Главная беда “Чемпиона мира” - это жанр фильма. Пик популярности спортивной драмы был пройдет на “Движении вверх” и “Тренере”, вышедших чуть ли не в один год (2017), а уже “Стрельцов”, появившийся в 2020-м, продемонстрировал заметный спад интереса к теме спорта и СССР - не помог даже Александр Петров. При этом “Чемпион мира” даже не пытается преподнести жанр с нового ракурса. Здесь, как в “Легенде “ 17” и “Движении вверх”, есть трусоватый чиновник, для которого лучше бы матч (или турнир) не состоялся вовсе, чем мы на нем выступили и проиграли - потому что шансы на успех так себе, а в случае неудачи имиджу страны и политической системе будет нанесен непоправимый ущерб. Отсюда другая проблема фильма - идеологическая. У Алексея Сидорова получился еще один фильм, в котором советский спортсмен победил вопреки, а не благодаря. А это неверно. В СССР чиновники могли и наверняка грозили спортсменам и тренерам кулаком (мол, проиграете- пеняйте на себя), но не боялись состязаться с сильным соперником, потому что это противоречиво концепции сверхдержавы, которая априори не может стать такой, имея дело только с легким соперником. Странно, что в “Т-34” Сидоров учел это обстоятельство, а тут им то ли пренебрег, то ли решил, что в эпоху застоя амбиции у партии были уже совсем не те.
Хочется верить, что после неудачного проката “Чемпион мира” подстегнет продюсеров и сценаристов к реформированию жанра (сейчас в нем явно слишком много политики), а лучше оставить его в покое. Хотя бы на какое-то время. Сидорову, который собирается снять триллер о морском чудовище “Кракен”, действие которого тоже будет происходить в СССР, тоже есть над чем подумать.
Как кмс, посвятивший шахматам почти 20 лет своей жизни, я с нетерпением ждал выхода данной картины, так как матч в Багио по праву считается одним из самых интересных и напряжённых в истории. Однако, как только я увидел среди создателей фильма лиц, выпустивших фильмы Т-34 и Движение Вверх, то сразу понял, что меня ждёт не наслаждение просмотром эпохальных игры двух гениальных умов, а спортивная драма с обязательно больным/умирающим родственником, проблемами главного героя в любви, приправленная политической повесткой. К сожалению, я не ошибся. Если вы уже смотрели абсолютно любой российский спортивно-патриотический фильм, то можете не останавливаться на данной картине, это лишь очередное повторение одного и того же сюжета: герой превозмогает себя, свои проблемы и злого-злого оппонента (желательно связанного с западом) и КАК ЖЕ НЕОЖИДАННО! выходит везде победителем.
Дальше я хотел бы углубиться больше в исторические неточности и совершенно наглым очернением большого шахматного гения Корчного, которое возмутило меня до глубины души. Начнём по порядку:
1) Совершенно не раскрыты мотивы Виктора Львовича к побегу из СССР. Всё выставлено так, как будто он сделал это из-за своего эго и снижения зарплаты на 100 рублей. Конечно, реальность была гораздо более жёсткой. В финале матча претендентов на матч с Бобби Фишером советская сторона в действительности сделала выбор в пользу Карпова, как на более лояльного партии по сравнению со свободолюбивым Корчным, и в момент распустила команду Виктора Львовича, часть из которой потом перешла в команду Карпова, прямо перед матчем. Надо ли говорить, что после такого Корчной естественно данный финал проиграл, а на вопрос о том, почему с ним так поступили, последовал лаконичный ответ: 'Ваше время ушло'.
2) Абсолютно не показано время между удавшимся побегом Корчного и матчем претендентов, а это, на минуточку 4 года(!). В фильме демонстрируется, что СССР обратился в ФИДЕ с тем, чтобы запретить Виктору Львовичу участвовать в турнирах, а те (такие плохие) почти тут же допускают его до турнира. Однако создатели, по-видимому УМЫШЛЕННО, как-то забывают рассказать о том, что ВСЕ 4 ГОДА ДО ЦИКЛА ПРЕТЕНДЕНТСКИХ МАТЧЕЙ ЗАПРЕТ ИСПРАВНО РАБОТАЛ, И КОРЧНОЙ НЕ МОГ ИГРАТЬ НИ В ОДНОМ КРУПНОМ ТУРНИРЕ
3) Моё любимое, интриги во время матча. То как здесь умудрились очернить Корчного воистину достойно отдельной статьи. Начнём с момента оскорблений Виктора Львовича в сторону Карпова. Показывается, что совершенно неуравновешенный тип начал ни с того ни с сего оскорблять бедного советского чемпиона. Однако данный факт не подтверждён никем, кроме Карпова, который кстати участвовал в создании фильма. Хотя даже если допустить, что такой момент имел место быть, то он был явно не беспочвенным, ведь как только Корчной сбежал из страны, он удостоился целой отдельной обличительной и унизительной оды от советского чемпиона, напечатанной в Правде. Но это всё мелочи по сравнению с историей про парапсихологов. Загуглите любую историческую статью по теме матча, и будете удивлены, что на самом деле ПЕРВОЙ ПАРАПСИХОЛОГА ЗАДЕЙСТВОВАЛА СОВЕТСКАЯ СТОРОНА, звали его Зухарь. По этому вопросу был отдельный скандал, в результате которого членам делегаций по джентельменскому соглашению запретили размещаться ближе 4 ряда. Но главный момент в том, что на последнюю партию советская делегация ЗУХАРЯ ВЕРНУЛА. На логичный вопрос: 'А какого хрена?' был дан ответ 'Джентельменское соглашение только для джентельменов'. Результат - какое совпадение, Корчной проиграл. Конечно, в фильме это не показано, и вообще парапсихологи - это только запад.
По итогу хочу сказать, что фильм довольно хорошо раскрыл личность Карпова, и за это ему спасибо, но ради политической повестки и придания фильму ореола патриотизма была полностью очернена личность недавно скончавшегося другого великого шахматиста, что недопустимо.
Фильм нельзя рассматривать ни как художественный ни как документальный. Для документального - о слишком многом умалчивается, многие сцены сознательно отличаются от реальности, таким образом фильм следует оценивать исключительно как художественный, соответственно ссылка на то что 'ведь так было на самом деле' не работает.
Мотивация персонажей просто повергает в шок. Из Корчного сделали подлого злодея, который мямлит перед министром, а потом не боится противостоять куче гбшников. Жена Карпова это просто отпад - в первой же сцене выясняется что она предает его за место в труппе - так а в чем тогда важность и ценность таких отношений? Бросил и слава богу, но нет, потом 'почему-то' он не может без нее жить, только совершенно непонятно почему.
Куча персонажей, роль которых абсолютно не ясна (фильм же художественный, не документальный, помним?) Некоторые внезапно начинают говорить в самом конце. Кто-то загадочно показывался всю картину и так и не сказал ни слова. Летчик Севастьянов, который появляется как бог из машины, но по факту роль его остается тоже совершенно неясной.
О чем эта история? Какие проблемы решает главный герой, кроме компенсации чувства собственной неполноценности любой ценой? Где внутреннее изменение?
Получается, что ответ только такой дать: это фильм про борьбу наших и не наших. И наши героически превозмогают и побеждают.
Единственное светлое пятно - игра Янковского, при том что играть было практически нечего. Остальное не выдерживает никакой критики.
Как Анатолий, рабочий сын, от Змия Коварного отчизну боронил
Шахматы, прямо говоря, развлечение для посвященных. Человек, не знающий правил футбола, еще может получить удовольствие от беготни за мячиком - но едва ли случайный прохожий порадуется, созерцая двух скучных сосредоточенных мужчин, двигающих фигурки четыре часа подряд, и если один из них выигрывает, то это потому, что другой допустил небольшую ошибку, чтобы просто понять которую, надо быть минимум каэмэс. Поэтому и кино про шахматы снимают редко и обычно смещают акцент с игры на околошахматные игрища, столкновение характеров и борьбу с личными демонами. Либо просто используют шахматы как метафору чего-нибудь - игра почтенная и богатая, с чем сравнишь, то и будет. Однако как спорт шахматы рассматривают редко - во-первых, зрелище так себе, во-вторых, у спортивных фильмов есть свои законы и шахматные противостояния в них вписываются примерно никак.
Однако, поскольку в названии студии 'Тритэ' одно тэ - это труд, трудности создания шахматного триллера никого не смутили, тем более тема была как там любят - ностальгическо-патриотическая. Было сразу понятно, что скандальный матч в Багио, где уважаемые Чемпион и Претендент разве только в рожи друг другу не плевали, на пороге новой холодной войны легко поддастся трактовке в пользу отечественной делегации - но этот матч все равно придется снимать, под каким углом камеру ни ставь. И вот тут возникали проблемы.
Первым делом надо было понять, как строить конфликт. Классическая схема Давида и Голиафа не канала: несмотря на вроде 'бумажный' чемпионский статус, никто особо не сомневался, что Карпов - сильнейший шахматист мира, следовательно, победа его не была никакой сенсацией. Снимать про битву равных соперников тоже не хотелось - далее станет ясно почему. Таким образом, из всех сюжетов выбрали наиболее неравновесный и в спорте этически неприемлемый: о драконоборце. Светлом Ланселоте с открытым лицом, что срубает поганому змию его предательскую бошку со всеми заключенными в ней дебютными вариантами. И вот этого делать хорошему человеку не следовало.
Потому что Дракон у нас - никакой не Дракон.
Спору нет, гроссмейстер Корчной был склочным, самодовольным и в целом неприятным типом. Непонятно, любил ли он хоть кого-то больше себя или просто кого-то кроме себя. Он не умел проигрывать, был склонен к эпатажу и паранойе, водился с сомнительными персонажами и вообще был тот еще фрукт. Однако есть пропасть между желчным неудачником и гротескным злодеем - как между Драко Малфоем и Волдемортом; и Корчной в притворяющемся серьезном фильме ближе ко второму. Под всеми его ужимками, беспринципностью, порочностью, наглостью и коварством даже умения играть в шахматы незаметно: фильм подает это так, словно Претендент побеждает только благодаря побочным факторам. Смотрится все это мерзенько - особенно если знать опущенные подробности: что жене злодея Империя Добра не дает выехать к мужу, что сын злодея сидит как уклонист, потому что из универа его выперли за злодейское происхождение, что фамилию Корчной выкорчевывают из всех учебников и сборников партий, будто его никогда и не было (привет Оруэллу), что он не играет в турнирах, так как организаторов пугают бойкотом со стороны советских шахматистов - а это половина мировой элиты, причем лучшая. Только вот сказать об этом с экрана кишка тонка даже спустя 50 лет - а значит, пусть Претендент будет просто свинья: бывают же свиньи на свете.
Другой проблемой создателей был протагонист. Шахматные профессионалы часто люди несколько скучные, и в этом Карпов превосходил современников не меньше, чем в игре, где его стиль тоже особыми изысками не отличался: получал преимущество в пол-пешки и за ходов 50 дожимал противника. Спортсмен-режимщик, чье мнение обычно совпадало с начальским, плохо годился в герои фэнтези - вдобавок ради реализма создатели совершенно сознательно позвали на главную роль довольно заурядного актера Янковского-внука, у которого дедовой харизмы нет и в помине. Продолжатель династии играет примерно половину от интересного персонажа - что все равно в два раза интересней оригинального Карпова, будущего коллекционера марок и депутата от 'Единой России'. Авторы пытаются ему как-то присобачить пару личных трагедий, но выходит очень шаблонно и плакатно, а простора фантазии они не дают, хотя сны и галлюцинации откровенно поплывшего Карпова могли бы сделать проект глубже - но нам такого не надо.
А что надо? Плаката - вот еще одна находка (или проблема, кому как) проекта: вся страна болеет за нашего советского Толю. Смотрится это трогательно, смешно и страшно. Металлурги в цеху, полярники на тягачах, чукчи в чуме, чабаны и министры - все повторяют заветные ходы, чешут затылок и молят об одном: одолей. Спаси нас от поругания, Толя, советский сын советского отца, не дай злодею глумиться, предателю торжествовать. Пусть призовет все силы ада, который зовется Западом и которому продал он душу, но семья поможет, а Родина защитит. Так триллер про скандальный матч превращается в прохановскую мистерию единения героя, семьи и государства - символики в этот якобы реалистический фильм напихано как в стихи Брюсова. Тут и змея в постели, подосланная Претендентом, и демонические вихри за его спиной, и зловещие картины в дар от Бобби Фишера, подчеркивающие для совсем дремучих, с кем именно играет Карпов, и даже погода не просто так - дождь прекращается ровно когда надо, и Небо сияет, чествуя своего Сына. Очень китайский сюжетец получился - про культ предков, восстановление гармонии и изгнание ее возмутителя со всеми его йогами и прочими хиппи. Могучее стальное добро раздавило гадюку: радуйтесь, ну же!
Н-да. А ведь человек просто хотел свалить. Нет бы порадоваться, что с отъездом злодея улучшился средний моральный уровень населения - нужно было портить кровь изо всех сил. Вот едва и не огребли, сталкеры шахматные.
Но такая мораль нынче не в моде, а в моде другая, описанная в песне 'С чего начинается Родина'. Чем Родина кончается - в песне не сказано, но это, полагаю, и так понятно: званием чемпиона и солнцем в иллюминаторе самолета.
А для зла - ничем не кончается. No screen time for losers.
Не родился чемпионом - нефиг и пытаться. Такова гнилая сердцевина качественного и грамотного фильма с умело нагнетающей напряжение музыкой (драма не вывозит - добавляй басов!) и превосходной операторской работой. Пока учились, как снимать - забыли зачем.
P.S. Недоумеваете, откуда все-таки взялась змея? Судя по манерам, Корчной - хоть и побочный, но наследник Слизерина, поэтому знает парселтанг. Правда, все равно он просчитался - рептилия не посмела тронуть Избранного, защищенного любовью отца и отечества. Не по змию чаша, как сказал бы любящий метафоры министр спорта.
Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1978 года – одно из самых кинематографичных событий в истории спорта: разгар Холодной войны, экзотические Филиппины, два соперника, некогда бывшие друзьями, один – живое олицетворение советской системы, другой – ее непримиримый враг, постоянно вспыхивающие скандалы, напряженнейшее противостояние, исход которого остается неопределенным вплоть до последних секунд последней партии… Казалось бы, как можно не справиться с материалом, словно просящимся на экран? Оказывается, можно.
Поразительным образом, студия Никиты Михалкова, уже 8 лет несущая гордое знамя отечественного спортсплотэйшна, ухитрилась снять кино, в котором нет практически ничего цепляющего. Конечно, шахматы не так зрелищны относительно хоккея и баскетбола – «Легенду №17» или «Движение вверх» про них не снимешь, но конкретно матч в Багио тем и отличался от всех прочих битв за шахматную корону, что буквально каждый поединок сопровождался скандалом, получавшим подчас весьма драматичное развитие. Корчной, для которого схватка с Карповым была не только дорогой к заветному чемпионству, но и персональным «крестовым походом» против коммунизма, использовал любой повод для провокаций против соперника: демонстративно отказался вставать при исполнении «Интернационала», углядел в переданной Карпову во время партии бутылки с йогуртом скрытую подсказку, обвинил психотерапевта из команды соперника в попытке его – Корчного – загипнотизировать, требовал, чтобы Карпов обращался к нему исключительно через арбитра, не подписывал бланки проигранных партий и т.д. Удивительно, как в таких условиях противоборствующая сторона, столкнувшаяся к тому же с предвзятым судейством, не поддалась на провокации и ограничилась, фактически, лишь демонстративным отказом пожимать претенденту руку. Практически все эти яркие подробности остались где-то «за бортом», избежав попадания в фильм: Корчного вообще на экране удивительно мало, а его провокации ограничиваются общеизвестной историей с членами секты «Ананда Марга», которых Корчной нанял для тренировок по концентрации внимания. Причем, появляются они буквально на две сцены, после чего благополучно исчезают из повествования, хотя шум вокруг присутствия в команде претендента сектантов-террористов не стихал довольно долго. В результате перед нами предстает не отчаянный боец, готовый на все ради победы, а чудак «не от мира сего», который может для смеха выйти на сцену со счетчиком Гейгера, но по большому счету ерничает, а не ведет психологическую войну против оппонента, теряя глубину образа – к примеру, в каждой партии Корчной носит солнцезащитные очки, но создается впечатление, что это лишь часть имиджа, в то время как в действительности они так же использовались им для давления на Карпова (солнечными бликами Корчной рассчитывал вывести его из себя).
По сути нас лишили возможности увидеть длившееся три месяца противостояние, вместо этого введя в сюжет кучу совершенно ненужных элементов. Целый час создатели уделяют предматчевой подготовке, практически никак не влияющей на последующие события: зачем-то показали тайную встречу Карпова с Фишером в Югославии, которой не было, добавили линию его жены, так же бесполезную для сюжета, ухитрились впихнуть сцену игры между Корчным и 10-летним Толей, но «забыли» вспомнить, что их связывали дружеские отношения и что именно Карпов отговаривал старшего коллегу от побега из СССР. Наконец, в полном соответствии с партийной установкой, главным негодяем в картине является вовсе не диссидент-антисоветчик Корчной, а глава Спорткомитета Павлов – единственный персонаж, выведенный не под своей фамилией, что вполне объяснимо, т. к. реальный Павлов в отличие от киношного Градова, практически всеми современниками признается выдающимся организатором и предельно порядочным человеком (на его счету, к примеру, Олимпиада-80 в Москве). Градов же отчаянно труслив, груб и двуличен. Он вопреки всякой логике стремится отменить поединок между Карповым и Корчным, а когда это ему не удается, грозит всеми ужасами ГУЛАГа своему подопечному – не иначе, чтобы подбодрить перед ответственной игрой. Можно только поразиться, как создатели не постеснялись сделать жертву режима из «любимца партии» Карпова, при том, что сам экс-чемпион после распада СССР, когда никто уже пистолет у его виска не держал, неоднократно подчеркивал отсутствие какого-либо давления «сверху» – по словам Карпова, никогда ему не грозили карой в случае поражения, да и бдительное око КГБ он на себе не ощущал. Киношного же Карпова на Филиппины приезжает кошмарить лично Градов, предварительно закошмаренный Брежневым, – как будто по собственной воле человек не может защищать честь Родины.
