Семья превыше всего - кажется, это все и так знают. Но что делать, если жизнь разводят членов семьи по разные стороны океана? 'Прощание' - цепляющая история одной семьи на стыке двух культур, которой суждено воссоединиться при довольно странных обстоятельствах.
Билли сводит концы с концами в Нью-Йорке, и так здорово, что в случае чего можно заглянуть к родителям в гости, поболтать с ними или попросту закинуть вещи в стирку, если на прачечную не хватает денег. Когда-то давно она с мамой и папой переехала из Китая, чтобы строить жизнь, полную возможностей и надежд. Именно надеждами, пожалуй, девушка пока и питается: она решила вместо карьеры выбрать творчество, избрав писательство своим единственным уделом - и успехами пока похвастаться не может. В один из дней, когда она решила забежать на 'огонёк' домой, выясняется, что бабушка, оставшаяся в Китае, тяжело больна, и осталось ей совсем немного. По этому поводу кузена Билли срочно обязуют сыграть с его новой девушкой свадьбу, дабы у всех был повод повидать бабулю. Ведь сказать ей о том, что она умирает, нельзя - таков обычай на Востоке. До самых последних дней, пока не станет очевидно, что что-то идёт не так, больному не принято сообщать о его состоянии. Билли подрывается - и решает лететь с родителями 'на свадьбу кузена'. Родители, конечно, протестуют: ведь девушка своими эмоциями всех выдаст с потрохами. Но, конечно, в тридцать лет еще можно заходить к родителям поесть, а вот слушаться их уже необязательно.
Итак, Билли пересекает океан - и вот она снова дома. Она таращит глаза, едва удерживаясь от слёз, на суетливую бабушку (Най Най), которая тискает её, радуется гостям, усаживает всех за стол, отпускает воспитательные замечания и пихает во всех еду. Классическая такая бабушка. На ней всё держится. Она решает похлопотать о свадьбе внука Хао Хао, отметает все поступающие предложения и предположения - она знает, как будет лучше. Она щедра на праздничный стол, готова тратить силы и время, воодушевляется возможностью сделать всё по-своему, с размахом, красиво - а чего не сделаешь для единственного внука? И вот жизнерадостная Най Най вещает из-за стола о всех своих планах, а члены семьи молча давятся едой, понимая, что вот этого всего вскоре может не стать. Ни радости, ни ценных указаний, ни воспитательных моментов, ни невероятной заботы. Ком в горле. Она все посвятила им - детям и внукам, - и момент осознания едва для них преодолим.
Представьте: Китай, организация свадьбы и... подготовка к смерти! Пока Най Най хлопочет о празднике, все остальные пытаются свыкнуться с мыслью, что это последнее застолье с её участием. Особенно, похоже, переживает Билли: она не согласна с необходимостью врать Най Най о её состоянии, и каждый день задаёт вопрос то дяде, то матери, то сестре бабушки (младшая Най-Най), действительно ли так важно врать умирающему человеку. Кажется, никого эта аморальная с западной точки зрения традиция не смущает. И вот он - весь наружу - стык между восточной и западной культурами. Билли - китаянка, выросшая в Нью-Йорке, она исповедует уже иные культурные ценности (в отличие от выросших в Китае родителей), она больше прочих думает об этической стороне сложившейся ситуации. Помимо того, что она безумно любит бабушку и старается поймать каждый момент, ей хочется быть уверенной, что с Най Най точно всё будет хорошо. Но у девушки в голове абсолютно не укладывается, как это может быть вообще хорошо - когда ты утаиваешь жизненно (или смертельно?) важную информацию от близкого человека.
В итоге фильм, который в первую очередь повествует о семье и вечных ценностях, также через принципиально важные и острые вопросы показывает, насколько велика разница двух культур. Если на Западе жизнь - как частная собственность, то на Востоке она - часть целого. Например, семьи. Мы видим, как объединяется семья - и как это прекрасно в целом: быть в окружении родных и близких. Мы также видим, что очень сложно принять какие-то традиции, если ты вырос отдельно от них - так происходит с Билли, и принять её сторону или же спорить с ней, - непонятно. Ведь в такой ситуации совсем не хочется оказаться, не хочется ставить себя на место девушки.
Еще один момент - эмоции. Как их скрыть, стоит ли их скрывать вообще, или напротив - дабы не быть словно экран с эмодзи, - всё переживать за закрытыми дверями, а то и глубоко внутри себя? Этот спор случается у Билли с матерью в начале фильма, в середине фильма... В конце концов каждый выбирает свой вариант поведения - но вопрос, какой всё-таки лучше и комфортнее, остаётся открытым.
Поверх всех этих рассуждений - самое главное: ответственность. Бремя чувств и неразрешённых проблем умирающего человека, которое делят между собой все члены семьи - до тех пор, пока скрывают страшную правду. Кажется, это максимально гуманно по отношению к Най Най, да и вообще само по себе, вне контекста. С другой стороны - как решить за человека, что он должен знать, а что нет? Вдруг он непременно захочет что-то успеть?
Класть всю тяжесть осознания приближающейся смерти на человека - или носить это на своих плечах? - ещё один открытый вопрос. И, скорее всего, суть даже не в том, какой вариант в данном фильме становится более симпатичным зрителю. Суть в том, что в каждой отдельно взятой семье это будет решаться в связи с местными обычаями/семейными традициями. И членам этой семьи останется только ловить последние мгновения, какими бы они ни были, стараясь закрепить наследие, сохранить воспоминания и сделать это время максимально прекрасным для того, кто вот-вот уйдёт.