По сути своей, «Чужак» - это история о вере. Одноименный (и свежий – выпущенный в 2018-м году!) роман Стивена Кинга был принят читателями противоречиво, но всё же в нём что-то есть: после «Мистера Мерседеса» автор так и подсел на тему детективов. В случае «Чужака» смешался мир реальный и мир потусторонний. Возможно, «король ужасов» писал о призраках и демонах так долго, что ему захотелось чего-то новенького. В телеформате это сыграло злую шутку: «Чужак» ощущается с одной стороны «кинговским», а с другой – больше похожим на «Настоящего детектива». Умозрительная выдумка о призраке и настоящее преступление – таков баланс «Чужака». Десятисерийный сериал от HBO временами прогибается под атрибутами книжного первоисточника, однако сценаристы точно понимали материал, с которым им пришлось работать.
Ральф Андерсон – депрессивный полицейский из небольшого городка, затерянного в штате Джорджия. Он расследует особое дело: кто-то жестоко убил местного ребёнка. Для Андерсона это почти что личное: сам сыщик недавно потерял собственного сына. Хорошие новости: Ральф знает, кто убийца. Полиция арестовывает Терри Мейтленда – школьного учителя, примерного семьянина и столп общества. Улики очевидны: несколько свидетелей, отпечатки пальцев, ДНК, записи с камер видеонаблюдения. Тем не менее, у Терри есть козырь в рукаве: его не было в городе в момент совершения преступления… и на это тоже есть доказательства. Вся эта информация подается в резком пилотном эпизоде, который ловко чередует знакомство с персонажами и конфликт. К концу первой серии аудитория оказывается в замешательстве… ну, а дальше начинает раскручиваться основной сюжет.
Если зачин похож на необычный детектив, то это потому, что так оно и есть, даже если «Чужак» на самом деле не является детективом в классическом смысле этого слова. Многое из того, что делает историю настолько интригующей с первой серии – это желание получить ответ на многие запутанные сюжетные вопросы. И, по правде говоря, сериал тратит довольно много времени, особенно в первых эпизодах, на раскручивание темной драмы. Конфликт показан хорошо, пускай он то тлеет, то разгорается.
«Чужак» может быть слишком темным и слишком странным для драмы (и вообще, чтобы стать очередным хитом от HBO), но сериал, возможно, хорошо подходит для вечернего или даже полуночного просмотра. Он жуткий, но уютный. Неонуар, конечно, лишен эффектных приемов «Настоящего детектива» и «Острых предметов», но всё равно «Чужак» знаменует, скорее, удачный год для фанатов Кинга (и это после непростого 2019-го с противоречивыми «Оно. Часть 2», «В высокой траве» и «Кладбищем домашних животных»).
Сильной стороной минисериала является актерская игра. Классный Бен Мендельсон в кои-то веки играет положительного героя и, если честно, ему идёт этот депрессивный типаж. Герой не может спать, не может бездействовать, он вообще ничего не может делать, пока не решит задачу. Соедините подобный паттерн поведения с выразительным и уставшим Мендельсон и его Ральф получает вполне реальные повадки. Билл Кэмп, Мэр Уиннингхэм, Джулианна Николсон также справляются со своими ролями.
Сериал обладает очень тёмной и депрессивной атмосферой – то, что надо для обыкновенной, на первый взгляд, полицейской истории. В то же время в «Чужака» впрыснули элементы экзистенциального кошмара, которые идеально ложатся на тускло освещенные сцены, намеренно медленное повествования и странное чувство угрозы, только усиливающееся с каждым эпизодом. Бывают, правда, моменты, когда сториттелинг «Чужака» слишком медленный, из-за чего просмотр больше утомительны, чем напряженный. Так или иначе, это не смывает достоинств: «Чужак» состоит из интригующей истории и потрясающего актерского состава, объединившихся в увлекательной манере, заставляющей поразмыслить. В конце концов, лучше верить в паранормального Эль Кукуя, чем в добропорядочных мужчин, ни с того, ни с сего вставших на путь убийств.
На поверхности сериал представляет из себя крепкую экранизацию классического Кинга. Характерный для автора сеттинг: провинциальный город со своим особым характером межличностных взаимоотношений. В главном злодее тоже чувствуется подчерк писателя: это одновременно и монстр, и, чуть шире, само олицетворение зла. Обезличенное *(смена облика тут это подчёркивает),* пробуждающее всё низменное в других, питающееся нашей болью и детьми *(потому что они 'самые вкусные').*
Всю историю пронизывает тема веры: в сверхъестественное, в других людей, в свои убеждения.
С одной стороны люди верят в Бога, а значит допускают существование непознанного, но с другой невероятно закостенелы и не способны принять то, что у них прямо перед глазами. И лишь 'аутсайдеры' — те, кто по той или иной причине выбиваются из общей картины — находят в себе силы выйти из зоны комфорта.
Главный герой, Ральф — типичный коп, с профессиональной упёртостью и идеализмом. Столкнувшись с трагедией в семье, он проходит через самоуничтожение, чтобы найти в себе силы существовать дальше. При этом, так и не отпускает потерю. Лишь столкнувшись лицом к лицу с фактами, буквально поговорив с сыном, он начинает меняться. В итоге, ему принципиально важно физически уничтожить главного злодея, чтобы вернуть мир в прежнее русло.
Значительную часть истории Ральф противостоит не только злодею, но своему главному союзнику, Холли. Она — гений аутист, видящая мир как какую-то математическую функцию. Происходящее нарушает баланс этого мира, и потому так увлекает её. Холли сама в каком-то смысле пример сверхъествественного, а потому с лёгкостью принимает ситуацию. Если для того, чтобы функция сошлась, в неё придётся подставить фантастические переменные — Холли к этому готова. Немного выбивается из образа Холли только её роман с сыщиком, который вроде компенсирует её рациональность, но никак значительно не влияет на сюжет.
На протяжении всего сезона, по мере того, как Ральф и Холли распутывают клубок основной загадки, оба героя по-своему меняются. Ральф примиряется с непознанным, а Холли обретает покой в его обществе.
Пожалуй, наибольшее количество вопросов вызвал лишь финал истории, выглядело всё равно невероятно глупо.
Помимо сюжета, важно отметить и то, как сделан сериал с художественной точки зрения. Несмотря на очень неспешный ритм (10 серий — многовато для такой истории), авторам по большей части удалось держать напряжение за счёт отлично подобранной музыки и якорей в конце каждой серии. Шикарно выполнена и операторская работа: необычное кадрирование и ракурсы, игра с глубиной резкости и т.д.
Роман Стивена Кинга «Чужак» был опубликован в 2018-м и в том же году началась работа по телеадаптации произведения Мастера. За короткий срок съемочная группа в состав которой вошли несколько режиссеров, создали весьма привлекательный психологический мистический триллер.
В небольшом городе Чероки-Сити (штат Джорджия) происходит зверское убийство подростка. Все улики – следы крови и слюны, а также записи с камер наблюдения и показания свидетелей указывают на тренера детской бейсбольной команды Терри Мейтленда (Джейсон Бейтман). Дело поручают Ральфу Андерсону (Бен Мендельсон), который пережив личную трагедию несколько лет назад, подходит к расследованию и как детектив, и как отец. Несмотря на обличающие факты не все так просто, ведь тренер Мейтленд находился почти в 100 километрах от места убийства в тот самый момент, когда оно происходило. И о его невиновности также говорят показания свидетелей и записи с камер…
Стоит отметить, что канал HBO как «автор» сериалов, порадовал в очередной раз. Сериал «Чужак» получился невероятно интригующим и напряженным. Начиная с первых минут первой серии процесс расследования убийства увлекает зрителя. Несмотря на кажущуюся простоту, дело Фрэнки Питерсона имеет слишком много неясностей и наряду со следователями зритель оказывается в полном неведении того, что происходит.
Многие факты дела выглядят разрозненными и у персонажей уходит много времени не только для того чтобы их сопоставить, но и для того чтобы их найти. А для того, чтобы обнаружить зацепку там, где кажется уже ничего не найти, уходить дополнительное время, как например это было в случае с записью с камеры на вокзале, а также с камеры в баре, которую Ральф Андерсон тщательно отсматривал.
Стивен Кинг как и во многих своих произведениях закручивает сюжет вокруг убийства ребенка. Тут и «Оно», и «Останься со мной», «Кладбище домашних животных», даже в «Зеленой миле» главного героя обвиняли в убийстве детей… Возможно, что сам писатель сознательно выбирает в качестве сюжетной линии преступление в отношении детей, чтобы добавить еще больше эмоций и трагизма своим историям. Но это лишь предположение. Отсылка к другим произведениям Кинга тут тоже есть. Например, в одной из заключительных серий можно слышать слова о сияющих душах, что напоминает зрителю и о «Сиянии» и «Докторе Сне», и о фильме «Оно», а также о высказывании Парня из сериала «Касл-Рок».
Убийство Фрэнки Питерсона становится отправной точкой к тому, чтобы изменить жизнь многих людей – и семьи мальчика, и семьи обвиняемого в убийстве тренера, и конечно тех, кто занят расследованием. Привычный порядок людей, живущих с мыслью о том, что все можно объяснить с рациональной точки зрения, переворачивается с ног на голову, ведь теперь те вещи в которые верилось с трудом, обретают реальные черты, а в голове укореняется мысль: «если есть место ЭТОМУ, значит можно говорить и о том, что байки о чудовищах вовсе не байки и чудовища существуют?»
Можно утверждать, что помимо основной сюжетной линии, связанной с убийством ребенка, в «Чужаке» (в сериале точно, возможно и в книге – не читал, но предполагаю), прописана и тема человеческого шестого чувства. Внутреннего голоса, который либо предостерегает, либо предупреждает нескольких персонажей, включая Ральфа Андерсона, его жену, его коллегу по работе, Холли Гибни, а также одного из частных сыщиков, рассказывающего о привкусе медяков во рту перед чем-то опасным. В каких-то случаях это шестое чувство оказывается на деле не собственным чувством, а навязанным кем-то, словно не тобой самим. Точно также как и в случае с убийством мальчика – вроде убил тренер, а вроде улики говорят, что это мог быть и не он…
Операторская группа, работавшая над «Чужаком», постаралась сделать так, чтобы каждая серия сериала была «вязкой» и «липкой» в плане восприятия, чтобы зритель мог прочувствовать то бессилие, которое испытывают следователи, не в силах разобраться в противоречащих друг другу уликах. Очень много планов снято так, чтобы какие-то эмоции персонажей протекали на фоне статичных предметов – эта манера как бы усиливает эффект равнодушия вещей по отношению к людям – переживающим и скорбящим. Особо показательной для меня в данном отношении стала сцена с ужином той семьи, в которой был убит мальчик. Камера оператора очень медленно наезжает и отъезжает, чтобы зритель проникался теми же чувствами, что испытывают герои. Во многих планах очень много пустоты – действие происходит в одной части экрана, в то время как другая также занята статичным предметом – этот прием позволяет без применения 3D-графики добиться объемности картинки и сделать человека в кадре центральной фигурой эпизода: на переднем плане есть предмет, есть задний план, а в центре – человек, который располагается там как фигурка внутри стеклянного шара…
Вообще съемочная группа «Чужака» отработала на твердые «5+». Если говорить о композиторах, то Дэниел Бенси и Сондер Юррианс постарались сделать так, чтобы музыкальный ряд сериала добавлял происходящим на экране событиям дополнительного мистицизма и жути. Местами инструментальная музыка, а местами просто звуки, «бьющие» по ушам и включающие ощущение нервного напряжения, доводят уровень саспенса до запредельного. Порой кажется, что это таинственный убийца крадется где-то в ночи и эти жуткие звуки издает именно он!
О-о-о, особенно пробирает до мурашек эпизод, когда Холли Гибни рассматривает изображения, найденные в Сети. В этот момент музыка становится одновременной и пугающей, и противной, и предвещающей нечто плохое!
Можно говорить о том, что «Чужак» – это мистическое продолжение «Настоящего детектива». Его четвертый, но не официальный сезон (как это было в случае с неофициальным фильмом о Бонде «Никогда не говори «никогда» с Шоном Коннери). Сериал мрачный и тяжелый. Большинство персонажей отягощены последствиями убийства мальчика, которые затронули слишком много судеб в Чероки-Сити. Первый смех появляется лишь в восьмой серии, что говорит о том, что герои близки к развязке и могут позволить себе проявить положительные эмоции… Думаю, что не буду голословным, если назову «Чужака» одним из главных событий телевизионного 2020 года. Посмотреть есть на что, поверьте.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
HBO уже давно стала настоящим гигантом в сфере сериалостроения, на мой взгляд, зачастую превосходя Netflix по качеству и уровню предлагаемой продукции. Ведь их сериалы - это не просто развлечение, а полноценные произведения кинематографа. 'Игра престолов', 'Настоящий детектив', 'Чернобыль'... теперь к этим столпам присоединилась и очерпдная экранизация Стивена Кинга 'Чужак' (The Outsider, 2020).
Сериал впечатляет в первую очередь мистической составляющей сюжета и мрачной пронизывающей атмосферой неведомого страха, знакомой по прошлым экранизациям Кинга. Сюжет прост как школьное изложение: убит ребенок, есть подозреваемый (школьный тренер), на которого указали неопровержимые доказательства, включая показания свидетелей. Бравый следак моментально его берет под стражу (причем умышленно делает это прилюдно), но позже выясняет, что у самого подозреваемого есть такие же неопровержимые доказательства, подтверждающие его алиби. Главный вопрос, чуть ли не ставший теглайном проекта - как человек может находиться в двух местах одновременно?
Сразу оговорюсь, я не фанат творчества Кинга, и с литературным первоисточником и кучей экранизаций других произведений не знаком, поэтому буду оценивать проект опираясь на собственный зрительский опыт. А изначально он подсказывал, что проект стоит внимания. Впечатляющий трейлер с намеками на полноценный детективный хоррор (в целом, справедливая реклама!), достойного качества экшен (в пределах разумного), не первые звезды, но очень знакомые и примелькавшиеся, а, главное, талантливые лица в кадре - Бен Мендельсон в главной роли копа (больше привык его видеть злодеем, например в 'Темном рыцаре: Возрождение легенды'), комедийная звезда Джейсон Бейтман ('Несносные боссы', 'Козырные тузы' - хотя здесь он реально раскрылся как драматический артист), Пэдди Консидайн ('Нокдаун', 'Ультиматум Борна', 'Номер 44', 'Смерть Сталина', 'Макбет'), Эттьен Парк (фактически та же роль, что и в 'Ганнибале'). Но особенного упоминания заслужила Синтия Эриво ('Ничего хорошего в отеле Эль-Рояль', 'Вдовы'), очень глубоко проникнувшаяся своей героиней - женщиной со странностями, как не от мира сего, вечной одиночкой, не понимаемой окружающими. В то же время умной, талантливой и так же, как и любая женщина, мечтающей быть счастливой. А еще загадочной. И все это изобразила актриса.
Сериал действительно снят очень качественно и красочно (при всей темноте и мрачности картинки, визуал получился весьма сочным и насыщенным). Липкая, тягучая атмосфера мистической тайны, приятно напоминающая первый сезон 'Настоящего детектива', играет со зрителем, временами превращая происходящее в очевидную вариацию недавней дилогии 'Оно' (ближе к финалу ленты параллели становятся все более очевидными). Но если кратко характеризовать картину, то 'Чужак' - это Кинговская версия 'Настоящего детектива', эдакий хоррорный четвертый сезон, который вышел чуть раньше, чем планировалось. Ведь 'Чужак' имеет ну очень много общего - потрепанный коп (в этот раз, без напарника) со своими скелетами в шкафу берется за самое сложное в своей карьере расследование - убийство ребенка (не напомнило третий сезон с Махершалой Али?) - но в отличие от своих коллег из детища Пиццолато, не забивает на фактически зашедшее в тупик следствие, а с удвоенной силой берется за разгадку ребуса, привлекая на помощь частного детектива-афроамериканку (привет, новомодная толерантность и политкорректность). Так что здесь расследование не растянется на десятилетия, нам не покажут пожилых героев и флеш-беки с их молодостью. Здесь все происходит сейчас, в данный момент. И после появления той самой афроамериканки, сериал резко встает на рельсы 'Оно' - за кадром появляется мистическая тварь, особое внимание уделяется страхам героев, даже финал в части касающейся создает невольную ассоциацию. Хотя это и субъективное мнение, но вторая половина сериала настолько пронизана этой атмосферой, что так и ждешь танцующего зубастого клоуна, а на дорожных указателях ищешь поворот на Дэрри.
Есть у мистера Кинга роман 'Чужак', и вот решили снять по нему сериал на 10 серий. Это просто первый и законченный сезон или дальше пойдет отсебятина, не в курсе. Но что книга, что сам сериал получились разочаровывающими.
Завязка здесь очень даже интригующая: мертвый изуродованный мальчик (в книги подробности более сочные), подозрение падает на человека, хотя он был в другом месте, да еще нагнетается мол убийца и не человек вовсе. Нам всю книги или в данном случае сериале пытаются втолковать что это просто могущественное существо, которого не ясно как вообще убить. Но в последней серии выяснится что не так страшен черт, как его малюют. И это главное разочарование: зачем нужна вся эта интрига, нагнетание, тайна, когда все так легко и просто. Ну мистер Кинг тут как обычно, начал за здравие, кончил за упокой. А сценаристы решили не заморачиваться и лишь слегка переделали 'великую битву' добра со злом.
Всю сюжетную линию нам показывают расследование, которое не то, чтобы прям так интересно. Да и просто провисаний в повествовании хватает, и следить за всем этим напросто скучно. Из персонажей тут пожалуй выделяются только Ральф Андерсон и Холли Гибни, которые в принципе на месте и обедни не портят. Хотя в 'Мистере Мерседесе' тоже есть Гибни, только белая. Зачем решили менять актеров тоже непонятно.
Да вот в принципе и все. Серьёзно, мне особо и нечего сказать о сериале. В нем нет особого напряжения, как у хорошего триллера, а детективная составляющая разбивается о глупый финал. Нас готовят к чему-то опасному, а на деле выходит пшик. А 10 серий для такого посредственного повествования многовато. И только из-за завязки сюжета не отправил рецензию в негативный цвет.
Думаю многие согласятся с тем, что встретить в наше время фильм или сериал со свежей, интересной и оригинальной идеей достаточно сложно. Особенно если этот фильм или сериал развивается в рамках триллера, детектива и фильма ужасов. Приятным исключением для меня стал «Чужак» созданный Ричардом Прайсом, который еще на стадии производства создавал надежду на нечто действительно интересное. Начав смотреть же, я просто не мог оторваться.
События данного сериала созданного Ричардом Прайсом развиваются в провинциальном американском городке. Добропорядочного семьянина и уважаемого всеми тренера школьной бейсбольной команды Терри Мейтланда обвиняют в изнасиловании и жестоком убийстве маленького мальчика. Отпечатки пальцев и показания свидетелей указывают на него, но если верить записям с камер, то в момент убийства он находился в 90 км от места преступления на семинаре с другими учителями. Начав расследование убийства, детектив Ральф Андерсон и частный сыщик Холли Гибни начинают подозревать, что в случившемся замешано нечто сверхъестественное.
Безусловно одним из главных достоинств сериала является оригинальная, интересная и крайне интригующая история. Учитывая то, что основная ставка сериала сделана на тайну вокруг произошедшего и его расследования, я намеренно не стал читать первоисточник Стивена Кинга, что бы не портить себе интерес от просмотра. Именно это позволило мне не отвлекаться на какие-либо сравнения между сериалом и первоисточника, а с головой погрузиться в действительно интересную и интригующую историю, за ходом развития которой я наблюдал буквально с замиранием сердца.
Первые две серии безусловно оказались самыми лучшими как в плане истории, так и в плане повествования. Авторы заложили мощнейшую интригу, желание разгадать которую усиливалось с каждой минутой просмотра сериала. Не говоря уже о том, что события развиваются на экране достаточно динамично. Уже с третьей серии повествование сильно замедляется и приобретает более медлительный и созерцательный характер, а детективную составляющую начинает медленно вытеснять мистическая. Тем не менее, переход от одного жанрового поля в другое у авторов сериала удался и история крепко держится на протяжении всех десяти эпизодов. Разве что, разочаровывая финалом сериала и крайне простым противостоянием с главным злодеем при столь усердно развивавшейся интриги на протяжении всего сезона.
Многие зрители отметили, что атмосферно и повествовательно сериал получился очень близким первому сезону 'Настоящего детектива' и сравнения вполне оправданы. Аналогично сериал Ника Пиццолатто, авторы данного сериала сделали ставку на максимально неторопливый, медлительный и созерцательный темп повествования. Что идеально подходит под крайне мрачную и словно поглощающую тебя изнутри атмосферой полной безнадеги, мелькающей на горизонте угрозы и не покидающего ощущения тревоги. Что отлично играет в пользу сериала как в плане детективного триллера, так и мистики.
Бена Мендельсона можно смело назвать одним из самых талантливых и к сожалению недооцененных актеров современного кинематографа, который не так что снимается и в большинстве случаев оказывается 'на вторых ролях'. В данном сериале же, он в полной мере продемонстрировал свое актерское мастерство. Выжав максимум из крайне скудно прописанного и картонного персонажа. Порой даже без каких либо реплик и слов вытягивая своего персонажа на экране. Охотно порадовала и Синтия Эриво, которую крайне холодно приняли многие зрители после рекаста актрисы из 'Мистера Мерседеса'. На мой взгляд, Эриво максимально точно попала в образ странной и погруженной в себя героини. Настолько, что ей искренне веришь на протяжении всего сезона. Чертовски хорош и Джейсон Бейтмана, который стал очередным свидетельством того, что из комедийных актеров получаются действительно сильные драматические артисты. Сначала в «Озарке», а потом и в данном сериале он продемонстрировал сильнейшую игру, которой можно только аплодировать стоя. Жалко только, что его в сериале очень мало. Нельзя не отметить Билли Кэмпа, Юла Васкеса, Пэдди Консидайна, Марка Менчака и других актеров, каждый из которых буквально превратился и растворился в своем персонаже для меня ближе к финалу сезона.
9 из 10
Чужак - это однозначно одна из лучших сериальных новинок года. Не читав литературный первоисточник Стивена Кинга, я не могу судить о качестве и точности его экранизации. Однако могу сказать точно, что авторам сериала удалось создать очень атмосферный, безумно интригующий и чертовски интересный сериал, который я лично смотрел на одном дыхании. Не только из-за крайне интересной идее и мощной загадке, разгадать которую хочется раньше времени, но и за счет максимально неторопливой, созерцательной и медиативной атмосферы, которая лишь усиливает чувство тревоги и безысходности необходимые данной истории.
'Чужак' лучшая книга Кинга за последнее время. Если не сказать, что за последнее десятилетие. Великолепный сплав детектива и мистического триллера. Роскошное произведение. Но смогли ли авторы его достойно экранизировать?
Основной косяк это исполнительница роли Холли Гибни. Вот в 'Мистере Мерседесе' была замечательная девочка, которая показала именно ту необыкновенно эрудированную и незаурядную особу, о которой писал Кинг. А вот HBO почему то взяли Эриво. Хотя понятно почему - по 'комсомольской путевке'. И да - я реально высказываю претензию по таланту! Мадам им обделена - получился какой-то невнятный ЧСВшный и картонный персонаж. В завершить можно еще цитатой мэтра про цвет кожи талант. Одним словом - прокол.
К остальному касту претензий нет. Терри и Ральфа я такими и представлял. Мендельсон и Бейтман мастера своего дела и играют просто прекрасна. Да и остальной каст подобран отлично, разве что Клода Болтона я немного другим представлял.
Джейсону отдельное почтение и за постановку двух первых эпизодов - они идеально передают дух книги и захватывают дух, как и первые 200 страниц книги.
А вот последующее действо развернувшееся в книге многим очень не понравилось. Люди посчитали неуместным сплав детектива и мистики. Но на мой скромный взгляд этот переход вышел органичным и интересным.
Другое дело, что в сериале после ключевого эпизода действо очень сильно замедлилось и растянулось на 8 эпизодов, когда по-хорошему нужно было ограничится 6, а лучше 4. Финал вообще вышел крайне занудным и с тонной банальностей (особенно в самом самом конце).
Помимо драматургических ходов были провисы и по атмосфере - книжный оригинал гораздо мрачнее.
Если подводить итоги сухо - экранизация хорошая, но не достойная. Не хватило пиетета по отношению к первоисточнику и выбор протагонистки крайне удручил.
Скорее всего к счастью, но я не читал книги по которой был снят сериал 'Чужак'. И может быть к лучшему, потому что есть множество примеров, когда книга была прочитана раньше и последующий просмотр сериалов или фильмов вызывал только негативные эмоции. Например, 'Ночной дозор' или 'Джон Картер'.
Поэтому, не читаю книги, могу сказать, что сериал зацепил. И да, понравился. Я люблю мрачные, мистические и неторопливые триллеры, снятые где-то в провинциальной американской глубинке. И да, все персонажи, конечно же давно знакомы. И как обычно, есть что-то что объединяет в прошлом. В общем, здесь ничего необычного, типичная завязка детективной истории в маленьком городке. Первая серия вроде бы динамична на действия, но далее начинается неторопливое и созерцательное кино, которое как раз мне по душе. Много общих планов, хорошо подобраны цвета, хороший атмосферные цветофильтры. Просто сидел бы и любовался. Но многие кадры прямо очень сильно прилизаны, ничего лишнего, все идеально стерильно и 'киношно'.
Вообще за картинку сначала хотел поблагодарить Бейтмана, но потом увидел сколько там режиссером и понял, что заслуга за атмосферу скорее всего у оператора и сценаристов. Бейтман в сериале также числится продюсером и актером, но роль у него, к сожалению, совсем не большая. А вот за кого я, наконец, искренне рад, так это за Бена Мендельсона. Привык видеть его в ролях отрицательных персонажей. Совсем недавно пересмотрел 'От звонка до звонка', где роль очень противоречивого персонажа. Здесь же очень хорошая, наконец-то, положительная роль. Также очень был рад увидеть Мэр Уиннингхэм, которую хорошо помню еще с видеокассетных фильмов начала 90-х. Она очень естественно дополнила героя Мендельсона и в целом отлично лично у меня ассоцируется со статистической жительницей американской глубинки. Также нельзя не отметить Синтию Эриво в роли Холли Гибни. Отдаленно похожий персонаж по темпераменту у нее был в 'Ничего хорошо в отеле Эль-Рояль'. Думаю, с этим персонажем получился бы неплохой адд-он.
Подводя итог, хочу сказать, что по атмосферности и сценарию сериал напомнил мне старые добрые 'Секретные материалы', с Гибни а-ля 'Малдер' и Ральфом Андерсоном а-ля 'Скалли'. Посмотрел 8 серий и с нетерпением жду 9-ой и финала.
Здесь я собрал лишь особенности, которые сыграли основную роль в восприятии мной этого детища НВО. Итак...
Первые две серии нас встречают почти дословным и слегка суховатым пересказом первых глав романа. Детали и ответвления, которых не было в книге, смотрятся вполне органично. И тут наступает переломный момент - третья серия, появление новой героини.
Сейчас стало модно шутить про адаптации Нетфликса, которые переворачивают каноничных героев с ног на голову. Но это - полностью противоположный случай.
'Чужак' Кинга хоть и является самостоятельной историей, в то же время продолжает серию Мистера Мерседеса. Ведь именно события, связанные с маньяком на автомобиле, сформировали характер одной из главных героинь Чужака Холли Гибни.
Нетфликс показывает нам образ героини, которая очень близка к книге. У неё есть своя история становления как персонажа, которая протягивается через три книги / три сезона сериала. Роман 'Чужак' - финальная точка в становлении Холли как сильной и независимой личности из маленького серого комочка, которым она была при первом знакомстве с нами. Что делает Чужак от НВО? Перечеркивает к чертям всю ее прошлую историю и преподносит нам Холли Гибни как совершенно нового персонажа, не имеющего ничего общего с настоящей Холли. Даже цвет кожи поменяли. И с её появлением приходит понимание двух вещей:
1) экранизации Кинга здесь не будет. Будет 'по мотивам', но не более;
2) настоящий чужак - это не монстр в дешевом гриме. Настоящий чужак - это женщина, занявшее место, которое ей по праву не принадлежит. В этом смысле сериал раскрывает название на все сто процентов.
Особенность романа Короля Ужасов в том, что интерес к сюжету угасает, когда детектив полностью переходит в мистику. И НВО вроде пытается корректировать историю, но лучше от этого не становится. Если бы сериал просто дословно показал все написанное в романе, это был бы допустимый ход. Он не всегда лучший, но гарантировано спасает экранизацию от падения в бездну. А НВО ходят по тонкому льду, и если к выходу финальной серии не припасён козырь в рукаве, тогда все попытки создателей отойти от канона сыграют в минус.
Из положительных моментов могу выделить монтаж, звуковое сопровождение и операторскую работу. Некоторые решения ответственных за это людей выглядят как смелый эксперимент, который сыграл в плюс.
В целом не могу сказать, что сериал мне понравился, но буду ждать финала и надеяться на лучшее. Если не на сюжетный козырь, то хотя бы на красивый финальный экшен. Ну пожалуйста...
«Убийца детей в форме младшей лиги, все равно, что маньяк в костюме клоуна!»
Из Стивена Кинга на моей полке всего две книги. «Сияние» и «Чужак». Я не фанат «короля ужасов», мне не с чем сравнивать его последний роман, чтобы утверждать насколько он хорош или плох по отношению ко всей вселенной Кинга. Мне книга понравилась. Она небольшая. И, как по мне, из нее мог бы получиться отличный мини-сериал. Поэтому экранизацию «Чужака» я ждала с нетерпением, и сравнения с «Настоящим детективом» совершенно меня не смущали. А должны были. Потому что по факту творцы НВО сняли все что угодно, но только не экранизацию кинговского романа.
Можно до посинения спорить о том, что любить Кинга – признак дурного вкуса, но даже мне, независимому читателю не самого шедеврального романа Кинга, открылась его тайна – как он умудряется на протяжении почти полувека держать мир в напряжении. За циничным живописанием самых низменных процессов человеческого организма, за детализированной раскадровкой насилия, скрывается последний миротворец на Земле. Его наивной вере в человечество можно только позавидовать. Неспособный объяснить (а кто сможет?), как в человеке рождается зло, он придумывает альтернативную реальность. Чужака. Наполняющего священный сосуд разного вида мерзостями и раковой опухолью. И самое важное – это не выглядит лицемерием. Кинг искренен. Ему веришь и прощаешь не самое динамичное повествование. За канталупу с червяками и киноманку Холли Гибни я способна простить Кингу все.
Как известно из сети, непосредственного участия в написании сценария Кинг не принимал. Образ Холли Гибни на экране стал для Кинга такой же неожиданностью, как и для каждого, кто читал книгу. И если Кингу хорошо заплатили за то, чтобы он свыкся с экранным воплощением, то мне, наоборот, пришлось платить деньги за то, чтобы скрепя зубы соглашаться с одеревенелостью Синтии Эриво. Холли Гибни может быть какого угодно цвета, но очарованной кинематографом марсианкой быть обязана. Может быть, Кинг сделал из Холли киноманку только ради того, чтобы в очередной раз пройтись по «Сиянию» Кубрика, но мне хочется сказать ему спасибо за то, как ловко он соединил воплощение зла, терроризирующего тихий провинциальный городок, с мексиканским кинематографом. Фильмы о рестлерах, сражающихся с разного рода нечестью, действительно снимались, но вот существование «Мексиканских девушек-борцов против монстра» мне не удалось подтвердить. Если этот фильм и выдумка, то очень правдоподобная и оригинальная. Сценаристы «Чужака» посчитали, что подобная отсылка в эстетике «Настоящего детектива» будет смотреться слишком трешово, поэтому заменили ее унылым расследованием и лишним звеном в цепочке жертв, тем самым утяжелив процесс просмотра сериала вдвое.
Если верить одному шлягеру, то у каждого настроения есть свой цвет. Цвет настроения «Чужака» - зеленый. Не травянисто зеленый – символ жизни, а тошнотворно-болотный – цвет застоя, уныния и упадка. Маленький городок Флинт-Сити будто тонет в трясине безысходности. Детектив Ральф Андерсон уже по уши влип в собственный дестрой. Какое ему дело до расследования и что честь одного из близких друзей ставится под сомнение? Половину сериала Бен Мендельсон ходит с видом побитой собаки, бездействует на постели умершего сына, бухает, мутузит случайных посетителей бара и ходит к психологу. В общем, дико меня раздражает и заставляет задать логичный вопрос – какое отношение драма Андерсона имеет к концепции романа «Чужак» и к расследованию загадочного дела о недостоверности даже таких очевидных улик, как отпечатки пальцев и ДНК? Складывается ощущение, что сценаристы и режиссеры «Чужака» намеренно тянут резину, погружают зрителя в беспросветный лимб, который будет отвратительнее любого чудовища. Они могли бы устроить качественную сатиру, распространив вирус Эль Куко на СМИ, на то, как ловко источники информации сеют страх и нетерпимость в людях, готовых поглощать чужие беды и страдания ложками по три раза в сутки – утром, днем и вечером. Вместо этого они сами превратились в мифического зверя, надеясь на то, что зритель получит колоссальное удовольствие от лицезрения бездонного омута отчаяния, из которого лично я, отсмотревшая шесть серий, логичного, позитивного кинговского выхода не вижу.
Даже если бы я не читала книгу, экранизация «Чужака» не способна напугать. Где соломенный взгляд и визуальные трансформации? Джейсон Бейтман и Ричард Прайс просто издеваются. Экранизация «Чужака» не способна увлечь. Вместо шикарного детектива, на экране царят нытье центральных персонажей и одеревенелость, призванной быть харизматичной, главной героини. Спасает эту зеленую тоску от полного затопления игра Пэдди Консидайна, которого катастрофически мало в первых шести эпизодах. Т.к. к этому времени фокус повествования смещается на него, только этот факт способен заставить меня досмотреть оставшиеся четыре эпизода. Смотря на экзальтированного Бена Мендельсона, понимаешь, что на канталупу и признания в любви фантастичной девушке рассчитывать не приходится. Для создателей «Чужака» это было неважно. У них своя цензура. Заменить литературные нападки Кинга на Трампа «бородатым анекдотом» о советском Эль Куко Сталине, вот это настоящее искусство. Точнее, цензура по-американски.