К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Компания молодых людей и Дэни (Флоренс Пью), девушка Кристиана (Джек Рейнор), недавно пережившая гибель родственников, едут в Швецию. Там, вдали от цивилизации, среди умиротворяющих скандинавских пейзажей, живёт языческая община. Один из друзей по имени Пелле (Вильхельм Бломгрен) вырос здесь и решил познакомить друзей-антропологов с древним обрядом. Раз в девяносто лет его проводят по случаю солнцестояния. Правда, он не предупредил друзей, что ритуалы общины — совсем не развлечение для туристов. Гости, приехавшие просто отдохнуть, оказываются, не готовы к местным порядкам.

Кажется, хороший ужастик должен быть сделан так, чтобы по максимуму запутать зрителя и не дарить ему радости «оправдания ожиданий» — зачем смотреть кино, если заранее известно, чем всё обернётся? «Солнцестояние» выглядит неизбито, и эта «свежесть» достигается за счёт своего авторского почерка Астера, читающегося в мелочах.

Режиссёр специально запутывает зрителя, используя много разношёрстных деталей, персонажей и местности, а также визуальные эффекты, когда герои переносят трип от местных веществ и особых напитков. Потом уже трудно уловить, где реальность, а где приход.

Два очевидных достоинства фильма — психологизм и мастерски выстроенный антураж. За счёт первого мы сопереживаем героям, верим их чувствам и удивляемся действиям. В отличие от многих хорроров, персонажи «Солнцестояния» не шаблонны. Они типичны, но за развитием их линий действительно хочется наблюдать. Помимо центральных, в картине много второстепенных героев. Куклообразные лица язычников мелькают там и там, запутывая наивных гостей. Дэни чувствующая утрату близких, страдает от приступов паники, и её — одну из немногих — реально волнует происходящее в общине. Однако бдительность, в конце концов, обработают: достаточно уделить девушке особое внимание и подарить то, что у неё нет — ощущение семьи.

Антураж и атмосфера — заслуга оператора. «Солнцестояние», как и «Реинкарнацию», снимал Павел Погоржельский. Геометрия кадра, интересные, запоминающиеся планы Хорги вкупе с нарочито яркой цветокоррекцией, создают привлекательный образ пространства, в котором на деле творится безумие. Его ощущаешь во всём — в улыбках персонажей общины; дикие шокирующие ритуалы; в том, что скрывают обитатели Хорги и обнажают без зазрения совести.

«Солнцестояние» — чудовищный клубок из тревожных моментов. Жуткое здесь всё, что происходит в общине фанатиков своего дела, в особенности наблюдение за тем, как разлагается личность, попав на благоприятную для гниения почву. В общем и целом, вторая режиссерская работа Ари Астера удалась. Наркотические эффекты, плавающие пейзажи, а также откровенная сцена с барышней, и кульминационная сцена – завораживают и производят впечатление.

7,5 из 10

18 июля 2019 | 22:30
  • тип рецензии:

Высокий рейтинг на IMDB, чуть ниже, но тоже достаточно высокий рейтинг на Кинопоиске, ни одной негативной рецензии, интересный, интригующий трейлер о нездоровой общине в совокупности придали мне решимости пойти в кино.

Потребовалось минут 40 понять, что фильм не соответствует ожиданиям, точнее, если описать общий и сухой сюжет, то каноны сохраняются:

община (1 шт)

старейшины (2-5 шт)

обряды (4 шт)

празднования (5 шт)

убийства (9 шт)

Если не обращать внимания на все несостыковки, вопросы 'что происходит?', то в целом остается все как надо: община поехала кукухой, сходит с ума 'по-взрослому' и получила новую кровь извне. Мы понимаем, что будут убийства, зверские обряды, невыразимая жестокость, но та реализация, которая в этом фильме - это не просто странно и рискованно, это, можно сказать, максимально бредово.

Начинается фильм, если отбросить странные диалоги и невыносимый ор главной героини, интересно. Сестра, страдающая биполярным расстройством, решила что ей с родителями пора покинуть этот мир и написала об этом Дени. Не решаясь бросить ее в такой сложный период, Кристиан приглашает ее поехать в Швецию на Солнцестояние. Один из его друзей состоит в этой общине, другой пишет диссертацию, пока все на своих местах. Тем временем прошло 40 минут фильма и закончилась его нормальная часть.

То, что будет происходить дальше - это совершенный треш, который вам никто не объяснит лучше фразами, чем фразами 'ну это наш обычай, понимаете?'. Бессмысленные диалоги, которые будут выглядеть примерно так:

- Мне кажется, я съел ее лобковый волос
- Более, чем вероятно

То, на что мы надеемся, а это логичное поведение хотя бы главной героини, которая сначала будет думать, что у нее галлюцинации, а потом окажется, что ей не казалось, она встанет, начнет решать вопросы и призывать всех посмотреть на общину по другому. Вы рассчитывали на это? Забудьте. Нормального поведения вы ни от кого из актеров не дождетесь.

Половина людей и их 'судьбы' нам просто не покажут. Просто потому что.

В результате что мы имеем?

Совершенно безликие персонажи (все, кроме главной героини), которые не могут раскрыться на протяжении 2,5 часов, потому что... ну потому что.

Совершенно дикие обряды (не страшные, а просто совершенно абсурдные), которые останутся описанными словами 'ну это наши обряды'.

Никакого шанса, на адекватность поведения и желание что-то сделать, чтобы спастись.

1 из 10

20 июля 2019 | 17:17
  • тип рецензии:

Я сам христианин, но даже немного жалко стало реальных язычников. В фильме они показаны настолько гипертрофированно-абсурдными, что просто не верится в происходящее. В реальности лично мне такого рода 'природные' язычники больше напоминают наивных детей, дурных конечно, но тут...

Ничего нового кроме передозировки абсурда Астер не показал. Сочная картинка и условно адекватное общение членов коммуны вкупе с дичайшей мясной жестокостью и показанным внезапно члено... уничтожением и делает большую часть абсурдности. Всё остальное было в других фильмах ('Мучение' с Лораном Люка, например), но там доля абсурда была такой, как доктор прописал, Астер же продолжает лупить вас разукрашенным валенком по голове на протяжении всего фильма, который, к слову, из-за своей яркости удерживает у экрана и даже создает ощущение того, что посмотрел хороший триллер. Интоксикация со рвотой лично у меня началась, как и положено, чуть позднее. Таким абсурдным сочетанием яркости и ложной доброты с ошарашивающей жестокостью этот фильм похож на Happy Tree Friends. Сами актеры играют хорошо, но из-за такой стилистики фильму критически не достает реализма, больше всего он походит на перформанс, причем достаточно извращенный, присутствуют голые бабки и разбивание голов молотом с внезапным пиханием в глаза таких мясных кадров на протяжении всей ленты.

Астер просто перебрал, опыта видать маловато, молодость, спермотокс... кхм... разбитое сердце. Интересно что он напихал в изначальную NC-17 (режиссерскую) версию, если в этой R-версии такое? Вроде в той ещё полчаса вырезанного 'снафф-'контента. Куда ещё, если порезанный фильм идет 2,5 часа?

5 из 10

20 октября 2019 | 15:54
  • тип рецензии:

И бежит по ней милая, но такая несчастливая девочка - Дени. У Дени много проблем, комом обрушивается смерть семьи, эмоциональная зависимость от вялого и трусливого возлюбленного Кристофера - не поддает уверенности в завтрашнем дне, а страх одиночества сквозит так, что диву даешься - как не продуло-то?

История простая. Сюжет нельзя назвать сложным, витиеватым, детективным или захватывающим - ну, уж нет. Уже с середины ленты понятно, что время собирать камни пришло и уже не спрячется стыдливо в самый дальний и темный чулан. И нельзя сказать, что зритель к этому не подготовлен - подготовлен, о, и еще как!

Буквально нашпигован до верху и метафорами о том, что ты не будешь больше одинока никогда, и что осознавать все через единственно верную призму морально-этических норм - наивысшее заблуждение, которое можете себе позволить образованный цивилизованный до кончиков пальцев молодой человек, и что

'Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так...'

Все это - экзистенциальные триггеры, за который Ари Астер умело подергивает время от времени. И зрителю нравится. Еще бы не нравилось - тут тебя потрошат не столько внешне, сколько внутренне, ну как потрошат - стараются.

Система персонажей выстроена занятно - более-менее наделена объемом - Дени, остальные скупо - парой, тройкой черт, которые не прибавляют некоторой уникальности. Просто служат отличительным маркером. В этом смысле меньше всех повезло - Кристиану. Его панорама настолько блеклая, что теряется на фоне коллективного калейдоскопа шведских язычников во всем их светлом и лучистом одеянии. Он - никто, звенящая пустота с симпатичными голубыми глазами. Вялый, неинтересный, трусоватый и податливый.

Он не может любить человека, который рядом и стремится к нему, он не может быть честным. Ему как будто бы не достает мужества быть человечным и все что он делает - это притворяется 'неплохим парнем', но даже это он делает с ленцой.

Остальные персонажи - не более, чем слабое подспорье, чтобы сюжет все таки хоть как-то двигался, а не зацикливался еще на одном красивом, бесподобно красивом медленном кадре, гипнотически сменяющим другой, не менее прекрасный.

Шут и беспардонная заноза в заднице, по совместительству токсичный приятель - Марк. Пожалуй, в карму этого персонажа можно положить разве что большинство шуточек, которые безусловно, в некотором смысле, украшают повествование, но сильно не играют на поле симпатий герою.

Вот тут больше повезло Джошу - человеку действительно увлеченному антропологией, в отличии от Кристиана, не отличающемуся каким-либо нарочитым скотством. Но упрямое игнорирование запретов и законов общины, в яростном желании утереть нос своему новоиспеченному конкуренту - играет с Джошем злую шутку.

Пелле - такой типично-нетипичный приятный во всех отношениях парень, со своими странностями по части общинного родства и роли в поиске новой крови для общины. Больше о нем и сказать нечего. Понятное дело, что для сюжета он персонаж необходимый, но уж больно безликий.

А дальше - бесконечная лента из светловолосых людей - разных полов и возрастов. Прекрасно отснятых, чарующе синхронных в своих бесноватых танцах и взглядах. Пожалуй, это один из самых весомых плюсов картины. Перед зрителем не разворачивается уродливо примитивная картинка со штампованными лубочными злодеями - мутантами- каннибалами, психами, что с первого взгляда внушают приличную дозу обоснованного опасения за целостность своих членов. Нет, это все милые, приветливые по-своему люди. С иной моралью.

Сюжет как и говорилось раньше - прост до безобразия, канва узнаваемо очерчена уже в других не менее удачных лентах. Ждать содержательного новаторства тут впрочем и не стоило, очевидно что Астер мастер по части формы. А форма тут уже по всему - излюбленная: неторопливая, если не сказать нарочито медлительная(мучительно?), вязкая, проникающая.

И на славу тут сработались визуальная и звуковая составляющие. Оператор - мастер своего дела, а саунд у 'Солнцестояния' не чуть не уступает по нагнетающему ощущению первой картины, когда скрежетание и скрип внезапно вплетаются в музыкальное сопровождение и уже не ощущаются инородно, пугающее.

Фолк стилистика - она выглядит достаточно свежо в 2019, где с большей вероятностью встретишь что-нибудь в стилистике 80-х или стимпанка на перевес с киберпанком, обретающим новое второе(третье) дыхание. по этой части вопросов нет. Завораживает.

И все-таки как фильм ужасов смотрится 'Солнцестояние' с огромной натяжкой, хотя тут тебе, кажется, все составляющие щедро рассыпаны по хронометражу. Как драма - не знаю, не сказала бы, что характеры и психологизм настолько хорошо проработаны, чтобы завлечь именно этой стороной.

Да, психологизм разумеется имеется в анамнезе, но простите - аллюзий на болезненный страх одиночества, который тут преподносится через все стадии от отрицания, до принятия и освобождения в некотором роде, по средствам замещения - и на этом все? Разумеется, кто-то увидит многим больше, даже уверенна, что так и есть. Но субъективизм шепчет - на драму тут кот наплакал, скупо так наплакал, хоть и старательно.

В остатке - это безусловно до чертиков стильная, в общем-то цельная картина, с узнаваемым авторским почерком, который думаю, многим и полюбился.

К несчастью, это картина, которая не сумела себя втиснуть ни в один из предполагаемых жанров, и отнюдь не из-за своего величия. Увлеченная заигрываниями с метафорами, всевозможной аутентичной стилистикой, отсылками и тайными знаками, она повисла неким знаком вопроса - а собственно, чего ради все это изысканное украшательство не для 'средних умов'? Оно, конечно, красиво, даже очень, но на сюжет не влияет, не вытягивает его слабые стороны, коих многовато, не привносит свежести, не шокирует содержательно, не ввергает зрителя в катарсис, она просто красиво так тут вот рядышком... Висит. Чтобы все видели и никто не говорил, что не заметил.

28 июля 2019 | 03:07
  • тип рецензии:

Первый фильм режиссера оставил неизгладимое впечатление. Люблю Тони Коллетт, люблю стОящие фильмы ужасов, пересматривала пару раз Реинкарнацию, после ждала новые фильмы режиссера. Первый просмотр Солнцестояния хотела выключить и забыть на часе повествования, но потом что-то пошло не так.. Как по-мне, это то ли феминистский фильм, то ли реалии всей жизни человечества. Более чем уверена, что среди оценивших фильм положительно, мужчин меньшинство, если они вообще есть. Главную героиню, на самом деле, очень жаль, меня она не раздражала и не казалась истеричкой. Кто бывал в подобных ситуациях, тот поймет. 'Это не он забыл, это я не напомнила ему' или как они с Кристианом разговаривали с другой парой (Саймон и Конни) о сроке отношений, как она ножку к нему тянула, а он не замечал. Такие нюансы при первом просмотре и не замечались. На самом деле, фильм об отношениях, насколько нам важно чувствовать себя нужными и любимыми, как мы боимся 'отпугнуть' мужчину своими проблемами и желаниями, потребностями, большей частью просто замалчивая. А уж если начинаем озвучивать, то прослывем истеричками в кругу друзей любимого человека.

Мне кажется, что секта и обряды здесь на самом деле на втором плане, просто они показывают, насколько главной героине нужны любовь и понимание, сочувствие и поддержка. По поводу обрядов, кстати, для тех кто плюется, почитайте про скандинавские обычаи, еще и хуже было)

Флоренс Пью просто прекрасно справилась с ролью. Видно, насколько сложно было ей в конце сделать выбор, но по-другому она уже не смогла, Кристиан сделал для этого все, что мог...

10 января 2021 | 17:28
  • тип рецензии:

В своей второй полнометражной картине, в «Солнцестоянии», Астер не перестаёт следовать своим традициям, оставаясь верным классическим ужасам середины XX века. В «Солнцестоянии» чувствуется присутствие Альфреда Хичкока, Дарио Ардженто и совсем немножко Робина Харди с его «Плетённым человеком», на чьи работы одним глазком поглядывал Астер при написании сценария. Но при всём при этом, «Солнцестояние» дарит глоток свежего воздуха – у Астера получилось хоть и избитое в плане содержания, но оригинальное по исполнению кино. Жанр ужасов в наше время переживает далеко не самое лучшее время. Фильмов в этом жанре категорически мало, рынком правят низкосортные подделки, паразитирующие и создающие неправильное представление о жанре среди масс. И если в «Реинкарнации» была щепотка ужасов, то «Солнцестояние» – это целиком и полностью первоклассные ужасы.

В центре сюжета находятся отношения влюблённой с ног до головы девушки Дэни (Флоренс Пью), переживающей смерть своих родителей, и стереотипно-типичного красавца-мужчины Кристиана (Джек Рейнор). Их отношения занимают самую важную роль в истории. Молодой человек слишком эгоистично настроен по отношению к своей девушке, ставя собственные интересы и друзей выше неё. Казалось бы, прекрасный пример отношений типа абьюз, в которых отдаётся в эмоциональном плане лишь один партнёр, а второй – пользуется первым. И, возможно, Дэни бы рассталась с Кристианом, если бы не её боязнь одиночества, визуально и метафорично подчёркнутая Астером в ленте. Героиня прощает своему возлюбленному всё, держится за него до конца, пока он продолжает вытирать о неё ноги. К несчастью, в каком-то смысле подобная модель отношений – норма. Через призму частного момента, Астер рассказывает глобальную, не типичную, а именно обыденную ситуацию.

В «Солнцестояние» история о расставании грамотно вписана в сюжет, связанный с религиозными обрядами, влиянием культуры на человека, перемешивающий всё это в мрачно-светлую сказку. Основные действующие лица, помимо Дэни и Кристиана, представляют из себя классическое для ужасов мясо, цель которых – красиво умирать по ходу сюжета. Кристиан со своими друзьями и девушкой, отправляются в Швецию, в небольшую коммуну, в поселение, отрезанное от всего мира, на древний праздник летнего солнцестояния. Мотивы для такого путешествия у всех разные: кто-то пишет диплом об особенностях чужой культуры, кто-то хочет просто отдохнуть, кто-то ищет приключения, а кто-то, как например Дэни, просто хочет быть рядом со своим возлюбленным.

Но, по классике жанра, события начинают обретать смертельно-опасный оборот. Вот только Астер концентрирует всё внимание не столько на насилии, которого, к слову, здесь хватает, и оно вполне способно шокировать своей реалистичностью и натуралистичностью, а сколько на взаимоотношениях главных героев с чуждой для них культурой. Американские студенты знакомятся со скандинавскими, немецкими, английскими и славянскими традициями, отражающимися в одной коммуне. Зловещие и попросту безумные вещи в ней происходят не из-за злого умысла, а на почве различия между культурами. Как говорится в фильме: для одного народа норма сдавать стариков в дома престарелых, а для других – дикость. На этом контрасте строится львиная доля ужасов и выбивающих зрителя из колеи моментов.

При хронометраже в 147 минут (2:27 часа) картина не ощущается затянутой или же скучной. Напротив, Астеру удалось создать иллюзию, будто бы время на момент просмотра его фильма замирает, течёт иначе, напоминая галлюциногенный сон. И благодаря столь большому запасу времени, Астер смог раскидать почти по каждому кадру огромное количество деталей, прогнозирующих будущие ужасы. В этом, пожалуй, кроется одна из ключевых проблем «Солнцестояния», заключающаяся в неоправданных ожиданиях. Весь первый акт Астер через бэкграунд кадра заряжает «чеховские ружья», готовящиеся выстрелить в финале. Живопись создаёт настроение, передаёт внутренний характер персонажей, плавно переплетаясь с событиями ещё не произошедшими. Цвет ведёт историю, так, например жёлтый в интерпретации Астера может быть и предвестником смерти и перерождения, метафоричным пережитком прошлого, символом пути к счастью.

Игра на ожиданиях не то, чтобы не удалась, напротив – «Солнцестоянию» удаётся пугать, оно заставляет зрителя паниковать, чувствовать себя не в своей тарелке. Желание покинуть кинозал при просмотре остаётся со зрителем вплоть до финальных титров, дождаться которые, или даже пережить фильм ради которых, в хорошем смысле этого слова, определённо стоит. Астер слишком кропотливо подошёл к работе с визуальным рядом, от чего в какой-то момент внимательный зритель начинает предугадывать фильм наперёд, что пугает в итоге не так сильно, как ожидания, выстроенные в голове. Примерно час зритель вынужден сидеть в ожидании чего-то ужасного, мерзкого и шокирующего. Атмосфера наводит жути и пугает тем, что ещё не произошло, здесь воображение зрителя работает не в его пользу. И у «Солнцестояния» всё это работает как надо.

Фильму удаётся играть на ложных ожиданиях, благодаря чему третий акт смотрится, воспринимается и чувствуется иначе. Ари Астер не стал в очередной раз снимать голливудский ремейк «Плетённого человека», он сделал своё личное, наполненное праздником жизни и смерти кино. Нужно сразу развеять главное заблуждение: в фильме нет сектантов. Есть коммуна, культура со своими обрядами, правилами и законами, нарушение которых приведёт гостей деревни к смерти. Именно на фоне стыка двух кардинально разных культур режиссёр метафорично рассказывает про то, что переживают человеческие отношения при расставании, что ведёт к этому и как предательство, недоверие или же простое наплевательство одного влияет на другого. «Солнцестояние» настолько же личное и частное зрелище, насколько в итоге и оказывается общим и близким каждому, ведь героями событий этого фильма был любой, кто когда-то переживал тяжёлые расставания. Лишь обуздав собственные чувства, взглянув трезво на ситуацию, человек сможет разобраться, где прячется настоящая любовь, а где ложная, которую необходимо сжечь в собственном подсознании.

«Солнцестояние» – это хорошо забытое старое, оригинальное кино, скрывающее собственную «неоригинальность» за культом. Ари Астер нащупал свой путь, поднимаемые им темы психологических болезней, семейные проблемы и человеческие взаимоотношения близки зрителям, но только не форма их преподнесения. Режиссёр не жалеет зрителя, тем самым помогая его телу вырабатывать как можно больше адреналина во время просмотра. Ужасы изголодались по картинам, подобным «Солнцестоянию», каждая из которых на вес золота. И этим и прекрасно «Солнцестояние» – оно пришло в самый нужный, удачный и подходящий для этого момент. Дело остаётся за малым: наслаждаться участием в этом празднике жизни на костях угасшей любви под Фрэнки Валли.

«The sun ain't gonna shine anymore
The moon ain't gonna rise in the sky
The tears are always clouding your eyes
Sun ain't gonna shine anymore
When you're without love, baby»


8 из 10

17 июля 2019 | 19:44
  • тип рецензии:

Нетривиальность съемок и подхода к сюжету, операторская работа, красивая картинка, откровенность, музыка

НЕДОСТАТКИ:

Предсказуемость сценария, осталось масса вопросов, затянутость

Ждал цифрового релиза данной картины из-за столь высоких рейтингов для такого жанра как фильм ужасов. Режиссер Ари Астер 'взорвал' в прошлом году со своим, на мой взгляд переоцененным, проектом 'Реинкарнация'. И вот его новый фильм, также обласканный критиками.

Мне фильм не понравился. У него огромный особенно для фильмов ужасов хронометраж в почти 2,5 часа. Для меня фильм остался непонятным, для чего были сцены в самом начале с семьей героини, которые по идеи должны как-то быть связаны с дальнейшими событиями. В итоге они лишь подчеркивают нездоровую психологию героини, которую можно было объяснить более компактно.

То что с секта явно не адекватная было понятно сразу же. При этом я отгонял от себя эти мысли потому что это было бы ну очень просто. Я верил, что режиссер придумал нечто по заковыристей, но ошибся.

Из плюсов отмечу операторскую работу. Очень приятная картинка у фильма, вечное солнце вперемешку с натуральной природой. С этим прекрасно сочетается община в своих белых платьях. Также фильм получился довольно жестким, реалистичным с откровенными сценами. Также музыка и некоторые приемы напомнили туже 'Реинкарнацию', так что надо признать что у режиссера уже просматривается фирменный почерк.

Из известных актеров узнал только Уилла Поултера из 'Мы - Миллеры', который в свое время был главным кандидатом на роль Пеннивайза в 'Оно'. Его герой здесь просто самый 'мебельный', единственный персонаж которому не придумали не предысторию, не смысла поездки, не отличительных черт, кроме вейпа.

Итог: как-то не о чем. Впечатление очень смазанное, фильм не страшный, но немного напряженный. Напряженный, потому что ожидаешь оригинальной концовки, а не ходы, которые ты предсказал минуте на 30, при этом смотреть еще 2 часа. Разнесенными бошками и трупами меня уже не удивишь.

13 апреля 2020 | 13:56
  • тип рецензии:

Природа знает, как сохранять гармонию. Каждая её часть выполняет свою задачу.

© Цитата из фильма.


Творчество Ари Астера – многогранник, переплетённый внутри паутиной связующих нитей и при детальном рассмотрении открывающийся с неожиданных сторон.

«Солнцестояние», позиционируемое как хоррор «новой волны», отчасти совсем не хоррор, а кино о круговой поруке жизни и смерти, о возвращении к себе как конечном пункте хронологии боли, о фатальном столкновении двух чуждых миров – крепко сшитого традиционализма скандинавских язычников и шаткой идеологии западной цивилизации. Здесь планка жанра поднята столь высоко, что картина может вызвать у массовой аудитории шок и недоразумение, но жанр – лишь поле для индивидуальных кинематографических экспериментов, позволяющих исследовать те области, где человек напрямую вступает в конфликт с собой, социумом и чем-то за пределами нашего понимания.

КРУГ ПЕРВЫЙ: ЛИЧНОЕ

Дэни Ардор пережила трагедию. Единственный, кто способен её утешить – бойфренд Кристиан. Отношения Дэни и Кристиана зашли в тупик: созависимость обрастает неврозами, а горе, вместо того чтобы сплотить, уводит землю из-под ног, становясь параноидальным кошмаром.

Астер, вооружившись собственным опытом разрыва, вводит его интерпретацию как подспудный элемент в тему деструктивного влияния семьи (или её отсутствия). В короткометражках «Что-то странное с Джонсонами» и «Мюнхгаузен» сюжет обретал ореол древнегреческой трагедии благодаря болезненным проявлениям любви между детьми и родителями. В дебютной полнометражной «Реинкарнации» происходит постепенный распад целого рода: его члены приносятся в жертву почившим предком. В «Солнцестоянии» семья как оплот родственных уз нивелируется к мгновенному уничтожению и замещается её идеальной версией – культистами.

По закону природы баланс предполагает обновление. Судьба Дэни – своеобразный переход. Следует потерять всё, чтобы обрести суть. Это стержень истории.

КРУГ ВТОРОЙ: ОБЩЕЕ

Обычно дружба – наиболее доступная альтернатива семьи. Сокурсники Кристиана – лишь с виду его друзья: на деле достаточно пары-тройки манипуляций, чтобы сделать ребят врагами. Ещё один «карточный домик» в современной системе, где городские обыватели, считая себя основоположниками прогресса, снисходительно или вовсе презрительно относятся к более самобытным социальным группам, но по итогу не могут надёжно укрепить ни одну подконтрольную сферу.

Община радушно принимает гостей – и тьма уступает место свету, а свет – тьме. Странные отщепенцы в белых одеяниях с их не менее странными ритуалами пугают не из-за условной ненормальности, а из-за святой, непоколебимой веры в то, что они – норма. И на фоне чужаков они действительно кажутся нормой. Им удаётся сохранять мир и гармонию, чтить традиции, по-настоящему возлюбить ближнего, уважительно относиться к приезжим (пока это взаимно), ещё более почтенно – к матери-природе. Их уклад быта и форма бытия – идеальны и практически недостижимы в дебрях городского обитания. Культ функционирует как единый организм, хотя иногда прибегает к диким, по меркам цивилизованного человека, поступкам.

КРУГ ТРЕТИЙ: ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ

У подобной дикости есть причина: высшая цель. Так принято испокон веков. Так необходимо, чтобы «организм» не распался, а боги и духи были сыты и задобрены.

В ценностном спектре жители общины на сто очков вперёд обыгрывают приезжих. Те выучили чёртову дюжину психотерапевтических терминов, могут отличить абьюз от газлайтинга, пьют ативан при тревожных расстройствах, пишут научные диссертации, бесконечно играют в поддержку и принятие, ценят жизнь выше смерти – и всё же к непредвиденному стрессу, к выражению реальных чувств, к честности с окружающими они не приспособлены. Даже находясь вместе, они разъединены.

У поселенцев, напротив, полная идиллия. Круг перерождения как символ веры разрешает им быть независимыми от мирских тревог и соблазнов. Не скорбеть, а радоваться; не отвергать, а присваивать; не ставить крест, а рисовать ноль телами танцующего хоровода. Их идеалы – крепче, а мотивация и помыслы – чище, безо лжи. Ложь – проявление трусости. Истина – в самопожертвовании. Погибель тоже воспринимается как дар: она – не ниже и не выше самой жизни. Смерть и жизнь – два полюса сансары. В определённом смысле смерть и есть жизнь.

Люди боятся того, чего не понимают. Астер не придумывает ужас на пустом месте. Он лишь транслирует необъяснимое, не принятое нами как должное и, чего греха таить, неизученное ввиду принадлежности к иному культурному коду.

Чужая культура порой страшнее любого монстра. Но, возможно, монстры – это мы.

НЕМНОГО О ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

«Солнцестояние» срывает башню, в том числе, и с визуально-звуковой точки зрения. Интересно наблюдать, как режиссёр намеренно использует приёмы, приближающие зрителя к ощущениям персонажа. Скорбь здесь невыносима из-за рыданий безутешной Дэни, но вот камера вылетает в окно, фиксируя снежную тьму – и эффект становится масштабнее, будто плачет сам воздух. Назревает очередной трип – и мы входим в него плавно, а искажения распространяются на отдельные части тел, куски флоры, головки цветов, но если трип усиливается, в ход идёт наложение двойной, тройной, бессчётной экспозиции, пока мозг не начинает умолять о передышке. Вот песни сливаются с криками или стонами – теперь слух бредёт за нарастающим безумием, дабы уловить каждую его ноту. Ничто не случайно.

Ари также выдаёт на-гора рисунки-раскадровки, мелькающие в кадре то фоном, то в лоб, и наперёд отсылающие к кульминационным событиям. Это вновь – пощёчина штампам хоррора. Там, где правит балом рейтинг 18+, Астер не только делает свой фильм самым солнечным, но и даёт проявиться прочим жанрам – от мелодрамы до сказок, а сказки, если хорошо их помните, иногда бывают очень жестокими.

МАТРИАРХАТ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Пожалуй, важнейшим пунктом при анализе является погружение в коллекцию отсылок, ведущих в прошлое и подробно освещающих деятельность общины. На поверхностном уровне заметна чётко выстроенная матриархальная система. Поначалу мы фиксируем слабую, податливую Дэни в компании самоуверенных парней: девушке даже требуется разрешение, чтобы поехать с ними. В поселении гендерные роли меняются местами: Дэни выходит на первый план, а парни присутствуют лишь в качестве овечек на заклание.

Феминистский месседж вышел из задумки как бы невзначай, при сборе данных для составления сценария. Здесь он приживается именно потому, что компиляция собранного материала исторически оправдана. Режиссёр вдохновлялся монографией учёного сэра Джеймса Джорджа Фрэзера «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В ней можно найти все ответы на вопросы о представленной вниманию общине и её обычаях, но если вы ненавидите читать, на помощь придёт видеоролик на ютуб-канале «Disgusting Men» – «Солнцестояние: культы и религии. Зороастризм, культ медведя-Залмоксиса и болотные люди».

ИТОГ

Творчество Ари Астера – многогранник. «Солнцестояние» в нём – грань, представляющая особую ценность и как хоррор «новой волны», и как мелодрама с примесью феминизма, и как страшная сказка о большом жертвоприношении. Сам Ари Астер – режиссёр, достойный пристального внимания и гравирующий каждый свой проект, словно алмаз, с перфекционистской точностью.

Такое кино имеет все шансы стать классикой нашего времени.

9 из 10

12 февраля 2023 | 13:00
  • тип рецензии:

Хорроры делятся на два типа: после одних будешь вздрагивать от каждого шороха и спать при включенной лампе, а после других — как реально увидел что-то ужасное, ходишь потом и «обтекаешь». Ари Астер хорошо умеет делать второе. Пока умеет — Солнцестояние всего лишь его вторая полнометражка.

Кстати, автор не так уж сильно и отошел от своего дебюта Реинкарнация. Организованный культ — есть, главная героиня с расшатанной психикой — есть, трагедия в начале — есть, жуткие горестные вопли за кадром — есть (но у Астера они реально за душу берут). А вот ощущения замусоленности нет. Другая эстетика, другие герои, другие методы действия у сил зла. В общем, смотреть Солнцестояние определенно стоит, и я сейчас расскажу, почему.

Некоторые сравнивают этот фильм с классическим старым хоррором Плетеный человек (1973), и это неправильно, как мне кажется. Плетеный человек больше напоминает Реинкарнацию; оба фильма пугают тем, как лихо секта переигрывает главных героев. Солнцестояние — скорее про механизм вовлечения в секту. Не то, чтобы оригинально, но у этого фильма есть несколько козырей в рукаве.

Во-первых, фильм красивый. Атмосфера до максимума выкручена: цветы, белые одежды, руны, красота. Крайне вкусно на фоне сатанистов разных сортов. Сектанты не очень похожи на людей, от которых надо бежать ползком по кустам (а следовало бы), нет чувства опасности, пока фильм тебя в это носом не ткнет. Кстати, западным фанатам Солнцестояние неимоверно зашло, на реддите 15 тыщ поклонников: люди тортики делают, фанарты рисуют, дамы Королеву Мая косплеят. Это к тому, что фильм якобы настраивает людей против язычества, бгг. Как раз наоборот.

