И снова эпатажная тема - самоубийство. Но чем уж удивишь?
Зрителю предлагается окунуться в мутный, тяжёлый, давящий поток смыслов, аллюзий, ассоциаций. Да и как иначе? Ведь речь идет о мужчине в самом расцвете лет, страдающем от опухоли мозга.
Как вытекает из названия фильма, действие происходит в некоем отеле, продающем 'прекрасный уход' - т.е. смерть без боли. Причем, существование этого отеля в реальности, или только в больной голове героя - загадка.
В главной роли Николай Костер-Вальдау - сыгравший нетипичного для себя персонажа. Тем интересней выглядел герой, тонко и многогранно сыгранный актером.
Сама атмосфера безнадежности великолепно передана в фильме с помощью декораций, натуры, костюмов, света. Сцена утреннего туалета - ощущение тупика, рефрен о семейном ужине со спаржей и гребешками - щемящий акцент.
Однако, чем дальше разворачивается действие (если это можно назвать действием), тем очевидней становится абсурдность всей прожитой жизни героя. Болезнь - как второстепенный штрих в общей беспросветной картине его существования: безликая, унылая жена; постылая работа; отсутствие друзей, увлечений; отсутствие детей, наконец.
Калейдоскопичность 'повествования', неопределенность ситуаций, нарочитость и гротеск: - все эти стилистические приемы работают в каждом кадре, вышибая у зрителя почву из под ног. Хочется спросить: 'А где ваша вера? Где ваша любовь? Где цель?' Но в плоском, горизонтальном мире понятие 'Я' - теряет смысл.
Ценность жизни неоспорима? Да никто и не пытается оспаривать. Даже после смерти из трупа вырастет прекрасное растение! И сама урна с прахом послужит во благо экологии. Значит для неудачников, потерянных в этой жизни есть оправдание их бесполезного бытия.
В этом мире ничто не наполняет и не живит человека. Таков, на мой взгляд, посыл фильма. А дальше каждый вправе делать свои выводы по закону искусства постмодернизма.
Сегодня в скандинавских странах основной причиной самоубийств называют состояние глубокой депрессии, которую, в свою очередь, вызывают множество факторов, среди которых, в том числе, климатические условия и стресс. Что касается климата, то многие скандинавы довольно тяжело переносят длительную зимнюю темноту, которая, безусловно, не способствует выработке серотонина (гормона радости), что и приводит к возникновению состояния подавленности, стресса и депрессии.
Стрессоустойчивость скандинавов также не столь высока, как, скажем, в России: эта не способность выносить стресс, как раз таки, и может объясняться хорошей жизнью: когда человек уверен в завтрашнем дне, его жизнь полностью обустроена и материально благополучна, он начинает «придумывать» себе проблемы. Людям в странах, где всем приходится постоянно выживать, не понятны проблемы тех же скандинавов, которые пишут в газетах о «новости дня»: лось наелся переспевших яблок, опьянел, не смог перелезть через забор, и всей городской полицией его пришлось перевозить в соседний лес. Или же кошка залезла на дерево и не могла слезть, что вызвало море переживаний у всех соседей. Если снятие кошки с дерева вызывает у людей такие сильные эмоции, то представьте, что станет, когда придёт настоящая беда: например, умрёт близкий человек, уволят с хорошо оплачиваемой работы после долгих лет службы, перестанут платить зарплату. У многих появится глубокая депрессия.
У главного героя Макса, которого играет Николай Костер-Вальдау (известный нам как Джейме Ланнистер) депрессия вызвана более серьёзной причиной: у него обнаружили опухоль мозга. Неоднократные попытки суицида не увенчались успехом, и вот, в один прекрасный день, он случайно натыкается на видеоролик из отеля AURORA.
Фильм очень депрессивный и гнетущий, чувствуется будто действительно в воздухе веет смертью. Унылые пейзажи поздней осени усиливают общую атмосферу безысходности и опустошения. Да и внутри отеля – обстановочка не лучше: одежда постояльцев смахивает на робы заключённых концлагерей начала XX века, а местный главврач Фрэнк, «Доктор Смерть», то и дело появляющийся в кадре, словно безумный бюрократ, для которого буква в контракте важнее, чем его дух. В итоге, отель из места для людей превращается в место против людей, ведь бюрократу главное исполнить контракт до запятой… а подумать, зачем этот отель тогда вообще существует – подобная мысль такому человеку в голову не придёт, наверное, потому что для него это всего лишь бизнес, ничего личного. Контракт открыт – контракт закрыт. Есть человек – нет человека. Деньги в кассу. Подобно тому, как мир бы не узнал о том, что творилось в концлагерях если бы антифашистская коалиция не победила бы в войне, также и тут, безмолвные горные вершины надёжно скрывают от общества правду. Красивая замануха для оставивших всякую надежду внушаемых людей, которые в силу своего психологического состояния не удосужились внимательно прочитать контракт. На самом деле, отель не способен исполнить даже свой слоган: «прекрасный финал каждому». Ибо финал всегда ужасный.
Идея с отелем кажется незаконченной, будто первая серия некого странного сериала, в которой сказали «а», но забыли сказать «б». Мораль фильма ещё более удручающая: сколько ни борись за жизнь, конец всегда будет один – смерть. Поэтому «Отель для Самоубийц» после просмотра оставляет мрачные мысли, и я не пойму восторженных отзывов некоторых. Фильм не для веселья, он тяжёлый. Тематика смерти здесь, в отличие от Death и Love Metal в музыке, окутана какой-то тлетворной яурой, будто гниющий труп, питающий комнатное растение… но вместо питательных соков он источает яд. Право на жизнь – это основное право человека во всех современных демократиях, и ни один документ либо внутреннее распоряжение организации по идее не могут отменять его. Но в этом фильме показано, что для буквоедов и коммерсов внутренний устав организации порой главнее основного закона европейской страны.