После получения почётного 'Оскара' будучи на 84-ом году жизни Сидни Люмет снимает свой последний фильм.
Данная картина сыскала хорошую критику и считалась одним из лучших фильмов 2007 года, который по иронии судьбы не был номинирован на этот злополучный 'Оскар'. А ведь есть за что присуждать награды.
Взятый за основу простенькая завязка с неудачным ограблением, Люмет сделал потрясающую драму о том, какая же бывает непредсказуемая жизнь
Важная особенность фильма - сюжет. Раскрывать его не имеет смысла, так как это надо видеть. Я лишь скажу то, что он подаётся в оригинальной манере от лица каждого из героев. И фильм, кстати говоря, вполне заслуживает статуэтку за сценарий, потому что он продуман до мелочей.
Хочется сделать низкий поклон замечательному актёру Филипу Сеймуру Хоффману. Это действительный актёр. Вот просто не знаю, что сказать. Не могу подобрать нужных слов, да и пишу я на один эмоциях. Ну не знаю я. Сказать что играет шикарно - значит нечего не сказать. Это просто надо видеть на самом деле.
К остальным претензий нету. Всё очень гармонично.
Я бы описал персонажей, их действия и побуждения, смысл, но право же, я не хочу этого делать. Я хочу, чтобы каждый кто посмотрел этот фильм понял и усвоил для себя что-то своё. А Люмет в очередной раз доказал своё мастерство снимать потрясающее напряжённое кино с продуманным и оригинальным сюжетом.
Не простой по своей стилистике фильм оценить тяжело после просмотра. С одной стороны, Сидни Люмет снял интересное кино, в первую очередь благодаря насыщенному и неожиданному сюжету.
Но, с другой стороны, в фильме очень много «дыр», которые никаким потрясающим сюжетом закрыть нельзя. Есть, конечно, один превосходный плюс этого фильма – это игра Филипа Сеймура Хоффмана. К его актерским способностям претензий у меня не возникает, чего не скажешь об Этане Хоуке.
Ну и на добавок – неплохое включение в эту запутанную криминальную игру Майкла Шэннона, роль хоть и даже не второстепенная, но зато запоминающаяся.
Одним словом, интересное кино, избегать просмотра не стоит. Тем более, количества внимания, уделенное западными критиками, вполне достаточно, чтобы выделить «Игры дьявола» из всех картин из подобного жанра.
«У тебя будет 30 минут в аду, прежде чем дьявол узнает, что ты мертв»
«Золотой» период Люмета – это, безусловно, 70-е годы, в которые он снял несколько очень сильных работ, вроде «Собачьего полудня». А наиболее соотносимая с его именем картина была выпущена режиссером вообще 50 лет назад, когда на экраны вышли «12 разгневанных мужчин». В последнюю же четверть века Люмет не мог похвастать чем-то действительно блестящим, изредка снимая неплохие, но, по сути, проходные, вещи. Вполне возможно, что, устав ждать от режиссера нового прорыва, киноакадемия фактически проводила его на почетный отдых своим «Оскаром» «за особые заслуги перед кинематографом», к которому он почетно был представлен в 2005-м – в год своего 80-летия. И вот, поди ж ты, в 83 года Люмет смог снять действительно потрясающее кино. Один из мощнейших своих фильмов.
При этом, 'Игры дьявола' (правильный перевод названия фильма – «Прежде, чем дьявол узнает, что ты мертв») получились совершенно олдфэшнд. Самая что ни на есть камерная житейская драма, где центральное место отведено психологии героев. Словно вырвав из дневника семьи Хэнсонов пачку листов, Люмет перемешивает эти записи, меняет их местами, оставляя на полях свои пометки, позволяющие по ходу действа строить свои догадки о том, что же ждет нас в концовке.
Два главных действующих лица фильма – это братья Энди (Хоффман) и Хэнк (Хоук) Хэнсоны, решившие ограбить ювелирный магазинчик своих собственных родителей. Точнее, решает сделать это Энди, человек, пытающийся казаться респектабельным бухгалтером, а на деле маниакальный тип со складом скелетов в шкафу. Он подбивает своего инфантильного братца - кретина состряпать выгодное дельце. Оба они работали в магазине, знают его внутреннее расположение и коды сейфа. Знают они и то, что там нет охраны. Если сделать все по уму, то никто не пострадает, а родители получать равнозначное страховое возмещение за все похищенные ценности.
Вот только по уму ничего не получается. Струсивший брать на себя риски Хэнк перепоручает дело практически случайному знакомому, который прихватывает с собой пушку, нарушив все уговоры Хэнка с Энди, и положив начало цепочке событий, приведших всю семью к краю пропасти.
Как правильно отметили критики журнала Empire, «Игры дьявола» – это парад психологических мотивировок. И так как Люмет поставил главное событие – ограбление — в самое начало фильма, то структура кино напомнила мне историю болезни, где врач описывает диагноз каждого из группы пациентов, детально обрисовывая реальные причины недуга. Хэнку деньги нужны только для одного – сделать счастливой дочь, которую он очень любит, и общение с которой может прервать в любой момент его стервозная бывшая жена, жадно выжимающая из Хэнка свою долю алиментов. Энди сосредоточен совсем на других проблемах – ему нужно срочно сменить обстановку. Во-первых, он ненавидит свою работу, где успел натворить сомнительных дел, а во-вторых, его гнетут постоянные проблемы по мужской части, по видимости, в результате которых он увлекается тяжелыми наркотиками. Или в результате увлечения наркотиками у него начинаются проблемы, суть не важно.
Хэнк мечется и нервничает, понимая, что делает нечто ужасное, но не имеет сил противостоять соблазну легкой наживы, что, впрочем, привычно для него, не сумевшего противостоять чему-либо вообще в своей жизни. Энди, наоборот, вполне хладнокровен и особых угрызений совести не испытывает. Более того, он морально оправдывает себя и свою роль организатора преступления якобы плохим, недостаточно теплым отношением к нему со стороны родителей, которые, как это часто случается в семье, уделяли большее внимание младшему брату. И, в отличие от Хэнка, Энди собирается посвятить «30 минут», отделяющих его от преисподней, тому, чтобы избежать неизбежной встречи с ее хозяином.
Конек Люмета - это способность максимально раскрыть каждый образ, создав впечатление близкого знакомства, значительно превышающего рамки двухчасового хронометража картины. Но нельзя не отметить и то, насколько точными получились попадания в роль у участников состава. И Хоффман, и Финни, и Хоук выдали феноменальную по реалистичности и драматизму игру. Причем, Хоука я, признаться, считал до «Игр дьявола» актером достаточно посредственным и порядком переоцененным. Тем интереснее мне было наблюдать, насколько мощно, оказывается, он может выступить. Роль дерганого и инфантильного неврастеника Хэнка, загнанного жизнью и собственными комплексами в тупик, удалась ему выше всяких похвал.
Еще немного пополневший Филипп Хоффман доказал, что он в принципе не умеет играть плохо. Блуждающая в уголках его губ улыбка, сочетающая в себе хитрость и безумие, пробирала меня лично до самых поджилок. А пару сцен с его участием я вообще отнес бы к категории гениальных (как минимум, эпизод возвращения с поминок и сцену расправы на квартире наркодилера).
В общем и целом - must see. Виртуозная психологическая драма, словно вернувшая Люмета в славные 70-е. Блестящие актерские работы Хоука, Хоффмана и Финни, и отменный сценарий дебютанта большого кино Келли Мастертона.
Мay you be in heaven half an hour, before the devil knows you are dead
Последняя режиссерская работа Сидни Люмета вышла очень тихо, без шума. Маленький бюджет, скромная реклама, а в итоге и мрачные сборы. И пусть фильм был горячо принят критиками - основный зритель, что деньги приносящий предпочел пройти мимо, кучкуясь в районе касс с «Джуно».
История крутится вокруг двух братьев, чьи жизни трудно назвать счастливыми. Младший - неудачник, днем зарабатывает на алименты дочке, а по вечерам запивает горе, в долг. Старший же, имея престижную работу, заигрался с финансовыми махинациями и день ото дня ждет краха карьеры. Проблема у них одна и вечная – нужны деньги и желательно много. Хватаясь за последний шанс, они планируют дерзкий налет на ювелирный магазин своих родителей. Но идеальное на первый взгляд ограбление срывается, являясь катализатором чудовищных последствий.
Структура «Игр Дьявола» довольно необычна: переломная сцена (ограбление) тянется нитью через весь фильм и уже на нее, словно пуговицы, режиссер нанизывает маленькие кусочки повествования. Здесь нет резких твистов и надуманной интриги, а вместо опостылевшего детективного клубка - человеческие отношения. Не много, но ярко, и не в последнюю очередь благодаря актерам. Большинство из них неприлично хороши, как например, вечно розовый Филип Сеймур Хоффман, играющий эгоистичного, властного дельца или Альберт Финни, чей герой, как метко заметили зарубежные критики, смахивает на задыхающуюся, вынутую из воды рыбу.
Тема у фильма актуальна на все времена, классическое преступление и наказание, только вот Раскольников тут, почувствовав тугую петлю на шее, не покаялся, а схватил любимый топор. Режиссёр не дает своим куклам ни шанса христианских истин, заставляя их, одушевленных, брести к обрыву, и смерено прыгать вверх, к бездне. Жанр как драма человеческих отношений, часто чудовищных, по сути.
Удивительно то, что фактически фильм кончается на мертвом полуслове, однако никаких вопросов или там сомнений по поводу окончания не возникает. История выписана настолько четко и мастерски, что даже после финальных титров продолжает жить в умах людей познавших ее. И это прекрасно.
Интересный, захватывающий, интригующий, необычный и страшный
Интересный, захватывающий, интригующий, необычный и страшный.
Два брата, подлые каждый по-своему, совершают подлый, страшный поступок. Один брат (Хоффман) - откровенный и искренний подлец, а второй нерешительный и неуверенный, но все-таки тоже подлец (Итан Хоук).
Но подлость этих двух братьев откуда-то взялалсь? Она в них всегда была. Наверное, из детства? Большие пробелы в нравственном воспитании вернулись родителям этих двух братьев кровавым эхом.
В восемьдесят три года иные деятели отходят от дел, пожиная плоды былой славы, другие сидят свадебными генералами на разных фестивальных посиделках, карауля очередь получателей статуэток «за личный вклад в киноискусство» (если уж не победив, то хотя бы пережив своих конкурентов по цеху). Люмет работает. Он снимает фильмы. Он всем показывает, что у него, даже после такой долгой жизни в кинематографе, всё ещё «стоит» на кино.
«Игры дьявола» открываются сценой яростного секса, которая настраивает на самые смелые мысли: «Что ещё может выдать в своей горячности этот неугомонный старикан?» Он выдает хорошо сконструированное кино. Точка отсчёта, ограбление ювелирного магазина, ставится в самом начале картины. К ней булавками коротких подписей Люмет прикалывает листки с эпизодами: «За день до ограбления», «За три дня до ограбления», добавляя к ним имена действующих лиц. Одни и те же события снимаются со стороны разных участников, чтобы потом, накладываясь внахлёст друг с другом, образовать цельное полотно.
Никаких пикантностей, режиссёр полностью сосредоточен на деле. А в деле у него два главных персонажа, два брата, из которых один по жизни несёт клеймо неудачника, а другой, имея облик благополучного бизнесмена, давно уже прогнил изнутри и теперь, чувствуя близость краха, вынужден искать способы для спасения своей бренной оболочки.
Оба нуждаются в средствах. Причины разные: у одного – неисполненные обязательства перед разведенной женой и оставшейся с ней дочерью, у другого – преступные махинации, спровоцированные необходимостью изыскания средств для удовлетворения своей наркотической зависимости. Оба переступают черту.
Минус на минус – плюс получается только в математике. По жизни – это минус. И этим горе - бандитам уготовлена страшная участь. Казавшийся идеальным план, разрушает нелепая случайность - нежелательные жертвы, лишние свидетели. Горящая под ногами земля толкает на радикальные действия, сжигаются мосты, а по пятам уже идёт возмездие.
Снято в камерном стиле, что подразумевает местом действия, главным образом, замкнутые помещения комнат или салонов автомобилей. Это встречи и диалоги, мысли и события, в которых каждый из участников высказывает свое мнение и демонстрирует свою позицию, высвечивая связи и побудительные мотивы совершённых поступков. Актёрам приходится играть: материала хватает - у каждого из персонажей есть свой характер, есть подоплёка действий и предыстория.
Более всего преуспел Филипп Сеймур Хоффман, которому режиссёр позволил доминировать на всём протяжении фильма, не отказывая актёру в долгих крупных планах и вызывающе эффектных ракурсах, превращая его персонаж во всепоглощающий центр зла и порока, от которого кругами расходятся волны трагедии.
Этан Хоук с поставленной ему задачей справляется без каких-либо особых усилий, используя давным-давно полученные наработки. Глядя на него, отмечаешь, что он такой же, такой же рохля, как в «Обществе мертвых поэтов». Выглядел, пожалуй, излишне однообразно в постоянстве палитры выражаемых эмоций, но в контексте доставшейся ему роли клинического неудачника с этим можно было мириться.
Альберт Финни, также, не меняя выражения лица, крадучись, продвигается к финалу, будто не догадываясь, какую «минуту славы» приберёг для него под занавес сюжет этой картины. Правда и в этот судьбоносный момент от Финни требуется немного – один крепкий взгляд, но и этого бывает достаточно, как крепкого слова.
А крепкое слово осталось за Сидни Люметом, который снял напряжённое кино, со сложной сюжетной конструкцией, сплетя события и соединив образы героев так, что только диву даешься, нет не дьявольским играм, что уготовила судьба главным героям этой ленты, а неугасающему, стабильному мастерству её создателя.
Да будет у тебя всегда еда и одежда, и мягкая подушка под головой, и да быть тебе 40 лет на небесах, пока Дьявол не узнает о твоей смерти
Так можно перевести традиционный ирландский тост, выдержкой из какого является оригинальное название фильма - 'Пока дьявол не узнает о твоей кончине'. Впрочем, местные локализаторы по привычке низвели его до тривиальных (впрочем, как всегда), но в большей мере понятных для массового зрителя 'Игр дьявола', более подходящих для очередной мистической подделки вроде 'Девятых врат' и уж никак не для напряженной семейной драмы, напрямую цитирующей Шекспира, с которым ее роднит эмоциональный апогей и обилие трупов, которое совершенно не делает картину чернушной, наоборот, добавляет реалистичности и атмосферности происходящему. Но фраза из тоста выглядит не торжественным пожеланием, а скорее горькой иронией, реквиемом по семейным узам, положенными на алтарь вечной погони за наживой.
Статус 'живого классика' не всегда приятен для его носителя. С одной стороны, это знак уважения и признания творчества. Но с другой - ненавязчивое упоминание, 'золотое время' осталось далеко в прошлом и пора бы уже дать дорогу молодому поколению. Именно к такой категории относят 83-летнего патриарха американского кино Сидни Люмета, неоднозначного постановщика, и впечатляющим непостоянством чередующего бессмертные шедевры вроде легендарных '12 разгневанных мужчин' (чье величие особенно заметно по сравнению с не в меру патетическим и нелепым ремейком Михалкова) с громкими художественными провалами. Вероятно, единственной режиссер, начинавший карьеру на телевидении в эпоху его зарождения, и заставший приход 'цифры' в большое кино. На которую с радостью и перешел в 'Пока дьявол не узнает о твоей смерти'.
Два брата замыслили идеальное, на первый взгляд, преступление. Обоим срочно нужна большая сума денег, которую нельзя получить в короткий срок законным путем. Поэтому они решают ограбить преуспевающий, а значит, далеко не бедный ювелирный магазин. Но существует один аспект - магазин принадлежит их отцу, человеку сурового нрава, не похожему на того, кто может простить такие 'шалости'. Но новоявленных бандитов это не смущает, тем более что ограбления должно пройти без сучка, без задоринки, план не имеет слабых мест, подозрения просто не могут на них пасть. Но, как всегда, ничто не идет так, как должно, план дает осечку, проливается кровь и на братьев ждут очень неприятные события. Тем более что они - две вершины острого любовного треугольника. А такое тем более до добра не ведет
Как и многие подобные картины, 'Игры дьявола' держаться на сильном сюжете, продуманных мизансценах, твердой руке постановщика и крепкой игре актеров.
С этими компонентами фильму действительно повезло. Келли Мастерсон из избитой истории о неудавшемся преступлении создал мощный сценарий о ценности и хрупкости семьи. Люмет же прекрасно, как в лучшие годы, переносит его на экран, позволяя великолепному актерскому составу в полную силу реализовать свое незаурядный потенциал. Тем более, что такие актеры не привыкли играть вполсилы. Ярчайшие образы удались им и здесь
Один из самых талантливых актеров современности Филлип Сеймур Хоффман играет разорившегося бизнесмена-наркомана, потерявшего почти всего из-за своего порока, и большей мере перетягивает актерское 'одеяло' на себя, что в принципе можно записать ему в минус, но Филлип создал очень реалистичный близкий образ. Бывшая 'последняя надежда независимых' Итан Хоук, несмотря на некоторое переигрывание, достаточно органично смотрится в роли его жалкого братца, погрязшего в долгах. Блистательны в своих персонажах великий (и катастрофично недооцененный) Альберт Финни и неожиданная Мариса Томей. Адекватными материалу также выглядят качественные операторская робота и музыка. Без чрезмерной спешки, но уверенным темпом фильм дойдет до финального катарсиса, доставляя истинное наслаждение от отличного кино.
И Люмет посрамил многочисленных скептиков, недвусмысленно намекавших на то, что 'деду пора на пенсию', что Сидни утратил весь свой запал, что 'время вышло' и все такое.
Поразительно, насколько современно и задорно выглядит стиль Люмета, его способность раз за разом, даже после авторских фиаско создавать если и не гениальные, то просто очень хорошее кино. 'Игры дьявола' не являются его лучшим фильмом, но и стыдиться своей новой роботы Люмету нечего. Он снова на коне, и с оптимизмом смотрит вперед.
'Моя жизнь - это не единая сумма, это то что не складывается вместе...'
Еще одна из столь модных в 2007 году криминальных драм. Кстати, она же и одна из лучших в том же году. Главное действие фильма - ограбление ювелирной лавки, от него и дается отсчет всем действиям. Однажды утром, еще до открытия лавки, в неё зашел странный посетитель в маске и потребовал деньги и украшения. Закончилось все трагедией: в магазине началась перестрелка между грабителем и пожилой хозяйкой лавки. Налётчик скончался на месте, а женщина немного погодя в больнице. Главные же виновники случившегося остались целыми и на свободе.
Эти виновники - два брата: старший Андрю Хенсон и младший Хенк Хенсон. У обоих жизненые трудности. Андрю хочет со своей женой переехать в Бразилию. Хенк в свою очередь должен платить элементы на содержание свой дочери, да к тому же дочку хочется радовать не только элементами. Андрю предлагает своему младшему совершить 'ограбление века' - 'бомбануть' ювелирный магазин в торговом центре. Распределили роли: Андрю - мозговой центр, а Хенк - мускул. Все бы ничего, да только магазин принадлежит родителям Андрю и Хенка. Но как и любой апории, и этой не сужденно стать реальность.
История прокрученная в 'Игре дьявола' - это драма жизни двух братьев, которая стала драмой жизни и их родителей, и как минимум еще нескольких человек. Например, погибшего в перестрелке Бобби Ласорда, которого нанял Хенк для ограбления лавки, из-за своего страха перед опасностью, и его семьи. Относительно честно прожившие жизнь два человека, из-за нужных как воздух денег решаются пойти на преступление. Преступление не только против закона, но еще и против семьи. Усугубляются страдания братьев еще и тогда, когда они узнают, что вместо подруги своей матери, которая должна была работать в этот день, погибла их собственная мать, во многом благодаря своим же сыновьям. Наверное большое число грабителей сделавших преступление однажды, скажут: 'Это история моей жизни!'. Эта история показывает, на что способна подтолкнуть безысходность, и под час пустое желание жить лучше.
Поставлено это просто великолепно, так же как и великолепна актерская игра. Два брата на экране смотрятся очень лирично и не вызывают отвращение к ним в результате содеянного. Скорее наоборот им сочувствуешь, и казалось бы самые страшные преступления, отходят на второй план. Все это подкреплено отличнейшей музыкой. Не песнями, а именно музыкой. На протяжении всего фильма играет один и тот же мотив, который совершенно не надоедает.
Название фильма в оригинале намного более достоверно отображает его суть. Выдержка из традиционного ирландского тоста, который звучит так: 'Да будет у тебя всегда еда и одежда, и мягкая подушка под головой; и да быть тебе 40 лет на небесах, прежде чем дьявол узнает о твоей смерти''
Фильм всем хорош. От первых кадров в стиле 'откровенный секс' до завершающих драматических сцен, о которых не 'спойлерят'.
Актеры не разочаровали.
Филип Сеймур Хоффман всегда нравился мне своей честностью, отсутствием попыток выглядеть лучше, сексуальнее, благонадежнее, воспитаннее и т.д. В данной ситуации все это ему очень на руку, так как его герой именно таков - неудачный сын и муж, ненадежный сотрудник, случайный наркоман и конфузный составитель плана ограбления.
Этан Хоук здесь потрясающе жалок. Такая безнадега, а не парень.
Отца двух братьев играет Альберт Финни, его не так много на экране, но в каждом появлении чувствуется такая харизма, что неудивительно - последнее слово в этом фильме будет именно за его героем. В 70 с лишним лет для актера это еще одна золотая монетка в кармашек заслуг перед кинематографом.
Так же, как и режиссеру Сидни Люмету - в его 84-ре дай Бог ему еще сил на парочку таких фильмов.
Скрываясь под оболочкой престижного бизнесмена, Энди Хенсон ведёт предательскую жизнь: изменяет жене и иногда наведывается к «доктору» со шприцами. Хенк Хенсон практически полная противоположность своего брата, отличившегося только легкомысленностью и количеством материальных долгов. Воспользовавшись характером младшего брата и страховкой собственных родителей, Энди навязывает Хенку идею об идеальном ограблении ювелирного магазина, раскрыв тем временем и свои проблемы, из которых без денег не выбраться. Во время ограбления всё пошло не по плану, и идея Энди провалилась не с треском, а глубоко в пропасть, будто сам дьявол решил испытать двух братьев за предательство.
Честно говоря, придётся признаться, что это второй фильм Сидни Люмета из всего большого списка, который мне пришлось увидеть. И не трудно будет догадаться, что первым оказался «12 разгневанных мужчин», и то, просмотренный после «12» Михалкова. По двум фильмам из 50-летней с лишнем режиссёрской карьерой делать выводы опасно, особенно учитывая, что со времён «12 разгневанных мужчин» и «Играми Дьявола» прошло больше 51-ого года. Так что придётся фильм судить.
Вся история мне напомнила недавно просмотренную «Мечту Кассандры». Так же два брата, так же один из них более собранный, а другой задумчивый и плаксивый хлюпик. Но есть в этих двух фильмах большое отличие: хоть и смотрится и одно и другое на одном дыхании, в «Игре дьявола» нет моментов, в которых сердце само по себе начинает биться в более быстром ритме. Но всё равно ты сожалеешь и переживаешь, хотя хотелось бы чувств побольше и посильнее.
Фильм о том, насколько иногда судьба может врезать топором в спину, не смотря на идеально продуманный план. Судьба в таких моментах может принять облик дьявола, решившего наказать грешников, предавших семью. Хотя кто это должен наказывать, дьявол или Бог? Подобных фильмов можно найти больше, чем кажется, да и лучше, чем этот. «Игра дьявола» не тронутая Голливудом печальная картина, в которой люди плюют на честь, долг, семью ради денег. Цепляет, но не на столько, как хотелось бы. Если бы выбирал одно из двух, то я бы остановился на «Фарго». Но всё равно, этот фильм тоже не плох, хоть и местами хотелось чашечки кофе.