К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Несмотря на то, что Адевале Акинноуйе-Агбаже и родился в Лондоне, но родился он в семье нигерийских студентов и его жизнь никак нельзя назвать простой. В очень юном возрасте родителям пришлось отдать мальчика в приёмную семью вместе с двумя его сёстрами, что, кстати, на тот момент было общепринятой практикой, когда родители из Африки не могли содержать своих детей, а поэтому отдавали их в английские семьи, оплачивая им услуги по воспитанию. Из-за своей расовой принадлежности Адевале Акинноуйе-Агбаже часто подвергался нападкам местных банд, когда началось формирование британского движения скинхедов. Но Акинноуйе-Агбаже смог преодолеть все трудности и даже впоследствии получил степень бакалавра в Лондонском университете, подрабатывая в это время в магазине одежды, тогда-то он и познакомился с модельным миром. А дальше всё пошло по знакомой схеме: на Акинноуйе-Агбаже обратили внимание кастинг-агенты и благодаря своей могучей стати и свирепому выражению лица многим зрителям Адевале запомнился по небольшим, но выразительным ролям в фильмах 'Эйс Вентура 2: Когда зовет природа' (1995) и 'Мумия возвращается' (2001).

А в 2012-ом году Адевале Акинноуйе-Агбаже объявил, что начинает подготавливать свой собственный кинопроект, основанный на его биографии, где сам Акинноуйе-Агбаже напишет сценарий, а затем займётся и его постановкой. И спустя шесть лет, то есть в 2018-ом году, на Международном кинофестивале в Торонто фильм, получивший название 'Farming', а в нашем адаптированном переводе 'Воспитание' был представлен широкой публике. И несмотря на довольно тяжёлую тему расизма, поднимавшуюся в 'Воспитании', картина получила по большей части нейтральные оценки критиков и получила ограниченный прокат, выйдя в Великобритании и США только год спустя после официальной премьеры. Сам Адевале Акинноуйе-Агбаже в своём байопике воплотил образ собственного отца, а компанию ему из известных лиц составили Гугу Мбата-Роу, сыгравшая отзывчивую и сердечную учительницу главного героя, и Кэйт Бекинсэйл в роли приёмной матери с цыганскими корнями и довольно жёстким характером. Также можно отметить Джона Даглиша, который больше театральный актёр, а в 'Воспитании' он сыграл главаря банды скинхедов.

А на главную роль юнца по имени Энитан был утверждён 27-летний Дэмсон Идрис, который также, как и Адевале Акинноуйе-Агбаже родился в Лондоне, но имеет нигерийское происхождение. И всё начинается с того, что Энитана отдают в приёмную семью. Пребывание мальчика в ней раскрывается довольно скупо, даже несмотря на то, что в этой сюжетной линии центральное место как раз отводится Кэйт Бекинсэйл. А вот на главный фон затем выходит история Энитана, когда он подвергается нападкам со стороны банды местных скинхедов. Энитан пытается им противостоять и в конечном итоге постепенно входит в их круг, принимая условности существования их субкультуры. И это действительно шокирует, ведь главный герой 'Воспитания' из-за своей расовой принадлежности никак не может представляться нам поборником идей превосходства белой расы, но происходит совсем другое. И пусть в 'Воспитании' скинхеды не такие по своей идеологии, как мы это понимаем, но в любом случае история Энитана не вписывается в устоявшиеся наши представления. Так что некоторый шок-контент в 'Воспитании' присутствует.

Конечно же, нам очень жаль Энитана, который решил самоутвердиться в самой неприятной и жестокой форме, но всё-таки Адевале Акинноуйе-Агбаже не удалось сделать свою картину глубокой и жёсткой, при всём уважении к актёру. 'Воспитание' не обладает должным шокирующим натурализмом, как это было в 'Скинах' (1992) с Расселлом Кроу в главной роли. Не хватило глубины драматургии, которая заставляла всех сильно переживать в 'Американской истории X' (1998) с Эдвардом Нортоном. И нет того упрямой, даже остервенелой приверженности к идиомам субкультуры скинхедов, как в 'Фанатике' (2001) с Райаном Гослингом. Это то, чего не хватает в 'Воспитании' с эмоциональной точки зрения. Зато Дэмсон Идрис и Джон Даглиш радуют своей убедительной игрой, в особенности Даглиш, который сумел с разных сторон раскрыть своего персонажа, который постепенно всё более и более становился отталкивающим из-за своих качеств. А вот Кэйт Бекинсэйл, хоть у неё не так и много экранного времени, удивляет однотипной и банальной передачей своей героини. А Гугу Мбата-Роу в очередной раз играет очень добрую и честную девушку, поэтому мало что нового можно увидеть в её образе.

Понятное дело, что основанная на реальных событиях киноавтобиография Адевале Акинноуйе-Агбаже вызывает разный спектр эмоций, но по большей части они вызваны тем самым удивлением, потому что главный герой 'Воспитания' и скинхеды - это явно противники, а не союзники, но в фильме происходит неимоверное. И всё-таки со всем остальным, как бы Адевале Акинноуйе-Агбаже не старался передать свою драматическую историю, есть определённые трудности. Во многих характеристиках фильма недостаточно глубины, а сама подача ощущается какой-то шероховатой, но при этом ещё и прямолинейной. А слишком грубый монтаж 'Воспитания' делает картину ещё и какой-то отдалённой от художественной постановки.

5 из 10

27 февраля 2023 | 09:53
  • тип рецензии:

После дерзкого «Чёрного клановца» Спайка Ли другой фильм на тему расовой напряженности под названием «Воспитание» ощущается более чем скромно. Основанная на реальных событиях история повествует о чернокожем подростке, присоединившемся к банде скинхедов в начале 1980-х в Великобритании. Может показаться надуманным, но подобное действительно произошло с режиссером этого фильма – Адевале Акинойе-Агбаже. Этот проект – дебют британского актера, известного за роль Мистера Эко из «Остаться в живых» и, по заверению самого автора, он готовился к съемкам более 15 лет. Помог ему, внезапно, институт независимого кино США (да, такой есть). К сожалению, кажется, что этих 15 лет не хватило – по крайней мере для того, чтобы отточить сценарий, который всё ещё выглядит грубым.

Итак, «Воспитание» основано на сложном и потенциально интригующем материале. Однако история подана настолько грубо, что вся драматическая сила разбивается. Загадочный заголовок картины относится к политике, популярной среди чернокожих в 1960-х – 1970- в Великобритании, когда детей отдавали на воспитание («высаживание семян» - отсюда и Farming) приемным белым родителям. Режиссер сам попал в эту программу: его родители – нигерийские студенты и отдали в 1967-м мальчика на в воспитание белой паре. Видно, что Акинойе-Агбаже воссоздал свое детство: опять же, по заверению автора, он даже снимал дом, где был воспитан. Его автобиографическое alter ego – чувственный и замкнутый чернокожий мальчик Энитан, часто игнорируемый приемными родителями Ингрид и Джеком. Постоянно подвергаясь расистским оскорблениям, Энитан начинает ненавидеть свою кожу. Местные скины, используя противоречивую ненависть Энитана к самому себе, принимают его в свою банду: сперва в роли талисмана, а затем заставляя его присоединиться к атакам на чернокожих.

«Воспитание» звучит как великолепная история. Однако не стоит обольщаться. Персонажи в истории – грубо прорисованные, актерская игра выглядит посредственно, а диалоги звучат как написанные второклассником. Участие Кейт Бекинсейл в таком проекте было бы переворотом, но и она выглядит незаинтересованной, в то время как актеры на ролях скинхедов слишком зрелые, чтобы выглядеть подростками-бандитами. Насилие интуитивно и энергетически театрализовано; оно чувствуется стерилизованным, словно на сцене театра. Даже очарование уличной банды не удалось передать (в отличие от «Фанатика» Генри Бина и «Это – Англия» Шэйна Медоуза) из-за их предельной упрощенности.

С более ловким сценарием кинолента была бы уникальной и правильно смогла бы передать искаженный менталитет деструктивных сообществ как скинхедов. При этом это могло бы быть высказывание против системного расизма. Тем мне менее, видно, что этими вопросами попросту не задавались: режиссер понимал, кто он такой, но не смог донести до зрителя, кто такой его Эни. Вместо этого, Акинойе-Агбаже прибегнул к использованию второстепенных персонажей, что делает картину очень субъективной – в первую очередь это фильм для одного зрителя, т.е. самого Акинойе-Агбаже. Нет сомнений, что этот человек заслуживает похвалы за драматизацию столь яркой главы его собственной жизни (без излишней пропаганды, прошу заметить), но и нет сомнений в том, что кинорежиссер, способный абстрагироваться от этого материала, смог бы превратить многообещающий материал сей тусклой автобиографии в подлинное кинематографическое золото.

5 из 10

10 декабря 2019 | 11:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: