К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Для режиссёрского дебюта у Романа Васьянова вышла довольно сильная и крутая картина. Период «застоя» СССР был не радужным, страна загустела, проблемы общества стали только их личным делом, до «перестройки» было недалеко – именно атмосфера и временной диапазон показал режиссёр через студентов, живущих в одном здании. Картина представляет группу лиц, совершенно разного характера, интересов, но, тем не менее, вместе решающих общие вопросы и помогающие друг другу.

Алкоголик, две весёлые девушки, мозг всей компании, ботаник-флегматик –весьма колоритное общество. Интересы ограничены перспективами будущего, каждый находит помимо общего интереса личные положительные качества. Приятная экспозиция постепенно раскрывает условия проживания в общежитии, политику комендантши, а также гнилую сторону этого места. Простые разговоры приятно влияют на просмотр, одни персонажи раздражают, к другим положительное мнение, а третьи ставят свои условия.

Жестокие события подвязывают самого актуального персонажа в виде случайного свидетеля («не в то время не в том месте»), чтобы продемонстрировать суровую систему, реальность, которая окутывает общагу словно тьма. Трагедия впитывается во всех студентов, но проблема в обществе и приятный сюжетный ход – все студенты прекрасно знают, что может стоять за силами зла, кто именно может довести девушку до суицида, но самый сладкий саспенс заключается в том, что и власти (пусть только общаги) прекрасно знают правду.

Роман Васьянов отлично передал последствия смерти на территории общежития и вне его. Будто разделение миров для прикрытия. Вопрос в виновности, а кто-то в этом виноват по-любому. Для того, чтобы отделаться малой кровью нужна лёгкая жертва обстоятельств, а вся правда должна остаться в стенах общежития. Таким образом, фильм выставляет шантаж, наказание и жёсткие меры убеждения для работы системы, для того, чтобы предприятие жилья в общежитии продолжалось. Да, трагедия, да мотивы смерти скрыты для публики, но чтобы отмыть это пятно, нужно принять меры.

В таком мире, где всё решается бартером, стирается человечность. Даже друзья становятся заложниками системы и должны идти на условия, диктуемые сверху! Параллельно основному сюжету, фильм показывает «падшие» условия пребывания в общежитии, демонстрирует грязь и шантаж так, что ты ощущаешь и «испанский стыд», и с пониманием относишься к противоправному поведению героев. Никто не без греха, только если враньё может спасти жизнь – это одно, а если замалчивать происходящее в общаге, то могут морально пострадать ещё много людей.

Актёр Геннадий Вырыпаев великолепно исполнил инфантильного персонажа, который понимает своё существование, понимает, что происходит вокруг, но сохраняет справедливость. Интересно обыгрывается начинающая романтика, раскрываются душевные разговоры, а также фильм отражает мечты и стремления студентов Свердловска. Илья Маланин только у меня стал «Зелёным мэром», как опустился (именно как персонаж кино, а не актёр) до жестокого, но прагматичного человека, старающегося думать не об одном члене общества, а обо всех.

Картина демонстрирует, как человек справедливый пошёл против грязной, лживой, лицемерной и коррупционной системы. Мораль? Мораль в том, что общество не исправить, что даже друзья могут отвернуться от тебя, если ты своим поведением можешь сломать систему. Не важно, какие у тебя помыслы, таких людей система сжирает. Грязно, подло, насильственно, но люди выживают, как могут. Против бюрократии не попрёшь, а если будешь рвать на себе рубашку, доказывая о несправедливости мира, то тебя живьём изведут.

Сильная драма. Советский дух, общага. Свобода людей. Выпивка, гулянки, секс – пользуйся, но только не ломай систему, не бунтуй. Мораль картины не в поощрении зажравшегося представителя власти (в рамках общаги), а в невозможности что-либо предпринять. Картина произвела приятное впечатление.

09 октября 2021 | 17:45
  • тип рецензии:

Желание тех или иных актеров, композиторов, операторов и других деятелей кинематографа попробовать свои силы в режиссуре уже давно являются обычным явлением в мире кинематографа. Однако стоит признать, что далеко не многим и пожалуй даже считанным из них удаётся достойно проявить себя в новом для себя творческом амплуа. Удалось ли именитому оператору Роману Васьянову попасть в ряды этих самых исключений? Давайте разбираться.

События данной ленты разворачиваются в 1984 году в Свердловске. Первокурсник Забела, спекулянт Игорь, поэт Иван и местные нимфы Нелли и Света живут обычной жизнью в обычной студенческой общаге и желая уединится, частенько проводят время на крыше общаги. Однако их привычная жизнь рушится в одночасье, когда одна из студенток кончает жизнь самоубийством и ребят обвиняют в том, что они оставили открытой дверь на крышу, с которой бросилась девушка.

На мой взгляд, авторы данной ленты рассказали весьма глубокую и интересную историю. На примере жизни в общаге, авторы данной ленты весьма глубоко и одновременно с этим просто/доходчиво рассуждают о том, каково быть уже не ребенком, но и уже не взрослым. Когда беззаботное детство осталось позади, но заступать во взрослую жизнь, брать на себя ответственность за решения и поступки и самое главное – надеяться исключительно на себя, а не на помощь других – просто-напросто не хочется. Именно этим и объясняя сосредоточение всех событий вокруг старенькой общаги, которая является своего рода микрокосмосом и отдельным миром для главных героев ленты с хоть каким то оазисом надежды.

«Общага» стала полноценным режиссерским дебютом для одного из лучших отечественных операторов Романа Васьянова, который последние 10 с лишним лет плодотворно развивал свою карьеру на западе и успел поработать над внушительным количеством голливудских проектов и даже несколькими крупными блокбастерами. Однако для своего режиссерского дебюта Роман Васьянов снял максимально камерный, достаточно грустный, грузный и на мой взгляд тяжелый фильм, который отчетливо отдаёт влиянием творчества Балобанова и Быкова. Однако если оба этих режиссера позволяли себе жесткость и жестокость в её физическом проявлении, то в данной ленте Васьянова она ощущается на эмоциональном уровне. Рисуя на экране мир лишенный ярких красок, положительных эмоций и буквально пропитанный опустошающей пустотой.

Безусловно одним из главных достоинств данной ленты является потрясающая операторская работа. Будучи профессиональным оператором, Роман Васьянов в тандеме с оператором картины Александром Александровым снял очень красивый и чуть ли не живописный фильм с обилием длинных кадров, плавным перемещением камеры и роскошной композицией в кадре. Именно этой красотой кадра и привнося некую глубину истории и лишая её искусственного и не естественного характера.

Безусловно главными жемчужинами данной ленты стали Марина Васильева и Никита Ефемов, которые выдали на экране потрясающую игру и максимальное погружение в свои образы на экране. Являющиеся достаточно слабыми актерами Ирина Старшенбаум и Илья Маланин приятно удивили. На протяжении всего экранного времени, они смотрятся максимально естественно в образах настоящих паразитов, не способных выживать без негативного влияния на жизнь других. Единственным слабым звеном картины можно считать лишь Геннадия Вырыпаева, которому достался максимально скучный образ и сам актер сыграл его откровенно худо.

8 из 10

Общага – это весьма не плохой режиссерский дебют именитого и талантливого оператора Романа Васьянова, который вылился в максимально камерный, достаточно грустный, грузный и на мой взгляд тяжелый фильм с историей, которая заставляет о многом задуматься после увиденного.

02 октября 2021 | 06:18
  • тип рецензии:

Дебютная картина Романа Васьянова «Общага» повествует о студентах, живущих в советском общежитии времен 1980-х годов. В результате изнасилования мужем комендантши общежития одной из студенток, последняя покончила с собой, что всколыхнуло главных героев фильма, один из которых стал свидетелем изнасилования и планирует рассказать правду в суде…

Стоит отметить блистательную игру молодых актеров: Геннадий Вырыпаев, Ирина Старшенбаум («Притяжение», «Учителя»), Марина Васильева («Как меня зовут», «Бихэппи»), Никита Ефремов («Лондонград», «Полет»), Илья Маланин («На районе», «Зеленый мэр»), а также органичную Юлию Ауг («Пассажир», «Контейнер»).

Однако смотря данную картину, не верится в поведение молодых людей времен позднего СССР. Вроде антураж сделан хорошо: мебель, обои, одежда, а вот поведение героев, скорее, напоминает уже более поздние времена и не соотносится с антуражем советских фильмов времен перестройки.

Если абстрагироваться от времени описываемых событий и смотреть фильм как мастерски сделанную трагедию/драму, то несомненно рекомендуется к просмотру.

03 октября 2021 | 17:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: