К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Главный герой фильма - работяга Лёха, который хочет заработать денег и перестать крутиться, как белка в колесе. Однако это невозможно в его провинциальном городе, где вся власть в руках беспринципного Толяныча. Лёха знакомится с журналисткой и они решают вырваться, уехать из своего города в Москву, потому что лишь там возможна другая жизнь. Вот только это оказывается не так просто, потому что поезда и автобусы туда не ходят, а гениальный земляк перед своей смертью не просто так писал на стенах своей квартиры стихи о том, что Москвы не бывает.

Сперва о плюсах: великолепно выбраны локации для съёмок, саундтрек из песен 'Гражданской обороны' очень в тему, удачны некоторые второстепенные герои (хоть и не все), а резкость твистов по-хорошему шокирует.

Но и критиковать фильм можно за многое: это и местами слабая игра ведущих актёров, и провисание темпа, из-за чего начинаешь скучать на некоторых сценах, карикатурность ряда персонажей. Бросается в глаза и недостаток бюджета, не позволивший полностью раскрыть потенциал сценария.

Но при всех своих минусах фильм - настолько яркое и смелое высказывание, что критиковать его не хочется. При кажущейся простоте и камерности - фильм многослойный и позволяет разные прочтения, поднимает разные темы. После просмотра остается ощущение, что это кино скрывает больше, чем показывает, побуждая зрителя размышлять и выискивать новые смыслы, самостоятельно достраивать картину.

Метафора фильма проста, но наглядна - в провинции невозможно жить, нужно перебираться в Москву, которая стала для героев синонимом рая, но вот Москвы не бывает, в неё нельзя попасть, а попавшие - не вернутся назад, или вернутся совсем другими. И приходится вновь и вновь пытаться выйти за рамки, изменить себя, чтобы изменить мир.

Рецензия вышла сумбурной, как и местами сумбурен сам фильм. Но я рекомендую его посмотреть и постараться понять.

24 мая 2021 | 17:41
  • тип рецензии:

Можно ли снять хорошее кино с небольшим бюджетом? Этот фильм - еще одно доказательство, что можно. Начинается всё как беспощадная сатира на российскую провинциальную жизнь, которая не менялась с 90-х. Работяга Лёха живёт с некрасивой усатой женой и дочкой, постоянной работы нет - перебивается нечастыми заказами по установке окон. В городе заправляют всем бандиты. После череды неудач Лёха решает сбежать в Москву вместе с местной журналисткой - но оказалось, что... Москвы не бывает. Только в конце фильма жанр перерождается в научную фантастику.

К достоинствам картины можно отнести неизвестных актёров (да - это достоинство в российских реалиях), хорошую режиссёрскую работу и музыку. К недостаткам можно отнести халтурные сцены убийств и плохую постановку драк. Но главное - сохранён темп повествования и соблюдён шаткий баланс между драмой и сатирой. А финал настолько необычен, что мысленно пожимаешь руку сценаристу.

04 июня 2021 | 17:42
  • тип рецензии:

Вероятно, такого кино, как 'Москвы не бывает', не может да и не должно быть много, но когда такое попадается, получаешь глоток свежего воздуха. В пространстве фильма встречаются Салтыков -Щедрин и Тарковский, Оруэлл и Кубрик, концепции Мира Дикого Запада и Звездного крейсера Галактики, атмосфера фильмов Звягинцева и Быкова - все сконцентрировано в полуторачасовом действии, в котором развязка отвечает на некоторые вопросы, но только для того, чтобы в голове зрителя родились новые вопросы, над которыми создатели фильма предлагают поразмышлять самостоятельно. В отношении жанра я бы в целом определил этот фильм как социально-философская фантастика, но и с жанром все многопланово и неоднозначно: фильм несет хороший заряд сатиры с элементом черного юмора и даже трэша, элементы классического триллера, панк-культуры в ее российской версии скоморошества или даже юродства.

Нет смысла пересказывать содержания, - кино делается, чтобы его не пересказывали, а смотрели, но 'Москвы не бывает' - кино из разряда 'не для всех'.

Каждый зритель, помимо того, что сказал режиссер, выуживает из фильма что-то свое. Лично я разглядел знакомую и актуальную для меня тему настоящего и ненастоящего: часть действующих лиц фильма пытаются жить по-настоящему, не зная правды. Другая часть знает правду и имеют возможность жить по-настоящему, но вместо этого она подчиняет себя 'великой идее' и становится частью какого-то гигантского механизма. В этом отношении фильм выходит за рамки российской действительности: пространство фильма можно сопоставить со всем современным человечеством, живущим на Земле, в котором есть 'золотая тысяча' рулевых, а остальные стоят перед выбором: стать частью системы или остаться самими собой)

Фильм демонстрирует и еще один факт, который относится ко всему кинематографу в целом: идея - первична, сознание определяет бытие. Фильм по меркам мирового кино малобюджетен, но в нем есть мощный заряд смысла, его проблематика актуальна и, вместе с тем, она вне времени и географических границ, потому что настоящий ответ на вопрос: 'Кто ты?' выводит человека, который ищет на него ответ, за пределы конкретных времени и пространства.

По этой причине, некоторые недостатки сценария и съемок (если они действительно есть - я не профессионал в области кино) второстепенны и я не буду писать о них здесь вовсе.

9 из 10

10 июня 2021 | 14:40
  • тип рецензии:

Фильм «Москвы не бывает» далеко не дебютанта Дмитрия Фёдорова («Ведьма») - кино презанятнейшее: дикая смесь из чернухи 90-х, «Города Зеро», «Левиафана» и авторской российской фантастики за три копейки. Удачно подмеченные и сыгранные сцены провинциальной жизни чередуются с какими-то совершенно ученическими «нереальными» (особенно в первой половине ленты). Потом «маразм закрепчает», реальность окажется не реальностью, а многослойными вариантами реальности. И всё действие, как выяснится, происходит не в какой-то одичалой провинции, живущей отдельно от Москвы в каком-то открытом космосе, а как-раз таки в космосе - на огромном корабле с остатками землян, летящими спасаться к далёкой планете.

Концовка напоминает бред сумасшедшего и реально пугает. И кино становится «дикое, но симпатичное». Убедителен главный герой работяга Лёша (Иван Федотов) и его маргинальное окружение — сожительница, товарищ по работе, мама (все, за исключением новой подружки-журналистки, слишком уж наивно-легковесной (Ольга Старченкова), убедителен местный криминальный авторитет в исполнении Александра Воробьева и псевдо-гость из Москвы (Анатолий Горячев). Совершенно в тему саундтрек. Ещё поражают кассовые сборы — 373 доллара. И это обнадёживает — нашлись таки люди, рискнувшие выпустить фильм в прокат. Который, возможно, окажется важнее для отечественного кино, чем мега-блокбастер «Холоп».

7 из 10

04 августа 2021 | 07:34
  • тип рецензии:

Удивительно, что такие фильмы еще снимают, им дают прокатное удостоверение и их можно совершенно легально посмотреть. Хотя, стоит признать, что некоторые верные догадки научились весьма эффективно дискредитировать. В том числе частым повторение. Так что в стирание памяти уже никто не верит.

Сюжет про стирание памяти далеко не нов. Да, в предыдущих рецензиях уже упоминались Люди в черном, Вспомнить все... И про Шоу Трумена тоже вспомнили.

Мне же фильм больше напомнил сюжет прочитанной в юности более тридцати лет назад повести (жаль, не помню ни автора, ни названия) про парня, который просыпается утром на пляже и обнаруживает, что, в отличие от него, жители города не помнят вчерашний день. Оказывается все они - клоны погибших в атомном взрыве, ежедневно живут свой последний день, а ночью им стирают память, чтобы тестировать на них рекламные технологии.

Вот, собственно, об этом и 'Москвы не бывает', извините за спойлер. Точнее о том, что бывает, если не помнить - деградация и упыри в илите (да, я знаю, как пишется элита, но это другое). Причем, капитан, на мой взгляд, от Трофимыча отличается только образованием... а может, это просто диплом и всепоглощающая гордыня и жажда власти, которая просто нашла себе социально одобряемый ход (помните, как в 'Заводном апельсине' было?)

Очень органично, как мне кажется, в фильм вписались российские панки. И не только из-за моих юношеских воспоминаний (такими, кстати, они стали уже, когда их разрешили), а еще и потому, что у панк-культуры есть один важный феномен: она внешне настолько безумна, что позволяет сохранять разум, когда миллионы уверенных в собственной правоте леммингов стройными рядами движутся к краю пропасти.

01 марта 2023 | 02:38
  • тип рецензии:

Однажды у какого-то студента-сценариста родилась в голове идея-метафора. Идея хорошая, интересная, вызывающая дополнительные вопросы и желание поразмышлять.

И начал этот студент снимать кино по своей идее. Детали, сплоченность и логичность сюжета, интерес к повествованию и даже игра актёров оказались не важны. «И так пойдёт» — думал студент. Ведь главное — идея!

По крайней мере, такое ощущение у меня сложилось от просмотра.

Неплохие декорации — да. Гражданская оборона в саундтреке кому-то понравится. Но зато первую половину фильма саундтрек — однотонная пищалка какая-то, призванная нагонять жути и саспенса, но не справляющаяся с этой задачей.

Хотите сэкономлю вам время? Просто посмотрите первые 10 минут фильма и последние. Этого достаточно, чтобы уловить идею авторов, но не скучать в ожидании развязки.

Всё, что тут есть реально — это завязка и развязка, иллюстрирующие идею.

Сама идея неплохая — есть что обсудить. Но кроме неё, к сожалению, в фильме особо больше ничего нет.

Есть люди, которые думают, что им понравился фильм. Но если побеседовать с ними - становится понятно, что им понравилась только идея. И они просто согласны простить фильму вообще все косяки, из которых он состоит просто потому что им понравилась сильная метафора.

Я считаю, что фильму не хватило цельности и проработки. Глубины подачи той самой идеи. А также — качества исполнения. Понимаю, что бюджета нет. Но блин, можно было сделать лучше даже с этим. И не делать дешевые компьютерные эффекты. Лучше было обойтись вообще без них.

Ну правда, смотришь на этот огонь, горящий в бочке и невольно вспоминаешь игры года так 2000-го. Уровень графики такой же. И думаешь, ну ведь они старались! А потом думаешь: «А зачем?». Если уж тебе нужна бочка с костром в кадре — ну поставь бочку и разожги в ней костёр! А если нет, то вопрос — нужна ли тебе эта бочка вообще тут? Ну не играет она никакой роли от слова совсем. Зачем тогда?

В общем, плохо всё, кроме основной идеи. Но саму идею можно услышать в явном виде в последние 10-15 минут фильма. Для антуражности — глянуть первые 10.

11 ноября 2021 | 17:47
  • тип рецензии:

Создатели российских фильмов последних 10ти лет сильно грешат тем, что пытаются склонить зрителей к той или иной политической позиции, давая прямой посыл, что у нас всё плохо или наоборот заставляя зрителя гордиться страной. Этот фильм исключение и уже этим здорово выделяется на фоне всего остального. Идеология тут безусловно присутствует тоже, но авторы держат нейтралитет до финальных титров. В виде аллегорий в фильме представлен политический спектр современной России. Зритель может спокойно выслушать и сравнить разные точки зрения и понять их плюсы и минусы. Нельзя сказать что кто-то не прав или прав, в чем-то правы и неправы все. Инструменты, которыми достигается этот эффект заслуживают только похвалы, это умеренно черный юмор, без перегибов, музыка в тему, реализм декораций.

Если сравнивать с фильмами таких режиссеров как Звягинцев и Быков, которые однозначно склоняют зрителей к определенной идеологической позиции, чем вызывают восторг у уже поддерживающих ее зрителей, то здесь этого восторга наверное не будет, даже если в начале он может возникнуть, то монолог капитана в конце фильма будет как холодный душ.

В общем классный, редкий по концепции фильм, с прекрасной реализацией отличного сценария.

03 августа 2021 | 22:19
  • тип рецензии:

Разбитые дороги, безлюдные дворы, утопающие в грязи, мрачные хрущевки, на которые давит пасмурное, темно-сизое небо - типичный пейзаж, умирающего поселка. Да что поселка - во всех городах России можно найти такие уголки. Часто ли мы видим такое - практически, каждый день. Но часто ли мы любуемся такой картиной и можно ли ей вообще любоваться? Я считаю, что можно, а кто-то покрутит у виска и предпочтет любоваться альпийскими лугами. Но режиссер фильма, думаю, со мной солидарен. Весь фильм - это пейзажи какого-то, богом забытого, городка вперемешку с бедным, даже сейчас наверно, с нищенским бытом героев. Здесь не построят новых домов, сюда не будет переезжать молодеж: город обречен, но даже в таких трущебах, находятся дельцы, живущие под стать олигархам. Кто-то критиковал фильм, дескать, такие бандиты были в 90-е, сейчас все по-другому. А вот и нет, все именно так. Я часто бываю в одном из населенных пунктов Воронежской области и наслышан о подобных историях. Более того, главный злодей в фильме - точная копия бывшего главы упомянутого городка, недавно, кстати, почившего. Схожи они во всем: в манере общения, в темных делах, даже авто было такое же. (Новый глава города, кстати, еще хуже - ворует внаглую, никого не стесняясь).

У фильма неожиданная концовка, сюжет которой давно замусолен в старых американских картинах. Но после того, как ты недовольно восклицаешь 'О, да это же было в этом...', наверно даже позже, уже после титров, понимаешь, что фильм-то был совсем о другом и смысл тут совсем не буквальный. Но в отличие от банальных притчей и драмм, у зрителя не остается большой симпатии к одним и антипатии к другим: ты понимаешь и принимаешь ход мыслей всех сторон конфликта.

В общем, любителям неспешных реалистичных картин, плавно перетекающих в сюрреализм, граничащего с артхаусом, рекомендую к просмотру.

14 сентября 2023 | 15:29
  • тип рецензии:

Для начала хочется сказать, что у создателей получилась действительно оригинальная картина с четкой идеей, определенным посыл и оригинальным подходом, которая однозначно производит впечатление.

В декорациях безнадежной жизни захолустья, начинает развиваться, на первый взгляд, типичная криминальная история локального масштаба, однако буквально на каждом шагу в поле зрения зрителя попадают мелочи, которые по началу никак иначе как особенностями съемки низкобюджетного кино объяснить невозможно, однако постепенно становится очевидно, что тут сильно все непросто.

А вот с этим самым «непросто», к сожалению, все непросто.

Чтобы не спойлерить сюжетные твисты, коих тут не мало, буквально разбор пролога – к квартире умершего поэта, точнее тому, что в ней находится проявляют интерес гость из Москвы и команда фанатов, плюс у главных героев обнаруживаются провалы в памяти.

Да это фентези, да автор может заявлять что угодно, но заявленное должно укладываться во внутреннюю логику истории, тут же когда становится понятен весь расклад, выясняется, что фанатов не могло быть в принципе из-за особенностей творчества поэта, а даже если махнуть на это дело рукой, то никакого смысла в интересе у гостя из Москвы тоже не было.

Второй принципиальный для истории момент – провалы в памяти. С ними ровно такая же ситуация - объяснение их появления никак не сходится с их реализацией, в виду чего страт истории, как и все дальнейшие причинно-следственные связи здесь весьма условные.

Заложенная базовая идея про культурный код, тоже, скажем так, очень сильно субъективное авторское видение. Лично мое отношение к этому делу сильно отличное, но это тот случай, когда «я художник, я так вижу» вполне уместно.

Из-за подобных «нюансов» удовольствие от просмотра можно получить исключительно при условии отключения критического мышления, просто наслаждаясь просмотром оригинальной сказки.

В режиме сказки же, получилась очень самобытная, оригинальная и законченная история в не менее колоритном графическом исполнении с очень колоритными и запоминающимися образами.

В результате, хоть по проработанности и реализации лента объективно вызывает вопросы, но учитывая насколько это редкий жанр, бесспорно заслуживает обратить на себя внимание, да и в принципе подобным экспериментам надо давать шанс.

8 из 10

13 июня 2024 | 17:42
  • тип рецензии:

Добрый артхаус о вечном дне, выход из которого ищут единицы. Как и в жизни.

Действие фильма происходит в жалком провинциальном городке и крутится вокруг разнорабочего Лехи. Его положение внезапно меняется, когда в город приезжает некто из столицы, Леха знакомится с девушкой Машей, и на ее фотоаппарате оказываются их совместные снимки.

Череда совпадений, надписи на обоях квартиры, где умер поэт – все кажется очень странным.

В окончательный ступор ты впадаешь, когда Леха с Машей не могут уехать из города, потому что билетов в Москву нет.

Создатели фильма шикарно передали идею, сначала введя в заблуждение зрителя обо всем и потом заставив его искренне удивиться. Кроме того, при просмотре нет ощущения, как часто бывает в русских фильмах, что на что-то не хватило денег и ума – картина абсолютно гармонична.

Хочется отметить актеров, которых лично я, за исключением некоторых, в том числе и моих любимчиков Анатолия Горячева и Виталия Абдулова, вообще увидела впервые в жизни. В частности, исполнителей ролей Лехи и Маши. Ребята играли так, словно они действительно эти люди.

Персонаж Маши – самый натуралистичный. Если других еще можно назвать собирательными образами, эта героиня полностью закончена, и у таких как она всегда есть шанс и будущее, о котором они мечтают.

Смотреть этот фильм однозначно стоит. Это самая настоящая притча.

8 из 10

02 сентября 2021 | 17:14
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: