Простой фильм Бориса Акопова «Бык» очень стилизован под кино 90-х (сцена на рынке отсылает к «Брату» Балабанова). Режиссёру неоткуда брать опыт ельцинского времени, кроме как из музыки и кино, пропитанных тем воздухом.
Декорации стандартные. Рынки, спортзалы, концерты, скамейки, грязь и промзона. Похоже на «Ненастье» Сергея Урсуляка. С атмосферой Акопов справился: в братков и в стрельбу веришь сразу и до конца. Кино музыкальное: от Юры Шатунова до питерского постпанка. Но на середине фильма становится понятно, что режиссёр готовит лобовое высказывание о собственных взглядах на русский опыт 90-х.
Кто такой Антон Быков? Бывший спортсмен, который сел в тюрьму, получил болезнь сердца (из-за неё не может пить, но пьёт), и теперь состоит в районной банде. Харизматичный красавец с пугающе внимательными глазами и резкими жестами олицетворяет честного защитника последнего кодекса справедливости: бандитского. Через него говорит Россия, изрезанная заточками и избитая кастетами. Вокруг Антона происходит самое худшее, в то время как он по ходу сюжета «встаёт на путь истинный». Вокруг пьют, ширяются, бьют друг другу морды. Братковское самоуничтожение (символом которого смело можно считать ношение в руках гранат и угрозы отпустить рычаг и подорваться) не обходит стороной и «Быка», но перед гибелью он спасает своего брата – Мишку.
О Мишке пойдёт отдельный разговор, потому что над этим персонажем, я уверен, Акопов работал не меньше, чем над Антоном.
Всех, кого можно было спасти – «Бык» постарался вызволить. Таню отговаривает уезжать с англичанином, оберегает младшую сестру и в целом спасает свою семью ценой жизни. Совершает самоубийство ради жизни других.
Но в то же время те, кому эта жизнь была таким образом дарована, не знают, что с ней делать и как быть. Им страшно. Вот сейчас погорим о Мишке.
Итак, кто же такой Мишка Быков? Младший брат Антона, живёт без отца, учится в институте, ни к каким неформальным и модным течениям не принадлежит. Не пьёт, не курит, скорее всего девственник, в общем – всем своим существом стоит против подавляющего большинства молодёжи 90-х.
За застольем в начале фильма Антон говорит ключевые для понимания всей задумки Акопова слова: «У него [Мишки] институт, пускай головой учится думать, а не кулаками». Из всех молодых людей, представленных в фильме, Мишка единственный, кто учится и собирается получить высшее образование. Собирается стать интеллигенцией. Антон и бандосы составляют тело той братковской России, от которой особняком стоит Миша Быков, голова нации и будущей страны.
Но в один момент Миша решает всё изменить. Он влюбляется в Таню, которую в «своих» кругах давно прозвали шлюхой, а на деле же она встречается с англичанином, чтобы потом с ним уехать. Таня строит жизнь с перспективой на запад, но языка она не знает.
Это тоже некая метафора на Россию (только ленивый не представлял её в образе роковой женщины). Она хочет стать девушкой европейской, делает всё, что считается атрибутикой западного человека, но она не может главного: говорить на том языке, в чью страну хочет уехать. Так и Россия старается всеми силами перенять политический, экономический и социальный опыт стран запада, но не имеет нужных инструментов, чтобы элементарно прикрутить новые детали к старому корпусу. Поэтому такие преобразования проходят через кровь, убийства, пошлятину и грязь.
Работает Таня в парикмахерской, где происходит формальное посвящение Миши в новую молодёжь – она красит ему волосы в зелёный цвет, в то время как он признаётся Тане в любви.
Музыкальная сцена со смехом и радостью разворачивается неуклюже и больно. Вообще – для Миши характерна неуклюжесть и косолапость, как для медведя. Звериные имена и фамилии в этом фильме вряд ли случайные. Это и позволяет мне назвать фильм «Бык» простым. Миша много раз ошибается, оступается. Бросает институт, готовится ехать в армию (по этой причине бреется налысо, либо же просто чтобы избавиться от зелёных патлов), начинает крутить и курить косяки, смотреть порно.
Миша пытается жить смело и дерзко, но ему такой стиль жизни не подходит. Со слов «Быка» мы также знаем, что атмосферу вокруг младшего брата мать с Антоном выстраивали трепетно и тщательно. Иными словами: Миша Быков тепличный мальчик, чудом спасшийся от «опасностей» юности. Но на деле – оберегая его, мать с Антоном (заменившим семье погибшего отца), не дали Мише опыта жизни. Голова не ведала о том, что происходило с телом. С больным телом (вспомним, что Антон «Бык» сердечник). Самое страшное для Миши то, что он не умеет жить.
Интеллигенция, весь период 90-х вынужденная либо приспосабливаться и идти на компромиссы с властью, либо вымирать – закономерным образом вымерла. Морально и физически. Миша так и не получил высшего образования, остался старшим мужчиной в семье, а это значит, что ему вскоре после смерти Антона нужно будет искать работу.
Ранее я упомянул сериал Сергея Урсуляка «Ненастье», снятый по роману Алексея Иванова, где одной из ключевых сцен был президентский новогодний эфир, из которого страна узнала, что Ельцин уходит со своего поста. Узнала, что Россию бросили. Эта же сцена, как занавес, есть и в фильме «Бык». Кто-то плачет, слушая гнусавый голос Бориса Николаевича, кто-то молча кивает. Но все понимают, что остались жить по итогу в раздербаненной и побитой стране, где задушили интеллигенцию, запугали народ, а братки либо поубивали друг друга, либо прибрали к рукам оставшееся. И в новом тысячелетии, как на выжженной земле, предстоит жить Михаилу Быкову.
Для большинства людей, переживших или, по крайней мере, заставших в сознательном возрасте эпоху «лихих» девяностых, это время ассоциируется с полной разрухой, царящим беспределом, разгулом организованной преступности и полного упадка веры в лучшее. Конечно, эти времена нашли свое отражение во многих отечественных кинолентах. Одной из последних стала работа Бориса Акопова, получившая главный приз на 30-м кинофестивале Кинотавр под названием «Бык».
Синопсис 1997 год. Экономическая пропасть, разруха и разгул преступности охватили буквально всю страну, включая небольшие провинциальные закоулки, в одном из которых разыгрывается целая криминальная драма. В результате бандитской «стрелки» лидер молодой преступной группировки Антон Быков по прозвищу «Бык» попадает в отделение милиции, откуда его вызволяет местный авторитет. Взамен на свободу он просит Антона о деликатной, но очень опасной услуге, последствия которой не пройдут бесследно.
Игра актёров Несмотря на совсем молодой и малоизвестный актерский состав, фильм на удивление отличается по-настоящему талантливой игрой актеров. В первую очередь хотелось бы отметить Юрия Борисова в роли Антона Быкова по кличке «Бык», молодого парня и бывалого зэка, готового пойти на любую жертву ради спасения своих близких. Также оставила неплохое впечатление Стася Милославская в роли Тани, одноклассницы Быка, мечтающей вырваться из плена окружающей разрухи даже ценой собственного достоинства. Из второплановых ролей я бы выделил харизматичную игру Игоря Савочкина в роли местного криминального авторитета Моиеся.
Режиссура В своем полнометражном дебюте Борис Акопов воплотил квинтэссенцию эпохи «лихих» девяностых, выбрав все основные атрибуты, которые ассоциируются с тем временем. Однако он не ностальгирует по нему, а напротив, жестоко вскрывает и показывает истинное нутро в самом неприглядном свете. Здесь режиссер смешал в одном кадре и преступные банды, взращенные из бедных спортивных кружкой, и беспощадная конкуренция между русской и чеченской мафиями, и дворовые перестрелки, которые настолько въелись в слух, что люди воспринимают их как нечто обыденное, и серость, и грязь, и мусор. При этом все это смотрится настолько атмосферно и знакомо, что остается только надеяться, что кому-то из героев удастся вырваться из этого порочного круга.
Сценарий Действие фильма происходит в Подмосковье в 1997 году как раз накануне дефолта. Молодой лидер преступной банды Антон Быков по кличке «Бык» в результате жесткой драки с конкурентами попадает в отделение милиции, где ему уже готовы припаять крупный срок с учетом его опыта на зоне по малолетке. Однако по поручению влиятельного местного криминального авторитета Моисея Антона выпускают. Правда, за свободу Антон вынужден заплатить «деликатной» просьбой, для выполнения которой ему нужно совершить криминальную облаву на одном из рынков, управляемых местной кавказской мафией. Не без проблем Антон выполняет поручение, однако обозленные «владельцы» рынка спускают всех собак ради мести, которая обернется кровавой разборкой.
Итог Конечно, «Бык» - это чистая аллюзия и квинтэссенция ушедшей эпохи, несущая в себе важный смысл о времени, которое важно помнить, чтобы не возвращаться к нему никогда. И эту идею создатели фильма донесли четко, без сантиментов и слащавой ностальгии, которой по тем временам быть не может.
Честно говоря, я скептически отношусь к российскому кинематографу, может предрассудки мешают, может просто довольно развитая насмотренность и сопоставление Российского кинематографа с уровнем зарубежного. И чтобы выбрать фильм на вечер из российского обилия фильмов, я трачу время на поиск, в основном прислушиваюсь к рекомендациям людей, которые разделяют мой вкус и эстетическую составляющую. Чем больше я смотрю наш кинематограф — тем отчетливее понимаю, что очень много хороших картин выходит в прокат. Одним из «тех самых» открытий для меня стал фильм Бориса Акопова «Бык».
Что я могу сказать, переведя дыхание после просмотра, картина выдержанная, серьезная, где атмосфера переносит зрителя в девяностые годы, в самый эпицентр хаоса, разрухи, бандитизма. Сюжет динамичный с неожиданными поворотами, внимание зрителя удерживается за счет талантливой игры актеров Стаси Милославской и Юры Борисова.
Я, как ребенок конца девяностых, не прочувствовала и не увидела своими глазами то лихое время, спасибо Борису Акопову за возможность погрузиться в историческое для страны время. Хочу сказать пару слов о персонаже Антоне Быкове (отсюда и прозвище «Бык»): парень связался с «не той» компанией, стал частью криминального мира. Несправедливость происходящего, ужасы уличных разборок ранят главного героя, но будто и выбраться из последствий своего поспешного выбора уже некуда. А выбора будто иного и нет — либо с гранатой в руке, либо с визой в Америку.
Фильм стоит внимания, это наша с вами история и индивидуальная черта русского менталитета. Более того, на высшем уровне и декорации, и игра актеров, и сильный сюжет. Акопову хочется пожелать творческих успехов и море вдохновения!
90-е. У каждого из нас в голове что-то выстреливает от этого слова. Сразу накрывают воспоминания. Даже тех, кто там никогда не был.
Борис Акопов, дебютант ВГИКа, тоже помнит, году так в 97-ом он был вполне сознательным подростком. А на улицах повсеместно разворачивались ужасные события. Рекет, бандитизм, блатняк.
А 'Бык' - это правдивая история. Правдива она, скорее всего, ровно настолько, насколько позволяли себе братья Коэны в своём 'Фарго'.
Но события, происходящие в картине вполне могли существовать.
Вот есть Бык - глава банды, к своим двадцати трём успевший отмотать срок, осознающий все свои ошибки, но продолжающий идти по кривой дорожке. Все ниже и ниже. А эпоха в этом помогает.
Персонаж, которого показывает Юра Борисов - это очень суровый бандит, который понимает свою никчемность. И никому не желает такой судьбы. Особенно своей семье - младшему брату с сестренкой и болезненной матери.
Теперь об эпохе. Акопов безо всяких прикрасах как треки Кровостока, показывает это суровое время. Но и не забывает о сильных кадрах и качественной съёмке в угоду аутентичности цвета азербайджанского ковра.
А для кого картина? Я думаю, что для наших и ваших. Для тех, кто все помнит и не хочет вспоминать. Но и для тех, кто ничего не видел, но хочет вспомнить.
'Бык' - это яркий, жёсткий дебют и интересный взгляд на эпоху, вполне выражающий мысли поколений 'детей девяностых' и 'миллениалов' одновременно. От 'пора сваливать отсюда' до всеобщей скорби при уходе очередного генсека.
Фильм 'Бык' — дебютная картина молодого режиссера Бориса Акопова, наделавшая немало шума в профильной прессе и громко кричащая в каждом постере-промо-трейлере: 'Картина победитель Кинотавра 2019!'. Понятно, что для молодого режиссера 'взятие' Кинотавра — вполне себе достижение, но учитывая низкий уровень картин на фестивале 19-го года, а также насмешки над фестивалем в среде критиков, выпячивать подобную награду в рекламной кампании, будто бы фильм взял 'Оскар', крайне сомнительная затея.
Тем не менее интерес 'Бык' вызвал, в первую очередь благодаря здоровой тенденции последних лет, когда молодые таланты стартовали именно с лент про 90-ые годы. Сначала выстрелил Балагов с 'Теснотой', ворвавшись в Канны и урвав 'особый взгляд', год спустя Дарья Жук и ее великолепный 'Хрусталь', а в этом году Акопов и 'Бык'. Ставки на картину были максимально высокими, зритель ждал откровений и окончательного закрытия тематики 90-ых годов на экранах. Но чуда, к сожалению, не произошло.
Главный герой фильма, роль которого исполнил знакомый по роли рэйвового торча в 'Хрустале' Юрий Борисов — максимально невыразительный персонаж. Нет, Борисов неплохо справляется с заданными сценарием ситуациями, но сам сценарий настолько непритязателен, что местами создается ощущение его отсутствия на площадке. Есть фильмы, которым подобное идет на пользу, но в случае с 'Быком' такой подход не работает. В диалогах персонажи перекидываются парочкой фраз и расходятся, никаких монологов, никаких запоминающихся диалоговых моментов. Ничего, что хотелось бы увидеть в фильме про бандитов-спортсменов из 90-ых. Персонажи даже 'по фене ботать' не будут, что для тех лет и контингента показанного в фильме — нонсенс.
За то Акопов, который только конец 90-ых застал в более-менее вменяемом возрасте (15 лет ему исполнилось в 2000-ом), собрал абсолютно все мемы и штампы про эпоху. Серьезно, здесь и злобные Чечены держащие рынок, с упоением смотрящие новости о приезде Яндарбиева к Ельцину. Здесь и Дэнди с Мортал Комбатом, и потный 'брат любер' в качалке, и спичечный короб анаши, и варящие 'ханку' на ложке торчи, и рэйвы с настоенной на 'марке' Колой, да даже прощальная речь Ельцина в 99-ом году! И это только вершина того эксплуатирования эпохи, к которому прибегнул Акопов. Оно и понятно, откуда человеку толком не жившему в то время, знать об устоях, нравах и приличиях коммьюнити тех лет.
Но есть в фильме и хороший момент, вытекающий из негативного эксплуататорства избитых штампов — визуальная подача. Чего у фильма не отнять, так это стилистического пиршества, в каждом кадре искренне кайфующего с эстетики 90-ых годов. Снятый на анаморф (анаморфотная оптика) фильм продает грязное прошлое нашей страны и самую безумную эпоху как нечто стильное, до тошноты мерзотно притягательное. Фактически в каждом кадре и на каждой локации — своя, понятная только в нашей стране и братским народам, красота опостылевшей безысходности.
А еще у фильма, в отличии от избитых клише в кадре, полный порядок с саундтреком. Композиции подобраны органичные, многие из них ранее в фильмах про 90-ые вообще не использовались, что сыграло в плюс и немного возвысило ленту над экранными штампами, коих выше перечислено немало. Откопали покрывшуюся пылью 'Химеру', 'Анонс' и классиков романтики тех лет не забыли, в картине присутствовала культовая композиция коллектива 'Лесоповал' про 'Дом в подмосковье'. Это тоже прибавило атмосферности ленте и добавило 'мерзотной притягательности' из абзаца выше.
Итог. 'Бык', который должен был стать откровением и завершением тематики 90-ых в кино, в сценарном плане получился заурядным фильмом о 'шестерке', шедшей к успеху. Главный герой невыразителен, хотя Борисов очень сильно пытался подарить ему хоть какую-то искру, а основное действие... Его нет. Герои что-то делают, на кого-то работают и иногда дерутся. Собственно, в предыдущем предложении и есть все 90-ые годы, но все же мы о кино речь ведем, а не о реальной жизни.
В плане передачи эстетики тех лет, кино заслуживает похвалы. Сочная картинка, продающая эпоху зрителю с потрохами. Некоторые сцены и вовсе чуть ли не копируют сюжеты 'Криминальной России', так подробно и с любовью в кадре подобраны локации, костюмы, персонажи. Но за этим, к сожалению, пустота.
Изумительно красивая, через край клишированная пустота.
'За Демократию. Пусть все свободным станет — ни решеток, ни запретов, ни власти, пусть только совесть останется.'
Портрет дураков отцов и распутных матерей. Рецензия на фильм-победитель 30-го Кинотавра «БЫК»
Про 90-е в России можно говорить бесконечно. Это время занимает своё особое место в отечественной истории, оно стоит особняком от всего остального ХХ века, являясь напоминанием старшему поколению о тех страшных временах, когда криминальные разборки за точки на рынках были нормой, каждый день кто-то стрелял средь бела дня, пока в этот момент молодые сами убивали себя на бесконечных тусовках. Этот период времени прежде всего символизирует развал Союза, после которого страну в прямом смысле начали захватывать бандиты, использующие молодёжь, как исполнителей, обещая им взамен богатую, сладкую и романтическую жизнь в духе «Бригады».
По своей структуре «Бык» больше походит на бессюжетную прогулку по определённому отрывку времени. В фильме практически отсутствует начало, зрителя с головой погружают в историю, предоставляя лишь небольшую экспозицию, представляя основных героев и вводя в курс дела. Все последующие полтора часа происходит всё то, с чем 90-е и ассоциируются у простого народа: бесконечные разборки, драки во дворах, бездушные неоновые клубы с так называемой буржуазной электронной музыкой, панк-рок вечеринки, а ещё любовь целого поколения к Сникерсам и Кока-Коле, прячущим от своих родителей vhs-кассеты с немецкой порнографией.
Всё это не имеет не только начала, но и конца. С одной стороны, это потому, что 90-е ушли в небытие, как только на закате десятилетия куранты пробили двенадцать, и народ вместе со своими шрамами перешёл в новую эру высоких технологий, а с другой – они всё ещё здесь, потому что, по факту, далеко не из всех уголков России 90-е ушли. Они остались в регионах, в далёких от столицы маленьких провинциальных городах, где по-прежнему можно в час ночи встретить подражателя Саши Белого, работающего на местного криминального авторитета. Все эти мысли лежат на поверхности картины, которые зрителю нужно додумывать самостоятельно, чтобы «Бык» сработал в конечном итоге так, как он и задумывался.
В центре условного сюжета находятся больше архетипы, чем персонажи, являющиеся по совместительству ещё и набором реальных прототипов. Поскольку «Бык» – очень бодрая и динамичная прогулка по эпохе, то режиссёр словно лично водит зрителя за ручку по местам «боевой славы». Есть лишь безымянный город где-то за пределами МКАД-а, 90-е за окном и люди, живущие в этом период, слушающие «Мираж» или же песни про Олю и СПИД группы «Анонс» – всё зависит от гендерных или же чисто интеллектуальных предпочтений. Персонажей в фильме много и все они колоритные, играющие на контрастах. Здесь и криминальные авторитеты, и дворовая шпана, и распутные мечтательницы, ищущие на свою пятую точку западный кошелёк, да желательно потолще, а также простые семьи, выживающие в то непростое время.
Всех этих героев объединяет, пожалуй, единственный вдоволь раскрытый персонаж ленты – Антон Быков, по прозвищу «Бык». Роль Быкова исполнил молодой талант Юрий Борисов, запомнившийся год назад всем своим образом экспрессивного наркомана из «Хрусталя» – другого фильма про другие многострадальные 90-е от Дарьи Жук. В «Быке» же Борисов играет менее вспыльчивого, спокойного и более мудрого раздолбая с улицы. Актёр предстаёт перед зрителем в амплуа человека, загубившего собственную жизнь ещё в молодости, связавшись с криминалом, из которого юнцы не способны уже выкарабкаться. Когда к его герою пришло осознание того, кто он и что вообще творится вокруг – было уже поздно. Окружающая несправедливость пожирает его изнутри, разрывая день за днём и без того больное сердце молодого бандита с золотым сердцем.
Вокруг «Быка» крутятся не столь интересные и глубокие персонажи, но всё же запоминающиеся. Ближайшие друзья «Быка», имеющие так же клички, ходят где-то на фоне, напоминая местную фан-базу «Бригады» для бедных. Из них из всех выделяется лишь «Дуглас» (Сергей Двойников), да и то потому, что он единственный, кому отвели отдельную сюжетную арку про наркотическую зависимость. Есть ещё и продажные милиционеры, и дети, наблюдающие за перестрелками бандитских группировок со стороны, и стереотипная, даже для «Быка», то ли чеченская, то ли кавказская около-мафия. Но всех их перекрывает Игорь Савочкин, человек, съевший собаку на ролях выпускников ВГИК-а. Савочкина хоть мало, но он делает уникальной каждую сцену со своим участием.
И всё, что касается самого ВГИК-а, чей продюсерский центр из года в год продолжает спонсировать молодые таланты, то «Бык», увы, в отличие от двухгодовалого «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» ничем оригинальным похвастаться не может. В этом плане «Бык» – типичная ВГИК-овская картина, но зато снятая с душой. В операторском плане, к слову, снята невероятно мастерски и находчиво. Отмеченный отдельным призом на 30-ом Кинотавре оператор Глеб Филатов, как и Борис Акопов, тоже выпускник ВГИК-а, настолько виртуозно обращается с камерой в отдельно взятых сценах, что только благодаря визуальную стилю фильма зритель начинает в него верить.
Атмосферу начинают рушить лишь некоторые предметы реквизита, позаимствованные у современности, вроде современной бутылки из-под Кока-Колы, а также монтаж, выбивающий зрителя из погружения в ленту. Из-за монтажа местами складывается ощущение, словно картину нещадно порезали, выбросив из неё важные сцены, благодаря чему некоторые сцены не вяжутся друг с другом из-за того, что между ними нет важных связующих фрагментов. Герои могут встречаться и договариваться о чём-то за кадром, в то время как зритель будет лишь недоумевать от происходящего, пытаясь понять, что и как вообще происходит.
Но в целом, «Бык» – это достойная реконструкция 90-х для тех, кто смог пережить это время. Пожалуй, в этом и есть маленькая проблема фильма – он слишком узконаправлен. Для неживших в то время людей картина мало чем сможет приглянуться, а для выросших на «лихих» улицах той эпохи «Бык» станет чем-то вроде возвращения в молодость. Борис Акопов сделал настоящий альманах из реальных историй, изменив имена и место действия. Что-то в картине снято по его собственным воспоминаниям, что-то он слышал от родных и знакомых, а что-то и так все знают, но лишний раз предпочитают не говорить об этом.
«Бык» Бориса Акопова – это ни разу не культовый «Брат», это и не «Бригада», и даже не уровень «Жмурок» – одного из самых слабых фильмов раннего Балабанова, но из большинства современных картин, рефлексирующих по 90-м, за фильм Акопова хотя бы не стыдно. Его дебютная лента не хватает звёзд с неба от самого своего начала и до самого конца, но она и не теряет собственную хватку, оставаясь выдержанным, серьёзным, по-мужски брутальным и по-женски наивным фильмом о несправедливости потерянного времени и поколения, с лёгким налётом чёрной комедии, из-за чего даже самые тяжёлые сцены не отдают чернухой, так любимой современными режиссёрами.
Девяностые навсегда внесли в историю кинематографа такие фильмы, как 'Брат' и 'Жмурки', так что молодой режиссёр, взявшийся за описание этого времени в 2019 году, вынужден конкурировать с шедеврами, на которых рос и взрослел сегодняшний зритель.
Но поразительным образом 'Бык' остаётся самобытным. Это и вправду фильм о бандитах, но Борис Акопов не концентрирует внимание зрителя на личности каждого из них. Здесь история персонажа раскрывается в двух - трёх фразах и кажется совершенно незначительной по сравнению со временем, в котором герои картины живут.
Автор по крупицам собирает эпоху, так что находит пропущенные многими тонкости. Например, крайне важную роль в сюжете играет атмосфера подвального спортзала. Это целый мир, который включает в себя особенный образ жизни и мыслей его завсегдатаев. Сюда не приходят 'на одно занятие', здесь нет профессиональных тренеров, которые объясняют тонкости работы на каждом тренажёре.
Из-за желания вместить как можно больше деталей получается, что на главных героев не хватает хронометража, а зритель вынужден наблюдать, как один стереотип сменяет другой. В сюжете удалась, пожалуй, только любовная линия. Из-за неё единой и следишь за переплетениями истории.
В общем, оценивать данный фильм следует с поправкой на аудиторию. Абстрактному зрителю он не понравится, но знающий человек найдёт в картине что-то своё, какую-то важную мелочь, вынесенную из прошедшей эпохи.
Я отношусь ко второй категории, так что и ставлю фильму похвальные
Девяностые становятся культовой эпохой для наших кинематографистов как времена Сухого закона в США для Голливуда. И понятно почему, где еще взять колорит и фактуру, как в те, почти мифические, для молодых режиссеров, годах, когда стреляли, убивали, делили собственность и рушился старый мир советской жизни, и на смену семимильными шагами шел новый российский мир. Вот и молодой режиссер, фильма победителя «Кинотавра», обратился к той далеко не «привлекательной» поре.
В центре повествования подмосковный город (на его месте мог оказаться любой маленький город РФ), в котором проживают лишенные будущего люди, а багаж прошлого не дает им вырваться из мирка, в котором они живут. Авторы фильма отлично передали колорит провинциальной жизни, с «серыми» домами, «серой» листвой осенних деревьев, «серым» небом – именно серость окружающего бытия стала приметой времени, несмотря на то, что фильм цветной, такое отражение мира целиком соответствует происходящему на экране. Отличная операторская работа кстати. И в маленьком этом городке развиваются события связанные с жизнью Антона Быкова (Быка), бывшего спортсмена, судимого, мелкого уголовника и парикмахерши (именно таким словом) Тани. В них нет бушующих страстей, в них есть безысходность, и как не парадоксально какая- то провинциальная душевность. Трагизм главных героев в том, что они не могут и не хотят менять свои жизни, они часть окружающего мира и советского воспитания. Когда Таня могла изменить свою жизнь, она не сделала этого, подавшись душевному порыву и чувствам – иррациональность, которая не свойственна большинству современных барышень. Герои плывут по течению, Бык нагуливает «авторитет» и ведет «пацанский» образ жизни, он даже не может представить иного образа жизни, не говоря уже про то, чтобы что - то изменить. И вот из таких, порой, примитивных моментов складывается положительное восприятие фильма. Возможно, сюжет не глубок, нет подсмыслов и раскрытия богатого или не очень внутреннего мира героев, но в контексте повествования, это не является существенным недостатком. Лично для меня важнее оказалось целостное восприятие, когда на промахи в мелких деталях не обращаешь внимание, главное суть - беспросветное бытие героев в неспокойное время передано хорошо.
Теперь об актерах – мне понравились и Борисов, и Милославская, им удалось убедить меня поверить их героям, пусть местами, в нюансах, проступали шероховатости, но с ролями справились. Именно такими были и именно так должны были закончить их герои. Они показали, что Бык и Таня не бездушные, озлобленные персонажи, а живые люди. Из второстепенных персонажей выделю Игоря Савочкина, великолепное понимание образа, стиля героя. Каждое появление вызывали восторг.
В итоге – еще один фильм на тему «лихих девяностых», похуже «Бумера», но лучше «Чужой», в котором есть все приметы времени, неплохая актерская работа, сюжетные линии, операторская работа и саундтрек (песни к месту и точно отражающие момент).
Приветствую, друзья! Сегодня поделюсь с вами впечатлениями от дебютного фильма Бориса Акопова под названием «Бык». Сюжет окунает зрителя в непростые 90-ые годы СССР. На дворе экономическая пропасть и раздор. Криминальные ужасы разворачиваются «средь бела дня». Главный герой - Антон Быков по прозвищу «Бык», молодой лидер одной из преступных группировок. Погрязший в «грязной» работёнке Антон попадает в отделение милиции, откуда его вызволяет «старый знакомый», который взамен просит о «маленькой», но опасной услуге.
Картина является главным призёром 30-го «Кинотавра». Я не мог пропустить данное явление в отечественном кинематографе, поэтому заручился приглашением на премьерный показ и посмотрел фильм за день до старта проката, чему несказанно рад. Если вкратце, то «Быку» удалось меня приятно удивить. Более подробно сейчас расскажу ниже!
Начну с атмосферы. 90-е переданы идеально точно: тот хаос, бедность, интерьеры квартир, ржавые жигули, одежда тех времён. Хотя в некоторых эпизодах вся концепция рушится на глазах, когда в кадре появляется, например, современная бутылка из-под «Кока-колы».
В фильме роль протагониста исполнил невероятно талантливый Юрий Борисов, ставший популярным благодаря «Хрусталю» Дарьи Жук. Мне понравилась его актёрская игра, как и всего остального каста. Помимо Юрия здесь сыграли: Стася Милославская, Александр Левин, Сергей Двойников, Игорь Савочкин и другие.
Персонажей в фильме много, большинство из них запоминающиеся и колороитные. Центральным героям, впервые в современном отечественном кинематографе, часто можно посопереживать. На протяжении всего просмотра мне не было на них плевать. А второстепенные персоны не кажутся лишними и лишь дополняют картину. Но есть и крупный недостаток у данного аспекта: при всей крутости героев - они самые обычные «бандитские» пацаны из 90-х, в которых нет чего-то сверх-оригинального или эксцентричного. Все продемонстрированные образы мы уже видели либо ранее в кинематографе, либо даже на реальных улицах.
Уверен, многие в зале проронили слёзку, услышав всем знакомые ретро-хиты 90-х, наподобие «Анонса», «Миража», «Химеры» и многих прочих популярных в те времена исполнителей. Благодаря аудиоряду картина воспринимается более живой и родной.
Визуал, монтаж и операторская работа будто кричат «эй, тут всё на голливудском уровне!». И вправду, не покидало ощущение, что я посмотрел фильм не нашего производства. Ведь здесь даже техническая составляющая сделана в сто раз лучше иных выходящих отечественных лент. С одной стороны - это круто и похвально, а с другой - порой это мешает погружению в атмосферу «Быка».
Сюжет, тема «бандитизма» и тяжелого выживания в «лихие» 90-ые виртуозно обыграны режиссёром. Сценарий не так лёгок и прост, как может изначально показаться, а также он полон неожиданных поворотов и нисколько не вторичен. Выражаю огромный респект Борису Акопову!
Подытожу. Я чрезмерно удивлён тем, что молодой дебютант сумел завоевать главный приз 30-го «Кинотавра» и снять, по крайней мере, не стыдную драму про те наши суровые времена. Конечно же, это всё ещё не уровень «Брата» или сериала «Бригада», однако благодаря «Быку» лёд в российском кинематографе обязательно тронется. Хочу поддержать уважаемого режиссёра и завысить оценку. Рекомендую посмотреть тем, кто хочет поностальгировать по своей молодости или кому интересно, как жили в «лихие» «совковые» 90-ые.
Забавная в своей бескрайности маркетинговая уловка – продвигать фильм по схеме «(название продукта) + (имя наиболее известной персоны, задействованной в продукте)». Допустим, Джеки Чан - режиссёр. «Фильм Джеки Чана» - ладно. Только актёр? Учитывая, что он всё внимание будет перетягивать на себя, тоже ладно. А если всего лишь продюсер? «Смотрите «Лучший отряд 2», новый фильм Джеки Чана» - это уже хамство.
Минимальный критерий попадания фильма под категорию «авторский» - единоличные режиссура и сценарий без вмешательства жадных функционеров студии. Но есть на свете несколько радикально авторских фильмов – там режиссёр сидит не на двух, а на ещё большем количестве стульев. Борис Акопов написал срежиссировал, смонтировал и скомпозировал свою дебютную полнометражную работу, и всё это провернул блестяще. Засим первая его ипостась – Роберт.
Акопов позволяет себе оммаж: название фильма выведено красными буквами на чёрном полотне, и тут же главный герой попадает в отделение, где полицай констатирует год его рождения – 1975й, а ещё голос Юрия Борисова поразительно созвучен голосу Сергея Бодрова, вот так совпало, а? На фоне основного нарратива разворачивается вялое противостояние патриота и манкурта, бэкграунд состоит из грязи и обшарпанных сооружений, а время года застряло меж зимой и летом. И конечно же, повествование сопровождается аутентичной музыкой. Вторая ипостась – Алексей.
Акопов собрал из географических осколков былого эстетический портрет 90х. Режиссёр делится своей любовью к наследию шального прошлого через акцентирование архитектурного конструктивизма, пустырей и луж размером с озеро. Как в большой беде есть надежда, так и в тяжёлые времена найдётся уютная парикмахерская, скамья в обшарпанном дворе, свёрнутая калачиком голая женщина с сигаретой в руке и солнечный свет, выглядывающий из-за крыши многоэтажки. Третья ипостась – Ка Вай.
Да, сюжет наполнен жизнью, но в данном случае внятная суть меркнет из-за ослепительно красивой формы: ландшафт, реквизит, освещение не аккомпанируют нарративу, а затмевают его. Даже актёрская игра в фильме является отдельным локомотивом, и если Борисов крут ещё со времён третьего сезона «Ольги», то игру едва заметной в «Коробке» Стаси Милославской режиссёр прокачал до уровня исполнения Елены Лядовой.
Не хочется называть Бориса Акопова «новым Балабановым» или «российским Вон Ка Ваем», потому что такие изречения как бы подозревают вторичность. Нет, я лишь скажу, что этот парень вобрал в себя всё лучшее, чем богаты три упомянутых мастера: абсолютный контроль процесса созидания, полный контакт с актёрами и повышенная внимательность к атмосфере. Теперь главное – не… Впрочем, даже если талант будёт поглощён злым роком, важная миссия Акопова на Земле уже выполнена: на свет появился «Бык».