К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Не являюсь кинокритиком и не фанат фильмов в жанре ужасы. Просмотренные мною фильмы в этом жанре можно сосчитать по пальцам, где в большинстве это все части Пилы.

Для начала перечислю плюсы:

Постановка в кадре, операторская работа, актерская игра и множество деталей.

Однако в каждом плюсе есть своё “НО”... Поэтому перейду к минусам.

Поверхностные персонажи. За 2 часа фильма я не переживала ни за одного персонажа. Главная героиня - по сути единственный персонаж, за которого можно беспокоится, к которой показали предысторию, однако с ней ничего страшного не происходит. Остальные же персонажи просто являются фоном для героини Флоренс Пью.

Нету того ужаса, которого ожидаешь от данного жанра. Ни страха, ни сочувствия, ни напряжения я не испытывала - ощущение “пустой картины” с периодическим чувством отвращения. Сцены убийства, с помощью которых можно было бы придать ужаса фильму, просто упущены.

Очень понравилась актёрская игра Флоренс Пью, однако все крики и стоны, которые, с большой вероятностью, задуманы сюжетом, вызывали больше раздражение, нежели сочувствие к персонажу.

Все детали на заднем фоне просто повествуют о событиях, которые будут происходить в дальнейшем - из-за чего происходит ожидаемая концовка(хотя сам по себе сюжет достаточно клишированный). Рассказать о дальнейшем сюжете с помощью фона и постановки кадра - это интересный ход, однако он быстро надоедает и становится не интересным.Становится скучно разбирать фильм при повторном просмотре, ведь все детали ведут итак к известной концовке. Как по мне, детали должны дополнять придуманный мир и раскрывать его.

Затянутый сюжет. Завязка на протяжении двух часов, даже кульминация не ощущается как что-то шокирующие. Из-за попытки создать гнетущую атмосферу с помощью статичных и медленных кадров - получилось противоположное. Смотреть долго на один и тот же кадр надоедает.

Всё выглядит немного “кукольно” и будто бы не живое. В фильме “Реинкарнация” того же режиссёра Анри Астера это выглядело оригинально и дополняло сюжет на все 100%, здесь же не хватает душевности - что было бы кстати, чтобы передать местный менталитет. Возможно нужно было пожертвовать в некоторых моментах задуманной светлой и чистой композиции, чтобы фильм был атмосфернее.

Красивая и светлая картинка не придает ощущения ужаса, который ожидаешь от фильма. Будь эта полнометражка в другом жанре или с другой атмосферой, то, мне кажется, фильм был бы на порядок выше по рейтингу. Либо, возможно помогло бы разделение всё на главы, а не додумывать это самому. Если присутствует нумерология в фильме, то можно было бы поделить всё на 4 части(как и времена года, как и жизненный цикл) - но это уже мои додумки лежачего критика.

И заключительное: тема, идея и проблема. Как бы профессиональные кинокритики не трактовали сюжет, все предположения звучат притянутыми за уши. Повторюсь, сам фильм выглядит “пустым”. Возможно это из-за всех факторов, которые я попыталась объяснить выше.

Итак, тезисно. Посмотреть стоит, но без каких-либо ожиданий. После просмотра у меня было больше положительных эмоций, нежели отрицательных.

Если вы хотите посмотреть именно ужасы - не рекомендую.

Если же хотите посмотреть с точки зрения авторского кино, то лучше делайте акцент на визуал, нежели сюжетную составляющую фильма.

6 из 10

18 мая 2023 | 18:21
  • тип рецензии:

«Вы только посмотрите, какая прелесть!»- громко воскликнула наивная практикантка, указывая на комнатное растение в горшке, украшавшее своими пышными цветами подоконник первого этажа рижского дома- « Восхитительные цветы! Они почти совсем как искусственные!». На дворе стоял май 1991 года. Все самое хорошее и самое плохое было еще впереди. И мы с опытнейшим редактором программы «Взгляд» Галиной Ивкиной добродушно потешались над наивностью молодости. И совершенно не представляли, что именно в эту секунду Будущее настойчиво заявило о себе. Во всяком случае, та шкала красоты, где наивысшую оценку получает Живое, максимально приближенное к Мертвому, тогда была в новинку. Теперь это норма жизни. Этот мимолетный эпизод вспомнился на фильме «Солнцестояние». Кастинг-группа картины совершила подвиг. Такого количества восхитительно- неправдоподобных лиц я еще не видел нигде. Главные и второстепенные, массовка. Синие, размером с блюдце, глаза. Невероятные фарфоровые улыбки, обрамленные белоснежными бородами у мужчин. Как антитеза- вывороченные губы, страшно-ассиметричные лики, на которых отразилась сложная и мучительная жизнь, отвисшие старческие груди и ягодицы- всего вдоволь. И все не на что не похоже. Они все, как искусственные- восторг!

