Улыбка Чеширского кота на лице Алисы, или Никогда не ешьте грибов, с которыми вас не знакомили..
Когда я досмотрела фильм, то в конце подумала: 'А почему я не бросила его сразу?'
На этот вопрос ответа у меня нет, поэтому отзыв по полному просмотру.
Когда речь идёт о замкнутых сообществах, всегда очень сложно судить от лица человека вне сообществ. Очень много артефактов, историй, действий, в которых сектанты как рыбы в воде, а мы - как не умеющий плавать человек на берегу.
Поэтому первое, что мне понравилось в фильме и за что я выражаю режиссёру свой респект, - это незаметная, исподволь, но затем полная вовлечённость героев в обряды. Будучи туристами, зрителями изначально, по мере развития сюжета они стали главными действующими лицами. Сами того не замечая, продолжая считать, что они просто на студенческой практике. Это так здорово исполнено, что да, большой плюс.
Второе, что понравилось, - антураж. Красивые люди (пока не познакомишься с ними поближе), красивая одежда, природа прямо какая-то родная. И вот вопрос, который при просмотре не возник, а потом - да. Очень всё богато. Мы же знаем, как сейчас дорого всё экологически чистое. А этот посёлок со святилищем только с первого взгляда прост, а потом - совсем нет. Откуда деньги? Если этот вопрос задать себе с первых кадров про стоянку сектантов, то можно и об остальном догадаться довольно быстро.
Культ солнцестоянтов остался до конца мной не понят. Но это не минус, это по идее так и должно быть. Мы же сторонние наблюдатели и видим момент из их жизни. Непонятный, пугающий, оставляющий вопросы, но их - не наш.
Когда мы подходим к финалу, уже многое понятно. И вопросов почти не остаётся - ни про родителей Пеле, ни про странные события, ни про активное привлечение Кристиана к жизнеобеспечению секты (громкая подсказка - мягко сказать, некрасивый ребёнок, мирно лежащий на скамейке, показанный параллельно с обеспечиванием 'новой крови').
Сюжет про реальную жизнь студентов, которые поехали за материалом диссертации, составляет пара Дэни и Кристиана, находящаяся в сложном периоде отношений, плюс его сокурсники. Один из которых - Пеле - родом из солнцестоянтов. Но этот сюжет скоро перестаёт быть актуальным.
Возврат к этому сюжету - улыбка, расцветающая на лице Дэни в конце. До того это была прямо убитая всем происходящим взрослая женщина, облачённая в странный палантин из цветов, который ранее был лишь цветочной корзинкой на голове и пелеринкой, которыми её обрядили, назвав королевой Майей (или королевой мая, я не очень поняла). А вот когда свершилось то, что должно было свершиться по её выбору, на смену маске Пьеро пришло молодое задорное лицо Арлекина. И я её понимаю. Ибо нефиг девочек обижать.
Теперь серьёзно. Вывод можно сделать однозначный - никогда не вовлекайся в деятельность, о который ничего не знаешь, а если это деятельность такого вот закрытого сообщества, то и вовсе держись подальше.
Ах, да, Вы спросите, причём тут грибы? Знаете, мне после последних кадров и хотелось бы всё списать на экологически чистые галлюциногены, но увы. Хотя многое, скорее всего, сектанты-солнцестоянты проделывали не без нехилой такой дозы волшебного питья.
Чего мне не хватило, как это стало очень часто происходить с триллерами и хоррорами, - диалогов. За невнятное мычание, которое сценаристы выдают за разговоры, у них надо вычитать из гонорара. Ведь это студенты, им всем лет - вокруг двадцати. А они перекидываются словами раз в час. Тем более на новом месте. Да болтать должны были без остановки. Но нет.
После просмотра «Солнцестояния» у меня возникло ощущение незаконченности, недоделанности, недосказанности, что приводило к соответствующим вопросам «А что дальше?» «А зачем ?» «Для чего?» и т.д.
Складывается представление, будто фильм снимал не совсем опытный человек, что так и не смог окончательно совместить все свои идеи, ибо за немалые 2,5 (!) часа, из всего того количества закинутых в первой части фильма удочек, нагнетания, всех этих выяснений отношений и трипов, в конечном итоге не вырисовывается ровном счётом ничего целостного. Когда сформировавшееся за первую часть подводка, а под «подводкой» я имею в виду персонажей, сталкивается с, как я понимаю, главной идеей фильма, а именно — показать страх и ненависть в неоязычестве — она просто тонет там без какого либо продолжения.
Начиная с главной героини, чья история начинается с психологической травмы, которая является главным источником её конфликта, вот только развитие этого конфликта будто бы совсем не происходит.
Из этой же травмы проистекает конфликт героини с её парнем, но, честное слово, все это выглядит как тот самый мем, где парень оборачивается на проходящую мимо девушку, ловя на себе кривой взгляд своей второй половинки. И этот мем растянут на весь фильм…
Других персонажей фильма постигает та же участь. Нас с ними знакомят, но лучшими друзьями нам вместе стать не суждено - уж слишком скупо происходит их раскрытие.
Вторая часть фильма.
Нас знакомят с общиной и закидывают 'новые' удочки, которые, впрочем, повторяют судьбу 'старых'. Нам показывают много загадочного, но обделяют подсказками для разгадывания, от чего всё это скорее напоминает документальную съёмку. Что-то вроде: «мы приехали в джунгли к каннибалам и поснимали чем они там занимаются». Все остальные смыслы, если они вам нужны, додумывайте сами.
Плохим фильм назвать не могу, актёры, декорации, операторская работа — всё смотрится добротно.
Однако, как-то так выходит, что первая часть со второй не шибко вяжется, учитывая, что каждая из них сама по себе не шедевр, а от того и ощущение, от всего этого праздника жизни, под названием «Солнцестояние», остаётся смешанным…
Не буду расписывать про прекрасный визуал фильма, затянутость хронометража и прочие моменты, которые уже есть в других рецензиях. Расскажу, с какими мыслями этот фильм меня оставил. По сути, перед нами очередное околоиндюшное европейское кино с идеями в духе 'Треугольника печали'/'Квадрата' Рубена Эстлунда, 'Не говори никому' Кристиана Тафдрупа, 'Дурного глаза' с Евой Грин. Что за идеи? Кризис современного европейского цивилизованного человека, его импотенция к разруливанию встающих перед ним вызовов, витальная слабость. Его страх перед более уверенными, 'примитивными', приближенными к своим корням людьми. Формула во всех фильмах одна и та же. Меняется лишь условный враг и обстоятельства. Кто главная героиня этого фильма? Безумно тоскливая девушка, находящаяся в созависимых отношениях со своим парнем, постоянно громко плачущая и депрессующая. Кто ее парень? Молодой овощ(духовно) с фейковыми друзьями. В процессе повествования красной нитью прослеживается неспособность гг и ее парня принимать последовательные и волевые решения (вспоминаем диссертацию, беседы об отношениях, попытки слинять из коммуны, подозрения друг к другу и пр.). Говоря про феминистский подтекст — он тут есть, но он словно плачи героини на протяжении фильма — лишь добавляет уныния. Никакого позитивного месседжа не фактически транслирует. То, что нужно уметь отпускать? Само по себе круто, но обстоятельства, в которых это доносится — из них только очень усердный человек сможет уловить позитивные вибрации и смыслы. Подводя итог к этому потоку мыслей — не думаю, что вы хотите потратить два с половиной часа на пережевывание соплей очередного европейского режиссера, внезапно понявшего, что старушка Европа уже одной ногой в гробу и пытающегося это в ускоренном темпе отрефлексировать и донести до своих товарищей по грядке.
Скажу сразу, о фильме я видел очень много рецензий. Он лежал в списке «Буду смотреть» около года, однако каждый раз я не мог найти настроение для просмотра такой неоднозначной картины. «Светлый хоррор», «Лучший триллер про неоязычество», «Клад гениальных визуальных и аудиовизуальных эффектов». Отчасти, так и есть, но у всего есть две стороны монеты.
Начну, пожалуй, с технической точки зрения. Ари Астер демонстрирует невероятную работу с художниками-постановщиками, с операторами и с композитором кинокартины. Невероятные решения съемочной команды показывают природу с крайне эстетичной стороны (поля, цветочные венки, леса). Работа звукорежиссера подчеркивает повествование со стороны главной героини, что помогает лучше понять внутренний конфликт персонажа. Музыка вызывает страх и восхищение.
Актеры отыграли прекрасно, но больше аплодисментов я отдам массовке, чем молодым американцам. Атмосфера фильма по началу даже слишком интригует.
На этом однозначные плюсы фильма лично для меня заканчиваются. Продолжу с отдельной фишкой фильма - длинных планов (кадров). В первой половине фильма я восхищался тем, как проработаны сцены. Фильм не строится из постоянных переключений планов, чем поражает, но и этим он постепенно наскучивает. Это подчеркивает и достаточно специфичный, порой «рваный», монтаж. Сделал бы я так - меня обвинили бы в некомпетентности, из-за которых зрителю приносится дискомфорт от резких склеек, за которыми не всегда успевает тот же звук. Скорее всего, в этом и есть одна из фишек картины Астера.
Разумеется, самое спорное в фильме – сюжет. С одной стороны, нельзя докопаться до выдумок автора, которые поражают абсурдностью (с положительной точки зрения). С другой стороны, повествование движется очень медленно. Первый час это только экспозиция! При хронометраже 2,5 часа.
О чём хотел сказать автор? Верно понять жизнь можно только через призму душевного опустошения? Потеряв абсолютно всё в старой жизни, можно приобрести новую? Возможно это так и есть, но зритель, скорее всего, не останется с мыслями о морали и глубоком смысле произведения. Сюжет быстро забудется или останется неверно трактованным.
Однако фильм я всё же рекомендую! На один раз для обычного зрителя. А молодым киношникам стоит поучиться у этого фильма некоторым фишкам!
Я очень давно не смотрела артхаусные фильмы, очень, и с непривычки я ох... удивлялась, пока смотрела этот.
Артхаусный ужастик я смотрела, кажется, впервые. И мне было одновременно стремно, противно и... нравилось.
Специфическая атмосфера: светит ласковое летнее солнце, красивая, светлая картинка, середина лета, персонажи бегают по траве в льняных сарафанах и танцуют босиком - и на фоне этой пасторали происходит лютый трэш.
Очень некомфортно было видеть руны в орнаментах. С одной стороны ты видишь знакомые пересечения линий Феху, Дагаз, райдо - но это какие-то... неправильные пересечения. Отзеркаленные или перевёрнутые. И это этого не по себе.
Не пейте и не нюхайте то, что вам дают незнакомые люди. Даже если это бесплатно. Даже если очень одиноко. Даже во имя науки.
Необычный хоррор, светлый, без гнетущей музыки и темноты...
Я повелась на это. Началось с того, героиня не может насладится своими отношениями с хорошим парнем, а тут еще сестра главной героини уходит из жизни и забирает при этом своих родителей...
Мне кажется, и драма и хоррор тут уже и есть, и дальше можно вообще не смотреть. А что может быть еще хуже, подумала я и решила смотреть дальше.
А дальше нам показывают идиллическую пастораль, и все друг другу братья и сестры, встречают гостей очень гостеприимно, однако уже сразу понятно, что путешествие ничем хорошим для главных героев не закончится, и я смотрела и ждала, насколько же все плохо будет.
Зацепило то, как они относятся к старости. Извечный вопрос и боль человечества.
Если честно, я уже смотрела, лишь бы закончить фильм, и думала лишь о том, зачем сестра родителей своих угробила. Вот интересно, она ведь сделала почти то же, что делают в этой общине, вот что это, она о них знала, или люди сходят с ума одинаково, что на природе, что в мегаполисе...
И да, главная героиня внезапно почувствовала себя нужной. Но как говориться, стоило ли оно такой ценой, и что она будет чувствовать, когда пройдет действие оранжевого напитка. И начнется рутина, ну и самое главное, где гарантия, что в следующем году в жертву не принесут уже ее.
Фильм про вранье людей, да и сам он обманывает нас много раз. Во первых, свет здесь зло, во вторых, это не хоррор, а скорее помесь психологического триллера с драмой. Очень понравился видеоряд. Выглядит ярко, броско и хорошо оседает в памяти. Чем то напомнило фильмы 'Необратимость' и 'Антихрист'.
Община или скорее секта, являющаяся условным местом действия фильма проработана неоднозначно. Как мне показалось, весьма неказисто намешаны в кучу и древнескандинавские руны, кровавые орлы, вместе с психоделиками и прочими наркотическими веществами и общей атмосферой треша. С другой стороны, община очень похожа на Солнечный город Носова, как по названию, так и по сути, представляя из себя идеализированное и недостижимое ультра-социалистическое общество, где один за всех и все за одного, испытывают даже одну эмоцию на всех.
Порадовало, что фильм не был омрачен современной левой политической повесткой, активно лезущей в кинематограф. Вообще эта картина, как арт объект стоит особняком, будто в отдельной реальности, это скорее плюс.
Из отрицательного. Во первых, персонажи в этом фильме мне показались максимально унылыми. Главные герои - кучка маргиналов, бесцельных и туповатых. Массовка из секты - она и есть массовка. Положительных персонажей по морали так же нет. Во вторых, концовка очень неоднозначная, для меня даже, скорее отрицательная, не дающая совершенно никаких ответов. Ну и в третьих, порой кажется, что треш-элементы вставлены и реализованы весьма посредственно. Вместо придания шарма, они создают лишний 'мусор' внутри фильма. Ну и в четвертых, музыкальное сопровождение так же слабоватое. Вместо создания атмосферы, порой оно только усугубляет и без того унылую тягомотину.
Что можно почерпнуть из фильма в плане саморазвития, сказать сложно. Вероятно фильм это метафора на то, что нужно отрезать от себя прошлое и неискренних, ненужных людей, а достичь этого можно только уйдя в глубокую глушь, где существуют только животные инстинкты, которые проведут тебя через экстаз танцев и сожжения в огне.
Могу ли я рекомендовать кому-либо к просмотру этот фильм? Не думаю. Но и предостерегать не стану. Жалею ли я, что посмотрела его сама? Пока нет. Вечер я точно скоротала. Была ли в этой польза? Не похоже...
Я люблю испугаться. Но фильм если и пугает, то какой-то ненормальностью, вызывая не столько страх, сколько - отвращение. Я встречала в отзывах сравнения с «Человеческой многоножкой», но с этим не соглашусь. Если 'Многоножка' - это 100 балов по мерзости, то 'Солнцестояние' наберет 10. Вместо испуга — наркоманский трип. Вот что меня впечатлило, так это ощущение, будто я сама травяного чаю напилась. Я погружалась в фильм, теряя ощущение реальности, вместе с главными героями. Было интересно? О да. Но это совершенно точно не фильм ужасов. Но эмоции вызывает сильные. Редкий фильм способен так меня увлечь. И этому - удалось. С этой стороны моя оценка положительна, и уважение создателям за труд и созданную атмосферу.
Не смотря на неоправданно растянутый хронометраж, слишком долгую предысторию, все же все более чем 2 часа я провела, не отвлекаясь от экрана. Вначале был потрясающий по эмоциональности и картинке момент со стариками, достигшими возраста для первого обряда, показанного зрителям. Удивительная песня этой пары. Наверное единственные завораживающие звуки в фильме, ибо остальные резали слух беспощадно. Лично для меня та сцена задала высокую планку для ожидаемой развязки фильма. В какой-то момент я была в восторге. Вот это да! Необычно. Был даже момент, когда один человек из общины попытался объяснить героям и зрителю через них, что у вот этого конкретного обряда есть свой глубокий смысл, некое рациональное зерно. Я была в предвкушении, что же там на следующим сюжетным поворотом?
Ну а дальше все свалилось в кучу-малу. Многим героям я даже не успела посочувствовать - сцены с ними были скомканы до безобразия. Никакого намека на то, почему их постигла именно такая судьба, какой в этом смысл? В этом плане эмоциональный отклик от фильма свелся лишь к реакции на жестокую картинку, которую видят глаза, но увы - не больше. И чувство замешательства.
Одна из слишком жестоких сцен попросту поставила мои волосы дыбом. Это слишком ужасно, и при этом не имеет ни малейшего смысла! Лишь страшная картинка на фоне солнечного дня. Эти контрасты словно разрывали мозг! Вот прекрасная природа, добрые с виду люди. Птички поют, девушки в белых платьях танцуют, хозяйничают. И - такое... Зачем? Почему? Во имя чего?
Общая концепция общины совершенно не проработана. Община есть, она странная, она неоднородная, половой и возрастной состав ее такой, что совершенно не понятно, как она вообще существует. В общем, не верю. С компанией друзей ровно так же. Будто и не друзья они вовсе, а случайно встретились по дороге в то самое поселение.
Из-за того, что авторы не проработали эти темы, допущено множество логических ошибок. Это тот самый элемент низкопробных ужастиков, когда главные герои отчаянно тупят. Вот и тут - в полной мере.
Картинка красивая. Звуковой ряд - 1 бал из 10. Операторская работа на высоте. Главная героиня отыгрывает прекрасно. Но в конечном итоге возникает ощущение, будто море сцен свалили в кучу, но забыли, зачем. И вот уже час после просмотра фильма прошел, а послевкусие, мерзкое такое, не покидает. Хочется отряхнуться, а еще больше хочется разъяснений. Из-за того, что мои вопросы остались без ответа, ощущение, будто фильм не закончился.
В целом, чем больше всматриваешься, тем больше кажется, что этот винегрет, пожалуй, и не стоит перебирать по кусочкам в поисках глубокого замысла автора. В чем смысл фильма, и есть ли он вообще? Или я просто смотрела на то, что вредило моей психике, чтобы испытать какие-то эмоции? Похоже на то…
У режиссера точно есть свой узнаваемый почерк. Я уже столкнулась с ним в 'Реинкарнации', и 'Солнцестояние', пожалуй, поставлю на ступеньку или даже две выше. Но в целом я не уверена, что 'ужасы' такого плана вообще стоит смотреть. Нет дружбы, нет любви. А вместо общины - сборище маньяков. А что хорошего? Ложное чувство избавления от одиночества? Весьма спорно. К сожалению, фильмы, которые в себе не несут правильного посыла, не задают рамки белого и черного, для моего восприятия слишком сложны. Нет, я не хочу, чтобы автор мне разжевывал свою идею. Но я точно хочу понимать, что фильм не обернулся для меня пустой тратой времени, когда я смотрела, мне было тошно, противно, гадко... И осталось так еще потом... А что взамен? Совершенно не понятно. Разве что 'не пейте незнамо что, в компании незнамо кого'. Вообще не употребляйте! Если смотреть с этой точки зрения, то в фильме будет больше смысла, чем задумал автор, видимо. Ведь сам сюжет закручен вокруг психологического состояния главной героини, вследствие травмирующих событий... Продолжения в ее дальнейших поступках этой логики я не увидела, и даже - наоборот.
6 из 10
Настолько высокая за то, что режиссер так искусно погрузил зрителя в свой бред.
Вот люблю я посмотреть такое кино. Чтобы были безумные сцены, чтобы иногда хотелось зажмуриться, чтобы потом было что вспомнить.
В какой-то степени 'Солнцестояние' справляется с каждой из этих вещей. Странные ритуалы сектантов, жестокие моменты, всяческая психоделия...
Но (готов принять на себя удар дизлайками) это все, что есть в этом фильме. Сюжет невероятно прост: главная героиня терпит трагедию и вместе с друзьями едет куда-то в шведские поля, где обитает загадочная община, которая весьма своеобразным путем празднует солнцестояние. И... на этом все.
Причем это даже не хоррор. И не мощное высказывание. И как треш картину смотреть не выходит, ибо фильм скорее про медитативность, эстетику и загадочность, чем про мясо, матюки, убийства и все такое прочее. Правда, несколько подобных сцен все же есть.
И вот ИМХО, ленту стоит воспринимать только как что-то, что запомнится и что вы с друзьями сможете вспоминать и обсуждать позже.
Однако стоят ли этого 2,5 часа? Конкретно в моем случае - возможно, хоть и с натяжкой. Так или иначе, я очень рекомендую задать себе этот вопрос перед просмотром.
Неинтересное и унылое начало знакомит нас с парой героев, но кажется неуместным и ненужным на фоне того апофеоза красоты и ужаса, который лента демонстрирует в конце.
Закономерно встает вопрос: если режиссер может умело показать историю, то зачем он ее рассказывает? Причем совсем очевидными подсказками (это и фрески, и картины, и гобелены), откровенно разжевывая сюжет и ведя зрителя по 'монорельсам' повествования?
Несмотря на это, Ари Арестер все-таки рождает новый мир. Он белый, в котором сливаются сарафаны, солнце и бледные лица, полные ужаса. Красный, который противоречив, символизирует и кровь, и алые губы матери. Кошмары и тьма просыпаются и выступают на пасторальных картинах Швеции. Звонкая музыка, протяжное женское не то пение, не то завывание, напоминает родной фольклор, обманчиво заманивает героев в свой мягкий, безобидный мир.
Чего действительно не хватило картине – так это живого, метафизического присутствия природы. Автор заигрывает с этим, но можно было куда сильнее, особенно, когда герои так бесформенны, на передний план так и просится что-то большее. Фильм в первую очередь о язычниках, религиозных экстазах (которые время от времени переживает главная героиня), древних обрядах – в общем-то, вещах мистических и как нельзя лучше подходящих жанру хоррора. Ари Арестер пытается их раскрыть, но выходит слишком сдержанно и реалистично.
В итоге картина остается разбитой на две неравномерно перемежающиеся части: на реалистический психоанализ героев и на сюрреалистический мир языческой общины. И первую часть очень хочется вырезать, на протяжении всего фильм она только и делает, что мешает зрителю окунуться в этот таинственный мир.
Тем, кто увидел «обложку» фильма и тут же влюбился в идею, картинку, пейзажи, костюмы, посоветую поумерить свой пыл. Фильм большую часть времени абсолютно 'классический', в традициях современных мелодрам, однако, местами действительно достигает точки наивысшей красоты, симбиоза крика и музыки, крови и любви, смерти и жизни.