К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Целый ворох негативных мыслей скопился за два с лишним часа этого утомительного и солнечного 'триллера' с намеком на оригинальность. Рейтинг картины сформирован мнениями, которые сложены из убеждений по типу 'настолько плохо, что даже хорошо'? Скажу сразу на берегу, у меня было ярое желание по достоинству оценить сие творение. Все указывало на то, что годнота подъехала, нужно только погрузиться в историю, в сюжет, в персонажей, окунуться с головой в атмосферу. Жаль что режиссера 'Реинкарнации' я заметил и вспомнил только после просмотра титров.

С первых минут зрителя ждет заманчивое вступление, немного гнетущих ужасающих сцен, непродолжительная тревога и чересчур клишированные персонажи, чью мотивацию и вообще хоть какую то информацию о них решили не обличать вниманием. Непродолжительно буксовавшее вступление быстро вводит зрителя в курс дела. Вообще весь грядущий солнечный саспенс можно просто описать:

'Какого черта тут вообще происходит?' (без спойлеров)

Интрига не оправдала ожиданий. Создалось ощущение, что тебе плюнули в душу, обманули и заставили лишь на эмоциях ожидания от фильма смотреть ленту до конца. Уже к середине становится понятно, что ничего путного, увы, не извлечь.

Пустые картонные диалоги, нарочито затянутые и натянутые на абсурд сцены, отсутствие каких-либо внятных персонажей и сюжета. Фанаты совершенно надуманно восхваляющие Реинкарнацию, это то самое искусство, которого так не хватало? Это и есть новшества, веяние новой мысли?

Сам сюжет посредственно прозрачен и не вызывает никаких эмоций. Да, у нас есть определенное количество пустоголового мяса на убой, которое надо принести в жертву путем проведения шизанутых ритуалов, которые мы вам покажем на картинках заранее, догадывайтесь далее сами. Да, у нас есть определенная последовательная сюжетная линия выполнение какого-то плана-обряда, мы же община современных сектантов, чьи клишированные, но современные черты почему-то должны сразу представиться современному зрителю, как очевидные. Да, у нас есть крутая операторская работа, приятные глазу луга и поля, камерные обряды и идиотия с психопатией вдогонку к массовой истерии. Где новый взгляд на хоррор, где сцены, которые пугают иначе? Все, что называется новаторством в этом смысле, вызывает по меньшей мере отвращение и неприязнь, а иногда и смех.

В целом картина больше напоминает некий психоделический триллер, который тщательно пытается казаться аномальным в своей среде. Напрочь отбивает эмоции непрописанные персонажи, отсутствие логики в действиях, отсутствие хоть какого-нибудь объяснения или предыстории, ну и вишенкой силой натянутый на картину ареол оригинальности. Если хотите повидать по новому раскрытый оккультизм, то вам точно не сюда.

В вывод запишу основные эмоции от картины, которые превалируют на протяжении всего хронометража фильма:

Тоска, печаль, разочарование.

1 из 10

13 октября 2019 | 14:06
  • тип рецензии:

Это не хоррор, это не вирд-хоррор, это не психологический хоррор, это даже не триллер, это набор кадров, которые связывают между собой только персонажи и место действия. Ари Астер ворвался в хоррор нишу со своей Реинкарнацией и уничтожил всех, великолепный представитель смешанных подвидов хоррора с тягучей неспешной атмосферой передающий страх не через бу эффекты.

Видимо он сам не совсем понял почему же Реинкарнация стала хитом, не за два с половиной часа странных диалогов и невнятного повествования, по ходу фильма я не понял ни единой сцены кроме начальной, не понял ни ритуалов, не понял вообще к чему все это и зачем. Ари взял свои лучшие моменты из Реинкарнации и зачем-то решил сделать их в два раза длиннее в Солнцестоянии ничего не объясняя не давай вразумительных ответов, особо это читается в конце грубо говоря покадрово копируя предыдущий фильм.

Сюжет здесь я не знаю, начальные сцены до момента приезда в коммуну к ним претензий нет, дальше просто что-то происходит, люди что-то говорят и объясняют, но все это такая вода что ты ничего не понимаешь. Ари и сам наверное ничего не понял (видимо пил ту же воду с ромашкой что и в фильме) действия персонажей тоже лишены смысла, какие-то руны везде, какая-то коммуна, какой-то ребенок урод, какие-то девушки и все в этом духе этому нет продолжения, это просто существует чтобы его показали в кадре и все, за этим ничего не следует. Если в Реинкарнации мы абсолютно все понимали начиная от ситуации, заканчивая мотивацией персонажей и их диалоги, я не задавал по ходу фильма вопросы типа 'и что' 'и зачем это' 'зачем он так сказал' 'боже, дай мне сил досмотреть' (да я знаю, последнее был не вопрос).

Персонажи тоже какие-то пресные, главная героиня нервирует на все 100%, она то ноет, то дерзит своему парню, то улыбается, то ноет опять, единственный кто там более-менее прописан это парень главной героини - он любит дурь и пьет и скуривает абсолютно все, что ему дают персонажи в фильме, короче он не самый умный из всех.

Ну отдельно хочу похвалить музыкальное сопровождение - его здесь нет, есть какой-то сумасшедший эмбиент в стиле 'вставлю один миди файл длинной 20 секунд на весь фильм'

Признаюсь, конец смотрел уже перемотками, такой душный этот фильм стал, что я не выдержал.

2 из 10

03 февраля 2020 | 18:24
  • тип рецензии:

Имя Ари Астера за последние несколько лет стало одним из самых узнаваемых в жанре хоррор. Таким взлётом можно только восхититься! И даже где-то позавидовать. Но всё абсолютно по делу.

Да, это режиссер Реинкарнации, фильма, который меня сразил наповал в прошлом году. И если Реинкарнация является, наверное, самым страшным фильмом за последние лет 15 (без единого бу-эффекта...), то Солнцестояние - это гимн кинематографическому напряжению, которое способно по-настоящему выходить за рамки экрана. Ты начинаешь неуютно себя чувствовать уже с самых первых кадров: сфинктер напряжён, кулаки сжаты. Каждую минуту где-то в глубинах подсознания ты ожидаешь кульминации. Операторская работа приносит этому ожиданию свои плоды. Сцена с переворотом шоссе и неба приковывает взгляд настолько (!), что не хочется даже на секунду моргнуть. Скоро мир перевернется, да. Вывернется наизнанку. И произойдёт это именно в деревне, куда держали путь наши герои. Опасно открывать карты, т. к. в каждом слове может быть спойлер. От некоторых моментов хотелось опустить глаза вниз. Ты нутром чувствуешь те боль и эмоции, которые охватили Дэни, Кристиана, Конни... Ты им полностью веришь; слышишь разговоры Марка (а его, на удивление, играет Уилл Поултер? - Галли в Бегущем в Лабиринте, парень-девственник в Мы - Миллеры), знакомишься с ребятами. Затянулся травкой, вдохнул дурман, ощутил тяжелый взгляд деревенской комунны...

Под нескончаемое тревожное музыкальное сопровождение, от которого холодеет кровь, и проступают капельки пота. Неторопливый рассказ Астера превращается в пиршество зла под лучами солнца. Фильм настолько светлый и красочный, что невозможно даже представить, а что же может напугать, удивить. Но нет, свет обманчив. А трава не такая зелёная, как кажется. После завершения начало фильма воспринимается совсем по-другому. Хочется просто сидеть и... понимать, что ты в безопасности. Наверное...

Это сложное кино с глубочайшим послевкусием. Ари Астер больной, но гениальный человек. А я люблю таких людей. И такие фильмы. Однозначно, этот фильм будет в топе 2019.

9 из 10. А может и все 10.

15 августа 2019 | 09:42
  • тип рецензии:

Группа студентов отправляется в шведское поселение язычников на праздник в честь Дня летнего солнцестояния. Но после прибытия там начинает происходить нечто необъяснимое...

Данная картина без всяких сомнений появится в моём списке лучших фильмов за 2019 год. Почему? 'Солнцестояние' очень сложно назвать фильмом ужасов, несмотря на внешнюю оболочку. И это прекрасно, так как хоррор практически изжил себя за последние годы, став обычным аттракционом для зрителей. Ари Астер же делает всё возможное, чтобы фильмы ужасов вновь причислили к киноискусству. И получается у него отлично.

Прошлая его картина с довольно неподходяшим названием 'Реинкарнация' (оригинальное название-'Hereditary', что в контексте фильма правильнее было бы перевести как 'наследственность') была хоть и авторским, но хоррором, несмотря на заявления режиссёра о том, что это древнегреческая трагедия, превращающаяся в кошмар.

В 'Солнцестоянии' отсутствуют скримеры, да и фильм не ставит цель напугать зрителя, однако напряжённая атмосфера в нём, конечно, присутствует. Что примечательно, в картине всего пара-тройка ночных сцен, остальные сняты днём, в солнечные дни, что только придаёт киноленте оригинальности.

Самое главное достижение 'Солнцестояния'- это красота. Каждый кадр безумно красочный и великолепный: костюмы язычников, природа, грамотная операторская работа вместе создали визуальный шедевр. Все шведские обряды, включая жестокие, выглядят натуралистично и завораживающе.

Нестандартные приёмы оператора вкупе с жутким и завораживающим музыкальным сопровождением не дадут заскучать. Кстати, о скуке. Фильм длится более двух часов, из-за чего не все смогут его вынести. Но попытаться точно стоит.

Многие зрители называют фильм псевдоинтеллектуальным, или, как говорится в народе, 'не для быдла'. Однако могу с уверенностью сказать, что до конца смысл фильма я не понял, но желание его пересматривать не уходит. Всё потому, что хоть режиссёр 'Солнцестояния',возможно, и перемудрил со вкладыванием идей и смыслов, но картина смотрится так же интересно и красиво, вне зависимости от того, нашёл ты завуалированный подтекст или нет. Так что не всякое кино 'не для быдла' действительно не для быдла.

P.s. Чтобы данный текст не был похож на хвалебную песню 'Солнцестоянию', скажу, что актриса, играющая главную роль, выглядела неестественно. Остальные актёры вполне хороши.

9 из 10

30 июля 2019 | 13:51
  • тип рецензии:

В жизни молодой девушки Дани произошла ужасающая трагедия. Фильм начинается с того, что зрителя подводят к той сложной ситуации, в которой оказалась главная героиня. Находки режиссёра появляются на экране с самых первых минут, зловещая музыка как-бы подсказывает, что надвигается шторм, сильнейшая эмоциональная буря, которую Дани предстоит пережить.

На фоне всего этого сразу высвечивается гнилое окружение девушки, общество потребления которое диктует воспринимать людей у которых есть серьёзные проблемы в жизни, как нечто нежелательное, от кого необходимо держаться подальше и искать замену в отношениях. К семейным проблемам плюсуются проблемы с её парнем, Кристианом, который раздумывает, стоит ли ему бросить девушку сейчас или пока подождать. Здравая психологическая оценка ситуации приводится с обоих сторон, как со стороны окружения парня так и со стороны подружки девушки, и вот мы плавно, постепенно, не торопясь подходим к тому, что это фильм про секту.

Как вы, наверное, уже слышали, главным объектом обработки сектантами являются проблемные люди, в жизни которых произошло горе, из-за чего они находятся в сильнейшем эмоциональном потрясении и духовном кризисе. Именно такой показана Дани, и когда общество вот-вот отвернётся и бросит прозябать в одиночестве, секта предлагает своеобразный выход.

В фильме продумана каждая деталь, достаточно обратить внимание на сюжет картины над кроватью Дани в её городской квартире, и досмотрев до конца сопоставить с тем, что произойдёт в итоге.

Говорят, те кто перенесли трагедию, у кого была нелёгкая жизнь, быстрее взрослеют. И действительно, у актрисы Флоренс Пью в свои 22 года очень умный и грустный взгляд. На самом деле, актрис кто могли бы так сыграть, не много.

Один из друзей Кристиана ради сбора материала для написания диссертации собирается поехать в закрытую общину в Швеции, собрав максимум данных об обрядах древнего языческого празднества Солнцестояния. Ребята решают поехать с ним, тем более что Дани необходимо отвлечься, развеяться. Даже сам вопрос кому ехать и когда из-за натянутых отношений молодых людей вызывает напряжение и обиду, ведь Дани догадывается, что Кристиан подумывал её бросить. Это придаёт ещё больше драматизма происходящему, а в дальнейшем начнёт происходить языческая жесть.

«Солнцестояние» противопоставляет суровый мир фашистской секты, тайной общины живущей по давно забытым канонам и обычаям, современному обществу беззаботного потребления и использования одними людьми других ради удовольствия и удовлетворения низменных эгоистических потребностей. С одной стороны мир секты отвращает и пугает своей жестокостью и кровавыми обрядами, с другой же стороны современный мир общества потребления показан не менее жестоким и убийственным, только по-своему. Эти различия очень тонко подмечены и показаны в фильме. В итоге, где есть место обездоленным и угнетённым, остальные воспринимаются лишь как топливо для поддержания того устоявшегося уклада жизни, ведь так издавна заведено.

Режиссёрская и операторская работа ну просто отпад, если бы я снимал такой фильм, сделал бы его именно таким. Мистически завораживающая музыка и визуальный ряд одновременно и успокаивают и пугают. Безмятежное и жизнерадостное поселение скрывает кровавые тайны, которые гостям из благополучной Америки вскоре предстоит ощутить на себе.

10 из 10

11 сентября 2022 | 13:21
  • тип рецензии:

Сегодня Ари Астер - это глоток свежего воздуха в индустрии фильмов ужасов. Его Реинкарнация в 2018 году наделала немало шума, а самого режиссёра назвали чуть ли не Хичкоком наших дней. Солнцестояние - красочный хоррор о немного гипертрофированных скандинавских традициях празднования Дня летнего солнцестояния - новое творение Астера, которе, как минимум, не оставит зрителей равнодушными.

Компания студентов-антропологов из Америки приезжает в Швецию для изучения традиций и местных обычаев небольшой коммуны, расположенной в живописных лесах. В это время года здесь почти не темнеет по ночам, а днём беспрестанно палит солнце; улыбчивые и светловолосые шведы облачены в традиционные одежды и играют на традиционных инструментах - всё очень аутентично; к тому же здесь всё время присутствуют галлюциногенные и психотропные вещества, которые подмешивают в напитки или употребляют в чистом виде. Режиссёром были предприняты попытки заставить зрителя смотреть на происходящее глазами человека, принявшего одно из подобных веществ. Вот эти моменты в фильме смотрятся особенно забавно. Кроме как над ними, посмеяться здесь больше будет не над чем. Череда странных событий, произошедших за время пребывания героев в коммуне, временами неадекватное поведение местных жителей и их странные обряды - всё указывает на то, что эти милые люди - не просто ценители и почитатели древних скандинавских традиций, а настоящие сектанты. Причём новичков в свою секту они вербуют особо изощрённым способом.

Несмотря на основную линию сюжета, где главенствующей является обрядовая тема в отдельно взятом социуме, в самом зачатке его лежат отношения в отдельно взятой паре, где девушка систематически выдвигает требования к своему молодому человеку по поводу недостатка внимания к собственной персоне с его стороны. Знакомо? Узнали? Если да, то девушкам фильм придётся по душе.

Картинка пропитана солнцем, насыщенными оттенками зелени, сочными красками цветов. Музыка завораживает, звуковые эффекты заставляют вздрагивать ровно тогда, когда этого требует эмоциональный накал. Фильм нужно смотреть с хорошим звуком, иначе пропадает вся магия заклинаний, песен и женских криков. Здесь на глазах у зрителей точно никто не собирается разбрызгивать кровь или картинно отрубать конечности. Всё сдержанно и по-шведски хладнокровно, но в то же самое время неописуемо красиво.

Что на это скажут шведы? Да, пожалуй, ничего. Подобные религиозные ответвления вполне возможны совершенно у любых национальностей. И если учесть, что в Солнцестоянии Астер рассказывает о выдуманной общине, лишь только основываясь на старинных языческих обычаях скандинавского народа, то можно запросто представить, как на их месте оказываются представители любой другой нации.

18 июля 2019 | 15:14
  • тип рецензии:

Сходили вчера на новый фильм безбашенного Ари Астера. В отличие от других сумасшедших Астер умело притворяется обычным парнем. Ну знаете, сосед по лестничной клетке. Улыбаешься ему каждый день, а он тебе. Через месяц строишь планы о переезде в другой дом, а лучше за город.

С самого начала качество поражает - картинка, звуковой дизайн, будоражащие воображение пролеты камеры, талантливые и дезориентирующие (намеренно) переходы между сценами. У каждого кадра своя цель, свой набор эмоций и чувств, которые он призван нести. Только доходит до тебя это не сразу.

Как умелый маньяк со стажем Астер настолько мягко заманивает зрителей в свой капкан, что сопротивления нет. Все на все согласны. Все хотят узнать, что будет дальше и сидят до конца в ожидании удовлетворения.

То же самое, что режиссер сделает с героями, он сделает и со зрителем. Стандартные мысли типа «зачем этот дурак туда пошёл?» или «ну, блин, можно же было бы просто убежать!» не появятся вовсе или пропадут в процессе просмотра. Потому что это ты. Ты этот дурак. И ты сам идёшь туда, ты сам не можешь убежать.

Тревожные символы прячутся на ярком солнце и за стыдливыми смешками зала до самого конца. И это самое главное в фильме! Чувство, когда весь зал смеётся во весь голос, а через минуту на полном контрасте сидит в гнетущей тишине, не веря своим глазам, наблюдая сцены, которые невозможно представить, в которые невозможно поверить. Мозг отключается. Он больше не выдерживает этого сюрреализма. Остаётся только шок и нервные смешки, раздающиеся эхом в зале, обнажая степень психической устойчивости каждого смотрящего.

От натягивающихся как струна нервов во время сцены, в которой 10 минут ничего не происходит до тотальной разрядки на очередной вакханалии. И снова...

И снова ты думаешь, что дальше некуда, хуже некуда. Но куда хуже есть! И куда дальше находится. И будто это никогда не закончится. И оно заканчивается. Оставляя тебя в чувстве тотальной растерянности. От этого фильма невозможно получить чувство удовлетворения. Удовлетворение приходит после. Не от того, что произошло на экране, но от осознания того, что произошло с тобой во время просмотра.

8 из 10

19 июля 2019 | 14:23
  • тип рецензии:

В жизни Дени Эрдор случилось то, чего она больше всего опасалась: её родная сестра с биполярным расстройством преднамеренно отравляет пропаном и себя, и родителей. И так будучи с нервишками не ахти, Дени погружается в глубокий депресс. Кристиан, которому выпало тягостное бремя её бойфренда, через полгода ненароком зазывает Дени в компании друзей-студентов отправиться в аутентичное шведское местечко Хорга, где каждые 90 лет местные жители проводят древний ритуал солнцестояния. Что компании подростков невдомёк - им самим уготованы роли в мероприятии.

С плаката фильма на меня глядел слоган: «Вековая тьма пробудится». А вообще не ясно, что за тьму имеют ввиду в фильме и пробудится ли зритель в попытках это понять, или так и уснёт с концами на этом бэд-трипе. В связи с «Солнцестоянием» Ари Астер очевидно вдохновлялся сектантскими триллерами о зловещих первобытных ритуалах людей со светлыми лицами, ненавязчиво заманивающих к себе доверчивых агнцев. Однако автор хоть и привносит в сюжет все знакомые триггеры картин вроде «Таинство», «Бесконечное», «Плетёный человек», содержание фильма клонится скорее в драматическую степь тупиковых отношений и неумения сочувствовать, а экранное время, подобно «Песням тьмы», полностью заполняют собой ритуальные премудрости, как части длинного действа, для пикантности сдобренного дозами грибов, травы, приворотов и солнечного удара.

Кажется даже, что визуальное паган-пиршество Астера и операторские выкрутасы его соратника Павла Погоржельского почти оправдываются увесистым хронометражем. Плевать на пришибленных актёров (разве что Уилла Поултера традиционно можно отметить). Погружение в происходящее формально происходит. Правда, остаётся после сеанса ощущение, что это же и была самоцель. Самореализация, необузданные эксперименты. А в голове как-то пусто. Точнее появляются мысли, но сомнительные. Что Астер скорее снимал языческий анти-хоррор об обретении единения не столько в среде сочувствующих, сколько становясь частью коллективного открытого сознания, будто намекая, что лучше уж такая «хиппи-семья» (хм, Мэнсона), чем коллектив знакомых аморфных долбодятлов. Для главной героини Дени оно возможно так и есть, ведь единственный иной вариант для её бесконечного истерического поведения – психиатрическая клиника. Может имелось и вовсе другое, но сухие выводы делаются на фоне того, что остальное всё просто не имеет большой привлекательности. Вся собравшаяся на неудачный отпуск в Швецию компашка симпатий никаких не вызывает. Кто выставляет себя неотёсанным малолетним дебилом, кто проявляет воровские наклонности, а кто запросто готов предать и дружбу, и отношения, и вообще, вытворить что угодно. Да и главную героиню, изображающую из себя вечную страдалицу и ведущую себя так, будто ей постоянно все должны и обязаны, жалеть не хочется. Так что финал в этом отношении закономерен - всем по способностям, но всё же казалось поначалу, что замысел обещает куда больше в этом амбициозном действе. Напрашиваются ассоциации с Годзиллой, на фоне чьих великих свершений мельтешат мелкие людишки.

6 из 10

22 апреля 2020 | 14:07
  • тип рецензии:

Один из самых лучших телевизионных проектов в жанре хоррор и мистики на сегодняшний день. Формально фильм даже не совсем можно отнести к жанру ужасов. Скорее это психологический триллер на тему сект с элементами хоррора. Но атмосфера в фильме местами намного более пугающая, чем у классических вау страшилок. Великолепный звукоряд, гениальная идея и проработка сценария, очень хорошая подборка актёров и игра. Главная актриса Флоренс Пью мне запомнилась ещё по очень хорошему сериалу Маленькая Барабанщица. Но там роль у неё получилась суховато. Роль же Дани в Солнцестоянии ей подошла на 100%.

Пугающее гнетущее начало ужасной семейной трагедии сразу же ставит зрителя на место и не обещает лёгких путей развития. Далее же несколько лирическое продолжение, похожее на подростковый ужасник или даже комедию, оказывается обманкой, приводящее к куда более изощрённой действительности великолепной религиозно-мифологической псевдореальности. Герои всё больше погружаются в мир, который они совершенно не понимают и который живёт по своим законам во многом не соответствующим традиционным этики и морали. И в этом мире не всем рады или хотят от тебя нечто, узнав о чём ты бы понёсся стремглав и не оборачиваясь. Вместе с героями зритель так же проникается этой чуждой философией и что наверное самое пугающее находит для себя какие-то разумные зёрна.

На самом деле в фильме очень много придуманного и интерпретации заимствованного из реального фольклора. Но фестиваль Midsommar проходит на самом деле и действительно внешне во многом похож на происходящее в фильме. Но конечно и не с такими последствиями. Хотя... Кто знает...

О чём кино вопрос конечно открытый. И смыслов может быть множество. И в субъективно психологическом и в объективно мифологическом плане. Есть наверное общие более прозрачные идеи. Например о том, что у каждого человека есть своё некое личное предзнаменование в исключительно индивидуальном внутреннем мире. Или о некоем понимании каких-то общих законов жизни, которые даже в некоем большинстве не обязательно правильные для всех. Или если совсем глобально и метафизически, то кто мы такие, если не просто ничтожная часть вселенной в бесконечном круговороте времён.

Так что кино замечательно во всех смыслах. Помимо интересного и необычного сюжета, дающего пищу для размышлений я получил и восхитительное созерцательное эстетическое удовольствие. Эти безумные ритуалы, обряды воссоединения, прекрасный чистый антураж, великолепный звукоряд и безумная улыбка радости Дани, взирающей на очищающее пламя.

Определённо рекомендую к обязательному просмотру.

05 марта 2021 | 00:15
  • тип рецензии:

Выпустив в прошлом году отменно жуткую «Реинкарнацию», в которой семейная драма рассказывалась языком мрачного и не на шутку пугающего хоррора, её создатель, дебютант в большом кино Ари Астер мигом заставил считать себя одним из самых многообещающих режиссеров фильмов ужасов, способных вдохнуть новую жизнь в пыльные клише застоявшегося жанра. Надо ли говорить, что его новая работа ожидалась не только с большим нетерпением, но и с некоторым скепсисом – сможет ли Астер и на сей раз оправдать чаяния своих фанатов?

Главная героиня «Солнцестояния» - девушка по имени Дэни, которая страдает от жуткой депрессии и неврозов. Дэни старается поддержать её парень Кристиан, но она так привыкла грузить молодого человека своими проблемами, что любое появление возлюбленной моментально отравляет его друзьям все настроение. Тем не менее, Кристиан решает взбодрить подружку и приглашает её с собой в Швецию, на родину одного из приятелей. Так все вместе они прибывают в живописную деревню Харга, где живет коммуна каких-то улыбающихся хиппи в белом, но зритель уже смекает – их обряды и ритуалы, основанные на сборе цветочков, танцах и употреблении веществ, отнюдь не так безобидны, как может показаться.

Что стоит отметить сразу: режиссер определенно не собирается стоять на месте и обладает постоянно растущими амбициями, реализовывать которые он берется очень смело. Хотя в основу этой картины тоже положены сложности человеческих взаимоотношений, рефлексии горя и способы изживания трагедии, смыслы и аллюзии «Солнцестояния» более глобальны, а его атмосфера диаметрально противоположна мрачной, гнетущей «Реинкарнации». Вновь оказавшийся на месте оператора Павел Погоржельский выстроил изумительно красивую, сияющую нежным колёром картинку, в которой, кажется, нет места мрачным настроениям – настолько природа умиротворяет, а белые одежды и улыбки заполняют пространство кадра. Но тот, кто видел хотя бы раз «Плетеного человека» 1973 г. (пусть даже и римейк), прекрасно знает, что за всем этим солнечным пиршеством таится Зло и рано или поздно оно выплеснется наружу.

Отмечая специфику режиссерских и сценарных приемов Астера, то стоит сказать, что здесь они могут, мягко говоря, удивить и озадачить. Постановщик ловко нарушает все жанровые условности, вплоть до того, что позволяет присутствовать в своей истории логическим и сюжетным дырам и даже несколько забрасывает побочные сюжетные линии, обламывая любые ожидания зрителя. Он жестко обрывает повествовательные нити, переходит от одного эпизода к другому, не задумываясь о плавной смене интонации или настроения, тем самым сочетая хоррор с разговорной драмой, а психоделию с черной комедией (юморных сцен к финалу, как ни странно, будет много). Его первостепенная задача – погрузить публику с головой в языческий мир деревни Харга, заставить сполна прочувствовать почти сюрреалистическое состояние, в котором пребывает Дэни (отличная и очень непростая роль Флоренс Пью, ранее блеснувшей в «Леди Макбет»), со страстью и дотошностью антрополога расписывая в мельчайших подробностях быт сектантов, все их обряды и ритуалы, из-за чего хронометраж картины лихо раздулся до двух с половиной часов.

Конечно, поклонникам скример-хорроров о проклятиях всяких плачущих монахинь, будет не просто скучно, а смертельно скучно. Демонстративный слом канонов жанра у Астера сопровождается нарочитой затянутостью, смакованием деталей, стремлением добиться тягучего, липкого гипнотического эффекта, будто он пытается своим шаманизмом довести до нужной кондиции не только персонажей фильма, но и зрителей. Но разумеется, достигнуть задуманного получится лишь при условии, что аудитория не покинет зал уже через час, а разглядит в этой необычной, хитро устроенной и очень непростой картине умную, завораживающую и пугающую притчу как об отношениях человека и социума, так и о высвобождении первобытных инстинктов.

19 июля 2019 | 12:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: