Классический сюжет о смертельно больном отце, который пытается наладить отношения со взрослым сыном подан, как это ни парадоксально, легко и ненавязчиво. В основе картины театральная пьеса Бернарда Слейда, который сам же и адаптировал её для экранизации. Главный герой в блестящем исполнении Джека Леммона (а когда у этого артиста было иначе) весел и беззаботен, вот только жизнь уже у финишной черты, а за внешней бравадой и юмором скрывается боль о потерянном времени и профуканных жизненно важных вещах. Молодой и обаятельный Робби Бенсон неплохо даёт драму в рамках типажа, но Леммон здесь солирует безоговорочно, и перебить такой ураган страстей мало кому под силу. Комедия здесь плавно и гармонично переходит в драму, а этот по сути спектакль затягивает в себя моментально и потом не отпускает. Прекрасное, старомодное, лирическое и грустное кино о жизни, одиночестве и вечных проблемах «отцов и детей».
Этот фильм Боба Кларка едва ли ожидала мало-мальская известность. Не думаю, что многим зрителям ожидалась интересной рефлексия пожилого актера станд-ап, узнавшего о неизлечимой болезни и пересматривающего отношения с близкими, которых он потерял. Бывшая жена, ее муж, взрослый сын - для всех произошедшее стало большим испытанием, но они с честью справились с экзаменом. Получается так, что близкие люди даже не могут начать сожалеть, ибо слишком далеки от героя. Пришлось спешно наверстывать упущенное. Вот об этом и фильм. Понятно, что главный герой станет спешно переосмысливать жизнь - будет печаль, грусть, но только сквозь улыбку.
Именно благодаря такому конструктивизму - примитивный же ведь сценарий, кто бы спорил, фильм и будет заметно выигрывать на фоне многочисленных американских фильмах об умирающих от неизличимых болезнях людях. А конструктивизм тут во многом благодаря исполнителю главной роли - Джеку Леммону. Он взял себе полностью все бразды правления и выдал настоящий бенефис. Грустил, тосковал, кривлялся, орал, грубил, флиртовал - был разным, и самое важное - искренним. Конечно, все было далеко не идеально, но сыграл актер хорошо. Впрочем, слишком уж приторным все получилось на мой вкус. Но такие фильмы нужны, ибо позволяют задуматься о смысле жизни (не все же интересуются биографией Дедпула) и насладиться игрой большого актера (а Леммона тут очень много).
Ну и ладно. При всем моем нейтральном отношении к Леммону я после просмотра куда больше стал понимать этого актера, понял его высокий творческий диапазон и... понял что 'Пропавший без вести' Коста-Гавраса едва ли не лучший фильм этого актера. Именно там, Леммон был настоящим, искренним, трогательным, а вот 'Чествование' при самом высоком качестве его исполнительского мастерства излишне бравурно.
Даже не знаю что можно высказать, сказать об этом фильме...
Посмотрев его я поймал себя на мысли, что у 'Чествования' очень много общего с бессмертным произведением Джека Лондона 'Любовь к жизни ', во основном благодаря характерам главных героев. А ведь именно роль блестящей звезды золотой эпохи голливуда Джека Леммона как раз наболее близка к образу странника из бессмертного рассказа.
И право: Лондон мог бы только гордится 'Чествованием' по праву: тем как сценарист Бернард Слейд, режиссёр Боб Кларк и конечно же сам Леммон воссоздали фабулу блестящей философской повести, внедрив её канву в условия современности.
Стремление главного героя ленты прожить остаток своих дней после того, как ему объявили страшный диагноз - рак, как можно веселей, лучше, насыщенней, ярче и жизнерадостней достойно не только аплодисментов, смеха, хлопков, окликов 'браво', но и простого, человеческого понимания и сожаления.
В этом фильме главный герой показан как не страдалец, прожигающий свои последние дни без надежды, без веры, а скорее наоборот: он всеми силами пытается вырваться из цепких лап неумолимого рока, из под гнёта злодейки судьбы, вылезти из омута беспростветности посредством общения, дурачества, шутовства, лёгкого флирта, попытками несерьёзно воспринимать сложившуюся страшную ситуацию.
Но какой ценой, порой даётся такое геройство ? Ценой попытки возродить отношения с бывшей женой и закрепить неустойчивый фундамент семейной жизни ? Или ценой взаимосвязи со своим уже взрослым сыном, который с детства был обделён отцовским вниманием и хотел бы видеть в отце совершенно другого человека, а не то, что он собой представляет.
Рассуждать на эту тему можно бесконечно, но давайте оставим это философам и мыслителям, я же скажу, что довольно продолжительное время я не видел столь психологически глубокого, нравственно утончённого и невероятно душевного фильма.
Есть в нём нечто такое, что заставляет с замиранием сердца следить за каждым моментом, каждым эпизодом, каждым кадром. Есть в нём нечто магическое, я бы сказал мистическое. И магия эта удерживает до последнего, до самых финальных титров заставляет наблюдать на одном дыхании и с затаённым дыханием.
Под действием этой магии при просмотре, независимо от восприятия, начинает разрываться душа, вызывая горькие слёзы и гнетущую боль в сердце и в то же время чистый смех и полное освобождение души, катарсис. А в самом конце, на заключительных титрах, ты встаёшь с кресла, и словно летний ветерок проходит через тебя, ты испытываешь необъяснимое чувство возвышения,, тепла, чувство подобное ласке, от луча, от нежного луча солнца, коснувшегося твоего лица и манящего тебя на подвиги, на подвиги которые делал на экране Скотти Темплтон, персонаж непревзойдённого трагикомика Джека Леммона.
Сам Леммон вообще поразил меня своей игрой: хотя я заранее знал с чем имею дело, ибо его стиль всегда представал передо мной образной импровизацией, резким перепадом характеров и взрывной пластикой, которые были неотделимой чертой в его лучших комедийных и драматических работах.
Но ка же блестяще, чувственно, ярко он разашёлся здесь ! В ленте он с ехидно и хитроумно играет на зрительских чувствах, умело переходя, блестяще контрастируя от уморительного хохмоватого, дикого, непредсказуемого, своенравного до несчастного, изнеможденного, серьёзно больного человека, один только взгляд которого просто взрывает горечь внутри, пронзает насвозь сердце и не отпускает вплоть до самого конца, до логического завершения этой глубокой, трогательной истории.
Ну а сцена, когда Скотт обнимает собственного сына на чествовании настолько глубоко пропитана теплотой, семейностью, безграничной добротой и душевностью что слёзы ручьями стекали с моего лица ручьями. Эта сцена одна из самых трогательных, которые мне приходилось видеть в кино вообще !
Как жаль, что лента была лишь номинированна на оскар в 1981 г. за лучшую мужскую роль, но самой награды не получила, а ведь этот фильм заслуживает гораздо большего. Одна только сцена показа жутких кадров химиотерапии главного героя заслуживает всех 10 статуэток, не говоря уже о всем кинотворении.
Помимо самого Леммона довольно значимую лепту внесли и блестящая Ли Ремик, и Робби Бенсон и обворожительно притягательная Ким Кэтролл, ставшая впоследствии одной из комедийных див 80х. Все их роли достойны внимания и аплодисментов.
Этот фильм ещё одно доказательство безграничного, многопараллельного и разнопланового таланта Джека Леммона, человека перевернувшего представление о жанре комедии, драмы и мелодрамы, эта роль настолько глубоко и безвыходно входит в память, что забыть её невозможно, как собственно и фильм, этот добрый, душевный, искренний, глубокий феномен-синтез двух жанров, о котором вспомнят, который ещё посмотрят неоднократно, и оценят по достоинству.
« У твоего отца редчайший дар. Он может взять обычный гамбургер, а всем вдруг покажется, что они на шикарном банкете!»
«Чествование»( название фильма можно перевести так же как «Подношение», что также недалеко от смысла) - удивительный фильм, на который наткнулась случайно в бесконечном потоке кинолент 80х годов. Весьма радостно и даже трепетно!!! С точки зрения кинолюбителя и киноценителя было увидеть в главной роли Джека Леммона. Имя актера немногим говорит о чем то, но если сказать пароль : « Дафна из «В Джазе только девушки»», то вспомнят абсолютно все. Роль яркая, но как понимаете далеко не единственная.
Пожилой Скотти Темплтон сгусток позитивной энергии, он шутит, смеется, балагурит, флиртует, радуется жизни, любит всех женщин. куражится, наслаждается каждым мгновением, и даже когда узнает о том что он смертельно болен, не перестает изменять своим привычкам. В качестве антагониста его молодой сын, который, не смотря на то, что совсем еще юнец, радоваться жизни абсолютно не умеет. Чем закончится борьба отца и дитя вы узнаете посмотрев сей чудесный фильм, который я несомненно рекомендую! Отсутствующую режиссуру, игру актеров, операторскую работу и прочее не обсуждаю, все скажем так без блеска, почти ничего нет, но есть Джек Леммон, великолепный Лемммон и этого вполне достаточно. Смотрите! И не хороните себя молодыми в 20, 30, 40... Будьте юными всегда! И совершайте добрые безумные поступки!
П. С. В этом фильме снялась будущая звезда «Секса в большом городе» - Ким Кэтрол. Милая, наивная, не особо талантливая, но тем не менее прекрасная в амплуа, которое так и скажу с годами не особо поменялось.
П. П. С. Для театральных режиссеров – сценарий фильма с небольшими доработками прекрасно ляжет в театральную постановку.
Чтобы говорить о кинокартине Чествование, я думаю надо прежде всего оценить вклад в неё человека, который заполняет собой весь экран этого фильма. Это конечно же Джек Леммон! Наверное лучший(дурацкий титул какой-то)...самый многогранный, так вернее сказать актер 20-го века(как бравурно сказал-то, но он мой любимый лицедей!). Боюсь без него этого фильма бы не было.
Как он бесподобно играет Скотти Темплтона - главного героя, который узнаёт что смертельно болен и стремится наладить отношения с сыном, которого он бросил когда-то, уйдя из семьи. Переходя от комических кривляний (Джиму Кэрри было у кого поучиться) до трагический пауз в диалогах(посмотрите в его глаза на крупных планах) Леммон не сбавляя темпа фильма тащит вас за собой и своим героем до самого финала. Его персонаж откалывает шуточки пулемётной очередью, не успел придти в себя от предыдущей шутки, тебя уже накрывает следующей. Хотя его Скотти глубоко трагический герой по сюжету. Видно какая огромная работа проделана по созданию роли,-характера объёмного, продуманного, пластичного.
Вообще удивительно, как в Джеке сочетаются таланты-мима, драматического актёра, комедианта и как ему удаётся резкий переход от одного состояния к другому, а иногда способность продемонстрировать два в одном что-называется(смех сквозь слёзы).
Иногда становиться не важно о чём фильм, Леммон завораживает своей игрой и хочется смотреть только на него, не отвлекаясь на эпизодических персонажей. А какие пантомимы его герой разыгрывает когда он остаётся наедине с самим собой-диву даёшься...
С самых первых минут фильм очаровывает и затягивает в свою атмосферу - дождливого нью-йоркского лета. А первая шутка героя в лифте больницы-это и есть искусство комедии! А сцена в костюме курицы-заставит засмеяться даже закостенелого мизантропа.
Джек Леммон тот актёр который заглядывает к вам в душу и даёт в свою очередь вам заглянуть в него! А ещё он актёр с самыми добрыми глазами на свете.
Если у вас плохое настроение, или вы поругались с близкими людьми - это фильм для вас. Надеюсь он своей человечностью заставит вас стать лучше и простить. Ведь...сама жизнь льётся с экрана!
'И знаешь, я подловил себя на мысли, что говорю репликами из старых фильмов! Кажется я даже сказал: Ничего не скрывайте.' (с) Скотти Темплтон
Чествование - это фильм одного актера.
Джек Леммон здесь играет человека по имени Скотти Темплтон, который всю жизнь был праздником для всех. Скотти умеет веселить людей, но он не клоун. Все любят смеяться над другими, а он умеет смеяться над собой. Но когда люди смеются над его шутками, они смеются вместе с ним, а не над ним. А все потому, что Скотти завоевал уважение окружающих тем, что никогда не выделял кого либо в ущерб другому. Он был для всех одинаков. Дворецкий, официант, сын, жена - все они получали абсолютно равное количество его внимания, его праздника.
Многогранная игра Леммона в этом фильме достигает своего апогея. Фильм может смешить или заставить плакать, а может заставить вас смеяться сквозь слезы. Он уникален в своем роде. Это чествование смеха, как главного лекарства и это фильм о том, как важно оставаться близким для близких людей.
Вы можете быть центром компании и думать, что вас все любят, но посмотрите этот фильм и вы поймете, что это не главное. А главное в этой жизни семья и смех. А остальное - мелочи.