По равнинам и холмам, по зелёным пастбищам и бесплодным пустошам мчит к своей цели человек, известный как Аризона. Миловидный облик его обманчив, а небольшой рост таит недюжинную физическую силу, мощь которой испытает всякий, кто посмеет задеть её обладателя. Что ещё страшнее для противника, этот улыбчивый юнец блестяще владеет огнестрельным оружием, хотя и не спешит лишний раз пускать его в ход. Ведь Аризона - презренный в глазах многих обитателей Дикого Запада охотник за головами, всегда рискующий, что его охота вернётся бумерангом прямо в голову самому преследователю. Отсюда постоянная концентрация и осмотрительность. Ко всему прочему, такое занятие не чуждо психологии, поскольку очередной беглец от преследования закона вполне может быть доставлен к месту вынесения приговора живым. Настоящему профессионалу лишняя пролитая кровь ни к чему.
Да, и среди них находится место откровенным садистам и головорезам. Но в вестерне испанского режиссёра Хуана Боша персонажи с такими наклонностями отправляются прямиком в лагерь антагонистов, в то время как главный герой с честью блюдёт личный моральный кодекс, позволяющий ему с щеголеватой лёгкостью отказываться от заслуженной награды в пользу небогатого семейства, волей-неволей оказавшейся рядом с очередной разборкой. Посему нет ничего странного в том, что столкнувшись с личным оскорблением, Аризона не только использует все свои навыки против злодея, привыкшего брать чужое исключительно тупым насилием, но и привлекает к действию местных жителей, до того запуганных и молчаливых. Но как совершить маленькую прогрессивную революцию, когда против тебя, как водится, выступает маленькая наёмная армия, городской шериф и, что опаснее всего, такой же опытный стрелок, честно отрабатывающий свой кровавый хлеб..
Такова главная сюжетная интрига «Una bala marcada», и сказать, что она привнесла нечто новое в уходящий жанр, конечно, нельзя. Более того, картина в целом не блещет какими-то выдающимися моментами, и может поначалу оставить о себе впечатление исключительно проходной и вторичной. Во многом так оно и есть, но эта вторичность опирается на крепкий фундамент из качественной актёрской работы, умелой режиссуры и отличного саундтрека. Исполнитель главной роли Питер Ли Лоуренс вроде бы не показывает ничего особенного, используя хорошо отработанные возможности своей «мальчукОвой» внешности, но делает это так подкупающе искренне, что его герою сопереживаешь - а значит типаж сработал. Обаятелен отвечающий за юмористическую составляющую Роберто Камардьель, по-хорошему колоритен харизматичный Карло Гадди, а Франко Бранья, призванный воплощать жестокость и беспринципность, показательно сер и безлик, словно рисуя облик не человека, а некого тёмного отростка из висящей между людьми субстанции зла, подлежащего безжалостному выкорчёвыванию.
Сценарный посыл понятен: посвятив себя разрушению и стяжательству, погружаешься в пещерную деградацию, восставая же против несправедливости и борясь с ней в себе, являешь открытого миру человека. «Много повидал я таких, как он.. Все они одинаковы» - подтверждает эту нехитрую мысль сам Аризона. При это и сам он, и другие герои живые, запоминающиеся и яркие, оставаясь в памяти даже коротким появлением на экране (например, старичок в лавке или несчастный фермер, выбравший «лёгкий путь»), и кого в этом случае отмечать, если не режиссёра и актёрский состав. Что до саундтрека, то его автор, небезызвестный друг и коллега Эннио Морриконе Бруно Николаи явно схитрил, обращаясь к популярной теме, ранее уже использованной им в других картинах. Эта уловка скорее вызывает улыбку, нежели антагонизм. Почему? Так отличная музыка же!)
Бесхитростный и непритязательный, «Меченая пуля» приятно выделяется среди апеннинских вестернов с испанской закваской основательным подходом к делу. И пусть это фильм на один раз - зато этот самый раз может стать хорошим развлечением для зрителя, не пожалевшего на него полтора часа своего бесценного времени.
7 из 10