Вот умели же, умели же в ту эпоху применять такие сценические приемы, что по изобретательности и способности всколыхнуть зрительское воображение не всякие современные спецэффекты могут с ними сравниться. Написанное, естественно, не означает попытку доказать, что, мол, спецэффекты — это крайне дурно, а хорошие фильмы умели снимать только несколько десятилетий назад. Нет, вовсе нет. Но просто очень трудно удержаться от может и избыточных похвал.
Нет, «Эдвард, мой сын» не первый фильм с такой особенностью, да и не особо известный. Самый же известный фильм, где имя какого-то персонажа присутствует в названии... а в самом фильме персонаж отсутствует! — конечно же, «Ребекка» Хичкока. Вот и здесь, как в «Ребекке», нам ни единожды не покажут того самого заглавного героя Эдварда, ни в детстве, ни когда он уже юноша. Только меняется количество свечек на праздничном торте, и мы узнаем героя через восприятие его окружающих, так что зрителю остается лишь догадываться, насколько такое восприятие искажает знания о каком бы то ни было человеке.
Молодые супруги Арнольд и Эвелин безмятежно празднуют первый день рождения сына Эдварда. Но через пять лет ребенку требуется крайне дорогостоящая операция, а денег на нее нет. Тогда Арнольд поджигает свою компанию и получает страховку, которой хватит на расходы. Притом то не последняя его жертва ради преуспеяния сына, но папаша явно не в курсе, что кое-чем жертвовать даже для очень дорогого человека недопустимо...
В фокусе сюжета, по сути, взаимоотношения родителей Эдварда, и разыграна местная семейная драма очень умелыми актерами. Спенсер Трейси к тому времени уже снимался с Кэтрин Хепберн, имел два Оскара, впереди у него было еще много недюжинных работ в кино. И такой актер, разумеется, неподражаем в роли человека, который не прошел испытание медными трубами, то есть богатством с известностью, и даже став лордом, сохраняет какую-то уж чересчур мелкую хитроватость. При этом показано воздействие Арнольда не только на жизнь Эдварда, но и других людей: ревностный отец, оказывается, вымогатель и завзятый интриган, вокруг него умирают люди, чему он способствует, пусть даже не убивая физически. Здешняя экранная партнерша Спенсера Трейси Дебора Керр — тоже не самая тусклая звезда на тогдашнем кинематографическом небосклоне. И перед нами предстает душераздирающая судьба Эвелин. Сначала она чуткая, искренняя, чистосердечная и энергичная молодая женщина, потом расфранченная, но истерзанная изменой мужа и его шантажом, крайне искореженная светская дама, спивающаяся алкоголичка...
Мораль фильма наверное отчасти неутешительна: горбатого могила исправит, а если одержимость запустит в кого-то когти, то не факт, что человек сможет от нее излечиться, даже наступив уже на крайне острые грабли. Но в то же время есть и позитивные моменты: даже английские лорды не всемогущи, а кое-кто способен позаботиться о том, чтоб меньше людей на свете вырастало мажорами, буквально удушаемыми чрезмерным патронажем со стороны отцов. И больше — свободными людьми, имеющими возможность совершать собственные ошибки, но и живущими своей жизнью, а не той, в которой у них даже нет шанса взять на себя за что-то ответственность.