Можно уехать куда угодно, но Родина останется в твоем сердце навсегда
Каждый человек вправе самостоятельно выбирать свою судьбу, и многие искренне считают, что лучшая жизнь, перспективы и надежды ожидают их за границей. Мы еще с детства привыкли смотреть по телевизору западные фильмы, где нам показывают чистые улицы, огромные особняки и крутые офисы, где можно работать и получать неплохие деньги будучи простым клерком. Естественно, со временем многие из нас лишь укрепились в мыслях о переезде за границу и реализовали ее на практике. Однако реальность порой оказывается не совсем той, которой мы ее рисовали в своем воображении, что нам наглядно и показывает новая трагикомедия «Гудбай, Америка».
Сам фильм условно разделен на несколько сюжетный направлений, которые переплетены между собой ненавязчивой сквозной линией, которая делает историю цельной. Создатели решили намеренно показать нам пример сразу нескольких человеческих судеб, чтобы таким вот образом составить глобальную, объемную иллюстрацию того, с чем сталкивается наш человек, когда отправляется в Америку, Родину современной демократии и надежд на лучшую жизнь. Только вот уехав из родного города, порой очень сложно заглушить в себе свою душу, которая требует ностальгии, возвращения к истокам и попросту душевности.
Мне понравилось, что одну из главных ролей в фильме сыграл Дмитрий Нагиев. В последние несколько лет он не перестает радовать нас своими сильными, неординарными драматическими ролями, но и в комедиях он продолжает оставаться частым гостей. А так как «Гудбай, Америка» сочетает в себе и драму, и юмор, то участие Нагиева становится более, чем оправданным.
Дмитрий сыграл здесь так называемого «сквозного» персонажа по имени Георгий, который объединяет собой сразу несколько историй. Так вот Георгий также, как и прочие герои этого фильма, прибыл в Америку и старается помогать соотечественникам, также перебравшимся в США, решать свои проблемы. Кому-то нужно помочь с документами, кто-то просит у него другой помощи, и Георгий старается никому не отказывать. И при том, что он вроде как чувствует себя за границей хорошо, а ведь тоска по Родине и у него никуда не делась…
Интересно, что сюжет писался отчасти на рассказах реальных людей, которые уехали в Америку, но не перестали чувствовать тоску по Родине. Кстати, именно поэтому самым первым названием фильма была именно «Родина». Здесь мы имеем героя, который прибыл в США, и старается полностью отказаться от всего русского, включая свое имя, но не все так с этим просто. Также мы знакомимся с девушкой, которая выстраивает в Америке успешную жизнь, но ей так необходимо поговорить со своей любимой бабушкой. Каждая история имеет в себе долю иронии, комедии и легкой драмы, ведь мы не забываем, что смех и слезы всегда бродят вокруг нас парой. Это и есть настоящая жизнь.
Как итог скажу, что «Гудбай, Америка» представляет собой фильм, который гораздо интересней и глубже, нежели можно себе подумать. У создателей получилась не просто очередная комедия на один просмотр, а интересное и находчивое исследование человеческих историй, связанных с иммиграцией в США и тоской по Родине. Все мы строим свои планы, иногда они связаны с переездом, но порывы своей души заглушать нельзя. Приятного вам просмотра.
Не разделяю я всеобщего восторга по поводу этой ленты. И на это есть масса причин, которые я укажу ниже. Сарик, безусловно, очень медленно, но растет как режиссер. Но пока этого недостаточно для того, чтобы называть картину годной хотя бы для разового ознакомления.
Сюжет. Зрителю покажут разные судьбы людей, которые однажды переехали из России в Америку на ПМЖ. Все они сталкиваются с определенными проблемами и осознанием того, что они там чужие...
Сценаристы пошли по пути наименьшего сопротивления и не смогли придумать ничего оригинального и необычного. Персонажи пересекаются друг с другом случайно или только тогда, когда им что-то друг от друга нужно. Диалоги наполнены вселенской скукой и тоской по родным краям (герои говорят одно и то же разными словами). Интересных ситуаций практически нет, зато присутствуют сцены с попыткой вызвать у зрителя слезу. При этом я давно не видел, чтобы такой искусственный прием вызывал у многих нужную авторам реакцию. Финал картины закономерен, логичен и предсказуем.
Атмосфера. Все участники происходящих в ленте событий являются донельзя шаблонными. Тут вам и Нагиев, который в очередной раз играет самого себя (его образ уже изрядно приелся), и мужчина, женатый на своей работе, и семья с капризной девушкой... Есть даже армянин, который любит свою родину издалека. Получается верить только семье, у которой ребенок родился в США. Вот там действительно показана суровая реальность того, что парень уже считает себя американцем и не понимает своего дедушку, приехавшего к ним погостить. Дед, кстати, тоже эдакий классический мужичок, который звонящего телефона боится и туалета со всяческими наворотами. На этом авторы даже постарались построить юмор. Получилось, честно говоря, не очень. Игра актеров не вызывает особого восторга, но и отвращения при этом никакого не испытываешь.
Музыка. Музыкальное сопровождение нельзя назвать гениальным, но и откровенно провальным я бы его не окрестил. То, что мелодии меня не раздражали во время просмотра, уже показатель определенного уровня композиторов для меня.
Итог. В сухом остатке имеем пустоватую картину с картонными персонажами, скучным сюжетом и бесконечными рассуждениями о родине. Сейчас в кинотеатрах очередное затишье в плане премьер, но я бы все равно не рекомендовал идти на этот фильм в кино. Для Андреасяна данная лента является чуть ли не жанровым эталоном. Я уверен, что она найдет своих поклонников. Чувствую, что совсем скоро новые творения режиссера станут вполне себе смотрибельными, ну а пока...
Перед просмотром фильма было предубеждение, что нам покажут людей, которые тяготятся жизнью в эмиграции, которых тянет назад. Посыл фильма: 'Возвращайтесь обратно' или 'Не уезжайте'. И такой посыл представлялся неким государственным заказом. Может быть, чтобы снизить поток эмиграции или, действительно, побудить уехавших возвратиться.
Также были определенные предубеждения к качеству фильма, связанные отчасти с самой темой, отчасти с фигурой режиссера. До этого фильмы этого режиссера заслуживали самых низких оценок. Это были совершенно пустые, глупые подражания западу. Полное отсутствие идеи и 'самости' в этих фильмах вызывало полное к ним отторжение.
Но всегда необходимо стараться оставаться беспристрастным. Фильм 'Гудбай, Америка' - очень понравился. Эмоциональное, щемящее, сильное кино про людей, про чувства, про душу. В отличие от других фильмов режиссера, здесь вложен совершенно другой посыл, чувствуется актуальность темы, проработанность в деталях. Может быть - это следствие профессионализма команды, а может быть за этим, действительно, что-то стоит.
Фильм приятно удивляет качеством актерской игры, постановкой сцен и успешным решением тех задач, которые стояли перед режиссером в каждой конкретной сцене. Правильно расставленные акценты, правильная игра, паузы, слова, интонации вызывают нужный отклик зрителя.
Фильм лишь в некоторых моментах напоминает о заезженных на телевидении приемах и штампах, а в основном освещает различные аспекты жизни героев совершенно по-своему, оригинально, с шармом, колоритом и талантливо!
Дмитрий Нагиев, Юрий Стоянов, Владимир Яглыч, Елизавета Моряк, Грант Тохатян в своих ролях совершенно органичны. Но это положительные герои, они сыграны хорошо, им симпатизируешь, и им сопереживаешь. Нельзя не отметить и Лянку Грыу, несмотря на то, что ее героиня, как раз никаких эмоций вызывать не должна, кроме разве что осуждающего возмущения.
Стоит отметить музыкальный ряд. Выбранная лейтмотивом фильма песня Вениамина Баснера (автор музыки) и Михаила Матусовского (автор стихов) 'С чего начинается родина' задает правильный настрой на просмотр. Органично звучит песня Наутилуса Помпилиуса 'Гудбай, Америка', которая звучит в фильме в новом исполнении. Слышно, что это уже другой голос Бутусова.
Приятно осознавать, что авторы обращали внимание на нюансы.
Отдельно надо упомянуть потрясающе сильную сцену звонка бабушке. Фоновая музыка слегка поддерживает сцену, но потом в кадре начинает исполняться колыбельная песня, которая звучит в унисон с закадровой музыкой, и это волшебный пробирающий эффект! Сложно припомнить подобный прием в других фильмах. А ведь именно из таких нюансов и складывается общее впечатление.
Не зря фильм обрамлен стихами. Это очень лирическое кино. Кстати, стихи прочитаны красиво, и стихи красивые.
Сценарий сложен, точен, тонок и глубок. Показаны несколько собирательных типовых персонажей. Они живут, взаимодействуют, пересекаются. Раскрытие сюжета осуществляется, в том числе, через мгновенные контрасты. Герои, взаимодействуя, показывают зрителю два взгляда на проблему, показывают различия в подходах, в образе жизни. В фильме нет острых внешних конфликтов. Здесь больше про чувства душевные, внутренние, про ощущения. И это снято и показано хорошо.
Контрастируют в фильме не только взгляды на жизнь, но и события: трагические события сменяются радостными или комическими. Несколько раз пронзенный в самое сердце зритель, еще не успев оправиться от потрясения вместе с героем эпизода, вынужден выходить из оцепенения совсем уже в другой сцене, с другим настроением и другой динамикой. Сложно сказать, намеренно это было сделано или нет, но возникал несколько раз такой диссонанс между вызванными у зрителя эмоциями и картинкой на экране. Возможно, именно таким контрастом режиссер хотел сделать фильм запоминающимся.
Мультикультурность 'русских', которые в эмиграции снова вместе, представлена в фильме русскими, евреями и армянами. Не полный букет, но все же подобное смешение возвращает нас в старые советские фильмы, где люди разных национальностей общались как братья, делили хлеб, проблемы и радости. Никто не думал о распрях и не делил огород.
Слова, сказанные Ником своей жене Юлии о том, что Черное море - это грязная лужа ранят, потому что мы слышим это часто и в реальной жизни. Это реальные слова, как и реальны другие собирательные образы и ситуации, показанные в фильме. Когда и как быстро люди успели забыть то, кем они были?!
Основная мысль фильма - человек никто без своих корней, раскрывается в различных игровых ситуациях в фильме. Остро показаны попытки людей разорвать связь со своим прошлым и своей самостью, ощущая, но не всегда понимая, что таким образом они разрывают сами себя.
Излишней показалась сцена с бабушкой в конце фильма, так как символический образ далекой бабушки близок зрителю. А вот появление в кадре самой бабушки в образе хоть и известной, но вполне реальной актрисы Екатерины Васильевой, этот символический образ делает реальным. От этого сама эта линия сценария немного теряет в эмоциональности.
В фильме есть несколько кульминационных моментов, эмоциональных акцентов и много не основных, но также очень важных и запоминающихся. На события и ситуации фильм богат.
Во время просмотра постоянно возникал вопрос о том, почему же он так цепляет, почему так трогает и где-то даже ранит. Даже тех, кто никуда и не уезжал, ни в какую Америку.
Потом озарила мысль, что это ведь не про Америку. Это про всех нас. Мы все в этой 'Америке' живем. А та 'Россия', которая мучает героев фильма - это наше детство, воспоминания, образ страны, которой нет.
Сценарий фильма, несмотря на то, что писался большим количеством авторов, получился очень цельным и проработанным. Затронуто много тем, много сфер жизни, много нюансов. Очень точно подмечаются многие как эмоционально тонкие моменты, так и острые и больные жизненные ситуации, через которые должен пройти человек.
Многие в нашем обществе 'американизировались'. Больше смыслов, меньше эмоций, больше рационализма, меньше чувств, больше 'я', меньше 'мы'. Удивительно, насколько сейчас актуальной является книга Ильфа и Петрова 'Одноэтажная Америка'.
Новый фильм от режиссёра Сарика Андреасяна «Гудбай, Америка» впитал в себя все клише и каноны жанра под названием «киносторис». В основе сценария несколько условно взаимосвязанных между собой коротких человеческих историй, объединенных общей проблематикой и центральным связующим персонажем. У Андреасяна эту связку обеспечивает тема нелёгкой жизни на чужбине и герой Нагиева, всемогущий то ли учитель музыки, то ли агент ФСБ под прикрытием, направленный в качестве ангела-хранителя на помощь соотечественникам-переселенцам. Человек, вынужденный жить за решеткой звёздно-полосатого флага, без возможности возвращения на Родину.
Фильм одновременно похож и на «Реальную любовь» (2003), и на многочисленные «Ёлки», и на интернациональную комедию «Без границ» (2015), и, в особенности, на дилогию «Мамы», поставленную все тем же Андреасяном. Собственно, от вашего отношения к этим картинам и жанру в целом и будет зависеть оценка конкретно этого кинопроизведения. «Гудбай, Америка» - добрый фильм, без претензий на вхождение во всевозможные списки «лучших из лучших», который обязательно найдет свою аудиторию. Такие «лёгкие» картины с упрощенной реальностью иногда действительно хочется смотреть, хоть потом очень быстро забываешь об их существовании.
Так получилось, что в лирической комедии «Гудбай, Америка» оказалось больше лирики, чем комедии. Соответствующее настроение задается сразу и старательно поддерживается до финальных титров. Тут тебе и возвышенные обрамляющие стихи Евтушенко-Бродского, курсивом выводимые на экране, и трогательные, с креном в щемящую тоску истории, и умеренно печальный саундтрек. За комедийную составляющую отвечает Юрий Стоянов, персонаж которого не без усилий вытягивает картину из вязкой и приторной атмосферы меланхолии.
Однако сохраняется все та же проблема, характерная для предыдущих картин Андреасяна: он явно недооценивает своего зрителя, чрезмерно упрощая материал и форму его подачи. Язык режиссёра прост и донельзя прямолинеен, понятен абсолютно всем и по этой же причине скуден. Широкое применение всевозможных жанровых клише приводит к ненужным перегибам с пафосом, формированию ощущения запущенной наивности и нереальности происходящего. Остается и разная степень проработки историй: какие-то детальны и логично закончены (история с русским дедом в исполнении Стоянова, история с бабушкиной рыбой), какие-то обрывочны и поверхностны, явно не дожаты (история Новикова-Ньюмана).
Развернутого ответа на вопрос «С чего начинается Родина?», звучащего в картине неоднократно, вы не получите. Все ключевые посылы по этой центральной проблеме фильма стары как мир. Родина начинается с самого вкусного на свете бабушкиного пирога, главный ингредиент которого родительская любовь, детская беззаботность и ощущение счастья. Увы, все это по мере взросления безвозвратно утрачивается, поэтому, где бы ты не жил, куда бы ты не переехал, какие бы океаны не пересек, мироощущение «хорошо там, где меня нет» остается вечно рядом с тобой. Родина – это воспоминания, которые якорьками прикрепляют нас к определенному месту на планете. Наконец, Родина впитывается в кровь с общепринятыми в месте рождения ценностями и нормами поведения, с пресловутым менталитетом инфантильного, эгоистичного хулиганистого ребенка, привыкшего жить по законам собственного «хочу» и понятиям уличного братства. Именно поэтому можно уехать из России (читай Союза), но она из тебя никогда не уедет…
Фильм посмотрел случайно, абсолютно вслепую. Думал, посмотрю минут десять и выключу, как поступаю с 90% российского кино сейчас. Потому что с возрастом (мне 47), начинаешь ценить прежде всего своё время. А то, что снимают в России и в Голливуде примерно со второй половины 2000х, очень редко стоят потраченного времени, не говоря уже о деньгах. Но 'Гудбай, Америка' Досмотрел до конца, не отрываясь.
Качество актёрской игры
Есть такое выражение: 'Bad acting is bad directing' (плохая игра, это плохая режиссура). В данном фильме эта пословица как нельзя к месту. Здесь нет тех, кто играет плохо, даже в эпизодах. Даже абсолютно деревянный Яглыч, буквально поразил той глубиной исследования характера, в небольшом эпизоде который ему тут достался. даже истаскавшийся по 'крымским мостам', Пердимонокль Стоянов, вдруг забыл про то, кем он стал под старость лет и сыграл блестяще. Про Нагиева я заметил такую вещь - если ему дают чёткую задачу и не дают выёживаться, он играет великолепно. Лиза Моряк - просто прожила свою роль, это даже игрой назвать трудно. Лянка Грыу, как всегда отлично отыграла 'иностранку' из российского фильма. Ох уж этот непередаваемый молдавский английский: )
Сюжет
Он банальный и простой - жизнь 'наших ТАМ'. Сюжет вроде бы плоский, поскольку круг этих 'наших', очень узкий. Здесь нет откровенных бомжей и неудачников. Нет бандитов и проституток как у Балабанова. Это довольно успешные эмигранты, как-то зацепившиеся в чужой стране. И все страдания которых, по сути, это лишь дискомфорт привыкания к чужим правилам жизни, не более того. И мне понравилось именно это. Ведь крайности в жизни, это не то, что в кино: простой среднеобеспеченный человек с ними редко сталкивается лицом к лицу. Да, я вижу порой и бомжей и безработных опустившихся на околодонное пространство. Но их проблемы скорее пугают, нежели вызывают настоящее сопереживание. У всех проблемы свои. И 'Гудбай, Америка', именно про проблемы большинства, про повседневность, а не про крайности. Это зацепило.
Элемент ностальгии отыгран тоже легко, без надрыва, но с ноткой тоски. Именно той самой, которой нет в английском языке: ) Это тоже получилось.
Итог
Фильм 'Гудбай, Америка' - крепкая. добротная мелодрама на один вечер. Не будете скучать, кто-то всплакнёт. И да, что фильм снял Сарик, я узнал только когда пошли титры. Иначе даже не включал бы. Увы. репутация это тоже крест и у этого режиссёра он весит не одну тонну.
Настолько плоский и даже примитивный, рассчитанный на невежд, что уже не смешно, но всё же местами жалостливо
По словам Адреасяна это 'более трогательная, чем смешная... метафора о ностальгии, о любви к детству, родине - это даже не то место, где ты родился, а это твоя мама, школа, детство. Это то, что готовила твоя бабушка.'
Фильм должен был называться 'Родина', а был назван по принципу 'Америка - страна, а родина же там'.
Получилось рассказать метафору о ностальгии по родине, возникающей из-за неспособности идентичности одной страны интегрироваться в другую страну (на самом деле просто тупые персонажи, на ровном месте грустящие о родине).
Получилось показать бесконечное количество шаблонов и штампов, показать превосходство идентичности родины над идентичностью страны (да, да, России над Америкой), и не показать ничего другого.
Обычный пропагандистский продукт, рассчитанный на зрителя в мыльном пузыре культурного пространства России.
Помимо этого настолько плоский и даже примитивный, рассчитанный на невежд, что уже не смешно, но всё же местами жалостливо, когда не противно.
В место жевания этого метафорического кактуса, прочтите стихи используемые в начале и конце упомянутого ранее:
'Гудбай, Америка' - фильм очень простой. Настолько простой, что с первых пяти минут фильма становится стыдно за сценаристов.
Что пытались донести авторы фильма? Романтизированную тоску по родине. У этой темы огромный потенциал, но авторы выбрали самый простой путь - играть на стереотипах об американцах, которые настолько не соответствуют действительности, что приходится ставить фильм на паузу и делать глубокий вздох. Непонимание и неприятие персонажами быта другого государства только усиливает ощущение того, что авторы стремятся сделать американцев - плоскими и сухими (часто откровенные выдумки), не раскрывая вообще никаких проблем и трудностей жизни в США. Весь смысл локации - это просто фон для персонажей, чтобы погрустить на фоне пальм. В то же время не раскрываются сложности иммиграции и личные мотивации героев - чего они все приехали туда то если они так скучают по бабушкиной стряпне? - они просто пустышки чтобы петь русские песни, готовить русскую еду, и вспоминать Великую Родину. Фан-сервис России-матушке, чтоб поменьше люди жаловались на то, как плохо им дома живется.
Есть смешные моменты - когда персонажи искренне смеются над чем-то глупым, и вы с ними на одной волне, или случается какой-то внезапный всплеск оригинальности. Но потом за этим следует туалетный юмор, поверхностное, полу-карикатурное изображение буквально всех второстепенных персонажей, и 'мудрость' людей, которые не видели мира дальше продуктового магазина.
Отдельного упоминания стоит качество фильма. Непрофессиональный voice-over, из-за которого герои говорят губами одно, а озвучивается другое, очень мешает смотреть фильм. Ощущение, что смотришь в плохом дубляже и это расстраивает. Множественные ошибки при съемках и абсолютно каменная игра большинства актеров, акценты у персонажей, изображающих американцев, укладки и макияж у женщин во время сна - все это показывает отношение к зрителю: ну, чего для них стараться, кто они такие?
Фильм для людей, которые ничего не знаю не про жизнь в Америке, не про эмиграцию.
Адаптация в другой стране требует определенных усилий и это далеко не всегда проходит гладко. Но то что придумали авторы не в какие ворота не лезет. Все притянуто за уши и высосано из пальца.
Какой-то дедушка, который приехал к американскому внуку, учить его 'настоящей жизни', который разговаривает даже не на сленге, а на фене. Такое ощущения, что дедушка 'откинулся' недавно после 15 лет отсидки. Речь такая, что слушать невозможно.
Молодая пара, которая прекрасно устроилась в новой стране, но жена так переживает, что не может поесть в ресторане бабушкиных котлет, что покупает билет и летит в Россию.
Хотели бы показать как плохо живут эмигранты, надо было снимать на Брайтоне, где по английски даже не говорят, а уровень окружения, как у нас 20 лет назад. Вот там можно и про тоску по родине поговорить, а с теми кто нормально устроился это не пройдет.
Если смотреть просто как комедию, не вдаваясь в детали правдоподобности, то тут тоже авторы себя не особо утруждали, взяли какие-то шаблоны и засунули их в приличных актеров. Понятно, что Стоянов классный актер, он чтобы не делал будет смешно, однако уровень режиссуры и сценария может практически любого испортить, что здесь и произошло. Творческие муки создания произведения, явно не про этих творцов.
Если порезать фильм на эпизоды, 40% выкинуть не задумываясь, 20% подарить «Ералашу», а 20% - в первую лигу КВН, то оставшиеся 20% вполне удобоваримы, а один – два эпизода так даже потянут на элегантность. Но вот в склеенном состоянии они образуют пошлейшую агитку во славу хронически таинственной русской души и древнерусских скреп неясного содержания. Причём, пытаясь эти скрепы как-то сформулировать и разъяснить, авторы простодушно предъявляют зрителю убогий набор удовольствий совкового гопника, подпирая его ностальгией внуков по бабушкиной кормёжке. Собственно, весь фильм плоско и прямолинейно сводится к череде эпизодов, в которых проживающие под пальмами Лос-Анжелеса русские эмигранты, натужно и безуспешно пытаются стать местными, но под очарованием вовремя приехавшего погостить носителя правильных ценностей (совкопенса в исполнении профессионально безупречного Стоянова), немедленно выстраиваются в очередь на возвращение к родным берёзкам. Впрочем, есть надежда, что последние кадры с Нагиевым, пародийно косящим под генерала Хлудова – это некое такое «поймитенасправильно».
Я не знаю, что чувствуют люди, которые переехали в другую страну и насколько они по ней скучают.
Но по опыту своих друзей я знаю, что:
1. Русские заграницей ищут своих же и держатся группами.
Отсюда история про Дмитрия Нагиева, который решит любые вопросы 'для своих'. Чем-то отдает 90-ыми.
2. Лучше переезжать по работе, нежели начинать с нуля. Но ни у кого нет проблем с тем, чтобы ты скрывал свою национальность.
Поэтому блок в фильме про бизнесмена мне кажется крайне американизированным.
3. В другой стране ты рано или поздно начинаешь скучать по каким-то вещам.
Тема с девушкой, которая искала 'то самое блюдо, как у бабушки' - очень милое. Хотя не могу сказать, что оно прямо именно из-за переезда.
4. Ты переезжаешь со своими традициями, которые пытаешься упаковать в другой внешний мир.
С точки зрения Грин-карты - у самих американцев и канадцев есть комедии на эту тему. Наши решили сделать аналог. Неплохо, смешно, но вряд ли настолько правдиво.
Хотя стоит отметить, что переезд в другую страну - это переезд в другой менталитет - прекрасное отображение сцены с барбекю.
В целом, неплохой фильм с интересными некоторыми историями. Не могу сказать, что они заставляют тебя задуматься о переезде или, наоборот, передумать о нем. Но посмотреть можно и местами поплакать / посмеяться.