Я, конечно, понимаю, что в последние годы российский кинематограф делает ставку на фильмы про советских спортсменов и их подвиги и это некоторым людям надоело. Но что же делать, другого мы снимать не умеем. Только про войну еще. И это я сейчас говорю не с критической точки зрения. Это факт. Данность.
Можно много рассуждать о подлинности этих кинолент, о том, что у нас всегда «враг» начинает первым, а нам приходится делать невозможное, что сторона соперника всегда представляется, как истинное зло. Мне об этом особенно говорить не хочется. Для подобных рассуждений есть определенные блогеры. Я хочу просто сказать про фильм, который мне понравился.
Совершенно точно это не шедевр и картины про хоккей и баскетбол с аналогичным посылом, вышедшие раньше, как мне кажется лучше. Но это действительно очень интересный и захватывающий фильм (а шахматную партию, уж простят меня поклонники этого вида спорта, показать захватывающей довольно сложно, как мне кажется) с очень хорошим сюжетом, с прекрасной игрой актеров.
Фильм расскажет нам историю матча за звание чемпиона мира между молодым Анатолием Карповым и Виктором Корчным, который за несколько лет до событий матча эмигрировал из СССР. Как вы понимаете последний факт раскочегаривает накал вокруг этого противостояния просто до нереальных размеров. И, на самом деле, даже если данный фильм, как пишут некоторые, не совсем верно пересказывает события того времени, то, тем не менее, мне кажется просмотр этой ленты может родить желание у зрителя разобраться, а как было на самом деле и начать искать информацию. И уже в этом смысле фильм со своими задачами справляется.
Как справляются и актеры. Абсолютно весь актерский состав играет просто замечательно. Но больше всех, конечно же, хочется отметить Константина Хабенского, который играет Корчного. Сыграл просто прекрасно, и его персонаж безумно харизматичен и остается в памяти.
В общем и целом, это довольно увлекательное кино про интересную игру, про интересные события тех лет. И я действительно с большим интересом его посмотрел.
По трейлеру почему-то думал, что фильм о Корчном, а оказалось, что о Карпове. Кино о шахматах, поэтому хочешь, не хочешь, а все равно будешь его сравнивать с сериалом «Ход королевы». Американский сериал конечно круче, но и наш фильм, даже на его фоне, выглядит очень достойно. Для нашего кинематографа фильм однозначно удачный. Интересный сценарий, хорошая режиссура, картинка как в богатом кино, актеры второго плана создали запоминающиеся образы. Единственное, что режет глаза, это компьютерная графика, лучше бы ее совсем не было. Сама по себе она не плохая, но в сравнении с «Ходом королевы» выглядит убого и самое главное не к месту. В «Ходе королевы» главная героиня одиночка, алкоголичка и наркоманка и компьютерная графика, должна была помочь зрителю создать эмпатию с героиней. А у Карпова целая команда вокруг и сам он не где-то сбоку, а лидер этой команды. И отношения внутри этой группы людей помогают раскрыть его характер, без всякой компьютерной графики. Единственное слабое звено истории, это сам Карпов, не актер который его играет, он то как раз попал в образ, а именно гроссмейстер Карпов, он, несмотря на свой шахматный талант, по жизни очень невзрачный человек. Поэтому на его фоне Корчной просто фонтанирует своим темпераментом. И даже любовная линия образ Карпова не спасает, нету там чувств. И как всегда в отечественных фильмах про спорт очень мало собственно спорта. Здесь та же тенденция, много политики, интриг, драм, но спорта за всем этим совсем нет. Хорошо что шахматы сами по себе вид спорта не зрелищный, поэтому слабая спортивная линия не так бросается в глаза. Но в целом фильм неплохой, хоть он по большому счету и не про шахматы.
Официальные критики не оставили фильму ни одного шанса. Они увидели в нем и 'патриотический угар', и 'зашкаливающее идеологическое давление', и 'пестрый сборник плохих карикатур из журнала 'Крокодил'... Собственно, ничего удивительного - у нас считается моветоном говорить громко о патриотизме. Вот и знаменитому певцу Шаману, который буквально парой собственных песен сумел сформулировать национальную идею (над чем более 30 лет мучились различные ученые умы) недавно прилетело - какой-то тульский имярек подал на него в суд за 'разжигание межнациональной розни песней 'Я русский'. И Тульская полиция на полном серьезе занялась разбором этого пасквиля...
У меня к 'патриотическому угару' нет претензий - спорт всегда рассматривался, как возможность подчеркнуть уровень не только спортивных, но и некоторых прочих достижений любой страны. И хотя вслух постоянно подчеркивается, что политика тут никак не замешана, все понимают, что это не так. Особенно сейчас, когда истеблишмент запада редактирует на свой лад практически все проявления жизнедеятельности человечества и даже выработал механизмы отмены того, что считает не достойным быть вписано в исторические скрижали (которые, к слову, тоже основательно обновлены под новую повестку). Фильм со всей очевидностью доказывает, что так было практически всегда.
Но политическое единоборство на шахматной доске здесь не самое главное. В центре - противостояние личностей, так или иначе вылившееся в противостояние актерское. И, надо признать, что Константин Хабенский, воплотивший Виктора Корчного, все-таки переиграл молодого Ивана Янковского (Анатолий Карпов). При этом, не использовав каких-то особых средств выразительности - внешний вид, явная психопатическая нервозность, резкость в словах и движениях - портрет готов. И, говорят знающие люди, весьма близкий к оригиналу. Карпов в исполнении Янковского неразговорчив, но чрезмерно решителен в общении с партийными функционерами и в этом я не вижу достоверности.
Не очень понравилась и часть фильма 'про личное'. Иван Янковский и Диана Пожарская, как известно, семейная пара и должны бы смотреться органично в кадре. Но этого нет. Какой-то функционал... не более. В глубину чувств, а сценарий это подразумевает, поверить не получилось.
Ну и, естественно, как фильм про СССР мог обойтись без любимого клише - повсеместного засилья КГБ? Представители которого, бессменно бдят за своими (кабы не захотели остаться за кордоном) но совершенно безоружны перед вредоносностью своих коллег из ЦРУ, умудряющихся всячески портить жизнь чемпиону в пользу претендента. Эту клюкву в данном фильме можно черпать вёдрами. Данный факт вызывает сарказм и раздражение. Шаблон про тупые органы советской безопасности уже очень надоел, тем более, что таковыми они не были.
Так что же хорошо в этом фильме? Собственно, атмосфера поединка, где четко показано, что спорт, шахматы для героев - смысл существования. И... великолепная игра Константина Хабенского, который с возрастом действительно приближается к когорте корифеев отечественного кинопрома. Иван Янковский пока еще не достиг безусловного уровня, но, думается, всё еще впереди - задатки есть и... генетика - вещь тоже далеко не лишняя.
Сколько же было ожиданий и надежд связано с этим фильмом.
Фильм рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным, за которым следил весь мир. Благодаря этому поединку шахматы плотно укрепились как вид спорта в сознании людей и по праву заполучили признание.
Актерский состав здесь действительно потрясает своим разнообразием именитых актеров разной эпохи и величины.
В главных ролях здесь выступили младший в актерской семье -Иван Янковский (Топи, Огонь, Текст) и Константин Хабенский (Небесный суд, Огонь). Компанию им составили: Владимир Вдовиченков, Виктор и Федор Добронравовы, Диана Пожарская, Виктор Сухоруков, Анатолий Кот.
И с таким разнообразием фильм (увы) не справился. Кадр был перенасыщенн действующими лицами, парой без особого смысла на то. Каждый должен был получить экранное время из-за чего вся суть свелась только к пересказыванию шахматных кодировок партий. Некоторые персонажи вообще непонятно к чему находились в кадре.
В фильме в качестве одной из проблематик была заявлена болезнь отца главного героя. Эта тема должна была быть одним из двигателей сюжета, повлиять на главного героя (Карпова), создать больше напряжения и эмоциональную связь со зрителем. Место этого она прошла совершенно мимо. В фильме не указывается заболевание, а лишь упоминается, что оно уже на той стадии, когда счет идет на дни и недели. Главный герой изредка вспоминает о том, что его отец болен, и то не совсем он, а сколько члены его делегации в качестве оправдания его эмоционального состояния. Сцена, когда отец героя падает при разговоре по телефону, она тут же сменяется на сцену турнира под веселую песню вместо того, чтобы показать переживания героя. Вы тоже в такой ситуации спокойно поедете на турнир, а не попытаетесь узнать, что произошло с вашим близким человеком? Тем более, что через весь фильм шла красная нитка о том, что если бы не отец, то герой не играл бы в шахматы.
Как итог фильм обрывается на словах отца ' я не зря жил' и кадре, как главный герой летит обратно в Москву. Проблематика не решена. Ружье не выстрелило даже в конце фильма.
Другой же неразъяснённой проблематикой является побег Корчного из СССР и причина его ненависти к Карпову, кроме того тейка, что Карпов молодой и занял его место. Это довольно слабая мотивация для взрослого человека, который сам говорил ' я начинал в блокадном Ленинграде при свечах'.
Про сюжет не особо могу еще что-то сказать ведь я не сильно знакома с деталями жизни обоих шахматистов.
Вернемся в самое начало, а именно к отрывающим титрам.
Сначала идея титров из перехода шахматной фигуры коня к полю боя, мне показалась очень сочной и интересной. В принципе картинка красивая и выдержанная по цветовой гамме, но на этом необходимо было остановиться. Дальше там было намешено то, что по большей части не относилось к сюжету. Например, там была показана балерина, о чем за весь фильм толком не упоминалось. Показаны часы, но обычные, а не те, что использовали на турнире. В какой-то момент там было сердце и шестеренки. Единственные два фрагмента, которые как-то прошли через фильм: фигуры на реальном поле боя и нейроны с шахматными комбинациями.
Перестарались и из хорошей идеи сделали что-то из ряда ' смотрите как умеем'.
Фильм получился сильно затянутым. Некоторые из 'ружей' заявленных, как проблемы не выстрелили. Весь фильм состоял из комбинаций шахматных партий, которые рядовой зритель не знает и фильм не объясняет их и не погружает в суть, как этот делал сериал ' Ход королевы', а лишь создает эффект неприязни, когда ты не понимаешь, о чем идет речь.
Честно, пересматривать фильм этот у меня желания не появится. Он разочаровал меня.
Рада, что успели посмотреть фильм именно на большом экране, он этого заслуживает! Визуальное удовольствие. Дети, посматривающие периодически разборы полетов от Bad Comedian'a, ехидно просили нас рассказать потом, какая она, 'ПРАВДИВАЯ ПРАВДА' из 'секретных документов' главного патриота страны Никиты Михалкова. И здесь, действительно, не обошлось без вопросов. Весь фильм сидишь, получаешь удовольствие, а сам думаешь - и сколько тебе наврали? Что из показанного - не 'ради красного словца', а, действительно, - экранизированные факты?
Вытягивает на себе весь фильм Хабенский, как он хорош даже в роли мерзавца!.. Янковского (молодой Анатолий Карпов) я как-то в этой роли не разглядела: сценаристы, кажется, делали ставку на его лицо. И не прогадали. Как в советском анекдоте: а ты ничего на сцене не делай, просто ходи: туды-сюды, туды-сюды. Вот Ваня и ходит. И грустит. Задумчиво смотрит вдаль. Ссорится с женой. Истерит. Делает гениальное открытие в шахматах. Очень патриотично смотрит на флаг Родины... И всё это с одинаковой мордой лица. Но при этом ну очень красивый такой!..
Из полезного: после просмотра я первым делом полезла в сеть рыть всё, что возможно, о жизни Карпова. Увлеклась. Интереснейшая личность, этот Карпов! Муж начал читать его биографию, охотно зачитывает понравившиеся моменты. Правда: написано легко и увлекательно, с юмором, но чувствуется огромный жизненный опыт и мудрость не зря прожитых лет. Рекомендую!
Вот момент оттуда:
'Какими словами можно сообщить матери, что ее ребенок сейчас умрет, – представить не могу, но как-то она это сказала…
В то время были еще живы обе мои бабки – и по материнской, и по отцовской линии. Надо полагать, они были женщины не только набожные, но и решительные. Как это так – хоронить некрещеного ребенка! И они настояли, чтобы крещение состоялось немедленно.
Был ноябрь. Ночью выпал снег. Заутреня кончилась давно, церковь успела выстыть. Как говорили очевидцы, только что пар изо рта не шел. Можно представить, какой была вода в купели.
Бабки знали попа и изложили ему ситуацию. А поп оказался бывалым. «Все сделаю, как надо, – сказал он, – а там Господь рассудит». И он окунул меня в купель с головой, да еще и придержал под водою – чтобы искусственно задержать дыхание.
Стресс получился на славу. Я заорал на всю церковь, поп засмеялся: «Будет жить!» И действительно, пена и кашель прекратились, словно их отрезали, и я в несколько дней поправился.
Вот такое чудесное исцеление.(...)
'В советское время я был одним из немногих счастливчиков, который мог в любое время без дозволения встречаться с иерархами церкви. Хорошо знал патриарха Пимена, часто общался и с ушедшим патриархом Алексием II… Убеждён: если бы у нас не было православной церкви, страна давно развалилась бы на мелкие кусочки. Общие моральные устои остались только там» (с)
Еще зашли документальный фильм 'Все ходы записаны' и интервью с Познером.
Обобщая, с уверенностью хочу сказать всем хейтерам, орущим про 'патриотическую клюкву' и отмытых на госзаказе деньгах: мем 'ЕСЛИ БЫ Гагарин полетел в космос вчера' - это про вас.
Да, когда после фильмов 'на реальных событиях' смотришь интервью героя войны Девятаева или гения Карпова, читаешь одноимённую книгу 'Движение вверх' или изучаешь материалы о Тарасове и Харламове, возникают вопросы. Но они ВОЗНИКАЮТ! Эти - не без ляпов и пафоса - ленты всё-таки цепляют, побуждают узнать о Нашей истории. Самим узнать и сделать выводы. За одно это даже - спасибо. Отечественный кинематограф начинает радовать!
Это прекрасный фильма, который я бы показала своим детям и внукам!
Я получила огромное удовольствие от просмотра не думала что фильм о шахматах может держать в таком напряжении! Пусть многие ругают это фильм за идеологизированность, мне плевать! Это прекрасный фильм, который вдохновляет, после которого хочется жить и творить, он надет правильные ориентиры! Это зрелищно, это мощно, это сильно! Браво команде! Браво актерам!
И пусть я не очень люблю Никиту Михалкова, но он УМЕЕТ снимать сильные патриотические фильмы, которые я бы показала своим детям.
Иван Янковский стал для меня открытием! Как он великолепен в своей сдержанности, как аристократично элегантен, это то, что восхищает в мужчине: интеллект, твердость характера, быть выше мелочных разборок, держать лицо и не показывать боли, страха, неуверенности и в то же время ему ничто человеческое не чуждо, как нежно и трепетно он любит и почитает родителей, он способен сорваться и попросить прощения, он презирает предательство, но он способен дать второй шанс, он умеет любить не только шахматы.
Да для циников это все - романтические сопли, и пусть. Я, как женщина, голосую за прекрасный актерский образ. Я почти влюбилась в Ивана Янковского, и теперь хочу знать все об Анатолии Карпове. В 78 году я еще не родилась, но фамилии Карпова и Каспарова помню из новостных выпусков моего детства. И теперь, видимо, пойду изучать историю великих советских шахматистов.
Обожаю и люблю всей душой Константина Хабенского еще со времен Ночного Дозора, но была поражена ему в этой роли! Как виртуозно он тут сыграл мерзавца и негодяя! Не знала бы его по другим ролям, не знала бы о фактах его жизни, поверила бы, что это его истинное лицо. Браво!
Очень понравился ход с компьютерной графикой, когда показывают, как работают нейронные связи….о это очень здорово!
И музыка, как она прекрасно соответствовала развитию сюжета, как нагнетала, как иллюстрировала смятение, напряжение, надрыв, страх, боль! Тот случай, когда ты даже не осознаешь, как сильно музыкальный фон влияет на настроение. И этот момент, когда играет «Мелодия любви» и Карпов уже понимает, что вот настает тот долгожданный заветный миг, что все идет так, как он просчитал…он уже понимает, что он близок к заветной победе, но в это миг в его душе не победные звуки труб, не праздничный марш, не рокн-ролл, а такая грустная лирическая тонкая «Мелодия»…и выражение его лица, весь этот образ такого утонченного аристократичного интеллектуала…ооо, это же бальзам для всех измученных женских сердец.
Спасибо вам создатели фильма за это многообразное удовольствие для души, для ума, для сердца, для глаз и ушей! Вы большие профессионалы! Вы вдохновители! Вы творцы!
На новогодние праздники 2022г. российские киноделы, Фонд Кино и студия «3Т» Михалкова сделали нам подарок – фильм «Чемпион мира» про шахматный матч между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в 1978г., очередной российский фильм в жанре «soviet exploitation». Что это такое? Это когда в современной России снимают фильм про советские достижение (потому что современных нет), но пичкают его современной повесткой то ли ради идеологии, то ли для напряжения: главный герой – сумасшедший гений который побеждает всегда вопреки кровавой советской системе, ради своего эго. Увы, но почти все российские фильмы про СССР такие: Время первых, Движение Вверх, Калашников, Стрельцов, Матч.
И то что в этот раз, решили скреативить и сделали фильм про шахматы, не внушало доверия, потому что: 1) Снимала фильм студия Михалкова; 2) Помня как «Движение Вверх» плагиатили с «Чуда на льду», я опасался что «Чемпион мира» будут плагиатить с «Жертвуя пешкой» про матч Фишера и Спасского. Скажите, бред? Ну постер фильма же скопировали с постера «Иллюзия обмана». И вот посмотрел я фильм, и…я оказался прав. Типичный «soviet exploitation».
Плюсы:
1) Надо признать, актёрская игра отличная. Что Виктор Корчной в облике Константина Хабенского (хороший всё таки актёр), что Анатолий Карпов в облике молодого Ивана Янковского. Оба соперника получились очень интересными и наблюдать за ними тоже интересно.
2) Понравилось, что Карпов – главный герой, изображён советским патриотом. Он хочет победить не ради материальных благ, а чтобы отстоять честь советских шахмат перед лицом диссидента Корчного. Он несколько раз говорит, что переживает за честь страны. Особенно мне понравился момент, когда Фишер предлагает ему сбежать из СССР, но Карпов отказывается со словами: «Это моя родина. Зачем мне сбегать?» Это похвально!
3) Сам фильм очень интересный, динамичный и напряжённый. Честно говоря, я не понимал, как фильм про шахматы можно сделать интересным, ведь там просто два мужика сидят и двигают фигурки, а весь экшен только у них в головах. Однако, режиссёр Алексей Сидоров сумел фильм сделать интересным. Нам показывают жизнь обоих шахматистов, какие у них мотивы играть, как складывается их жизнь.
Например, Корчной хочет вернуть свою «украденную» корону и считает Карпова просто нахальным выскочкой и что его все предали. Карпов же хочет отстоять честь страны и заодно доказать что он настоящий чемпион мира, ведь это звание ему досталось только потому что Фишер отказался с ним играть.
В этом плане, мне особенно понравилась сцена их разговора на петушиных боях. Она сделана замечательно. Ты понимаешь, что это два непримиримых соперника, и они не уступят друг другу.
К слову, меня реально удивило, что критики ругают фильм за то, что он выставляет Корчного злодеем, а Карпова героем! А что не так? Если почитать историю матча, то видно, что Корчной реально вёл себя как настоящий мудак. Он надевал солнцезащитные очки, чтобы ослеплять Карпова; постоянно оскорблял его и провоцировал; притаскивал с собой каких-то йогов из террористической организации; жаловался, что его все кругом обманывают и засуживают. Так что фильм всё правильно показал.
С другой стороны, фильм не показал момент как Карпову кто-то передал йогурт по время партии и Корчной из-за этого поднял истерику, мол, это тайный сигнал. А ещё мне «понравилось» как Корчной во время матча жаловался что его семью удерживают в СССР как заложников. Ну да, а когда ты сбегал, ты явно о них думал!
Однако, хорошим фильм назвать не могу и вот почему:
1) Да я сказал, что Карпова сделали молодым патриотом, но это только в первую половину фильма. Потом он почему-то, резко становится упрямым эгоистом. В фильме есть «шикарная» сцена, когда глава Спорткомитета на заседании ВЛКСМ говорит: «Мы победим», а Карпов ему: «Кто это мы? Я же буду играть, один!». Я не понял, это что за «атлантизм»? Почему Карпов только что был за страну, а теперь он играет для себя? Потом из-за любви к шахматам, Карпов даже ругается с возлюбленной. Это же эгоизм и Карпов таким не был. И тут я понял почему. Сбылись мои опасения, Карпова решили сделать Бобби Фишером из «Жертвуя пешкой». Только не учли, что Карпов не такой.
2) Как же без КГБ?! Чтобы Карпов точно сыграл с Корчным, чекисты повышают его девушку в театре, что вызывает у Анатолия реакцию: «Продалась!».
А ещё есть абсолютно свинская сцена, когда глава Спорткомитета провожает Карпова в аэропорту, желает ему удачи, напутствует. А как только самолёт улетает, он такой помощнику: «Подготовь доклад, что мы его отговаривали, а молодой идиот сам захотел играть с ветераном. Он и ответит за проигрыш». Господи, зачем эта сцена? Во-первых, вы хорошего персонажа сделали мудаком. Во-вторых, вы же сами говорите, что вам нужна победа, что нельзя чтобы Корчной выиграл, что Карпов ваша последняя надежда. И вместо поддержки, вы его готовы убить за проигрыш.
Впрочем, фильм превзошёл в этом плане предыдущие образцы. В фильме появляется Брежнев в исполнении Александра Филиппенко. Во-первых, его Брежнев ужасен. Голос совершенно не тот и выглядит он как восковая кукла. Во-вторых, Брежнев тут лично грозится, что все лишатся голов, включая Карпова если проиграют. Это угрожает человек, который в 1980г. простил советскую сборную по хоккею за проигрыш американцам.
Я понимаю, что это сделано для напряжения. Только зачем его нагнетать путём того, что родина тебя сожрёт за проигрыш? Забавно, в «Жертвуя пешкой» сумасшедшего Фишера уговаривало правительство США выиграть матч. В «Чемпион мира» спокойному Карпову угрожают, что если он проиграет то ему конец.
3) А ещё смутила та сцена с петушиными боями. Это типа аллюзия, что Корчной и Карпов просто два петуха, которые сражаются на потеху зрителям?! Если это так, то это очень оскорбительно.
Вывод: В целом «Чемпион мира» неплохой. Он интересный, динамичный, интригованный и надо признать «3Т» делает работу над ошибками. Поскольку в фильме главный герой всё таки не диссидент Корчной, а молодой шахматист Карпов.
Но, фильм также страдает те ми же штампами. Карпов выставлен непризнанным гением, который играют, потому что иначе его расстреляют. По другим причинам, в СССР никто не выигрывал.
Создатели фильма не хотят задуматься хоть раз, откуда в СССР бралось столько чемпионов и почему их нет сейчас. Не потому что ли советская система хотела побед и создавала для этого все условия? Нет, она только угрожала. Благо сейчас так не делают, поэтому мы и не имеем побед.
Зрелищный фильм про шахматы. Казалось бы, оксюморон, но таки нет. Еще «Королевский гамбит», названный у нас «Ходом королевы» доказал, что показать зрелищно чудовищно тягучую игру вполне возможно. И то, что фильм хроном в два с половиной часа пролетает шементом - отлично это доказывает. Многомесячный поединок юного Карпова и невозвращенца Корчного за звание чемпиона мира подан не просто как противостояние систем, но и как жестокая битва характеров. Много шахматного закулисья, вряд ли известного подавляющему большинству, и не только широкому зрителю, но и узкому болельщику. Отлично показано, что это командная игра. Отличные актерские работы. От Анатолия Кота с его холодными глазами майора НКВД в образе очкастого задрота просто взвыл. Хабенский как инфернальное зло роскошен. А Янковский-младший показал, что достоин деда. Момент, когда он уходит от умирающего отца со страданием и слезами в глазах, отец его окликает и он за мгновение, пока оборачивается, успевает изменить выражение лица на бодрую улыбку - просто высочайший класс. Хорошее кино.
Думаю не нужно быть гением, что бы увидеть явную мораль фильма, которая гласит «люби Родину, жертвуй ради неё, ведь за границей живут только чокнутые и предатели». На это намекают с самого начала, как только Корчной становится главным антагонистом, а также большинство лиц из-за границы, которые также являются не самыми дружественными. По сути посыл достаточно пропагандистский, но тем не менее имеет право на существование.
Основная проблема в том, что даже посыл фильма показан ужасно. Сначала нам говорят, что правительство СССР слишком строгое, запрещает Карпову стремиться к своей мечте, заставляет его забросить шахматы, подкупает близких ему людей, а если он проиграет чемпионат, то на этом закончится не только его карьера, но и чуть ли не вся жизнь. Противоположной стороной является Корчной, которому совершенно не угрожает правительство Голландии, в которую тот переехал. Если он проиграет турнир, то сможет продолжить играть в шахматы, жить спокойной своей жизнью. Таким образом, фильм идёт в противовес своей же идее, ведь после всех событий было бы даже логично, если сам Карпов иммигрировал в другую страну, ведь как нам показали ранее – шахматы для него — это вся его жизнь. В какой-то момент всё переворачивается, теперь Карпов по непонятной причине становится патриотом своей страны, хотя все события как я ранее сказал, шли только в обратную сторону. Единственное объяснение такому перевороту – любовь близких людей и большинства граждан СССР к юному шахматисту, но про это уделяют мало времени.
Корчной начинает играть в нечестную, используя самые разные методы. Насколько я понял, все эти подставные приёмы показаны для того, чтобы зритель осознал какие недобросовестные и подлые люди живут за границей. Но только лично мне хватило одного раза, чтобы понять это, но создатели фильма видимо так не считают, думают, что зритель слишком глуп и надо показать это ещё несколько раз, а потому начинают пихать несуразные вещи по типу: гипноза, террористов, змей, экстрасенсов и т.д. Всё это лишь повторяет сюжет и никак не продвигает его дальше.
Допустим с посылом и сюжетом фильма всё плохо, но возможно нам дадут замечательных персонажей и диалоги. К сожалению, единственная нормальная сюжетная линия была между главным героем и его отцом, вся остальная куча персонажей смотрится нелепо и бессмысленно. Вы не запомните ни одного персонажа из команды Карпова, потому что нам даже не объясняют кто за что отвечает и чем в принципе они отличаются. Любовная линия очень глупа. Она есть, но зачем она, и почему главный герой влюблён нам не расскажут и не покажут. Примерно половина диалогов в одном стиле:
-Ферзь H3
-Ладья B5
-Слон E6
и т.д. Кто-то скажет, что это мои проблемы, что я не могу представить шахматную доску в голове и следить за диалогом персонажей, но, во-первых, а нужны ли эти диалоги вообще, как они продвигают сюжет? Во-вторых, если следовать такой логике, то чтобы посмотреть фильм про войну, я должен разбираться в военной технике, чтобы посмотреть фильм про музыкантов, должен разбираться в нотах, а если захочу посмотреть фильм про космос, то должен знать физику и ракетостроение. Звучит, как бред, так оно и есть. Ведь художественный фильм – это оплот искусства или развлечения, который должен быть понятен либо на киноязыке, либо на простом, более понятном зрителю, но данный фильм видимо так не считает.
Максимум на что способен фильм – это удивительные визуальные эффекты, которые запоминаются чуть ли не ярче самого сюжета. Но, по чести говоря, чтобы стать чемпионом мира и покорить сердца зрителей на долгое время, недостаточно иметь красивую визуальную обёртку, нужно также иметь крепкий стержень.
Фильм хорош. С поправкой на низкое в целом качество современного отечественного кино, увы. Хорош и достаточно ярок на общем не блестящем сегодняшнем фоне.
А вто что в фильме хорошо без поправки на наш исторический фон, так это игра Хабенского. С первых до последних минут фильма я вижу в кадре не актера Хабенского, а Виктора Львовича Корчного. Не так уж важно, насколько киношный Корчной похож на реального. Возможно, сильно не похож. Но тот Корчной, которого вывел сценарист, увидел режиссер, воплотил Хабенский, он безупречен. Этот Корчной является самой точной декорацией фильма. Ни автомобили, холодильники и радиоприемники, ни одежда, телефоны и деревянные рамы в больнице не передают так атмосферу тех времен великого СССР, как передает ее этот мятущийся амбициозный и гениальный, ранимый и мерзкий маленький советский человек. Советский до корней волос. Я видел таких людей в великом множестве. Я узнаю этот типаж и, кажется, ощущаю этот забытый запах, смесь мужского одеколона и табачного дыма, въевшихся в кожу. Жажда справедливости для себя. И потребность быть услышанным и понятым собеседником.
Гениальная работа Хабенского. Однозначно, его лучшая работа в кино. Возможно, вообще лучшая мужская роль за все время после заката кинематографа СССР.
Кстати, многие актеры отработали свои номера на удивление хорошо. Не все, конечно, одинаково сильно и убедительно. Но многие.