К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

О, какой фильм! Какое время! Какие актеры! Какой юмор!

А именно: фильм - совершенно безбашенная комедия Карла Райнера 'Мозги набекрень ', или, согласно оригиналу, 'Человек с двумя мозгами ', полная черного юмора, отвязных и абсурдных шуточек и пародий на классические фильмы ужасов - от 'Франкенштейна ' до 'Квазимодо '. Время - 80-е гг. - золотое время американской комедии, возрождение жанра, когда после сравнительно сухих и довольно стандартных для комедии 70-х, не предлагавших ничего оригинального, на экраны вдруг рванули смеси жанров и поджанров, фантастические комедии, комедии абсурда, комедийные боевики, остро-эксцентрические комедии, пародии и т. д. , когда появились и стали творить крупнейшие комики, не превзойденные до сих пор. Актеры - отдельная история. Мой любимый Стив Мартин в паре с моей любимой Кэтлин Тернер - до чего классная получилась парочка, они и по-отдельности очень яркие, очень экспрессивные актеры, а вместе они просто вулканизируют пленку. Фильм того и гляди взорвется, когда они вместе в кадре... Ну, и юмор, тот самый юмор, при котором можно было смотреть комедию, не отворачиваясь от отвращения, когда физиологический 'сортирный ' юмор еще не вступил в свои права, а каждая сцена умело балансировала на грани фола, оставаясь при этом весьма сдержанной и еще более смешной от домысливания этой недосказанности...

Карл Райнер, снявший Мартина в его дебютном полнометражном 'Балде ', прославившем комика, а также в комедии 'Мое второе я ' и культовом черно-белом киноэксперименте 'Мертвые пледов не носят ', высоко ценил удивительные свойства его актерского таланта. Эта парочка нашла друг друга, и вероятно, понимали друг друга эти творческие личности с полуслова. Во всех 4-х фильмах, включая этот, Мартин и Райнер выступали со-сценаристами и со-продюсерами, то есть фактически поровну распределяли ответственность за выходившие фильмы. Рейнер нашел для себя идеального актера, который совершенно точно знал, какого именно юмора хочет новая публика. А Мартин в лице Райнера нашел режиссера, который совершенно точно умеет использовать все наиболее выгодные стороны его редкого комедийного дарования. Позже пути Мартина и Рейнера разошлись. Постепенно нужда в комедиях типа 'Балды ' отпала, Мартин переквалифицировался в 'семейного ' комика, звезду трогательных 'Отцов невесты ' и 'Родителей ', а у Рейнера воскресить стиль своих угарных комедий без Мартина не получилось - и он забросил режиссуру.

Но в 'Мозгах набекрень ' этот тандем творит что-то невероятное. Тогда Мартин не был 'пай-папочкой ', его главной целью было довести человека до слез от смеха - причем любой ценой. Эксцентричные выходки, агрессивные шуточки 'на грани ', резкие перепады настроений, экспрессивный, 'жженый юмор ' - все шло в ход. Мартин здесь доводит комедию то до чистейшей буффонады, выделывая комические кувырки, прыжки и строя уморительные рожи, то превращает фильм в пародию, издеваясь над жанрами фантастики и ужастика, то чудовищно переигрывает, но делает это нарочно, доводя ситуации до полного идиотизма. И все, что он делает действительно очень смешно. Совершенно неконтролируемый Мартин, 'дикий ' парень с диким, но таким действенным юмором. Вообще можно уже выделять своеобразный поджанр 'Комедия Мартина/Рейнера ', настолько они отличаются от остальных фильмов. Пожалуй, только гротескные пародии Брукса могут сравниться с лентами этих мастеров. Хотя, несомненно, подобный абсурдный юмор сильно на любителя - многие сочтут фильм грубым и слишком скачкообразным, а кто-то, особенно тинэйджеры, не смешным. Но мне такой 'горчичник ' явно по душе.

Кэтлин Тернер я люблю везде. Возникшая в кино в самом начале 80-х, она сама стала олицетворением духа этого времени и самой яркой звездой тех лет. Рожденная ею качественно новая героиня стала символом женской независимости, силы и агрессивной сексуальности в 'Жаре тела ', 'Романе с камнем ', 'Войне Роуз ' и других шедеврах той поры. И, конечно, в 'Мозгах набекрень '. В этом фильме она играет стерву. Потрясающую стерву, потаскуху и эгоистичную самодовольную дрянь, которая не просто заводит, а даже как-то электризует зрителя. Здесь Кэтлин настоящая оторва, и в полной мере дает понять, что может красивая, умная и дьявольски притягательная женщина сделать с любым мужчиной. В этом фильме она использует свои чары на полную катушку.

В общем, Стив Мартин сходит с ума и бесится в кадре, как хочет, Тернер соблазняет и играется со зрителем, как кошка с мышью, а Рейнер все это умело контролирует. В результате гениальная комедия, давно ставшая классикой жанра, которой наверняка вдохновлялись такие весьма знаменитые кинодеятели, как Том Шедьяк и Джим Керри при создании 'Эйса Вентуры ' и юмор которой, к сожалению, на экранах практически больше не появлялся...

10 из 10

01 апреля 2008 | 23:41
  • тип рецензии:

Не особо смешно, если не сказать совсем не смешно. Чёрненькая такая полукомедия на один раз. Очень вялое действие, разбавленное детскими шутками с примитивным сюжетом про замену мозгов. Учитывая что она 83-го года, так это вообще позор на фоне других комедий. Ведь самые хорошие комедии именно в 80-е выходили

4 из 10

11 декабря 2009 | 21:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: