«Запишите в протокол: Мсье Онофф сказал, что бог — посредственный автор»
Фильм 'Чистая формальность' (Или, если угодно, 'Простая формальность') я посмотрел спустя 20 лет, после его выхода на экраны. К этому моменту я уже видел работы Торнаторе - 'Легенда о пианисте', 'Малена' и, конечно, 'Новый кинотеатр 'Парадизо'. Также я являюсь не то чтобы поклонником, но бдительным свидетелем творчества Романа Поланского-режиссера. Здесь же мастер выступает впервые в одной из главных актерских ролей в картине, к режиссуре которой он не причастен. По крайней мере, так уверяют эксперты. Мне же в глаза бросились особенности, присущие именно кисти Поланского, воплощенные в свою очередь итальянцем Торнаторе в своей 'Чистой формальности'. О режиссерской работе говорить просто неуместно - монтаж, съемка и в целом картинка выглядят более чем качественно и заставляют еще в дебюте фильма отметить работу итальянца, который за эту картину взялся всецело, выступив сразу в роли режиссера, сценариста и ответственного за монтаж.
Что касается главных героев, то тут перед нами предстает отличный дуэт двух полярных по экранному темпераменту киношных архетипов - нервный, запуганный и несколько истеричный месье Онофф-Депардье и абсолютно циничный и спокойный комиссар-Поланский. Их взаимоотношения по ходу фильма мандражируют от беседы истинного фаната со своим кумиром до допроса с пристрастием известного писателя, попавшего в лапы к демоническому комиссару. Еще одним не менее важным персонажем картины является по обыкновению Эннио Морриконе, который, кажется, просто не способен оставаться в стороне от сюжетов фильмов, музыку к которым ему доводилось писать. Здесь же вкупе с Морриконе играет свой оркестр, природный, - настоящий ливень, обрушившийся на полицейский участок, где происходит 99% действа - вода сочится буквально из всех щелей, на что обращают внимание и герои фильма, честно признавая, что так даже лучше. И действительно - 'текучесть' всего происходящего на экране ярко иллюстрирует обрывочные и каплеобразные воспоминания героя Депардье, который никак не может вспомнить последние часы своей жизни. Я намеренно не раскрываю детали сюжета 'Формальности', ведь этот фильм - одна большая аллегория и каждая деталь может стать спойлером. Скажу лишь, что фильм держит в напряжении до самого конца. После того, как зрителю наконец открывается истина, наступает некое прозрение - сопоставляются все кадры, все детали - пазл складывается. И это чувство, когда наконец понимаешь, что не был даже и близок к догадке, честно признаюсь, бесценно. По крайней мере, так прочувствовал развязку я, посмотрев этот фильм впервые.
В заключении, я все же не обойдусь без нескольких спойлеров, так что не стоит читать следующий абзац людям, еще не знакомым с фильмом. 'Чистая формальность' напоминает одновременно сразу ряд фильмов с похожей тематикой, но яснее всего на ум приходит отождествление с фильмом 'Лестница Иакова', концовка которого по сути идентична концовке данной ленты. Жанр этого фильма я бы определил все-таки, как триллер, лишь потому, что слово 'мистика', указанное как жанр, заблаговременно приоткрывает краешек, завесу тайны. Если же говорить о философии Торнаторе, то мы видим концепцию загробного мира, основанную главным образом на Чистилище и основной задаче - осмыслении истины смерти и принятия ее новоприбывшей душой. О Рае и аде тут речи все же не идет. Главным же откровением лично для меня стали поистине ключевые фразы, которые в контексте незнания просто пролетают мимо ушей и становятся значимыми лишь по прошествии хронометража фильма.
В общем, фильм стоит смотреть всем любителям жанра мистики, ценителям творчества Романа Поланского и Джузеппе Торнаторе, а также просто людям, которые любят быть водимыми за нос до последней минуты фильма.
«Простая формальность» — камерное кино необыкновенной красоты с Жераром Депардье и Романом Полански в главных ролях. Джузеппе Торнаторе, будучи мастером работы в замкнутых пространствах, выжимает из обстановки максимум, так что ее можно считать полноценным действующим лицом, которое символьно общается как со зрителем, так и с героями. Некоторая литературность сценария полностью искупается живой игрой актеров — лишний повод вспомнить, каким выдающимся был Депардье, и убедиться, что признанный классик Полански умеет не только создавать образы, но и блестяще воплощать их. Финальный твист так и вовсе навсегда застолбил место в золотом фонде кинематографа, а музыка Эннио Морриконе, кажется, любой фильм делает только лучше.
Обязательно посвятите вечер этому детективу, который таковым является лишь на первый взгляд.
Джузеппе Торнаторе в «Простой формальности» божественно един во всех лицах. Он – рассказчик, постановщик, монтажер и даже автор песни! И с каждой работой справился превосходно. Получилась работа, достойная быть не только увиденной и пересмотренной, но – услышанной!
Да, этот фильм надо не только смотреть, но и слушать. А лучше – слышать! Торнаторе, как показалось, черпает вдохновение в литературе, в творчестве Достоевского и Кафки. А еще его работа напомнила об визуально-философских исканиях Тарковского, Кокто и Бунюэля. Замкнутое пространство, летящие с потолка капли, сюрреализм происходящего, невозможность бегства.
История начинается с револьверного выстрела. Жерар Депардье играет гениального писателя Оноффа, который задержан полицией по подозрению в убийстве. Роман Полански органичен в образе несгибаемого провинциального сыщика, который пытается докопаться до правды, восстановив цепь событий. Комиссар наизусть цитирует романы Оноффа. Онофф пытается вспомнить, как и почему он оказался в странном полицейском участке.
Метафоры, образы, воспоминания, ловушки и капканы. Инспектор почему-то называет себя Леонардо да Винчи… Короткие проблески памяти лишь сбивают писателя с толку. А дождь всё не заканчивается.
Кино для вдумчивого зрителя. Непригодно для просмотра за ужином.
Для начала,стоит сказать,что с итальянским кино у меня беда,даже с такими классиками как Феллини и Антониони у меня возникают проблемы при просмотре-мне становится ужасно скучно и единственное возникающее желание-это выключить,быстрее,быстрее.По-этому,я старательно избегаю итальянского кино.Вот и Торнаторе пришлось довольно долгое время пылиться у меня на полке.
Начну с восторженных криков по поводу визуальной состовляющей ленты-красота ленты вытекает не из каких либо изысков и нагромаждений,наоборот,в руках Джурато самые обыкновенные вещи вдруг приобретают какой-то совершенно невиданный до этого оттенок.
Продолжу восхитительной музыкальной составляющей,но здесь без сюрпризов,стоит лишь взглянуть в графу 'Композитор'..
Актеры-Депардье великолепен,Полански очень хорош,остальные не мешают происходящему.
Весь фильм строится на диалоге двух героев,допрос с флэшбэками героя Депардье..Это все было бы замечательно,но все же замечательно для данного шедевра не совсе точный эпитет.Почему?Потому что с первых минут нас за горло хватает атмосфера фильма,того чего не хватает современным голливудским блокбастерам,Торнаторе уделяет внимание казалось бы совсем мелким и неважным деталям из которых и вырастает эта самая атмосфера.
Дождь,лестницы,амнезия,непонимание героем возникшей ситуации,абсурдность этой самой ситуации-все это и навело меня на мысль о Кафке.Все как у маэстро,только фильм закончен,а не отложен на полку на половине,конец несколько сбивает с толку,слишком просто,слишком молодежно что ли.
Полански,думается,не спроста снялся у Торнаторе,уж больно напоминает Джузеппе именно Полански,причем лучшие фильмы классика(Отвращение,Нож в воде,Смерть и девушка)
Фильм- метафора, фильм-водоворот, который затягивает зрителя в свои дебри все сильнее и сильнее, а потом вдруг отпускает, и силой течения тебя выкидывает на поверхность, -дезориентированного, и не понимающего, что произошло, что было, чего не было, и что дальше. Фильм, в котором с динамической точки зрения почти ничего не происходит, но при этом выдерживается такой нерв, и такое напряжение, нарастающее с течением фильма, каким может похвастать не каждый триллер. С психологической точки зрения - Торнаторе показывает буквально препарирование сложной личности. Это многослойный фильм, в котором режиссер, словно хирург, острым скальпилем срезает слой за слоем с главного героя, - неторопливо, постепенно, смакуя и давая зрителю возможность рассмотреть каждый слой, со всеми его достоинствами и недостатками.
Сначала, едва только надрезан первый внешний слой, слой зоны комфорта, герой ведет себя агрессивно, временами даже неадекватно. Затем, когда срезан этот ядовитый 'подкожник', он становится тише, и уже ведет себя уже более сдержанно, хотя все еще обиженно на весь мир и в позе конфронтации с окружающим миром. Затем он потерян, затем польщен, после- испуган, сражен, безумен, снова агрессивен, надломлен, опустошен... Срезаются последовательно и методично воспоминания, победы, привязанности, ностальгия, прошлое, привычки, потери, страхи, боль, надежды, связи... и так далее до тех пор, пока все слои не срезаны и не достигнута цельная сердцевина- честная, неприкрытая, удивительная и щемящая правда. И когда в финале инспектор говорит Оноффу о том, что его последний, еще не изданный роман есть нечто выдающееся, взгляд Оноффа в ту секунду - и есть взгляд того самого настоящего, той самой правды, к которым вел зрителя режиссер через весь фильм.
Этот фильм символичен в каждом кадре, в каждой мелочи, и безумно метафоричен- настолько, что порою теряется связь с реальностью, и понимание того, где же она, твердая земля реальности. И подойдя к финалу, Торнаторе демонстрирует, что сюжет, в его логической последовательности связанных действий, для него второстепенен по сравнению с поиском истинной личности героя, который он вел на протяжении всего фильма. Он привел зрителя к правде, он обнажил натуру героя, показал его истинное лицо, - цель достигнута, а уж какими средствами, и что там в итоге все же произошло, и почему случилось все то, что мы видели,- это для него не суть важно. И потому, глядя, как фургон увозит Оноффа куда-то вдаль, в недра пасторального пейзажа, зритель, поставленный перед необходимостью самому осмыслить, и додумать финал, пребывает в некоторой растерянности и недоумении. Потому что непонятно, куда именно везет героя этот фургон. Домой? Но тогда почему у него вид, словно отправляется в последний путь, почему спрашивает про рукопись, не забрали ли ее, почему фотографии ему отдают как одолжение, ведь 'вообще-то нельзя'? В тюрьму? Но если выстрел был тем, что выяснилось в ходе допроса, и чему есть письменные доказательства, то за что он может попасть в тюрьму? И главное- если выстрел был тем, что выяснилось, почему вообще был этот допрос, в таком виде и форме?
Этот фильм нельзя понять с помощью логики. Он соткан из ментальных нитей эмоций, переплетен метафорами, и скреплен символизмом. Можно написать, наверное, диссертацию о смыслах, затаенных в символических деталях бытия, отраженных в этом фильме, о трактовках метафорических поворотов. Но понять истинный семантический посыл режиссера можно только на уровне эмоций. Не глазами и разумом, а сердцем.
Честно говоря, я недолюбливаю Депардье,- как-то он никогда не вызывал у меня симпатии. Но в этом фильме он сыграл очень сильно. Глубоко, многогранно, ярко и убедительно во всем бесконечном спектре эмоциональных полутонов, через которые проходит его герой, и из которых раскрывается, изменяется, преображается. Он не становится приятен, но он заставляет верить, и ему веришь. Очень сложная и сильная роль у Депардье в этом фильме. Я даже иначе взглянула на него как на актера,- его актерское мастерство в этом фильме под стать искусству Торнаторе, и вызывает большое уважение. У Романа Полански менее мятежная роль, но он стал достойным партнером Депардье на этой непростой арене. Он мастерски натягивал тетиву этого упругого лука, - медленно, но уверенно, и держал напряжение. Достойная роль, сильная игра.
Резюме. Фильм-эмоция, фильм- метафора, который надо осмысливать и додумывать. Его нельзя смотреть между делом, он требует отдельного внимания и уважения. Но если вы любите кино как искусство, в чистом виде, то посмотрите 'Простая формальность', он вам понравится.
Ночью, как водится в таких случаях, была гроза. Ты бежал по лесу, не разбирая дороги. Ветки хлестали по лицу, ноги вязли в топкой грязи, а ты всё бежал и бежал. В отчаянии, сам не зная куда... И вот в глаза ударил слепящий свет. Электрический свет фар полицейской машины. Она привезёт тебя в участок. Иного пути и нет в этом Богом забытом месте...
Весь фильм мы наблюдаем за психологическим поединком двух человек, один из которых называет себя известным писателем, а другой - да чего там мелочиться, зовите меня просто Леонардо. Первый - подозреваемый в преступлении, второй - страстный поклонник его писательских талантов и по совместительству комиссар полиции. Страстный поклонник, но почему-то сразу не признал своего кумира. Это потому что раньше тот носил бороду. Без бороды-то и не признал... Судорожно вцепившись в собственный подбородок, наш писатель, конечно, не догадался, что он не единственный человек на свете, которого можно не признать без бороды. Не догадались и мы. Камера наехала на лицо его собеседника, посмотрела на него в упор, и мы это заметили, но истолковали неправильно. Здесь вообще постоянно всё истолковывается неправильно...
Фокус резко скачет с одного персонажа на другого. Камера объезжает, наезжает, следит. Острые ракурсы, насыщенные цвета. В чём-то это похоже на нео-нуар, в чём-то - на фильмы Поланского (недаром именно он играет одного из главных героев - комиссара). Камерный триллер-детектив с явными отсылками к кафкианскому абсурду и психологизму Достоевского. У нас есть труп. Кто же убил? - Вы и убили-с.
Но невозможно вспомнить... Что же произошло сегодня днём. Или вечером. Где ты был, что делал. Зачем ты, чёрт возьми, это делал?! Вот только чёрта и осталось поминать. За Бога стыдно. Ему бы не графоманствовать понапрасну, а писать только пейзажи...
В голове мелькают обрывочные образы. Они так агрессивно-хаотичны, что можно сойти с ума. И где-то совсем на краю сознания - пузатое дуло револьвера, направленное в упор. На жертву, на приговорённого к смерти, на зрителя...
И пока не вспомнишь, будешь сидеть здесь. Будешь сидеть здесь вечно. В этом проклятом всеми богами месте, по периметру которого расставлены капканы. Как они живут здесь? Здесь же невозможно жить! Течёт с потолка, не работают ни водопровод, ни электричество, ни телефонная линия. Все чернила высохли, ручки не пишут, а только разрывают бумагу в клочки. И даже сигарету попросить не у кого. Ни один, ни один человек в полицейском участке не курит! Абсурд. Абсурд и издевательство. Хорошо хоть есть вино, оно медленно льётся в бокал, ты смотришь на эту пронзительно-алую жидкость, она заполняет всё пространство перед тобой... Что же, что случилось сегодня днём?..
Ты жил под фальшивым именем, твоя биография была придумана от первой до последней буквы. Ты потерял фотографии, которые так тщательно собирал все эти годы, и уже не помнишь лиц, запечатлённых на этом ворохе макулатуры, даже собственное лицо забыл, как и забыл написать посвящение человеку, которому обязан всем. Всего лишь пару коротких строк. Но ты не сделал и этого.
И наконец ты вспоминаешь всё. Чистые листы бумаги, пустая мышеловка, длинные гудки. В сухом остатке - только куча фотографий, которых никто не хватится. Вино выпито, сыр съеден и закончен этот мучительный допрос. Комиссар хорошо выполнил свою работу. И ты понимаешь, теперь понимаешь, всё это была лишь формальность. Простая формальность. Никто и не собирался издеваться над тобой. Это можешь сделать только ты сам. Унылая ночная гроза, казавшаяся бесконечной, закончилась, небо прояснилось и озарилось первыми лучами восходящего солнца.
Мы смотрим на мир и не понимаем его. Обрывки слов, фраз, которые никак не складываются в общую картину. Отчаявшись, мы приходим к выводу, что никакого смысла в этих каракулях нет, а Бог посредственный писатель. Сколько нужно времени, чтобы расшифровать его записи?
Неспешно и добротно, как уже перестали делать, снятое кино. Мастерски. С любовью. Вдумчиво. Атмосферно, причём атмосфера, так сказать, выверена до последней детали, до малейшей дождевой капли из дырявого потолка и до каждой непишущей ручки из стаканчика на столе. Да, диалоги немного пафосны и книжны, но фильм это не портит, ибо он заведомо и запланировано аллегоричен.
Музыка Морриконе. Это тоже хорошо. Кстати, вроде бы в эпизодической роли задействован его сынаша.
Именно так, неспешно, добротно, мастерски подводят нас к финалу совершенно великолепному, уже ради него нужно этот фильм смотреть. Подводят сценарист и режиссёр, оба один и тот же талантливый человек Торнаторе Джузеппе. Нельзя мне спойлерить, а жаль: ведь концовка в этом фильме — самое главное и самое важное.
Ну и конечно, актёрская игра. Депардьё в роли именитого писателя под подозрением, депрессивного и мятущегося, великолепен как всегда, ну, он-то другим и не бывает, пузатый и роскошный Артист с большой буквы. Поразил Поланский в роли ведущего допрос деревенского полицейского. Невзрачный и замухрышистый, известный прежде всего не как актёр, но как режиссёр, добился он того, что персонаж его не просто блистает, но сияет в этой ленте, светом мистическим, потусторонним и жутким. Надо видеть, каким неумолимым судьбоносным крысёнышем вгрызается этот маленький провинциал в воловью тушу писателя Жерара...
Именно здесь, кстати, Поланский впервые снялся в главной роли, при этом не режиссёрствуя. Что бы там не плели про пана Романа и в чём, справедливо или нет, ни обвиняли, в области кинематографа он безукоризнен как никто. Не знаю, как человек, но как творец он безупречен. И если железный калифорниец Шварц отказался прощать этому маленькому польскому еврею гнусные грехи молодости, то, может быть, надо было Путину вручить ему паспорт одновременно с дедом Жераром, уж очень их дуэт органичен и красив.
Фильм из категории «Наконец-то!». Выпущенный в далеком 94-м, только сейчас добрался до DVD. Несравненный Джузеппе Торнаторе, потрясающий Роман Полански и великолепный Жерар Депардье. Только так!
В холодную дождливую ночь полиция арестовывает человека. Кто он и что сделал? Кажется такие простые вопросы, но как сложно на них отвечать! И зачем полиции все это нужно, разве человек совершил преступление? Да и полиция ли это? Я мог бы все пространство сайта посвятить описанию фильма, комментариям и выражению своих чувств, только кому это нужно. Обязательно выберите вечерок и посмотрите фильм.
Во время страшной грозы в маленькой французской деревушке в неприметном полицейском участке с прохудившейся крышей неожиданно оказывается знаменитый писатель Онофф (Депардье). Он не может понять в чём его обвиняют и почему не отпускают домой. Но также ему никак не удаётся вспомнить, что именно он делал последние несколько часов, и как он попал под этот проливной ливень. Местный комиссар (Полански) начинает допрос Оноффа в целью выяснить все детали загадочного преступления, о котором он пока не планирует рассказывать писателю.
Великолепный и по-настоящему театральный фильм. Под этими словами я обычно подразумеваю камерность места действия, малое количество действующих лиц, интересный диалоговый сюжет, высокий уровень актёрского мастерства и общую атмосферу этакой 'литературщины'. Всё это в полной мере присутствует в фильме 'Простая формальность'.
Место действия картины - маленький, полуразвалившийся полицейский участок. Бесчисленные ручейки воды просачиваются сквозь ветхую крышу, свет свечей, лужи на полу, скрипучие столы и стулья, ручки, которые давно уже не пишут. Такая декорация создаёт прекрасную атмосферу какой-то чувственности, интимности, если хотите. И на таком вот фоне двое главных героев и ведут свою, порой слишком неторопливую, беседу, всё глубже погружаясь в закоулки разрушенной памяти Оноффа.
Сложно описать всю гамму чувств, которую испытываешь, досмотрев фильм до конца, избежав при этом спойлеров. Скажу только, что концовка довольно неожиданная и, как и весь фильм в целом, сильно напоминает произведения Гоголя, Чехова и даже Франца Кафки. Музыка знаменитого композитора Эннио Морриконе дополняет эту атмосферу таинственности и загадок. Она тревожит, волнует, держит в напряжении - то, что надо.
И, конечно, как не отметить тонкую и проникновенную игру Депардье и Полански. Вот уж кто-кто, а они бы не пропали не театральной сцене. Дуэт получился замечательный - взрывной Онофф, кричащий, машущий руками, смеющийся и плачущий, и его антипод - замкнутый, спокойный и практически равнодушный комиссар.
Единственным, незначительным минусом фильма, по моему мнению, является то, что, убедившись, что концовка фильма поражает зрителя, режиссёр (он же сценарист) не счёл нужным закрыть некоторые сюжетные линии, которые так и остались висеть в воздухе. Зритель, который досмотрит это кино до конца (а это уже является показателем некоторого наличия интеллекта, не присущего попкорно-жующим 'курочкам'), непременно заметит эти шероховатости. Ну и пусть...
Советую посмотреть этот фильм в первую очередь тем, кто не чурается ходить в театр и читать классические книги. Другим лучше не стоит, а то опять будете говорить, мол экшна мало, да диалогов много. Кому от этого будет лучше?
Оноф ( Ж.Депардье), известный и преуспевающий некогда писатель, а сегодня скрывающийся от мира на отдаленной ферме, попадает в непонятную и непростую ситуацию. Наблюдая за событиями в полицейском участке, задаешся вопросом:
«Что скрывает Оноф? Что хочет забыть? Что пытается, но не может вспомнить?»
Ему выпадает за одну ночь пройти путь самоочищения длиной в шесть или даже более лет. Вернее будет сказать – путь очищения, поскольку именно комиссар полиции стал той лакмусовой бумагой, благодаря которой проявились страхи и наваждения в сознании писателя. Правда, которой боялся, была произнесена и услышана совершенно чужими (?) людьми. Воспоминания обрели свою былую полноту. Истины, которые искал шесть лет, встали в полный рост.
Простая формальность превратилась в сеанс терапии.
Чистые листы - жизнь с чистого листа.
Кем стал Оноф, после этой ночи? Совершенно понятно одно - прежним ему уже не быть.
Отдельно надо отметить работу Р. Полански. Это мастерски сыгранный образ, но полицейского ли? Что двигает комиссаром? Необходимость раскрыть убийство или желание помочь автору любимых книг? Да и было ли убийство?
К концу фильма возникает понимание, что вопросов больше, чем на них дано ответов.