'Вишнёвый сад' по-американски (но интереснее, чем у Чехова)
Ох, редко я ставлю высший балл фильмам или сериалам... Но сейчас как раз такой случай! Первые два сезона отличные, жду третий.
По-моему, тут нечего улучшать. Всё гармонично и замечательно. И что самое удивительное, тут фактически нет какой-то стержневой истории, на которую далее сценаристы нанизывают 'мясо'. Есть просто ряд центральных и ряд второстепенных персонажей, у каждого из которых есть какая-то своя история. И эти истории вовсе не обязаны (как думают многие сценаристы) быть какими-то головокружительными и неожиданными. Нет, дело не в этих историях как таковых, а в том замечательном венке, в который они сплетаются. (Можно даже сказать, в ажурной диадеме.) А в целом мы видим картину того, как старая американская аристократия (потомки англосаксонских поселенцев, ставившие себя выше новых 'понаехавших') оттесняется на задний план новым классом - капиталистами, не имеющих длинной родословной, но имеющих капитал. Уходит одна эпоха, приходит другая (отсюда и ассоциации с 'Вишнёвым садом').
При этом я, кажется, впервые увидел в американском кино (по крайней мере, таком - коммерчески успешном) тему борьбы рабочих за свои права. Да-да, та самая тема, которая была так популярна в советские годы (тут уже можно вспомнить, например, 'Угрюм-реку'). Наконец американский кинобизнес осознал и отразил, что капитализм - это не только капиталисты, но и пролетариат. Что ж, любопытненько...
Далее выделю плюсы, которые мне особенно запомнились.
Несмотря на возрастной рейтинг 18+, этот сериал вполне можно смотреть с детьми, лет эдак от 12-ти. Постельные сцены нечасты и показаны намёками, как в старом добром советском кино, один раз за 2 сезона мелькает женская грудь. В целом никакой пошлости. По нынешним временам это диковинная редкость!
Картинка очень красивая. Великолепие костюмов и декораций. На большом экране в формате высокой чёткости смотреть очень приятно - глаз радуется.
Создатели сериала - и это опять-таки редкость - не пытаются выжимать слезу из зрителя, применять эмоциональные качели. Никаких жестоких сцен и форсированного трагизма. Сериал нисколько 'не грузит', после него неизменно остаётся приятное послевкусие. Он именно развлекает, в самом хорошем смысле этого слова, то есть позволяет приятно и интересно провести время.
НА ЗАМЕТКУ РОССИЙСКИМ СЦЕНАРИСТАМ: мне понравилось, как создатели сериала обращаются с непростыми эпизодами из американской истории (классовое и половое неравенство, расизм и т.п.). Они вовсе не посыпают головы современных американцев пеплом, просто показывают - да, было так. И сам собой делается вывод, что сейчас стало гораздо лучше. А кто молодец? Да все мы (американцы, то есть) молодцы, что прошли такой большой и сложный путь! Виват, Америка! Да, именно такой пафос (который местами всё-таки сквозит чересчур сильно). В нашем кино я просто не знаю таких примеров. Как показать какие-то тяжёлые, отталкивающие моменты нашей истории - так это охотников полно. Но вот сделать какие-то жизнеутверждающие выводы - так нет, у нас так не принято. В итоге после российских фильмов и сериалов на историческую тематику постоянно остаётся неприятное, горькое послевкусие. А тут нет...
Этот фильм прекрасен тем, что чуть ли ни каждый диалог можно растащить на цитаты.
- Деньги не самое важное.
- Деньги самое важное, когда их нет.
Очень атмосферное и точно бьющее в одну цель кино. Его часто пытаются сравнить с Аббатством Дуантон. Но кроме исторической хронологии эти сериалы не имеют ничего общего. Аббатство лелеет традицию, упивается ее красотой и утонченностью. Позолоченный век это фильм о новом, молодом, о конфликте старого и нового. 'Они вас и не любят, потому что вы новое, а они уже прошлое.'
С исторической точки зрения это тоже очень сильный фильм. Первые кадры, когда повозки едут по какому-то лесу сопровождаются титрами Cental Park - это сейчас центр Нью-Йорка, начало его самого дорогого и престижного района Манхеттена. Конечно, для того чтобы лучше почувствовать этот фильм лучше побывать в этом городе и на его улицах. Именно тогда очень хорошо чувствуешь какой путь прошли американцы за 150 лет.
Но это кино не только о Америке. Оно о том, что часто так ценимая традиция это уже только чванство и бессмысленное высокомерие. Как бы некоторые не цеплялись за конфедерацию, домострой, прелести старых побед и героический поражений, время все равно берет свое.
Здесь конечно потрясающие костюмы, великолепные декорации. Они выстроены таким образом, что глядя на главную героиню невольно представляешь как бы она похорошела разлохматив свою строгую, вычурную прическу.
Актуальный эскапизм или нарядный сериал о переменах
1880-е. Светский Нью-Йорк. Джулиан Феллоуз. О, да.
Новая историческая драма создателя «Аббатства Даунтон», так же, как и его главное детище, поначалу подкупает тем, ради чего в первую очередь и смотрят подобные шоу: декорациями и костюмами. Причудливые шляпки утром и играющие при свете свечей шелка вечером, искусные фарфоровые чашки на званых обедах и сверкающий хрусталь на балах, и независимо от времени суток всегда набитые произведениями искусства богатые особняки. Но чем больше любуешься формой, тем сильнее наслаждаешься содержанием.
Термин «позолоченный век» обозначает «эпоху беспрецедентно интенсивного экономического роста США», когда в страну хлынули новые деньги, «заработанные на строительстве железных дорог, шахтах и финансовом рынке». Мир тогда изменился бесповоротно, и Феллоуз, взяв за основу противостояние старых и новых денег, изящно преподносит конфликт на примере светских приверженцев традиционного уклада, где людей из категории «сделал себя сам» пока признавать отказываются. Кто ж знал, что вскоре именно они станут достоянием Америки и современной культуры вообще!
Проводником между традиционалистами и новоявленными выскочками становится осиротевшая дочь генерала-южанина — по совместительству младшая дочь Мэрил Стрип, — которая думала, что интересы ее нью-йоркских тётушек ограничиваются лишь осуждением американской манеры сервировать стол (в старых домах признавался исключительно британский вариант). Но, как и все у Фэллоуза, оказывается гораздо глубже.
Достойно, сдержанно, со вкусом.
Для кого?
Для тех, кто желает погрузиться в эпоху «неудержимого роста благосостояния молодой нации».
Второй сезон слишком однотипен с первым, вау-эффекта больше нет. Поэтому всё больше чётче замечаем, что богатые в этом сериале ведут себя как дети, а прислуга им подыгрывает.
В первом нам было интересно наблюдать то, что в США когда-то было настоящее что-то английское: наряды, экипажи, дома и т.п. От этого всего до сих пор остались постройки в том же Нью-Йорке.
Второй сезон уже слишком типичный и однотипный. Думается, что к первому готовились очень долго и продуманно. А второй уже штопали второпях, хотя наряды дам всё ещё красивы.
Уникальной темой второго сезона стало то, что мы узнали, что среди прислуги есть тот, кто когда-то был среди богачей, но потом был вынужден смириться с новой для себя должностью. И, наоборот, среди прислуги была та, которая теперь стала дамой высшего общества.
В остальном всё та же мыльная опера, но в ней всё работает как швейцарские часы... или японские - всё выверено и точно. Люди влюбляются, кто-то женится, люди расстаются, люди хотят стать кем-то в обществе, кто-то достигает чего-то, а кто-то, увы, умирает, только-только обретя счастье. Попутно мы смотрим на технические, архитектурные и прочие инновационные свершения тех лет. Смотрим на оперный театр и новый мост. В конце прошлого сезона видели первую интерпретацию подсвеченных электричеством домов. Опять же затрагиваем тему расизма в США, отправляясь в южный штат, где всё ещё крепки старые предрассудки рабовладельчества. Отдельной темой идёт борьба рабочих за свои права, в частности за 8-часовой рабочий день - знаменитая профсоюзная деятельность в США, ставшая со временем одной из самых мощных внегосударственных систем, хотя и не менее коррумпированной, как и прочее.
Позолоченный век... век, где много позолоты, но что под ней? Ржавчина или что позловонней?
Разница между английскими и американскими традициями.
1880-ые, Нью-Йорк. США уже прошли через изнурительную гражданскую войну и отменили рабство, постепенно все пережитки рабовладельчества искореняются (кроме неявного расизма, хотя на севере он менее явный). Изначальные поселенцы Америки (населявшие эти земли ещё до революции или войны за независимость от Англии), имеющие европейские корни, часто английские, всё ещё владеют каким-то состоянием и влиянием, но век новых инноваций вроде развития железных дорог дарят американцам новых влиятельных личностей, которые имеют быстро нажитые огромные деньги, но не имеют благородного происхождения, зато хотят влиться в круг так называемых влиятельных. Влиятельным же нужны деньги, но они не очень хотят пересекаться с неблагородными.
В итоге имеем кучу Аббатств Даунтон, можно сказать, на одной улице почти. Есть те, кто воспитан практически в викторианском стиле и не принимает в свой круг новых богачей без благородного имени. Есть те, кто очень хочет влиться в такое сообщество и косит под него. Есть даже афроамериканка, которая хочет урвать своё в новом мире. Есть и прочие. У нас есть все от самых низов вроде кухарок и прислуги до властелинов-пластилинов нового мира.
Век прошлый по-английски столкнулся с веком новым по-новоамерикански. На самом деле между ними нет разницы. И там, и там лгут, обманывают, воруют, скрывают под благородством много всякой всячины, желают славы и денег, хорошей партии. Под позолотой этого (нашего настоящего) мира тоже не ромашки и одуванчики цветут и пахнут вовсе не розами. Об этом фильм.
Как немного почитал, сериал очень долго готовили. Это не продукт нескольких недель или даже нескольких месяцев. Это что-то большее и куда лучше прочего ширпотреба сериального американского.
Порой отвлекаюсь от сути и просто внимательно вглядываюсь в кадр. HBO в этом фильме создали параллельную вселенную из красивых вещей. Костюмы: уверен, сами жители конца 19-го века позавидовали бы таким костюмам. Огромное число разных шляпок и шляп, манерно сделанных, с перьями, брошью, подвязками, интерьерно-показной подсветкой в которой играет дополнительную роль драгоценный свет камней. Платья с корсетами, бантами, шнуровкой, в атласной переливке. Разные модели мужских смокингов. Тщательно проработанные уличные сцены погружают вас в эпоху Нью-Йорка конца 19-го века.
Залы подобны Эрмитажным (по ходу картины, управляющий из дома напротив сравнивает интерьер посещённого украдкой дома с Версалем). Ненавязчивые крупные планы резной мебели, канделябров, хрустальных люстр, интерьерных скульптур. Авторы сериала напитывают картину 'аристократическим благочестием' этикета, обращая внимание на десятки мелочей, включая отличие сервировки на английский и американский манер.
Особый жанр сарказма в лице хозяйки дома. Многие помнят короля сарказма - Анатолия Папанова (крылатые фразы: шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты; тебя посадют, а ты не воруй …) и родилась его королева - Кристин Барански. Благодаря авторской подаче, каждое её эффектное появление в приглушённом свете предвкушает ваше саркастическое ожидание в улыбке, последующее высказывание вызывает лёгкий смешок не переходя черту к жанру комедии.
Резюмируя - картину можно с удовольствием смотреть даже забыв про сюжет (тоже замечательный!).
Еще когда сериал 'Аббатство Даунтон' приближался к своему завершению, были разговоры о том, что его создатель Джулиан Феллоуз планирует создать приквел о молодых годах Роберта Кроули и его (будущей) супруги Коры. Поклонники не могли не заинтересоваться. Но в итоге было решено снять нечто новое, о новых героях, перенося действие в Америку. Не сразу (только после выхода второго сезона) я пришла к Позолоченному веку. И это был на удивление интересный сериал!
1880е годы. Нью-Йорк. Благодаря стремительному экономическому развитию страны после завершения Гражданской войны, самые богатые семейства американского общества буквально купались в роскоши, устраивали грандиозные приемы, а также боролись за то, чтобы попасть в круг избранной элиты. В это время юная девушка Мэриан Брук, вынужденная покинуть Пенсивальнию после банкротства и смерти отца, переезжает к своим тетушкам, которые принадлежат к одному из уважаемых семейств Нью-Йорка ван Райн. Напротив их дома в роскошном особняке проживают Расселлы, сколотившие баснословное богатство на железных дорогах. Мать семейства, Берта Расселл готова на все, чтобы попасть в высшее общество Нью-Йорка, которые высокомерно смотрят на таких нуворишей, как Расселлы.
Конечно же, когда выпускается сериал, позиционирующий себя как спин-офф, то ему не избежать сравнений с оригиналом. Но самой главное помнить то, что хоть их и создал один и тот же человек, но каждый проект принадлежит не только к разным временных эпохам, но и к разным странам и культурам. Все-таки Европа и особенно Англия - это тысячелетняя история, вековые традиции и уклад, который не менялся долгие годы. Тогда как Америка - это страна возможностей, новизны, развития, где каждый может добиться успеха, богатства и процветания. И это осознание станет ключом к пониманию происходящего на экране. Мы видим как герои сериала хотят достичь чего-то, стать кем-то большим чем они есть сейчас, и если в Англии такое казалось бы странным и даже в чем-то неуместным, в Америке середины-конца XIX века - все кажется возможным.
Если в Аббатстве в центре сюжета было семейство вымышленное (несомненно имеющее несколько реальных прототипов), то в Позолоченном веке у персонажей вполне угадываемые прототипы, и к тому же, реально существовавшие личности также принимают в действии самое активное участие. Сериал можно еще назвать и в чем-то историческим - ведь мы можем увидеть и понять, как жили представители высшего американского общество, поразиться их роскоши, величественными особняками, пышными приемами, пестрыми дамскими нарядами, шляпками, перчатками, зонтиками... Также в сюжет включают знаковые события того времени, как открытие тех мест, которые тогда казались чем-то невозможным и невероятным (как проведение электричества, открытие Бруклинского моста и театра Метрополитен). Видим также и знаменитые баталии между представителями (даже представительницами) высшего света, которые борются за право быть принятыми в так называемый клуб избранных, а затем и возглавить этот самый клуб - также основанные на реальных событиях.
Актерский состав также не может не подвергнуться сравнению с Аббатством - и тут кстати Позолоченный век несколько проигрывает. В том плане, что не все персонажи столь же яркие и запоминающиеся. Ведь если в Аббатстве уже с первой серии запоминаешь имена не только господ, но и некоторых слуг, то здесь требуется больше времени. Я бы сказала, это из-за слишком стремительного темпа повествования: порой действие так быстро несется вперед, что не успеваешь попросту запомнить всех персонажей сериала. Либо не на каждом так тщательно сконцентрировано внимание. Однако, можно сказать, что ко второму сезону эту проблему исправили - когда героям выделяется достаточно времени для развития, то и наблюдать за ними стало не только понятнее, но и в разы интереснее.
Хоть не всем дается достаточно времени, но все же многие герои сериала достаточно интересные, с яркими характерами. Дом ван Райнов, который состоит из авторитарной, гордой и справедливой Агнес (Кристин Барански) и ее доброй и чуткой сестры Ады (Синтия Никсон), которые принимают у себя свою племянницу Мэриан (Луиза Джейкобсон), что уже полностью меняет их спокойную и размеренную жизнь. Ведь Мэриан молодая и свободолюбивая, жаждущая открывать новый мир, знакомиться с новыми людьми, сделать что-то новое. И это часто не нравится тетушке Агнес, которая не привыкла когда ей перечат, не одобряет новых знакомых и некоторые занятия племянницы. Ада же, хоть часто и поддерживает старшую сестру, но куда мягче и деликатнее решает проблемы, помогая Мэриан освоиться в новом городе, найти новый путь и свое счастье. Мэриан же начинает новую жизнь и попадает в самую гущу противостояния старого и нового миров, порой совершает ошибки, но остается невероятно доброй и сострадательной девушкой, у которой впереди еще столько всего.
Напротив их дома (как бы противоположность старого мира) живут сказочно богатые Расселы - железнодорожный магнат, барон-разбойник Джордж Расселл (Морган Спектор), его деятельная и влиятельная жена Берта (Кэрри Кун) с детьми Ларри (Гарри Ричардсон), который мечтает добиться успеха самосоятельно, без помощи отца, и Глэдис (Таисса Фармига), которая мечтает вырваться из-под надзора предприимчивой матери, у которой явно большие планы на дочь. Впечатление они производят ошеломляющее: Джордж - добившийся всего сам, крепко держит свою империю под контролем, управляет многочисленными предприятиями и тысячами рабочих, оставаясь при этом примерным семьянином, который безумно любит супругу и детей. Его жена - решительная, расчетливая, высокомерная Берта же на протяжении обоих сезонов впечатление производила двоякое. Пытаясь попасть в высшее общество она использует любые средства (даже самые сомнительные), вызывает одновременно и восхищение, и сочувствие, и раздражение. Понимая, кто был ее историческим прототипом (и что именно произошло в конце второго сезона), я с некоторой тревогой жду того, какой она будет в третьем сезоне...
Довольно яркой героиней была и Пегги Скотт (Дене Бентон) - молодая журналистка из афроамериканского общества (хоть и обеспеченного, но подчеркивающего расовое неравенство, возникшее как раз во время Позолоченного века), ставшая подругой для Мэриан, которая также мечтает достичь успеха, даже несмотря на протест ее консервативных родителей.
Позолоченный век - сериал, который ко второму сезону становится самостоятельным произведением с живой историей, увлекательными персонажами, собственным колоритом и большими планами для развития. Третьего сезона я буду ждать с большим предвкушением.
В эпоху Позолоченного века расцвела идея социального дарвинизма, которая звучит как «выживание наиболее приспособленных». Полагаю, именно эту идею пожелали воплотить авторы картины. Роскошные дома и туалеты, прекрасное образование, владение этикетом - все это доступно как старой знати, так и 'новым людям', которые достигли высокого положения не за счет происхождения, а за счет деловых качеств и удачи. На этой почве расцветает замечательный конфликт.
Итак, в левом углу ринга Агнес Ван Райн, представляющая старую аристократию. В правом углу - Берта Рассел из 'новых людей' с большими деньгами и большими амбициями. Построив себе дворец буквально напротив дома Агнес, Берта задалась целью войти в высший свет. Чопорная Агнес разумеется будет всеми силами этому противиться. На самом деле обе героини стоят друг друга, и за их войной весьма любопытно наблюдать.
В эпицентр этой заварушки попадает молодая и наивная племянница Агнес, которая после смерти отца переезжает в Нью-Йорк в дом теток. Девушке предстоит непростой выбор, ведь нельзя одновременно пользоваться привилегиями старой аристократии и водить дружбу с соседями-дельцами без роду и племени. Кроме того, она должна решить, готова ли всю жизнь посвятить лишь благотворительности, которой пристало заниматься девушке из приличной семьи, или же она хочет заниматься настоящей работой, способной изменить мир. Конечно, сюда вплетается и романтическая линия, и ее потенциальный избранник отнюдь не удовлетворяет высоким требованиям тетушки Агнес. В общем, проблем у Мариан немало, и наблюдать за нравственными метаниями юной леди занимательно.
В дань традициям 'Аббатства Даунтон' часть экранного времени отдана жизни и личным драмам слуг. В одном из эпизодов дворецкий из дома Ван Райнов, попав в дом Расселов, кичится высоким происхождением своих хозяев и ловко вворачивает несколько обидных шпилек, чем уязвляет и вводит в тревогу сначала дворецкого, а потом чуть ли не всех слуг Расселов. Конечно, господам мало дела до этих распрей, но такой акцент показывает расслоение общества буквально во всех слоях.
Если вернуться к идее «выживания наиболее приспособленных», то многие сюжетные ходы продемонстрируют, что даже гордые аристократы готовы склониться перед силой, смелостью и умом 'новых людей'. А кто не сможет адаптироваться к современным реалиям, где уже далеко не все решают титулы, неминуемо пойдет ко дну. Нынешнее положение вещей доказывает, что те же Рокфеллеры успешно продолжают свои династии в отличие от угасших домов потомков первых переселенцев, которые прибыли в Америку на Мейфлауэре.
Актерский состав сериала великолепен: главную роль Мариан Брук исполнила Луиза Джейкобсон – дочь легендарной Мэрил Стрип, одну из ее теток сыграла Синтия Никсон, напыщенную леди Агнесс воплотила на экране Кристин Барански, известная своими ролями в Мамма MIA! и спин-оффе «Хорошей жены'.
Джулиан Феллоуз в очередной раз порадовал зрителей великолепным сценарием, а режиссеры умело воплотили историю на экране. Посмотрев 4 серии из 10, с уверенностью могу сказать, что сериал достоин просмотра. Уже известно, что 'Позолоченный век' получит продолжение в виде второго сезона. Остается лишь запастись терпением.