Ёко – репортёр информационно-развлекательного телешоу, девушка путешествует по миру, рассказывает о различных странах, их национальной кухне, обычаях и развлечениях. И вроде всё обычно на первый взгляд, однако когда она оказывается в Узбекистане, - попадает в настоящую передрягу.
Создатели киноленты с первых секунд окунают зрителя в местный колорит, предвосхищая череду ситуативных приключений. Хрупкая девушка оказывается в этой пустынной стране, будто в замкнутой камере, из которой нет выхода. Она испытывает невероятный страх, раз за разом катаясь на Смертельных качелях, а дубли как назло не получаются. Пытается отправить на волю бедную козу, но хитрые и коварные бывшие хозяева – не дремлют. Охотится за легендарной рыбиной, но в ответ получает лишь упрёки в том, что… является женщиной. Отправляется на съёмки на ташкентский центральный рынок, и попадает в настоящую передрягу с побегом от узбекских милиционеров, спрятанной камерой и последующим допросом.
Правда, не ожидайте и фильма Киёси Куросава аналога «Невероятных приключений итальянцев в России». Этот фильм не приключенческий и даже не развлекательный. «Конец путешествия, начало мира» скорее артхаусное кино с плавным и местами навевающим скуку сюжетом. Причём сами узбеки представлены далеко не в лучшем виде. Они лукавят, лгут и притворяются, довольно строги и суеверны, хотя и готовы в любую минуту прийти на помощь. В свете этого довольно странно, что кинолента приурочена к 25-летней годовщине установления дипломатических отношений между Японией и Узбекистаном.
Интересно было увидеть в главной роли Ацуко Маэда – актрисе всегда хорошо удавались непростые драматические персонажи. Достаточно вспомнить «Любовь-инициация» или дебютную картину «Как стать собой», где её Хинако Ханада была просто бесподобна. Об игре остальных говорить особо не приходится, поскольку весь сюжет практически держится на Ёко. Именно поэтому от Ацуко Маэда зависело многое, и, как мне показалась, справилась она с этим неплохо. Да, местами сюжет сильно затянут: многочисленные длительные статичные съёмки в гостинице, муторные походы по городу, тревожные своей обыденностью, многочисленные попытки дублей, споры… И всё это абсолютно без какого-либо музыкального сопровождения (актриса, правда, пару раз пыталась петь сама), поражает своей обыденностью, будто и в самом деле смотришь документальный телерепортаж. Однако актриса постаралась внести в это свою живую нотку, разбавить скучающую атмосферу фильма. Поэтому наблюдать за поведением её героини был довольно интересно. Кстати, совсем недавно на престижном в Азии кинофестивале на Фарерских островах (Faro Island Film Festival 2020) Ацуко Маэда была признана лучшей актрисой и удостоилась премии «Золотой карп». Фильм вообще имеет богатую фестивальную историю: Международные кинофестивали в Торонто (Канада), Локарно (Швейцария), Нью-Йорке и AFI Fest (США), Лондоне (Великобритания), Пусане (Южная Корея), D'A Film Festival (Испания) и др.
Интересно и другое: главная героиня киноленты мечтает стать певицей и участвовать в мюзиклах. На самом деле актриса Ацуко Маэда также была одной из ведущих участниц японской поп-группы AKB48 с момента её основания до апреля 2012 года. В настоящее же время продолжает сольную карьеру. Поэтому в тех моментах фильма, где Ёко показывает свои песенные данные – это не фонограмма, актриса поёт вживую. В прокате англоязычных стран кинолента проходила под названием «На край земли».
Если смотреть фильм поверхностно, то он может показаться очередным скучным фестивальным творением. Однако режиссёр Киёси Куросава заложил в него несколько довольно глубоких и непростых идей. Как песчинки, они разбросаны по всему сюжету, но вместе образовывают целое полотно. Ёко – замкнутая и одинокая, только наедине с собой чувствует себя хорошо. Поэтому и путешествует по городу сама, не найдя общего языка со съёмочной командой. Однако во время одиноких скитаний молодая девушка, возможно, находит то, что может круто изменить её взгляды на жизнь. На съёмках телешоу она должна быть жизнерадостной и постоянно улыбаться, говорить, какая вкусная эта недоваренная пища, как весело кататься на Смертельных горках… пятый раз подряд. Всё это притворство загоняет её в ловушку, из которой просто нет выхода – путешествие в мир внутреннего кризиса. На этом фоне символичны эпизоды с козой, выпущенной на волю; мечтами о мюзикле и песенной карьере. Однако, оказавшись в Узбекистане, героиня Ацуко Маэда понимает, если она наконец не переборет сама себя, то вынуждена будет навечно застрять в этой ловушке-путешествии. И ей самой решать, что будет дальше, ведь перед Ёко раскрывается целый мир, и эта поездка – лишь его начало.
Их узбекский переводчик говорит, что его страна не имеет выхода к морю, оттого он буквально задыхается. В то время как Япония – окружена морем и является для Тимура символом свободы. Примечателен эпизод, где он раскрывает причину, почему выбрал именно эту профессию. В то же время Ёко – телеведущая, которая может поехать в любую точку мира, но не чувствует свободы в своей работе. Ведь занимается нелюбимым делом и вынуждена постоянно притворяться. Немаловажен в этом отношении театр Навои с последующим откровением нашей героини. Заключительная сцена фильма весьма символична и показательна.
Думаю, ещё одна из немаловажных идей переданных режиссёром – иллюзорность того, что передают нам различные шоу, социальные сети. Насколько пустыми и притворными могут они оказаться.
6 из 10