'Чужие среди нас' - это олдовый маскулинно-социальный триллер а. к. а. то ли конспирология, то ли сатира (смотря как посмотреть) от легендарного Карпентера (которого все помнят по 'Нечто').
Брутальный работяга-богатырь надевает таинственные очки и оказывается втянут в заговор против заговора. Оказывается, простым народом управляют какие-то уроды с другой планеты (с глазами Рика и Морти) - заставляя потреблять-покупать-ржать и так далее, по списку мистера Фримена. Работяга решает не мирится и выходит - по мере сил - на тропу войны.
Казалось бы, фабульно фильм - стандартный фантастический боевик без претензий. Но. Во-первых, он и впрямь пухнет от социалки и аллюзий на мировой порядок. Да и чисто психологических штук - взять хотя бы друга главного героя, который готов в лепешку разбиться (и друга разбить), лишь бы не высовывать головы из песка и не знать всей правды. А во-вторых, 'Они - живут' (так было бы правильнее перевести название) оброс ну просто тонной почитателей и приобрел статус едва ли не откровения. Чекните комментарии на ютубе - люди смотрят фильм почти как документальный. А иной раз глянешь вокруг и вздрогнешь - а ну как все именно так? Ну, или не совсем уж вот так, а чуть-чуть иначе, но все же близко? Времена такие, что и в промывающих мозги инопланетян поверишь. Хотя, конечно, никакие инопланетяне и не нужны - история человечества тому подтверждение.
В общем, это не только Карпентер и классика, и боевик в стиле 'Нечто', но и про подумать - и про вокруг посмотреть.
Отмечу, что актер-рестлер, играющий ГГ, справился на ура. Особенно удалась метаморфоза из не унывающего и уверенного в американском обществе бадди до загнанного в угол и растерянного одиночки. И еще - в фильме аутентичный 'нечтовский' саундтрек, олды должны быть готовы к флешбекам.
Инопланетяне и элита сговорились править миром в культовой фантастике
Новые поколения зрителей любят поднимать из небытия неоцененные старые фильмы и превращать их в культовую классику. Одним из фантастических фильмов, приобретших такую судьбу, стал 'Чужие среди нас' 1988 г. Джона Карпентера.
'Чужие среди нас' рассказывает довольно простенькую историю и основан на рассказе Рэя Нельсона. В центре внимания тут мужчина, приехавший в Лос-Анджелес, после того как он оказался без работы в родном городе. В новом городе его тоже вовсе не ждет успех. Он отправляется работать на стройку и начинает жить в лагере для бездомных.
Обычная рабочая история прерывается странными обстоятельствами - в расположенной по соседству церквушке происходит что-то таинственное. Но наш герой не успевает разобраться что именно - появляется полиция и жестоко разгоняет людей, избивает и даже убивает.
В конце-концов главный герой обнаружит одну из тайных коробок в разгромленной церкви. В коробке лежат очки, а надев их, жизнь человека радикально меняется. Ведь те, кто носит такие очки, способны видеть истинное положение дел на планете Земля. А оно заключается в том, что людьми манипулируют, заставляют потреблять, быть индифферентными и подчиняться. Планета населена жуткими инопланетянами, которые уничтожают Землю, высасывая ее ресурсы и используют человечество. Но самое ужасное - это то, что многие люди знают об этом, но действуют в интересах инопланетян ради собственной материальной выгоды.
У 'Чужие среди нас' культовый статус и рейтинг 7,2 в IMDB и Кинопоиске. Фильм давно стал частью массовой культуры, в том числе благодаря огромной популярности дизайна 'OBEY' от художника Шепарда Фейри.
OBEY Шепарда Фейри
Но с художественной точки зрения 'Чужие среди нас' - максимально простой, невероятно слабый и даже нелепый фильм. Кроме самой идеи об инопланетянах и очках, тут мало что достойно внимания. Поведение героев нелепо, а ситуации, в которых они оказываются еще более нелепы. Тут есть смехотворная длиннющая сцена с рестлингом, присутствующая исключительно потому что актер, исполняющий главную роль является рестлером. Противостояние инопланетян и человечества не поддается логическому объяснению. А система безопасности супер-пупер влиятельных и технически оснащенных инопланетян оказывается уничтожена чуть ли не чихом...
В любом случае 'Чужие среди нас' - заслуживающий просмотра фильм. Если не сам по себе, то как основа многочисленных отсылок и пародий, которые вы уже видели и точно еще будете видеть в многочисленных произведениях искусства.
Вторжение инопланетян. Один из самых распространенных штампов в фантастических фильмах, наряду с полетами в космос или зомби-апокалипсисом. На тему проникновения внеземных цивилизаций, я думаю, сняли сотню фильмов, и в будущем мы увидим еще тысячу про бравых граждан, сражающихся против захватчиков из глубин галактик. И я думаю звания одного из самых необычных фильмов про пришельцев из дальних уголков вселенной, подозрительно часто штурмующих только Соединённые Штаты, заслуживает картина Джона Карпентера 'They Live', на русский адаптированная как 'Чужие среди нас'.
Фильм нам показывает эпоху конца восьмидесятых, когда телевидение стало одним из самых главных источников информации и было распространено среди всего населения США. В это же время заметно повышение безработицы, в следствии чего появляется повальная бедность и повышение количества бездомных граждан в огромных городах.
В это злополучное время в мегаполис прибывает герой Родди Пайпера по имени Нада. Не имея родных или знакомых, Нада находит в этом городе общество, построенное на взаимопомощи, где каждый человек от мала до велика как-то способствует стабильной жизни общины. И внезапно, когда в этой общине находятся некоторые люди, мешающие функционированию верхушки правления, все то, что было построено простыми людьми, начинает рушиться руками полиции.
Спустя некоторые сюжетные моменты Нада находит то, что является главной фишкой кинокартины, а именно очки, приоткрывающие завесу тайны. В них люди видят мир не как цветную, яркую рекламную вывеску, а как комплекс манипуляций, призванный сделать тебя послушным звеном системы.
Из-за таких моментов лично в моем восприятии данный фильм ощущается как смесь '1984' и 'Дивного Нового Мира'. От романа Оруэлла тут у нас система, призванная следить за каждым твоим шагом, а от Олдоса Хаскли здесь повальная коммерциализация в виде реальной Америки восьмидесятых годов.
Фильм довольно интересно показывает тогдашние Соединённые Штаты под призмой инопланетного вторжения. Каждый человек по своему будет трактовать сюжет, и, возможно, все то, о чем я распинался пять абзацев, для вас будет совершенно неверным осмыслением увиденного. Кино поймут даже самые обычные рядовые граждане, не смотревшие все ролики ютуб-канала ЧБУ.
Кроме интересной фабулы лично для меня в фильме ничего нет (кроме последней сцены). Актерская игра, постановка боевых сцен, операторская работа, декорации и компьютерная графика — все это реализовано нормально для тех лет. Если вы фанат боевиков 80-х, то здешние сцены мордобоя или перестрелок вам понравятся, несмотря на малое количество таковых. В общем, продукт своего времени. Если вы подросток с юношеским максимализмом, то для вас вообще эта картина станет большим открытием, так как тут крутые парни борются против холодной жестокой диктатуры, которая спрятана под ширмой обычного мегаполиса. Длится картина всего полтора часа, так что можно одним вечерком глянуть, особенно ради крутых очков (что я собственно и сделал). Фильм хороший, захотите — посмотрите, не захотите — ну и ладно.
Я взял на себя труд прочитать все 48 рецензий к фильму, чтобы посмотреть сколько человек поняли о чем он. Из 48 человек таких обнаружилось только трое. И прежде, чем Вы возразите мне, что каждый видит в фильме то, что хочет видеть, я отмечу то единство мнений этих 3 человек, ту солидарность их восприятия фильма (которая полностью совпадает с моей), которая отличает их от путаной разноголосицы оставшихся 45, которые, действительно, увидели 'каждый своё'.
Чтобы нагляднее проиллюстрировать свою мысль, я процитирую одного из этих 45 рецензентов:
'С концептуальной точки зрения, повествование фильма весьма простое, вы не увидите здесь каких либо глубоких философских диалогов/монологов о сущности бытья, смысле жизни или еще чего-нибудь подобного, что мелькает в фильмах об антиутопии, вроде той же Матрицы или Эквилибриума.'
Т.е. человек не только проводит параллель между этим фильмом и 'Матрицей' или 'Эквилибриумом', он совершенно серьезно не видит в 'They Live' ничего про 'смысл жизни', но видит раскрытие этого 'смысла' в первых двух. Так видеть смысл и содержание этого фильма - значит ни разу в жизни не надеть черных очков (или не снять розовых).
Прежде чем говорить о чем этот фильм, чем он является, я хотел бы сначала сказать о том, чего в нем нет, чем он неявляется. 'They Live' - это нефантастика, неужасы, нетриллер и небоевик, как показалось большинству здешних рецензентов. 'They Live' - злейшая социальная сатира, социальная драма Америки 80-х, вполне адекватно отраженная сознанием Карпентера и получившая форму (только форму, но не содержание) фантастического триллера только с целью выйти в прокат и хоть немного окупиться. Это не фантастика, это самый настоящий реализм, не меньший, чем 'Акт убийства' Джошуа Оппенхаймера (2012). Карпентер 80-х в 'They Live' - это почти Толстой на сломе столетий. Может быть он и не всегда хотел и мог сознательно сказать и показать то, что сказал и показал, но именно как художник он отразил исключительно верно и честно живую ткань жизни, окружавшей его. И в этом Карпентер в этом конкретном фильме на голову выше не только других режиссеров Голливуда того времени, но и себя самого. И именно не как фантаст, а как реалист. По сути это его лучший фильм.
Для тех же, кто не знаком с историей Америки в послевоенные годы, кто не понимает, что такое маккартизм, кризис, безработица, поденщина, палаточные лагеря рабочих (в блистающем LA, родине Голливуда, гордости Америки) - это кино так и останется навсегда 'фантастическим боевичком', максимум со скрытой критикой истеблишмента и пародией на 'общество потребления'. Боюсь что их классовое сознание никогда не позволит им разглядеть истинное содержание фильма, в отличие от его очевидной любому обывателю формы (впрочем оно, это содержание, им и не нужно и не интересно). Для них останется совершенно непонятно, что происходит на экране первую (возможно наиболее интересную) половину фильма, смысл диалогов героев, причины их поступков. Для них совершенно незамеченными пройдут погромы полицией палаточного городка и расстрел кружка 'мятежников', роль церкви в начале фильма, диалоги в доме Холли и многое другое.
Мне понадобилось 4 просмотра фильма в течение 30 лет, чтобы понять о чем он. Искренне завидую тем, кто понял о чем этот фильм на самом деле с первого раза.
'Я здесь, чтобы надирать задницы и жевать жвачку, а жвачка у меня заканчивается!'
Джон Карпентер - это во многом выдающаяся личность в истории кинематографа по влиянию на развитие этого вида искусства, у которого бесчисленное множество поклонников. Но в период самой бурной деятельности у Карпентера было немало противников в особенности в среде критиков, которые отворачивались от него из-за явной мэйнстримовой направленности работ режиссёра, где коммерческая прибыль была в основе производства его фильмов. Но сейчас чуть ли не все его ленты стали классикой жанра. Например, многие восхищаются его напряжённым и динамичным боевиком 'Нападение на 13-й участок' (1976). А фильм ужасов 'Хэллоуин' (1978), который на тот момент стал самым прибыльным из независимых кинокартин, создал особый поджанр ныне называемый 'слэшер'. А такие фильмы как 'Туман' (1980), 'Нечто' (1982) и 'Кристина' (1983) стали классикой фантастики, сопряжённой с ужасами. Восторг вызывают и фильмы Карпентера 'Побег из Нью-Йорка' (1981) и 'Большой переполох в маленьком Китае' (1986), но последний провалился в прокате, что привело к тому, что режиссёр разорвал контракты с крупными студиями и вернулся к низкобюджетному кино, принесшему ему первую славу.
И именно в этот период Джон Карпентер снимает свой очередной фильм с бюджетом в четыре миллиона долларов под названием 'They Live', который выходит на экраны в ноябре 1988-го года. Дословно название можно было перевести как 'Они живут' или 'Они существуют', но адаптированным названием стало 'Чужие среди нас'. И где-то здесь можно найти отсылку к культовому сай-фай-хоррору Ридли Скотта 'Чужой' (1979) и его продолжению 'Чужие' (1986). И если это так, то наши отечественные прокатчики уже на закате СССР продемонстрировали практическую маркетинговую 'чуйку', ориентированную на привлечение большего количества зрительской аудитории, ведь уже тогда у нас начали открываться полуподпольные видеосалоны, ставшие символом тех эпохальных изменений в обществе и политике, принятых называть перестроечными. Но надо сразу предупредить, что 'Чужие среди нас' не имеет отношения к жанру ужасов, перед нами предстаёт в данном случае фантастический боевик, действие которого разворачивается в недалёком будущем. Кстати, сюжетным основанием 'Чужих среди нас' стал рассказ Рэя Нельсона 'В восемь утра', но Карпентер заметно его переделал для своей экранизации.
И вначале фильма нас знакомят с довольно крупным мужчиной (Родди Пайпер), у которого перекинута сумка через плечо и по всей видимости ему некуда податься и он приезжает в Лос-Анджелес в поисках более счастливой доли. Но и здесь ему вряд ли рады, хотя ему всё-таки удаётся довольно быстро найти работу, но в этом ему скорее помогает его фактура, а малознакомый на тот момент коллега по имени Фрэнк (Кит Дэвид) приглашает главного героя пожить некоторое время в недалеко расположенном подобии коммуны, где можно раздобыть крышу над головой и немного еды. Мужчина держится обособленно и присматривается к происходящему в коммуне и её постояльцам. И тут он начинает подмечать некоторые странности, в особенности к местной церкви, где происходит явно не только служение. А уличный проповедник всем пытается внушить, что некие 'чужие' уже среди нас и с ними надо бороться, иначе они поработят всю планету. А ночью на коммуну совершают рейд правительственные службы, разрушая всё. Но главному герою удаётся ускользнуть, а вскоре он находит солнцезащитные очки и когда он их одевает, то мир становится совершенно другим и уличный проповедник, возможно, был прав...
У знаменитого экранного агента ФБР Фокса Малдера из культового сериала 'Секретные материалы' (1993-2018) на стене можно увидеть плакат-афишу фильма Эдварда Д. Вуда младшего 'План 9 из открытого космоса' (1957), а сам агент называл этот фильм своим любимым (знающие люди оценят по достоинству эту иронию). Но с таким же успехом там мог висеть постер и 'Чужих среди нас', потому что фильм рассказывает о тайном порабощении нашей планеты инопланетными пришельцами, которые постепенно и методично превращают людей в общество потребления, осуществляя тем самым колонизацию. Но во всём этом дотошный зритель рассмотрел ещё и политический контекст. Одним из самых выразительных и запоминающихся моментов 'Чужих среди нас' - это эпизоды, когда главный герой сквозь очки видит внушения типа 'Подчиняйся', 'Подтребляй', 'Никаких независимых мыслей' вместо привычных. И здесь Карпентер показывает воздействие сублиминальной рекламы, то есть чего-то схожего на '25-й кадр'. Отличная находка, которая уже делает 'Чужих среди нас' уникальным в своём роде фильмом. Но и конечно же нельзя пройти мимо изобретательной вариации внешнего вида пришельцев, которые тоже обязательно запомнятся зрителю.
За весь фильм главного героя не назовут по имени, но всё же к нему прикипит имя Джон Нэйда, где фамилия в переводе с испанского звучит как 'Ничто'. И играет его Родди Пайпер и это не профессиональный актёр, но он был известным в своё время рестлером. И это не первый случай, когда звёзды рестлинга попадают в кино. Можно вспомнить Халка Хогана, а сейчас очень знамениты Джон Сена, Дуэйн Джонсон и Дэйв Батиста. Джон Карпентер увидел Родди Пайпера на одном из шоу и пригласил его сниматься, а после они стали друзьями. Нельзя сказать, что Родди Пайпер сыграл какую-то выдающуюся роль, но смотрелся он очень достойно. В особенности в затяжной пятиминутной сцене схватки с Фрэнком в исполнении Кита Дэвида. И вот так в отображении рестлера его экранный персонаж саботирует вторжение инопланетян и потерю аутентичности землянами. И, кстати, Кит Дэвид сыграл в 'Чужих среди нас' одну из самых выразительных своих ролей за всю свою долгую и продолжающуюся кинокарьеру. И оставит о себе воспоминания Мег Фостер со своим необычным цветом глаз. И в очередной раз приходится говорить за инопланетян, когда их внешняя сущность проявляется под особыми очками - они также основные действующие персоналии, объединённые в один цельный организм, если так выразиться.
И остаётся подчеркнуть, что уже далеко после своей премьеры научно-фантастический боевик 'Чужие среди нас' стал называться классикой жанра, а многие элементы этого фильма Джона Карпентера затем вошли в арсенал жанра, которыми пользуются и по сей день. Конечно, на сегодняшний день визуальная часть 'Чужих среди нас' вызывает улыбку, ведь есть столько многомиллионных блокбастеров, которые поражают своей зрелищностью и эффектностью, но далеко не у всех них есть такая 'душа' и такой талантливый подход при создании, как у 'Чужих среди нас' от классика режиссёрского цеха Джона Карпентера, который ещё и музыку пишет.
Отчасти «Чужих среди нас» можно назвать продолжением «Нечто». История, показанная Карпентером в 1982 году рассказывала о группе полярников, которым пришлось столкнуться со злобным пришельцем, мимикрирующем под любые формы жизни, здесь же пришельцы уже проникли в человеческое общество, умело замаскировавшись под обычных людей. Плюс ко всему и там, и там сыграл Кит Дэвид. Пусть его персонажей в фильмах зовут по-разному, но зритель вправе пофантазировать и представить, будто Чайлдс в «Нечто» выжил (там ведь судьба героев Курта Рассела и Кита Дэвида осталась неизвестной), и спустя несколько лет он обосновался в Лос-Анджелесе…
Хотя сам Джон Карпентер позднее говорил, что роль Фрэнка была написана как раз под Дэвида, ибо режиссер вспомнил игру актера в «Нечто».
Туда, в Город Ангелов приезжает Джон Нада (Родди Пайпер), которого Фрэнк (Кит Дэвид) помогает трудоустроить на стройке. Спустя некоторое время в руки к Джону попадают очки, надев которые он вдруг видит, что некоторые люди вокруг — вовсе не люди, а сущности с черепами вместо головы. А многие рекламные щиты и плакаты, журналы, представляют собой девизы-внушения: «Подчиняйся!», «Потребляй!», «Смотри телевизор!». Деньги и вовсе гласят - «Это твой Бог». Другими словами, некто или нечто зомбирует людей, превращая его в простых потребителей (о чем спустя почти полтора десятилетия будет говориться уже в «Бойцовском клубе»). В принципе режиссер и не скрывал, что в своем фильме он постарался отразить идею «безудержного капитализма», обуявшего людей, которые превратились в самых что ни на есть настоящих пиявок.
Обыгрывая внешний вид пришельцев, похожих на скелетов, Карпентер намеренно придал именно такой облик, полагая, что он как нельзя лучше отражает то, чем инопланетяне занимаются. Они развращают человеческое общество, постепенно запудривая ему мозги, разлагают его изнутри и оттого сами напоминают начинающие разлагаться трупы. Синюшний цвет их тел можно увидеть в последней сцене с сексом, в то время как в большинстве своем кроме черепов с выпученными глазами зритель не увидит ничего. Кстати, примерно такие же по внешнему виду пришельце появятся и в Бёртоновском фильме «Марс атакует!», да и сами спецэффекты у обеих картин будут схожи, хотя в «Чужих среди нас» их и не так много.
«Чужие среди нас» представляет собой городскую бродилку, в которой главный герой наживает себе массу проблем, находит полезные приблуды, обзаводится поддержкой единомышленников. Родди Пайпер, будучи отлично накачанным и натренированным человеком (рэстлером), неплохо вписался в образ главного героя, хотя эта роль предлагалась и другим актерам — более именитым как Том Круз, или только обретающим славу, как Брюс Уиллис, к примеру. Однако Пайпер на экране создал впечатление такое, что его персонажу веришь — он действительно трудяга, который не боится тяжелой физической работы на стройке и который способен дать по морде, выяснить отношения в кулачном бою.
Сцена с избиением в одном из переулков, где друг с другом сцепились герои Пайпера и Дэвида, поражает своей реалистичностью. По замыслу Карпентера она должна была длиться не более 20 секунд, однако зритель может насладиться 5 минутами из жизни «мужских разборок». Дубасят ребята друг друга на славу, причем такие элементы как разбитый от ударов об асфальт затылок, находит свое отражение в кадре — максимум реализма! Карпентер постарался!
Прикольно конечно, читая различные истории о съемках фильмов, узнавать, что тот же Родди Пайпер, будучи женатым на тот момент человеком, отказывался снимать обручальное кольцо, хотя о предыстории его героя в фильме не сказано ничего. Кто он и почему оказался именно в Лос-Анджелесе, что было с ним в жизни до описываемых событий?.. Ответов нет и это остается загадкой…
Для себя я по-прежнему считаю лучшим фильмом Джона Карпентера «Нечто», однако «Чужие среди нас» - это фильм из разряда удивительно приятных олдскульных. У режиссера были и куда более скучные проекты, но этот — точно не из их числа.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Делюсь впечатлениями непосрдественно после просмотра данной ленты. Сам фильм оставляет в смешанных чувствах.
Что хотелось бы отметить из положительных черт. Прежде всего хороший сценарий и сам посыл фильма. Гиперболизация общества потребления (в котором сейчас мы живем и которое всё более 'прогрессирует').
Сравнение со злобными инопланетянами довольно эффектно. Каждый из нас может вспомнить случаи из жизни, когда оказывался в компании людей из так называемого 'высшего света', где ты со своими взглядами на жизнь выглядишь неуместно, то есть как человек среди инопланетян. Именно подобными сценами он и актуален поныне.
Возможно до бесконечности говорить о том, что данные художественные приемы слишком уж бросаются в глаза и что идет навязывание 'непопулярной и избитой' темы неравенства в обществе.
Да, лента сейчас выглядит несколько топорно, события в фильме то тянутся слишком долго, а затем резко становятся 'жеванными' и несутся слабо контролируемым потоком мыслей, а иногда и актерская игра тоже оставляет желать лучшего (но тут современные 'Петровы и ко' дадут фору).
Подводя итог. Не каждый день видишь подобное кино. Да, фильм во многом несуразен, исполнен наивно, но в то же время сама идея становится всё более актуальной на фоне окружающей действительности.
Не ожидала от фильма многого - многого и не получила (работает этот принцип на отлично). Оценка базируется на том, что я люблю 'ужастики' такого плана и тех лет - они, как и сегодняшние, были не такими страшными как страшилки в лагере у костра, рассказываемые старшими ребятами (хотя по разным причинам) да и скорее 'социальными', нежели физическими. И затрагивали темы поглубже, хотя бюджет был помельче.
Так вот, оценку все равно ставлю фильму хорошую - потому что мне понравилась подымаемая в нем тема и вариант ее подачи, если можно так сказать. Ставшее на сегодняшний день классикой 'obey, believe, work' (в фильме, правда, подано через 'работай 8 часов, играй 8 часов, спи 8 часов') и пришельцы среди нас (да тот же Супермен) в то время, пожалуй, смотрелись посвежее, но все равно идея глобального доминирования над человечеством какой-то кучки - рептилоидов или людей, или еще кого - все еще актуальна (и не только среи любителей теорий заговоров).
Но недостатков у фильма много, основной из которых - наивность мотивации главного героя, наивность общего взаимодействия героя с пространством и людьми.. В общем, сюжетные рельсы слишком видно - по сценарию персонажу, например, нужно было зайти в церковь, чтобы узнать, что происходит и найти те самые очки, но подводка к этому была какая-то невнятная. Но зайти-то надо. Вот сюжет и 'подвигали'. И таких моментов очень много (в среднем это можно назвать 'затянутостью', но я бы настояла именно на наивности).
Но при этом порадовало отсутствие типичных для таких фильмов розовых соплей. Хотя главный герой что-то там пытался и тужился - но, увы, не получилось не срослось.
А вообще очень прозаично открыть людям глаза при этом ни разу не представится в фильме да и вообще иметь фамилию 'Ничто'.
Я пришел сюда жевать жвачку и надирать задницы!
Жвачка у меня закончилась…
(примерно 41-ая минута фильма)
Чужие среди нас
Главный герой – безработный мужик по кличке Нейда (Пайпер), который приезжает из Колорадо в Лос-Анджелес. Спустя время он устраивается работать на стройку, где знакомится с темнокожим пареньком Фрэнком (Дэвид). Проходит еще несколько дней, Нейда заваливается в местную разгромленную церковь и находит коробку с очками. Примерив их, Нейда начинает видеть инопланетян…
Слово – культовый. И фамилия – Карпентер. Две вещи неразделимые друг от друга. Каждый фильм Джона (ну, практически каждый), положа руку на сердце, имеет статус культа. Картина “Чужие среди нас” не является исключением из правил. И если первые минут двадцать еще туда-сюда, то дальше Джон набирает обороты, да такие, что оторваться от просмотра невозможно. Чертовски увлекательное кино.
Сама идея, что мир уже давным-давно захвачен инопланетянами – согласитесь, избита (даже для 1988 года). В-принципе, это “Вторжение похитителей тел”, только через своеобразное авторство Карпентера и маленький рассказ Рэя Нельсона. Страшный ли фильм? Нет. Джон как-то не сильно давит на атмосферу хоррора. Он идет по другой дороге. Вспомните хотя бы легендарную драку между Пайпером и Дэвидом. В ней есть смысловая нагрузка, безусловно, люди до последнего не хотят верить в правду, иначе весь их мир рухнет. Но, какая же она все-таки (по-мальчишески) разгильдяйская. А сцена в доме у Фостер! Верней, как она закончилась, а-хи-хи, забавно.
Карпентер говорит открыто – людей зомбируют (ТВ, радио, журналы и т.д.), заставляют пахать до потери пульса, нужно снять пелену с глаз. При этом – режиссер не гнушается устроить зубодробительную пальбу. Иногда специально трешит (особенно во второй половине фильма). А самое удивительное – он даже на главную роль позвал непрофессионального актера. Родди Пайпер является именно рестлером. Верней – являлся. Вечная память, хороший был дядька. Кстати, отыграл очень достойно и даже круто.
Поклонникам Карпентера (к коим я и отношусь) – смотреть в обязательном порядке. Прекрасный фантастический триллер-боевик. Очередной плюсик в копилку. А вот тем, кому на творчество Джона плевать, возможно, лучше пройти мимо. С другой стороны – судя по довольно высокому рейтингу, кино зашло большинству. Поэтому, рекомендую!
Спешу поделиться впечатлениями от фильма «They live», который был снят известным режиссером фильмов ужасов, Джоном Карпентером. Сразу оговорюсь, что картина не относится к жанру хоррора. По-крайней мере, не в классическом понимании, когда зрителя пугают мистическими явлениями или маньяками, жаждущими расчленить свою жертву. В творении Карпентера скорее имеет место страх, порожденный ощущением беспомощности в обществе.
Действительно, современное общество во многом иерархично, небольшая группа элиты имеет доступ к рычагам власти, а значит способна управлять массами, которые лишены политической власти. Понятно, что в современном глобальном мире невозможна система прямой демократии, как это было в Древнем Греции, когда были созданы такие институты власти, и рациональное сознание сменило мифологические— так что особое значение приобрело понятие «логоса» — что стало возможным прямое управление полисом непосредственно народом. Тем не менее современность, а сейчас проблемы, которые были заявлены в фильме, еще более отчетливы, требует больших интеллектуальных и волевых усилий для создания мира, более справедливого к неимущим слоям. Да, пускай, сейчас проблема голода не стоит так резко, однако у этого явления обострились другие аспекты. Многие из них затронуты в фильме: растущая массовая культура потребления, вытесняющая собой более интеллектуальные сферы жизни: ведь невозможно постоянно жевать попкорн и в то же время писать научные статьи, манипуляция массами через СМИ. После просмотра сразу захотелось перечитать эссе «Телевидение и журналистика» Бурдье.
Как видно, «They live» породил цепочки размышлений о проблемах современного общества. Но что парадоксально, фильм во многом лишен глубины и скорее ближе к боевику, чем к социальной драме. Показателен эпизод драки между двумя персонажами, который длится 5!!! минут. После этого не получается поставить картину в ряд с «Бразилией» Терри Гиллиама. Все же фильм чем-то цепляет, пускай он во многом слишком голливудский и топорный, однако положительные моменты перевешивает все остальное. В первую очередь, сильной стороной, помимо заявленных социальных проблем, выступает образ антагонистов. Режиссеру удалось создать их бездушными, хладнокровными манипуляторами. Не известно, было ли это специально задумано, или получилось само собой, но их образ во многом схож с фигурами политиков.
Можно провести параллель с «Видеодромом» Кроненберга, хотя последний произвел на меня большее впечатление, оба фильма «говорят» о схожем.
Подводя итого, можно сказать, что фильм обладает атмосферой, а также затрагивает актуальные социальные проблемы, благодаря чему картина выделяется среди боевиков 80-х.