Стилизованная под прошлое камерная шпионская драма
Эта китайская чёрно-белая картина довольно нетипичного для их кинематографа жанра стала для меня заключительной в рамках ММКФ в этом году. Здесь и камерная (почти театральная) постановка, и шпионская драма, и боевик в стиле «Крёстного отца». Как ни странно, все эти жанры вполне органично переплетаются между собой, создавая яркое впечатление у зрителей.
«Субботний роман» - так называется спектакль, в котором должна сыграть главную роль известная в Шанхае 40-х годов актриса Юй Цзинь. Жизнь девушки очень непроста – её бывшего мужа держат в плену японцы, и ей приходится искать пути для его освобождения. Подпольная работа на японцев может стать ключом к его свободе, однако в силу политических и моральных взглядов, она давно уже работает на разведку союзников своей страны, обещающих защиту государства от проклятых японцев. Имея схожую внешность с погибшей женой одного из важных военных лиц, и большой талант к перевоплощению, Юй предстоит добыть у него секретную информацию, которая может стать ключевой для победы в войне. Какой же выбор в итоге сделает Юй, когда получит к ней доступ?
Картина получилась очень необычной, по своей стилистике она воспринимается как фильм тех самых 40-х годов, в которые и разворачивается её сюжет. В ленте много нетривиальных поворотов, а финал и вовсе заставляет удивлённо вскинуть брови и начать поиск дополнительной информации о том времени и замысле режиссёра. Фильм очень фестивальный, такие редко добиваются успеха в прокате, однако должен понравиться тем, кому в кино важна эстетика, и кто любит стилизированные под прошлое картины.
Начало декабря 1941 года. Известная китайская актриса Жан Ю (Гун Ли) возвращается в Шанхай после долгого отсутствия, чтобы сыграть в театральной постановке бывшего любовника.
В оккупированном японцами Шанхае остаются районы под управлением иностранных концессий, где продолжается мирная жизнь. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Так называемый 'одинокий остров' полон шпионов и двойных агентов. Какова настоящая цель приезда Жан Ю? Возможно, она действительно здесь ради театральной постановки. Может быть, ей нетерпелось повидаться с любовником, к которому она все еще испытывает романтические чувства. Либо она шпион и пытается разузнать информацию для какой-то из сторон. Ее бывший муж находится под арестом японских властей, возможно ли, что она прибыла в Шанхай с целью помочь ему бежать? В истории также фигурирует французский агент, вероятно, приемный отец Жан Ю. Приехала ли она ради него? Ни один из этих мотивов, однако, не исключает другого.
Сцены репетиции театральной постановки, не имеющей никаких точек соприкосновения с основным сюжетом, настолько нечетко отделены от него, что запутывают зрителя только сильнее. Что было в постановке, а что наяву? 'Субботний роман' - название пьесы - не дает никаких подсказок, ведь ее сюжет нам неизвестен, за исключением одной-двух сцен. Что же на самом деле происходит в черно-белой картине режиссера Лоу Е?
Французы, немцы, американцы, китайцы, японцы... Большое количество персонажей с туманной историей и не более внятными мотивами. Крупные планы, сосредотачивающие внимание не на Шанхае сороковых, а на чертах уже немолодой, но все еще красивой Гун Ли. Ее героиня вдумчиво курит, смотрит через широкое пыльное окно гостиницы на дождливый город, страстно обнимает любовника в темноте за кулисами. Каждая сцена снята по-художественному красиво, но все так же не проливает свет ни на характер персонажей, ни на происходящее вокруг. Как ни странно, именно эта путанная череда черно-белых крупных планов, бодро перепрыгивая из кафе, в котором разворачиваются события пьесы, на улицы дождливого Шанхая, не дает зрителю расслабиться и потерять интерес к происходящему. Таинственная Жан Ю умудряется сохранять интригу на протяжении всей истории, то и дело показывая себя с неожиданной стороны, но правда ли эта женщина могла предотвратить атаку на Перл Харбор?
Визуальная красота картины, неожиданные повороты сюжета и сохраняющаяся интрига удерживают внимание до самого конца, однако, этот флер рассеивается одновременно с финальными титрами. Никто из персонажей, даже главная героиня, не раскрылись настолько, чтобы можно было им сопереживать. О них известно не более, чем о пьесе 'Субботний роман'. Практически ни одна из целей, которую они преследовали, не была достигнута. Фильму тяжело дать определение, потому что это в полной мере ни шпионская или военная драма, ни классический нуар-детектив. Эта история могла происходить в другом времени, в другом месте, с другими людьми. Конечно, тут есть пространство для размышлений над сверхзадачей режиссера, но даже профессиональные критики решили не искать черную кошку в темной комнате, потому фильм получил весьма сдержанные отзывы. Он красив и увлекателен в процессе просмотра, однако, оставляет после себя слегка терпкое разочарующее послевкусие.