Во-вторых, герои довольно реалистичные. Мне нравится манера Астера делать основными протагонистами людей, у которых и так полный мрак по жизни — ну не могут они быстро собраться и разобраться в ситуации. Как и сквозная мысль, что спокойствие и рационализм не помогут, если ты уже по уши в дерьме; самые нервные погибают первыми. Жадность, высокомерие, безразличие ко всему; у людей есть много пороков, и плохие люди умело этим пользуются. Из актеров хочется отметить Флоренс Пью, которая отлично сыграла душевное расстройство, и Уилла Поултера — у него всегда хорошо получались герои, которых все вокруг раздражает, надоело даже как-то.

В-третьих, по второму разу этот фильм смотреть интереснее. Например, до поездки героев в Швецию, в фильме есть несколько пасхалок для зрителя, которые намекают на то, что произойдет. Не буду подсказывать, но было очень интересно их искать. Еще только со второго раза я заметила, что в одной из сцен чаепития в фильме у одного из персонажей чай какого-то странного цвета (почему, поймете сами)).

Ну и в-четвертых, фильм довольно достоверно описывает, что происходит после употребления дури. Если у этого фильма и есть мораль, то это «не употребляйте наркотики, дети, особенно в незнакомой компании».

9 из 10

Pа уж очень явный режиссерский почерк. Если смотрели Реинкарнацию, то некоторые сюжетные ходы в Солнцестоянии станут довольно предсказуемыми.

p.s. заголовок — цитата из песни stairway to heaven сами-знаете-какой группы

15 мая 2020 | 18:21
  • тип рецензии:

Как отдельные слова и фразы, где-то когда-то услышанные, а затем наспех запечатленные на листе бумаги не составляют законченную мысль, так и множественные, пускай и недоступные каждому, отсылки к атрибутам религиозных традиций и практикам древних культов не придают фильму глубины и многозначительности, но лишь неуклюже разбавляют целостность повествования и нарушают общее восприятие фильма.

Каждый элемент символизма и метафоры работает в тех случаях, когда их использование не вязнет в бесконечной погоне за собственным хвостом, но служит инструментом полноценного раскрытия или дополнения истории, героя или героев, объединяет воедино лежащее на поверхности и сокрытое от посторонних глаз. Когда же ворохом всяческих символов неумело и в то же самое время намеренно разбавляется сырая история, это добавляет последней не качества, но только интенсивнее проясняет ее беспомощность.

При этом автор противоречит себе, когда подспудную тайну, вместо предоставления возможности каждому для личной интерпретации, раз за разом смакует с помощью слова и выставляет на поверхность, словно боясь, что наблюдатели не поймут его задумки. Достаточно для начала вспомнить череду кадров с демонстрацией ткани, на которой передана история любви, заключающаяся в том, что девушка скармливает волосы со своего лобка молодому человеку, который впоследствии падает жертвой наложенных на него чар, а после перейти к сцене, в которой один из героев находит волос у себя в пироге. Визуального ряда этого события было бы вполне достаточно, чтобы зритель ясно понял, что имеет ввиду режиссер, тем не менее, сцена дополняется разговором, который тщательно разжевывает смысл, чтобы его в точности и без пробелов уяснил каждый (к слову, неужели природа лобкового волоса настолько очевидна, что один из героев, участник сцены, на раз определяет его принадлежность?). И подобным фильм грешит не один раз, то один из героев дважды упомняет, что рад компании главной героини, а после нам расскажут о выборах Королевы мая, то один из членов комунны даст скажет, напрямую говорит, тчо им необходимы люди из внешнего мира, так как инцест под запретом, хотя можно было оставить только упоминание последнего факта, а дальнейшую интерпретацию предоставить зрителю. Помимо этого повестнование допускает нелепые огрехи, когда конкретная информация нужна зрителю, а потому совсем не воспринимается героеями фильма, сравните сцену, когда двое туристов слышат крики девушки из Лондона, один даже видит, что она куда-то бежит, но впоследствии каждый верит в до ужаса банальное объяснение ее отсутствия: 'ее отвезли наконец к парню'.

Глупость главных героев также не оставляет в покое, неужели никто не заметил отсутствие Марка, который ушел на встречу с одной из девушек более дня назад, но до сих пор не вернулся? Или не задумается о том, куда все-таки делся Джош, не важно, украл он книгу или нет, они даже не пытаются проверить на месте ли автомобиль.

И когда груда схожих по своей природе глупостей и просчетов накатывает на тебя с поразительной частотой и мощью - вся и без того шаткая конструкция, которую автор так тщательно старался укрепить с помощью пустой претенциозности вконец теряет свою устойчивость и, наконец, рушится. Исключив из уравнения однобокий и разрозненный символизм, можно получить достаточно скупой на идеи триллер, не способный напугать и едва ли выерживающий скурпулезного анализа. Фильм - полотно со множеством точек, которые, к сожалению, так и оставили, забыв или поленившись собрать воедино одной линией.

22 мая 2021 | 16:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: