Честно говоря, я скептически отношусь к российскому кинематографу, может предрассудки мешают, может просто довольно развитая насмотренность и сопоставление Российского кинематографа с уровнем зарубежного. И чтобы выбрать фильм на вечер из российского обилия фильмов, я трачу время на поиск, в основном прислушиваюсь к рекомендациям людей, которые разделяют мой вкус и эстетическую составляющую. Чем больше я смотрю наш кинематограф — тем отчетливее понимаю, что очень много хороших картин выходит в прокат. Одним из «тех самых» открытий для меня стал фильм Бориса Акопова «Бык».
Что я могу сказать, переведя дыхание после просмотра, картина выдержанная, серьезная, где атмосфера переносит зрителя в девяностые годы, в самый эпицентр хаоса, разрухи, бандитизма. Сюжет динамичный с неожиданными поворотами, внимание зрителя удерживается за счет талантливой игры актеров Стаси Милославской и Юры Борисова.
Я, как ребенок конца девяностых, не прочувствовала и не увидела своими глазами то лихое время, спасибо Борису Акопову за возможность погрузиться в историческое для страны время. Хочу сказать пару слов о персонаже Антоне Быкове (отсюда и прозвище «Бык»): парень связался с «не той» компанией, стал частью криминального мира. Несправедливость происходящего, ужасы уличных разборок ранят главного героя, но будто и выбраться из последствий своего поспешного выбора уже некуда. А выбора будто иного и нет — либо с гранатой в руке, либо с визой в Америку.
Фильм стоит внимания, это наша с вами история и индивидуальная черта русского менталитета. Более того, на высшем уровне и декорации, и игра актеров, и сильный сюжет. Акопову хочется пожелать творческих успехов и море вдохновения!
«Бык», где главную роль сыграл Юра Борисов, один из самых востребованных актеров современности, получил Гран-при на «Кинотавре» в 2019 году. Роль криминального братка далась Борисову настолько хорошо, что после нее Юра попал в другой проект – российско-финскую картину «Купе номер шесть». «Бык» поехал на фестиваль в Карловы Вары, где Юхо Куосманен, режиссер «Купе номер шесть», был членом жюри. Куосманен посмотрел «Быка», позвонил продюсерам и сказал, что нашел героя, настолько он остался впечатлен экранным Антоном Быковым. Неотесанный главный герой в «Купе номер шесть» и живущий по понятиям Антон Быков – приблизительно одного поля ягоды, и у актера явно «набита рука» в этом плане. Есть и другие маргинальные образы, созданные Борисовым в кино. В фильме «Хрусталь» Юра сыграл Алика, диджея с наркотической зависимостью. Подготовка к роли потребовала от него реального соприкосновения с веществами: «Я пошел в клуб, понюхал амфетамин, всю ночь там колбасился и запоминал, что чувствую», - рассказывает Юра. Кто-то сетует на то, что Антон Быков практически списан с Данилы Багрова Балабанова. Однако, Борисов и не скрывает, что при создании «Быка» он вдохновлялся Сергеем Бодровым и культовым фильмом «Брат». На съемках Борисов старался разговаривать как Бодров. «Для меня он (Бодров) был очень важным человеком. Не актером, а именно человеком. Мне хотелось говорить таким же голосом, который был у него в „Брате“. Это был намеренный закос под Данилу Багрова», - признается Юра. Перед дублями Борисов напрягал горло, чтобы говорить низким голосом.
Режиссер фильма Борис Акопов посвятил фильм своим родителям. «В «Быке» я говорил о своем прошлом, закрывал какие-то гештальты, разбирался в том, откуда я произошел», - откровенничает Акопов.
В «Быке» не надо искать потаенных смыслов, там все просто и наглядно, как выбитый зуб, порезанная щека или продырявленный бок. Не могу сказать, что я поклонница криминального жанра как такового, но кино меня все же зацепило. Фильм о девяностых невозможно было снять без любви к девяностым. Это гимн той эпохе, фильм-ностальгия. Да, это был сложный период политической и экономической нестабильности, ельцинской шоковой терапии, чеченских войн, крушения идеалов и ценностей, переосмыслений исторического наследия, обострения криминальной обстановки (и романтизации образа тех, кто был не в ладах с законом), борьбы за власть, падения моральных устоев как отдельно взятых людей, так и нации в целом. Это было время массового оттока населения бывшего СССР в эмиграцию в поисках лучшей жизни и создания рынка невест с постсоветского пространства (и эта тенденция косвенно упоминается в «Быке»).
Однако, это было еще и время нашей молодости, когда предостаточно сил, энергии, надежд, и многое кажется по плечу. Я никогда не забуду то ощущение надежды, свободы и перемен, что витало в воздухе в 1990-е. Тогда рушились и создавались целые империи и состояния, и ты точно был уверен, что добьешься гораздо большего в жизни, чем твои родители, тебе светит успех, и все будет офигенно. Да, мы выживали, теряли ориентиры, попадали в затруднительные ситуации, но не отступали и наслаждались молодостью. Теперь, как правило, мы можем позволить себе гораздо больше, чем тогда. Но есть ли у нас драйв, и вырастают ли крылья за спиной? Мы становимся тяжелее на подъем, многое оцениваем скорее через призму рацио, чем эмоций. Нам есть, что терять. Вот это, пожалуй, самый важный фактор. А тогда зачастую терять было нечего, и этот дух бесшабашности очень хорошо передан в «Быке». Есть только здесь и сейчас, и только этот момент имеет значение.
Надо отдать должное режиссеру - без создания определенной эмоциональной атмосферы никакие документальные свидетельства в виде братков в цепях на крутых тачках и саундтрека вроде группы «Мираж» не помогут.
Фильм не сказал ничего нового? Ну а почему бы и вправду не закрыть гештальт? RIP, девяностые!
Простой фильм Бориса Акопова «Бык» очень стилизован под кино 90-х (сцена на рынке отсылает к «Брату» Балабанова). Режиссёру неоткуда брать опыт ельцинского времени, кроме как из музыки и кино, пропитанных тем воздухом.
Декорации стандартные. Рынки, спортзалы, концерты, скамейки, грязь и промзона. Похоже на «Ненастье» Сергея Урсуляка. С атмосферой Акопов справился: в братков и в стрельбу веришь сразу и до конца. Кино музыкальное: от Юры Шатунова до питерского постпанка. Но на середине фильма становится понятно, что режиссёр готовит лобовое высказывание о собственных взглядах на русский опыт 90-х.
Кто такой Антон Быков? Бывший спортсмен, который сел в тюрьму, получил болезнь сердца (из-за неё не может пить, но пьёт), и теперь состоит в районной банде. Харизматичный красавец с пугающе внимательными глазами и резкими жестами олицетворяет честного защитника последнего кодекса справедливости: бандитского. Через него говорит Россия, изрезанная заточками и избитая кастетами. Вокруг Антона происходит самое худшее, в то время как он по ходу сюжета «встаёт на путь истинный». Вокруг пьют, ширяются, бьют друг другу морды. Братковское самоуничтожение (символом которого смело можно считать ношение в руках гранат и угрозы отпустить рычаг и подорваться) не обходит стороной и «Быка», но перед гибелью он спасает своего брата – Мишку.
О Мишке пойдёт отдельный разговор, потому что над этим персонажем, я уверен, Акопов работал не меньше, чем над Антоном.
Всех, кого можно было спасти – «Бык» постарался вызволить. Таню отговаривает уезжать с англичанином, оберегает младшую сестру и в целом спасает свою семью ценой жизни. Совершает самоубийство ради жизни других.
Но в то же время те, кому эта жизнь была таким образом дарована, не знают, что с ней делать и как быть. Им страшно. Вот сейчас погорим о Мишке.
Итак, кто же такой Мишка Быков? Младший брат Антона, живёт без отца, учится в институте, ни к каким неформальным и модным течениям не принадлежит. Не пьёт, не курит, скорее всего девственник, в общем – всем своим существом стоит против подавляющего большинства молодёжи 90-х.
За застольем в начале фильма Антон говорит ключевые для понимания всей задумки Акопова слова: «У него [Мишки] институт, пускай головой учится думать, а не кулаками». Из всех молодых людей, представленных в фильме, Мишка единственный, кто учится и собирается получить высшее образование. Собирается стать интеллигенцией. Антон и бандосы составляют тело той братковской России, от которой особняком стоит Миша Быков, голова нации и будущей страны.
Но в один момент Миша решает всё изменить. Он влюбляется в Таню, которую в «своих» кругах давно прозвали шлюхой, а на деле же она встречается с англичанином, чтобы потом с ним уехать. Таня строит жизнь с перспективой на запад, но языка она не знает.
Это тоже некая метафора на Россию (только ленивый не представлял её в образе роковой женщины). Она хочет стать девушкой европейской, делает всё, что считается атрибутикой западного человека, но она не может главного: говорить на том языке, в чью страну хочет уехать. Так и Россия старается всеми силами перенять политический, экономический и социальный опыт стран запада, но не имеет нужных инструментов, чтобы элементарно прикрутить новые детали к старому корпусу. Поэтому такие преобразования проходят через кровь, убийства, пошлятину и грязь.
Работает Таня в парикмахерской, где происходит формальное посвящение Миши в новую молодёжь – она красит ему волосы в зелёный цвет, в то время как он признаётся Тане в любви.
Музыкальная сцена со смехом и радостью разворачивается неуклюже и больно. Вообще – для Миши характерна неуклюжесть и косолапость, как для медведя. Звериные имена и фамилии в этом фильме вряд ли случайные. Это и позволяет мне назвать фильм «Бык» простым. Миша много раз ошибается, оступается. Бросает институт, готовится ехать в армию (по этой причине бреется налысо, либо же просто чтобы избавиться от зелёных патлов), начинает крутить и курить косяки, смотреть порно.
Миша пытается жить смело и дерзко, но ему такой стиль жизни не подходит. Со слов «Быка» мы также знаем, что атмосферу вокруг младшего брата мать с Антоном выстраивали трепетно и тщательно. Иными словами: Миша Быков тепличный мальчик, чудом спасшийся от «опасностей» юности. Но на деле – оберегая его, мать с Антоном (заменившим семье погибшего отца), не дали Мише опыта жизни. Голова не ведала о том, что происходило с телом. С больным телом (вспомним, что Антон «Бык» сердечник). Самое страшное для Миши то, что он не умеет жить.
Интеллигенция, весь период 90-х вынужденная либо приспосабливаться и идти на компромиссы с властью, либо вымирать – закономерным образом вымерла. Морально и физически. Миша так и не получил высшего образования, остался старшим мужчиной в семье, а это значит, что ему вскоре после смерти Антона нужно будет искать работу.
Ранее я упомянул сериал Сергея Урсуляка «Ненастье», снятый по роману Алексея Иванова, где одной из ключевых сцен был президентский новогодний эфир, из которого страна узнала, что Ельцин уходит со своего поста. Узнала, что Россию бросили. Эта же сцена, как занавес, есть и в фильме «Бык». Кто-то плачет, слушая гнусавый голос Бориса Николаевича, кто-то молча кивает. Но все понимают, что остались жить по итогу в раздербаненной и побитой стране, где задушили интеллигенцию, запугали народ, а братки либо поубивали друг друга, либо прибрали к рукам оставшееся. И в новом тысячелетии, как на выжженной земле, предстоит жить Михаилу Быкову.
История коллективного бессознательного в сэттинге 90х
Первая рецензия. Так волнительно! Максимально без спойлеров.
Фильм для любителей фильмов 'Брат', 'Бумер' и... режиссера Даррена Аронофски. (Внезапно?)
Трейлер. О нем стоило бы поговорить отдельно, но не буду. Тот, кто его сделал - молодец! (Мааамааа разреши мне...)
Логлайн. (Если кто не знает - это короткое описание к фильму, которое написано и на этом сайте и на Википедии) Так вот. Не читайте его. Не знаю, кто его придумал. Лишний набор букв, который не описывает фильм.
Персонажи и Актеры. Вот тут фильм 10 из 10. Персонажи каждый как на подбор. Немного о них:
ГГ(главгерой) - Наверное, типичный архетип героя в фильмах о 90х. Есть погрехи, связанные с ним - как диалоги, так и в общем.
Дуглас. Персонаж, который зацепил. Интересно вписали его в сюжет.
Агасфер. Найдите это имя в поиске в интернете. Относительно этого персонажа можно строить даже теории его появления в фильме.
Диалоги, которые люди ругают. Я задам вам вопрос: А научились ли люди говорить даже в 21 веке? Диалоги тут - отождествление эпохи. Эпоха деградации как умственной, так и духовной. Эпоха в которой люди еще 'не вернулись с войны'. Но, однако, имхо, диалогам не хватает какой то изюминки... И согласен, что тут стоило поработать получше. На цитаты разбирать особо нечего.
Саундтрек. Уровень очень высок, но, имхо, можно было и лучше.
Иноземные захватчики. Или кавказцы. Приятно, что они изображены нейтрально. Они не антагонисты, ведь весь фильм о криминальном мире. Они тактично 'берут свое' в захваченной стране. Смотри и страдай, как говорится.
Атмосфера фильма. Уровень высокий. Режиссура понравилась. Фильм вызывает эмоции и чувства - и это главное.
Чего то, знаете, не хватило чтобы поставить фильму 10 из 10. Фильм говорит, что быть сознательным - важнее, чем алкоголь, наркотики, глупость и жестокость. Просто не говорит это прямо. Если вам фильм не понравился - попробуйте более внимательно посмотреть в следующий раз. Не обязательно в ближайшее время - через год, 5, 10. Фильм того стоит.
Учтем, что дебют довольно яркий, но есть над чем работать.
''Большое бычье сердце, что так болит от несправедливости вокруг''
Иногда кажется, что все, что нужно фильму, - это искренность. Сюжетные линии могут быть непримечательны, постановки кривоватыми, но если есть искренность, которая наполняет персонажей и движет ими, тогда и наслаждаешься картиной. Отрицательность главного героя Антона, уже отсидевшего хулигана, всем понятна, но точно также понятно сочувствие ему. Когда видишь, как он заикается, успокаивая мать, или пытается признаться в любви, 'вроде как что-то чувствуя', а потом, как он бесстрашно тычет пушкой в грозных кавказцев (стереотипных до смешного), начинаешь проникаться, но не этими пацанскими делами, а безысходностью, пониманием, а от того сочувствием несчастному пригороду Москвы.
Подчас ожидаемые, но далеко не простые сюжетные ходы и абсурдно формалистические сцены, вроде рейва, где каждый персонаж яркая типичность (как остроумничающий наркоман или смотрящий исподлобья амбал), - все это, словно удачно расставленные софиты, выводит на экран 97 год, пусть зачастую такой киношный и такой романтизированный.
И про все сравнения с 'Братом', наверно, можно сказать одно: 'Бык' - это не столько осознанный и наблюдательный анализ, сколько попытка обернуть прошлое страны и детство режиссера в мир кино, что больше роднит его с 'Теснотой' Балагова.
Снимаю шляпу! Давно я с таким удовольствием не смотрел кино. Долго ждал его на платформах, тк заинтересовала и тема и режиссер. Тема: 90-х для меня всегда близка- видели, помним. НТВ -почище игр престолов репортажи делали с утра до вечера (казнили, нашли, взорвали, расстреляли). Ну и режиссер, который по первому образованию хореограф (я не знаю иерархию у танцоров-сорян), служил в большом театре, потом закончил ВГИК и снял про 90-е (по возрасту он многое должен помнить про лихие). В общем: бывший танцор-хореограф из большого, снимает фильм про 90-е! Интересный замут!
ПРО ФИЛЬМ:
Шикарный кастинг, божественная картинка и простая: выверенная и проверенная, как автомат Калашникова, история. Все это я проглотил на одном дыхании.
Облегченные и менее жестокие «ЖМУРКИ» снятые в эстетично- клиповой манере. Фильм однозначно заслуживает внимания. В нем есть все лучшие моменты эталонных фильмов к которым нужно стремиться.
Супруге фильм напомнил режисуру Гаспара Ноэ, особенно в моментах, когда камера жила своей жизнью, сопровождая героев в огромном муравейнике (как в фильме «Экстаз»). Мне он напомнил режиссерские работы Райана Гослинга- особенно (когда увидел поющего босса в караоке), и ранним «Гадфеллас»: с длинными и сложными операторскими проходами и вылизанную картинку.
Понравилась: братская борьба, в лучших традициях Дина в фильме «К востоку от рая», дружба с стиле «Бумера», и главный герой.
Фильм получил разные отзывы. Но я буду топить - за плюс (который положительный). Мне не показались персонажи поверхностными, каждый живет своей жизнью: желание хорошей жизни оправдывается убогим бытом и нежеланием персонажа по рассохшейся колее добираться до работы. Жиза - все все понимают.
Сцена с финальным монологом Ельцина… За самое нутро зацепила.
Тридцатипятилетний дебютант Борис Акопов, взявший главный приз Кинотавра, кто он? Откуда взялся? И почему именно ему суждено было стать выразителем умонастроений своего поколения? Теперь на эти вопросы уже не найти ответов, но факт то, что его «Бык» - произведение столь же эпохальное для нашего кино, как «Санькя» Прилепина и «Библиотекарь» Елизарова для русской литературы. Поколение тридцати-сорокалетних застряло в междумирье, между либеральными иллюзиями диссидентов и роботизированным функционированием поколения айфонов, оно единственное в России совершенно не верит в миражи капитализма, не считая пенсионеров. Акопова не будут смотреть современные двадцатилетние навальнята, мечтающие о возвращение ельцинской свободы, также, как не будут они читать «Библиотекаря» с его фантомной ностальгией по СССР.
«Бык» - настолько цельное художественное высказывание, что если бы не «Витька Чеснок…», то можно было бы сказать, что оно не имеет аналогов в современном российском кино, где все от Серебренникова и Звягинцева до Твердовского и Германа-младшего – сплошь либералы. Но если вы думаете, что перед вами – очередное кино про бандитов в духе «Бригады» и «Бумера», то вы сильно ошибаетесь. Как и картины его учителя Балабанова (а родство с ним прослеживается на протяжении всего «Быка», прежде всего в мастерском сочетании изображения и музыки, в нерасторжимом аудиовизуальном сплаве, который очаровывает и пугает одновременно), лента Акопова исследует мифологическую матрицу постсоциалистических руин со свободой на пьедестале, воссоздавая все ее признаки и попутно разоблачая их.
«Бык» - не о бандитах, а о механизмах выживания в 90-е, о «новом варварстве» и абсурдном насилии, войне всех против всех, которое охватило весь глобализированный мир в последнее десятилетие ХХ века, а не только Россию. Просто страны бывшего соцлагеря оказались под мощным идеологическим гнетом, первичное накопление капитала происходило там примитивно и первобытно путем разграбления национальных ресурсов. Все это фон «Быка», его подтекст, подразумеваемый, но спрятанный в закадровое пространство, а на поверхности – вроде бы частная история молодых людей, завоевывающих свое место под буржуазным солнцем в тщательно реконструированном и детализированном вещественном контексте.
Использование Акоповым эстрадной попсы, казалось, бы приводит к противоположным результатам, чем применение рэпа Хантом в «Чесноке», - однако, это видимость, не более. Популярная музыка, как и реклама, создает симулякр, привлекательную оболочку буржуазного счастья, социальный мираж, к которому все должны якобы стремиться (это исследует Пелевин в «Поколении П» и Бегбедер в «99 франках»), но контрастом к этим розовым соплям выглядит брутальный видеоряд: глаза не врут, врут уши. Потому на мой взгляд апогеем этого аудиовизуального противопоставления становится проход Тани в наушниках по улице под «Солнечное лето» группы «Мираж» (!), когда зрителя буквально корежит от наглого обмана буржуазных пропагандистов с их свободой, когда он слышит на фоне разрушенных и оплеванных подъездов:
Завтра улечу
в солнечное лето.
Буду делать все,
что захочу.
Вся страна улетела в это «солнечное лето» с обетованием безграничной свободы, а обрела лишь кровь, смерть и новое рабство. «Бык» - кино бескомпромиссное именно своим демистификаторским. развенчивающим пафосом, в отличие от тех же романов Пелевина, написанных в 90-е (с которым возникают ассоциации не раз, прежде всего – с «Жизнью насекомых», которые заканчиваются теми же словами из той же песни «Миража»!), где сохраняются абсурдные реликты советского мезозоя, вступающие в гротескное противоречие с новыми капиталистическими реалиями, в «Быке» приметы советского времени начисто отсутствуют – возникает полное ощущение, что СССР разрушено до основания, так что и призрака его не осталось, а бывшие пионеры и комсомольцы так удачно встроились в новую первобытную культуру, что их просто не узнать.
Эстетически «Бык» - шаг вперед в сравнении даже с фильмами Балабанова, тем же «Братом» или «Жмурками» (из первого здесь много цитат, самая очевидная – разборка с кавказцами на рынке), Акопов работает почти без чернухи, без крови и насилия, даже почти без мата, создавая страшное зазеркалье 90-х нестандартной операторской работой, активно использующей цвет и свет (что в нашем кино вообще табу, не считая «Селфи» Хомерики), тщательно продуманный контрапунктивный монтаж, восхищающий уже в начальной сцене, концептуальный спор музыки и видеоряда и многие другие приемы настоящего профессионала режиссуры, что удивительно для дебютанта.
Высокохудожественные, цельные эпизоды, где напряжение может создать простое качание на качелях, нужны Акопову для доказательства социальной теоремы, которое не случайно заканчивается новогодним выступлением главного кремлевского упыря 90-х – это последний кирпичик либерального мифа о президенте, подарившем стране свободу, но, на деле, деградировавшем вместе с ней. Именно поэтому – перед нами не «Бумер» и не «Бригада», не очередная спекуляция на бандитской теме, а последовательная демифологизация либерального миража, которой занимались и Прилепин, и Елизаров в своих текстах, и многие другие, но в кино – почти никто, кроме Балабанова (потому поколение тридцати-сорокалетних на него буквально молятся).
«Бык» восполняет этот пробел, сохраняя с автором «Брата», «Жмурок» и «Кочегара» еще одну важную преемственность: Балабанов обожал Беккета и Кафку, в начале своей карьеры экранизировав и того, и другого, он сохранил приметы экзистенциального абсурда и в бандитских историях, особенно в «Кочегаре». Акопов едва заметно идет по его стопам, сам того, не понимая, вслепую, но история любви в «Быке» почти беккетовско-стеллинговская (Йос Стеллинг – любимый режиссер Балабанова), столь она пронзительно безутешна. В любом случае Акопов, надеюсь, еще пойдет этим пока неосознанным для него путем, обогатив свою и без того нетривиальную киновселенную, в которой он ставит серьезные эстетические задачи и блеском их решает.
Атмосферный фильм, который погрузил меня в 90-е - я их пережил! Актёры, работа оператора очень сильно впечатлили и дали вспомнить всё что было тогда, но скажу честно, лучше же бы я не вспоминал... Грязь, наркота, пьянство, невероятные истории потрясающие своей жестокостью, блатная ' романтика', металл - электронная музыка и тотальная безнадёга - всё это вспыхнуло 'бэдтрипом'. Сравнивать фильм с другими похожими историями не могу, фильм оказался для меня очень личным и спустя полжизни заставил задуматься в какой же жопе мы были. Момент с Ельциным как контрольный выстрел, который слезами выдавил ненависть на 'человека', взявший на себя ответственность и под новый год, где на столах у большинства людей почти ничего не стояло, просто сказал 'извините, я ухожу'. Вспомнил всё и хочу забыть, но появляются новые воспоминания, где была и любовь, которая наверное и не дала утонуть в кошмаре 90-х, все шансы на это были. Отдельное спасибо за трэк Дельфина - Если просто - очень подходящий трэк - он пережил 90-е.
Фильм 'Бык' — дебютная картина молодого режиссера Бориса Акопова, наделавшая немало шума в профильной прессе и громко кричащая в каждом постере-промо-трейлере: 'Картина победитель Кинотавра 2019!'. Понятно, что для молодого режиссера 'взятие' Кинотавра — вполне себе достижение, но учитывая низкий уровень картин на фестивале 19-го года, а также насмешки над фестивалем в среде критиков, выпячивать подобную награду в рекламной кампании, будто бы фильм взял 'Оскар', крайне сомнительная затея.
Тем не менее интерес 'Бык' вызвал, в первую очередь благодаря здоровой тенденции последних лет, когда молодые таланты стартовали именно с лент про 90-ые годы. Сначала выстрелил Балагов с 'Теснотой', ворвавшись в Канны и урвав 'особый взгляд', год спустя Дарья Жук и ее великолепный 'Хрусталь', а в этом году Акопов и 'Бык'. Ставки на картину были максимально высокими, зритель ждал откровений и окончательного закрытия тематики 90-ых годов на экранах. Но чуда, к сожалению, не произошло.
Главный герой фильма, роль которого исполнил знакомый по роли рэйвового торча в 'Хрустале' Юрий Борисов — максимально невыразительный персонаж. Нет, Борисов неплохо справляется с заданными сценарием ситуациями, но сам сценарий настолько непритязателен, что местами создается ощущение его отсутствия на площадке. Есть фильмы, которым подобное идет на пользу, но в случае с 'Быком' такой подход не работает. В диалогах персонажи перекидываются парочкой фраз и расходятся, никаких монологов, никаких запоминающихся диалоговых моментов. Ничего, что хотелось бы увидеть в фильме про бандитов-спортсменов из 90-ых. Персонажи даже 'по фене ботать' не будут, что для тех лет и контингента показанного в фильме — нонсенс.
За то Акопов, который только конец 90-ых застал в более-менее вменяемом возрасте (15 лет ему исполнилось в 2000-ом), собрал абсолютно все мемы и штампы про эпоху. Серьезно, здесь и злобные Чечены держащие рынок, с упоением смотрящие новости о приезде Яндарбиева к Ельцину. Здесь и Дэнди с Мортал Комбатом, и потный 'брат любер' в качалке, и спичечный короб анаши, и варящие 'ханку' на ложке торчи, и рэйвы с настоенной на 'марке' Колой, да даже прощальная речь Ельцина в 99-ом году! И это только вершина того эксплуатирования эпохи, к которому прибегнул Акопов. Оно и понятно, откуда человеку толком не жившему в то время, знать об устоях, нравах и приличиях коммьюнити тех лет.
Но есть в фильме и хороший момент, вытекающий из негативного эксплуататорства избитых штампов — визуальная подача. Чего у фильма не отнять, так это стилистического пиршества, в каждом кадре искренне кайфующего с эстетики 90-ых годов. Снятый на анаморф (анаморфотная оптика) фильм продает грязное прошлое нашей страны и самую безумную эпоху как нечто стильное, до тошноты мерзотно притягательное. Фактически в каждом кадре и на каждой локации — своя, понятная только в нашей стране и братским народам, красота опостылевшей безысходности.
А еще у фильма, в отличии от избитых клише в кадре, полный порядок с саундтреком. Композиции подобраны органичные, многие из них ранее в фильмах про 90-ые вообще не использовались, что сыграло в плюс и немного возвысило ленту над экранными штампами, коих выше перечислено немало. Откопали покрывшуюся пылью 'Химеру', 'Анонс' и классиков романтики тех лет не забыли, в картине присутствовала культовая композиция коллектива 'Лесоповал' про 'Дом в подмосковье'. Это тоже прибавило атмосферности ленте и добавило 'мерзотной притягательности' из абзаца выше.
Итог. 'Бык', который должен был стать откровением и завершением тематики 90-ых в кино, в сценарном плане получился заурядным фильмом о 'шестерке', шедшей к успеху. Главный герой невыразителен, хотя Борисов очень сильно пытался подарить ему хоть какую-то искру, а основное действие... Его нет. Герои что-то делают, на кого-то работают и иногда дерутся. Собственно, в предыдущем предложении и есть все 90-ые годы, но все же мы о кино речь ведем, а не о реальной жизни.
В плане передачи эстетики тех лет, кино заслуживает похвалы. Сочная картинка, продающая эпоху зрителю с потрохами. Некоторые сцены и вовсе чуть ли не копируют сюжеты 'Криминальной России', так подробно и с любовью в кадре подобраны локации, костюмы, персонажи. Но за этим, к сожалению, пустота.
Изумительно красивая, через край клишированная пустота.
'За Демократию. Пусть все свободным станет — ни решеток, ни запретов, ни власти, пусть только совесть останется.'
Девяностые навсегда внесли в историю кинематографа такие фильмы, как 'Брат' и 'Жмурки', так что молодой режиссёр, взявшийся за описание этого времени в 2019 году, вынужден конкурировать с шедеврами, на которых рос и взрослел сегодняшний зритель.
Но поразительным образом 'Бык' остаётся самобытным. Это и вправду фильм о бандитах, но Борис Акопов не концентрирует внимание зрителя на личности каждого из них. Здесь история персонажа раскрывается в двух - трёх фразах и кажется совершенно незначительной по сравнению со временем, в котором герои картины живут.
Автор по крупицам собирает эпоху, так что находит пропущенные многими тонкости. Например, крайне важную роль в сюжете играет атмосфера подвального спортзала. Это целый мир, который включает в себя особенный образ жизни и мыслей его завсегдатаев. Сюда не приходят 'на одно занятие', здесь нет профессиональных тренеров, которые объясняют тонкости работы на каждом тренажёре.
Из-за желания вместить как можно больше деталей получается, что на главных героев не хватает хронометража, а зритель вынужден наблюдать, как один стереотип сменяет другой. В сюжете удалась, пожалуй, только любовная линия. Из-за неё единой и следишь за переплетениями истории.
В общем, оценивать данный фильм следует с поправкой на аудиторию. Абстрактному зрителю он не понравится, но знающий человек найдёт в картине что-то своё, какую-то важную мелочь, вынесенную из прошедшей эпохи.
Я отношусь ко второй категории, так что и ставлю фильму похвальные