Потом нам дадут возможность полюбоваться тем, как эти неповторимые черепа раскалываются под ударами молота, как в глаза трупов втыкают цветы, как героиню одевают в платье, сотканное целиком из живых цветов, как в карету вместо лошадей впрягаются 6 прекрасных девушек, как живого, но обездвиженного человека, вшивают в шкуру только что убиенного медведя и оставляют в святилище, которое поджигают. Если добавить к этому, что в первые 10 минут картины звучат слова « биполярное расстройство», «абьюзерство», «трип», «разорвать отношения» и так далее, сразу понятно: перед нами Фильм Повышенной Духовности.

Если бы «Солнцестояние» был обычным хоррором о том, как четверо молодых людей и 1 девушка из Нью-Йорка отправились из любопытства в далекую коммуну в северной Швеции на языческий праздник самого длинного дня в году и какого страха они там натерпелись, я бы не пикнул. Кино, ставшее частью мировой экономики, мейнстрим сделало продуктом, качество которого измеряется исключительно в долларах и евро. И пес с ним. Но этого мало! Теперь кинематограф пытается и арт-хаус вовлечь в экономическую сферу, сделав на нем сначала финансовый капитал, а со временем и духовный. «Солнцестояние» настаивает на том, что открывает глаза зрителю на бездуховность жизни в обществе потребления и приоткрывает завесу тайны над правилами и радостями жизни в обществе патриархальном, построенном по принципу муравейника или улья. Где любая пчела рада тому, что она пчела. А если ей старейшины улья приказывают шибануть молотком по черепу старца- так это для всеобщего блага: и улей молод и прекрасен, и старик не мучается болячками, а сразу перерождается во что-то молодое и сильное.

Все это было бы прекрасно, если бы набор антитез к бездуховному потребительству не был бы так хаотичен. Эзотерика, астрология, рунические письма, обряды древних викингов, колдовство, экстатические танцы. Наконец, как вишенка на торте: зачатие новой жизни в антураже обрядовости- все это свалено в огромную кучу чердачного мусора, в котором жемчужину смысла можно искать днем с огнем все два с половиной часа, но так и не найти. Самое главное здесь – Таинство Смерти- центральный образ картины. Что там, после последнего вздоха- никто доподлинно не знает. Всех нас это ждет. Но мы гоним от себя эти мысли- иначе можно элементарно сойти с ума. Лучший кинематограф готовил человека к этой последней, главной минуте его жизни. Где-то открывая глаза на бессмысленность существования, где-то поддерживая, где-то утешая. «Солнцестояние» запутывает. И запутывает сознательно. Его содержание- аналог интернет-пространства, которое в начале своего существования породило надежды на легкий и открытый доступ к мыслям лучших умов человечества. Но рыночная экономика угадала- самый продаваемый товар- не мысли и сомнения, а намеки и сенсации. «Телец в Козероге, значит: время покупать диван»- вот что востребовано нынче. «Солнцестояние» вторит: девушка, хочешь заполучить жениха- запеки в кекс для него лобковый волос. Правда, санкционировать такую кулинарию должны старейшины, опираясь на гороскоп. И это все на полном серьезе.

