К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Старая добрая Америка сразу же после окончания Первой мировой. В семье Боултов рождается первенец, который так и останется одним-единственным ребенком. Молодожены Арнольд и Эвелин нарекает сына Эдвардом. И чтобы пацан ни в чем не нуждался, Арнольд нахрапом продвигается по бизнес-ступеньке, нарушая законы и всякие этические рамки. Поджечь, ради страховки свой обанкротившийся магазинчик? Не вопрос. Прошантажировать директора школы, в которой учится Эдвард? Легко. Бросить нереспектабельного дружка-неудачника, который затем сам бросится головою вниз с небоскреба? Запросто. Вот только с таким педагогическим подходом из самого Эдварда порядочного гражданина не получается, да и Эвелин все больше разочаровывается в такой семейной жизни.

Трудно поверить, чтобы под водительством Джорджа Кьюкора и при участии таких актеров, как Спенсер Трэйси и Дебора Керр могло выйти что-то паршивое, но эта невероятность наглядно была реализована в этом проекте. Кьюкор поставил нуднейшее кино по мотивам какой-то там американской пьесы. Взяв за основу «фишку», которую еще в 1940 году впервые воплотил Альфред Хичкок в «Ребекке» - снять фильм с названием главного персонажа, которого так ни разу и не показывают – никакой другой «интриги» создатели этой постановки больше не предложили. И если в той же «Ребекке» одноименная героиня значилась умершей, что само по себе исключало ее появления (кроме возможных флэш-беков), то Эдвард, согласно сюжету, жил до 23 лет и должен был помереть «героем» (как рассказывает в самом начале фильме герой Спенсера Трэйси) на войне. Вот только бесконечными разговорами о «проблемном Эдварде» эффект присутствия мальчика в этом фильме достичь не удалось. Порой складывалось ощущение, что никакого Эдварда вообще не существует.

По исполнению. Даже с учетом нуднейшего сюжета с пафосно-педагогическим посылом – не надо потакать во всем детям-мажором, потому что до добра это не доведет – для Спенсера Трэйси и Деборы Керр это были точно не лучшие роли. Спенсера загнали в рамки персонажа такого себе одержимого своим сыном опекуна, делая из главгероя напыщенно аморального героя. Но выходит это слабовато, потому как практически все поступки Арнольда/Трэйси какого-то отторжения не вызывают, а потому и вся генеральная проблематика фильма выглядит крайне неубедительно. Удивила и единственная оскаровская номинация этой ленты для Деборы Керр. Для 28-летней актрисы это была ее самая первая (из последующих шести) номинаций на «Оскар», и то, что Дебора была одной из выдающихся актрис Голливуда, каких-то сомнений не вызывает. Но номинация за роль сердобольной мамани, которая и незаметного сына странно любила, и незаметно другого полюбила, и также незаметно (но вдруг) стала старенькой и несчастной алкоголичкой… в общем, это, скорее, был аванс от киноакадемии.

Вердикт. Скукотища, несмотря на все усилия ударной режиссерско-актерской компании.

6 из 10

25 июля 2016 | 22:52
  • тип рецензии:

Вот умели же, умели же в ту эпоху применять такие сценические приемы, что по изобретательности и способности всколыхнуть зрительское воображение не всякие современные спецэффекты могут с ними сравниться. Написанное, естественно, не означает попытку доказать, что, мол, спецэффекты — это крайне дурно, а хорошие фильмы умели снимать только несколько десятилетий назад. Нет, вовсе нет. Но просто очень трудно удержаться от может и избыточных похвал.

Нет, «Эдвард, мой сын» не первый фильм с такой особенностью, да и не особо известный. Самый же известный фильм, где имя какого-то персонажа присутствует в названии... а в самом фильме персонаж отсутствует! — конечно же, «Ребекка» Хичкока. Вот и здесь, как в «Ребекке», нам ни единожды не покажут того самого заглавного героя Эдварда, ни в детстве, ни когда он уже юноша. Только меняется количество свечек на праздничном торте, и мы узнаем героя через восприятие его окружающих, так что зрителю остается лишь догадываться, насколько такое восприятие искажает знания о каком бы то ни было человеке.

Молодые супруги Арнольд и Эвелин безмятежно празднуют первый день рождения сына Эдварда. Но через пять лет ребенку требуется крайне дорогостоящая операция, а денег на нее нет. Тогда Арнольд поджигает свою компанию и получает страховку, которой хватит на расходы. Притом то не последняя его жертва ради преуспеяния сына, но папаша явно не в курсе, что кое-чем жертвовать даже для очень дорогого человека недопустимо...

В фокусе сюжета, по сути, взаимоотношения родителей Эдварда, и разыграна местная семейная драма очень умелыми актерами. Спенсер Трейси к тому времени уже снимался с Кэтрин Хепберн, имел два Оскара, впереди у него было еще много недюжинных работ в кино. И такой актер, разумеется, неподражаем в роли человека, который не прошел испытание медными трубами, то есть богатством с известностью, и даже став лордом, сохраняет какую-то уж чересчур мелкую хитроватость. При этом показано воздействие Арнольда не только на жизнь Эдварда, но и других людей: ревностный отец, оказывается, вымогатель и завзятый интриган, вокруг него умирают люди, чему он способствует, пусть даже не убивая физически. Здешняя экранная партнерша Спенсера Трейси Дебора Керр — тоже не самая тусклая звезда на тогдашнем кинематографическом небосклоне. И перед нами предстает душераздирающая судьба Эвелин. Сначала она чуткая, искренняя, чистосердечная и энергичная молодая женщина, потом расфранченная, но истерзанная изменой мужа и его шантажом, крайне искореженная светская дама, спивающаяся алкоголичка...

Мораль фильма наверное отчасти неутешительна: горбатого могила исправит, а если одержимость запустит в кого-то когти, то не факт, что человек сможет от нее излечиться, даже наступив уже на крайне острые грабли. Но в то же время есть и позитивные моменты: даже английские лорды не всемогущи, а кое-кто способен позаботиться о том, чтоб меньше людей на свете вырастало мажорами, буквально удушаемыми чрезмерным патронажем со стороны отцов. И больше — свободными людьми, имеющими возможность совершать собственные ошибки, но и живущими своей жизнью, а не той, в которой у них даже нет шанса взять на себя за что-то ответственность.

31 января 2015 | 15:13
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: