К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я посмотрел режиссерскую версию Солнцестояния. И я его ненавижу. Со страстью.

Бабадук Дженнифер Кент, It follows Дэвида Роберта Митчелла, Тихое место Джона Красински... теперь этот список пополняет Ари Астер со своим Солнцестоянием. Это самый худший фильм, который я посмотрел в уходящем 2019 году. Я просто не верю, что за оставшееся время будет что-то еще более ублюдочное.

Группа молодых людей по рекомендации шведа Пелле едет с ним на празднование летнего солнцестояния в Хельсингланде, в родовой общине Пелле, живущей изолированно от остального мира. Там, местные язычники готовят лютые ритуалы для новоприбывших. Говоря о Midsommar, представьте, что будет, если скрестить Тарковского, Фон Триера, Сербский фильм, Поворот не туда и Плетенного человека? Получится Midsommar, только все выше перечисленные компоненты присутствуют в ничтожнейших пропорциях, а главенствует... АРТ-ХАААУССС!

Это просто ужасно. Первые 2 часа, 2 ЧАСА, КАРЛ, в Midsommar очень спокойно, без резких движений развивается сюжет. За это время мы знакомимся с персонажами, с общиной, в которую попали герои, их порядками и обрядами. Саспенс, в лучших традициях Роберта Митчелла, идет где-то там, идет, идет и подыхает, потому что оставшиеся 50 минут не происходит кульминации, не происходит лютого треша с фанфарами, кишками и кровищем.

Герои Midsommar не герои. Это просто картонки, плывущие по течению. Они не влияют на сюжет и не проявляют хотя бы минимальную активность, они никто среди культистов. Им плевать на то, что их друзья, один за другим, куда-то пропадают. Они, слово коровы на забое, ожидают своей участи. После финала Midsommar у меня возникло острое желание найти создателей этого убожества и плюнуть им в лицо. Так еще никто меня не оскорблял и не обманывал. Красински, Кент и Митчелл хотя бы пытались сделать хоррор. Да, они делали этого коряво и иногда откровенно убого. Здесь же есть только бесконечное ожидание того самого хоррора, который никогда не наступает.

На все возможные возражения НАПОМИНАЮ, что на всех ресурсах жанр Midsommar - это триллер, ужасы, мистика и... драма? Да, драма там есть, и это просто усложненные, поданные в арт-хаусном стиле свистопляски главной (?) героини Дэни и ее парня Кристиана. Ни к какому итогу их разборки не придут. Психологическая травма Дэни никак не влияет на сюжет, а подана только в виде пары галлюнов, поэтому можно вообще убрать эту историю про гибель ее семьи, и ничего не изменится. Сами герои не вызывают даже минимальной симпатии. Истерики Дэни вызывают только раздражение. Почему именно она главный герой, а не, например, Джош или Марк, мне не понятно. Она не влияет на мир, а, наоборот, окружение меняет ее, и это очень плохо.

Давайте так, хорррор/триллер - это противостояние героя с окружающим миром, в котором он/она либо побеждает, либо проигрывает и погибает, но в обоих случаях он/она влияет на него. Здесь этого нет и в помине. Что Дэни сделала за этот фильм? Проявила отвращение к существующим ритуалам, а потом пошла плясать с культистами? Лол, ок, тогда возникает вопрос: зачем я потратил 3 часа времени на это?

Итоги следующие: Очень подробно и красиво показана жизнь общины (это 2/3 фильма), все ее действия оправданы традициями. Но это все обесценивается отсутствием хоррора и вменяемой развязкой. Да, возможно, Солнцестояние не про хоррор, но продавали его именно под таким жанром, поэтому, однозначно, дизлайк.

24 декабря 2019 | 19:29
  • тип рецензии:

Солнцестояние (2019) 3/10

О чем: День летнего солнцестояния — древний праздник, который во всех культурах окутан мистическим ореолом. В поселении, отрезанном от мира, раз в девяносто лет в этот день проводится уникальный обряд. Именно туда отправляется группа молодых антропологов.

Если коротко: мурашек не будет! Психодел, фолк и шведская культурная традиция отмечать праздник солнцестояния тесно переплетается с измененным сознанием героев после приезда в деревеньку-секту. Молодые американцы приехали ради изучения культурных кодов в Швецию по фану, на самом деле оказались не очень понятно где.

Страшно? Да! Странно скорее. И с титрами одна мысль: 'Хорошо, что я то вот сейчас просто домой пойду'. Перелопатила про режиссера на kinopoisk, хвалят, но фильм ясно сложнее, чем кажется. Отсылки, фольклор и шведские нюансы мне не сильно различимы. Дома посмотреть ОК, на любителя.

Я предупредила...

Общее гнетущее состояние, музыкальное сопровождение и страшная картина происходящего заставляет погрузиться в болото происходящего где-то там, но поставить себя на место и сопереживать у меня не получилось.

24 июля 2019 | 10:59
  • тип рецензии:

Нда... Интересно бывает, посмотрев фильм, почитать рецензии кинокритиков, да и обычных людей. Чего только не придумают! Так и здесь. И аллегория разрыва токсичных отношений (сценарист и режиссёр придумал фильм после расставания со своим партнером)... И парадигма восприятия различных культур... И про дауншифтинг и неоязычество... Версий восприятия масса, и многие скажут, что это и есть характеристика хорошего кино - мол, заставляет думать.

Только вот к этому фильму это не относится. Совсем.

Хоррор весьма условный - тут страшно не от сюжета или каких-то чудовищ. Страшно от того, что творится в голове у сценариста и режиссера в одном лице Астера. Это из разряда глубоких психиатрических отклонений. Астер умело играет на том, что любому живому существу очень неприятно видеть 'расчленёнку' себе подобных - психика живых существ ранима и разум стремится оберегать себя от таких потрясений. Астер же напихал в этот фильм сцен ужасных убийств и истязаний вдоволь и, похоже, наслаждается этим. 'Больной на всю голову!' - воскликнут многие и я не смогу с ними не согласиться.

Ещё достаточно очевидна в фильме тема религий, их обрядов и культов и насколько человек зависим от всего этого. Если самое страшное убийство (жертвоприношение) облечь демагогией из разряда 'так надо или так нужно всем нам' - то многие индивидуумы будут это оправдывать, ведь критическое мышление у большинства людей напрочь отсутствует.

Сам фильм не рекомендую к просмотру, пожалейте свою многострадальную психику.

1 из 10

28 сентября 2019 | 00:16
  • тип рецензии:

Хотите кино с убогим сюжетом, бездарной актерской игрой, тошнотворными сценами и элементами арт-хауса? Вот оно!

По сценарию четыре студента-антрополога отправляются в обособленную шведскую общину для изучения традиционного праздника Солнцестояния. По случайному стечению обстоятельств с ними увязывается девушка одного из студентов, пережившая сильнейшую психологическую травму на фоне потери близких. Сначала всё путешествие выглядит как хиппи-тусовка, но потом начинают умирать люди...

О минусах. Пожалуй, самый мощный прокол режиссера - операторская работа. Попытки добавить в фильм арт-хаусных кадров, максимальное приближение сцен насилия и интимной близости, странные ракурсы повествовательных моментов вызывают недоумение и регулярные возгласы: 'фу, блин!('. Смотреть откровенно неприятно.

С точки зрения подбора актеров, сложилось впечатление, что бюджет фильма настолько мал, что взяли самых безэмоциональных. За исключением Уилла Поултера ('звезды' хроник Нарнии и Бегущего в лабиринте), который не вышел за пределы своего клоунского амплуа.

Третий существенный недостаток - история. За основу взят славянский праздник Купалы, о чем свидетельствует чуть измененная, но все равно узнаваемая символика. Создатели фильма примешали туда магические ритуалы, не связанные с Солнцестоянием, а также отдельные традиции других народов. И довели это всё до абсурда, конечно же. Хотелось бы узнать, как реагируют шведы на такое извращённое видение эпоса...

Ну и самое отвратительное в фильме - это реалистичность. Если к кровавым сценам при выборе жанра ужасов можно быть готовым, то к неприкрытой эротике - нет.

3 из 10

20 октября 2019 | 11:13
  • тип рецензии:

Чтобы принять решение о просмотре данного фильма нужно быть безусловно поклонником ужастиков, который находится в постоянном поиске 'чего-нибудь новенького', и если вы именно им и являетесь, то 'Солнцестояние' не могло пройти мимо вас.

Но если среди ваших требований к кино присутствует обязательное наличие в фильме хоть маломальской логики,(или хотя бы намёка на логику) объясняющей далеко не самые замысловатые поступки персонажей, то скорее всего, вы прекратите просмотр где-то через час после начала. И вот почему.

С первых кадров читается прозрачный намёк режиссёра на то, что он явил миру фильм о глубинах человеческого разума, о непростых отношениях между полами, о переживаниях, преодолениях и тому подобных вещах. Тут вам и затяжные пейзажи как у Звягинцева в 'Нелюбви', тут и травма по-Сокуровски-Балаговски, и даже попытка пережить трагедию чем-то напоминает 'Антихриста' Триера. Казалось бы, чем плохое начало?

Однако, попытка даже не смешения жанров, а смешения всяческих сюжетных клеше из фильмов разных жанров очевидно не удаётся когда в фильм с 'заявкой на победу' безжалостно вливается история про тинейджера, ищущего в евротуре сексуальных приключений и хороших трипов. И это при том, что эти цели во всей компании преследует пожалуй, он один. Как тогда могла возникнуть идея о такой поездке не очень понятно.

Так почему же должен пройти час чтобы перестать смотреть фильм дальше? Всё просто. Зрителю свойственно задавать вопрос: 'Зачем?', а в данном случае 'какого хрена после живого свидетельства двойного ритуального самоубийства, одно из которых превращается в убийство в силу фэйла, вы ещё делаете здесь?'. Но ответа на этот вопрос зритель не получает, а напротив, испытывает по отношению к поступкам героев удивление, граничащее с возмущением, и с этого момента желание высидеть ещё полтора часа пропадает.

То, что перед нами отмороженная группа 'детей природы' понятно ещё из аннотации к фильму, но развитие сюжета в эту сторону явно затянуто. К тому же события, показанные в начале фильма (вступительные титры начинаются только спустя 12 минут), никакого дальнейшего развития толком не получают. Ну молодая пара, ну вот проблемы у них в отношениях... А дальше - пусто.

Теперь о сути происходящего. Режиссёр, конечно, основательно изучил матчасть народного шведского праздника. Только вот 'праздника' не получилось: ни по сюжету, ни по зрелищу. Все танцы с бубнами легко бы уместились в полуторачасовой хоррор типа '2001 маньяк' и ему подобным. Секс на фоне творящегося хаоса - ну прямо-таки 'Сербский фильм'. Ну а горящее святилище - явный визуальный отсыл к 'Жертвоприношению' Тарковского. Кстати, Тарковский снимал свой последний фильм тоже в Швеции и сцена с пожаром была самой сложной, т. к. для неё пришлось строить декорацию заново несколько раз. Здесь же не думаю, что кто-то сильно заморачивался, ведь главное подчеркнуть свое 'единение' с великим мастером. Ведь Триер, как известно 'Антихриста' посвятил именно Тарковскому. Интересно какова была бы реакция Тарковского узнай он о том, какие фильмы нынче ассоциируют киноноваторы с его именем.

Какие выводы напрашиваются после просмотра фильма? Самые банальные:

- наркотики - зло;

- мужчины, не обижайте женщин;

- неразрешенные проблемы - самоусугубляющийся нежный ком.

Только вот задумка была явно не в этой банальщине. Финальные кадры - очередной отсыл к 'Антихристу'.

3 из 10

1 за более-менее хорошую работу оператора, 1 за местами красивые съёмки и 1 за хореографию и то с натяжкой.

21 ноября 2019 | 00:35
  • тип рецензии:

Молодая девушка страдает сильным нервным расстройством из-за случившейся в ее семье трагедии. Молодой человек поддерживает ее как может на протяжении уже очень долгого времени, но в конце концов начинает всерьез задумываться о том, насколько ему нужны отношения, ежедневно отравляющие жизнь. Друзья подначивают его разойтись и найти кого-то без таких адских головняков. В итоге он и сам уже всерьез склоняется к разрыву, начиная провоцировать конфликт: соглашается поехать с друзьями в поездку в Европу, сообщая ей об этом в последний момент. Но все же, так и не набравшись духу оставить ее одну, берет девушку с собой, в надежде, что может быть там ей станет легче.

Друзья учатся на антропологов, и целью поездки для них становится посещение двухнедельного фестиваля сектантской общины, поклоняющейся солнцу, проходящего в глухом отдаленном месте среди шведских лесов. Вот там и начинается самое веселое. Сектанты оказываются вовсе не милыми людьми в белых одеждах, а их обряды – не ограничиваются чаем из одуванчиков и танцами.

Давно я не смотрел настолько омерзительного фильма. И дело тут не только в отвратно-блевотной внешней форме: смакование кровавой жестокости, садизм и мазохизм, окунание лицом (камерой) в изуродованную плоть - дело этим не ограничивается. Гораздо сильнее меня задело его второе дно: духовные ценности, лежащие в основе мотивации персонажей фильма, изуродованы в степени сопоставимой с том, что сделают с телами жертв. Для сектантов садистская жестокость и кровавые убийства считаются нормой, которая легко вписывается в их мировоззрение, сексуальные извращения тоже являются обычным делом, что в фильме будет показано совершенно наглядно. В плане этики фильм является настоящей идеологической отрыжкой, показывая, насколько отвратительно может быть изуродована человеческая душа, и насколько сильно могут быть забиты грязью больные мозги.

Для некоторых из приезжих тоже не удается подобрать хороших слов. В сложной ситуации они предают друг друга не моргнув глазом, вместо того, чтобы держаться сообща. Не с каждым, далеко не с каждым человеком стоит отправляться вместе в далекую поездку.

Фильм полон морального и физического уродства, оставляя после себя крайне неприятный осадок и привкус. Единственное, что хочется после просмотра, это забыть его как можно быстрее.

2 из 10

06 февраля 2020 | 23:57
  • тип рецензии:

Это не хоррор, это не вирд-хоррор, это не психологический хоррор, это даже не триллер, это набор кадров, которые связывают между собой только персонажи и место действия. Ари Астер ворвался в хоррор нишу со своей Реинкарнацией и уничтожил всех, великолепный представитель смешанных подвидов хоррора с тягучей неспешной атмосферой передающий страх не через бу эффекты.

Видимо он сам не совсем понял почему же Реинкарнация стала хитом, не за два с половиной часа странных диалогов и невнятного повествования, по ходу фильма я не понял ни единой сцены кроме начальной, не понял ни ритуалов, не понял вообще к чему все это и зачем. Ари взял свои лучшие моменты из Реинкарнации и зачем-то решил сделать их в два раза длиннее в Солнцестоянии ничего не объясняя не давай вразумительных ответов, особо это читается в конце грубо говоря покадрово копируя предыдущий фильм.

Сюжет здесь я не знаю, начальные сцены до момента приезда в коммуну к ним претензий нет, дальше просто что-то происходит, люди что-то говорят и объясняют, но все это такая вода что ты ничего не понимаешь. Ари и сам наверное ничего не понял (видимо пил ту же воду с ромашкой что и в фильме) действия персонажей тоже лишены смысла, какие-то руны везде, какая-то коммуна, какой-то ребенок урод, какие-то девушки и все в этом духе этому нет продолжения, это просто существует чтобы его показали в кадре и все, за этим ничего не следует. Если в Реинкарнации мы абсолютно все понимали начиная от ситуации, заканчивая мотивацией персонажей и их диалоги, я не задавал по ходу фильма вопросы типа 'и что' 'и зачем это' 'зачем он так сказал' 'боже, дай мне сил досмотреть' (да я знаю, последнее был не вопрос).

Персонажи тоже какие-то пресные, главная героиня нервирует на все 100%, она то ноет, то дерзит своему парню, то улыбается, то ноет опять, единственный кто там более-менее прописан это парень главной героини - он любит дурь и пьет и скуривает абсолютно все, что ему дают персонажи в фильме, короче он не самый умный из всех.

Ну отдельно хочу похвалить музыкальное сопровождение - его здесь нет, есть какой-то сумасшедший эмбиент в стиле 'вставлю один миди файл длинной 20 секунд на весь фильм'

Признаюсь, конец смотрел уже перемотками, такой душный этот фильм стал, что я не выдержал.

2 из 10

03 февраля 2020 | 18:24
  • тип рецензии:

Ужасы? Не верьте. Триллер? Разве что, местами.

В первую очередь хочется выделить неоспоримые плюсы картины: восхитительная операторская работа и символизм. Хоть этот символизм вы сможете расшифровать только после просмотра, когда пойдёте вспоминать значение этих самых символов, все же эти элементы интересовали при просмотре фильма. Операторская работа, постановка кадра, переходы между сценами - восхитительные. И только они заставляли меня смотреть фильм дальше.

Подсказки.

На самом деле в фильме присутствуют стандартные клише, присущие для жанра 'ужасы', однако на протяжении всего фильма мне не было страшно. Мне было скучно, мерзко и стыдно. Легко читается что будет с героями, все максимально предсказуемо из-за чего не ясно для чего нагонять таинственности и загадочности, если зрителю все предельно понятно. В фильме есть множество намёков, подсказок, но они слишком очевидные, что кажется нелогичным вкупе с символами, которые при просмотре вы сразу понять не сможете. В итоге мы получаем символизм, смысла которого понять при просмотре невозможно и множество крайне очевидных намеков, что между собой не особенно сочетается.

Сцены.

Фильм изобилует абсолютно ненужными и лишними сценами, смысла в которых нет или он сокрыт слишком глубоко. Некоторые события можно было бы абсолютно безболезненно для сюжета заменить на другие или вообще убрать, и ничего бы не изменилось. Наблюдая каждую новую сцену я слишком часто ловила себя на такой мысли. В итоге и без того затянутый фильм имеет слишком много жестоких и абсолютно бессмысленных сцен, которые не раскрывают сюжет, не 'намекают' ни на что, они просто еще больше растягивают хронометраж. Что говорить об абсолютно не связанных между собой, нелогичных убийствах.

Актеры.

В целом, актерский состав, как мне кажется, подобран хорошо. Но отдельно хочется сказать пару слов про главную героиню. Если в начале фильма Дэни сопереживаешь и веришь, понимаешь ее чувства и волнения, то чем ближе к концу, тем больше возникает вопросов. Создается впечатление, что под конец фильма актриса выдохлась, эмоции закончились, а все ее переживания теперь выражаются либо в неестественных криках, либо в не менее неестественной 'перевернутой улыбке'.

Стоит смотреть его как тяжёлый (в плохом смысле этого слова) и странный фильм-драму об отношениях. Если смотреть его с этой точки зрения, он может показаться более интересным и необычным. Никакого детектива тут нет, также как и нет ужасов.

4 из 10

За восхитительную операторскую работу.

22 июля 2019 | 01:13
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: