Маэстро, снявший 'Мальтийский сокол' искал новые художественные формы реализации и предложил очень нестандартное решение. Его поддержали многие голливудские звезды: Кирк Дуглас, Роберт Митчум, Берт Ланкастер, Джордж Си Скотт, Фрэнк Синатра и т.д.
В итоге получился очень интересный фильм.
Конечно это жанровое кино. Детектив. Поэтому, в целях сохранения интриги о сюжете упоминать не следует вообще. Просто отмечу впечатления.
- Не может не запомниться сцена охоты на лис.
- Также, внимания заслуживают и эпизоды, связанные с игрой на пианино одним из актеров.
- Наверное одна из самых непростых ролей для Берта Ланкастера.
Уже первые пять минут этого детектива затягивают и заставляют смотреть, как минимум, до середины: ведь убийца, аккуратно вычеркивающий имена жертв в блокноте, – это всегда интересно. Какими мотивами руководствуется человек, готовый взорвать самолет, полный пассажиров, чтобы убить лишь одного из них? И полковник, ведущий расследование, – всегда ли он будет на шаг сзади преступника, или ему удастся выстроить ловушку? Охота на лис – это всегда честная погоня, когда ты видишь перед собой хвост жертвы, но когда имеешь дело с людьми, приходится быть хитрее.
В фильме довольно примечательный актерский состав. В основной части можно увидеть Джорджа Скотта, Дану Уинтер, Клайва Брука и Кирка Дугласа. В роли Дерека Бруттенхолма снялся сын режиссера, Тони Хьюстон (к слову, сын Тони, в свою очередь, сейчас начинает свою карьеру на актерском поприще, став уже четвертым в славной династии Хьюстонов). А в самых необычных камео мелькнули Берт Ланкастер, Тони Кертис, Роберт Митчум и Фрэнк Синатра: сколь бы большими фанатами этих актеров вы ни были, вряд ли вы сможете их узнать благодаря… волшебной силе грима!
Частое использование тревожной музыки для нагнетания обстановки и ощущение загадки, витающей в воздухе, роднит «Список Эдриана Мессенджера» с некоторыми картинами Хичкока: в некоторые моменты хочется нажать на паузу, прочесть где-нибудь, чем всё закончится, и только потом со спокойной душой досматривать до конца. С другой стороны, сценарий заставляет вспомнить старую добрую «Собаку Баскервилей», которой, возможно, немного вдохновился автор оригинальной повести, Филип МакДональд. Что ж, если Гетрин – это Холмс, то у него довольно нетипичный Ватсон!
В отличие от классических whodoneit, личность убийцы и его мотивы проясняются не в финальной речи сыщика (после чего идут всеобщее восхищение и титры), а за некоторое время до конца. Тем не менее, остается последнее запланированное убийство, так что интерес не угасает, пусть даже исход и не вызывает особых сомнений. Возможно, после сотни просмотренных фильмов по мотивам лучших произведений Агаты Кристи, Артура Конан-Дойля и Жоржа Сименона, «Список Эдриана Мессенджера» покажется не таким напряженным и лихо закрученным, но зато он может похвастаться добротной атмосферой английского детектива (притом, что родом из Соединенных Штатов), а это – уже весомая причина ознакомиться с ним, особенно при наличии интереса к детективным историям.
К этому фильму питаю самые тёплые чувства, хоть и познакомился с ним совсем недавно. Интереснейшая, доложу вам, работа! Высочайшего класса! Здесь всё в гармонии -- и интригующий сценарий, и прекрасная игра актёров, да ещё каких -- Дуглас-Ланкастер-Кертис и даже сам Фрэнк Синатра! Столь же впечатляет и режиссерская работа. Ну а операторская просто выше всяческих похвал. Так виртуозно и интересно снята охота на лис, что самому захотелось туда (хотя несчастных лис, конечно, жалко) -- вот вам и 'особенности национальной охоты'.
Но самое интересное другое. Этот фильм явился своеобразным предвестником французского 'Фантомаса', премьера которого состоялась в следующем 1964-м году. Я имею в виду трюки со сменой преступником синтетических масок (к примеру, момент с изменением лица и выниманием глаз перед зеркалом присутствует в 'фантомасии', но куда менее эффектно). Ну а когда в конце актёры начали 'разоблачаться', я пришел в полный восторг и зааплодировал. Гениальный ход, причем почти 50-летней давности! Я поставил фильму 8 из 10. К сожалению, больше не смог объективности ради.