Так случилось, что все эзотерики, с которыми мне пришлось беседовать, к 10-й минуте наших разговоров казались мне потенциальными пациентами дурдома. Но это могло элементарно не повезти. Во всяком случае, в фильме Херцога «Каждый за себя, а Бог против всех» никаких экстатических откровений нет: пространство не скукоживается, солнце всходит и заходит как обычно, яблони дают плоды, а преклонение перед тайной восходов, плодоношения, земли, Жизни, то есть, та самая эзотерика, есть. А в ранних фильмах Вирасетакуна, как живет земля, деревья, вода! И тоже ничего не трясется и не вспыхивает. Но для такой эзотерики нужен ум, талант и сердце. А еще – время. И нет гарантий на финансовую окупаемость. Куда легче обстоит дело, если на помощь призвать древние, непонятные обряды и приправить их галлюциногенными грибами. Рецепт смысла жизни и смерти становится щекочуще-легким, притягательным. А у зрителя создает ощущение ложного прозрения: причастия к тайнам Вселенной. Хотя в реальности это всего-навсего погружение в кучу интеллектуального хлама, в который невероятно- быстрыми темпами превращается мировой кинематограф.

Не все так безнадежно. Есть все-таки китаец Цзя Чжанкэ и кореец Хон-Сан Су есть, и чудесные иранские режиссеры снимают. И на дальних полях европейского и американского кино живут и снимают те, для кого мир современного человека действительно интересен. Для кого, каждый, самый обычный будничный день наполнен высокими драмами сомнений, страхов, надежд. Но индустрия вытеснила их уже совсем в глубокий лес, на дальние, заброшенные тропинки. А пока широкополосная, высокоскоростная магистраль современного кино построена до станции «Чулан», где тесно, душно и все толкаются локтями в борьбе за лишний цент.

06 апреля 2023 | 10:29
  • тип рецензии:

Природа знает, как сохранять гармонию. Каждая её часть выполняет свою задачу.

© Цитата из фильма.


Творчество Ари Астера – многогранник, переплетённый внутри паутиной связующих нитей и при детальном рассмотрении открывающийся с неожиданных сторон.

«Солнцестояние», позиционируемое как хоррор «новой волны», отчасти совсем не хоррор, а кино о круговой поруке жизни и смерти, о возвращении к себе как конечном пункте хронологии боли, о фатальном столкновении двух чуждых миров – крепко сшитого традиционализма скандинавских язычников и шаткой идеологии западной цивилизации. Здесь планка жанра поднята столь высоко, что картина может вызвать у массовой аудитории шок и недоразумение, но жанр – лишь поле для индивидуальных кинематографических экспериментов, позволяющих исследовать те области, где человек напрямую вступает в конфликт с собой, социумом и чем-то за пределами нашего понимания.

КРУГ ПЕРВЫЙ: ЛИЧНОЕ

Дэни Ардор пережила трагедию. Единственный, кто способен её утешить – бойфренд Кристиан. Отношения Дэни и Кристиана зашли в тупик: созависимость обрастает неврозами, а горе, вместо того чтобы сплотить, уводит землю из-под ног, становясь параноидальным кошмаром.

Астер, вооружившись собственным опытом разрыва, вводит его интерпретацию как подспудный элемент в тему деструктивного влияния семьи (или её отсутствия). В короткометражках «Что-то странное с Джонсонами» и «Мюнхгаузен» сюжет обретал ореол древнегреческой трагедии благодаря болезненным проявлениям любви между детьми и родителями. В дебютной полнометражной «Реинкарнации» происходит постепенный распад целого рода: его члены приносятся в жертву почившим предком. В «Солнцестоянии» семья как оплот родственных уз нивелируется к мгновенному уничтожению и замещается её идеальной версией – культистами.

По закону природы баланс предполагает обновление. Судьба Дэни – своеобразный переход. Следует потерять всё, чтобы обрести суть. Это стержень истории.

КРУГ ВТОРОЙ: ОБЩЕЕ

Обычно дружба – наиболее доступная альтернатива семьи. Сокурсники Кристиана – лишь с виду его друзья: на деле достаточно пары-тройки манипуляций, чтобы сделать ребят врагами. Ещё один «карточный домик» в современной системе, где городские обыватели, считая себя основоположниками прогресса, снисходительно или вовсе презрительно относятся к более самобытным социальным группам, но по итогу не могут надёжно укрепить ни одну подконтрольную сферу.

Община радушно принимает гостей – и тьма уступает место свету, а свет – тьме. Странные отщепенцы в белых одеяниях с их не менее странными ритуалами пугают не из-за условной ненормальности, а из-за святой, непоколебимой веры в то, что они – норма. И на фоне чужаков они действительно кажутся нормой. Им удаётся сохранять мир и гармонию, чтить традиции, по-настоящему возлюбить ближнего, уважительно относиться к приезжим (пока это взаимно), ещё более почтенно – к матери-природе. Их уклад быта и форма бытия – идеальны и практически недостижимы в дебрях городского обитания. Культ функционирует как единый организм, хотя иногда прибегает к диким, по меркам цивилизованного человека, поступкам.

КРУГ ТРЕТИЙ: ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ

У подобной дикости есть причина: высшая цель. Так принято испокон веков. Так необходимо, чтобы «организм» не распался, а боги и духи были сыты и задобрены.

В ценностном спектре жители общины на сто очков вперёд обыгрывают приезжих. Те выучили чёртову дюжину психотерапевтических терминов, могут отличить абьюз от газлайтинга, пьют ативан при тревожных расстройствах, пишут научные диссертации, бесконечно играют в поддержку и принятие, ценят жизнь выше смерти – и всё же к непредвиденному стрессу, к выражению реальных чувств, к честности с окружающими они не приспособлены. Даже находясь вместе, они разъединены.

У поселенцев, напротив, полная идиллия. Круг перерождения как символ веры разрешает им быть независимыми от мирских тревог и соблазнов. Не скорбеть, а радоваться; не отвергать, а присваивать; не ставить крест, а рисовать ноль телами танцующего хоровода. Их идеалы – крепче, а мотивация и помыслы – чище, безо лжи. Ложь – проявление трусости. Истина – в самопожертвовании. Погибель тоже воспринимается как дар: она – не ниже и не выше самой жизни. Смерть и жизнь – два полюса сансары. В определённом смысле смерть и есть жизнь.

Люди боятся того, чего не понимают. Астер не придумывает ужас на пустом месте. Он лишь транслирует необъяснимое, не принятое нами как должное и, чего греха таить, неизученное ввиду принадлежности к иному культурному коду.

Чужая культура порой страшнее любого монстра. Но, возможно, монстры – это мы.

НЕМНОГО О ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

«Солнцестояние» срывает башню, в том числе, и с визуально-звуковой точки зрения. Интересно наблюдать, как режиссёр намеренно использует приёмы, приближающие зрителя к ощущениям персонажа. Скорбь здесь невыносима из-за рыданий безутешной Дэни, но вот камера вылетает в окно, фиксируя снежную тьму – и эффект становится масштабнее, будто плачет сам воздух. Назревает очередной трип – и мы входим в него плавно, а искажения распространяются на отдельные части тел, куски флоры, головки цветов, но если трип усиливается, в ход идёт наложение двойной, тройной, бессчётной экспозиции, пока мозг не начинает умолять о передышке. Вот песни сливаются с криками или стонами – теперь слух бредёт за нарастающим безумием, дабы уловить каждую его ноту. Ничто не случайно.

Ари также выдаёт на-гора рисунки-раскадровки, мелькающие в кадре то фоном, то в лоб, и наперёд отсылающие к кульминационным событиям. Это вновь – пощёчина штампам хоррора. Там, где правит балом рейтинг 18+, Астер не только делает свой фильм самым солнечным, но и даёт проявиться прочим жанрам – от мелодрамы до сказок, а сказки, если хорошо их помните, иногда бывают очень жестокими.

МАТРИАРХАТ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Пожалуй, важнейшим пунктом при анализе является погружение в коллекцию отсылок, ведущих в прошлое и подробно освещающих деятельность общины. На поверхностном уровне заметна чётко выстроенная матриархальная система. Поначалу мы фиксируем слабую, податливую Дэни в компании самоуверенных парней: девушке даже требуется разрешение, чтобы поехать с ними. В поселении гендерные роли меняются местами: Дэни выходит на первый план, а парни присутствуют лишь в качестве овечек на заклание.

Феминистский месседж вышел из задумки как бы невзначай, при сборе данных для составления сценария. Здесь он приживается именно потому, что компиляция собранного материала исторически оправдана. Режиссёр вдохновлялся монографией учёного сэра Джеймса Джорджа Фрэзера «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В ней можно найти все ответы на вопросы о представленной вниманию общине и её обычаях, но если вы ненавидите читать, на помощь придёт видеоролик на ютуб-канале «Disgusting Men» – «Солнцестояние: культы и религии. Зороастризм, культ медведя-Залмоксиса и болотные люди».

ИТОГ

Творчество Ари Астера – многогранник. «Солнцестояние» в нём – грань, представляющая особую ценность и как хоррор «новой волны», и как мелодрама с примесью феминизма, и как страшная сказка о большом жертвоприношении. Сам Ари Астер – режиссёр, достойный пристального внимания и гравирующий каждый свой проект, словно алмаз, с перфекционистской точностью.

Такое кино имеет все шансы стать классикой нашего времени.

9 из 10

12 февраля 2023 | 13:00
  • тип рецензии:

Я очень давно не смотрела артхаусные фильмы, очень, и с непривычки я ох... удивлялась, пока смотрела этот.

Артхаусный ужастик я смотрела, кажется, впервые. И мне было одновременно стремно, противно и... нравилось.

Специфическая атмосфера: светит ласковое летнее солнце, красивая, светлая картинка, середина лета, персонажи бегают по траве в льняных сарафанах и танцуют босиком - и на фоне этой пасторали происходит лютый трэш.

Очень некомфортно было видеть руны в орнаментах. С одной стороны ты видишь знакомые пересечения линий Феху, Дагаз, райдо - но это какие-то... неправильные пересечения. Отзеркаленные или перевёрнутые. И это этого не по себе.

06 февраля 2023 | 09:34
  • тип рецензии:

Посмотрела фильм налегке, не было ощущения затянутости, интересно было до конца. НО… не стоит ждать от этого фильма чистого хоррора. Я почитала несколько негативных и положительных рецензий, чтобы сверить свои ощущения с другими людьми, и скажу, что я больше склоняюсь к тем, кто советует фильмец все таки посмотреть!)

Не знаю, некоторые восприняли данную картину, как своеобразный выпендреж режиссера, мол он хотел, чтобы сценарий фильма казался оригинальным и очень глубоким. Лично мне так не показалось. Никакой глубиной тут и не пахнет, и нет ощущения, что задумка была какой-то невероятно философской и так далее. Скорее всего, что автор задумал показать, то он и показал, и то, что у людей этот фильм вызвал не ужас, а отвращение, и было задумкой. Я не любитель тупо блевотного кино вроде «Человеческой многоножки», и этот фильм не припишу туда, потому что в нем моральное напряжение держится не только за счет реалистичных кровавых сцен. Здесь полно абсурдных моментов, настолько абсурдных, что к концу фильма мне показалось, что я сама уже попала в эту секту. Здесь показано, как легко большинство может одурманить меньшинство, навязать ему, что нормально, а что нет. Кто-то написал в одной из рецензий, что эротика в данном фильме не возбуждает, а отвращает, и я с ним соглашусь, это действительно так, но это не делает фильм плохим, скорее это наше восприятие делает его таким, ведь мы привыкли к другому… И лично меня поразило, как в фильме изображено плавное растворение героев в самобытности этой деревни. Здесь нет неожиданных поворотов, сюжет разворачивается довольно быстро, с самого начала понятно, что с этими чудиками что-то не так, однако сам процесс того, как они обрабатывают героев происходит незаметно для НИХ (главных героев), ведь они не видят со стороны того, что видим мы - зрители. Казалось бы приехали пару дней назад, но солнце почти не садится, время стирается, плюс различные психотропные угощения, они уже не понимают, что правильно, а что нет, поддаются чистым эмоциям.

Мне кажется, что здесь не было целью снять чистый ужастик, трагичную драму, достоверную документалку о своеобразности данной общины, или вложить какой-то глубинный смысл, сделать неожиданный конец, нет… Скорее всего, режиссер просто хотел поиграть с нашей психикой, показать, как легко можно затуманить и погубить разум любого, а так же показать, что такой финал неизбежен, и иногда такие фильмы хочется посмотреть, чтобы просто взорвать себе мозг.

Что касается главной героини, то для нее финиш оказался вполне ожидаемым, все таки смысл фильма не в ее трагедии, а в том, что она выбрала после…

В общем, не надо думать, что этот фильм нравится только тем, кто хочет казаться умнее остальных, как тут выразились… Надо смотреть и делать выводы самим, в конце концов это не «Интерстеллар», чтобы перегружаться в интеллектуальном плане, я очень люблю этот фильм, но сейчас не о нем) просто помню, что там можно запутаться и не понять, в чем дело, если отвлечься… Так вот, это не «Интерстеллар»… мне «Солнцестояние» напомнил, конечно же «Плетеного человека» и «Маму» с Дженифер Лоуренс, там тоже похожий психодел)

12 сентября 2022 | 21:21
  • тип рецензии:

В жизни молодой девушки Дани произошла ужасающая трагедия. Фильм начинается с того, что зрителя подводят к той сложной ситуации, в которой оказалась главная героиня. Находки режиссёра появляются на экране с самых первых минут, зловещая музыка как-бы подсказывает, что надвигается шторм, сильнейшая эмоциональная буря, которую Дани предстоит пережить.

На фоне всего этого сразу высвечивается гнилое окружение девушки, общество потребления которое диктует воспринимать людей у которых есть серьёзные проблемы в жизни, как нечто нежелательное, от кого необходимо держаться подальше и искать замену в отношениях. К семейным проблемам плюсуются проблемы с её парнем, Кристианом, который раздумывает, стоит ли ему бросить девушку сейчас или пока подождать. Здравая психологическая оценка ситуации приводится с обоих сторон, как со стороны окружения парня так и со стороны подружки девушки, и вот мы плавно, постепенно, не торопясь подходим к тому, что это фильм про секту.

Как вы, наверное, уже слышали, главным объектом обработки сектантами являются проблемные люди, в жизни которых произошло горе, из-за чего они находятся в сильнейшем эмоциональном потрясении и духовном кризисе. Именно такой показана Дани, и когда общество вот-вот отвернётся и бросит прозябать в одиночестве, секта предлагает своеобразный выход.

В фильме продумана каждая деталь, достаточно обратить внимание на сюжет картины над кроватью Дани в её городской квартире, и досмотрев до конца сопоставить с тем, что произойдёт в итоге.

Говорят, те кто перенесли трагедию, у кого была нелёгкая жизнь, быстрее взрослеют. И действительно, у актрисы Флоренс Пью в свои 22 года очень умный и грустный взгляд. На самом деле, актрис кто могли бы так сыграть, не много.

Один из друзей Кристиана ради сбора материала для написания диссертации собирается поехать в закрытую общину в Швеции, собрав максимум данных об обрядах древнего языческого празднества Солнцестояния. Ребята решают поехать с ним, тем более что Дани необходимо отвлечься, развеяться. Даже сам вопрос кому ехать и когда из-за натянутых отношений молодых людей вызывает напряжение и обиду, ведь Дани догадывается, что Кристиан подумывал её бросить. Это придаёт ещё больше драматизма происходящему, а в дальнейшем начнёт происходить языческая жесть.

«Солнцестояние» противопоставляет суровый мир фашистской секты, тайной общины живущей по давно забытым канонам и обычаям, современному обществу беззаботного потребления и использования одними людьми других ради удовольствия и удовлетворения низменных эгоистических потребностей. С одной стороны мир секты отвращает и пугает своей жестокостью и кровавыми обрядами, с другой же стороны современный мир общества потребления показан не менее жестоким и убийственным, только по-своему. Эти различия очень тонко подмечены и показаны в фильме. В итоге, где есть место обездоленным и угнетённым, остальные воспринимаются лишь как топливо для поддержания того устоявшегося уклада жизни, ведь так издавна заведено.

Режиссёрская и операторская работа ну просто отпад, если бы я снимал такой фильм, сделал бы его именно таким. Мистически завораживающая музыка и визуальный ряд одновременно и успокаивают и пугают. Безмятежное и жизнерадостное поселение скрывает кровавые тайны, которые гостям из благополучной Америки вскоре предстоит ощутить на себе.

10 из 10

11 сентября 2022 | 13:21
  • тип рецензии:

Необычный хоррор, светлый, без гнетущей музыки и темноты...

Я повелась на это. Началось с того, героиня не может насладится своими отношениями с хорошим парнем, а тут еще сестра главной героини уходит из жизни и забирает при этом своих родителей...

Мне кажется, и драма и хоррор тут уже и есть, и дальше можно вообще не смотреть. А что может быть еще хуже, подумала я и решила смотреть дальше.

А дальше нам показывают идиллическую пастораль, и все друг другу братья и сестры, встречают гостей очень гостеприимно, однако уже сразу понятно, что путешествие ничем хорошим для главных героев не закончится, и я смотрела и ждала, насколько же все плохо будет.

Зацепило то, как они относятся к старости. Извечный вопрос и боль человечества.

Если честно, я уже смотрела, лишь бы закончить фильм, и думала лишь о том, зачем сестра родителей своих угробила. Вот интересно, она ведь сделала почти то же, что делают в этой общине, вот что это, она о них знала, или люди сходят с ума одинаково, что на природе, что в мегаполисе...

И да, главная героиня внезапно почувствовала себя нужной. Но как говориться, стоило ли оно такой ценой, и что она будет чувствовать, когда пройдет действие оранжевого напитка. И начнется рутина, ну и самое главное, где гарантия, что в следующем году в жертву не принесут уже ее.

15 августа 2022 | 00:30
  • тип рецензии:

Этот психоделический триллер не вписывается в канон классических ужасов. Умиротворяющие шведские луга, белёсые отвесные скалы, светящиеся аутентичные костюмы и непрекращающиеся солнечные лучи — к привычному хоррору со свойственной ему клаустрофобной, грязной манерой идиллическое «Солнцестояние» не имеет никакого отношения. Потому что Астер, используя свет, погружает нас в метафорическую темноту — ту, из которой выбраться намного сложнее.

Выбивающие из колеи образы доведены здесь до абсолюта — точно режиссёр разглядел в лишних дневных минутах нечто особенное, то, что скрывается от человеческого взора остальные 364 дня. Сюаррелистичность происходящего, обманчивая реальность, необычные визуальные решения, яркая религиозная символика, игра с воспалённым сознанием героев — фильм очень напоминает основоположника жанра фолк-хоррора «Плетёного человека» 1973 года и вышедший позднее сериал «Третий день», идея которых не столь в том, чтобы обличить ужасное, а в том, чтобы показать неспособность человека понять принципиально новое. Вот где истинный страх.

9 из 10

24 июня 2022 | 19:09
  • тип рецензии:

Фильм про вранье людей, да и сам он обманывает нас много раз. Во первых, свет здесь зло, во вторых, это не хоррор, а скорее помесь психологического триллера с драмой. Очень понравился видеоряд. Выглядит ярко, броско и хорошо оседает в памяти. Чем то напомнило фильмы 'Необратимость' и 'Антихрист'.

Община или скорее секта, являющаяся условным местом действия фильма проработана неоднозначно. Как мне показалось, весьма неказисто намешаны в кучу и древнескандинавские руны, кровавые орлы, вместе с психоделиками и прочими наркотическими веществами и общей атмосферой треша. С другой стороны, община очень похожа на Солнечный город Носова, как по названию, так и по сути, представляя из себя идеализированное и недостижимое ультра-социалистическое общество, где один за всех и все за одного, испытывают даже одну эмоцию на всех.

Порадовало, что фильм не был омрачен современной левой политической повесткой, активно лезущей в кинематограф. Вообще эта картина, как арт объект стоит особняком, будто в отдельной реальности, это скорее плюс.

Из отрицательного. Во первых, персонажи в этом фильме мне показались максимально унылыми. Главные герои - кучка маргиналов, бесцельных и туповатых. Массовка из секты - она и есть массовка. Положительных персонажей по морали так же нет. Во вторых, концовка очень неоднозначная, для меня даже, скорее отрицательная, не дающая совершенно никаких ответов. Ну и в третьих, порой кажется, что треш-элементы вставлены и реализованы весьма посредственно. Вместо придания шарма, они создают лишний 'мусор' внутри фильма. Ну и в четвертых, музыкальное сопровождение так же слабоватое. Вместо создания атмосферы, порой оно только усугубляет и без того унылую тягомотину.

Что можно почерпнуть из фильма в плане саморазвития, сказать сложно. Вероятно фильм это метафора на то, что нужно отрезать от себя прошлое и неискренних, ненужных людей, а достичь этого можно только уйдя в глубокую глушь, где существуют только животные инстинкты, которые проведут тебя через экстаз танцев и сожжения в огне.

4 из 10

07 декабря 2021 | 12:36
  • тип рецензии:

Нашел время и посмотрел таки на выходных Midsommar).

Не отпускает до сих пор! Ашкеназ Астер удивил, причем удивил именно потому, что все мои ожидания пошли прахом.

Описывая фильм, вспоминал другой близкий по сюжету фильм «Плетеный человек»(1973 г.)? Сходство формулы «чужаки приезжают в отдаленную местность, населенную криповыми язычниками и страдают» заметил не только я, но и звезда ПЧ, шикарная шведская актриcа Бритт Экланд. Все еще сочная старушка-гилфа посвятила выходу «Солнцестояния» аж пять постов в своем инстаграм:

Стоит признать, что мы с Экланд оказались неправы. Более того, нас бессовестно надули – и это прекрасно. Свежий хоррор Астера ловит в ловушку дураков и, как поют жители его криповой деревни, сдирает с них шкуру. Он настолько хорош, что шаблонный сюжет о попавших в деревню людях из города выступает в роли банальной нотной записи по которой играет Моцарт.

Астер намеренно и безжалостно стирает в порошок каждый стандартный хоррор-прием. Вместо сплошной темноты – белая ночь и слепящий солнечный свет, вместо скримеров и джамперов – медлительно-жуткие сцены насилия и секса, вместо мутантов, маньяков и уродливых клоунов – красивые и добрые скандинавы.

Именно что добрые. Если постараться и все-таки подыскать сравнение для «Мидсоммара» – это будет великая итальянская классика «Ад каннибалов». И там, и там антагонистами выступают не злодеи, а люди с иным культурным кодом (в одном случае это аборигены из джунглей, в другом – члены закрытой языческой общины). Все плохое, что случается с вторгнувшимися в их мир представителями современного мира вызвано конфликтом цивилизаций, а не чьей то злой волей.

При этом, первобытные каннибалы реально существуют, а в, даже самой заполярной, Швеции таких общин нет. Режиссер-ашкеназ это прекрасно понимает и снимает не просто крайне реалистичный и жуткий фильм ужасов, а философскую притчу о массовом бессознательном постхристианского общества, где Спаситель умер, а древние камни старых церквей ожили и заговорили на языке рун.

В картине можно разглядеть манифест сверхчеловека: беспардонное любование белокожими, светловолосыми и голубоглазыми сектантами, построившими в нордической глуши родноверческую утопию. Правда, если копнуть глубже сразу станет понятно, что они антитеза жителей Иннсмута и безжалостная пародия на основателя жанра, старика Лавкрафта.

Но это лишь два верхних слоя. Каббалист Астер не настолько посредственен, чтобы свести все к примитивному дуализму. Он намеренно сгущает и смешивает краски, столь ярко играющие в лучах холодного солнца. Пусть его Швеция полностью вымышлена, но рожденные ее утробой шокирующие образы глубоки как деревенские колодцы.

Все зверские моменты намеренно происходят за кадром и в объектив, то парящей, то впивающейся в лица героев камеры, попадает лишь пара убийств и суицидов. Потому что это история не о садизме, но о пугающей красоте Традиции, безжалостной как топи северных лесов и неизменной как скалы, окропленные кровью тысячи поколений.

Что есть добро, а что есть зло? Жить ради себя или ради других? Любить себя в нем или его в себе? В поиске ответов на вечные вопросы, работа Астера переходит за жанровые рамки забегая и на территорию артхауса, и в резервацию Тарковского и Бунюэля.

Попробую описать Midsommar одним предложением: это история миллениалов в поисках смысла жизни, обретающих его через смерть и мучения.

Пора ставить точку, а то придется писать книгу – благо, скрытых символов в «Солнцестоянии» хватит на два тома. Пока только признаюсь, что впервые за долгое время, решил второй раз посмотреть фильм в кинотеатре. И впервые готов поставить 10 из 10 Йесодов. Браво, Астер, браво! #кино

17 ноября 2021 | 14:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: