Щемящий и очень полярный фильм об отношении к жизни.
История показана глазами внучки, которая всю жизнь прожила в Америке с родителями-иммигрантами 'первого поколения': оторванность от корней, одиночество в толпе, бешеный ритм чужого города, постоянная усталость, финансовые проблемы, тоска по большой семье и ощущению безопасности, нарастающее чувство тревоги, а вишенкой на торте - новость о скорой смерти бабушки, оставшейся в Китае, которой врачи предрекли жить 3 месяца. Вся китайская диаспора впервые за 25 лет съезжается... чтобы попрощаться. Но, по восточной традиции, скрывают правду, чтобы не омрачать больному настроение и не подрывать волю к жизни.
Фильм - если знать концовку - невозможно смешной своей контрастностью. Ревущие великовозрастные дети и внуки, уже оплакивающие свою еще живую маму, и бодрая старушка, весь смысл жизни которой - любить и поддерживать близких, и 'при смерти' продолжающая делиться своим светом, теплом и радостью каждого отпущенного Богом дня.
Он очень искренний. Здесь нет привычной глазу стерильной красоты кадра или действующих лиц, насквозь фальшивой идеальности, нет действия, кульминации, развязки - просто жизнь. Которую, как оказалось, на полную проживает только бабушка.
Без страха, тревоги и сожалений. Ода к радости.
'Светильник для тела - глаза. Итак, если глаза твои будут чисты, то и ты будешь светел. Но, если свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма?
Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть?
Не бойтесь завтрашнего дня: для каждого дня довольно своей суеты'
'Больные умирают не от рака, а от страха перед ним.'
Правильно ли не говорить человеку о его скорой смерти? – Наверно, нет, а может быть все-таки, да?
И это лишь один из нескольких десятков вопросов, которые задает зрителю Лилу Ванг. «Прощание» относится к тем фильмам, после которых всегда остается какой-то осадок. Вот титры подходят к концу, а вопросов, всплывающих в голове, становится все больше и больше.
С первых минут фильма возникает ощущение, что ты попал туда, куда не должен был попасть. Будто ты не смотришь кино, а подглядываешь за жизнью настоящей семьи. Даже несмотря на все комичные моменты, история выглядит крайне реалистично. За ней хочется следить. Одной из причин такого эффекта, безусловно, является биографичность. Лилу Ванг узнала о смертельном диагнозе своей бабушке в 2013 году.
«Прощание» – это своеобразный фильм-сравнение. Почти каждая сцена показывает отличия и сходства. Китайский и американский менталитеты. Три поколения. Сходства и отличия между героями, которые остались жить в Китае, и те, кто уехал за лучшей жизнью в другие страны. Лилу Ванг ловко сравнивает и умудряется держать строгий нейтралитет во всем этом.
Этот фильм понравится не всем. Это медленное кино, построенное на диалогах и деталях. Главная героиня, вопреки жанровым правилам, стоит на месте и просто наблюдает за происходящим со стороны, совсем не пытаясь как-то противостоять окружающей среде. Но как это не парадоксально этот фильм не мог быть другим.
«Прощание» не только дает зрителю пишу для размышления, но и приносит настоящее визуальное и эстетическое удовольствие. Дальние планы, неоновое освещение. Все это выглядит просто волшебно.
Если вы нормально относитесь к медленным фильмам и давно хотели посмотреть что-нибудь для рефлексии. Что ж, кажется, «Прощание» – это отличный вариант для Вас.
'Прощание' - очень добрый, нежный и проницательный фильм о семейных ценностях и любви. Картина хоть и считается американской, но каст состоит исключительно из азиатских актеров, и почти 80% всех диалогов герои говорят на китайском. Фильм успешно показал себя в широком прокате, покрыв производственный бюджет почти в восемь раз, не говоря уже о позитивных отзывах мировых кинокритиков и простых зрителей. Проект был номинирован на Золотой глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке, а актриса Аквафина, сыгравшая главную героиню, получила приз за Лучшую женскую роль.
По сюжету все члены большой семьи, узнав о смертельном диагнозе пожилой мамы (бабушки) решают скрыть этот факт и под предлогом свадебной процессии собираются вместе под одной крышей, чтобы в последний раз увидеть её и попрощаться.
С первого и до последнего кадра история переполнена семейными взаимоотношениями, где на фоне основного сюжета герои решают и свои личные проблемы, связанные с родителями, детьми и остальными родственниками. В фильме почти нет никаких активных действий, но почти в каждой сцене герои то и дело много и активно говорят, обсуждают, ругаются и принимают различные решения. Есть как эмоционально сильные сцены до слез, так и легкие с приятным оттенком позитивной атмосферы. Демонстрируя всеобщую радость в преддверии свадьбы, герои испытывают невыносимую боль душевной утраты. Они страдают, но молчат и мило улыбаются. Кто-то противится, а другие убеждены в правильности выбранного способа прощания с умирающим человеком. В глубине души страдают все, но на поверхности царит счастье и любовь. В фильме много противоречий с важным посылом, так как авторы в полной мере раскрывают все аспекты того или иного решения, дав зрителю возможность выбора более близкого ему по духу способа решения сложившей ситуации: сладкая ложь во спасение или все-таки горькая правда с чистой совестью.
Сама по себе постановка очень простая, но при этом качество и авторский стиль виден невооруженным глазом. Для сценариста и режиссера Лулу Ванг это очень личная история, так как основана на реальных событиях, произошедших с ее семьей. К сожалению, не все персонажи раскрыты в полной мере, а некоторые так вообще остались нетронутыми, хотя являются неотъемлемой частью основного сюжета. Но это не портит общее впечатление о фильме, так как мысленно полностью погружен в историю с трепетным ожиданием финальной развязки. Актерский состав практически безупречен. Порой складывается ощущение, что актеры вовсе не играют, а просто живут в кадре, раскрывая себя настоящих и простых. Здесь нет идеально положительных героев и нет плохих, но зато есть реальная жизнь, где даже самый маленький поступок является частью чего-то большого и значимого. Конечно, этот фильм подходит не всем зрителям, но поклонники фестивального и тем более азиатского кинематографа просто обязаны его увидеть, ибо это поистине замечательное кино о семье, о людях и о нас с вами. Приятного просмотра.
Если у тебя есть Бабушка, считай за тобой целая армия
Бабушка как-то спросила: ты еще девственница? Я решила сказать 'да'. Она меня по голове погладила и сказала «бедняжка моя».
Когда каждый из нас теряет бабушку, то в этом момент уходит наше детство, мы становимся взрослыми, и вся беспечность, капризы, все детство наше уходит с нашими бабушками и дедушками.
Трагикомедия Лулу Ванг 'Прощание' оказалось весьма глубоким, чистым и замечательным фильмом. Мы как будто посмотрели реальную историю, заглянули в окошко реальной чей-тио жизни. Ни одной нотки фальши, ничего наигранного. Этот фильм верхушка кинематографа.
Вот такими маленькими бюджетами создаются невероятные и глубочайшие фильмы, несущее в себе кинематографическую ценность, нечто чудесное.
Посмотрев этот фильм, он несомненно запал в душу. Режиссура была дальновидной и сильной, ну а актеры все молодцы, сыграли чисто. Режиссер сняла этот фильм искренне, заглянула как будто зрителям в душу и показала душевную и трогательную историю, в которой есть место и комедии, и драмы, как и в настоящей жизни. Важен тот факт, что картина основа на реальной истории, а что может быть прекраснее правды, чего-то того, что взято из реальной жизни.
Героиня Билли (китайского происхождения) живет в Бруклине и мечтает стать писательницей. Однажды, ее семья ей сообщает ужасную новость, что бабушка Билли смертельно больна, и ее скоро не станет. По китайским традициям (которым многим в мире не понятны) родственники решают не говорить бабушке, что у нее смертельный диагноз. Все самые близкие приезжают к ней, чтобы побыть с ней, даже решают сыграть фальшивую свадьбу внука, чтобы каждый побыл рядом с бабушкой, и повеселить ее. Билли тоже едет к ней, чтобы проститься таким необычным образом с любимой бабушкой...
В детстве чужие родители всегда кажутся лучше собственных. А вот дедушка и бабушка всегда лучше свои. Этот фильм задевает нотки души у зрителя, каждый воле не волей вспоминает свою бабушку, свое детство, самые теплые и трогательные воспоминания, которые ни с чем не сравнятся. Думаешь, где и когда обидел сво бабушку, но это уже не исправить, не вернуть время назад, не попросить прощения у нее. Лулу Ванг создала чистое кино, полное и любви, и боли, чего-то смешного и чего-то очень грустного.
Удачный был выбор актрисы Аквафины. Американская актриса родом из Нью-Йорка сейчас на пике своей популярности, и в Америке ее давно любят. Благодаря этому фильму и мир заметил глубину актерской игры этой тридцатилетней актрисы. В ее героини каждый видит себя в этом фильме. Играет Аквафина очень хорошо здесь, пропуская через себя всю боль и обиду своей героини Билли.
Чжоу Шучжэнь играет бабушку, и на эту важную роль таже выбрали удачную, располагающую к себе актрису, которая чисто сыграла роль властной, сильной и любящей женщины. Обращаешь внимание на Диана Линь. Она играет здесь мать. Сцены с ней очень и очень правдивы, все как в реальной жизни. Именно цитаты ее героини больше всего запомнились.
'Не могу плакать при всех. Мне кажется, это нехорошо. Это слишком личное, и это нужно делать, когда никто не видит или с самыми близкими людьми.'
Любопытная традиция в Китае не говорить пожилому человеку о его болезни и сделать последние дни престарелого человека счастливыми, радостными, собрать всех близких родственников. Есть здесь и мудрость и нечто глубокое. Правда или ложь? Сказать горькую правду умирающему человеку? Или сделать последние его дни прекрасными? Не думаю, что у нас в стране такое будет актуальным. Но Восток дело тонкое, и мировоззрение у всех разное.
Этот фильм о самой жизни, о истинных ценностях, о семье и ее связи, силе. Наши бабушки в каждом из нас, их слова, нравоучения, их советы и рассказы... 'The Farewell' то кино, которое заставляет чувствовать, сострадать, и данный фильм заслуживает внимания, как и положительной оценки.
'Прощание' - американская, душевная драма 2019 года. Итог, сильное, чистое, жизнеутверждающее кино, в котором есть сила и нечто настоящее. Всем ценителя прекрасного в мире кино данный фильм к просмотру рекомендую.
Да я милая, красивая, умная, а главное худенькая. И такой я буду всегда для своей бабушки.
Я вот подумала, как круто, что существуют фильмы про бабушек. Они не так популярны, как комедии с хэппи-эндом и победоносный Марвел, но очень необходимы, на мой взгляд, и необходимы жизненно. Это такое напоминание нам, вечно молодым: “Мы все умрём, однажды умрём”... Как бы старательно мы не прятались от этого в соцсетях.
Есть фильм Лулу Ванг “Прощание” (2019). И это моя память.
У меня была бабушка по линии отца, я очень часто о ней вспоминаю. Она научила меня немыслимому количеству вещей! Занятия йогой, любовь к долгим прогулкам, аскеза в одежде, тяга к португальскому языку, страсть к писательству, постоянное самообразование – это всё моя бабушка, это она.
В фильме героиня бабули Най-Най по предсказаниям врачей должна умереть от рака через четыре месяца. Её родня руководствуется китайской поговоркой: “Люди умирают, когда узнают о раке, но их убивает не рак, а страх”. Поэтому о болезни ей не говорят. Свадьба внука объединяет всех на своеобразное прощание с ней...
Но если вы думаете, что кино про болезную бабулю, то мимо. Най-Най даст вам фору 100%.Тайчи во дворе каждое утро, организация свадьбы тому самому внуку (!) и постоянное подбадривание всех вокруг, которые отчего-то смотрят на неё грустно-грустно.
Так вот, в одной из сцен бабуля с внучкой поднимаются пешком по лестнице, а внучка спрашивает: “Разве твоим ногам не больно?” На что бабушка ей отвечает: “Иногда, но заниматься-то надо. Именно поэтому я здорова. В моём-то возрасте”...
Невероятная сила в наших бабушках, нечеловеческая! Столько в ответе обыденности, кажущейся лёгкости и... воли к жизни. Простые движения день за днём. Маленькие или большие активности. Семья. И никакому страху вас не победить.
Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши
«Прощание» Лулу Ванг – драмеди о реальной лжи во спасение, которая случилась в семье режиссера. Этот камерный фильм с большим и глубоким подтекстом может многое рассказать нам о самих себе, и вот почему.
При просмотре картины, эпиграф одного небезызвестного романа все время маячил у меня в голове: мол человек не может существовать как обособленная единица, потому что все мы часть одного целого. Именно такого вектора (согласно фильму) придерживается восточная традиция в вопросах жизни и умирания. По сюжету, в Китае о смертельном диагнозе не сообщают больному, поскольку это может приблизить конец и испортить последние дни. Такое ответственное бездействие берут на себя родные и близкие, а также врачи. Напротив, западная культура, способствующая максимальной индивидуализации и реализации права выбора (может и метафорического), настаивает на всепоглощающей и жестокой правде «в лоб». В этой диаметрально противоположной дилемме и проявляется вопрос режиссера Ванг - будем ли мы на стороне одного или другого, и как сделать выбор, не ошибившись.
Придерживаясь восточной концепции семьи как материка-единого-целого мы сталкиваемся с необходимостью каждодневной лжи и даже театрального прощания в виде свадьбы (чтобы собрать как можно больше родных вместе в последний раз). Иронично, что для прощания выбран повод свадьбы, как правило, символизирующей начало новой жизни. Так и это «прощание», стало чем угодно, только не прощанием в прямом смысле этого слова.
Что касается персонажей Ванг, то они нарочито отстранены: проблема выбора (рассказать или нет) стоит за каждым и не каждый в силах его сделать. Даже внучка Билли, которая решительно против сокрытия такого факта. Поразительно, насколько точно передана атмосфера напряженности: материк вот-вот готов дать трещину. А слезы уже трудно сдержать примерно с середины.
Фильм, действительно, удивительный – собственный опыт переживания Лулу Ванг смог перенести на экран всю драму и поэтичность ситуации. А за возможность еще раз познакомиться с восточной мудростью – отдельное спасибо.
«Прощание» Лулу Ванг — автобиографичная история, отвечающая на вопросы: существует ли ложь во спасение? из чего складывается самоидентичность? откуда взять силы, чтобы пережить смерть близкого человека?Билли — молодая (не всегда преуспевающая) писательница из семьи эмигрировавших в Штаты китайцев. Однажды в будничный ритм жизни врывается ужасная новость: её любимая бабушка смертельно больна и жить ей осталось всего пару месяцев. В Китае считают, что именно страх убивает больного, а не сама болезнь, поэтому Най-Най ничего не узнает о своём диагнозе. А под предлогом свадьбы её единственного внука вся родня соберётся попрощаться с умирающей бабушкой.
Притворство - не конёк Билли, поэтому её сумрачное выражение лица родные при бабушке объясняют джетлагом. Для неё Най-Най не просто родственник, а синоним детства, беззаботности и безусловной любви. А что же сама бабушка? Несмотря на приступы кашля (у неё рак легких 4 степени), она деловито берётся за организацию свадьбы, параллельно заботливо подыскивает подходящего жениха для Билли и каждое утро делает тибетскую дыхательную зарядку. Более того, в молодости она воевала и была тяжело ранена. Сейчас воспоминания о ранении вызывают лишь смех.
Родная сестра, сыновья и их семьи страдают вместо неё.
Но постепенно смерть, помимо горестных переживаний, плавно становится темой шуток, когда на кладбище деда семья проводит ритуалы, кажущиеся курьёзными современному человеку: зовут плакальщиц, на костре перед памятником сжигают игрушечный набор гаджетов, чтобы дедушка воспользовался им на том свете, или, прося благословения, поклоняются так много, что затекает шея. И здесь центр тяжести фильма смещается с темы прощания с близким на тему разности культур, старомодности традиций, и, наконец, самоидентичности. На посиделках родственников начинают обсуждать вечный вопрос, где же всё-таки лучше: там, на Западе или здесь на Востоке. Разность чувствуется в застроенных одноликими панельками районах Китая, в интерьерах ресторана в классическом стиле «дорого-богато», в череде ненужных праздников, на которые собираются все (забытые или не очень) родственники. Порой различность слишком подчеркнута, особенно для российского зрителя, для которого всё это не так уж и чуждо.
Чем стала эта поездка для самой Билли? Помимо воссоединения семьи, возвращение на историческую Родину — это попытка воссоединить саму себя из обрывков прошлого, детства проведённого в Китае и американского настоящего. Именно тут она поняла, что всю жизнь нерешенный вопрос самоопределения всю жизнь лишал сил и уверенности. Аскетичная игра Аквафины, удостоенная Золотого Глобуса, и частые замедленные кадры настраивают зрителя на вопрос: Кто я? А трагичная музыка Алекса Уэстона, напоминающая произведения Баха, подчеркивает одиночество молодой писательницы.
И даже вернувшись домой, в Штаты, Билли не забывает об оздоровительном тибетском дыхании Най-Най, которая бодростью духа побеждает рак четвёртой степени.
Лулу Ванг не обращает «Прощание» в слезливую драму, оставляя место юмору и жизни.
Даже самая прочная семья — не прочнее карточного домика
Фильм о разнице между людьми, которые проявляются даже в бытовых мелочах. Из-за того, что все члены одной семьи не похожи друг на друга во взглядах на жизнь, складывается впечатление, что они вовсе не родственники. Они спорят даже из-за того, стоит ли говорить гостям свадьбы о реальном сроке отношений жениха и невесты, ведь «главное не ударить в грязь лицом».
Режиссер Лулу Ванг хотела снять фильм о тонких различиях менталитетов западного и восточного человека. Можно сказать, что у нее получилось, но с небольшими оговорками. Во-первых, на мой взгляд в фильме не хватило ситуаций, в которых бы была показана эта разница. Во-вторых, для контраста из Билли можно было сделать девушку, идущую наперекор родителям и рассказывающую бабушке правду. Получилось бы показать, как главная героиня отличается от старшего поколения, для которых человек «по-восточному» — часть общества, а не индивидуальность.
Из плюсов стоит выделить знакомые образы героев. Практически в каждом из многочисленных персонажей зритель сможет увидеть одного из своих родственников. Ну разве не у всех есть бабушка, которая любит своих внуков как Най Най в это фильме? Или мальчик, не отлипающий от своего телефона, разве это не знакомый для всех нас образ?
Эта картина для меня чуть слабее другой семейной драмы этого года: «Брачной истории». Наверное, из-за незнакомых актеров и в целом ситуации, в которой оказались герои, ведь их положение в фильме разрешилось само собой.
30-летняя Билли – этническая китаянка, которая давно живет с семьей в США, но поддерживает контакт с любимой бабушкой, оставшейся на родине. Однажды почва уходит у Билли из-под ног, когда она узнаёт печальную весть: у старушки рак лёгких и жить ей осталось недолго. Поскольку китайцы верят, что известие о тяжёлой болезни способно сгубить человека быстрее, чем сам недуг, Билли с родственниками решают поехать в Китай и устроить для бабули вечеринку по поводу предстоящей свадьбы внука. И, пока пожилая женщина радуется, что видит наконец всю свою семью в сборе, остальные понимают: они, возможно, собрались вместе с ней последний раз. И всё, что им теперь остаётся – изо всех сил скрывать правду, пряча за улыбками и шутками слёзы и боль.
Когда режиссёр стремится донести до публики что-то очень для него личное, результат почти всегда достигает цели, если, конечно, мастерство постановщика способно максимально точно облечь мысли в визуальную форму. Решившая завуалировать в истории Билли и её семьи образы самой себя и своих родственников, режиссёр и сценаристка Лулу Ванг во многом преуспела, сняв по-восточному тонкий, вдумчивый и очень печальный реквием, посвященный как постепенно уходящим в небытие близким людям, так и утраченной связи с корнями и родиной. К сожалению, жизнь легко разлучает семьи, разбрасывая их по уголкам мира и порой единственный повод собраться вновь – это свадьба или похороны. И ложь, по мнению Лулу Ванг, действительно бывает во спасение, когда ещё могут случиться неведомые нам чудеса, да и самой жизни лучше лишний раз порадоваться, нежели проводить каждый миг в ожидании неумолимо приближающегося конца.
Конечно, местами Ванг допускает некоторые промахи как постановщик, например, она порой слишком увлекается сравнением западного и восточного менталитетов, когда настойчиво заявляется, что в Америке во главу угла ставится личность, а в Китае – семья и фамильные традиции. Здесь кино чуть-чуть подвисает, но даже тогда, когда у Ванг проскакивают некоторые режиссёрские и сценарные шероховатости, в дело вступает обезоруживающая душевность и искренность, которыми она так хочет поделиться с публикой. Хотя весь фильм выстроен на отчетливо звучащей меланхолично-горькой ноте, в нём есть и юмор, остроумие, и непередаваемый национальный колорит, в котором сполна раскрывает свой драматический талант совершенно неузнаваемая после образа азиатско-голливудской клоунессы Аквафина. Её героиня, являющаяся стержнем повествования и эдаким морально-оценочным маркером Запада, пытающимся говорить языком правды (конечно, на английском), в родных, пускай и подзабытых краях забывает о надетой на себя маске и начинает понимать, что хранить подобный секрет – груз прежде всего для человека, владеющего тайной.
К несомненным достоинствам этой по-хорошему скромной и трогательной ленты становится отказ режиссёра от дешевого мелодраматизма и неуместной манипуляции эмоциями, когда с тревогой почти весь фильм ждешь, что славной старушке вот-вот будет хуже. Но, к счастью, из этого положения Ванг выходит свежим и необычным образом, переплавляя страх родственников перед кончиной бабушки в череду забавных ситуаций, раскрывающих всех остальных персонажей. «Прощание» абсолютно лишено назойливых нравоучений, всего лишь рассказывая о том, что в каждой семье есть радости и горести, ощущение родины и дома останется в сердце навсегда, куда бы ты ни уехал и сколько бы ты там ни прожил, а ещё оно развивает одну очень верную мысль – всё-таки торжество жизни способно взять верх над смертью, и не важно, сколько оно продлится.
После показа «Прощания» на кинофестивале «Сандэнс», фильм получил невероятно тёплый приём, картина сразу завоевала внимание зрителей, и у неё появился довольно внушительный оскаровский потенциал. Это не безосновательно.
После того, как у бабушки главной героини китайского происхождения обнаруживают неизлечимую болезнь, семьей было принято решение держать эту новость от неё в секрете. И под предлогом свадьбы внука все семейство должно снова собраться вместе, чтобы попрощаться с ней.
Это тихий и маленький фильм, говорящий о фундаментальных истинах: о семье, разлуке, депрессии, культурной самоидентификации и преждевременной скорби через призму китайской культуры и менталитета, что заметно выделяет ее на фоне похожих картин.
Поскольку ничего выдающего в сюжете нет, он как раз работает за счёт душевности и искренности посыла, перед которым сложно устоять. Это фильм, говорящий со зрителем на тяжёлые темы без нравоучений и лишних сантиментов, но вызывающий неподдельные эмоции в нужные моменты эмоционального накала. Умело закручивая драму, комедия в руках режиссера начинает работать ещё более хлестко, доводя отчаяние героев до абсурда.
И в финале ты вместе с героями фильма чувствуешь некий катарсис и легкую встряску, и в голове остаётся только одна мысль, нужно позвонить близким.