К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Игры дьявола' 2007 года, последний фильм знаменитого американского режиссёра Сидни Люмета, в своей откровенно залихватской экспозиции, практически без предварительной нюансировки, взводят триггер основного драматургического конфликта ленты, который в дальнейшем летально срикошетит в ювелирном магазине, пустив под откос и без того неидеальный мирок всех без исключения героев. Асексуальная, вощенная своей бесстрастностью, безэмоциональностью, механистичностью эротическая сцена будет лишь префиксом в глаголе следующего эпизода - диалога, полного упрёков и взаимного унижения. Высказанные вслух мечты о лучшей, лёгкой жизни, неудовлетворенность текущим положением в обществе, алчное желание получить больше, чем реально заслужил по делам своим, отыграть неудачную партию в покер заново - кажется, что Люмет в этой сцене все сведет к тривиально-нуаровому 'во всем виновата женщина', не будь 'Игры дьявола' не просто упражнением в криминальной драматургии, но тщательным исследованием людской психологии периода её тотального распада на примере отдельно взятой семьи, где все меж собой повязаны узами греха, недоверия, недолюбленности, невысказанной до поры взаимной ненависти.

Довольно легко увидеть в фильме Люмета вариации на темы Коэнов или Тарантино; как раз вычурный постмодернизм в 'Играх дьяволом' завуалирован вовсе. Люмет работает предельно академично, но и без явного нажима на большой стиль, оттого душная природа длинных планов и концентрированная статика служат в качестве основного дополнения к стержневой, инфернальной проблематике фильма, не лишенного некоторых социальных выпадов в сторону условного миддла. Камера постоянно замыкает героев в замкнутых пространствах, яркий свет практически не проникает в безнадежные, тусклые кадры ленты, ракурсы предельно заострены - вот она экзистенциальная ловушка, ад, сперва явившийся как рутина, тоскливая обыденность, а потом переросший в тотальное внутрисемейное насилие. Даже операторские изыски Рона Фортунато сводятся преимущественно к бесстрастной фиксации происходящего, в фильме, преисполненном тягостной анемией, мучительной тоской и потускневшей палитрой красок, камера словами самого же Люмета и рассказывает историю, и создаёт уродство как на внешнем, так и на внутренних уровнях, выхватывает главное из вереницы эпизодов и останавливает время, чтобы резко взорвать меланхоличный нарратив жесткими сценами.

Тем очевиднее становится, что Люмет, разрезая полотно картины на лоскуты хронотопических флэшбеков с эффектом тройственного взгляда на одни и те же события, опирался на Акиру Куросаву и его 'Расёмон', тем более поиск истины и попытка гуманизма Люметом разыграны тоже, но с минорной тональностью - столь неизбежен авторский смертный приговор современному обществу. Причём все три центральных героя - Энди, Хэнк и их отец - лишь единожды встречаются вместе, в сцене похорон, где будет иметь место ключевой разговор, или точнее, его попытка, между Энди и отцом, завершающаяся истерикой первого после. Корень всех зол, зародыш всего ада лежит в этом неоконченном диалоге: нет родства по сути, привычный конфликт благородных отцов и неблагодарных детей обрастает некоммуникабельностью, неприятием друг друга, враждебностью и чужеродностью при том, что и отец сам далек от идеала - его дети расплачиваются за его прошлое, которое он давно как забыл и избыл из самого себя. И эта невозможность разговора присутствует в картине постоянно: Хэнк мямлит перед бывшей женой, Энди боится вообще любой откровенности в свой адрес - он, будто чеховский Человек в футляре, живет собственным эгоцентризмом - тем приметнее убранство его квартиры. Мрак, неухоженность, безжизненность - таков и он сам, фрустрирующий кокаинистические видения, убегавший в мир галлюцинаторности, но не избежавший ничего из предписанного.

Не впервой внеся коррективы в первоначальный сценарный чертёж, Люмет, помимо создания большей концентрации драматургии, избежал фактора всякой несчастливой случайности в жизни героев. Бытовая рефлексия постепенно перерастает в нагромождение одной неизбежности на другую, ведя к очевидной трагедийности финала. Рок, фатум, судьба - как ни назови -, но всеми поступками героев, сколь безумно отчаянными и невероятно жестокими они не были, руководит осмысленное осознание содеянного. Закономерность их невыносимого бытия извилистыми тропами ведёт на эшафот, а ад зияет кровоточащими ранами и неупокоенными могилами. И, прежде чем дьявол узнаёт о твоей смерти, ад наступит уже в душе окончательно, вырвавшись наружу реками крови и слёз.

19 сентября 2015 | 20:05
  • тип рецензии:

83 года. Если чем-то и войдут в историю кино 'Before The Devil Knows You're Dead', так это поразительной для своего возраста работоспособностью режиссёра, отметившего в прошедшем году 50-летие своей первой и самой знаменитой ленты. Среди режиссёров и к 70-ти годам редко кто доживает в трезвом рассудке, а Люмет ещё бодр, демонстрируя, что не растерял былого умения вызывать эмоции на обыденных историях.

Люмет в своей излюбленной манере: основа сюжета, сильно напоминающая его ранние 'Плёнки Андерсена' и 'Собачий полдень', типичное для данного режиссёра чередование вялотекущего повествования с кратковременными, но эффектными взрывами (не как у Бэя, а в смысле мощный по накалу эпизод), тщательное акцентирование на деталях, даже манера съёмки создаёт ощущение, что кино снято в ушедшие в историю 1990-е годы. И как ни странно, последнее не напрягает, а даже привлекает, пробивая ностальгию по временам, когда жанр ещё не засорился пустышками вроде 'Ограбления по-итальянски'. Люмет действительно не растерял умения снимать захватывающее кино на простом материале. Однако подаётся это всё слишком неровно: где-то сюжет заносит в непонятном направлении, где-то Люмет чрезмерно бьёт на эффект, как, например, в эпизоде ссоры персонажа Хоффмана с женой ближе к концу фильма. Создаётся ощущение, что, сохранив энергию былых лет, Люмет растерял выносливость, потому временами теряет контроль над событиями, а когда восстанавливает силы, вновь пытается нанести удар по зрителю эффектной сценой. Создав на хорошем уровне все необходимые приготовления к действию, режиссёр по ходу воплощения, задуманного на экран, не всегда оказывается способен удержать задаваемую в отдельных эпизодах планку повествования.

Однако на протяжении всего фильма Люмета успешно страхует трио актёров Хоффман-Хоук-Финни. Все трое настолько удачно подобраны под своих персонажей, настолько уютно сидят в шкуре своих героев, что любой поворот сюжета, любую слабость, гниль, проявлемую ими в неожиданные и, казалось бы, непредвещавшие подобного поведения ситуации моменты, актёры воспринимают с максимальной естественностью, что практически заставляют забыть о сюжетных нелепостях и даже после просмотра, анализируя поступки героев и замечая какие-то странности в их поступках, приходится делать вывод, что всё это обусловлено эмоциями персонажей, в изображении которых (эмоций) демонстрирует высший пилотаж все трое актёров. Особенно старается Филипп Сеймур Хоффман, которому любой сильный актёр позавидует тому набору характеристик, которыми одарил его персонажа сценарист. Сначала хладнокровный и беспринципный бизнесмен, эдакая версия персонажа Майкла Дугласа из 'Идеального убийства', только на местном уровне, затем оказывается, он вовсе не так крут по жизни, ибо, оказывается, имеет (в прямом, то есть не очень приятном для себя смысле) начальство, под давлением которого оказывается за свои финансовые грехи, все тщательные расчёты, на первый взгляд, 100%-но успешного дела идут крахом из-за того, что даже собственному брату нельзя доверять в силу его 'особой одарённости', загнанный в угол, отчего всё больше находящийся на грани нервного срыва, но при этом готовый идти до конца ради достижения своей порочной цели - это ещё неполный набор характеристик данного персонажа, которого с удивительной лёгкостью изображает Хоффман, для которого это едва ли не лучшая роль.

Этот фильм мог бы стать полным бенефисом оскароносного лауреата двухлетней давности, однако Люмет достаточно чётко разделяет сюжетные линии трёх главных персонажей (хотя и на совместные сцены с ними не скупится, которые особенно мощно выглядят), потому великолерная игры Хоффмана не затмевает Хоука и Финни. Первый изображает типичную для себя роль загнанного в угол юнца, паникующего при любой критической для него ситуации. И, как ни странно, несмотря на повторение пройденного, Этан смотрится куда более убедительно, чем в 'Тренировочном дне', где временами фальшиво выглядел в довольно пафосной роли копа-идеалиста. И возможно актёр составил бы конкуренцию Хоффману, надели его сценарист дополнительными качествами к уже имеющимся состоянию повышенной рефлексии в патовых ситуациях и безуспешным попыткам взять себя в руки. А ведь подлить ему пару грамм цинизма во взаимоотношениях с героиней Марисы Томей, подельником по ограблению, чуть разнообразить его поведение в определённых ситуациях - вот здесь бы Хоук мог (а он может) развернуться с неожиданной стороны. Что же до Альберта Финни, то по части изображения человека, пережившего семейную трагедию и желающего докопаться до разгадки нелепого (с его точки зрения) происшествия, то к нему претензий нет. Однако, как и Хоук, он на протяжении всей ленты вынужден играть одни и те же аспекты характера, лишь в сцене у подпольного ювелира актёр получает возможность разнообразить роль.

Собственно говоря, на эмоциях, ошибках, нравах и инстинктах персонажей и совершаются все сюжетные повороты и это касается не только главной троицы. Поставив на трёх актёров, Люмет не прогадал (что неудивительно, 50-летний опыт съёмок полностью актёрских фильмов дело не шуточное), потому все дыры в сценарии и режиссуре в ходе процесса удаётся залатать, и сделай режиссёр удачную концовку, фильм можно было считать бесспорной удачей неугомонного старикана. Но увы, концовка подкачала. Все вопросы, имевшиеся после кульминационной сцены в квартире мелкого торговца наркотой, Сидни решил одним эффектным, но на этот раз не точным ударом, словно упомянутая выше выносливость дала о себе знать именно на финише, потому старый и решил схитрить, да срезать дистанцию, то есть обмануть зрителя, авось, не заметит. Но учитывая то, что на протяжении всего фильма Люмет усердно заставляет нас внимательно следить за деталями, данный финальный ход является большой ошибкой.

Тем не менее, даже при таких минусах нельзя не восхититься режиссёрской работоспособностью в таком возрасте, особенно если учесть, что с 1980-х он на подобном уровне не снимал. И не факт, что такие крепкие стариканы, как Аллен, Иствуд и Редфорд в подобном возрасте будут демонстрировать аналогичную творческую форму.

16 января 2008 | 04:55
  • тип рецензии:

...он будет играть с тобою.

Мы все чьи-то игрушки: муж - жены, жена - мужа, дети - родителей, родители - детей, люди - Бога и сатаны. В нашем кино много игроков. Есть и свой извращенный любовный треугольник игривый. Но в фарговском стиле всем заправляют деньги, корысть, гордыня - этой дьяволицы золотые буфера всех привлекают.

Чья-то лень рождает горе. Кто-то ленился любить, поэтому жена ушла получать любовь к другому. Кто-то ленился работать честно, поэтому в итоге начал устраивать махинации, потому что денег не хватало для запретного огня в венах, а огня традиционного не было из-за недостатка любви. Любви не было, потому что Бога не было ни в голове, ни в сердце.

У кого-то дети выросли эгоистами, потому что воспитание не получили должного... не получили из-за недостатка любви. Любви не было, потому что в семье деньги были на первом месте. Поэтому любовь получила пулю от смерти.

Когда всё это осознала рыжая бестия... она поняла, что на дело не пойдёт... положила игрушечный пистолет, решив выйти за миллиарды звезды смерти. Мы все учимся у этих фильмов в стиле Фарго. И это хорошо. Индексируй это, малыш, индексируй свой метафорический разум.

-

На самом деле глубокая драма. Есть что-то склизкое в постановке, притягательно-отталкивающее... как какая-то пахучая жижа, которая отталкивает видом вроде, но и притягивает засунуть в неё руку... такой приятный холодок и как бы массаж. Долго так держать руку не будешь, но часа два протянуть можно.

06 февраля 2023 | 05:17
  • тип рецензии:

Не помню, чтобы я спала во время просмотра этого фильма, но ощущение у меня именно такое. Эта картина идет 2 часа, ну так почему за все это время герои не сделали ни одного активного действия, за исключением ограбления ювелирного, которое длилось от силы минут 5.

О чем этот фильм? Лично я этого совсем не поняла. Два брата решили ограбить ювелирный магазин своих родителей, но в итоге план рушится и в результате ограбления их мать умирает. А дальше показано как герои переживают эту смерть. Так основной жанр этого фильма это драма что-ли? Почему такие важные моменты, как убийство, отодвинуты на задний план? А тем временем мы видим как затянуто действуют все герои. Как герой Филиппа Сеймура Хоффмана оказывается наркоманом и приходит в какую-то квартиру что бы уколоться. Да, звучит это интересно, но зачем это растягивать на 10 минут? И так на протяжении всего фильма. За 20 минут до конца мои нервы не выдержали, и я перестала впустую тратить свое время на этот фильм. Но если, конечно, самые важные действие происходят за эти 20 минут, то зачем мучиться целый фильм? Ради последних 20 минут?! Сюжет фильму звучит неплохо, но снято это все на самом деле слишком нудно и затянуто.

Работа оператора не удивила. Музыка тоже не особо запомнилась. Но зато Этан Хоук в роли Хэнка очень порадовал. На мой взгляд, он хорошо передал чувства своего героя: он напуган и растерян. У героя Энди очень затянутая роль, но я считаю, что он с ней все-таки справился. Не он же виноват, что сценарий фильма такой унылый.

В общем, такие нудные фильмы не для меня.

5 из 10

только за хорошую игру актеров.

24 августа 2010 | 15:24
  • тип рецензии:

Фильм о том, как люди «доходят до ручки», загоняют себя в тупик, а потом так же тупо пытаются из него выбраться. Фильм о том, как можно, просто не потрудившись всё продумать, испортить любое – даже достаточно простое дело. Фильм о том, как порок отчуждения глубоко поразил американское общество, когда родители не знают о проблемах своих детей, а дети не доверяют родителям. Персонаж Филипа Сеймура Хоффмана – отталкивающий, как ни старается, сочувствия не вызывает, герой Итана Хоука – настолько жалок, что шансов на сопереживание вообще ноль. Гулящая жена от Марисы Томей – более чем реалистична, этакая вполне бытовая шалава. Папаша – вообще мразь. Короче, актеры постарались на славу. И, тем не менее, кино занудное и скучное, смотрится до конца раза только с третьего. Так что думайте сами, нужно ли оно вам такое.

10 января 2011 | 01:07
  • тип рецензии:

Не раз, не два и даже не три видели мы реализацию хитроумного плана по 'прихватизации' той или иной кучки банкнот/золота/бриллиантов/еще чего-нибудь этакого горсткой мозговитых (или не очень) мошенников. Этот фильм мог бы стать еще одним представителем обозначенной когорты, если бы все задуманное прошло как по маслу...

Братья должны всегда и во всем поддерживать друг друга, разве не так? И так как у каждого из них назрели проблемы финансового характера, а иных способов разрубить этот гордиев узел не представляется возможным, то решились пойти они на преступление, а поскольку один из них имел в своем распоряжении немалый ум (по крайней мере, он так искренне считал), то объектом их внимания стал магазинчик драгоценностей, в расхищении которого подозревать наших героев будут навряд ли. Вот только малоопытность и невнимательность исполнителей сыграла с ними в итоге злую шутку.

Сам акт совершенного правонарушения не является кульминационным событием - затем на первый план выходят угрызения совести несостоявшихся грабителей и обдумывание их дальнейшей перспективы, причем к этому добавляются весьма пикантные подробности личной жизни братьев и нерешенные вопросы, связанные уже с этой стороной медали.

Лента Игры дьявола предлагает расставить приоритеты между семьей и денегьми, как бы банально это ни звучало, а также показать, что при неверной расстановке за все придется платить всем носителям фамилии без исключений.

7 из 10

09 августа 2013 | 12:59
  • тип рецензии:

Ты можешь быть в небе полчаса, до того как дьявол узнает, что ты мертв.

Не так уж много я видела фильмов, все герои которого вызывали бы такое омерзение. Вполне обычные, нормальные снаружи, они как будто гниют изнутри с каждым новым эпизодом, одни в большей степени, другие в меньшей.

Никакой фантастики, никакой чернухи, одна голая селяви, но объем психологической мерзости на каждый кадр при нейтральной, а иногда и вполне положительной картинке просто поражает.

Поначалу была только слабость. Человеческая слабость, и еще желание быстрой и легкой наживы. Постепенно они выросли до трусости и страха. В конце добавились цинизм и жестокость, и в снежном коме пороков пропали Люди. Остались только человекоподобные существа.

Отличная, практически образцовая игра актеров. Про Филипа Сеймура Хоффмана не говорю, не видела ни одной его положительной роли и слабо представляю, как он смог бы ее сыграть с такой внешностью. ИМХО, прошу не обижаться его фанатов. Удивил Итан Хоук. Очень странно было видеть вежливого («Заснеженные кедры»), интеллигентного («Воины света»), целеустремленного ('Забирая жизни', «Гаттака») Хоука в роли слизняка/размазни/неудачника Хенка. И то, что в конце фильма я ненавидела его почти также как Энди, говорит о том, что с ролью он справился. Мариса Томей в амплуа симпатичной озабоченной самочки смотрелась идеально (еще один извиняющийся поклон в сторону фанатов). И наконец, Альберт Финни. С одной стороны, жертва, отец, потерявший не только погибшую жену, но и предателей-сыновей, а с другой... Кто сделал их такими - одного эгоистичным и бечувственным, другого - инфантильным нытиком? Вот то-то же. Остальные в кадре глаз не резали, а значит, были на своем месте.

8 из 10 за художественную ценность фильма, потому что понравиться это не может.

P.S. Что за манера обезличивать оригинальные названия фильмов до полной неузнаваемости? Старая практика, конечно, но по-прежнему раздражающая

16 марта 2011 | 17:57
  • тип рецензии:

Именно с этого ирландского тоста начинается поразительная до глубины души криминальная драма о двух братьях, решивших ограбить ювелирный магазин своих родителей. История, начавшись с неудачного ограбления, вскоре приобретает характер мести старшего брата Энди (великолепная роль Филипа Сеймура Хоффмана) младшему брату Хэнку (роль Итана Хоука) и своей семье в целом, за то, что его когда-то недолюбили, недодали. Но эта месть с его стороны выглядит лишь попыткой самоутвердится, переступив через родню.

Погоня за наживой со стороны Энди приобрела маниакальный характер, и этим он загнал себя в моральный тупик, из которого выйти уже нельзя. Поэтому события в конце лишь окончательно дорисовывают вырождение семейных ценностей в современном мире, ведь таких Энди мы видим повсюду.

Своим последним фильмом Сидни Люмет сделал неутешительный приговор всем нам, забывшим себя в погоне за обогащением, но продавшим душу Дьяволу, а Дьявол, как известно, требует оплаты втройне.

10 из 10

03 апреля 2012 | 11:53
  • тип рецензии:

Старик Люмет снял хорошее кино. Дай, Бог, ему здоровья. Сейчас ещё лучше освоит цифровую камеру и наснимает и не такое!

Первые кадры просто влюбляют зрителя настоящего мужского пола в Марису Томей, который с нескрываемой похотливостью ждёт стриптизёршу из 'Борца ' Дарена Аранофски.

В фильме ярко показаны негативные стороны всех персонажей, но не каждому дано увидеть и понять то, что всё случившееся было изначально фатально - не имеют права нормальные родители допустить такого духовного падения своих детей, не имеют права любящие отец и мать, владеющие ювелирным магазином, спокойно созерцать за бедствующим положением их младшего чада, которое для настоящей любящей матери всегда остаётся чадом, которое не имеет средств выплатить алименты бывшей жене. И не имеет значения, что дети - ничтожества...

Вот и получили. Все. И алчные, и жадные.

07 апреля 2008 | 15:11
  • тип рецензии:

Фильм начинается эротической сценой, вроде бы эротической, потому что она оказалась довольно отвратительной. Вот и начиная с этой сцены весь фильм и идёт таким образом, потому что герои фильма кроме как отвращения не вызывают. Это отнюдь не камень в огород исполнителям ролей, нет, это как раз подчёркивание того, что они сыграли безупречно, как того и требовала постановка картины. Данное утверждение касается и Филипа Сеймура Хоффмана, и Итана Хоука, и Марису Томей.

Я очень уважаю режиссёра картины Сидни Люмета. Но на мой взгляд 'Игры дьявола' - худшая его работа. Естественно для многих режиссёров а-ля Нимрод Антал снят так - это прыжок до неимоверных высот, но вот для Люмета это снижение планки и довольно заметное снижение.

Скажу, что неплохо потрудился оператор. Он словно из самой грязи улиц показывает нам алчных, жестокий и жалких до тошноты людей, которых тысячи.

Немного напрягает монотонная музыка, словно доставляя тебя в страну наркотических грёз, куда постоянно устремлялся герой Хоффмана.

Но в целом скажу, что фильм мне не понравился, есть много подобных криминальных драм и они открыто сильнее, чем 'Игры...'.

3 из 10

18 сентября 2010 | 16:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: