Такие фильмы, как 'С училища', крайне модны были в позднем СССР, а также в России в 90-е. 'Меня зовут Арлекино', 'Соблазн', 'Поджигатели', 'Трудно первые сто лет', документалка 'Так жить нельзя'...
...И конечно же, 'Маленькая Вера'.
С небольшой натяжкой эту картину можно назвать 'Маленькой Верой 2' (сиквел, римейк или спин-офф - на выбор). Главные героини похожи как близнецы, с той лишь разницей, что Вера - пассивная, а Таня - активная.
Другое дело, что именно таким фильм получился благодаря стечению ряда специфических обстоятельств.
Литературной основой картины стала одноименная пьеса Андрея Иванова. Несмотря на русское имя и членство в СП России, Андрей Иванов - белорусский драматург, и пьесу свою написал из белорусской жизни (хотя и ставили ее большей частью почему-то в России). Причем сам он в интервью признавался, что герои пьесы (а особенно Таня) - это не правило, а исключение из правил.
Далее пьеса попалась в руки экранизаторов - режиссера Анны Саянной (Денисова) и ее художественного руководителя Павла Лунгина. Анна Саянная - дебютантка, так что остановимся подробнее на Павле Лунгине.
Все, кто мало-мальски постоянно следит за творчеством Павла Лунгина, в курсе, что один из главных недостатков Лунгина-кинематографиста (наметившийся уже в 'Такси-блюзе', во всю мощь вставший уже в 'Луна-парке' и достигший колоссальных размеров в 'Царе') - его комплекс по поводу России, русского народа, русской истории и русского характера. И здесь этот недостаток не преминул проявиться еще раз.
Любому понятно - чтобы пьесу из зарубежной (пусть и белорусской) жизни, да еще и с исключительными героями, перенести в Россию, нужно изрядно поработать с ее текстом. Любому - но не художественному руководителю фильма 'С училища'. И в итоге работа над текстом была проведена минимальная (что такое 'камарилья'? почему такое странное название? почему герой, поступив в аспирантуру в Москву, не уезжает в Москву? как героиня умудряется днем и работать на рынке, и посещать лекции?), а с героями поступили просто - их в фильме изобразили самыми обыденными.
То есть таких сумасшедших, как Танька, мы чуть ли не каждый день встречаем на улице. И это вообще типичная русская провинция и типичные русские люди.
При этом сам по себе фильм снят очень хорошо. Все недостатки режиссерской работы, какие в нем можно заметить, связаны, на мой взгляд, с неопытностью Анны Саянной. Так, на образ Тани стоило сместить основной акцент, а всех остальных персонажей сдвинуть на второй план (подобно тому, как это делал Фассбиндер в 'Замужестве Марии Браун'). Но, во всяком случае, хорошо заметно, что режиссер здесь с актерами изрядно поработал.
А все остальные минусы - с тем, что она шла по дорожке, протоптанной Павлом Лунгиным. И особенно заметны эти лунгинские следы в финале. Который в пьесе совсем другой, чем в фильме. Другой не по содержанию - по смыслу.
Надеюсь, свой следующий фильм Анна Саянная снимет без малейшего Лунгина и его странных комплексов.
6 из 10