Думая о том, чего у тебя нет, ты забываешь о том, что имеешь
Молодой дуэт кинематографистов Давид Шарбонье и Джастин Пауэлл отличается чрезвычайно амбициозным подходом к делу. Проблемы с продажей прав дистрибьюторам на дебютного «Мальчика за дверью» (или «Прячься» в нашем переводе) не сломили ребят, а подначили снять «Заклинание джинна» (лаконичнее и ближе к правде – «Джинна», не в угоду российским локализаторам), дабы не простаивать вхолостую. Ворвавшись в индустрию хоррора, оба на момент написания рецензии никуда дальше не продвинулись, зато хоть старт карьеры случился плодовитым: два фильма в один год не каждый способен выпустить.
Амбициозность порой идёт вразрез с точностью фокуса, являя миру высокий идейный потенциал и даже вполне неплохую реализацию той или иной задумки, но просчитываясь в сущих деталях. Так, «Мальчик за дверью» предстаёт старательным жанровым упражнением в создании малобюджетного триллера и в то же время помимо очевидных достоинств имеет в загашнике кучу досадных сценарных недоразумений. «Джинн» – проект потенциально на уровень выше: если в первом случае дети и педофилы – тема в некотором смысле однобокая и банальная, то столкновение немого ребёнка со злым духом из древней книги (лампу оставим Уолту Диснею) – задел на притчу о моральном выборе с богатым мифологическим подтекстом. Достаточно заглянуть в «Википедию» и узнать о четырёх видах джиннов, чтобы разыгралось воображение: господа Пауэлл и Шарбонье, в вашем случае фигурирует ифрит, гуль, сила или марид? Как глубоко вы копнули в матчасть? Или решили обойтись малой кровью, наспех скомпилировав бугагашку из синего чувака в «Алладине»? Давайте разбираться.
На самом деле, всё намного проще. Данная картина – старательное упражнение номер два. Этакая развёрнутая версия серии, просящейся в антологию «Калейдоскопа ужасов» или «Сумеречной зоны». Даже определённые элементы обстановки вкупе с саундтреками отсылают к духу 80-х, на которые воскрес запрос после «Очень странных дел» братьев Дафферов, отчего ассоциативный ряд невольно пестрит ностальгическим, олдскульным вайбом (к счастью, без переигрывания). Данный факт выделяет красным мотивацию авторов, уже проявленную в дебюте: они – отличники… точнее, тот их вид, что искуснее прочих подлизывается учителю. Беря из жанра всё самое вкусное, Пауэлл и Шарбонье не добавляют ничего сверху, кроме пары-тройки оригинальных отличительных черт, а лишь чётко и усердно выжимают то, что в итоге можно назвать данью каноническому представлению о том или ином виде хоррора.
Поэтому при просмотре вопреки скептицизму подмечаешь интересные приёмы и решения (технически почти совершенные), а также как смело и отважно, не боясь суда и следствия, режиссёры делают звезду из маленького Эзры Дьюи, в очередной раз заставляя того страдать и плакать, борясь со злом – теперь более эфемерным, хитроумным, спонтанным. И поэтому же особую ценность представляют длинные операторские пролёты (часто – по круговой оси), выстраивающие цепь ожиданий за счёт показа интерьера (особенно в моменте высвобождения джинна с его алым субъективным взглядом на мир), и яркие акценты на звуке (громкие скримеры, хрипящее астматическое дыхание, музыкальные вставки). Приплюсуем сюда достижение, претендующее казаться выдающимся: минимум речи, максимум пользы из попыток обойтись без неё. Немой главный герой достойно вывозит на себе сложносочинённую психо-физическую вариацию невысказанных эмоций: зритель без труда считывает его чувства, ведь даже крик здесь оглушающе беззвучен, но понятен в доскональной мере. Речь априори не нужна. Весьма похвально.
Сама история, в противовес постановке, трёхкопеечна до безобразия, несмотря на обилие внезапно поднятых тем, и вот почему вместо однозначного восторга фильм вызывает почтительную, но сухую улыбку. Идя по пути исследования детских страхов – от темноты и шорохов до потери матери или отца, – Давид и Джастин вплетают в повествование целую плеяду смысловых крючков: тяжесть вины, посттравматический синдром, фатализм в невозможности изменить предначертанное, и пр. Крючки, конечно, срабатывают, но им не хватает наполненности: действие неровно балансирует между квестом ребёнка, улавливающего жуткую угрозу в доме, и сентиментальными сожалениями о вещах насущных, будто показывая происходящее в лоб, а вот рассказывая о нём хлипкими намёками. Те моменты, которые хочется ощутить сполна, ведь им предстоит либо стать основой выбранной мифологии, либо разбить вам сердце, слишком односложны и предсказуемы. Там, где не помешал бы лишний «велосипед», вместо его изобретения авторы предпочитают отмолчаться в сторонке под ручку с персонажем.
Иногда такой выбор не вызывает вопросов, однако на сей раз простота (не путать с пустотой) внутреннего содержания напрямую влияет на послевкусие: по окончании сеанса ты делаешь необходимые выводы, но совершенно не ощущаешь, что проникся сюжетом до слёз, хотя ситуация, если задуматься, удручающе безысходна. Да и зло, имевшее все шансы на объяснение собственного происхождения, описано в двух словах и местами обезличено – будто мальчик, мысля метафорически, идёт на поводу у бурной фантазии или дурного сна, а не пребывает в жестокой реальности. Наверное, чтобы до конца понять Дилана, надо быть его возраста, а, увы, детям видеть всё это вроде как не рекомендовано цензурой, взрослым – уже поздновато.
Не поймите превратно: фильм где-то тревожный, где-то даже страшный, то бишь сделанный на совесть, и если выбор невелик, а часики тикают, он готов к уютному ознакомлению (желательно тет-а-тет, без шумных компаний). Вопрос в том, какой способ восприятия подключать на старте: набор кошмаров, преследующих мальца, иногда может вовсе не иметь обоснования либо, наоборот, быть чересчур обоснованным; рациональность словно терпит бедствие, уловить тактику создателей не представляется возможным. Сцены мирной жизни – например, общения за обедом или через радиоприёмник, – предстают гениально бесхитростными и больше западают в душу, нежели чехарда с травмирующими флэшбеками или финал, будь он неладен.
«Заклинанию...» до боли хочется затронуть аудиторию за живое, поговорить о важном, однако чего-то катастрофически не хватает. То ли сказки, то ли жести.
Итак, вкратце, представленный фильм Джинн (именно такое оригинальное название) - поучительная история о том, что если вы нашли странную книгу с заклинаниями, то прежде чем проводить первый попавшийся ритуал нужно учесть что 1) стоит прочитать условия напечатанные 'мелким текстом' 2) не стоит забывать что 'любая магия имеет цену' как сейчас модно говорить в современном сказочном кино вроде 'Однажды в сказке' и 'Mirror Mirror'.
Герой же данного фильма, немой мальчик данных тонкостей не знал, в результате чего влез в ритуал ценой которого оказалась его собственная душа.
Далее же нам предстоит в течении чуть более часа наблюдать то мальчик бегает по дому и прячется от джинна, принимающего (для простоты) образы давно умерших людей.
Нельзя сказать, что зрелище это плохо снято, особенно спасибо авторам за отсутствие приевшейся кромешной тьмы, но, к сожалению, смотреть на происходящее не особо интересно.
Местный Джинн, в отличие от своего известного коллеги из Исполнителя Желаний не удивляет зрителя чудесами в виде кровавой мясорубки с участием второстепенных персонажей, а главный герой, немой мальчик, не устраивает незваному гостю теплого приема в стиле Один Дома. Все что доведется увидеть зрителю - кошки мышки двух персонажей в пределах одного дома, в ожидании пока у Джинна не кончится время изведенное на поимку главного героя.
Все это мы уже видели в Полуночном Человеке и там это было обыграно на порядок интереснее.
Из хорошего можно отметить использование в фильме синтвейв саундтрека от 'широко известного в узких кругах' инди-музыканта Timecop1983. Приятно, что все чаще вместо невнятной музыки 'для супермаркетов' в кино можно услышать что-то цепляющее внимание.
Какой же вывод? Посмотрите фильм, забудьте о фильме, идите слушать хорошую музыку.
Какое оно – Ваше самое заветное желание? Представьте себе, что у Вас появилась возможность призвать существо из другого, темного, мира, которое поможет исполнить его. Но будьте осторожны, за выполнение самого заветного желание плата как никогда высока…
Дилан потерял голос после операции. Он живет с отцом в обычной, ничем не примечательной квартирке и очень любит качественную музыку. А еще совсем недавно он нашел Тёмную книгу, где обнаруживает ритуал, впоследствии проведения которого будет исполнено его самое заветное желание. И вот, свершилось. Папа ушел на ночную смену, шалость начинается.
Меня обескуражила настолько низкая оценка, по сути, оригинальному, камерному хоррору. Начиная от мощного саундтрека, который пускает мурашки по спине, заканчивая великолепной операторской работой, в которой двухкомнатная квартира оборачивается основной сценой для действия, фильм ставит во главе один из самых распространенных детских страхов – чудовище в темном углу комнаты, которое может сделать абсолютно все – задушить, отравить, сломать ногу, оставить глубокий порез. Оттого, что главная роль отводится совсем еще ребенку – страшно за героя вдвойне.
Очевидно, что режиссеры с большой осторожностью и любовью подходили к своей работе. Взять хотя бы ритуал по Тёмной книге – Дилан выражает свое желание языком жестов, а зло, как известно, говорит на любом языке. Но фильм сильно теряется в финале. Когда, вроде бы, надо закончить действие на красивой ноте, Шарбонье и Пауэлл почему-то воспользовались клишированной концовкой, автоматом отсылающей к хорошо известному образу, подаренного нам Эндрю Дивофф. Или взять в пример Джинна – многие демонические качества этой сущности остались далеко за кадром, чтобы соответствовать рамкам выделенного бюджета и градусу зрительского переживания за главного героя.
В итоге, фильм довольно оригинален. Имеет очень хороший саундтрек и великолепную операторскую работу. Но стоит обязательно принять во внимание, что его действие целиком проходит в квартире, а антагониста представляют намного проще, чем в легендах и мифах Древнего Востока.
Индустрия развлечений уже давно приучила свою аудиторию к тому, что джинны являются весьма полезными, словоохотливыми и доверительными существами, которым можно доверить даже собственную жизнь. Нечто подобное мы наблюдали в культовом мультфильме от студии Disney 'Аладдин', а также многочисленных вариациях 'Тысячи и одной ночи'. Современным авторам, коим нет дела до детального изучения старинных легенд и писаний, важнее всего показать магических существ с притягательной, волшебной стороны и при их помощи раскрыть заглавных героев-людей, коим порой так необходима волшебная помощь. Однако если обратиться к древнему арабскому фольклору, который уходит своими корнями вглубь тысячелетий, то становится понятно, что джинны отнюдь не так просты, как их по своему обыкновению показывают в различного рода сказках и мультфильмах. Первые упоминания джиннов в рукописных источниках и различных народных пересказах приходятся на период доисламских времен, когда в арабских странах существовали свои особые верования. До появления Корана и Аллаха джинны почитались множеством арабских народностей в качестве Богов. Им поклонялись, их боялись и лишний раз старились джиннов не тревожить, обращаясь к ним лишь в крайнем случае. Когда же ислам наконец-то охватил собой все арабские регионы и тем самым породил одну из мощнейших религий мира, то уровень почитания джиннов логически снизился, однако их место в культуре все равно было незыблемым.
Если верить учениям, на которых зиждется ислам, то некогда Аллах создал ангелов из чистого света, людей из глины, ну а джинны пришли в наш мир посредством преображения огня. Обыкновенному человеку невозможно их увидеть или почуять, так как эти удивительные мифические существа находятся в своем особом измерении, которое тесно соседствует с нашим. Согласно исламу, иерархия джиннов, а также их культурные обычаи во многом схожи с человеческими, однако помимо этого невидимые кудесники также обладают неимоверной магической силой и могут принимать сторону как добра, так и зла. И самое интересное то, что в отличии от того же 'Аладдина', в старинных писаниях джинны представали в качестве носителей всевозможных бед и несчастий. А те люди, которые посредством диковинных ритуалов призывали к себе на помощь коварных магических помощников, впоследствии получали столь серьезные неприятности, которые ставили их жизни под разительный удар. Конечно же, подобный образ джиннов любим далеко не всеми, и тем не менее их подлинный облик далеко не светлый и жизнерадостный. И порой на экраны попадают фильмы, которые представляют мифических арабских существ с далеко не самой приглядной стороны. Одним же из таких произведений оказался мистический хоррор 'Заклинания джинна', который первым делом привлекает своего зрителя примечательным названием. Но вот по части детального исследования мифологии джинов и всей сопутствующей им культуры все на самом деле оказалось далеко не так органично, как хотелось бы.
Непосредственно сюжет фильма знакомит нас с мальчиком по имени Дилан Джейкобс (Эзра Дьюи), в семье которого произошла непоправимая трагедия. Дело в том, что скоропостижно наш мир покинула мама ребенка и он отчасти винит в произошедшем себя. Естественно, парня наступают не самые лучшие дни, а усугубляется ситуация тем, что у него нет голоса и он не в состоянии донести до окружающих то, что на самом деле происходит у него в душе. Не просто приходится в этот период также и папе Дилана, Майклу (Роб Браунштейн), который уже далеко не молод и теперь ему приходится отвечать за сына самостоятельно. Исправить столь печальную ситуацию внутри обезглавленного семейства мог переезд на новое место жительства, однако и здесь Дилану с Майклом приходится сложно. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, отец постоянно пропадает на работе, зачастую беря при этом ночные смены, а сам Дилан по сути остается со своими переживаниями сам на сам. Когда же от нечего делать парень случайно обнаруживает в новой квартире таинственную книгу заклинаний, то логично решает разнообразить свои одинокие мрачные ночи неожиданным развлечением. И даже более того, книга обещает привести в наш мир самого настоящего джинна, у которого можно попросить исполнения любого желания. Рискнув ввязаться в столь необычайную авантюру, Дилан поначалу думал, что все это не более, чем глупая забава, однако когда в квартире все же появился устрашающий потусторонний гость, стало окончательно понятно, что с некоторыми вещами лишний раз лучше не заигрывать.
Основанная на старинных легендах о джиннах мистическая лента стала всего-навсего второй полнометражной работой творческого дуэта Давида Шарбонье и Джастина Пауэлла. Коллеги имеют немало энтузиазма и буквально сочатся идеями, однако заметно, что некоторые их проекты сняты слишком поспешно и над ними стоило бы поработать куда более детально. По всему видно, что Шарбонье и Пауэлл далеко не просто так решили взяться за мифологию джиннов, ведь иные режиссеры уже и так перенасытили эфирное пространство всевозможными рассказами про призраков, демонов и прочую нечисть, от которой простому человеку совсем непросто отделаться. Так что мрачный образ джиннов можно было отчасти назвать свежим и неожиданным даже при том, что некогда поклонники хоррора уже видели 'Исполнителя желаний' и сериал 'Сверхъестественное'. Шарбонье и Пауэлл решили поведать нам историю о грезах, которые лучше не притворять в реальность посредством магии, однако на деле у них получилось довольно поверхностное кино, которое критически мало использует мифологические наработки. В старинных писаниях можно отыскать немало интригующего и даже пугающего о джиннах, но лишь малая доля подобной информации нашла свое отображение в фильме, который обещал быть чем-то особенным, но на деле оказался всего-лишь очередным недорогим хоррором, который особо надолго не запомнится.
Практически все действие 'Заклинания Джинна' заключено в рамки одной небольшой квартиры, а за драматическую составляющую истории отвечает преимущественно юный Эзра Дьюби, чей герой отыскал книгу и призвал в наш мир того, кого не стоило. Безусловно, при умелом подходе даже в столь скромных декорациях и при участии неопытного исполнителя можно было бы создать взаправду пугающую историю со своими уникальными особенностями. Но авторам удалось лишь частично воссоздать атмосферу жуткой неизвестности и легкой тревоги, которая периодически пропадает, но уже хорошо, что она хотя бы здесь есть. Несколько расстраивает то, что количество взаправду пугающих моментов здесь очень мало, да и сам джинн не впечатляет настолько, насколько оригинальные легенды арабских народностей, однако все-таки стоит признать, что за развитием событий довольно интересно наблюдать и здесь есть моменты, заслуживающие внимания.
В итоге хочу сказать, что 'Заклинание Джинна' представляет собой фильм, который мог бы стать куда более громким событием, проведи его авторы серьезную исследовательскую работу по части мифологии, однако здесь все же есть некоторые моменты, заслуживающие внимания.