Что такое синдром гиперопеки? Это состояние, в котором родитель слишком сильно контролирует жизнь ребёнка, диктуя как ему жить и не давая ни капли свободного пространства для реализации себя как личности. В российском обществе синдром гиперопеки не воспринимается тяжким преступлением, в то время как на Западе за подобное легко могут лишить родительских прав. Последние годы в США и Европе наметился тренд на предоставление максимальной свободы детям и подросткам. В этом смысле, фильм прекрасно накладывается на проводимую в странах Запада политическую линию.
В фильме «Взаперти», как можно догадаться из названия, синдром гиперопеки матери приобретает крайние, маниакальные формы. Ребёнок практически весь фильм пытается изменить своё положение, проходя фазы: осознания, принятия, а затем решительных действий по спасению. Музыка в фильме не способствует созданию атмосферы жути, да собственно её в фильме и нет. Просто девочка превозмогая своё тело что-то делает, куда-то ползёт и т.п. Если сравнивать с фильмами «На цепи» или «Комната», этот по атмосфере даже рядом не стоял. Некоторые моменты дальнейших действий матери-маньяка можно было легко предугадать. Внешность главной героини мне не понравилась. Реализма в фильме не ощущалось совсем. Концовка предсказуемая. Фильм не жуткий и не страшный, скорее занятный. На один раз, да и то под настроение.
Если бы меня спросили, раскрытие какой проблемы я бы точно не хотела видеть в современном кино, одной из первых была бы проблема воспитания. Эту тему обмусолили уже настолько, что придумать что-то новое в этом контексте достаточно сложно. С этой задачей не справился и Аниш Чаганти, предложив, казалось бы, небанальную историю с одной из самых банальных развязок.
Сюжет таков — мать вынуждена одна ухаживать за дочкой, у которого целый перечень всяческих болячек — от астмы до невозможности самостоятельно ходить. Хлоя (так зовут девочку), в какой-то момент начинает замечать странности в поведении мамы, например, когда та не даёт ей в руки утреннюю почту, где должно было быть долгожданное письмо о принятии Хлои в колледж, вероломно унося её восвояси. Гиперопека в итоге перерастает в навязчивую идею, которая приводит к печальным последствиям не только для девочки, но и для самой мамы.
И если на словах сюжет выглядит как вполне себе средняя драма об антипримере родителя, на деле всё гораздо ужаснее. Даже Сара Полсон не смогла своей игрой компенсировать отсутствие какого-либо сопереживания к её героине-матери и, что удивительно, и к Хлое тоже. Манямирок, придуманный в голове обезумевшей мамаши, начинает разрушаться уже с первых минут фильма. Тот перфекционизм, с которым якобы подходила мать к сокрытию правды, спотыкается о кучу маленьких нюансов, которые вызывают только перманентное чувство стыда на протяжении всего фильма. Особенно фееричным в этом контексте является сцена в подвале, где мать проявляет себя как максимально безответственная женщина, что рушит весь её образ. И именно после этой сцены проясняется то, почему большую часть фильма у вас было ощущение, что вы точно знаете, чем это закончится. Потому что до финального твиста вы додумаетесь если не в середине фильма, то уж точно за пятнадцать минут до ФИЛИГРАННОГО РАЗОБЛАЧЕНИЯ ТАЙНЫ, которому бы даже фильм «Престиж» позавидовал.
Что касаемо самой концовки, то здесь за версту пахнет тривиальщиной. Кто бы мог подумать, что в 21 веке ещё будут актуальны подобные сюжетные повороты. Примечательно, что незадолго до выхода этого фильма, в 2019-м году был выпущен мини-сериал 'Притворство', с которого, если не скопирован 'Взаперти' подчистую, то уж точно, как любят говорить пособники искусства, 'вдохновлял' режиссёра. Однако отличие состоит в том, что сериал основан на реальных событиях, в то время как творение Аниша Чаганти - почти полностью художественный вымысел, которому не помешало бы вкрапление хоть какой-нибудь достоверности. Именно поэтому, вместо этой жалкой пародии, советую посмотреть оригинал, а именно 'Притворство', где похожая история имеет куда большее сходство с реальной жизнью, нежели нереализованные фантазии о психопатии.