В одной из серий Treehouse of Horror IX мультсериала «Симпсоны» парик на голове Гомера стал жить своей жизнью и в волосах проснулось доселе невиданное желание убивать. Поразительно, но «Плохая прическа», он же «Мои волосы хотят убивать» является интерпретацией того самого сюжета, но с серьезной миной. При этом «Волосы» почему-то решили поиграть с модной темой афроамериканской идентичности. Что это: бессмысленное социальное копание в теме об узких стандартах красоты и о желании чернокожих женщин им соответствовать или вольная абсурдистская фантазия? Скорее всего, нечто среднее: «Мои волосы» работают лучше всего, когда хаос категории B берёт свое, да и атмосфера необходимая присутствует, хотя по большей части сценарий страдает от запутанных рассуждений и неясных тезисов.
Анна – решительная чернокожая девушка-продюсер. Живёт она в Лос-Анджелесе конца 80-хх – месте и времени расцвета поп-культуры. Немудрено, что музыкальный канал, на котором работает Анна, так и называется – «Культура». Среди своих харизматичных коллег девушка – воплощение ваби-саби, хотя со своим недостатком она вписывается в компанию. В детстве, из-за неудачной химической завивки, у Анны определенные эстетические проблемы с волосами, залысины и пр., что сказалось на выборе стиля. Зашедшая в тупик карьера (позволить женщине быть ведущей шоу руководители канала не могут), приводит Анну к первоклассному специалисту по наращиванию волос. После болезненного сеанса у героини появляются блестящие, черные, прямые волосы, позволяющие Анне получить работу мечты, только вскоре выясняется, что их предыдущей хозяйкой была ведьма, а шевелюре требуется постоянный приток крови.
С хоррор-предпосылкой, а также с учетом специфического культурного опыта (внезапно, «Волосы» основаны в том числе и на традиционных верованиях африканцев), сравнения с работами Джордана Пила неизбежны. Даже трейлер к «Волосам» напоминает атмосферу «Мы», не говоря уже о стилистике самой картины: фильм нарочито снят в зернистом стиле 80-х по реализации, а по концепту – это классический хоррор с наивной, но боевой главной героиней. Интересен и контекст: «Волосы» основаны на точке зрения человека, который не хочет вписываться в стандарты красоты, однако ей приходится это делать для соответствия. Идея о том, что женщины хотят раз за разом пробовать новые образы или исследовать свою собственную уникальность, является призрачной (видимо, продюсеры ленты сочли её слишком заумной), и тем не менее она занимает важное место в сценарии.
Если отбросить эти мрачные мессаджи, то «Волосы» – не очень аккуратный проект. Несмотря на то, что здесь есть много кровавых моментов, история вряд ли выглядит цельной, а из-за раздутого хронометража приходиться лепить отсебятину. Кажется, что сценарий был бы более удачен в формате серии какого-нибудь анталогичного хоррор-сериала. При этом мифологические детали остаются без ответа. Как действуют заколдованные волосы? Действительно ли они контролируют своего владельца? Мотивы Анны поддаться дьявольской прически ясны, трудно понять психологизм героини. Между тем, любые моменты саспенса по каким-то неочевидным причинам смягчаются юмором или откровениями персонажей, больше похожими на отвлекающие маневры. Комедия, кстати, сильная сторона «Волос», благодаря сюжету, который скорее глупый, чем пугающий.
Проходит почти час, прежде чем волосы забирают первую жертву, хотя до этого постоянно делаются намеки на паранормальную сущность новой прически. Как бы ни были увлекательные социальные (а может, что и кровавые) махинации с сюжетом, всё равно после просмотра «Волос» остается много вопросов: такие фильмы должны, всё-таки, развиваться быстро, чтобы фантастические элементы в контексте не так сильно бросались в глаза. В итоге материал подается слишком осторожно, а не прямо, как, наверное, ему следовало с социальной стороны. Вторым вариантом развития «Волос» мог стать озорной грайндхаус, но и здесь недостаточно зрелища: всё же концепт в ленте слишком глупый, чтобы быть воспринятым всерьез. Иными словами, как по части ужаса, так и по части морального веса, создателю кажется, что всё, что он сказал в своем кинопроекте, предельно ясно, хотя постановщику было нечего сказать… кроме желания своим фильмом просто что-то сказать.
6 из 10