Допустим, Вам непременно нужно было показать ужасы тоталитаризма. Но ведь гораздо логичнее сделать это на примере Корчного, у которого хватало претензий к системе и который не стеснялся озвучивать их на многомиллионную аудиторию. Но вместо этого наш антагонист демонстрирует поразительную аполитичность – разговаривая с Карповым во время матча, он по сути признается, что сбежал на Запад исключительно из-за чувства обиды: руководство заранее его «списало», выбрав кого-то помоложе для битвы с Фишером, и лишившийся шанса на чемпионство гроссмейстер решил отомстить власти и Карпову разом. Пару раз с уст Корчного все же слетают выпады в сторону Москвы, но иначе как позерством это не назвать. Более того, его монолог перед Карповым во время подпольного петушиного боя, как бы абсурдно к нему не подвели (соперникам запрещено обращаться друг к другу во время матча, если речь не о предложении ничьи, а они на виду у тысяч зрителей договариваются о встрече), настолько убедительно сыгран Хабенским – единственным, которого тут просто не за что ругать, – что невольно начинаешь сочувствовать Корчному, остановленному буквально в шаге от шахматной короны невесть откуда взявшимся выскочкой.
Такие странные решения и ненужные сюжетные линии отнимают столько времени, что на саму партию остается всего-ничего. Если Вы не знаток истории шахмат, то не опознаете в женщине из группы поддержки Корчного его будущую жену Петру Лееверик, потрепавшую нервы советской делегации едва ли не больше своего возлюбленного, а ведь история их отношений вполне себе тянет на отдельный фильм. Если не читали специальную литературу, не узнаете про то, как шла борьба за симпатии прессы и как Карпов в конце концов выиграл эту борьбу, как однажды всех облетела ложная новость о гибели чемпиона и множество других ярких эпизодов. Зато, если эти подробности Вам известны, то фильм просто рухнет под грузом вымысла, аляповатых сцен и вымученных диалогов. Режиссеру и сценаристу (в данном случае это одно лицо) нужно пожать руку за умение забить хронометраж красиво снятой пустотой – чего стоят только анимационные сцены поиска соперниками ходов, в которых и гроссмейстеру не разобраться, или непонятно зачем придуманный эпизод со змеей, попавшей в номер Карпова по всей видимости стараниями бдительного КГБ. При этом между делом куда-то на второй план ушел чемпионат мира, ей Богу, достойный более бережного отношения со стороны киношников.
Думаю не нужно быть гением, что бы увидеть явную мораль фильма, которая гласит «люби Родину, жертвуй ради неё, ведь за границей живут только чокнутые и предатели». На это намекают с самого начала, как только Корчной становится главным антагонистом, а также большинство лиц из-за границы, которые также являются не самыми дружественными. По сути посыл достаточно пропагандистский, но тем не менее имеет право на существование.
Основная проблема в том, что даже посыл фильма показан ужасно. Сначала нам говорят, что правительство СССР слишком строгое, запрещает Карпову стремиться к своей мечте, заставляет его забросить шахматы, подкупает близких ему людей, а если он проиграет чемпионат, то на этом закончится не только его карьера, но и чуть ли не вся жизнь. Противоположной стороной является Корчной, которому совершенно не угрожает правительство Голландии, в которую тот переехал. Если он проиграет турнир, то сможет продолжить играть в шахматы, жить спокойной своей жизнью. Таким образом, фильм идёт в противовес своей же идее, ведь после всех событий было бы даже логично, если сам Карпов иммигрировал в другую страну, ведь как нам показали ранее – шахматы для него — это вся его жизнь. В какой-то момент всё переворачивается, теперь Карпов по непонятной причине становится патриотом своей страны, хотя все события как я ранее сказал, шли только в обратную сторону. Единственное объяснение такому перевороту – любовь близких людей и большинства граждан СССР к юному шахматисту, но про это уделяют мало времени.
Корчной начинает играть в нечестную, используя самые разные методы. Насколько я понял, все эти подставные приёмы показаны для того, чтобы зритель осознал какие недобросовестные и подлые люди живут за границей. Но только лично мне хватило одного раза, чтобы понять это, но создатели фильма видимо так не считают, думают, что зритель слишком глуп и надо показать это ещё несколько раз, а потому начинают пихать несуразные вещи по типу: гипноза, террористов, змей, экстрасенсов и т.д. Всё это лишь повторяет сюжет и никак не продвигает его дальше.
Допустим с посылом и сюжетом фильма всё плохо, но возможно нам дадут замечательных персонажей и диалоги. К сожалению, единственная нормальная сюжетная линия была между главным героем и его отцом, вся остальная куча персонажей смотрится нелепо и бессмысленно. Вы не запомните ни одного персонажа из команды Карпова, потому что нам даже не объясняют кто за что отвечает и чем в принципе они отличаются. Любовная линия очень глупа. Она есть, но зачем она, и почему главный герой влюблён нам не расскажут и не покажут. Примерно половина диалогов в одном стиле:
-Ферзь H3
-Ладья B5
-Слон E6
и т.д. Кто-то скажет, что это мои проблемы, что я не могу представить шахматную доску в голове и следить за диалогом персонажей, но, во-первых, а нужны ли эти диалоги вообще, как они продвигают сюжет? Во-вторых, если следовать такой логике, то чтобы посмотреть фильм про войну, я должен разбираться в военной технике, чтобы посмотреть фильм про музыкантов, должен разбираться в нотах, а если захочу посмотреть фильм про космос, то должен знать физику и ракетостроение. Звучит, как бред, так оно и есть. Ведь художественный фильм – это оплот искусства или развлечения, который должен быть понятен либо на киноязыке, либо на простом, более понятном зрителю, но данный фильм видимо так не считает.
Максимум на что способен фильм – это удивительные визуальные эффекты, которые запоминаются чуть ли не ярче самого сюжета. Но, по чести говоря, чтобы стать чемпионом мира и покорить сердца зрителей на долгое время, недостаточно иметь красивую визуальную обёртку, нужно также иметь крепкий стержень.
Очередной провал российского кинематографа, причём создатели картины даже не сделали выводов из прошлых неудачных попыток экранизировать биографии знаменитых спортсменов.
В центре сюжета борьба за мировую шахматную корону, матч между молодым советским шахматистом Анатолием Карповым и опытным гроссмейстером Виктором Корчным. За товарища Карпова играет вся команда шахматистов, состоящая из лучших гроссмейстеров того времени, а диссидент играет в одиночку. По задумке создателей мы должны симпатизировать товарищу Карпову, потому что над его виллой на Филиппинах летает вертолёт и не даёт ему сосредоточиться, среди зрителей сидят экстрасенсы, посылающие в его мозг сомнительные сигналы, а в гостиничный номер вползает змея. Ну, полный бред! Говоря шахматным языком, полный цугцванг, куда ни пойди или ни посмотри - везде плохо! Фильм не спасают даже добротная игра Хабенского и качественный набор актёров второго плана.
В поисках конфликтов как обычно главными антагонистами выступают чиновники, кэгэбэшники и сама советская система. За главный драматургический ход берётся стандартное клише - герой борется с системой и побеждает в финале, умыв рот злобным советским функционерам. Для остроты восприятия в это блюдо добавляется, как уже было в предыдущей картине этой киностудии про Харламова и баскетбол, конфликт в семье и болезнь родственника.
Кстати, о баскетболе (куда без него), он также есть в этом кино – эпизод, где товарищ Карпов заставляет кричать филиппинцев на баскетбольном матче СССР и Югославии «Шайбу, шайбу!», видимо, призывая Филиппины развивать хоккей. Ещё одна нелепая сцена, приготовленная, судя по всему, для размаха экранизации, - футбольный матч в Лужниках, где болельщики, наблюдая за игрой команд Динамо-Киев и Спартак, скандируют «Толя! Толя!», посылая сигнал поддержки товарищу Карпову в Багио.
Кино очень депрессивное, затянутое, и задолго до предсказуемого финала хочется крикнуть: доколе вы, как бы опытные кинематографисты с административным ресурсом и доступом к безвозвратной государственной финансовой поддержке, будете эксплуатировать жизни замечательных людей и испытывать зрительское терпение? Честно говоря, мне кажется, что этот творческий провал мог бы стать логическим завершением трилогии создателей про спортивные достижения СССР, но что-то мне подсказывает, что этого не произойдёт в ближайшей перспективе.
Главной проблемой современной культурно-идеологической машины является тот столп, на который она может опереться в создание фильма. Испробовали все: хоккей, баскетбол и ряд крайне неудачных фильмов о футболе. На этот раз пришло время игр с интеллектом.
В моем представлении такие истории должны рассказываться скромнее, без всяких излишеств. Вместо драматичной борьбы психологий двух гроссмейстеров нам зрителю показывают нейроны и неплохо поставленные для российского кино сцены гладиаторских боев шахматных фигур с компьютерными эффектами.
Вообще наше современное кино заразилось у американского любовью ко всему гигантскому. На этом фоне пусть и простенький гроссмейстер с Мягковым выглядит куда более солидной историей именно про шахматную битву интеллектов. Не зная точных подробностей были ли на этой серии в зале Экстрасенсы но подана сама эта история очень глупо. Сидящий на первом ряду усатый мужичек как идиот пытается из себя выставить эдакого Кашпировского. Советская делегация ведет себя еще глупее, реагируя на это как сорвавшийся медведь. Или авторы фильма хотели донести: чему вы удивляетесь, когда в 90-ые годы многие поверили в такую лабуду?
В фильме подогнано очень многое под современный политический строй. Тут вам и подкол в адрес украинцев на предмет того, что у них в генетическом коде написано все усложнять. Удивительно, что в адрес Грузии не было подобного укольчика. Студия Тритэ все пытается возродить некий сакральный миф о потерянном великом и великих людях и победах о стране, к которой, как мне кажется, Никита Сергеевич относится половинчато.
Попытки сыграть по обе стороны и вашим, и нашим выглядят дешево и отвратительно. Вроде и есть апофеоз – и красному флагу, и шлягерам тех лет, но в то же время, чувствуется недоверие к тому государству, которое, как минимум, имело великие победы и свой такой разный кинематограф. Мы хотим сейчас чего-то крупного, даже из такой драматичной истории, что делает Карпова неуверенным неврастеником, делает из героя Хабенского эмигранта-правдоруба, измеряющего радиацию перед шахматной партией.
За каждой, будь то спортивной или исторической судьбой, есть драма, которую мы не получаем, хотя фильм идет два с половиной часа. Клишированные вставки с отцом-учителем и личными переживаниями изрядно поднадоели. А зачем прозвучала песня Пугачевой «Арлекино» перед отъездом делегации и Карпова в СССР? Непонятно. Или это такой намек?
Хочется верить, что отечественное кино перестанет оглядываться на запад и обретет свои очертания. Ведь надоело брать из раза в раз какой-то период истории красной России и делать из этого балаган который, забудется после первого просмотра.
Экзистенциальные 'ми-ми-мишки' для взрослых. Причины провала кинокомикса - на пальцах.
Здравствуйте. Что будет, если взять музыку из Дюнкерка, показывать флаг СССР, затеять конфликт вокруг двух чсв и спекулировать над смертью родителя? Будет фильм 'чемпион мира'. Давайте детально и профессионально проанализируем причины неудачи этого фильма: чего ему не хватило, что требуется, чтобы фильм стал качественным и живым.
Возьмем быка за рога и поговорим о главном - о драматургии. Как сценарный доктор сразу скажу: если бы такой сценарий попал на доработку, он получил бы много дельных советов по доработке. Нам, зрителям, авторы предлагают болеть за 'Наших' - потому что они наши. Никакой глубины, просто вот так Брежнев, министр сказал, что 'надо' - и мы теперь должны прямо катарсис испытать, чтоб победить. По мнению авторов, мотивации 'потому что так сказал Брежнев' достаточно - в действительности, конечно же, нет. Поэтому глобально фильм, сделав акцент на чем-то поверхностном, не копнув глубже - просто оказался одноразовым. Какой-то пародийно показанный противник, 'антагонист' карикатурный - как только его не стало, Карпов, похоже, решил отомстить и содействовать созданию такой вот нетленки, где 'всю правду' расскажут. Почему-то раньше такого фильма не выходило - вероятно, боязнь платить за клевету всё же отрезвляла тех, кто теперь обслуживает олигархат.
Далее, чисто ремесленно. Главный просчет авторов в том, что они не подключили зрителей, не сделали нас соучастниками событий. Мы остались наблюдателями, как остаются дети, смотрящие сериал мимимишки, где 'кеша' что-то мастерит - не-пойми-что и не-пойми-как, но авторы, вероятно, искренне полагают, что зрителей это будоражит. Секрет открою: нет. Конечно, нет. Если только зритель поймет правила игры и станет мыслить, как тот, к кому нужно подключиться - тогда и только (!) тогда зритель начнет сопереживать по-настоящему. А нам предложили наблюдать со стороны. Бессмысленные смены крупностей фигур шахмат - вот и сидите, как говорится, 'Дрожите'. А с чего? Где визуализированный ход мыслей Карпова? Ведь можно было показать движение фигур на доске со шлейфами от них, ускоренное, как будто он просчитывает варианты. Можно было озвучить его мысли - чтобы мы боялись или ждали какого-то хода противника! Чтобы мы подключились и кричали 'давай'. Вместо этого, как и в фильме 'движение вверх', на предлагают 'за себя и за Сашку' (потому что 'так надо'). А вместо визуализации режиссер вовсе решил попутешествовать по нейронам Карпова. Зрелище еще то, скажу я вам. Чувственно совершенно не подключает, и даже напротив - отдаляет от происходящего, как бы показывая - 'Это где-то там вон творится, это к вам, зрителям, не относится'. В этом и был главный просчет авторов. В этом причина одноразовости этого фильма.
Неспособность эмоционально вовлечь зрителя режиссер пытался компенсировать вторичными линиями всяких там чиновников, жен, умирающего отца - все это можно было бы назвать 'пожалейкой' и забыть, но авторы на это только и сделали ставку и проиграли. Нужно было выстраивать драму вокруг центрального персонажа и давать зрителю ощутить себя в его шкуре. На это нужно было проработать сценарий, показать 5-7 точных деталей и всего-то.
Режиссёр по-своему интерпретирует матч 1978 года между Карповым и эмигрантом Корчным: заменяя важные реальные детали противостояния на спецэффекты под мрачную инструментальную музыку. Особенно хочется выделить работу с камерой: каждую секунду доска с шахматистами и их лицами показывается с нового ракурса, видимо намекая нам, недалёким зрителям, на динамичность, эмоциональность и хаотичность средней 5-часовой партии.
Личность Корчного, к сожалению, раскрыта только матерными словечками и любовью к благам Запада. Немудрено, ведь этому персонажу отведено всего пару минут. Не заслуживает упоминания его уникальное кресло с откидывающейся спинкой, подаренное иностранной частной компанией. Не узнаем мы и имя женщины главы делегации Корчного, которая боролась на совещаниях с многочисленными ультиматумами советской стороны (лишения флага Корчного, рентген его кресла, удаления его помощников из зала игры, уповая на их якобы доказанную преступную деятельность). Реальные интервью Корчного западной прессе, в которых он просит Брежнева освободить из тюрьмы сына-заложника, оставшегося в СССР, режиссёр мудро не показывает, предпочитая осветить отдых, быт и пляжные забавы тренерского штаба Карпова. Сидоров не даёт взглянуть на матч с обеих сторон. Он должен взрастить в зрителе тёплые чувства к Карпову, разделив происходящее на экране на чёрное и белое.
По традиции фильмов про спорт в СССР ('Движение вверх', 'Легенда 17'), чиновники начинают чинить козни и предлагают бойкотировать матч, опасаясь за репутацию СССР в случае поражения и не забывая напоминать про кары, которые ждут проигравшего на Родине. Но Карпов непоколебим. Он должен играть матч и выиграть его несмотря ни на что. Он чемпион мира. Это его долг и он пожертвует всем на пути к своей цели. Тем незначительней и неправдоподобнее смотрятся тревожные события на 2-м плане, которыми Сидоров пытается заставить нас сопереживать герою: болезнь отца, ссора с женой, давление руководства делегации.
«Чемпион мира» может понравиться только сверхпатриотичным и эмоциональным зрителям. Остальные же, по мнению режиссёра, могут насладиться вместо правдивой истории видами русских полей, пейзажами севера, а также иными локациями с болельщиками Карпова, которые будут повторяться, дабы никто не смог забыть о значительности происходящих событий для страны. Неверно расставленные акценты портят фильм, наполняя его бессмысленными кадрами, а также обесценивая драматичную жизненность реальной истории.