Эта картина сильно отличается от остальных работ Коэнов. Здесь нет харизматичных персонажей, юмора или необычного сюжета.
Этот фильм увлекает зрителя своим крайне необычным и завораживающим визуальным рядом. Местные декорации и костюмы - гипертрофированный театральный минимализм, если даже не архитектурный брутализм. Немецкий экспрессионизм звучит из каждого темного угла. Работа с кадрированием, геометрией и монтажом - абсолютное мастерство. Визуал мистической части напоминает Маяк Роберта Эггерса, а местами и 3 сезон Твин Пикс Дэвида Линча. И так же, как и они, Трагедия Макбета въедается в память очень надолго. Перепутать этот фильм ни с чем невозможно.
Излет жизненных амбиций в черно-белом доме Луиса Баррагана
Итэна Коэна этот проект не заинтересовал и Джоэл впервые почти за 40 лет оказался один у руля. Впрочем, не один: с одной стороны его поддерживала и двигала проект жена Фрэнсис МакДорманд, а с другой шекспировед Хэнфорд Вудс обеспечил глубокое погружение в текст.
У классики есть особенность: чем она старее, тем сложнее о ней говорить свежо и интересно – уже многое сказано. В таких случаях нужна и особая форма, и новый взгляд на известный текст. И, в сущности, не важно, экранизация ли это или театральная постановка, все дело лишь в исходнике: один текст лучше подходит для одного, другой – для другого. «Макбет» - пьеса, а не роман, а Джоэл Коэн, в отличие от брата, далек от театра, он кинорежиссер-кинорежиссер. Поэтому, несмотря на предложения жены, Джоэл не согласился на театральную постановку, он не представлял, как сможет поставить пьесу, помня лишь об одной возможной перспективе (взгляда зрителя из зала) и не используя в работе всех средств кино.
Режиссеры последнего десятилетия, снимавшие черно-белое кино: от «Артиста» и «Милой Фрэнсис» до «Ромы» и «Манка», имели на это разные причины: по-новому взглянуть на современный Нью-Йорк, сделать отсылку к прошлому кинематографа или что-то еще. В случае «Макбета» игра тени, света и полутени вкупе с продуманными декорациями работает, с одной стороны, на стилистику нуара, к чему вполне тяготеет пьеса, по мнению режиссера, с другой – на тревожность происходящего, а с третьей – на его условность. Чета Макбетов, Дункан и Макдуфф не приближаются, а отдаляются от своей исторической эпохи (Шотландии XII века), замок Кавдор скорее похож на монохромный дом Луиса Баррагана, чем древнюю крепость, а тот самый Бирнамский лес скорее милая детская «аппликация». И в этом лента Коэна сближается с театральной постановкой, что не ново, но уместно, по-эстетски «вкусно» и так еще никто не переносил «Макбета» на экран. Однако такой подход, на мой взгляд, снижает уровень эмоциональности, делая происходящее чем-то «актерским» и отстраненным.
Впрочем, решения некоторых сцен просто замечательны и вызвали у меня восторг. Особенно впечатлила встреча Макбета и Банко с ведьмами, которых Кэтрин Хантер при легкой поддержке визуальных эффектов превратила в чистый потусторонний ужас и от которых невозможно оторваться.
И хотя по уже названным и не названным причинам Коэн оставляет видимую связь «Трагедии Макбета» с театром, по его словам, это все-таки фильм и «ощущается как фильм-фильм, в отличие от упражнений или «экранизации Шекспира». Это значит, что создатели кино определенно знали свою аудиторию: это «не обязательно обычная аудитория для Шекспира», «у нее есть предубеждения против Шекспира или трудности с тем, что она видела шекспировское в прошлом». «Шекспировская аудитория, люди, которые смотрят каждую пьесу Шекспира или знают пьесу наизнанку» особенно режиссера не беспокоили, это были не его зрители.
Отсюда и работа с текстом: он был сокращен для темпа, чтобы создать впечатление триллера, и облегчен для понимания (ну, знаете, все эти старые словечки, «узоры» и метафоры). «И это был тонкий танец» между оригиналом и финальным текстом. «Я хотел, чтобы это была настоящая пьеса, я хотел, чтобы это был весь опыт пьесы. Это также было предметом обсуждения, которое я вел с Хэнфордом, когда мы проходили через это». Правда, полагаю, в русском переводе «облегчение» текста вряд ли уловимо, во всяком случае, моим профанским ухом. Дело в том, что русский перевод подготовил Михаил Черепнин, опиравшийся на переводы Соловьева (1934) и Радловой (1935), да, это не Лозинский или Пастернак, но классические советские переводы пьесы, поэтому говорить о каком-то «облегчении» вряд ли можно. Однако «на ухо» текст, действительно, не кажется «тяжелым» и катящим с трудом.
Помимо всего, о чем я уже сказал, у работы четы Коэнов-МакДорманд над жизнью четы Макбет есть особый аспект. Дело в том, что Макбеты Шекспира кажутся вполне молодой парой. Этому есть приметы в тексте, играют их, как я пониманию, часто молодые актеры, да и исторический Макбет взошел на престол в 32 года. Вместе с тем, Вашингтону – 66 лет, а МакДорманд – 64 года, то есть это постменопаузальные Макбеты.
Такой взгляд, мне кажется, довольно неожиданный и придает всей картине трагедии немного другие тона. Перед нами крепкая, проверенная временем и горем (потеря сына) супружеская пара, и она на излете жизненных амбиций. И последнее что может предложить супругу Леди Макбет, как несостоявшаяся женщина по меркам своего времени, это корона Шотландии, и она готова не только вдохновлять его, но и сама пойти на все. Крепость брака вкупе с нерассказанной историей Леди Макбет придает судьбе четы легкие ноты сострадания.
Авторы фильма даже придумали, как это можно обыграть в тесте, не сочиняя нового. Так, восхищенный Макбет говорит жене (это конец седьмой сцены первого акта пьесы):
«Bring forth men-children only;
For thy undaunted mettle should compose
Nothing but males».
Однако в глаголе «compose» авторами фильма было изменено время: герой Дэнзела Вашингтона говорит «should have composed», фактически намекая на тот факт, что детей они уже не ждут.
Это милая и находчивая виньетка, но, признаюсь, с первого раза я всей этой истории не заметил. Все дело в уровне театральной условности, заданном авторами, который позволяет пренебрегать возрастом актеров. В конце концов, в экранизации «Ромео и Джульетты» (1936) Норме Ширер было 34 года, а Лесли Говарду – 43. Диалоги и монологи также не помогли ясному обнаружению режиссерского замысла, а тонкая игра со временем глагола в одной единственной фразе утонула в русском переводе:
«Рожай лишь сыновей мне!
Из твоего бесстрашия стального –
Одних мужчин творить!»
Рекомендовать я это кино к просмотру не буду, как и любое другое, но если вы тоже проигнорировали возраст актеров, то фильм стоит пересмотреть. Все цитаты взяты из интервью Джоэла Коэна и Фрэнсис МакДорманд для Deadline Hollywood.
Любой киноман может сходу назвать с десяток фильмов с Дензелом Вашингтоном или Френсис МакДорманд. А уж перечислить фильмы братьев Коэн это – пфф... как два пальца об асфальт. Ну и отбивочка: Самый известный автор пьес в мире??? Конечно же, Шекспир!
Представили себе эту лютую смесь таланта, стиля и харизмы? А представлять-то и не надо, ведь существует фильм «Трагедия Макбета».
Джоэл Коэн в прошлом году решил отдельно от своего брата снять фильм. На главные роли он взял двух суперзвезд: неповторимую Френсис МакДорманд, по совместительству, свою жену, и не сдающего позиций Дензела Вашингтона.
Конечно же возникает диссонанс сразу же по нескольким пунктам.
А сможет ли Джоэл без брата снять качественное кино? Они же всегда вместе снимали.
Чернокожий Макбет в голливудской экранизации? Даже если это Дензел Вашингтон?
Производство финансирует Apple? Ну это уже никуда, посмотрите что они творят с сериалом по «Властелину колец»!
Шекспир? Снова? Сколько уже можно одно и то же!
Но лучик света все таки маячил где-то из далека. Во-первых, потому что все три человека, которых я выше упомянул, дико талантливые – у каждого из них есть «Оскар». Во-вторых, производством занимается студия А24.
И вот когда вышел трейлер, стало понятно – этот фильм будет прекрасен! И он им был!
Визуальный ряд «Трагедии Макбета» просто поражает. Не припомню, чтоб в 21-м веке так изумительно передавали на камеру визуальный стиль немецкого экспрессионизма.
Титульные актеры, актеры второго плана играют тут выше всяких похвал. А Джоэл Коэн выстраивает фильм так, что повествование не барахлит на месте или не мчится на всех парах, доводя до припадка.
А эти шекспировские диалоги!
И еще у фильма есть особенность: он – двоякий. Он одновременно чувствуется и масштабным, и камерным. И кинематографичным, и театральным.
Визуальные образы, декорации и мизансцены надолго застынут в вашей памяти. И спустя время, вспоминая этот фильм, все равно вас будет пробирать дрожь.
Что же по итогу?
Джоэл доказал, что братья Коэн и раздельно могут выдавать произведения, граничащие на уровне шедевра.
Смело смотрите эту картину. Я понимаю, это экспериментальное кино. Но этот опыт того стоит.
И пролил кровь, краснее королевской знати, умыл ты руки черные от зла, и в сговоре бесчестном уповая, ты обречешь себя на смерть в позоре и тоске.
Трагедия Макбета, фильм Джоэла Коэна, в самом начале вызвал у меня, вполне себе разумеющийся вопрос, что черт возьми у меня с компьютером, что за разрешение, и заставил поставить на паузу фильм первый раз, чтобы попытаться решить проблему с обрубленной картинкой. И уже позже, когда я увидел черно белую картину, с поэтичным изреченьем персонажей, я понял, что дело здесь далеко не в технической ошибке, и ждет меня по настоящему необычное и интересное кино.
Сюжет картины основан на пьесе Шекспира, выполнен в крайне необычно стиле, начала двадцатого века, только без помех и различных повреждений пленки. Формат А24 для данной экранизации, весьма подходящий вариант, он идеально вписывается в черно-белую палитру и настроение картины.
Главного героя зовут Макбет, его роль сыграл Дензел Вашингтон, что так же является весьма броским моментом, так как экранизация пьесы Шекспира, где в роли будущего короля Шотландии, выступает чернокожий воитель, весьма сомнительный ход, не думаю, что Шекспир подразумевал, именно такого героя в своей пьесе.
После кровопролитного сражения, между Шотландией, Норвегией и Ирландией по туманному полю, едва ушедших боев идут два человека, Макбет и его друг Банко, они шотландские воители, благодаря которым войско короля Шотландии одержало победу в этой мясорубки. Которой зритель не увидел, но ощущение, переданное в кадре, было как раз таким, какое оно бывает, после просмотра масштабных сражений с огромными баталиями и массой спецэффектов. Белый дым, создает ощущение, безумного боя, а корчащаяся в демоническом припадке ведьма. нагоняет еще большего ужаса, наполняя тело, мелкими мурашками. Она предсказала воителям их судьбу. Макбету высокий титул, а потом корону Банко, правление его детей. Макбет услышав весть о титуле, не стал дожидаться коронации, он взял все в свои руки, а в руки кинжал, которым и приблизил свершение второго предсказания. Убив короля, он занял его место и здесь начинается вторая полоса в жизни, главного героя, его безумие. Зритель видит основную идею фильма.
Здесь нет, масштаба, большого количества современной графики и тысячи разнообразных спецэффектов. Фильм не про это, в нем однотипные, порой пустые декорации, старинных замков и туман, который служит переходом между сценами и одновременно весомой атрибутикой гнетущей атмосферы.
Идея фильма, в нравственности, порядке, эмоциях людей и осознания их поступков, которые сводят с ума, даже самых сильных.
Если проще про визуальную структуру фильма, то вот ее анализ, геометризм, символизм, световые линии, крупный план героев приправленный чернобелой палитрой цветов. Это по настоящему прекрасное сочетание которое идеально дополняет поэтическую задумку фильма, где на каждый вопрос отвечают музыкой.
Весь минимализм создает неизгладимое впечатление, театральной игры, вкупе с сюрреалистичным сюжетом и большими декорациями, как например, окна высотою в два человеческих роста, позволяющие вытащить весь потенциал черно белой съемки на наивысший уровень и показать, по настоящему профессиональную работу оператора совместно с режиссером.
«Трагедия Макбета» Джоэла Коэна это качественное переосмысление пьесы Шекспира, с мощной игрой актёров и невероятным визуальным рядом. который я считаю, запомниться еще на долго.
'Трагедия Макбета' - самая рафинированная шекспировская поэтика за последнее время. И не верьте, если кто-то скажет другое
Так уж получилось, что это первый фильм, который Джоэл Коэн сделал без брата. Если вы путали их, то 'Трагедию Макбета' снял тот, что отвечал в совместных фильмах за картинку и сценарии, а не за продюсирование и деньги.
После коэновского 'Макбета' долго говоришь языком Шекспира. Мозг просто неспособен читать текст иначе. Любой текст. Даже скучный новостной про очередные санкции. У этого 'Макбета' была одна цель, успешно выполненная цель. Доказать, что Шекспир как нарратив жив вечно.
Правда, жив. Правда, вечно. Это как сериальный 'Шерлок' с Камбербетчем, который на самом деле даже с никотиновыми пластырями и черными остин-кэбами был ближе всех к дойлевскому нарративу. Условия и время - не помеха хорошему тексту. Они лишь рамки истории, а не ее суть. В этом, кстати, ключ безумной продаваемости Шекспира. Средневековые тексты одинаково успешно ставят в реалиях Нью-Йорка эпохи The Roaring или южно-корейской деревни эпохи глобализации.
У Коэна говорит Шекспир. С этим разобрались. От текста ничего не отвлекает. Поэтому такие декорации. Замок Макбета - это серые ящики из Икеи, а каноническая встреча с ведьмами проходит как будто в мире фон триеровского 'Догвилля'.
Ни одного лишнего кадра. Ни одного намека на гипертеатральность. Ни одной попытки потерять нарратив.
Прекрасен и Дензел Вашингтон. Чернокожий Макбет не вызывает никаких вопросов. Черный, да хоть зеленый или красный. Какого черта мне обращать внимания на цвет кожи, если из уст льется поэзия. Та самая, вдохновившая весь европейский театр после древних греков.
А как ужасна ведьма в исполнении Кэтрин Хантер. Физиологический гипертрофированный страх. А как прекрасно решение с отказом от широкоугольной камеры. Отсекает сразу все попытки фантазировать за пределами текста. Давящая музыка. Туманная мистика. Все это на самом деле вшито в структуру 'Макбета'. В суть его трагедийности
Еще на первых курсах универа строгий препод по теории искусства разрешала критиковать все. От Витрувианского человека до 'Танца' Матисса. Все кроме Шекспира. О нем либо хорошо, либо никак. Но с коэновским 'Макбетом' дилемма упрощается до одной опции. Уж слишком он вышел шекспировским.
'Трагедия Макбета' - это притягательная и мрачная, мистическая и театральная драма, которая обволакивает, заставляет ощутить тревогу и полностью погрузиться в повествование.
В этом фильме сошлись вместе:
- глубокое драматическое ядро, которое заложил еще Вильям Шекспир и смело экранизировал Джоэл Коэн - благодаря этому история захватывает внимание от первой сцены и до титров
- яркие и животрепещущие актерские работы от Дензела Вашингтона, Фрэнсис Макдорманд и Кэтрин Хантер(!), со своим пугающим и загадочным перфомансом в открывающей сцене. Так как этот фильм, в первую очередь, театральная трагедия - особенно впечатляющими вышли монологи и диалоги актеров, поэтому лучше смотреть именно в оригинале
- продуманная работа художника постановщика, который, использовав минималистичные и театрализованные декорации, на помешал, а только усилил впечатление от операторской работы, дал простор для художественного использования освещения и задал тон атмосфере фильма, - всё это послужило основой для эстетичной и притягивающего глаз изображения
- давящий и аудиализирующий состояние героев монтаж звука, культивирующий саспенс в ключевых сценах
- плавные монтажные переходы, которые поддерживали умеренный темп повествования
- грамотное использование задымления, визуализирующего загадочную атмосферу происходящего и ограничивающего обозримое пространство, что только усилило театральную атмосферу
В целом, все вышесказанное можно объединить, как 'отточенная и цельная постановка Джоэла Коэна'. Фильм впечатляет, как с точки зрения всех его составных элементов по-отдельности, так и при взгляде на то, как они работают вместе и снова воссоздают красивую и безумную 'Трагедию Макбета' на экране.
Милая сердцу А24, родные лица в знакомых предлагаемых обстоятельствах-что может пойти не так? А вот что: в кресле режиссера-один из братьев Коэнов, и Вильям наш, Шекспир, в его руках.
С Дензелом в роли Макбета. Вот это поворот!
Получившееся легко втискивается между такими «мамонтами», как «Звёздные войны», «Дюна» (с ней он, кстати, будет соревноваться в номинации «Лучшая операторская работа» на «Оскаре») и даже «Трудно быть Богом». (что?!)
Заверчено все так хитро, что так и вижу, как заговорщики (читай: съемочная группа) выполняли всего одну тайную задачу-сделать свою работу так незаметно, чтобы ничего не отвлекало от великого текста. Ох и дела творились в эти темные века ?
Страсти настолько концентрированы, что забываешь дышать, пока это смотришь. Корона Дензелу-убийце не жмёт, и в готике ему комфортно, ведь сумасшествие и ослепляющая ярость в стремлении к верховной власти готовы все смести на своем пути, и не помеха тут ни женщины, ни дети…
А Фрэнсис… Фрэнсис может все, и ей мужское имя ее только помогает. Ведь только женщина способна и превознести, и в пропасть смерти вас низвергнуть.
Несомненно, мне нравятся примеры, когда происходит смешение жанров, и на экраны выходят фильмы, остающиеся комиксами ('Город грехов' и 'Скотт Пилигрим против всех') или театральными постановками ('Догвилль'). 'Трагедия Макбета' как раз из таких.
Здесь нет детально воссозданных средневековых городов, равно как и заявленных десятитысячных армий, потому что фильм не про это. Здесь во главе угла предательства, дворцовые интриги, личные метания персонажа - и всему этому театральная камерная условность только придаёт остроты.
Не забываем про поэтическую форму. Будь такие же по содержанию диалоги в классическом формате - и фильм было бы невыносимо смотреть. А здесь даже на вопрос 'Который час?' звучит 'Уж спорят день и ночь', что уж говорить про монологи, полные эпитетов.
Но главной составляющей для меня стал визуал (в отличие от Догвилля, устроившего эмоциональную раскачку). Условность помогла убрать из кадра вообще всё лишнее, оставив направляющие, геометрические формы, силуэты и световые линии - и всё это в стильном чб. Визуальное пиршество как оно есть.
Напоследок, упомяну главную претензию обзорщиков - цвет кожи Макбета и Макдуфа, всё-таки действие происходит в средневековой Шотландии (а первый ещё и кузен вполне себе белого короля). Но и тут пожалуй можно говорить о театральной условности, тем более что это хорошо выравнивается чб-решением, а также игрой Вашингтона. В общем, не загоняйтесь по повесточному поводу, смотрите красивое кино.
Интересно, что в последнее время не пытаются экранизировать 'Гамлета' или 'Ромео и Джульету'. Для нашего мрачного времени это недостаточно мрачные пьесы. Видимо, поэтому уже второй 'Макбет' всего за шесть лет. Для меня этот фильм – комбо из крышесносных актеров, способных играть поэтический текст Шекспира органично и естественно.
Дензел Вашингтон в роли Макбета смотрелся настолько органично и прекрасно, что его чернокожесть не вызвала ни одного вопроса. Блестящий актер справился с ролью на отлично, очень чисто.
Брендан Глисон в роли короля трогает до глубины души, но этот актер иначе и не умеет играть.
Леди Макбет в виде Фрэнсис МакДорманд стоит того, чтобы на нее взглянуть. Эту даму часто играли так, чтобы можно было ее пожалеть - вспомнить хотя бы Марион Котийяр в фильме 2015 года. Но Фрэнсис МакДорманд - змея, пережившая свой яд. Она старая и бесплодная в начале истории, а в конце полностью и окончательно безумна. Жутковато смотреть в ее глаза в последней сцене. Именно такой себе представляешь эту женщину, когда читаешь пьесу. В фильме вообще потрясающий каст и нет ничего лишнего. Это классика, созданная по лекалам нового времени. Монохромность фильма, его нарочитая декоративность, театральность навевает воспоминания об экранизациях великого Козинцева. Вообще очень чисто сработан фильм. На таком хорошем уровне давно классику не снимали.
Пока Итан Коэн не горит желанием возвращаться к режиссуре, Джоэл решает снять свой первый самостоятельный проект, в основе которого встаёт классическая пьеса Шекспира «Макбет». Важно понимать, пьесу экранизировали бесчисленное количество раз, как в кино, так и театре, при этом практически каждая интерпретация поддавалась жёсткой критике из-за чего в театральной среде постановку и вовсе считают проклятой. Коэн же даёт себе волю больше отдалиться от оригинала, в его версии многие моменты были вырезаны из сценария, сделав упор на ключевые события картины, а сам мир выглядит более фантастичным и сюрреалистичным.
Заметил, что многих отталкивает количество чернокожих в касте, однако фильм ведь и близко не претендует на какой-либо реализм. Пьесу кучу раз экранизировали, например, на просторах театра, где явно не все актёры были шотландцами. Понимаю, что в последние годы появляется куча низкосортных ремейков, которые строго следуют радикально левым идеям, однако, на мой взгляд, пьесы Шекспира не из этой среды. Уж через чур они известны, а строго следовать канонам — значит не привнести ничего нового. Тут ведь нужно и иметь в виду давление на Коэна со стороны стриминговой компании, поэтому коль настолько для вас это убивает атмосферу, попробуйте воспринять национальность актёров как очередную мистику. Всё же здесь подобран каст великолепных и признанных актёров. Дензел Вашингтон отлично справился со своей ролью, его выразительные глаза точно передали внутренние метания персонажа, которые постепенно переходят в чистое безумие. Фрэнсис Макдорманд не в первый раз справляется с ролью сильной женщины, которая готова на всё, дабы добиться своей цели и леди Макбет не стала исключением. Так же находкой для многих стали призраки в исполнении Кэтрин Хантер, которых можно назвать своеобразной противоположностью смерти у Бергмана, на них просто нужно взглянуть самому.
Великолепно проделанную работу с визуалом сложно не отметить отдельно. Фильмы Братьев Коэнов знамениты своими оригинально подобранными ракурсами при съёмке, здесь же Джоэл Коэн в команде с оператором Брюно Дельбоннелем (пятикратный номинант на оскар) более чем оправдал ожидание и создал очередной визуальный шедевр. Огромные окна, пропуская сквозь себя свет, создают невероятную игру света и тени, используя весь потенциал чёрно-белой съёмки. Сюрреалистические декорации, вкупе с минимализмом деталей, дарят ощущение некой театральности в происходящем и позволяют сосредоточится больше на действиях и эмоциях актёров.
Джоэл будто смешал своё видение истории Макбета с чёткой геометрией кадра, игрой света и тени Орсона Уэллса и мистически нагнетающей стилистикой Ингмара Бергмана. «Трагедия Макбета» Коэна — это качественное переосмысление пьесы Шекспира, с мощной игрой актёров и невероятным визуальным рядом.