проникнуться историей, чему также способствует рванное повествование, порой набирающее сумбур, а порой просто непонятное. Но, даже несмотря на это, 'фундамент' у истории хороший - раскрытие темы горделивого человека, которого погубили его амбиции и властолюбие.
Восхитила меня помимо технической составляющей и игра Дэнзела Вашингтона, абсолютно заслуженно получившего номинацию на Оскар. И нет никакой разницы, в его цвете кожи, если сыграл свою роль он великолепно. Выдавая мощнейший спектр эмоций, Вашингтон раскрывает все грани этого трудного персонажа.
'Трагедия Макбета' неровное кино, я б даже сказал, что для меня противоречивое, у него есть как плюсы, так и минусы, но в целом, сольный режиссёрский дебют Джоэла Коэна получился как минимум неплохим.
Не думаю, что Коэн сделал нечто выдающееся как в рамках экранизаций Шекспира, так и в аспекте развития собственной фильмографии. Его работа - это не столько про Шекспира, сколько про американское кино. Насыщенность визуальных решений, отточенная работа оператора, выбор на роль Макбета Дензера Вашингтона - каждое из этих решений повод для разговоров.
Голливуд стремится к респектабельности и безусловности. Стремится к респектабельности и Джоэль Коэн. Успешная экранизация Шекспира - подтверждение высокого профессионализма.
Для меня этот фильм стал откровением лишь в сцене беседы Макбета с ведьмами. Коэн изящно растянул реальность. И не важно, что Гринуэй в 'Книгах Просперо' более четверти века назад делал подобные вещи изящнее, массовый зритель об этом и не узнает. А для голливудской продукции - это серьезный прорыв.
Таким же прорывом является и появление в главной роли Дензела. Это ход, который в полной мере оправдывает новую 'оскаровскую' политику. Дензел - безусловный талант. Он без сомнения заслужил сыграть в еще одной экранизации Шекспира (ранее он снялся в 'Много шума из ничего'). Другое дело, что сыграл он 'так себе', и скорее изобразил 'звезду, играющую Шекспира на бис, за срезанный гонорар' нежели раскрыл психологические противоречия Макбета. Однако кто посмеет упрекнуть мэтра в современном Голливуде? Отсюда и появляется достаточно сомнительная, но предельно политкорректная, номинация на Оскар этого известного актера.
Для многих представителей индустрии Шекспир - авторитет безусловный, а работа над его экранизацией показатель высокого вкуса. Джоэль Коэн снял визуально насыщенное, яркое и эффектное кино. Это 'удобный' для всех фильм, поэтому духа шекспировского произведения в нем не так уж и много. Наверное поэтому эта лента не пролетает на одном дыхании. Думаю, что не я один уже минуты с 30-й поглядывал на часы. А ведь истинный шедевр должен увлекать, завораживать, уводить нас из одной реальности в другую, созданную автором.